голубятня: Три бабки — вот тебе и пятиалтын!

Автор: Сергей Голубицкий

Давненько мы не теребили такой фирменный топик культур-повидла, как человеческий фактор. Не годится. Будем исправлять! Надеюсь, читатели, объевшись груш моих статей на экономические темы, усвоили главную мысль: кризис осени 2008 года - явление ой какое неоднозначное! Нельзя вот так вот взять и с абсолютной уверенностью сказать: мы наблюдаем объективную рецессию, объективное снижение цены на нефть, объективный кризис неплатежей. Объективный - в смысле, возникший из рыночных обстоятельств.

Вместо уверенности - постоянные намеки на какую-то гадкую рукотворность, какой-то розыгрыш, мистификацию. Намеки эти возникают, как назло, из тех самых объективных рыночных обстоятельств, из реальных фактов.

И вот какая любопытная прослеживается закономерность: чем дальше от эпицентра финансово-экономического кризиса (от США), тем очевиднее признаки рукотворности. Если для европейских стран можно еще хоть как-то с натяжкой привести аргументы, доказывающие обратное (то есть - объективный характер кризиса), на территориях Эсэнговии сомнений почти не остается: вопли о кризисе используют для каких-то нечистоплотных бирюлек и подковерных игр.

Не собираюсь разводить очередную экономическую бодягу, лишь ограничусь двумя иллюстрациями из близкой нам айтишной сферы. Иллюстрации эти можно, конечно, рассматривать и как проявления нашего исторически неизбывного и традиционного бардака, но только сильно уж совпадают эти проявления бардака по времени с ажиотажем вокруг "экономического кризиса". Я, конечно, понимаю, что post hoc non est propter hoc, но все же у меня создается впечатление, что "кризис" используется не столько для прикрытия и оправдания этого бардака, сколько в качестве дополнительного и ненакладного повода срубить лишнего бабла. Оно ж понятно: форс-мажор, какой тут может быть спрос? В "кризис" со всех взятки гладки!

Иллюстрация первая: всем полюбившиеся терминалы на улицах Москвы. Удобнейшее, надо сказать, нововведение. Молниеносная оплата и пополнение счетов всего и вся: коммунальных платежей, мобильных операторов, провайдеров Интернета, электронных кошельков типа Web Money и Яндекс.Деньги. Опять же повторюсь: вполне вероятно, мой личный опыт - лишь частный случай, исключение из правила, непредвиденный сбой и прочая. У меня нет статистики, так что никаких далеко идущих выводов делать не собираюсь. Посему всего лишь делюсь личным опытом - пусть читатель и воспринимает описываемые события не более чем зарисовку без обобщений на тему shit happens.

Так вот: у меня в октябре этот самый shit случился два раза - в разных местах и при разных обстоятельствах. Единственным знаменателем этого shit'a выступает "экономический кризис", на который, типа, все можно списать.

Депонирование наличных денег на счет в системе электронных платежей, опять же - по личному опыту - занимает максимум тридцать минут. Вводишь купюры в терминал, и в худшем случае через полчаса депозит попадает на Яндекс.Деньги либо в кошелек WebMoney. Так было год назад, полгода назад, так было всегда - проверено многократно, иногда по нескольку раз в месяц. Так было всегда, кроме последнего раза, когда депонированная наличность не появилась на счете Яндекс.Деньги ни через полчаса, ни через час и ни через день. Она вообще, боюсь, никогда бы не появилась, если бы не кипеш, поднятый редакцией: спустя три дня вежливого ожидания, отправили не менее вежливую мылу с просьбой отследить исчезнувший платеж.

Платеж отслеживали еще четыре дня и через неделю любезно депонировали на счет. Чем не happy end? Вот бы радоваться, что деньги вообще нашлись, а могли бы и потеряться! Хотя чему тут, собственно, радоваться? Тому, что ваши финансы кто-то где-то крутил неделю?! За здорово живешь. Попробуйте задержите кредит какому-нибудь банку на один день. По меньшей мере вас обложат чудовищным штрафом. В моих банках - называть не буду, потому что банки эти люблю, - от 750 рублей до лишения льготного кредитования. Последнее обстоятельство чревато конкретно для меня уже потерями в десятки тысяч рублей. То есть задержал на день платеж в 7000 рублей - получил по носу на сумму в пять раз большую.

Зато когда терминал задерживает аналогичную сумму - не на один день, а на семь, ничего не происходит! Никаких тебе штрафов, никаких компенсаций. Простите за пошлость - даже извинений никаких не было. Ясно почему: вернули тебе твои деньги - вот и радуйся!

Иллюстрация вторая. Увы, пока без happy end’a. Правда, и сумма скромнее: какие-то несчастные 1200 рублей. Здесь уже - совершенно другая страна, другие, наверное, нравы. Украиной называется. People.net - замечательный оператор связи 3G, которому минувшим летом я воспел заслуженные дифирамбы: отличное качество связи, умопомрачительные цены, испепеляющие всяких там московских скайлинков. И не только московских. Молдавский мобильный оператор Orange (вообще-то он, конечно, французский, однако ведет себе вполне по-молдавски) анонсировал введение с 1 но­яб­ря 2008 года 3G, в котором лучший тариф предусматривает 1 гигабайт скоростного трафика за 400 леев (чуть меньше 20 долларов). Как видите, цены совсем московские, потому как у украинского People.net за те же 20 долларов вы получаете 10 гигабайт трафика, а за 30 долларов - 20 гигабайт.

Короче говоря, People.net - компания замечательная. Эх, если бы не "кризис"! Но у кризиса свои правила игры: 30 сентября я произвожу очередную месячную оплату через веб-терминал, размещенный на сайте People.net, кредитной картой одного из московских банков. Терминал выводит радостное сообщение: "Спасибо! Ваша оплата успешно завершена!" и дальше - тишина! Деньги не поступают на счет ни через пятнадцать минут, ни через тридцать, ни через два часа.

Все предыдущие месячные платежи осуществлялись той же самой картой на том же самом терминале и депонировались на счет через пять минут. Два часа - это ЧП! Причем - ЧП в двойном масштабе, потому что дело было вечером 30 сентября, а на следующий день при отсутствии денег на счете все услуги скоростной мобильной связи элементарно будут отключены!

Звоню в People.net: "На вашем счете денег нет!" - ласково информирует барышня-оператор. Спасибо, милая, но это я и без тебя знаю! Лучше скажи мне - почему денег нет? "Мы не знаем. Услуги по обработке платежей, выполненных кредитными картами нашей компании, предоставляет "Приватбанк" - звоните им". Если бы не цейтнот, я бы, конечно, в силу сволочного характера, завелся: "А какое, собственно, мне дело, кто вам там какие услуги предоставляет?! Я платил через ваш сайт, вот вы и разбирайтесь!"

Времени, однако, в обрез, поэтому звоню в "Приватбанк". "Вы разве не знаете, что обработка платежей по правилам может занимать до трех дней?!" - дивится неосведомленности лоха оператор банка. "Откуда же мне знать, если четыре предыдущих платежа обрабатывались за пять минут?" - пытается вяло защищаться лох. "Теперь будете знать!" Что ж - буду.

Одеваюсь, чешу в ближайший супермаркет, снимаю наличные (под зверскую комиссию!) в банкомате, депонирую деньги в уличный терминал. Раньше, чем я успеваю дойти до дома, 250 гривен ложатся на счет People.net. Что ж - замечательно. По крайней мере, отключения услуг не будет. Замечательного, конечно, мало, потому что вместо пятидесяти долларов пришлось заплатить за месячную связь сотню. Ну да ладно: три дня - не тридцать, упадут в конце концов деньги на счет - использую их для оплаты в следующем месяце.

Через три дня деньги не пришли, не пришли они и через пять. При этом в моем банке списание средств было аккуратненько произведено уже 2 октября. К тому времени я перебрался в Молдавию, поэтому дальнейшее общение вынужденно вел через терминал чата в реальном времени, любезно открытый на сайте People.net. Обратите, кстати, внимание на уровень технического оснащения оператора: и карточный терминал, и чат с поддержкой пользователей 24 часа в сутки!

Я пишу эту "Голубятню" 3 ноября 2008 года. Деньги на счет до сих пор не перевели. 34 дня они где-то крутятся. Разумеется, People.net произвел регулярное ежемесячное списание, и на моем балансе сейчас указана минусовая сумма в размере не поступившего платежа. Разумеется, все услуги отключены. Разумеется, я не буду ничего платить до тех пор, пока "Приватбанк" не соизволит вернуть деньги. Мне совершенно наплевать на лживые форс-мажоры и тяжелое положение украинских (и российских) банков: деньги у меня взяли с одного счета, а на другой не вернули. У подобного действия в любом человеческом языке (хоть английском, хоть русском, хоть украинском) есть одинаковое определение. Причем это определение не зависит от падения цен на нефть, махинаций с деривативами в Lehman Brothers и президентских выборов обоймы в бараке. Это не кредит, не ипотека и не фьючерс: это - сняли чужие наличные в одном месте и не вернули - в другом. Как называется подобное действие? It depends, как говорят англичане. Если взял и не вернул рядовой гражданин в отношении КОРПОРАЦИИ, воздух сотрясается истошно-истерическим воплем о ВОРОВСТВЕ! Если взяла и не вернула КОРПОРАЦИЯ, то рядовых граждан кормят дерьмом про "экономический кризис".

Софтверную часть "Голубятни" хочу посвятить программе, которую уже описывал три года назад ("Трубные звуки золоченых рогов" и "Уходим болотами", ноябрь 2005 г.). У меня вообще такое ощущение, что на нашей колонке сменилось не одно поколение читателей, поэтому смело можно рассказывать по второму кругу о программах, которые поминал пять-десять лет назад. По крайней мере - о тех, что входят в мою золотую обойму.

Программа Архивариус 3000 Евгения Троицкого (Likasoft) - одна из таких "золотых" программ. Поводом к повторному описанию послужило еще и то обстоятельство, что Архивариус за прошедшие годы не только исправил досадные огрехи ранних версий (как, например, слабый язык запросов - особенно в сравнении с CROS, или неработающий Планировщик), но и нарастил мышцы до какого-то совсем уж сногсшибательного состояния.

Напомню читателям, что Архивариус 3000 - это программа для поиска документов и почты на персональном компьютере, в локальной сети и на съемных дисках. Архивариус пришел на смену великой программе CROS, которая, увы, давно испустила дух. Сегодня CROS смотрится анахронизмом - из-за примитивного и неудобного интерфейса, очень медленной по современным меркам скорости индексации базы данных, а также отсутствия поддержки многочисленных форматов, которые за последние годы выдвинулись в лидеры хранения текстов (fb2, chm, djvu и пр.).

Архивариус 3000 в самой последней своей инкарнации - версия 4.12 - справляется с задачами индексирования колоссальных объемов текстовой информации, как и подобает супермобилю, - с фантастической скоростью: моя электронная библиотека размером 26 гигабайт была полностью проиндексирована Архивариусом за невероятные полтора часа!

Читателей безусловно интересует лавина инноваций, коими оброс Архивариус с момента последней презентации в "Голубятне" (версия 3.34), - уступаю трибуну Евгению Троицкому:

• Новый формат индексов.

• Много новых архивов (теперь уже 276 штук).

• Поддержка 233 форматов документов. Из новых - OneNote, Visio, сообщения QIP, электронные книги пятнадцати форматов.

• Поддерживаются шрифты (TTF и даже старый добрый CHR от Borland).

• Появился просмотр графических изображений в самом Архивариусе 3000. Сейчас 52 штуки. Правда, у Adobe Flash (swf) пока только текст извлекает для поиска, то есть саму анимацию еще не показывает. Но обычные форматы изображений воспроизводит, причем напрямую и, следовательно, быстро.

• Научился обрабатывать всякие UUEncode, BinHex и прочие кодированные файлы, которые могут находиться внутри другого текста.

• Набор мелких фильтров, предваряющих индексирование. Эти фильтры лишь меняют текст для самого Архивариуса 3000, то есть физические файлы не меняются. Есть фильтры, которые убирают вещественные числа (удобно для текстов со статистическими данными), удаляют пустые строки, заменяют старые Фидо-символы с латинской "H" на русскую "Н", удаляют теги из текстов от Лексикона.

• Фильтр удаления рекламы из почтовых сообщений (естественно, само физическое сообщение остается таким же, просто перед индексированием текст рекламы удаляется, поэтому в индекс он не попадает). Реклама вроде "Do You Yahoo?!", которая вставляется некоторыми почтовыми серверами в конец письма.

• Средство "Извлечение данных". Позволяет из уже проиндексированных текстов извлекать e-mail, веб-адреса, смайлики (включая азиатские, у них они, оказывается, другие, вот, например: *_*, слева и справа глаза, а черточка - это нос, то есть у них они не на боку лежат, а прямо стоят. Вот где проявляется отличие между Востоком и Западом :), ISBN от книг, телефонов и прочее.

10. Средство "Контексты употребления слов". Допустим, мы хотим узнать, в каких фразах у нас используется слово "язык". Для этого вводим запрос:

* язык


и программа показывает фразы из проиндексированных текстов: русский язык, английский язык и т. п. То есть если при обычном поиске мы заранее знаем, какие слова ищем, то при поиске контекстов мы узнаем, какие слова у нас встречаются возле заданного слова или фразы. Можно вводить и более сложные запросы:

*ый *ать *


Например, для LibRu программа по этому запросу выдала такие варианты:

который двадцать лет способный превращать в готовый сделать все

• В настройках индекса есть секция "Разбиение файлов". Это пригодится прежде всего тем пользователям, у которых много Фидо-сообщений, сохраненных в одном объемном файле. Задаем строку разбиения, и Архивариус 3000 сначала разделяет большой текст на части, а затем уже индексирует как отдельные сообщения. В результате работа с такими базами сообщений значительно упрощается.

• Средство "Поиск похожих документов". Позволяет находить как точные копии (совпадение байт в байт либо совпадение с убранными пробелами), так и похожие документы, в текст которых были внесены незначительные изменения (добавили новые слова, убрали или заменили букву в слове).

• Наконец, еще одна возможность - "Поиск литературы". Пока распознаёт только 4400 произведений. Распознаёт имен­но по содержанию. То есть, если мы внесем небольшие изменения в текст, например уберем название или, наоборот, добавим рекламу (пусть даже в середину текста - между абзацами), программа все равно определит, что это Артур Конан Дойль "Пляшущие человечки". Книг, конечно, в мире больше, чем 4400, но потихоньку можно будет и добавить. :)

Думаю, всем понятно, что Архивариус 3000 из поисковой индексной системы эволюционировал в мощнейший аналитический инструмент data mining. Признаюсь, о таком феерическом перевоплощении даже не смел и мечтать! Браво, Евгений!

Мне остается лишь произнести заключительную фразу, которая обретает особый смысл в устах матерого бакунианца: 395 рублей, заплаченных за Архивариус 3000, без малейшего сомнения, станут самой эффективной IT-инвестицией вашей жизни! Не говоря уж о том, что столь смехотворная цена за ТАКОЙ колоссальный инструмент - it’s a steal [Чистое воровство (англ.)]!









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх