|
||||
|
Миф № 7 Повсеместное страхование на Западе обеспечивает покрытие вынужденных расходов за счет страховок Из воспоминаний авторов: Австрия. «В Европе не только очень популярна, но и совершенно необходима так называемая правовая или юридическая страховка. Она нужна, чтобы оплатить услуги адвоката, расходы на судебные издержки (пошлины, гонорары экспертов, расходы свидетелей и переводчиков), если эти расходы не несёт противоположная сторона; расходы на адвоката противоположной стороны, в случае проигрыша судебного процесса; и залог до 50 000,00 евро. Заключается договор со страховой компанией, выплачивается ежемесячный, отнюдь не малый, взнос (если в страховку включить все возможные составные, то её стоимость превысит 500 евро в год), и вы можете спать совершенно спокойно. Так или не так? Не совсем так. Эта страховка начинает действовать через 3–12 месяцев (в зависимости от необходимых составных) с момента заключения страхового договора. То есть если вы четыре месяца честно выплачиваете взносы, а на пятый вам срочно нужна правовая защита, то как тогда? Печальные обстоятельства произошли слишком рано? Но я, собственно, даже не об этом. Согласно договору, юридическая страховка покрывает стоимость консультаций адвоката с частотой 6–12 раз в году, то есть, раз в 1–2 месяца, в зависимости от договора. Оказывается, если вам посчастливится оказаться, с одной стороны, человеком, недостаточно знающим законы, а с другой стороны, человеком, которого периодически обманывают, обворовывают, притесняют и прочее, то вас ожидает большой сюрприз. Приведу личный пример: на протяжении пяти лет мы с мужем честно платили взносы правовой страховки. За это время нас притеснял бывший хозяин квартиры; два раза торговые фирмы забрасывали нас счетами об оплате по несуществующим договорам; у нас обнулились существенные вклады в облигации, так как компания оказалась финансовой пирамидой; нам не выплатили, согласно договору, причитающиеся деньги, и, наконец, моему мужу, пианисту по профессии, размозжил пальцы на руке какой-то агрессивный парень. Мы честно ходили на юридические консультации. За пять лет около восьми раз. До судебных разбирательств дело ни разу не дошло. Большинство юристов понимающе качали головами, слушая наш рассказ, и говорили примерно одну и ту же фразу: «Вы правы и с человеческой, и даже с юридической точки зрения. Мы совершенно с вами согласны, но в этом случае, к сожалению, ничем не можем помочь!» Потом они дружелюбно прощались и требовали у страховой фирмы уплаты за юридическую консультацию. В один прекрасный день нам сообщили, что расходы на нас слишком высоки и страховка хочет со своей стороны расторгнуть контракт. Оказывается, в 31-листном договоре мелким шрифтом в статье 15, пункт 3.2. прописано, что страховая компания имеет право сама расторгнуть контракт в течение одного месяца, если расходы превышают определённые границы (какие границы, не конкретизировано). Какие расходы? От восьмикратной консультации юриста в течение пяти лет? Без судебных разбирательств? А как же прописанные выше расходы, которые, согласно контракту, должна перенимать страховка? Интересно вычислить, во сколько нам обошлись взносы за пять лет и вычесть из них сумму расходов на консультации адвоката. Как там в песне: «Кто-то теряет, а кто-то находит…». Если страховая фирма сама расторгла контракт с вами, это невероятно усложняет возможность заключения нового страхового контракта. Расторжение ложится чёрным, неотмывающимся пятном на страхуемого. Он становится кем-то вроде изгоя в «дружелюбной» среде застрахованного мира. Наша компания сообщила, что если мы не хотим быть «выброшенными», то обязаны согласиться на «выравнивание стоимости» ежемесячных взносов. Хороший термин. Выравнивание в нашем случае составило чуть больше 100 % от исходной величины взноса. Не выровняешь — пошёл вон! Как говорят на Украине: «Бачили очи, шо куповалы, иште, хоть повылазьте!» Но страховые сферы бывают разными, равно как и возможности страхования. Рассмотрим другие примеры. США. День 11 Сентября 2001 года стал для многих в США трагедией, но кое для кого появился повод поправить свои дела. Приведем здесь с сокращениями статью Кристофера Браухли, юриста из города Болдер, штат Колорадо. Статья опубликована 19 мая 2005: «Как страховые компании эксплуатировали 11 Сентября.Одним из последствий 9/11 стало ограничение свободы людей в Соединенных Штатах в виде новых запретов, законов и санкций, эти же события развязали руки Конгрессу для совершения таких дел, которые никто в здравом уме и не подумал бы разрешить до этого бесславного дня. Одним из знаков этой новой свободы стало Постановление о Страховании Террористического Риска (Terrorism Risk Insurance Act) 2002 года. 9/11 стоило страховым компаниям более $40 миллиардов, история еще не знала единовременных убытков такого масштаба. Такие потери страховщикам не понравились, и, из личного интереса, они решили, что правительство должно что-то сделать, что бы это никогда не повторилось. На первый взгляд, казалось необычным, что страховые компании просят правительство влезать в свои внутренние дела. Страховые компании — это большой бизнес, а большой бизнес гордится системой свободного рынка, которая работает лучше всего, когда правительство не вмешивается в жизнь людей и корпораций. Однако в этом случае страховщики готовы были сделать исключение, поскольку то, что они просили, влияло на размер их прибыли, а большой бизнес готов поступиться принципами, когда просит правительство сделать что-то для своего обогащения. Страховые компании заявили, что без помощи Конгресса (значит, налогоплательщиков) они отказываются страховать компании от терроризма. Они рассуждали так, что поскольку в событиях 9/11 нет их вины, то и ничего неэтичного нет в том, чтобы обратиться за помощью к Конгрессу. Так родилось Постановление о Страховании Террористического Риска (Terrorism Risk Insurance Act) 2002. Постановление предписывает, что в случае новой террористической атаки страховые компании обязаны оплатить только первые $10 миллиардов убытков. Кроме этого, в 2003 году, они ответственны за страховой платеж в размере 7 % страховых взносов, полученных за предыдущий год. Размер этого платежа увеличивается до 10 % в 2004 году и 15 % в 2005 году. За все остальные расходы должны отвечать налогоплательщики, оплачивая 90 % убытков, превосходящих $10 миллиардов, до $90 миллиардов включительно. В 2004 году доля участия налогоплательщиков снижается до $87.5 миллиардов а в 2005 — до $85 миллиардов. Важно помнить о том, что действие Постановления кончается в 2005 году. Этого страховая индустрия боится больше, чем новой террористической атаки. Чтобы смягчить свои опасения, страховые компании внесли $36 миллионов в избирательный фонд обоих кандидатов на последних президентских выборах и теперь надеются, что хорошие люди ответят за добро добром, оставив в силе и усовершенствовав Постановление 2002 года. Действие постановления должно распространиться на страхование жизни, автомобилей и домов, а также бизнесов. Интересно, что, по сведениям Американской Федерации Потребителей (Consumer Federation of America), за первое полугодие 2002 года прибыль индустрии страхования увеличилась на 66.4 %, что позволяет говорить о том, что последствия 9/11 были для страховщиков не такими ужасными, как для многих других. Конечно, страховые дельцы не настолько тупы, чтобы уверять всех, что они нуждаются в защите, потому что им недостаточно увеличения прибыли на 66.4 % (это после страховых выплат более чем на $40 миллиардов). Они просто объясняют, что если правительство не заставит налогоплательщиков взять на себя расходы по страхованию убытков от терроризма, то компании будут вообще отказываться страховать от подобной опасности и, в конечном счете, проигравшими окажутся все. Весьма мрачная перспектива для налогоплательщиков, правительства и Конгресса».[38] И, несмотря на легкое волнение, они, конечно же, получили, что хотели: 26 декабря 2007 года действие Постановления было продлено до 31 декабря 2014.[39] Да, скажет читатель, терроризм — это ужасно, но меня гораздо больше волнует проза жизни: насморк и зубная боль, детские болезни, дорога на работу и домой, мой автомобиль… Поговорим об автомобильных страховках. Тема богатая. Есть много хороших страховок. Нет, неправильно! Все страховки очень хороши до тех пор, пока вы ездите аккуратно, не нарушаете правил и не попадаете в аварии. Для страховой компании Вы самый желанный клиент, страховой договор регулярно перезаключается, цена снижается. Однако, когда дорожные неприятности все-таки случаются, то идиллия кончается и сразу становится ясно, кто чего стоит. Из писем эмигрантов:
За каждое нарушение правил в США стоимость автомобильной страховки при перезаключении договора возрастает. Она возрастает даже в том случае, если нарушение не привело к аварии, то есть водитель, превысивший скорость, платит дважды: первый раз — полицейский штраф, второй раз — повышение стоимости страховки. Скоростной режим на дорогах регулируется властями штата, а про нежную дружбу власти и большого бизнеса мы уже слышали. Во многих штатах ограничение скорости на автострадах настолько низкое, что не нарушать правила просто невозможно, то есть останавливай любую машину и выписывай штраф, превышение скорости всегда будет налицо. «Страховые компании играют в этой ситуации (необоснованно низких ограничений скорости) огромную роль. Они говорят, что малые скорости сохраняют жизни. Это откровенная ложь. Они поддерживают низкие ограничения скорости потому, что знают: люди все равно не будут их соблюдать и станут получать штрафы за превышение скорости, а страховщики, в свою очередь, будут повышать им расценки. Если допустить, что смысл страховки в том, чтобы покрывать необычные риски, то каждая наценка за превышение скорости — это чистая прибыль, поскольку нет ничего необычного в том, чтобы нарушать необоснованно низкое ограничение скорости. Некоторые страховые компании используют эту прибыль для покупки полицейских радаров и лазерных пушек, потом передают их полиции бесплатно! У полиции всегда не хватает денег, так что они рады таким подаркам, с ними они готовы «наводить порядок на дорогах». За счет повышения страховых расценок стоимость таких подарков окупается менее чем за год. (Цена полицейских радаров составляет около $1200, лазерных пушек — $3800 за штуку). Каждое устройство продолжает служить и приносить чистый доход еще от 3 до 5 лет. Очень недурная прибыль для законного продукта. В каком еще бизнесе можно управлять доходами таким необычным образом?»[40] Можно порадоваться тому, что иногда на американской земле случаются и победы здравого смысла над продажностью. 15 апреля 2011 года Палата представителей штата Техас приняла закон о повышении разрешенной скорости на новых автострадах штата с 80 до 85 миль в час (со 128 до 136 км/ч). Закон был принят, несмотря на серьезное противодействие представителей страховой индустрии, которые заявили, что увеличение разрешенной скорости приведет к увеличению жертв дорожных происшествий. Между тем Национальное Управление по безопасности движения (National Highway Traffic Safety Administration) объявило, что за прошлый год дорожная смертность в Техасе снизилась на 7 %. Теперь новый закон Техаса должен быть одобрен Сенатом и подписан губернатором.[41] Будем надеяться, что Сенат поддержит и не поддастся давлению большого бизнеса, а водители не дадут повода страховым дельцам позлорадствовать: «Ага! Мы же предупреждали!» Даже самые крепкие люди иногда нуждаются в помощи врача. Между пациентом и врачом на Западе почти всегда стоит Её Величество Страховка. Именно она превратилась в главное действующее лицо процесса лечения. В угоду Страховке больные порой выбирают из необходимого лечения самое-самое необходимое, а врачи превращаются в обычных бизнесменов в белых халатах. Из воспоминаний авторов:Немного о зубном лечении:
Очевидно, доктор, удаливший нерв без наркоза, был лишен не только врачебной этики, но и элементарного здравого смысла. Мог бы предложить заплатить в рассрочку, а то и вообще сделать анестезию бесплатно. Его частная практика бы от этого не разорилась, а благодарный пациент продолжал бы к нему ходить и давать возможность заработать. Но закон есть закон: что не оплачивает страховка, будьте добры, отсчитайте сами. А потом по принципу: «Утром — деньги, вечером — стулья». Думаете, в других странах Запада дело обстоит иначе? Из воспоминаний авторов:
Жаль человека, но руководителей «Мивтахим» это действительно не интересует, они скорее могут быть обеспокоены тем, что клиент перестал платить страховые взносы. В США есть такая организация — Американская Ассоциация за Правосудие (American Association for Justice). Это сообщество профессиональных юристов, ставящее своей целью судебную защиту интересов людей, получивших увечья в результате чужой небрежности. По роду своей работы юристы AAJ часто сталкиваются со страховыми компаниями. Ассоциация провела масштабное исследование, в результате которого на свет появился список из 10 худших страховых компаний.[42] Первую тройку в списке AAJ занимают следующие компании: 1. Allstate. 2. Unum. 3. AIG. Allstate обвиняется в преднамеренном затягивании процесса, в отклонении справедливых страховых исков и преднамеренном занижении страховых выплат. Агентам Allstate было приказано врать клиентам, и они получали вознаграждение за снижение страховых выплат.[43] Некоторые бывшие работники Unum заявили, что они были обязаны отклонять справедливые страховые требования, чтобы сэкономить деньги для компании.[44] Пытливый читатель, пользуясь приведенными ссылками, может самостоятельно ознакомиться с полным списком AAJ и всеми подвигами, которые числятся за этими уважаемыми организациями. Самое главное, что себя они не забывали. Средняя зарплата исполнительных директоров 10 компаний из списка AAJ за 2007 год составила около $9 миллионов.[45] Как там провозгласила в своём альбоме группа «Ундервуд»? «Бабло побеждает зло». Этот лозунг могли бы с триумфом взять себе на вооружение западные страховые компании (конечно же, если бы они владели русским языком). Без страховки на Западе человеку жить очень плохо, но и со страховкой зачастую не лучше. Придется несколько раз быть обманутым, терять трудовые деньги, тратить нервы и здоровье, разочаровываться и снова надеяться. Почти все люди, приезжающие в новую страну, проходят этот путь. Только после этого, да и то не ко всем, приходит понимание ситуации, спокойствие и способность безошибочно различать обман. Добро пожаловать на Дикий Запад! Примечания:3 Религиозная энциклопедия. Интернет-портал Богословии. Глава Патриотизм // http://de.bogoslov.ru/projects/enc/323301.html 4 Большинство эмигрантов, присылавших свои письма для этой книги — тоже люди, являющиеся вполне успешными на Западе по всем западным меркам. Они работают более или менее по своей специальности, достаточно зарабатывают и даже принимаемы обществом тех стран, в которых живут. Чем и сколько им пришлось жертвовать, чтобы добиться этого, тема другой книги. Тем ценнее являются их наблюдения: каждое из них представляет собою трезвый взгляд человека, давно живущего на Западе и съевшего там не один пуд соли. Кроме того, около половины авторов писем не пожелали остаться анонимными и тем самым ещё раз подчеркнули, что отвечают за свои слова. 38 Кристофер Браухли (Christopher Brauchli). Как страховые компании эксплуатировали 11 Сентября (How insurance companies exploited 9/11) // «America’s Best Political Newsletter» Counterpunch. 19.05.2005. // http://www.counterpunch.org/brauchli05 202 005.html. Перевод с английского здесь и далее по главе — Г. И. 39 Википедия. Постановление о Страховании Террористического Риска (Terrorism Risk Insurance Act) // http://en.wikipedia.org/wiki/Terrorism_Risk_Insurance_Act 40 Боб Морроу (Bob Morrow) Обнаружители радаров (Radar Detectors) // Ibiblio. Public Library and Digital Archive // http://www.ibiblio.org/rdu/insurans.html 41 Фокс Ньюс. Страховые группы против увеличения разрешенной скорости (Insurance Groups Against Speed Limit Increases) // Fox News. Houston, Texas. 15.04.2011 // http://www.myfoxhouston.com/dpp/business/110415-speed-limit-insurance 42 10 Худших страховых компаний Америки (Ten Worst Insurance Companies in America) // American Association for Justice. 2008 // http://www.justice.org/docs/TenWorstInsuranceCompanies.pdf 43 Бесплатный совет (FreeAdvise). Юридический портал. // http://law.freeadvice.com/insurance_law/ insurers_bad_faith/ten-worst-insurance-companies.htm 44 Там же. // http://law.freeadvice.com/insurance_law/insurers_bad_faith/allstate.htm 45 Там же. // http://law.freeadvice.com/insurance_law/insurers_bad_faith/unum.htm |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|