|
||||
|
ПОД КРАСНУЮ ШАПКУ Только в недавнее время, как запугивающее, выражение это стало забываться в виду всесословной воинской повинности. Дрожь и трепет наводило оно, когда обращалось в особенности к тем, которые не освобождены были, как дворяне, от тяжелой солдатской лямки. Надевали шапку не красную, а лишь такую, которая не имела козырька, но в старину действительно всякий сдатчик, ставивший за себя рекрута, обязан был снабдить его красной шапкой, бердышом и прочим. Совсем еще бодрые с виду и словоохотливые старики даже и теперь рассказывают про недавние времена рекрутчины, когда от суровых тягостей 25-летней тугой лямки солдатчины бегали не только сами новобранцы, но и семьи их. Из «дезертиров» составлялись в укромных и глухих местах целые артели дешевых рабочих и целые деревни потайных переселенцев (например, в олонецкой Карелии, в Повенецком уезде близ границ Финляндии). В земских домах водились стулья, в ширину аршин, в длину — полтора; забит пробой и железная цепь в сажень. Цепь клали на шею и замыкали замком. Однако не помогало: бегали удачно, так что лет по 15 и больше не являлись в родные места. Объявят набор, соберут сходку с каждого двора по человеку, поставят в ширинки на улице. Спрашивает староста у десятников: — Дома ли дети у этих отцов? — Нету (скажут): в бегах. — Искать надо в завтрашней день. Ищут день, ищут два, ищут три, найти не могут. Спрашивает у домохозяев: — Где дети? — Не знаем. Не находятся рекруты дома, — сбегли. Не знают родители, где они хранятся. Спросит сам голова у этих отцов и рыкнет: — Служба — надо. — Не знаем, где дети — в бегах. — Ступайте ныне домой, а завтра приходите все в земскую: я с вами распоряжусь. Приходят эти отцы через ночь. — Ступайте на улицу и сапоги разувайте, и одежду скидайте с себя до одной рубашки. И босыми ногами выставят отцов на снег и в мороз. — Позябните-ко, постойте: скажете про детей. А если не скажете, не то еще будет. — Не знаем, где дети!.. Пошлют поснимать на домах крыши; велят морить голодом скот на дворах. Через три дня посылали какую-нибудь соседку скот покормить. — Не знаем где дети, — в бегах!...[47] Прорубали на реке пешней прорубь. Отступя сажен пять, прорубали другую. Клали на шею родителям веревку и перетаскивали за детей из проруби в прорубь, как пропаривают рыболовную сеть в зимние ловли, в «подводку» (удочки на поводцах по хребтине с наживками или блестками, на навагу, сельдь и проч.). «И родители на убег. И бегают. Дома стоят пустыми. И скот голодом морят». Эту пытку можно бы, в отличие от подноготной, назвать «подледною», но, кажется, уже об этом довольно. Примечания:4 Во всех заведомо древнейших городах неизбежно являются пятницкие церкви, так что перечисление и указания постройки в первые годы христианства на Руси становятся совершенно излишними. Припомним лишь при этом, что имя Параскевы было любимым в великокняжеских древних родах, и дочь того же полоцкого Брячислава, отданная замуж за Александра Невского, носила это имя. 47 Из книги г. Барсова «О причитаниях Северного края». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|