ОПЫТЫ: Летающий глаз

Автор: Юрий Смирнов smir@kvidex.ru

Если честно, то в редакции в отношении материалов Юрия Смирнова особого согласья нет. Для нас его заметки – явный неформат. Фотографий в статьях больше, чем текста, причем сами статьи к компьютерам прямого отношения не имеют, а рассказывают о том, как уже взрослый мужчина увлекся моделированием и собирает из подручных средств танки, самолеты и дельтапланы. Ну и зачем это все? А вот зачем. После серии проб и ошибок (подробно описанной в «КТ») Юрий наконец приступил к приготовлению главного блюда и запустил летательный аппарат, оснащенный системой передачи видео. – В.Г.

Полгода я искал дистанционный передатчик видео, даже хотел заказывать с пиндосовского сайта. Но там оказалась какая-то непонятная система оплаты типа «палка» (PayPal), для которой надо обязательно иметь кредитную карточку. У меня где-то валяется карточка «СБС-АГРО», но, боюсь, по ней мне бы ничего не прислали [Читателям, которые не помнят, чем славен банк «СБС-Агро», наверное, нужно сказать, что вкладчики этого банка стали одними из первых жертв дефолта 1998 года. – Прим. ред.]. Ждать заказанную таким способом посылку можно две недели или больше месяца [Можно и не дождаться. – Прим. ред.], а там и лето закончится… Когда экспериментировать?

"Надо бы в последний раз съездить на Митинку", – подсказал мне внутренний голос. Вышел я на барахолку, подошел к первой же палатке, торгующей запчастями для видеонаблюдения, и, поскольку надоело повторять продавцам, что мне нужно, протянул палаточнику заготовленную распечатку с описанием устройства.

Продавец сказал, что таких девайсов (с питанием 5 В) у них отродясь не бывало. Попросил подождать, отзвонил коллеге. Минут через десять-пятнадцать к нам подбежал торговец с другой точки, который принес комплект "передатчик + приемник", но на 1,2 ГГц с питанием 12 В. И частота, и напряжение питания меня расстроили. Я хотел заказать передатчик видеосигнала 2,4 ГГц на 5 В, чтобы запитывать передатчик на борту самолета напрямую как приемник радиоуправления или от независимого источника на 5 В. Но по весу, размеру, мощности передатчик был хорош: весил он чуть больше 20 г при мощности 0,5 Вт. Тут я и устроил маленькое шоу. Продавцы были совершенно уверены, что нашли покупателя. В пятницу утром на Митинке народу мало… В обмен на их девайс я предложил не деньги, а два комплекта видеонаблюдения, которые тестировал в прошлом году (см. «КТ» #650). Мой 50-процентный проигрыш в деньгах был очевиден. И все равно я их еле уговорил.

Камеру к передатчику я приобрел там же. По словам продавцов, она была оснащена CCD-матрицей от Sony, хотя никаких опознавательных знаков на коробке не было. Проверить, Sony это или нет, я не смог (но вроде бы похожа на VC-806СР). Столкнувшись в прошлом году с CMOS-матрицами, я решил поэкспериментировать с CCD в надежде на то, что они дадут лучшее изображение.

Коммутировалось все это хозяйство гигантскими разъемами типа букет «тюльпанов». Разъемы были заметно тяжелее (60—70 г) самого устройства. Сколько весит шнур, скажем, для домашнего видеомагнитофона, нам до лампочки, но в авиации следует учитывать каждый грамм. Долго думать было лень, пришлось взять ножницы и отрезать "лишний груз" (рис. 1). И только после этого я задумался, как же теперь все это подключать?

Впрочем, все оказалось просто: красный проводок – плюсик по питанию, черный – минус по питанию, желтый – видео. Так и припаял: черный к черному, желтый к желтому, красный к красному. Питание я вывел на разъемы силового вертолетного аккумулятора (Li-Po, 11,1 В, 850 мА·ч), купленного по случаю на Братиславке. Взвесил всю спайку вместе с аккумулятором – 120 г.

В самый неподходящий момент заглючил ноутбук, и как прикажете проверять работоспособность конструкции?! И тут я понял, что могу обойтись без ноутбука, ведь приемник сигнала легко втыкается в видеокамеру. Вся цепочка немедленно заработала без какой-либо дополнительной настройки, и на дисплее видеокамеры появилась вполне сносная картинка с миникамеры.

Для питания приемника сгодился второй самолетный аккумулятор на 1800 мА·ч. Штекер для него я отрезал от сетевого блока, чтобы через силовые разъемы можно было подключить приемник к аккумулятору. Сам же приемник я приклеил к штативу двухсторонним скотчем, а аккумулятор прикрутил резинкой из рыболовного магазина (резинка была куплена для рогатки-невидимки – см. inside.computerra.ru). Таким образом, получилась мобильная станция дистанционного наблюдения. Вес телеметрии как раз подходил под грузоподъемность дельтаплана.

Первый тест мы провели на участке. Моя дочь Катя сидела на веранде, наблюдая за принимаемым изображением, а я побрел с мини-камерой в поле, считая шаги. Пока приемник находился в прямой видимости, передаваемая картинка была нормальной. Но стоило выйти через лесок в поле – дистанция до 200 м, – как поперли жуткие помехи. Та-ак, с радиусом действия все понятно. Теперь нужно установить камеру в дельтаплан.

Засунуть все необходимое в дельтаплан оказалось непросто: места в фюзеляже было вполне достаточно, но я боялся нарушить центровку. В итоге я расположил камеру на дне (нижней части фюзеляжа), чтобы при горизонтальном полете она смотрела вниз. Изнутри я приклеил ее скотчем. Передатчик таким же скотчем приклеен к правому борту, а регулятор двигателя, чтобы не нарушить центровку, – к левому. Аккумулятор под телеметрию легко вошел в верхний отсек, где был зафиксирован куском пенопласта.

После установки я проверил, работает ли передатчик. Все нормально. Потом проверил, работает ли сам дельтаплан. Пропеллер бодро закрутился, дельтаплан слегка проехал вперед. Но возникла неожиданная проблема: для тестирования в поле требовалось минимум три человека – один кидает, другой управляет, третий фотографирует. Дефицит испытательских кадров замаячил на горизонте. Жена участвовать в испытаниях отказалась наотрез, и мы с Катей опять пошли в поле вдвоем. Девять часов вечера, прекрасная погода, безветренно, солнце садится за лес, освещение для съемки идеальное…

Мне опять пришлось и кидать дельтаплан, и одновременно управлять им, что делать крайне не рекомендуется. Катя фотографировала, заодно отслеживая качество принимаемого станцией видеосигнала.

На сей раз мне не удалось поднять дельталет на значительную высоту, чтобы сделать круг над полем. Не хватало пары секунд, чтобы после броска переключиться на управление моделью. Сделав три попытки, я почувствовал, что дельтаплан сильно заваливается влево, – видимо, я все же нарушил центровку, когда устанавливал телеметрию. Держать аппарат в воздухе удавалось не больше 15—20 секунд. Но цель была достигнута: видео в полевых условиях с борта чудолета было записано, хотя сюжет фильма получился довольно скучный: "вжжжж, трава, трава, опять трава, у-у-упс, кусок горизонта, трава, опс, трава крупным планом".

Дельтаплан передавал сносное видео, система работала. После четвертого приземления случилась авария, так как я забыл перед полетом протянуть все винты крепления, и саморез, который крепил стойку, вылетел в траву. Стойка, поддерживающая правое крыло, оторвалась и свободно болталась под ним. Найти 2-мм винтик в высокой траве в надвигающихся сумерках было невозможно. Так завершились первые полевые испытания "летающего глаза".

1. Стандартные разъемы, которые прилагались к камере и передатчику, пришлось отрезать – они весили около 60 г.

2. Первый домашний тест – приемник видеосигнала подключен к камере Panasonic. Комплект передатчик-приемник стоит около 3500 рублей, производитель – фирма JMK (вероятно, Китай).

3. Собранная система для передачи видео с борта. Вес с аккумулятором – 200 г.

4. Катя следит за тем, как я гуляю по участку с мини-камерой. Ее главная задача: позвонить мне на мобильный, когда начнутся помехи.

5. Приемник на двухстороннем скотче приклеен к ножке штатива, аккумулятор прихвачен резинкой к другой ножке.

6. Катя нашла пилота. Передатчик приклеен скотчем к правому борту, регулятор двигателя – чтобы не нарушить центровку – к левому. Аккумулятор под телеметрию легко вошел в верхний отсек, где был зафиксирован куском пенопласта.

7. Камера установлена на дно, чтобы при горизонтальном полете она смотрела вниз.

8. Штатив с системой приема видеосигнала мы установили в поле.

9. Вес дельтаплана увеличился с 860 г до 980 г. Тем не менее дельтаплан уверенно набирал высоту на 70 процентах максимальной мощности двигателя.

10. От удара о землю вылетел саморез с правой стойки. Замена была найдена быстро – обычный 2-мм винт с гайкой. На тех же винтах я крепил двигатель к фюзеляжу.

11. Тестовые кадры с мини-камеры: Автопортрет системы телеметрии.

12. Бардак на моем рабочем столе.

13. Самолето-танковый угол.

14. Грядка с кабачками на фоне сарая. Дистанция – 25—30 м.

15. Дистанция 100 м. Крапива. Ух, жжет!

16. Вышел я в чисто поле. Дистанция 150 м. Изображение заметно ухудшилось.

17. Кадры с борта: перед запуском.

18. Поворот дельтаплана налево на небольшой высоте. Дистанция более 100 м, изображение устойчивое.

19. Дельтаплан, заваливаясь набок, совершает экстренную посадку. Трава крупным планом.

20. При резком маневре дельтаплана камера дала изображение с квадратными помехами.

Фото: Екатерина Смирнова. Видео: Дельтаплан Всевидящий.

Рис. 11—16 – кадры видеозахвата, переданные миникамерой. Рис. 17—20 – кадры с борта дельтаплана. Автор благодарит своего коллегу «композитора» Прокофьева за помощь, оказанную при подключении видеокамеры к рабочему компьютеру.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх