Великий побег

Автор: Тихонов Кирилл

Сначала я намеревался написать про нетбуки, но меня опередил Сергей Голубицкий. Тема, которая досталась мне взамен, куда легкомысленнее [И гораздо огнеопаснее. У каждой игровой платформы есть фанатичные приверженцы, не возмутить которых просто невозможно. Я уж не говорю про поклонников игр для PC, которых оскорбляет сама мысль, что кто-то может думать о приставках] - игровые приставки. Впрочем, разве нетбуки так уж серьезны? Большая часть гаджетов - всего лишь необязательные игрушки. Но в этом как раз весь интерес!

У тех, кто никогда не сталкивался с приставками, они ассоциируются главным образом с доисторическими "Сегами" и "Денди". Их китайские клоны продавались у нас на каждом углу даже в те времена, когда на своей исторической родине они уже превратились в глубокое ретро. Под названием "Денди" скрывался перелицованный китайцами NES - первая приставка Nintendo. Она была самой популярной игровой системой лет двадцать назад, когда компьютеры все еще щеголяли шестнадцатицветными EGA-дисплеями. Но до нас NES добралась слишком поздно. На фоне "Дума" и "Цивилизации" содержимое восьмибитных картриджей смотрелось бледновато.

В 2008 году Nintendo снова на коне, зато другими стали и игры, и игроки. Еще бы, ведь дети тех, кто когда-то резался в Pacman и Donkey Kong, уже сами заводят детей. Заслуживающие внимания игры все чаще выпускают в первую очередь для приставок и лишь затем портируют на PC - если портируют вообще. Такими темпами через несколько лет PC превратится в глухую провинцию игровой индустрии.

Причина - пиратство (не спорьте, это факт). На каждую игру для PC, проданную в магазине, приходится десяток, если не больше, копий, выкачанных из торрентов. Бюджеты же выросли до астрономических величин: Grand Theft Auto 4, по слухам, обошелся в 100 млн. долларов. Когда на кону такие деньги, спокойнее иметь дело с законопослушными, как правило, владельцами приставок [Пиратские приставочные игры существуют, но они требуют аппаратной модификации приставки. Чипованные приставки встречаются в сотни раз реже, чем PC с пиратскими играми. Это тоже факт, не спорьте].

Выбор приставки - это не столько технический вопрос, сколько вопрос вкуса. Разница между игровыми платформами не сводится к цифрам. Хуже того, по привычке полагаться на цифры просто опасно, поскольку сплошь и рядом формально более мощная приставка показывает далеко не самый лучший результат. Есть три основные платформы: Wii с играми Nintendo и эксцентричным управлением, а также стоящие друг друга майкрософтовский Xbox 360 и Sony PlayStation 3. Разница между ними - это игры.

Популярность Wii стала неожиданностью для всех. После едва ли не десятилетия застоя, когда внимание разработчиков без остатка тратилось на совершенствование графики, демонстративное нежелание Nintendo придавать внимание внешней стороне дела казалось (да и было, пожалуй) дерзким, если не самоубийственным. Пока конкуренты, Sony и Microsoft, напирали на производительность и поддержку HDTV, Nintendo делала приставку, железная начинка которой почти не отличалась от провального Gamecube образца 2001 года.

Две главные особенности Wii - это необычный контроллер с датчиками движения и игры Nintendo, которых нет ни на одной другой платформе. Говорят больше о первом [Игры, которые невозможно представить без контроллера с датчиком движения, можно пересчитать по пальцам], но на самом деле второе важнее. В Nintendo делают необычные игры. Приоритеты нинтендовских гейм-дизайнеров, похоже, не менялись с восьмидесятых годов прошлого века. Их не интересует сюжет, их не интересуют персонажи, их не интересует "погружение в мир", которые так ценят западные игроделы. Единственное, что их заботит, - это процесс игры в чистом виде. Привыкшего к реалистичности пользователя они встречают в лучшем случае странноватым минимализмом игривых расцветок, в худшем - разгулом совершенно потустороннего сумасшествия. Те, кто не сбежит в ужасе (геймеры скорее всего сбегут), вскоре обнаружат, что хотя их занятие не поддается разумному описанию, оторваться от него почти невозможно. Итог: каждую неделю в мире покупают больше Wii, чем Xbox 360 и PS 3 вместе взятых.

Обратная сторона медали: почти все игры для Wii, на которых нет клейма Nintendo, никуда не годятся. Для верности перед покупкой стоит выяснить рейтинг на сайте metacritic.com [Metacritic.com — это аггрегатор, вычисляющий среднюю оценку по рецензиям] (ему обычно можно верить), но исключений крайне мало. Зато в онлайновом сервисе WiiWare можно скачать несколько маленьких шедевров от независимых разработчиков - включая страннейший World of Goo, в котором нужно возводить грандиозные сооружения из глазастой слизи, и LostWinds, придуманный одним из авторов легендарной Elite. Это, правда, едва ли не единственное достоинство нинтендовского онлайнового сервиса. В Nintendo к Интернету до сих пор относятся с подозрением и стараются держаться от него подальше. Он платит им той же монетой. Неудивительно, что WiiWare не выдерживает сравнения с аналогичными сервисами Xbox 360 и PS 3.

Между этими двумя приставками куда меньше различий, чем между каждой из них и Wii, а история их соперничества ничуть не менее драматична. Sony имела фору: в первой половине двухтысячных годов у PlayStation 2 не было конкурентов. Все были уверены, что и новая приставка Sony станет безоговорочным лидером, но вышло иначе. Компания долго медлила, а потом, наконец, выпустила PS 3 по несоразмерно высокой цене. Это едва все не погубило. К тому времени Xbox 360 уже получил некоторое распространение, накопил солидную библиотеку игр и обзавелся онлайновым сервисом. У Sony оставался еще один козырь: считалось, что PS 3 куда мощнее. Вскоре выяснилось, что из-за радикально отличающейся архитектуры [Пресловутый Cell] приставок задействовать эту мощность не так-то просто, особенно в кроссплатформных проектах. Свое отставание PlayStation 3 ликвидировала лишь недавно.

Перебежчик с PC может не ждать особых сюрпризов от игр для PS 3 и Xbox 360 - они вполне традиционны. Более того, у множества из них есть компьютерные версии. Если сравнивать платформы по этому критерию, то набор игр Xbox 360, конечно, впечатляет сильнее. В нем полно эксклюзивов, а у PlayStation их можно пересчитать по пальцам. Картину дополняет внушительный запас оригинальных инди-игр в Xbox Live Arcade. Взять, к примеру, Braid, построенный на головокружительных манипуляциях со временем. Эту игру сделал одиночка, но критики ставят ее в один ряд с дорогостоящими проектами вроде Fallout 3. Тут, правда, нельзя забывать о LittleBigPlanet из ассортимента PS 3. Этот безумный [Когда речь идет о развлечениях, эпитет "безумный" - это, конечно, комплимент] гибрид конструктора в стиле Incredible Machines и платформера с персонажем, похожим на шерстяной носок, стоит половины онлайнового каталога Xbox 360.

И у Xbox 360, и у PS 3 есть несколько модификаций, но разобраться в них проще простого. Почти все различия сводятся к вместительности жесткого диска, которая, впрочем, не особенно критична. Конечно, чем больше, тем лучше, но главное все-таки, чтобы диск просто был, поэтому дешевой бездисковой Xbox 360 Arcade лучше избегать. Дешевизна когда-нибудь встанет боком, потому что рано или поздно винчестер обязательно понадобится, и тогда придется покупать его отдельно. Если не считать диска, большая часть других характеристик приставок не меняется годами. Это считается плюсом - не нужно думать об апгрейде. Так что говорить имеет смысл в основном об аксессуарах.

Главный "аксессуар" для игровой приставки - это, очевидно, телевизор. Нетрудно догадаться, что Wii не поддерживает HDTV. Лучшее, на что она способна, - это широкоформатная картинка. Чтобы выжать из нинтендовской приставки максимум, достаточно раздобыть композитный кабель, и вовсе не обязательно фирменный (цена, которую заломили в Nintendo, не лезет ни в какие ворота). А вот для Xbox 360 и особенно PS 3 лучше иметь телевизор высокой четкости. В PS 3 есть проигрыватель дисков Blu-ray, так что польза будет двойной. Кстати, если приставка будет использоваться активно, имеет смысл приобрести для нее отдельный телевизор.

Как ни странно это звучит для пользователя PC, необходимые для игр особые контроллеры вроде инструментов Guitar Hero или коврика Wii Fit не придется покупать отдельно. Обычно они прилагаются к игре. Исключение составляет так называемый "классический" контроллер Wii, который требуют некоторые старинные игры, скачиваемые из онлайнового сервиса Nintendo. Оплата онлайновых сервисов - это отдельный вопрос. Как правило, подходят банковские карты, но при надобности можно купить карточку оплаты Wii Points или Xbox Live - интернет-магазины, которые ими торгуют, отыскиваются в два счета.

В заключение пара слов о PlayStation 2. Это приставка прошлого поколения, но ее до сих пор выпускают, для нее написана бездна прекрасных игр, и, что немаловажно, она стоит в два-три раза меньше, чем самые дешевые экземпляры Wii или Xbox 360, не говоря о PlayStation 3 (4–5 тысяч рублей против 10–15 тысяч). А еще за те же деньги можно купить карманную приставку [Мой вам совет: не поддавайтесь моде - не берите PSP. Она радует глаз, но для нее почти нет стоящих игр] - но вовсе не факт, что она лучше.

Лучшее для PS3

• Grand Theft Auto IV

• LittleBigPlanet

• Call of Duty 4

• BioShock

• Metal Gear Solid 4

• Oblivion

• Rock Band

• Super Street Fighter II

• Rock Band 2

• Fallout 3

Лучшее для Xbox 360

• Grand Theft Auto IV

• BioShock

• Orange Box

• Gears of War

• Oblivion

• Call of Duty 4

• Halo 3

• Gears of War 2

• Fallout 3

• Guitar Hero II

Лучшее для Wii

• Super Mario Galaxy

• Legend of Zelda

• Super Smash

Bros. Brawl

• Resident Evil 4

• Okami

• Metroid Prime 3

• Zack & Wiki

• Guitar Hero

World Tour

• Super Paper

Mario

• Boom Blox









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх