ОПЫТЫ: Открытые карты

Автор: Грэм Симэн

Когда-то картографированием занимались в основном государственные службы. Географические информационные системы (ГИС) представляли собой большие и сложные программы, использовать которые могли только специалисты, и попытки вынести их в веб не увенчались особым успехом. Веб-интерфейс к ГИС моего муниципалитета находится здесь: gis.hounslow.gov.uk/hounslowexternal/map.aspx?ViewAll=1; он уже выглядит реликтом другой эпохи.

Альтернатива - карта улиц, располагающая лишь одним из многих уровней информации полноценной ГИС. В числе первых вышли в Интернет картографические компании Multimap, Mapquest (mapquest.com) и Streetmap, а карты Google, запущенные в 2005 году, принесли с собой гораздо более дружественный стиль интерфейса, который вскоре стал стандартом для всех веб-приложений, оперирующих с картами улиц. Сегодня ареал обитания картографических программ не ограничивается вебом: системы автомобильной навигации, ранее бывшие в распоряжении лишь дорогих служб такси, превратились в устройства для рядовых потребителей. Картографирование, некогда научный и административный инструмент, стало крупным бизнесом. TeleAtlas, обеспечивающий картографическими данными и Google, и навигационные компании, оценивается ныне в 2,3 млрд. евро.

OpenStreetMap в 2004 году открыл Стив Коуст (Steve Coast), бывший физик и IT-консультант ["КТ" уже упоминала об этом проекте (Илья Щуров, "Традиции и динамика", #698).]. Тогда, еще до карт Google, цель этого проекта - получить бесплатную карту улиц и дорог всего мира, опираясь на добровольцев с gps-устройствами, - казалась безумной. Единственным образцом для подражания в таком массовом добровольном сборе данных была Википедия, которая к тому времени уже была серьезным конкурентом коммерческих энциклопедий.

Самый простой способ работы с сайтом OpenStreetMap заключается в том, чтобы отправиться в путь на машине, велосипеде или пешком, прихватив с собой GPS-систему для фиксации маршрута и блокнот или камеру, чтобы записывать названия улиц и приметы. Затем трек загружается в систему как доказательство того, что данные не получены из источника, защищенного копирайтом. У пользователя есть выбор: запустить онлайн-апплет "Потлач" (вы увидите его, если зайдете на openstreetmap.org, увеличите тот участок, с которым хотите работать, и выберете опцию "редактировать"), дабы вычертить маршрут и внести названия улиц; или же загрузить трек в более мощное локальное приложение, например josm, и поработать с ним, а потом уже загрузить окончательный результат на сайт.

Число участников достигает 15 тысяч человек, хотя большинство из них подключаются к проекту редко или даже однократно. Данные принимаются отовсюду, лишь бы они не охранялись копирайтом. Большая часть исходной информации по Лондону поступила от велосипедной курьерской службы. Одна из наиболее распространенных тактик - занести в систему опорные данные о крупнейших дорогах в регионе в расчете на то, что это побудит местных жителей заняться картографированием. Другая тактика - и для большинства участников это единственный шанс пообщаться в "реальном мире" - "картографические тусовки", когда группа картографов в выходные работает в новом городе.

Однако в целом и инструменты, и методы работы слишком "гиковые" для выхода за рамки опорных сообществ: опенсорсеров, специалистов по ГИС, любителей погулять и покататься на велосипеде.

Система OpenStreetMap развивалась без всякого видимого плана; ее конструкция может радикально меняться, откликаясь на текущие потребности. Одна из таких постоянных потребностей - переход ко все более крупному масштабу; после недавнего увеличения объема дисковой памяти кажется, что его снова недостаточно. Когда обработка данных для генерации завершенных карт стала слишком нагружать серверы, была создана распределенная система под названием tiles@home, которая разбивает область на участки, обрабатываемые на домашних компьютерах пользователей, а затем собирает их вновь. Наверное, закономерно, что сегодня основное "узкое место" заключается не в вычислительном ресурсе, а в дисковом доступе к базе данных, где хранятся объединенные данные. Самый тревожный момент состоит в том, что до сих пор в системе не существует автоматического отката изменений для противодействия злоумышленникам, хотя уже близок день нашествия варваров. Также отсутствует какая бы то ни было формальная проверка данных со стороны признанного авторитета любого рода: новые теги для данных даются как заблагорассудится и используются в завершенной карте, когда автор рендерера решает, как их получше показать.

Отсутствие формальных процедур иногда ужасает тех, кто знаком с ГИС. Однако "совместное картографирование" уже достигло такой степени развития, что коммерческие и государственные структуры стремятся его поглотить.

OpenStreetMap возникла в Великобритании. Этому есть определенная причина: политика разных стран Европейского Союза в отношении общедоступных данных отличается. На одном конце спектра ("сбор данных должен самоокупаться") находится Великобритания, на другом ("общественность имеет право доступа к данным, собранным за деньги налогоплательщиков"), - вероятно, Дания. Поскольку политика Великобритании направлена на самоокупаемость сбора данных где только возможно, картографические данные собирает и предоставляет за плату Ordnance Survey, государственная топографическая служба, чья деятельность регулируется правилами, установленными Государственной канцелярией Ее Величества. Расценки Ordnance Survey высоки, как и уровень бюрократии (см. www.whoownsscotland.org.uk/os.htm). Владельцы небольших веб-сайтов, как правило, не могут позволить себе такие затраты. Поэтому у британцев стимулы создавать бесплатные источники данных сильнее, чем в других странах, хотя принятая Евросоюзом директива INSPIRE, похоже, развернула политику в отношении географических данных в английскую сторону (в США гражданские государственные картографические данные целиком и полностью являются общественным достоянием).

Итак, сначала OpenStreetMap была сугубо английской системой. Но по мере того, как создание полной карты Англии обретало все более законченные черты (ожидается, что оно будет завершено в нынешнем году, хотя есть философские споры относительно понятия "завершение"), привычка картографировать перекинулась через Ла-Манш, сначала в Голландию, затем прошлась по Северной Европе и Скандинавии, достигнув Финляндии, и начала прокрадываться в Россию. А с расширением системы растет и ее влияние. Поколебавшись, компания Yahoo решила открыть свой банк аэрокосмической фотосъемки для ОpenStreetMap, так что на картах теперь не только улицы. Затем навигационная компания AND (Automotive Navigation Data) безвозмездно передала ОpenStreetMap всю свою информацию по Голландии, а также по основным дорогам Индии и Китая. Энтузиасты из IBM в Африке решили продвигать в своей компании поддержку ОpenStreetMap, и охват карт стал расширяться от Южной Африки все дальше на север.

Глядя на успех OpenStreetMap, многие начинают интегрировать элементы этой системы в свою практику. Индия картографирована (хотя крупные города, особенно районы трущоб, охвачены не слишком хорошо) - однако индийская Road Survey унаследовала лицензионные правила британской Ordnance Survey. Поэтому Google предпочел начать с чистого листа, используя техники ОpenStreetMap, и платит добровольцам за картографирование их региона (в июне 2007 года было объявлено, что полностью охвачены пятьдесят городов, см. philbridges.com/?p=89). Однако карты Google не бесплатны. Также и TomTom, один из крупнейших изготовителей автомобильных навигационных систем, объявил, что его новая программа Mapshare позволит пользователям загружать свои корректировки к картам.

Но вот что отметил участник одного из форумов: "Когда я помогаю улучшить карты, я рассчитываю на вознаграждение или скидку при покупке обновлений карт. Иначе что получается - я посредством системы TomTom улучшаю карты TeleAtlas, а затем сам и плачу за свои же улучшения?"

Так что совсем не очевидно, что производителям коммерческих карт удастся наложить лапу на пул картографов-добровольцев. Недавние исследования показали, что качество данных ОpenStreetMap для ряда регионов Великобритании не уступает качеству данных Google, а иногда и превосходит его (хотя у обеих систем есть мелкие недостатки). И использовать коллективные карты не сложнее, чем коммерческие: существуют открытые пакеты на JavaScript для коллективных карт и пакеты, позволяющие легко переключаться между данными коллективных и коммерческих карт.

Будущее этой конкуренции зависит не столько от картографирования улиц самого по себе, сколько от прибавления новых уровней данных, от возвращения к мощи полноценных ГИС, от которых коллективное картографирование значительно отстает. Хотя эксперты очень сомневаются, что приближение к "настоящим" ГИС когда-либо произойдет, есть надежда, что раз уж открытые уличные карты появились, на них будут наращиваться новые уровни. Пока что мы видим начало этого процесса: free-map.org.uk, основанная на ОpenStreetMap, обеспечивает картами пешеходов; то же самое, но для велосипедистов, только что начала делать www.gravitystorm.co.uk/osm. Энтузиасты рвутся начать работу и над автомобильной системой маршрутизации, опирающейся на данные ОpenStreetMap. Но самый смелый замысел - это, вероятно, система openaerialmap.org; предполагается, что она будет обеспечивать бесплатную аэрофотосъемку в дополнение к таким коммерческим предложениям, как Google Earth. Используя авиамодели, оснащенные камерами и системами GPS, участники проекта уже приступили к съемке природных бедствий, например калифорнийских пожаров. Возможно, это самое полезное применение коллективного картографирования: быстро поставлять информацию с места в случае природных или техногенных катастроф.


Перевод с английского Завена Баблояна 









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх