|
||||
|
Операционные системы и маркетинговый взгляд Алексей Саминский
Меня заставила "взяться за клавиатуру" публикация " Linux: надо перестать надеяться ", в которой автор утверждает, что Linux и свободное ПО никогда не смогут занять значимое место на десктопах. Основной тезис автора упомянутой публикации основывается на том, что Linux — продукт «just for fun» и никого, кроме гиков всерьез интересовать не может. Аргументация автора, впрочем как и подавляющего большинства авторов пишущих на тему развития свободного ПО, базируется на эмоционально-идеологических посылках противопоставления «свободы» и «рабства», подразумевая, что за свободным ПО стоят интересы только энтузиастов, которых не интересует ничего, кроме «fun», в то время, как реальная ситуация намного серьезнее и интереснее. Мое предсказание развития событий строится, главным образом на представлениях о динамики развитии рынков и интересах игроков этих рынков. Для начала давайте рассмотрим два важнейших компонента, на основании которых я строю свой прогноз: рыночную ситуацию, в связи с рынком операционных систем и интересы игроков рынка. В маркетинге известна следующая последовательность событий в развитии высокотехнологичных рынков: Этап 1: продукт интересует любителей, энтузиастов и основным фактором становится новизна, «продвинутость», необычность продукта Этап 2: продукт развивается и потребителя волнует и интересует техническое совершенство продукта, его новые возможности, начинается гонка версий, конструкций, мотелей и т. п. Этап 3: потребительские свойства продукта полностью удовлетворяют подавляющее большинство потребителей, дополнительные свойства мало востребованы, на первый план выходит цена и дизайн. Подобный путь у нас на глазах прошло огромное количество продуктов: телевизоры, мобильники, DVD проигрыватели и т. д и т. п. Вполне очевидно, что и компьютеры явно входят в третью фазу рынка. Вернемся к операционным системам. Что мы видим на рынке сейчас? А то, что наполнение операционной системы перестает интересовать потребителей, огромная армия пользователей компьютеров ПОЛНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЕНА функционалом Windows XP, это значит, что технологическая гонка операционных систем подходит к концу. Любая операционная система, функционально эквивалентная XP достаточна для большинства пользователей. Вывод 1. Цена и дизайн операционной системы скоро станут главным фактором, влияющим на выбор потребителя. В течение многих лет миграция потребителей с Windows на иные системы сдерживалась "сетевым эффектом", когда ценность продукта определяется числом его пользователей. Любой «уклонист», выбравший альтернативную операционную систему будь то *nix или Apple терял возможность свободного обмена документами с подавляющим большинством пользователей компьютеров и главным «убойным» приложением в этом вопросе был MS Office с его закрытым форматом документов. Именно эта несовместимость форматов заставляла людей "присоединяться к большинству" практически исключая альтернативу. Что мы видим на рынке сейчас: — борьба за стандартизацию документов успешно развивается, и двигателями этой борьбы становятся государственные структуры разных стран Кстати, именно стандартизация открыла дорогу успеху операционных систем Apple, теперь ими могут пользоваться не только «гики» но и "простые пользователи" без риска оказаться в изоляции от потребителей Windows. Вывод 2. Развитие стандартизации приведет к тому, что в обозримом будущем потребителю станет все равно какая система стоит на его компьютере, любые задачи будут решаться одинаково успешно на любой платформе, а сам компьютер окончательно превратится в "черную коробочку". Кстати, этот вывод подтверждается тем, что пользователи вполне успешно и без особых проблем используют «не Windows» системы в коммуникаторах, не испытывая никаких особых проблем. Превращение компьютера в «потребительский предмет» порождает ценовую войну и и производители начинают борьбу за снижение цены изделия. Уже сейчас доминирование Microsoft мешает снижению цен, поскольку цена операционной системы становится сопоставимой с ценой «железа», соответственно, производителям выгодно поддерживать развитие бесплатной платформы, инвестиции в свободную платформу с лихвой вернутся экономией на лицензиях и повышения продаж за счет снижения цен. Развитие технологий делает создание кроссплатформенных приложений все более простым и в этом заинтересована индустрия разработки программ. Движущей силой развития открытого ПО являются вовсе не гики-энтузиасты с лозунгом "just for fun", а огромная индустрия, обложенная "налогом на Microsoft", и это совсем другие деньги и возможности. А теперь прогноз: Следует ожидать появления на рынке предложения недорогих компьютеров, снабженных «не Windows» системами, возможно это будут модели на стыке компьютеров и коммуникаторов, постепенно, по мере стандартизации форматов файлов и кросс платформенного ПО «не Windows» системы будут продвигаться в более дорогие сегменты. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|