|
||||
|
Броня выходит на глиссирование Автор: Ваннах Михаил Морская пехота США - это отдельный род войск, в первую очередь выделяющийся правовым статусом, упрощенной, с точки зрения взаимодействия ветвей американской власти, схемой ввода его в действие. Но амфибийным операциям по-прежнему отводится особая роль в проецировании мощи США на окружающий мир. Свидетельство тому - разработка Expeditionary Fighting Vehicle (EFV), экспедиционной боевой машины. В Первой мировой войне дебютировало два вида оружия. Бронированные гусеничные машины - танки, роль которых в победе Антанты оценивалась столь высоко, что по Версальским соглашениям побежденной Германии запретили их создавать. И - глиссирующие скоростные катера, прежде всего британские Coastal Motor Boat, прибрежные моторные катера с ходом в 35 узлов. Глиссер (от французского glisser, скользить) - это тип судна, рожденный желанием судостроителей уйти от волнового сопротивления. Начиная с 1840 года, с работ английского ученого Скотта Россела, человечеству известно, что сопротивление воды движению корабля зависит от характера создаваемых им волн. Законы этого сопротивления были приведены к виду, пригодному для практического использования, великим соотечественником Россела Вильямом Фрудом (1810–79), в чью честь названо число Фруда, Fr. Грубо говоря, для увеличения скорости корабля вдвое требуется увеличить мощность его силовой установки в восемь раз, по закону кубов. А это обидно - ведь скоростной корабль куда удобнее и на войне, и в мирной жизни. Обмануть этот закон впервые попытался английский пастор Чарльз Рамус в 1870 году. Памятуя, что "Блаженны миротворцы…", он предложил родному Адмиралтейству проект миноносца водоизмещением 2500 тонн, скользящего по поверхности воды. Проект был чертовски привлекательным, и его отправили Фруду для срочных испытаний в опытовом бассейне. Ученый подтвердил принципиальную возможность скольжения по поверхности и проистекающие отсюда выгоды, но и оценил мощность, потребную для режима скольжения. Она далеко выходила за пределы достижимого технологиями тепловых машин того времени. Не получалось вывести на скольжение и второй, двухсоттонный вариант судна Рамуса. Впервые идею глиссера довел "до железа" в 1897 году француз Шарль д’Аламбер, соединивший пару байдарок и разместивший под их днищем четыре пары досок. Посудина скользила на 20 узлах даже под паровой машиной! Поэтому, когда фирма Thornycroft получила в 1915 году заказ на торпедный катер, в качестве прототипа был выбран гоночный катер Miranda IV постройки 1913 года. Сорока- и пятидесятипятифутовые кораблики из красного дерева получились весьма удачными. Они дрались в Ла-Манше с кайзеровскими кораблями, участвовали в набегах на германские базы. Куснули и Россию, утопив 16 июня 1919 года на Балтике крейсер "Олег". Правда, объясняется этот успех не столько характеристиками катеров, сколько самоубийственными кровопусканиями, делавшимися офицерскому составу флота с февраля 1917 года. Во время "Кронштадтской побудки", набега английских катеров на базу Балтфлота, вахтенный эсминец "Гавриил" потопил три и повредил два, впоследствии затонувших, катера. А теперь, создавая следующее поколение амфибийных боевых машин, поначалу называвшихся Advanced Amphibious Assault Vehicle (передовая амфибийная штурмовая машина) и в конце 2003-го переименованных в Expeditionary Fighting Vehicle, американцы обратились к схеме глиссера. Появление этой машины происходило в рамках принятия Корпусом морской пехоты концепции "загоризонтного" штурма. Море было и остается самым удобным, дешевым и не имеющим ограничений по массогабаритам путем сообщения. Но вот переместить технику, доставленную по волнам океана, на территорию противника - дело совсем не простое. Начиная с войны в Корее, американцы очень не любят морских мин советского производства. Да и береговая оборона их в восторг не приводит. Одной из ярких страниц в той войне была высадка десанта на остров Вольми 15 сентября 1950 года, осуществлявшаяся в ходе Инчхонской десантной операции. Высадились успешно и с малыми потерями. Но двумя днями раньше, дабы разведать огневые точки северокорейцев, четыре крейсера и шесть эсминцев подошли к берегу и подставили себя под огонь. Три эсминца получили повреждения, а DD-730 USS Collett даже пошел в Японию чиниться. Это при том, что у поклонников чучхе было лишь три трехдюймовки, а на том же Collett - полдюжины пятидюймовок! Дороговатенькая разведка… Потому-то EFV и предполагается спускать с борта кораблей за горизонтом. Весящий 34,5 тонны (больше, чем средний танк Второй мировой Т-34), бронетранспортер с броней из керамики и композита должен выйти на глиссирование и развить скорость 46 км/час, почти 25 узлов! Это обеспечивается турбонаддувом дизеля производства германской фирмы MTU Friedrichshafen MT 883 Ka-523, который, нагруженный водометами, развивает в этом режиме фантастическую для бронемашин мощность в 2702 лошадиных силы. (Мощность газовой турбины 62-тонного танка M1A2 Abrams - "всего лишь" 1500 лошадей.) Запас хода при этом должен составить 74 км, чтобы высаживающие десант транспорты оставались за пределами видимости береговой обороны и на глубинах, исключающих применение донных мин. Подойдя к берегу, EFV открывает донные люки, выпуская скрытые ради минимизации сопротивления гусеницы, и выползает на грунт. Хорошо видный в носу боевой экспедиционной машины щит, обеспечивающий нужную для глиссирования форму, складывается. Он играет роль дополнительного экрана, защищая фронт машины от кумулятивных боеприпасов. Хотя, конечно, обилие вторичных механизмов, вроде приводов заслонок гусениц, частично снижает общую надежность. На суше движок работает в более щадящем режиме, развивая 850 лошадиных сил. Скорость при этом - 72 км/час, запас хода 523 км. Экипаж EFV - три человека, плюс семнадцать душ десанта. Главное оружие - автоматическая пушка MK44 Bushmaster II. По сравнению с первой версией ее калибр увеличен с 25 до 30 мм. Число знаковое - выдающийся российский оружейник Василий Петрович Грязев, недавно ушедший от нас, шутил, что оно легко запоминается, ибо совпадает с диаметром горлышка бутылки известного напитка. А если серьезно, российские оружейники Аркадий Шипунов и Василий Грязев давным-давно показали универсальность этого калибра, и с тех пор он стоит на вооружении всех родов войск российской армии. Питание "гремучей змеи" осуществляется от двух переключаемых лент, цель можно обстрелять как осколочными, так и бронебойными боеприпасами, последние могут иметь сердечники с обедненным ураном. Поскольку EFV не дотягивает до кондиций танка, большое внимание уделено неброневым средствам защиты. Для маскировки служат аж 32 распылителя дымов и аэрозолей. В состав бортовой электроники (о ней говорить еще рано - машины начнут поступать на вооружение где-то в 2015 году) войдут разнообразные датчики лазерного излучения, служащего для наведения противотанковых ракет, и средства подавления радиосигналов, использующихся для управления фугасами. К последним приковано даже внимание Конгресса - слишком уж велики потери от дорожных мин в Ираке, и Конгресс требует от Корпуса морской пехоты резко повысить защиту EFV от этого дешевого, но эффективного оружия. Вообще, к скорби разработчика бронеглиссера, число закупаемых у корпорации General Dynamics машин планируется снизить с намеченных 1013 до 573. Но либеральная Washington Post сомневается в целесообразности и этой цифры.[www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2007/02/06/AR2007020601997.html.] Действительно, вспомним, старик "Гавриил", на котором из кибернетики были лишь сельсины, передававшие данные от дальномера на четырехдюймовки, - успешно справился с целями того же размера, движущимися в 1,6 раза быстрее. Так что береговые артиллеристы должны быть совсем уж неумехами да еще и не прикрытые ПВО, чтобы EFV выполнили свою задачу. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|