• 1. Корпоративная культура в тайваньском бизнесе: группа «Аврора»[155]
  • 2. Предприниматель-традиционалист: Фрэнк Цзао, Гонконг[156]
  • 3. Деловые женщины Тайваня[157]
  • 4. Рецепт выздоровления компаний: Майкл Дэн, Сингапур[158]
  • Вместо заключения. Черты современного предпринимательства

    1. Корпоративная культура в тайваньском бизнесе: группа «Аврора»[155]

    «Аврора» (Чжэньдань) — один из самых крупных промышленно-финансовых холдингов на Тайване. Компания была основана в 1960-х годах Чэнь Юнтаем, который начинал с лоточной торговли, отдавая всё свободное время чтению книг и самообразованию (как уже говорилось, по-своему типичный случай для китайской бизнес-элиты). Впоследствии Чэнь окончил экономический факультет университета. Выбор названия для компании предопределён, конечно, его благозвучием, хотя, весьма возможно, определённую роль сыграло и то обстоятельство, что в иностранных справочниках ему суждено стоять в самом начале всего списка. (Именно это обстоятельство, кстати сказать, было решающим при выборе названия компании Acer (лат. «одухотворённый») — одного из крупнейших мировых производителей компьютеров.) Характерный штрих китайского менталитета.

    В настоящее время «Аврора» включает в себя более десяти специализированных производственных и торговых компаний, в основном имеющих отношение к электронике и офисному оборудованию. Часть из них специально занимается сбытом отдельных видов тайваньской продукции за рубежом.

    Деловой стиль компании во многом типичен для китайского бизнеса: «Аврора» отличается гибкой и динамичной организационной структурой, первостепенное значение придаётся эффективной организации независимо от продукции и характера деятельности того или иного подразделения, при неудовлетворительных результатах работы немедленно принимаются меры для устранения ошибок в управлении. Руководство компании уделяет внимание карьерному росту отличившихся работников. Например, в 1988 году Чэнь Юнтай поставил на своё место человека, поднявшегося из рядовых агентов по продаже (правда, через четыре года тот был вынужден оставить пост по состоянию здоровья, и Чэнь вернулся к руководству компанией).

    «Аврора» неоднократно удостаивалась правительственных наград за достижения в менеджменте. Её руководители проявляют большую заботу об общественной репутации своей фирмы. Компания владеет одним из самых больших и престижных деловых зданий в Тайбэе, учредила собственный Культурный фонд и даже имеет собственный музей (сам Чэнь Юнтай с молодости был страстным любителем китайского антиквариата). С 1971 года для её сотрудников издаётся специальный ежемесячный журнал, выходящий с безупречной регулярностью.

    Основатель «Авроры» полагает, что конечная цель свободного предпринимательства заключается в «удовлетворении человеческой потребности в самореализации и повышении благосостояния общества и всего человечества». Что же касается руководителя компании, то он должен прежде всего стремиться к тому, чтобы «служащие были преданы общему своду ценностей и имели хорошие возможности улучшить своё положение в организации». Общие ценности работников компании, сформулированные её основателем, таковы (случайно или нет, их число равно 16 — ровно столько же пунктов насчитывал моральный кодекс, установленный императорами для просвещения народа в старом Китае):

    1. открытая и честная кадровая политика;

    2. внимание к личным качествам служащих;

    3. обязательность взаимного доверия;

    4. строгое соблюдение правил, деловых процедур и уважение к закону;

    5. диверсификация деятельности при сохранении основного профиля работы;

    6. акцент на жизненности и расширении корпорации;

    7. развитие духа предпринимательства;

    8. сохранение простой организационной структуры и строгая дисциплина;

    9. открытое и честное обсуждение проблем;

    10. стремление к результативности и высокое качество работы;

    11. бодрость духа и сильная воля;

    12. лучшее обслуживание и репутация лидера рынка;

    13. внимание к личному образованию и совершенствованию;

    14. поддержание безупречной репутации компании и работа на благо общества;

    15. уважение к коллегам по профессии и честная конкуренция;

    16. развитие международного сотрудничества на основе взаимности.

    Одно из важнейших правил внутреннего распорядка «Авроры» — поощрение талантливых и эффективно работающих сотрудников. Считается, что если работник способен вести отдельный проект, приносящий пользу компании, то он как бы владеет собственным делом, используя средства корпорации. В таком случае работник может основать дочернее предприятие компании.

    Основатель «Авроры» любит повторять, что моральное удовлетворение от работы стимулирует творчество, которое лежит в основе всякой успешной деятельности. Он выражает надежду на то, что каждый работник его корпорации будет стремиться стать «героем предпринимательства» и в полной мере осознавать социальную ответственность бизнеса.

    Руководство «Авроры» пропагандирует мысль о том, что успеха в большом бизнесе нельзя добиться только за счёт формального менеджмента и эффективной организации. Непременное условие успеха — мотивация самих работников и наличие у них возможности творческого применения своих способностей. Ещё в 1970-е годы, когда говорить на местном (фуцзяньском) диалекте в публичных местах ещё считалось на Тайване предосудительным, руководители компании не препятствовали подчинённым изъясняться на службе на их родном наречии. Общекорпоративная философия ставится прежде самой деятельности. Её уподобляют почве, которая питает корни деловых планов, приносящих материальные плоды экономической эффективности.

    Первоначально философия бизнеса в «Авроре» сводилась к трём вполне традиционным принципам: «преданность, честность, доверие». С 1971 года эти принципы были дополнены собственно экономическим постулатом: производить продукцию лучшего качества при умеренных ценах и отличном сервисном обслуживании.

    С конца 1970-х, после того как «Аврора» обрела прочную экономическую основу, руководство компании стало обращать больше внимания на социальную ответственность бизнеса и общественное лицо своей корпорации. А в начале 1980-х годов Чэнь сформулировал новую программу развития компании, согласно которой ограниченные личные ресурсы работников корпорации должны служить потенциально неисчерпаемому развитию их общего бизнеса. С тех пор девизом «Авроры» стал «постоянный рост бизнеса», который был дополнен «принципом трёх удовольствий»: «удовлетворение клиентов, удовлетворение служащих и удовлетворённость достижениями бизнеса».

    В целом корпоративная философия «Авроры» представляет собой оригинальное сочетание традиционных китайских ценностей с принципами современного менеджмента. Это сочетание отличается большой гибкостью и может легко видоизменяться под воздействием тех или иных обстоятельств. Помимо корпоративного журнала, регулярных семинаров, туристических поездок, спортивных соревнований для служащих и других средств укрепления корпоративной солидарности в компании осуществляется специальная программа «корпоративного героизма», в рамках которой личные качества отдельных заслуженных работников чествуются как отличительная черта всего подразделения. Вместе с тем поощряется конкуренция, соревнование между сотрудниками отдельных звеньев корпорации. Любое, даже незначительное, достижение каждого из них не остаётся незамеченным и тотчас приносит свои плоды в виде денежных премий или служебного повышения.

    2. Предприниматель-традиционалист: Фрэнк Цзао, Гонконг[156]

    Фрэнк Цзао переехал в Гонконг из Шанхая в 1959 году ещё молодым человеком. В первые же дни пребывания в Гонконге у него состоялся один памятный разговор. Идя в компании старшего родственника вдоль причала, он увидел пришвартовавшийся к нему огромный корабль и воскликнул: «Вот было бы здорово, если бы я был хозяином этого гигантского корабля!» Родственник посмотрел на него и сказал: «Не забывай поговорку: «Наши устремления должны достигать предела всех четырёх морей. То, что находится за десять тысяч ли отсюда, близко, как соседний дом». Ты должен ясно представлять себе, чего ты хочешь в жизни. Тогда ты будешь иметь силы достигнуть своей цели. Когда-нибудь и ты сможешь владеть таким кораблём».

    Вдохновлённый этим разговором, Фрэнк Цзао решил брать пример с одного удачливого в бизнесе друга его семьи. И ещё он решил пойти по пути его предков и продолжить семейный бизнес своего отца. В 1977 году поступил учеником к отцу, владевшему крупной пароходной компанией, а спустя 18 лет сменил отца на его должности. Успешная передача дела по наследству, говорит он, должна быть соответствующим образом подготовлена. «Подготовка должна начаться с привития наследнику интереса к семейному бизнесу с раннего возраста и предоставления ему возможности видеть как удачные, так и неудачные начинания основателя». Когда же наследник хорошо подготовлен, его предшественник должен добровольно сложить с себя свои полномочия и довольствоваться ролью советника нового владельца.

    Взгляды Фрэнка Цзао на теорию и практику менеджмента сложились под сильным влиянием того друга семейства, которому он решил подражать. Они выражены в своде из восьми моральных принципов, имеющих глубокие корни в традиционной китайской культуре. Вот эти принципы:

    1. Познание (жэнь). Это понятие обозначает познание действительности благодаря учению и жизненному опыту. Для Фрэнка Цзао этот принцип означает владение всеми тонкостями своей профессии, а также обострённое чувство реальности при принятии решений и доскональное знание потребностей и психологии своих клиентов. Фрэнк Цзао, подобно подавляющему большинству своих коллег в мире китайского бизнеса, любит вспоминать изречение из военного канона «Сунь-цзы»: «Знай себя и знай противную сторону, тогда не будешь знать неудач».

    2. Терпение (жэнь). Это одна из главных черт китайского национального характера, и потому нет ничего удивительного, что Фрэнк Цзао поставил её на второе место в ряду достоинств делового человека. Хорошим примером терпения Фрэнк Цзао считает успешную борьбу своей компании против монополии на морские перевозки в этом регионе, которой изначально обладала английская компания. Эта борьба продолжалась два десятка лет.

    3. Рачительность (инь). Этот принцип означает бережное расходование средств и ресурсов. Как гласит поговорка китайских торговцев, «без бережного обращения со средствами всякий доход растает; при бережном обращении со средствами даже маленький капитал принесёт прибыль». Говоря о важности аккуратного ведения дел, Фрэнк Цзао вспоминает случай с одной большой норвежской мореходной компанией, которая в 1970-х годах, во время бума морских перевозок, резко увеличила свой флот, заняв большие средства, а через несколько лет, когда бум прошёл, потерпела банкротство.

    4. Человеческое отношение (жэнь). Имеется в виду уважительное отношение к своим служащим, которое поощряет их к добросовестному труду. Здесь Фрэнк Цзао следует традиционной китайской заповеди: «Используй людей так, чтобы их способности приносили наибольшую пользу». Опытные работники — залог успешного роста компании.

    5. Тщательное планирование (шэнь). Значение этого принципа иллюстрируется старинной поговоркой: «Прежде чем действовать, думай три года». В работе мореходства, подчёркивает Фрэнк Цзао, осторожность в составлении планов особенно важна. Он ссылается на судьбу крупнотоннажных танкеров, на которые в начале 1970-х годов имелся большой спрос и которые их владельцы с огромными убытками были вынуждены продавать на металлолом после нефтяного кризиса. Те же компании, которые, подобно компании Цзао, сумели создать разнообразный по составу судов флот, благополучно пережили трудные времена.

    6. Искренность (чэн). Этот принцип очень далёк от европейского понятия искренности как личной откровенности, доверительности и конфиденциальности в отношениях. Он относится прежде всего к исполнению своего долга перед членами семьи и другими родственниками и к благочестию в его традиционном понимании, то есть учтивости, а также верности взятым обязательствам и своим моральным принципам, что предполагает и заботу о своих подчинённых.

    7. Упорство (цинь). Для иллюстрации этого принципа Фрэнк Цзао ссылается на пример одной текстильной фабрики в Малайзии. Её руководство, столкнувшись в середине 1970-х годов с неожиданными трудностями в области сбыта продукции, разослало по всей стране своих агентов для изучения рынка. На основании информации, по крупинкам собранной этими агентами, руководители предприятия перестроили производство, наладили выпуск новой продукции, и в итоге кризис был преодолён.

    8. Бережливость (цзянь). Это одна из главных добродетелей в китайском обществе. Именно ей китайская история обязана десятками хрестоматийных историй об удачливых торговцах, которые покидали родной дом без гроша в кармане, а возвращались в него богачами. В бизнесе, утверждает Цзао, бережливость позволяет менеджеру быть готовым к внезапным переменам, случающимся на рынке.

    Кроме того, Фрэнк Цзао выделяет пять главных качеств, необходимых менеджеру:

    1. Мудрость, то есть способность правильно оценивать свои достоинства и недостатки и опираться на способных людей.

    2. Доверие, то есть способность завоевать доверие и уважение подчинённых.

    3. Человечность, то есть искренняя забота об окружающих.

    4. Смелость, то есть способность принять смелое решение в трудной ситуации и взять на себя ответственность за риск.

    5. Строгость, то есть безупречная внутренняя дисциплина и стремление быть образцом высокой нравственности для других. Руководитель, напоминает Цзао популярную максиму Конфуция, «наставляет людей собственным примером».

    3. Деловые женщины Тайваня[157]

    За последние несколько десятилетий тайваньские женщины добились поразительных успехов в борьбе за свои права. Помимо прочего, они заняли прочные позиции в деловом мире острова, а некоторые из них могут служить образцом успешной карьеры в бизнесе. По данным министерства экономики, численность женщин-предпринимательниц на острове достигла примерно 77 тысяч человек и продолжает расти. В 2002 году 15,8 % владельцев предприятий были женщинами.

    В мировом списке деятелей индустрии хайтека много женских имён — таких, например, как Карли Флорина, которая стала в 1998 году председателем правления и главным менеджером компании Хьюлетт-Пакард. На Тайване женщины тоже занимают руководящие должности во многих иностранных компаниях, работающих в области высоких технологий, — в том же ХП, Аксён-туре, Интеле и Майкрософте. Управляющий директор ХП на Тайване Розмари Хэ отмечает, что выбор этими компаниями женщин в качестве менеджеров общегосударственного уровня отобразил их приверженность к разнообразию. «Одной из причин, по которым иностранные компании отдали предпочтение кандидатурам женщин, является то обстоятельство, что эти компании придают большое значение разнообразию форм управления, — говорит она. — К примеру, ХП поставила целью увеличить в этом году число менеджеров-женщин на 1 %. Впрочем, здесь важен не процентный рост, а изменение менталитета». Отметим, что в тайваньском ХП соотношение женских и мужских служащих равняется 37:63, а на уровне менеджмента — 3:7.

    Обследование 832 тайваньских компаний, проведённое в 2002 году другим местным журналом, «Ежемесячное всемирное обозрение», показал, что только в 13,4 % компаний женщин работало больше, чем мужчин, и только 0,2 % компаний имели больше женщин среди управляющих. А что касается отбора кандидатов на высокие должности среди пригодных для этого мужчин и сопоставимых с ними по квалификации женщин, то здесь, по данным этого обследования, 22,8 % опрошенных отдали бы предпочтение мужчине, а 1,4 % — женщине.

    О своём опыте работы Розмари Хэ рассказывает так: «Различия проявляются в самом отношении к делу. «Стеклянный потолок» всегда тут как тут, и не только для женщин, но и для других меньшинств. Важно, как вы используете свой статус представителя меньшинства. Если вы принадлежите к меньшинству, то это означает, что ваша работа привлекает больше внимания окружающих и у вас больше шансов, что вас заметят». По её мнению, многие тайваньские женщины сознают свои возможности, но в большинстве своём не ставят перед собой далеко идущих целей. «Считай своей верхней планкой небо, — говорит она. — Поставь перед собой самую высокую цель и никогда не сдавайся». Впрочем, при всей своей преданности избранной профессии Хэ стремится совместить профессиональную карьеру с другими интересами. «Я практически каждый год меняю своё хобби: верховая езда, катание на коньках и доске, оперное пение — что хотите», — говорит она.

    В свои тридцать с небольшим Чэнь Жуйлинь, президент компании Ало-ха, занимающейся пассажирскими перевозками, представляет в своём лице быстро растущий отряд деловых женщин, которые добиваются успеха в индустрии сервиса благодаря современному маркетингу, хорошему знанию рынка и могучему потенциалу предпринимательского духа. Компания Чэнь, основанная в конце 1999 года, быстро достигла процветания и сегодня обладает парком из 203 роскошных автобусов, курсирующих по всему острову, и штатом работников в тысячу человек. Таким образом, Алоха владеет половиной автобусного рынка Тайваня. По словам Чэнь, её успех в области транспортных услуг, где традиционно правили бал мужчины, является результатом того, что она даёт клиентам возможность выбора и выигрывает конкуренцию в сервисе. «В бизнесе я избрала стратегию дифференциации, — говорит она. — Предлагая что-то особенное, мы научились извлекать из этого преимущество».

    Идея завести собственную автобусную компанию пришла Чэнь в голову, когда она подрабатывала во время учёбы в колледже. В возрасте 18 лет она начала помогать туристическим агентствам и автобусным компаниям составлять расписания движения автобусов. Она хорошо соображала в цифрах и датах, что было весьма ценным качеством для её работодателей. В её обязанности входил также расчёт времени поездки даже в часы пик, когда автобусам приходится лавировать среди машин, и составление наиболее удобных маршрутов. Однажды ей пришла в голову мысль, что, если бы у неё были собственные автобусы, она зарабатывала бы гораздо больше денег. И вот после окончания колледжа Чэнь заняла у друзей и в банках 300 тысяч долларов и завела собственное дело.

    Чэнь обнаружила, что заниматься бизнесом, в котором доминируют мужчины, не так уж и трудно и что её успех зависел больше от усердия в работе и хорошего обслуживания. «Не существует бизнеса, который изначально был бы предназначен только для мужчин или для женщин, — говорит она. — Женщины, занимающиеся бизнесом, по своему уму и способностям ничем не отличаются от мужчин. Однако общепринятые стереотипы наложили на женщину слишком много ограничений при выборе карьеры и вселили в неё сомнения в своих способностях».

    Чэнь вспоминает, что, когда она начинала своё дело, её конкуренты были уверены в том, что она разорится, и не считали её серьёзным соперником, отчасти и потому, что она была молодой женщиной. «Часто женщине приходится работать гораздо усерднее мужчин, чтобы добиться признания, — утверждает она. — Но всё-таки, если работать на успех, то со временем добьёшься его. Это только вопрос времени».

    Шерри Чжэн — ещё одна представительница нового поколения деловых женщин. Она владеет сетью ресторанов, которая охватывает шесть городов, и её бизнес продолжает расширяться. Её путь к успеху очень похож на тот, который проделала Чэнь. Сначала Чжэн работала на других, но потом решила, что сможет делать свою работу самостоятельно. Она занималась гостиничным менеджментом и часто выезжала за границу. Четыре года назад, вернувшись из очередной поездки, она решила, что пора открыть собственное дело. Чем она будет торговать? Тут Шерри припомнила вкусный шашлык на рёбрышках, который попробовала в Соединённых Штатах, и решила, что он будет иметь успех и на Тайване. В 33 года она открыла на паях с партнёром ресторан и, сбиваясь с ног от навалившихся дел, всё надеялась, что сможет уйти на покой в сорок лет.

    Рестораны Шерри предлагают кое-что сверх общеизвестных на Тайване блюд китайской кухни, и хозяйка постоянно вводит в меню новые кушанья, с тем чтобы посетители вновь и вновь приходили к ней. В первые полгода её дела шли не так хорошо, как она надеялась. Хорошенько изучив рынок, она поняла, как трудно остаться на плаву, полагаясь только на один продукт, и поэтому добавила в меню своего ресторана спагетти и некоторые другие блюда того же рода. Эти новшества имели успех среди молодёжи и принесли её бизнесу процветание.

    «Мы постоянно улучшаем и изменяем наши блюда, чтобы опережать других в конкуренции, — говорит она. — Вот почему я не боюсь, что мне станут подражать, ведь я всегда могу придумать что-то новое для того, чтобы привлечь покупателей быстрее других». Шерри продолжает ездить за границу и привозить оттуда новые блюда и новые идеи для своего бизнеса. Вместе со своими поварами она работает над изменением меню каждые три-четыре месяца, ежемесячно даёт повышение отличившимся работникам и предлагает кушанья сезона, чтобы удержать старых клиентов и привлечь новых. В идеале она хотела бы держать разные виды ресторанов, в том числе китайский, французский, японский, вегетарианский и ресторан экологически чистых продуктов.

    Когда её спрашивают, как может чувствовать себя в этом бизнесе женщина, она отвечает, что не видит здесь больших отличий от мужчин за исключением того, что женщины, кажется, действуют более гибко, что может облегчить деловые переговоры. Ещё она говорит, что в наши дни женщины удачливее, потому что им открыты разные пути к публичному и личному сотрудничеству.

    И ещё один портрет в этой галерее деловых женщин: Стелла Цзянь. Родом из богатой семьи, Цзянь с раннего детства обучалась изящным искусствам. У неё был японский воспитатель, и она побывала в Японии, Англии и США, где училась живописи, ваянию и ландшафтной архитектуре. Позднее она стала учителем и дизайнером интерьеров и экстерьеров.

    Пятнадцать лет тому назад Стелла Цзянь взяла на себя долг в миллион долларов, который наделал её муж, играя в азартные игры, и разорвала ставший невыносимым брак. У неё нашли злокачественную опухоль, и ей предстояло перенести операцию. Врач сказал, что ей, возможно, осталось жить два года. «Я благодарна тому, что прошла через это, — говорит 50-летняя Цзянь о том времени. — Без этого я не была бы такой, какая я сегодня. Не недооценивайте силу вашей воли. Если вы действительно чего-то хотите, решимость и усердный труд позволят вам добиться этого».

    Её первой заботой была выплата долгов бывшего мужа. Цзянь завела маленький цветочный магазин и одновременно начала брать заказы по дизайну. Она экономила даже на еде, вкладывала деньги в недвижимость и за четыре года расплатилась с долгами.

    Что дальше? Возможно, в поисках награды она обратила взор к тортам и в 1997 году основала компанию «Изделия белой избушки», чтобы создавать продукцию под собственной торговой маркой. «Хотя я ничего не понимала в искусстве выпечки, я знала, как должен выглядеть торт и каким он должен быть на вкус», — говорит Цзянь.

    Она начала своё новое дело с того, что объехала остров, посещая разные булочные. Результатом стали прибавка в весе на 8 килограммов и диабет, который подпортил ей зрение. Но она, по крайней мере, получила представление о ремесле булочника. А попутно не только подобрала команду, которая обладала воображением и творческой жилкой, но и создала среду, в которой эта команда могла наилучшим образом проявить себя.

    Чтобы печь свои торты, Цзянь сделала смелые вложения в очень дорогое современное оборудование из Японии. Идея заключалась в том, чтобы производить не вредные для здоровья кондитерские изделия — с пониженным содержанием жиров, сахара и без добавок. А это тоже стоит немалых денег. «Лучшее рабочее место, лучшее оборудование, лучшие люди и лучшие ингредиенты — вот что нужно для того, чтобы получить лучший продукт, — говорит Цзянь. — Без качества как увеличить продажи? Чтобы привлечь покупателей, мы ориентировались на качество, а не на ценовую войну». Вследствие высоких стандартов предприятия Цзянь цена на её продукцию может быть на 15–20 % выше средней цены хлебобулочных изделий, но Цзянь указывает, что ежегодный рост производства в её пекарне на 20 % свидетельствует о правильной постановке дела.

    Одно из требований, предъявляемых ею для того, чтобы гарантировать самое высокое качество продукции, состоит в том, чтобы все торты выходили из центральной кухни в главном офисе компании. Отсюда ежедневно ранним утром готовая продукция развозится по всему острову благодаря имеющемуся в распоряжении компании парку машин, так что торты поступают вовремя и в хорошем виде. Ещё она настаивает на безупречно точном контроле над всеми ресурсами компании, который осуществляется с помощью современной инфраструктуры телекоммуникаций и транзакций. «Белая избушка» на сегодняшний день имеет самую большую на Тайване сеть булочных — 32 точки по всему острову. Все её 200 рабочих — тай-ваньцы, поскольку, по словам Цзянь, она предпочитает платить более высокую зарплату местным работникам, а не нанимать иностранную рабочую силу.

    Предприниматель с большими амбициями, Цзянь планирует в ближайшем будущем увеличить количество точек продажи своей продукции до 50. Вообще-то она уже наметила план развития своего бизнеса на следующие 10–20 лет: сначала в этом году рынок свадебных тортов, а потом — до 2009 года — напитки. Глядя ещё дальше в будущее, Цзянь хочет открыть детские сады к 2011 году и довести их число до 25 к 2013-му, не говоря уже о дневных центрах ухода за престарелыми в 2016 году и домах престарелых в 2023-м. Её идеальный дом престарелых — это весёлое и оживлённое место, где пожилые люди могут учиться и развлекаться, ведя полноценную жизнь. Да к тому времени она и сама станет одной из них. Она надеется, что будет учить других старых людей тому, как рисовать цветы и составлять букеты. Быть предпринимателем — это гораздо больше, чем делать деньги, говорит она.

    Цзянь отмечает, что дни, когда она была больна и обременена долгами, остались далеко позади, но она извлекла из них важный урок. «Жизнь не может повторить себя, и я вкладываюсь вся в то, что делаю сейчас, — говорит она. — Если я могу о чём-то мечтать, значит, я могу это сделать».

    4. Рецепт выздоровления компаний: Майкл Дэн, Сингапур[158]

    Майкл Дэн, управляющий директор крупной фармацевтической фирмы в Сингапуре, отличился тем, что спас от разорения две компании, находившиеся в критическом положении. Как фармацевт, он излагает свой рецепт спасения оказавшегося на грани банкротства предприятия в медицинских терминах: сначала необходимо хирургическое вмешательство, затем требуется послеоперационная реабилитация, после чего можно ограничиться текущей гигиеной. Смысл этих трёх фаз выздоровления компании таков:

    Хирургическое вмешательство включает в себя следующие компоненты:

    1. Тесное общение с персоналом, клиентами, поставщиками, служащими банка по поводу мер преодоления кризиса. Нужно вселить в людей уверенность в успехе и как можно скорее добиться первых положительных результатов. Успехи следует представлять заслугой всего коллектива.

    2. Строгий контроль над расходами, поскольку финансовые проблемы компаний обычно являются следствием бесконтрольного расходования средств. В экономии необходимо проявлять осторожность и не терять чувства реальности.

    3. Отслеживание денежных потоков вплоть до ежедневной проверки финансовой отчётности компании.

    4. Сосредоточение деятельности компании на одном-двух базовых видах её деятельности. Залог успеха — «лазерная точность» делового фокуса корпорации.

    Послеоперационная реабилитация включает в себя следующие этапы:

    1. Определение общих целей компании.

    2. Поддержка избранного курса акционерами и всеми коллегами.

    3. Агрессивная маркетинговая стратегия, мобилизующая работников на конструктивную деятельность.

    4. Всестороннее изучение рынка.

    5. Создание правильных продуктов по правильным ценам.

    Общая гигиена требует следующих мер:

    1. Создание корпоративной философии. Подобно тому, как, согласно китайской медицинской теории, человек будет здоров лишь в том случае, если жизненная энергия беспрепятственно циркулирует в его теле, человеческая энергия в корпорациях тоже должна иметь возможность свободно проявлять себя. В современных условиях возросшей конкуренции ключ к успеху заключается в способности быстрее других учиться на собственных ошибках. Современная корпоративная философия должна основываться на непрерывном процессе проб и ошибок. Кроме того, только здоровая корпоративная культура позволит компании иметь своё неповторимое лицо и соответственно — ведущие позиции на рынке.

    2. Коммуникация и обучение. Постоянное повышение квалификации кадров и «тонкая настройка» коллектива в сегодняшних условиях — совершенно необходимое условие динамичного развития корпорации.

    Успех кризисного менеджмента — отнюдь не чудо, а результат тщательного и последовательного соблюдения базовых правил управления. В целом секрет процветания компании заключается в трёх факторах: видение, обратная связь в отношениях с подчинёнными и правильные действия.


    Примечания:



    1

    На русском языке образчиком такой апологетической литературы является книга: Чэнь Кайкэ. Конфуцианство и «культура предприятия» в современной Восточной Азии. — Москва: Институт Дальнего Востока РАН, 2001.



    15

    G. Redding, ук. соч., pp. 150–153.



    155

    Источник: Chen Chia Shen. Republic of China. — Corporate Culture and Productivity. — Tokyo: Asian Productivity Organization, 1994, pp. 75–85.



    156

    Источник: Asian Business Wisdom, p. 167–174.



    157

    По материалам журнала «Taiwan Review».



    158

    Источник: Asian Business Wisdom, pp. 249–253.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх