|
||||
|
РЫНКИ: Терминальное состояние Автор: Александр Бумагин В прошлом году ситуация с продажами лицензионных программ изменилась в лучшую сторону. Процесс легализации был довольно болезненным: пользователи, привыкшие к почти бесплатному сыру, переходить на лицензионные версии не очень-то хотели. Кого уговорами, кого угрозами - но убедили. Так что для производителей и продавцов софта это был хороший год. Жаль только, закончился в октябре Большую часть года лицензионный софт продолжал укреплять завоеванные ранее позиции в столицах и регионах, и, по данным "Софткея", к декабрю уровень пиратства в России снизился до 73%. Но осенью все изменилось. Со "свободными" деньгами стало труднее, и многие руководители компаний попытались сэкономить на самом нематериальном активе. Ведь жили же без лицензий? Значит, и теперь проживем. У всех еще свежи в памяти воспоминания о том, как трудно приходилось в былые годы, когда и мысли не допускалось платить "еще и за софт". Сейчас предприятия урезали свой ИТ-бюджет, что непосредственно сказалось на закупках программного обеспечения. "Процесс легализации софта почти полностью остановился, - говорит Феликс Мучник. - Однако обратно он пока не пошел. Впрочем, даже если процесс и пойдет вспять, вернется к 85–90%, наша компания этого не заметит, пусть отыгрывать любые потери здесь гораздо сложнее". По информации, которую мы получили в том же "Софткее", в конце года рост объемов продаж софта прекратился, хотя и снижения не наблюдалось. Заказы стали мельчать, но количество их возросло. Продавцы и производители софта, по крайней мере на словах, надеются, что кризис не примет затяжной характер и все вернется на круги своя через несколько месяцев. Впрочем, нам не удалось получить от производителей софта конкретную статистику по продажам за последние месяцы, так что рыночным оптимистам приходится верить на слово (см. также врезку). В любом случае, даже 73-процентный уровень пиратства - это много, и продавцы софта, невзирая на кризис, пытаются придумать схемы, которые бы упростили процесс передачи денег от пользователя к производителю. Схемы разные, и скорее дополняющие, чем исключающие друг друга. В недавней публикации об электронных билетах ("КТ" #762) мы говорили, что в России не слишком распространены банковские карты, пригодные для оплаты через Интернет, и рынка программ это обстоятельство касается в не меньшей, если не в большей степени. Всем известна модель продаж, когда потенциальному покупателю предлагается загрузить пробную версию программы, а после ознакомления - купить, если возникнет желание. В теории все выглядит просто. На практике же и пластиковые карты есть далеко не у всех, к тому же не все карты пригодны для оплаты программ в Интернете, так что процесс получения заветного ключа активации из пятиминутной процедуры может превратиться в хождение по мукам - особенно если магазин, с которым мы пытаемся расплатиться, не российский. Не спасают положения и обычные магазины - во-первых, там может не оказаться нужного софта, а во-вторых, не в каждом городе такие магазины есть. Поэтому очевидная задача - максимально упростить процедуру оплаты, применяя привычные для покупателей схемы. В минувшем ноябре компании Microsoft и Qiwi объявили, что оплатить лицензионные ключи Office 2007 можно будет с платежного терминала. Представители Microsoft прокомментировали такой шаг желанием предоставить покупателю больше удобств. Очевидно, что для компании это пробный шар - купить пока можно лишь вариант пакета для дома и учебы (правда, по очень выгодной цене, всего тысяча рублей). Предполагается, что покупатель самостоятельно загрузит программу со специального сайта, продравшись через обязательную регистрацию. Других способов доставки продукта не предусмотрено. Код активации приходит покупателю в виде SMS-сообщения после оплаты и сохраняется на всякий случай в личном кабинете платежной системы. За прошедшие три месяца других подобных предложений от Microsoft не поступило, хотя в ноябре компания заявляла, что перечень программ (Vista в него не входит), реализуемых через терминалы, может быть расширен. Для Qiwi это не первый опыт подобного сотрудничества: ее первыми партнерами были антивирусные компании, лицензии на продукты которых нужно обновлять довольно часто (как правило, ежегодно, а может быть, и чаще; зависит от варианта лицензии). Показательно, что в личном кабинете платежной системы нет раздела "Программы". Так как все три имеющихся в ассортименте программных продукта являются антивирусами, в честь них и назван раздел. Ключ для офисного пакета можно отыскать в разделе "Другое". Вероятно, о массовости такого подхода к распространению программ можно будет говорить лишь тогда, когда они заслужат право на отдельное место в личном кабинете. Магазин "Софткей" предпринял другую попытку сделать программы ближе к рядовому покупателю, сделав возможной оплату с помощью отсылки нескольких SMS. Как правило, хватает четырех сообщений, а зависит это от стоимости покупки. Казалось бы, раз приходится иметь дело с посредниками (операторами мобильной связи), программы должны заметно дорожать. Тем не менее этого не происходит: "Софткей" сумел уговорить вендоров пожертвовать частью собственной прибыли. Найти общий язык в этом вопросе непросто, а потому список предложений насчитывает пока лишь дюжину позиций. Предлагать же программу дороже смысла нет - в России софт и так не слишком ходовой товар. Руководителя "Софткея", впрочем, больше волнует другое. "Покупка должна осуществляться одним, максимум - двумя сообщениями, - говорит Мучник. - А так у людей велика вероятность ошибки, ведь каждый раз приходится вводить приходящий уникальный код из более чем десятка цифр". Ошибка эта не из разряда непоправимых, но все равно не очень удобно. В целом, конечно, SMS-платежи не слишком хорошо приспособлены для такого бизнеса. В правилах работы сотового оператора отсутствуют пункты, описывающие процедуры приема платежей в пользу третьих лиц. "Деньги попадают на счет абонента, - рассказывает Мучник, - потом переводятся на какой-то специальный счет, а потом должны переводиться куда-то еще. C электронными деньгами тоже непросто, так как они никем не утверждены, а возможные операции не регламентированы". Информации о том, насколько популярен новый метод приема денег от населения, у нас нет. "Софткей" планировал введение такого способа довольно давно, поскольку в России платежные системы развиты слабо. Сам Мучник высказывается в пользу оплаты услуг "пластиком", будучи уверен в том, что и у нас это скоро станет нормой. "Примеры оплаты через платежные терминалы, - говорит Феликс, - по-моему, можно найти только в Латинской Америке. В остальном мире используются пластиковые карты. Платежные терминалы, скретч-карты - это все, как правило, для молодых людей, которые в силу возраста еще не обзавелись банковской картой". Мучник провел параллели и вспомнил о первых шагах "карточной" IP-телефонии: поначалу этот бизнес зарабатывал на гастарбайтерах, которым нужно звонить с телефона на съемной квартире, где отключена "восьмерка". Лишь позднее предприятия стали с помощью IP-телефонии оптимизировать расходы на связь. Временные трудности с повсеместным введением пластиковых карт Мучник связывает с тем самым кризисом, с которого мы начали. "Банки повышают плату за свои услуги, и в ближайшие год-два конструктивно разговаривать с ними о приемлемых условиях для транзакций будет проблематично". Видимо, потому и появляются у нас и платежные терминалы, и SMS-платежи. Ко всему этому за годы люди могут привыкнуть настолько, что никаких пластиковых карт им уже не захочется. Многие люди охотно отдали бы деньги за программный продукт, вот только не знают, как это сделать. Наверное, и продавцам, и покупателям хотелось бы, чтобы дорога для денег между продавцами и частными лицами такой тернистой не была. Если эту проблему решить, дело останется за малым: дождаться того времени, когда уровень программного пиратства снизится хотя бы вдвое. Между хлебом и молоком Прокомментировать ситуацию на российском рынке программных продуктов любезно согласился генеральный директор компании "Аксофт" Вадим Корольков. Как изменились объемы и структура продаж ПО за последние месяцы? - Текущая экономическая ситуация сказалась и на объемах, и на структуре продаж программного обеспечения. Мне как руководителю дистрибьюторской компании, ориентированной на работу прежде всего в российских регионах, довольно просто говорить за всю страну. Вынужден констатировать, что сбываются не самые оптимистичные прогнозы, которые мы делали в конце прошлого года. Объем продаж ПО несколько сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Да и 4-й квартал 2008-го тоже не показал планируемого в начале года роста, хотя спада продаж не наблюдалось. При этом отмечу, что доля продаж в регионах России неуклонно растет, в том числе и в 2009 году, тем самым опровергая многочисленные утверждения о том, что кризис больнее ударит именно по региональным компаниям. Продажи каких категорий ПО уменьшились из-за кризиса больше всего, а каких остались на прежнем уровне? - Судя по статистике наших продаж, по-прежнему востребованными остаются продукты Microsoft, решения для обеспечения информационной безопасности (антивирусы, продукты для резервного копирования, межсетевые экраны и др.). Модным трендом этого сезона стали технологии виртуализации, что вполне объяснимо с точки зрения оптимизации расходов и сокращения издержек на содержание IT-инфраструктуры. В этой связи стоит упомянуть и о растущей популярности IT-аутсорсинга, позволяющего использовать дорогостоящее ПО, не приобретая его. Заметнее всего кризис сказался на продажах специализированного программного обеспечения (например, графического и научного). Когда вы ожидаете перелома "кризисной" тенденции к использованию пиратского софта? Когда потребитель вновь вспомнит о необходимости покупать легальное ПО? - К сожалению, перелом не случится раньше стабилизации общеэкономической ситуации. Странно было бы ожидать от потребителя большого интереса к легальному софту тогда, когда приходится выбирать между хлебом и молоком. Подчеркну, что к пиратскому софту вернутся в основном домашние пользователи. Тогда как корпоративные заказчики, привыкшие к сервисам, предлагаемым производителями программного обеспечения, не спешат отказываться от них. Как вы оцениваете инициативы по продаже ПО нетрадиционными способами: с оплатой через SMS и платежные терминалы? - Только положительно. Эти сервисы максимально облегчают процесс оплаты покупки для потребителя. Особенно они удобны для домашних пользователей. На мой взгляд, востребованность этих услуг можно ожидать в основном в крупных региональных мегаполисах с развитой системой электронных платежей, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, ряд других городов. Для основной массы потребителей из регионов поменьше пока даже интернет-магазин остается terra incognita. Здесь люди привыкли делать покупки в розничных магазинах и платить наличными. Но перспективы у подобных сервисов, безусловно, большие. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|