СОБЫТИЯ: Во сыром бору

Автор: Родион Насакин

С 18 по 20 апреля в подмосковном пансионате «Бор» проходила теперь, пожалуй, наиболее значимая тусовка деятелей Рунета – вторая конференция «Интернет и Бизнес» (КИБ).

Программа альтер-РИФа

Не секрет, что у этого мероприятия есть конкурент, тоже борющийся за внимание отечественных е-бизнесменов и просто онлайн-знаменитостей, – Российский Интернет-Форум (РИФ). И несмотря на то, что некоторые персоны успевают засветиться и там и там, РИФ, который в этом году проходил с 5 по 7 апреля, выглядит более официальным мероприятием, поскольку проходит под патронатом Роспечати, при поддержке Минобразования и т. д. В этом году участников РИФа поприветствовал записанный на видео Сергей Миронов (председатель Совета Федерации) и рассказал о достижениях в сфере гражданской открытости.

Что же касается таких тем, как платежные системы или кадровые ресурсы Рунета, то они более глубоко обсуждаются на КИБе. Эта конференция курируется корпоративной плеядой из AdWatch, Begun, Mail.ru, Rambler, Softkey, TNS Gallup Media, РБК, Яндекс и пр., фактически делающих мероприятие "для себя". Естественно, что они к КИБу и относятся с большей привязанностью.

На конференции в этом году поднимались как вечные темы, вроде рекламных технологий или судьбы поисковиков, так и не совсем стандартные, например, адекватность онлайн-опросов, правовая защита владельцев интернет-проектов или эволюция онлайн-СМИ в эпоху Web 2.0. Интересно, что информационной безопасности в этом году на КИБе вообще ни одной секции докладов или круглого стола не посвятили. То ли обсуждать там нечего, то ли уже подустали слушать, что спам – это зло, которого много, а хакеры не дремлют.

Зато организаторам вдруг показалась интересной заявка, посвященная GPS-проектам, и в последний день прошел круглый стол "Интернет, картография и GPS". Возможно, действительно вопрос монетизации геопроектов в Сети назрел, тем более что у участников перед глазами имеется пример Google, который вовсю торгует локальной рекламой на своих спутниковых снимках. Тем не менее тема была необычная для мероприятия, посвященного проблемам интернет-бизнеса, и собрала больше людей, чем можно было ожидать. Однако в заявленных темах практически не было привязки к бизнесу. Участникам предстояло решить, кому принадлежат авторские права на UGC или является ли UGC угрозой национальной безопасности и т. п. Да и состав был немного нетипичным – представители достаточно специализированных для КИБа компаний, вроде 77.ru или TeleAtlas RUS.

Единственным человеком из "другого лагеря" и по совместительству соведущим был Алексей Беляев из Ассоциации "Интернет и Бизнес". Но он сразу же оговорился, что никакого профессионального отношения к GPS не имеет и просто интересуется темой. В общем, мне показалось, что первый блин вышел комом. GPS-тусовка публично обсудила свои насущные проблемы, почему-то под флагом КИБа.

О пользе опросов

WiFi

Отрадно, что организаторы российских ИТ-мероприятий постепенно начинают понимать, что наличие WiFi-Интернета – это стандарт. Но, увы, выделенные на КИБе восемьсот аккаунтов расхватали в первые же часы.

Впрочем, не только они имели опосредованное отношение к отечественному интернет-бизнесу. Специфично по составу участников выглядела и секция "Исследования Рунета и поведения пользователей", в которой выступили с докладами представители наших «опросчиков» общественного мнения.

Мария Комогорцева из Masmi донесла свою главную идею довольно четко: мы делаем онлайн-опросы и хотим торговать их результатами. Этот вид исследований в силу стереотипов игнорируют, но совершенно напрасно. Конечно, интернет-аудитория не может отражать все население России, но зато это самые потребительски активные люди, то есть то, что нужно маркетологам. А что касается проблем с репрезентативностью, то, по мнению Masmi, она и не критична для многих маркетинговых задач, таких как выбор названия, слогана и логотипа, проверка эластичности цен, лояльности потребителей и разброса мнений о свойствах товара.

Наталья Ткачева из КОМКОНа сделала упор на то, что в Сети обитают "лидеры мнений", которые влияют на окружающих, в том числе дают советы о покупках, так что использование дешевых онлайн-опросов вместо дорогостоящих уличных исследований вполне оправданно. Больше всего меня восхитил следующий пример. Оказывается, что когда КОМКОН попросил пользователей Интернета согласиться с рядом утверждений или отказаться от них, то абсолютное большинство застенчиво признали применимыми в своем случае фразы "Я – человек, стремящийся к совершенству" и "Я уверен(а), что смог(ла) бы основать свою собственную компанию", но решительно отвергли вариант "Я легко меняю свои взгляды под влиянием других людей". Таким образом, сделали вывод в КОМКОНе, интернетчики – народ уверенный, активный, самостоятельно принимающий решение и пр. Вот только предполагаю, что респонденты из офлайна, если бы компания заодно опросила и их, вряд ли продемонстрировали бы кардинально иную динамику, массово поведав в анкетах, что они внушаемые, ограниченные и отдают себе отчет в собственной деловой несостоятельности.

Ефим Галицкий, докладчик из ФОМ, позволил себе поспорить с Masmi и КОМКОНом, тем более что его организация как раз больше тяготеет к офлайн-опросам. Он подчеркнул, что за онлайн-исследованиями, конечно же, будущее, но говорить, что они сейчас могут описывать население страны даже с учетом перевзвешиваний по отдельным социально-демографическим характеристикам, нельзя. Слишком велика разница аудиторий. Наконец, интернетчики более оптимистично оценивают изменения в стране, что не вяжется с общенародной точкой зрения, и обладают совершенно иным стилем жизни. Один из выводов его доклада гласил, что Рунет – это другая Россия, и опросы в Интернете не позволяют судить о населении страны в целом.

«Купите машину, отправив SMS»

Незаконные SMS

На секции о е-платежах затрагивался и правовой вопрос. Согласно нынешнему российскому законодательству, SMS формально не может служить способом оплаты покупки и услуг, поскольку у операторов связи нет лицензии финансового учреждения.

В круглом столе, посвященном платежам в Интернете, помимо ожидаемых представителей от WebMoney, Яндекс.Деньги и MoneyMail, приняли участие Rambler Mobile и LovePlanet, которые представляли отрасль SMS-транзакций. Кроме того, там же очутились менеджеры Allsoft.ru и Softkey, поскольку их интернет-магазины на сегодняшний день представляют впечатляющий ассортимент способов оплаты в Сети. Участникам была задана ключевая тема для обсуждения "Что мы теряем, когда пользователь идет в банк?", однако ее мало кто придерживался.

Слушателей, уже рассредоточившихся по залу, ведущий попросил пересесть в правую или левую часть, в зависимости от того, платят они электронными деньгами или принимают платежи. Несколько неохотно, но его просьба все же была частично удовлетворена, и часть народа действительно переместилась в нужный лагерь. Организаторы планировали таким образом определить, у кого возникает больше вопросов и претензий к работе платежных систем. Как оказалось, их больше у принимающих платежи, где обосновались преимущественно владельцы интернет-магазинов. Впрочем, фрилансеров, получающих гонорары, там тоже хватало.

Вначале говорили про платные SMS’ки. Отвечал за эту индустрию в основном Дмитрий Олеринский (зам генерального директора Rambler Mobile). Сперва все шло мирно. Большинство сошлось на том, что для микроплатежей SMS весьма удобны, а потом напряженность начала нарастать. Кто-то из зала спросил, доколе при оплате товара/услуги через короткие сообщения операторы связи будут облагать транзакции звериными комиссиями, и как положить конец этой монополии. Г-н Олеринский заявил, что в данном случае термин неприемлем (можно разве что говорить о "монополии способа"), и никаких прогнозов относительно снижения операторских наценок он давать не стал. Да и не мог бы, наверное.

Логичным переходом стал вопрос о том, что ЭПС вполне могли бы подвинуть операторов на рынке микроплатежей, с чем Евгения Завалишина, руководитель Яндекс.Деньги согласилась. Микроплатежи, равно как и покупки региональных потребителей в интернет-магазинах (не было ни малейшего сомнения, что москвичи всегда будут платить курьеру кэшем при доставке) – основные направления для развития ЭПС. Весь зал дружно начал припоминать мобильным операторам все их недостатки: от сложного биллинга до высокого уровня фрода (мошенничества). А участник от WebMoney вообще признался, что он лично знает три способа не платить за SMS. Раскрывать их, правда, не стал.

Однако когда ведущий, подытоживая эту часть обсуждения, спросил, можно ли считать ЭПС и системы мобильных платежей конкурентами, то утвердительно ответил только представитель WebMoney. Остальные сошлись на том, что "скорее нет, чем да". Может быть, потому что у них не было новой версии мобильного платежного клиента GSM Keeper, анонсированного на днях. Если серьезно, то примерные границы мирного сосуществования рынков были обозначены. Для ЭПС ликвидным порогом являются транзакции в $5-10, в то время как операторы еще долго будут «рулить» сегментом до $5.

Тогда зал начал прочить в конкуренты ЭПС отечественные банки, причем попытались примерить как альтернативу и интернет-банкинг, и пластиковые карты, и просто денежные переводы. Кто-то вообще спросил: "Зачем вы нужны, когда есть банки?". Понятно, что такой вопрос имел бы хоть какой-то смысл, если бы перед залом сидели руководители «пионерских» интернет-проектов, только на днях заявивших о себе. Но утверждать, что рынок не нуждается в компаниях с многомиллионными оборотами, довольно странно. Тем не менее Евгения Завалишина ответила со всей серьезностью. Сказала, что они с банками не конкурируют и вспомнила анекдот – "у нас с банком договор – мы не даем кредитов, а они не торгуют семечками", и сказала, что если серьезно, то моментальность платежей и простота проведения расчетов остаются несомненными плюсами ЭПС. После этого руководитель Яндекс.Деньги привела пример: будет ли кто-нибудь оформлять банковскую платежку, чтобы заплатить 100 руб. в магазине?

Разумеется, нет. Просто достанет кошелек. В онлайне, по ее мнению, ЭПС играют роль таких кошельков, и никто не говорит о том, что через "Яндекс.Деньги" имеет смысл покупать автомобиль. Тут ведущий и сказал фразу, вынесенную в заголовок.

Когда одна девушка из зала начала рассуждать о пластиковых картах, коих вполне хватает и в офлайне, и за его пределами, с кресла поднялся сидевший неподалеку Аркадий Волож (руководитель Яндекса) и сказал, что готов вернуть ей в двойном объеме ту сумму, которую она ему прямо сейчас переведет со своей карты.

На замечание о том, что возможностью распечатать сбербанковскую квитанцию в интернет-магазинах пользуются десятки процентов покупателей, был дан ответ, что это всего лишь сила привычки и упомянут эксперимент в одном из крупных интернет-магазинов Рунета. Там убрали эту возможность оплаты и вместо оттока покупателей увидели возрастание доли в других вариантах платежей. И в заключение г-жа Завалишина призвала не противопоставлять кредитки (дебетовые карты и противопоставлять не надо, с ними интернет-магазины просто не любят работать) и платежные системы.

Однако доказывать преимущества ЭПС по сравнению с картами все же пришлось. Плюсы в силу специфики КИБа указывались, в основном, для продавцов. Прежде всего, это безотзывность платежей, которая позволяет обойти остро стоящую перед магазинами, принимающими оплату по кредиткам, проблему чарджбеков, то есть возврата денег по требованию покупателя. Зачастую такие действия производятся в мошеннических целях (так называемые фродовые чарджбеки). Г-жа Завалишина озвучила шокирующую цифру в 40% чарджбеков от транзакций. Правда, потом уточнила, что статистика зарубежная, а потом еще раз уточнила, что это для отдельных групп товаров с высокими рисками.

Отдельной критике ЭПС подверглись за проценты, которые пользователи переплачивают при зачислении денег на аккаунт через терминалы или скрэтч-карты. Но здесь г-жа Завалишина свалила всю вину на дилеров, которые, как ни странно, тоже хотят зарабатывать, и пояснила, что Яндекс.Деньги не имеют с этих процентов ни копейки и даже организовали в Москве несколько точек для бескомиссионного приема средств у населения. Другое дело, что дилеры бывают разные. Тут Евгения упомянула "Евросеть", в которой сразу сказали, что им интересно перекачивать деньги с реальных кошельков в «виртуальные» только за 10% с транзакции.

Таких еще поискать

Mail.ru похоронил Яндекс

На одном из заседаний генеральный директор Mail.ru сделал весьма смелое заявление, сказав, что, по его мнению, Google не станет покупать что-либо в Рунете, а будет просто "убивать". Прежде всего Yandex. И через какое-то время в Рунете должен остаться лишь поиск от Google и сервисы Mail.ru.

Дискуссию по интернет-поиску открывал Андрей Иванов из "Ашманов и партнеры", который поведал, как поисковики влияют на пользователей. Он вспомнил, что еще пятнадцать лет назад у нас не было ни Интернета, ни поиска, пять лет назал люди начали покупать в Сети книги и ИТ-товары, а сегодня покупают даже еду. Не забыл и про старый проект iOne, когда юношу заперли в пустой квартире, оставив ему кредитки и компьютер с доступом в Сеть, и предложили затовариться всем – от еды до мебели – в онлайне. Юноша не ел два дня, а из предметов обихода отыскал только туалетную бумагу с лимонным запахом.

Потом г-н Иванов прошелся по горе-оптимизаторам, упорно прописывающим в метатегах популярные словечки вроде «порно» и «секс» на тех сайтах, где нет ни того ни другого (в примере была представлена страничка фирмы "Интер-авто", торгующей автокосметикой и запчастями для машин). Досталось и тем, кто плодит клоны сайтов с одинаковым контентом. Но особо он остановился на новом специфическом виде интернет-рекламы, который породило существование поисковиков. Это реклама, которую стараются спрятать от глаз пользователя, размещая ее в нижней части сайтов и используя сливающийся с фоном страницы цвет шрифта – она рассчитана на поисковики. Причем ставят такие ссылки не только маргинальные ресурсы, но и вполне уважаемые сайты. В качестве примера он привел страницу Алексея Тутубалина, где на главной странице «нормальный» контент перемежался серенькими блоками с красноречивыми линками, вроде "бюро переводов", "магазин подарков" или "Прага туры в Чехию на майские праздники". Еще более разительный пример – сайт газеты "Известия", где такие ссылки занимают значительную часть главной страницы.

Средний пользователь просто не понимает, зачем все это нужно, и раздражается. А дело в том, что давняя подковерная борьба поисковых систем и оптимизаторов выходит на поверхность. Уже сформированы околопоисковые рынки с солидным оборотом. У контекстной рекламы он составляет, по оценкам докладчика, порядка $200 млн. в год, у оптимизации – $70 млн., у поискового спама, то есть дорвеев и иже с ними – $30 млн. Позиция в результатах поиска становится товаром, на который есть активный спрос. Существует целый спектр предложений, вроде сдачи в аренду сайтов, выведенных в первую десятку показываемых результатов.

В заключение Андрей отметил, что поисковики – не цензоры и являются лишь зеркалом интернета, однако иногда из-за этого получаются не совсем приемлемые вещи. В качестве примера он привел результаты запроса "девочки". Какого рода сайт оказался на первом месте в выдаче, объяснять, наверное, не нужно. Г-н Иванов начал рассуждать, что будет, если какой-нибудь мальчик введет подобный запрос и увидит это. Мол, через десять лет нам придется пожинать плоды "второй сексуальной революции". Впрочем, позже Илья Сегалович, директор по технологиям и разработке Яндекса отметил, что у них есть сервис "Семейный поиск", как раз для таких случаев, и при запросе «девочки» в нем результат будет кардинально другим. А писатель Алекс Экслер предположил, что весьма маловероятно, что среднестатистический пользователь интернета, вводя в строке поиска слово "девочки", имеет в виду маленькую девочку с косичкой. Он как раз получает то, что ищет, и это правильно.

Далее участники круглого стола, а также ряд посетителей в зале отвечали на вопросы подписчиков SEO-рассылки от "Ашманов и партнеры". На вопрос о перспективах персонализации поиска и появлении в нем искусственного интеллекта, представители поисковиков отметили, что персонализацией они и так занимаются, а Виктор Солопов, менеджер по развитию Avicomp Services увидел в теме хорошую возможность упомянуть о своих разработках в сфере семантического веба, которые помаленьку переходят в коммерческую эксплуатацию. Максим Постников, руководящий сервисом социального поиска Ответы@mail.ru, отметил, что уж их-то проект «персонализован» до крайности. В дальнейшем он еще не раз (под конец уже под хохот зала) находил способ использовать тот или иной вопрос для восторженного рассказа о сервисе. Например, в случае с проблемой массового «копипастинга» в Интернете, он отметил, что на «Ответах» такового практически нет и т. п.

Отвечал на вопросы в основном г-н Сегалович. Владимир Долгов, руководитель российского Google опоздал к началу круглого стола, да и после приезда в основном ограничивался тем, что соглашался с мнением конкурента. Однако на один вопрос ему все же пришлось ответить подробно. Г-на Долгова спросили, когда партнерская система контекстной рекламы на сайтах Google AdSence станет ближе к российским клиентам и перестанет расплачиваться банковскими чеками. Владимир подтвердил, что вопрос наболевший, активно прорабатывается, но срока решения проблемы называть не стал. Сказал только, что в Google когда-то долго думали, как реализовать схему выплат, чтобы было одинаково удобно большинству пользователей. Сошлись на чеке как на проверенном и универсальном инструменте, но в итоге все же нашлась страна, которой банковские чеки в диковинку. Так что проблема стоит нетривиальная.

Что касается других вопросов, то Яндекс согласился с тем, что он косвенно провоцирует поисковых спамеров, публикуя статистику популярных запросов, но пояснил, что этого требуют рекламодатели. Большую же часть времени Илья Сегалович просто пытался донести до широкой массы оптимизаторов, собравшихся в зале, что он им ничего не должен из-за того, что поисковый алгоритм иногда игнорирует все их потуги и отправляет тщательно раскрученные сайты на второстепенные позиции. Представитель от Рамблера так и не появился, а потому, когда прозвучал вопрос "Падает ли доля Рамблера? Важен ли для него поиск?", ведущий предложил залу дать ответ голосованием.

Разоблачения черной маски

Круглый стол "Покупка трафика в сети" стал, пожалуй, самым скандальным мероприятием на КИБе. Тема была щекотливая. В этом году объем рынка платных переходов на медиа-сайты составит около $50 млн., и такие явления, как перекрестные ссылки между онлайн-СМИ и покупка новостных ссылок давно стали для Рунета привычными. Однако ведущий AdWatch Лев Глейзер, открыв заседание с маской на лице, сходу начал обвинять руководство новостных сайтов в том, что они генерируют львиную долю трафика не с сайтов своих коллег, а с гораздо менее презентабельных источников, как-то: «желтые» онлайн-газеты, клик-клубы, дорвеи и прочие малоприятные ресурсы. Покупая у подобных сайтов кучу переходов по цене, скажем, цент за посещение, они перепродают ее рекламодателям уже центов за семь и выше.

Аудитория же преподносится заказчикам как целевая, деловая, интересующаяся котировками на акции и выказывающая прочие признаки активной потребительской позиции. А на деле это просто "кликатели", которым на ситуацию на бирже плевать, равно как и на рекламу автомобиля за $50 тысяч. Разумеется, все об этом знают, однако раньше о специфике формирования аудитории у медиа-ресурсов старались особо не говорить. В конце своей речи Лев Глейзер снял маску и заявил, что порталам нужно сделать прозрачной свою аудиторию, если они претендуют на деньги рекламодателей. А статистике уже никто не верит, поскольку все опасаются манипуляций.

Оппонировали г-ну Глейзеру Олег Ульяновский из ООО "Медиа Мир" (группа компаний РБК), отметивший, что если посетитель переходит, кликая на деловой заголовок, то тем самым он доказывает свою причастность к деловой аудитории, и Дмитрий Степанов, ИД "Афиша", заявивший, что есть и чистые способы покупки трафика – например, те, что используют Google или "Бегун". К согласию, впрочем, стороны так и не пришли.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх