|
||||
|
Р РАБОТА (work) Серьезная деятельность, обычно противопоставляемая ИГРЕ или ЛЮБВИ. На заре психоанализа восстановление способности пациента любить и работать рассматривалось как критерий эффективности аналитического лечения. РАЗВИТИЕ (development) Психоанализ утверждает, что поведение человека можно рассматривать в его развитии, т.е. интерпретировать поведение взрослого как усложнение, или эволюцию, ИНФАНТИЛЬНОГО поведения, и что его «высшие» формы можно понимать как усложнение примитивных влечений и паттернов поведения. Процесс развития в целом можно рассматривать как результат двух факторов: эволюции врожденных процессов развития и влияния опыта на эти процессы. ТРАВМАтическим является опыт, который нарушает или искажает развитие; ТОЧКИ ФИКСАЦИИ обусловливают ТОРМОЖЕНИЕ развития. Не существует подходящих терминов для обозначения опыта, ускоряющего развитие (т.е. продуцирующего раннее развитие), как и для обозначения негативного опыта (СТИМУЛЬНАЯ депривация), ведущего к остановке развития. Поскольку КЛАССИЧЕСКАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ связана с идеей деления ПСИХИКИ на ЭГО и ИД, она вынуждена постулировать параллельные формы развития: РАЗВИТИЕ ЭГО и развитие ЛИБИДО. Первое заключается в приобретении ФУНКЦИЙ ЭГО, увеличивающих его АВТОНОМНОСТЬ, а второе – в превращении ПРЕГЕНИТАЛЬНЫХ сексуальных и агрессивных влечений (см. СЕКС и АГРЕССИЯ) во взрослые сексуальные и сублимированные виды деятельности (см. СУБЛИМАЦИЯ). РАЗВИТИЕ ЭГО (ego development) Психоаналитическое положение, согласно которому психика делится на ИД и на ЭГО, заставляет делать различие между развитием либидо и развитием Эго; при этом первое является продвижением по различным либидным стадиям, на которых меняются источники и способы получения сексуального удовольствия (см. ЛИБИДО), а второе – ростом и приобретением функций, которые позволяют индивиду все больше и больше управлять своими ИМПУЛЬСАМИ, действовать независимо от родительских фигур и контролировать ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. Были сделаны попытки соотнести фазы развития либидо и Эго и описать: ОРАЛЬНОЕ Эго, стремящееся лишь к удовольствию и зависящее от матери; АНАЛЬНОЕ Эго, озабоченное управлением и овладением импульсами, и т.д. Наиболее целеустремленная из всех попыток – это СТАДИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона, где вся жизнь от рождения и до смерти поделена на восемь стадий развития Эго. Развитие Эго можно также отнести к процессу, посредством которого Эго вычленяется из Ид. Согласно Glover (1939), это происходит путем слияния ряда первоначально разрозненных Эго-частиц. С другой стороны, есть представление Fairbairn (1952) о том, что в самом начале у ребенка имеется «единое, подвижное Эго», которое реагирует на ФРУСТРАЦИЮ расщеплением на три части: центральное Эго, либидное Эго и антилибидное Эго, или ВНУТРЕННЕГО ДИВЕРСАНТА. Первое из этих трех приблизительно соответствует фрейдовскому Эго, второе – Ид, а третье – СУПЕР-ЭГО (см. ФЕРБЕРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ). Согласно Клейн, развитие Эго есть процесс ИНТРОЕКЦИИ объектов (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ). РАЗРЯДКА (discharge) Понятие подразумевает предварительное образование заряда НАПРЯЖЕНИЯ, ЭНЕРГИИ, ИМПУЛЬСА или ЭМОЦИИ, разрядка которых ведет к снижению напряжения. Терапевтический эффект ОТРЕАГИРОВАНИЯ объяснялся предположением о том, что сдерживание вытесненной эмоции (см. ВЫТЕСНЕНИЕ) ведет к состоянию внутреннего напряжения, которое снимается разрядкой. ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ предполагает, что инстинктные импульсы создают состояние напряжения, которое разряжается, активностью инстинктов. РАЗРЯДКА АФФЕКТА - безличностное теоретическое определение того, что, как полагают, происходит в ПСИХИЧЕСКОМ АППАРАТЕ при выражении эмоций. АФФЕКТ РАЗРЯДКИ - это эмоция, возникающая во время разрядки импульса, в противоположность АФФЕКТУНАПРЯЖЕНИЯ, сопровождающего сдерживание импульса. См. также АФФЕКТ. РАППОРТ (rapport) «Та таинственная эмоциональная связь» между аналитиком и пациентом, без которой невозможно психоаналитическое лечение. Вероятно, именно в силу интеллектуальной направленности психоанализа раппорт представляется ему таинственным. Понятие подразумевает, что изначально отношение одного человека к другому – это отстраненное наблюдение, как если бы другой был вещью; но если два человека намерены общаться (см. КОММУНИКАЦИЯ), то должен иметь место какой-то особый таинственный процесс. Но, возможно, все как раз наоборот, и раппорт происходит естественно, если только не тормозится (см. ТОРМОЖЕНИЕ) такими факторами, как отсутствие общих СИМВОЛОВ, подозрительность со стороны одного или обоих участников или недостаток ВООБРАЖЕНИЯ у терапевта. См. АФФЕКТ; ЭМПАТИЯ. РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ (personality disorder) См. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО. РАСЩЕПЛЕНИЕ (splitting) Процесс (ЗАЩИТНЫЙ механизм), посредством которого психическая структура теряет свою целостность, образуя взамен две или более подструктуры. Описано как расщепление Эго, так и расщепление ОБЪЕКТА. После расщепления Эго обычно лишь одно из образовавшихся частичных Эго ощущается как «САМОСТЬ», другое же представляет собой (обычно) бессознательную «отколовшуюся часть Эго». После расщепления объекта эмоциональное отношение к двум подструктурам обычно прямо противоположное: один объект ощущается как «ХОРОШИЙ» (принимающий, добрый и т.д.), другой – как «ПЛОХОЙ» (отвергающий, злой и т.д.). Расщепление Эго и объекта часто связывается с ОТРИЦАНИЕМ и ПРОЕКЦИЕЙ; это трио составляет ШИЗОИДНУЮ защиту, посредством которой части себя (и ВНУТРЕННИХ ОБЪЕКТОВ) не признаются своими и приписываются объектам в окружении. Выражение «РАСЩЕПЛЕНИЕ ЭГО» употребляется в четырех различных, вносящих путаницу, значениях: а) для обозначения полного расщепления личности на две части, напр., в двойственной или множественной личности, в этом значении оно является синонимом «ДИССОЦИАЦИИ»; б) для обозначения ЭГО при сексуальных ПЕРВЕРЗИЯХ, особенно при ФЕТИШИЗМЕ (согласно Freud (1927, 1938), Эго фетишиста расщеплено, так как его отношение к своему объекту позволяет отказаться от КАСТРАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ, которую другая часть его Эго признает); в)для описания рефлексивного САМОосознания (согласно Sterba (1934), психоаналитическое лечение требует расщепления Эго пациента, при этом одна часть идентифицируется с аналитиком (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ), наблюдая и размышляя над СВОБОДНЫМИ АССОЦИАЦИЯМИ, которые продуцирует другая часть в таком понимании расщепление, вовсе не будучи патологическим явлением, становится проявлением самоосознания); г) для описания приведенного выше процесса развития и защиты. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (rationalization) Процесс, при помощи которого действия объясняются ех post facto причинами, которые не только оправдывают их, но и скрывают их истинную мотивацию. РЕАЛЬНЫЙ, РЕАЛЬНОСТЬ (real, reality) Психоанализ сочетает приверженность здравому смыслу, или естественнонаучному взгляду, согласно которому может быть сделано различие между внешними явлениями, которые «реальны» или «действительно существуют», и психическими явлениями, которые являются субъективными образами, с убежденностью, что психические явления – суть динамические следствия, и поэтому, в определенном смысле, тоже реальны. В результате психоанализ использует понятие «реальный» в значении или объективно существующего, или субъективно значимого. Он также полагает, что все объективные явления расположены в пространстве, внешнем по отношению к субъекту и называемом ВНЕШНЕЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ (или реже ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ), а образы, мысли, ФАНТАЗИИ, чувства и т.п. расположены в пространстве внутри субъекта называемом ВНУТРЕННЕЙ, или ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ. И внутренняя, и внешняя реальности являются теми сферами, в которых существуют явления и происходят процессы. Предположение о внутренней сфере реальности является КОНСТРУКТОМ, поскольку психические процессы никоим образом не могут рассматриваться как пространственно соотнесенные друг с другом: их связи существуют в категории времени. Хотя использование этого конструкта соответствует общепринятому пониманию – мы все помещаем наши мысли и чувства внутри себя – он дает возможность психоанализу, не уточняя смысла понятий, просто приравнивать «значимый» к «реальному» и тем самым игнорировать различие между мыслью и внешними явлениями, считая и ТО и ДРУГОЕ реальностями, существующими в пространстве. Такое логическое построение дает возможность психоанализу утверждать, что он является естественной, а не гуманитарной НАУКОЙ. Психоанализ, таким образом, постулирует две реальности: внешнюю (объективную) и внутреннюю (психическую, субъективную). В таких понятиях как ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ, АДАПТАЦИЯ К РЕАЛЬНОСТИ и ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ «реальность» означает «внешнюю реальность»; ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ, однако, относится к психической реальности, поскольку пациенты с этим симптомом жалуются, что, хотя они и воспринимают внешний мир правильно, он для них больше не значим, он кажется «нереальным» (см. ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ). Процессы ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ, ИНТРОЕКЦИИ и ИНКОРПОРАЦИИ обычно означают, что объекты могут быть перенесены из внешней во внутреннюю реальность, а ПРОЕКЦИЯ и ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ означают движение объектов в противоположном направлении. Однако фактически эти понятия относятся скорее к изменению значимости, которая придается внешним объектам и психическим образам (ПОНЯТИЯМ). См. ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ; ВНУТРЕННИЙ; СМЫСЛ; НЕВРОЛОГИЯ; АДАПТАЦИЯ. РЕВНОСТЬ (jealousy) Отличается от ЗАВИСТИ том, что включает трех участников: СУБЪЕКТА, ОБЪЕКТА, которого субъект любит, и третьего, который вызывает у субъекта ТРЕВОГУ относительно прочности чувств второго участника. Зависть подразумевает лишь двух участников: субъект и объект; первый завидует удаче второго или тому, чем он обладает. РЕВНОСТЬ имеет отношение к обладанию другим, ЗАВИСТЬ - к сравнению себя с другим. Ревность, по МакДугаллу, – сложная эмоция, предполагающая наличие чувства ЛЮБВИ. Обычно она вызывается Эдиповой ситуацией и является частью ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВНОСТЬ, т.е. стойкая, необоснованная, бредовая ревность (см. также БРЕД) имеет внутреннюю связь с ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬЮ и ПАРАНОЙЕЙ. Freud (1911) считал, что в триаде ревность – паранойя – гомосексуальность ревность и паранойя являются защитами от гомосексуальности; в настоящее время существует тенденция считать ведущим членом этой триады паранойю. РЕГРЕССИЯ (regression) Общий смысл – возвращение к более раннему состоянию или образу действия. В специальном значении – защитный процесс (см. ЗАЩИТА), при помощи которого субъект избегает (или пытается избежать) ТРЕВОГИ путем ластичного или полного возврата на более раннюю стадию ЛИБИДНОГО и ЭГО РАЗВИТИЯ. Стадия, на которую происходит регрессия, определяется наличием ТОЧЕК ФИКСАЦИИ. Теория регрессии предполагает, что, за исключением идеальных случаев, ИНФАНТИЛЬНЫЕ стадии развития преодолеваются не полностью, и поэтому более ранние паттерны поведения остаются как альтернативные способы функционирования. Регрессия, однако, не рассматривается как жизнеспособный и эффективный защитный процесс – напротив, часто это «из огня да в полымя», поскольку регрессия вынуждает индивида заново переживать тревогу, свойственную той стадии, к которой он регрессировал. Например, регрессия с ФАЛЛИЧЕСКОГО, или ЭДИПОВА, уровня на ОРАЛЬНЫЙ, предпринятая как защита от КАСТРАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ, делает пациента беззащитным перед вновь переживаемой СЕПАРАЦИ-ОННОЙ ТРЕВОГОЙ. В результате регрессия обычно сопровождается дальнейшими защитными мерами, предназначенными уберечь ЭГО от ее последствий. СУБЛИМАЦИИ также могут претерпевать регрессию, то есть возвращаться к своим инфантильным предтечам: рисование становится пачкотней, интеллектуальная любознательность превращается в ВУАЙЕРИЗМ или жадность. Существует полемика по поводу ценности ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РЕГРЕССИИ, т.е. регрессивного поведения, имеющего место в процессе лечения и связанного, как правило, с ростом ЗАВИСИМОСТИ от аналитика. С одной стороны, утверждается, что это может обеспечить аналитику доступ к ранним фазам и уровням развития и способствовать перестройке личности по новому образцу. С другой стороны, что также утверждается, это может создать необратимую зависимость от аналитика и противодействовать ВЕРБАЛИЗАЦИИ и сублимации инфантильных тенденций. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, расслабленное состояние на аналитической кушетке и возможности для свободных ассоциаций обеспечивают уровень регрессии, необходимый для лечения ПСИХОНЕВРОЗОВ. По поводу обоснованности терапевтической регрессии при лечении расстройств ХАРАКТЕРА и ПОГРАНИЧНЫХ пациентов см. Balint (1952) и Winnicott (1958). (См. БАЗИСНЫЙ ДЕФЕКТ; НОВОЕ НАЧАЛО; ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ Я.) Понятие регрессии используется также и в теории СНОВИДЕНИЙ, в основном для объяснения того, почему сновидения являются галлюцинаторными явлениями. Согласно теории сновидений, ЭНЕРГИЯ, которая в состоянии бодрствования снабжает мускулатуру и разряжается в деятельности, вынуждена под влиянием действующего во СНЕ ТОРМОЖЕНИЯ «регрессировать» к органам чувств, вызывающих ГАЛЛЮЦИНАЦИИ. Суть лежащего в основе этой теории положения сводится к тому, что психика устроена по типу рефлекторной дуги, где психические импульсы «в нормальном состоянии» идут от сенсорных к моторным окончаниям и только во сне вынуждены двигаться в противоположном, регрессивном направлении. РЕЛИГИЯ (religion) Относительно представления Фрейда о том, что религиозные идеи являются «иллюзиями, осуществлением самых древних, сильных и самых настоятельных желаний человечества», см. его работу «Будущее одной иллюзии» (1927), где он объясняет веру в Бога как ответ на признание человеческой беспомощности: «…ужасающее впечатление о беспомощности в детстве пробуждает потребность в защите – защите через любовь, которая обеспечивалась отцом; а признание того, что эта беспомощность длится на протяжении всей жизни, породила необходимость цепляться за то, что отец существует, но на этот раз отец гораздо более могущественный». Относительно его мнения, что религиозные чувства суть регрессии «к ранней фазе чувства ЭГО» см. работу «НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ» (1930); см. также ОКЕАНИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО. По поводу протестантских пасторско-психоаналитических взглядов на отношение Фрейда к религии см. Psycho-Analysis and Faith (1963) (письма Зигмунда Фрейда и Оскара Пфистера). После Фрейда психоанализ стал в значительной мере ориентированным на МАТЬ, и новые теологи занимались устранением «оттуда» идеи Бога. В результате сложно оценить место работ Фрейда в современной религиозной ситуации. О параллелях между религиозными и обсессивными РИТУАЛАМИ (см. также НАВЯЗЧИВОСТЬ) см. Freud Obsessive Actions and Religious Practices (1907), где он писал: «На фоне этого сходства и аналогий можно осмелиться рассматривать обсессивные неврозы как патологический дубликат религиозной формации и описывать этот невроз как индивидуальную религиозность, а религию – как универсальный обсессивный невроз». См. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ. РЕПАРАЦИЯ (reparation) Процесс (ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ) уменьшения ВИНЫ с помощью действия, предназначенного компенсировать воображаемый вред, который, якобы, был нанесен амбивалентно инвестированному объекту (см. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ); процесс воссоздания внутреннего объекта, который в ФАНТАЗИИ был разрушен. В работах КЛЕЙН имеется тенденция рассматривать всю творческую деятельность (см. ТВОРЧЕСТВО) как репарационную и считать репарацию одним из нормальных процессов, посредством которых индивид разрешает присущую ему амбивалентность по отношению к объектам.См. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ. РЕСТИТУЦИЯ (restitution) Или Защитный процесс (см. ЗАЩИТА) для ослабления ВИНЫ путем компенсаторных действий в отношении амбивалентно (см. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ) инвестированного объекта (см. РЕПАРАЦИЯ). Или Процесс, при помощи которого больной ШИЗОФРЕНИЕЙ или ПАРАНОЙЕЙ образует БРЕД, который возвращает ему чувство значимости. Согласно Freud (1911), параноик переживает внутреннюю катастрофу, часто представленную символически (см. СИМВОЛ) идеей МИРОВОЙ катастрофы, в результате чего все становится безразличным и не имеющим к нему отношения. Тогда он формулирует бред, который восстанавливает смысл мира. «Бредообразования, которые мы рассматриваем как патологический продукт, являются, по сути, попыткой выздоровления, процессом восстановления». РИТУАЛ (ritual) Первоначально – религиозная или магическая церемония (процедура). Заимствованный как психиатрией, так и психоанализом, термин используется для описания поведения, наблюдаемого у пациентов с ОБСЕССИВ-НЫМ НЕВРОЗОМ, при котором пациент пытается уменьшить ТРЕВОГУ, выполняя более или менее сложную и стереотипную последовательность действий. Навязчивые ритуалы можно рассматривать как индивидуально созданную систему контр МАГИ И, при помощи которой пациент пытается отвратить от себя необоснованные страхи столь же надуманными действиями. Логика обоих имеет анимистическую природу и зависит от мышления ПЕРВИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ. В РИТУАЛАХ, связанных с желанием МЫТЬСЯ, пациенты чувствуют потребность помыться в соответствии с жестко предписанным и сложным заведенным порядком, чтобы уменьшить страх заразиться самим или заразить других, причем страх заражения ими не осмысляется. В этом отношении навязчивые ритуалы резко отличаются от ритуалов, связанных с необразованностью, предрассудками и религией. От религиозных ритуалов они отличаются также тем, что являются личными и отправляются в одиночестве. См. РЕЛИГИЯ. РОРШАХА ТЕСТ (rorschach test) Вероятно, наиболее изощренный ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ, в котором индивиду предлагается описать, что он видит в серии симметричных, частично цветных чернильных пятен. Его ответы рассматриваются как свидетельства его фантазийной жизни, личностной структуры, психиатрического диагноза и даже интеллекта. Тест создан в 20-е гг. швейцарским психоаналитиком Роршахом. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|