|
||||
|
РЫНКИ: Культура в поисках свободы: Где должен заканчиваться копирайт? Автор: Илья Щуров Из школьного курса обществознания мне запомнилась одна фраза, до сих пор периодически встающая перед глазами. Звучала она примерно так: «В последнее время возрастает потребление культуры в домашних условиях». Было это давно - в то время еще не было блогов и Википедии, не говоря уже о YouTube и Flickr, но внутренний диссонанс канцелярского словосочетания «потребление культуры» уже отчетливо ощущался. Назад в будущее ЦИТАТА Сверхрегулирование душит творчество. Оно притесняет инновации и предоставляет динозаврам право вершить будущее. Оно расточает необыкновенную возможность демократичной креативности, порожденной цифровой технологией. Лоуренс Лессиг из книги «Свободная культура» Общественные движения возникают в тот момент, когда традиции, законы или другие нормы общества вступают в очевидное противоречие с интересами и жизненным укладом множества людей. Свободный софт существовал задолго до написания лицензии GPL и основания Free Software Foundation. Он существовал с момента появления компьютеров и программирования вообще, но общественное движение вокруг него возникло лишь в тот момент, когда политика софтверного бизнеса по защите своих прав на ПО стала угрозой для хакерской культуры. Эта политика, основанная на копирайтном законодательстве и подкрепленная техническими средствами, ставила жесткий барьер между разработчиком и пользователем и лишала последнего практически всех прав, превращая его в бессловесного и зависимого «потребителя ПО». Однако, это был лишь первый сигнал, наглядно сообщавший о проблемах, связанных с законодательством об авторском праве. Просто софтверные компании раньше, чем любые другие «правовладельцы», получили в свои руки технический инструмент, позволивший им частично контролировать выполнение копирайтных законов каждым пользователем. Закрытие кода принципиально лишило его возможности вносить изменения в программы. В то же время, возможность копирования информации без потерь создавала угрозу естественным бизнес-моделям таких компаний и вынуждала их на агрессивные меры против копирования даже без внесения изменений. Так были ограничены основные свободы, на которых держалось хакерское сообщество. Так началось движение Free Software. ![]() Компьютеры тогда не представляли серьезной угрозы для других видов бизнеса, связанного с творчеством. Копирование мультимедийной информации с надлежащим качеством оставалось дорогостоящим мероприятием, и культурная жизнь большинства людей практически не регулировалась соответствующими законами: например, обмен книгами или пластинками с музыкой (кстати, совершенно законный и по сей день), вероятно, лишал издателей некоторой доли прибыли, но не настолько существенной, чтобы по этому поводу волноваться. Существовавший баланс более или менее устраивал всех участников рынка. ![]() Этот баланс начал рушиться вместе с развитием мультимедийных возможностей компьютеров, Интернета и технологий сжатия контента. Ответная реакция индустрии оказалась столь жесткой, что стала очевидным образом ограничивать культурную свободу читателей, слушателей и зрителей, к которой они привыкли. Достаточно вспомнить различные технологии DRM, закон DMCA, иски на астрономические суммы против владельцев и пользователей пиринговых сетей, расширительное толкование копирайтных законов и многие другие эпизоды «охоты на ведьм». Часть общества не заметила этих изменений или не придала им значения, часть смирилась или сочла их естественными (а чем еще объяснить феноменальный успех интернет-магазина iTunes Music Store?). Но так сделали не все. Напротив, многие люди стали осознавать, что не хотят быть «потребителями культуры», что культура - это двунаправленный процесс, и что современные технологии открывают совершенно новые возможности для участия в нем, которые однако блокируются копирайтом. И это было началом нового движения. КСТАТИ Режиссер Мэтт Хенсон (Matt Hanson) затеял проект «Swarm of Angels» (www.aswarmofangels.com) по съемке фильма на принципах open source. 1 млн. фунтов стерлингов на расходы планируется набрать из добровольных пожертвований, а результат выпустить под CC BY-NC-SA. Несмотря на свои успехи, Creative Commons часто подвергается критике - в частности, со стороны того самого движения Free Software, по мотивам которого и создавался проект. Основная претензия: разобщенность и отсутствие четких границ самого понятия «свободной культуры». Нельзя сказать, чтобы сообщество свободного софта всегда выступало единым фронтом. Достаточно вспомнить споры сторонников пермиссивных лицензий (например, BSD) с участниками проекта GNU по поводу необходимости копилефта или вечное противостояние «Free Software vs. Open Source». Тем не менее здесь есть четкое и достаточно общепринятое понимание того, какие права должен передавать автор своим пользователям, чтобы его программа считалась свободной. Это - знаменитые «четыре свободы» Столлмена, составляющие основу Free Software Definiton (FSD): право запускать программу с любыми целями, изучать и адаптировать для своих нужд, свободно распространять, улучшать и делать доступными улучшения на благо всего сообщества. Например, лицензия, запрещающая коммерческое распространение, очевидным образом не будет признана «свободной» с этой точки зрения. Эти требования достаточно сильно ограничивают разработчика, который хочет делать «свободный софт», но принципиальная позиция в этом вопросе сыграла свою роль в становлении и развитии движения Free Software и, вероятно, определила его жизнеспособность. ![]() Свободная культура в настоящий момент лишена подобных принципов. С самого начала некоторые лицензии CC включали в себя пункты, противоречащие определению Free Software (элементы NC и ND). Некоторое время считалось, что «необходимым минимумом свободы» здесь будет хотя бы право копирования работы в некоммерческих целях, без модификаций и с обязательной ссылкой на автора (предоставляемое самой жесткой лицензией BY-NC-ND), но появление лицензий Sampling и Development Nations показало, что лидеры Creative Commons допускают и другие ограничения. Это определенным образом ухудшило репутацию проекта в мире Free Software и привело к разладу со Столлменом: сайт gnu.org сейчас не рекомендует использовать даже вполне свободные по меркам FSF лицензии BY и BY-SA, дабы не ассоциироваться со столь неопределенным термином, как «лицензия Creative Commons» [Обзор ситуации приведен в статье «К стандарту свободы»]. ![]() Лессиг признает, что четкого списка прав, которые должны защищаться лицензией, чтобы она признавалась свободной в рамках CC, в проекте не существует. «Мы считаем, что необходимые свободы могут отличаться в разных областях творчества» - отвечает он на критику Столлмена и приглашает различные творческие сообщества к дискуссии на эту тему. Такая ситуация в общем-то неудивительна: определение Free Software было выражением уже принятой в хакерском сообществе этики, тогда как ничего подобного в творческом мире в данный момент нет. Если Столлмен борется за свободу софта, то Лессиг ищет баланс между правами автора, издателя и аудитории, утерянный в результате изменений инфраструктуры и законодательства. Но как это повлияет на будущее свободной культуры - пока неясно. Открытыми остаются множество вопросов. Насколько оправдано использование NC- и ND-лицензий? Можно ли и нужно ли обеспечивать совместимость между разными лицензиями, имеющими близкий дух, но разные формулировки (например, CC BY-SA и GNU GFDL)? Какая именно свобода нужна культуре? Как будут взаимодействовать идеи free culture с традициями различных стран? Поиски ответов будут продолжаться, но факт остается фактом - важные перемены на стыке технологий, права и культуры уже начались. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|