|
||||
|
Теория. Просто о сложном Первый секрет настройки голоса: анатомическая составляющая голоса В торой секрет настройки голоса: малое дыхание Третий секрет настройки голоса: интонация управляет голосом Практика Термины и понятия, употребляемые в самоучителе Доречевой уровень Переходный этап от доречевого к речевому уровню Речевой уровень Как Шаляпин соединял речь с пением Как перевести речевой голос в певческий Программа перевода речевого голоса в певческий (от 1 года до З лет) Отзывы о методике (что говорят ученики) АЗБУКА ВЛАДЕНИЯ ГОЛОСОМ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКА
ПРЕДИСЛОВИЕ Приоритет болельщикам футбола отдан не случайно. С футболом меня многое связывает. В сентябре 2002 года исполнится 50 лет, как я побывал на своем первом матче "Зенита". Автор настоящей книги является профессиональным психологом, многие годы посвятившим себя спорту и пению. Психология, как утверждал основатель ленинградской психологической школы академик Борис Герасимович Ананьев, будет лидирующей наукой XXI столетия. Успех в любом деле, а в спорте в особенности, зависит от того, насколько задействован психологический фактор. Павел Федорович Садырин был одним из немногих футбольных тренеров, для которого эти слова не были пустым звуком (подробно об этом можно прочитать в приложении "Голос и Футбол"). Каждый истинный болельщик знает, что состояние его голоса является мощным фактором психологической поддержки для родной команды. Особенно это проявляется в выездных матчах. Забегая вперед, сообщу, что болельщик, овладевший предлагаемой методикой, по звуковой мощи будет всегда выделяться на общем фоне мощью и дальнобойностью своего голоса. А главное: голос от этого не будет хрипнуть, как это бывает обычно, а наоборот, будет становиться всё сильнее и сильнее. Любое познание начинается с азов. Азъ - эта первая буква славянской азбуки введенной Кириллом и Мифодием более тысячи лет назад. Первые пять букв этой азбуки - A3 БУКИ ВЕДИ ГЛАГОЛЬ ДОБРО - прямо указывают на то, что первые знания (навыки) должны относиться к веденею (владению) глаголем (речью). И если за тысячу лет прошедших с момента создания азбуки, письменная речь постоянно эволюционирует, то по отношению к голосу этого сказать нельзя. И это по тому, что введенные более 150 лет назад принципы постановки голоса Гарсия-сына, считающиеся азбучными истинами, (глубокое дыхание, опора на диафрагму) на самом деле оказались методами уничтожения голоса. В 1994 году, после двадцатилетних попыток раскрыть тайну феномена Шаляпина, мне удалось создать диаметрально противоположную существующим подходам методику развития голоса Из теоретической части самоучителя Вы узнаете, почему при рождении все мы владеем идеальным голосом. Вы также узнаете о трех секретах настройки голоса, почему он теряется и с помощью каких методов восстанавливается. Практическая часть содержит упражнения, овладение которыми позволит Вам не иметь никаких проблем с голосом даже при самых больших нагрузках на него. Методика общедоступна. В короткие сроки (от двух дней до месяца) ею смогли овладеть несколько сотен человек, среди которых школьники, студенты, преподаватели, логопеды, политики и представители самых разнообразных профессий. Опыт показывает, что при применении разработанной методики: улучшаются все параметры голоса и речи (тембр, выносливость, громкость, диапазон, интонационная пластичность). Улучшаются способности к саморегуляции, нормализуется сон, выявлен высокий антидепрессивный эффект. Увеличивается устойчивость к инфекционным заболеваниям, ускоряются процессы регенерации тканей. Открываются новые способности (хореографические, декламационные, певческие); резко улучшаются коммуникативные способности. Улучшается слух в целом, а также речевой, музыкальный и интонационный слух; появляется стремление к саморазвитию. Причем эти положительные признаки начинают проявляться уже после двухдневного 10 часового курса. Эти и другие результаты зафиксированы в магнитофонных записях, а также в графической и числовой форме в компьютерных обработках. Основной контингент составили те, кто прошел обучение по 10-часовой методике за 5 недель. Эти многочисленные положительные эффекты связаны с резонансными эффектами методики. На огромную роль вибраций собственного голоса указывали великий Пифагор и отец средневековой медицины Парацельс. Многие эзотерические и восточные учения приписывают нашему голосу чудодейственную силу. Возможно, что предлагаемая методика, основанная на раскрытии тайны феномена Шаляпина, относится к их числу. Я, Андреев Владимир Иванович, 52 года, директор частной школы "Экстерн" занимался индивидуально у Багрунова В.П. в школе постановки и голоса "Багратид" с 15.09.97. по 25.02.00. Всего 155 занятий. Пройдя, первую речевую ступень 10 занятий за 11 дней, сразу приступил к освоению певческой ступени. Очевидно, во мне жила потребность пения, так как, приступив к занятиям пению под гитару, постоянно хотелось расширять свой репертуар. Последовательность вокальных произведений учителем была подобрана таким образом, что позволяла постоянно совершенствовать мастерство в аккомпанементе. Разучено и спето было не менее 50 произведений включавших все певческие жанры. В занятиях использовались записи Шаляпина и Джильи. К маю 1998 года был, достигнут результат вполне сопоставимый с профессиональным пением в жанре романса. Доказательством являются магнитофонные записи, в которых я пою дуэтом с профессиональной певицей, получившей консерваторское образование (московская консерватория), а также студийная запись романса "Только раз бывает в жизни встреча". Косвенным признанием моих результатов является реакция моего отца, которому я продемонстрировал свои певческие достижения. Расчувствовавшись, рыдающим голосом он воскликнул: " Володька! Теперь я за тебя спокоен! Даже если твой бизнес лопнет, то ты не пропадешь! В любом ресторане на кусок хлеба заработаешь!". Конечно, этого не произойдет, но владение голосом, мне придает дополнительную уверенность в своих силах, гармонизирует мою психику и способствует эффективному управлению коллективом моей школы. Сейчас по прошествии более года со дня окончания занятий с В.П.Багруновым для меня становится все более очевидной роль пения как эффективного психопрофилактического средства. Это видно по разнице в интенсивности занятий в начале, середины и конца курса из 155 занятий. Подсчет показывает, что средняя интенсивность за два с половиной года занятий равна чуть больше 1 занятия в неделю. В первые же два месяца она была в три раза выше, а в первый месяц составила 6 занятий в неделю. Сейчас такой потребности в пение нет. При ее возникновение, я беру в руки гитару, вспоминаю разученные романсы и доставляю себе огромное удовольствие. И поэтому я благодарен своему учителю В.П.Багрунову приобщившему меня к столь приятному и полезному во многих отношениях делу. Приложения Голос и футбол Как мы пытались показать и доказать, развитие голоса человека эффективно только в том случае, если на первый план выходит психическая составляющая голоса, которой подчиняется его материальная основа. Этот примат психики над материей особенно ярко проявляет себя в командных видах спорта и в футболе в первую очередь. Очередной чемпионат мира по футболу 2002 года доказал еще раз, что игнорирование законов психики сводит на нет огромный труд игроков и тренеров. Результаты нашей команды на этом чемпионате будут обсуждать многие специалисты футбола. Сделают ли они правильные выводы - это еще большой вопрос. Об этом сужу по причине непосредственного соприкосновения с футболом в роли психолога, начиная с 1984 года. Здесь же замечу, что в который раз мы наступаем на грабли, психологические грабли, и в который раз они крепко бьют нам по голове, а мы превознимагаем в очередной раз эту боль и ищем причины наших поражений в разного рода тактико-технических моментах, предвзятом судействе и в невезении. По психологической устойчивости наша команда была одной из самых слабых и это все отметили. Повторяю, корень проблемы в игнорировании тренерами и игроками психологического фактора. Сейчас с поста главного тренера России по футболу снят Романцев. До этого Бышовец. Одной из главных бед всех наших тренеров считаю их полнейшую психологическую безграмотность, о которой я писал задолго до этого чемпионата мира. Новым главным тренером сборной России назначен Валерий Газзаев, который выгодно выделяется среди других тренеров. Ведь за его плечами не только блистательная футбольная карьера, но и высшее гуманитарное образование: в свое время он закончил юридический факультет МГУ. Вернемся к чемпионату мира 2002 года. Этот чемпионат еще раз доказал, что победили тренеры в прошлом малоизвестные футболисты, но отличавшиеся высоким культурным уровнем, что было видно невооруженным глазом. Тренер сборной Испании Камоччо, великий в прошлом футболист, но ничем не прявивший себя, как тренер и после чемпионата уволенный. Тренер сборной Кореи Гус Хиддинг ранее неизвестный игрок за короткое время сумел сделать, как говорится "из ничего" высококлассную команду и после чемпионата стал самым популярным человеков в Корее. Швед Эриксон, неизвестный футболист, но великий тренер был приглашен на родину футбола в Англию готовить сборную к чемпионату. Команда достойно сыграла на чемпионате проиграв только будущим чемпионам мира бразильцам. Это ли не доказательства вышесказанного. Наиболее ярко все это выразилось в финальном матче. В прошлом выдающегося игрока и ныне тренера Руди Феллера (Германия) обыграл Луис Фелипе Сколари (Бразилия) выдающийся тренер, но в прошлом никому не известный футболист. В самом деле, в работе с коллективом в первую очередь необходим высокий культурный уровень, а он, по определению, не может быть высоким у бывших высококласных игроков (при интенсивности современной футбольной жизни просто нет сил и времени заняться работой над собой). Не надо сбрасывать со счетов и то, что бывший игрок высокого класса за свою футбольную карьеру получает от 1000 до 3000 сильных ударов мячом по голове. Ясно, что психика в этом случае, как и у боксера не может быть не деформированной. На этом чемпионате в тренерских дуэлях тренеры, в прошлом великие футболисты проиграли тренерам, неизвестным в прошлом футболистам. Вывод: высококлассные тренеры из бывших высококлассных игроков являются исключением. Начиная с 1996 года мною было опубликовано немало материалов повествующих о роли психологического фактора в футболе. Это петербургские газеты "Спортивная" и "Северный форум". Вот основные публикации шедшие под рубрикой "Психологический практикум", в которых даются практические рекомендации по самым разнообразным психологическим проблемам возникающим в футболе. Ошибок приведших нашу сборную к печальному финалу на чемпионате мира 2002 можно было бы избежать, если б руководители нашего футбола прислушивались к советам психологов. Шипы и розы спортивного успеха Часто видим такую картину: игрок забил гол, публика в восторге, шум, крик, скандирование… Эта радость понятна и целесообразна для болельщика, поскольку она, можно сказать, - смысл его, болелыцицкой, жизни. Если б не было такого взрыва эмоций, не было бы этого удивительного феномена современной жизни. Но когда я вижу подобную, а подчас и более бурную эмоциональную реакцию у тренера команды, то невольно ловлю себя на мысли о слабой психологической подготовленности наставника команды, а следовательно, и его подопечных. За примером далеко не будем ходить. Вспомним ответный матч "Спартака" с "Нантом". Никифоров забивает второй гол. Показывают крупным планом лицо автора гола. Как психолог, специализировавшийся в Ленинградском университете на отделении медицинской психологии и практиковавшийся несколько лет в Психоневрологическом институте им.В.М.Бехтерева, должен сказать, что состояние Никифорова от счастья было близко к обморочному. А на поле такая куча-мала, такое ликование, что это даже трудно с чем-то сопоставить. Вспомнилась Ворона из басни Крылова, у которой "от радости в зобу дыханье сперло". Финал в обоих случаях был одинаков. "Спортивная ", 19-26 апреля 1996 г. Этот пример очень свеж и очень характерен для советского, а ныне российского футбола. Причины неумения преодолевать "медные трубы" не так просты, как это может показаться на первый взгляд, и мне хотелось бы остановиться на принципиальных моментах, связанных с особенностью психологии мотивации. Мотивация - это движущая сила в любом деле, а в спорте, особенно на мастерском уровне, этот фактор приобретает подчас решающее значение. Давно установлено, что чрезмерная сила мотива в сложных видах деятельности ведет к расстройству тонких координации, нарушается мыслительная сфера, как говорится, "в коленках дрожь, очко играет". Вспоминаю, как один из тренеров сборной СССР по биатлону на Олимпийских играх оказал медвежью услугу своему подопечному, сообщив тому радостную весть, что он идёт на первом месте. Это было на последнем - огневом - рубеже. Спортсмен, до этого не допустивший ни одного промаха, на этот раз все выстрелы пустил в "молоко" и вообще остался без медали. Я бы всем тренерам и спортсменам в этой связи порекомендовал смотреть известный французский фильм "Плата за страх". Фабула фильма в том, что классные водители подрядились на двух грузовиках по тяжелому маршруту перевезти огромное количество нитроглицерина - взрывоопасного вещества. С задачей справился один из четырех (трое погибли). И вот когда он на седьмом небе от счастья едет на этом же грузовике, но уже без смертоносного груза за спиной, когда сам себе показывает, какой он классный водитель, делая восьмерку на большой скорости, то в конце концов эта бравада стоит ему жизни. Подобных примеров можно привести великое множество, но наша задача - вскрыть причины, механизмы разрушительного воздействия чрезмерного мотива достижения, иными словами, не допускать "шипов", оставив "розы". Причины, на мой взгляд, чрезмерно глубокие, и двумя фразами здесь не обойтись. К футболу в нашей стране, как и во всем мире, всегда было особое отношение, и оно, в первую очередь, вызвано созданием особой атмосферы вокруг него. Негласно, но так повелось с давних времен, престиж города напрямую связывается с наличием классной футбольной команды. В недалекие времена эта тенденция была характерна для всех уровней иерархии руководства, вплоть до директора завода и даже начальника цеха. Футболистом на производстве быть было выгодно: в день игры освобождение от работы, повышенная зарплата, лучшие условия труда и другие льготы. Если так было на нижней ступени футбольной иерархии, то что говорить о ступени высшей, об игроках и тренерах команд мастеров! Тут и квартиры, и машины, и т.д и т.п. Главное - забивай, а остальное всё приложится. Существовал, и по сей день существует, культ футбола со всеми его проявлениями: обожание болельщиков, повышенное внимание средств массовой информации. Любая домохозяйка знает, кто такой Павел Садырин, но вряд ли назовет двух-трех наиболее выдающихся петербургских деятелей науки и техники. Разумеется, большинство мальчишек хотело бы стать такими же известными людьми, и поэтому конкурсы в футбольные школы, являющиеся главными поставщиками для команд мастеров, не сравнимы ни с чем. И вот тут-то большинство встающих на этот путь и подстерегает чрезмерная опасность. Весь смысл жизни, вся мотивационная сфера юного футболиста определяются только футболом - и ничем иным. Тренировки, игры из месяца в месяц, из года в год. К 17-18 годам если травмы не вывели из строя, то можно при благоприятных обстоятельствах добраться до дублирующего, а годика через два - и до основного состава. Главная цель достигнута, теперь-то, казалось, всё открыто для повышения класса. Но не тут-то было! Прогресс большинства резко замедляется. У многих класс игры остается тем же, многие потихоньку сдают, пополняя бесконечные ряды подававших надежды. В чем же причина этого? Почему такой низкий КПД футбольных школ? Почему в самом престижном виде спорта при таких людских резервах в самые ответственные моменты наши команды, как сборные, так и клубные, уступают, терпят поражения? Тренеры и другие футбольные специалисты ищут и находят причины материального характера: плохие поля, на которых невозможно отрабатывать технические приемы, несовместимость наших футбольных календарей с календарями стран Западной Европы, низкая оплата в сравнении с зарубежными футболистами… Конечно, эти причины нельзя сбрасывать со счетов, только ведь не они главные, и корень проблемы в другом. Вернемся к началу статьи. Ведь это пресловутое "от радости в зобу дыханье сперло" - результат однобокого развития личности и тренера, и, соответственно, его подопечных. Любая узкая специализация содержит в себе источник бед. Особенно это проявляется в спорте. Прежде всего страдает сам спортсмен. Хорошо, если в нем заложен педагогический талант и он сможет стать тренером. Замечу, что это очень редкое сочетание, так как хороший тренер - это не только специалист в своей области, но главным образом - практический психолог, знающий и умеющий реализовать потенциал своих подопечных. Умение подобрать ключик к раскрытию способностей ученика возможно лишь в случае, если наставник имеет авторитет, прежде всего, как личность. Вспоминаю ноябрь 1967 года, когда "Зенит" должен был встречаться с московским "Динамо" в одной из заключительных игр первенства СССР. За день до игры главный тренер "Динамо" К.И. Бесков посетил Дворец культуры им.С.М.Кирова для просмотра какой-то постановки. Я, будучи студентом пятого курса факультета психологии ЛГУ, подрабатывал помощником машиниста сцены. Во время антракта в комнату рядом со сценой, в которой я по долгу службы обязан был находиться, вдруг заходит директор Дворца и вместе с ним - очень симпатичный, подтянутый мужчина, с ними еще был кто-то, не запомнившийся мне. Они располагаются в этой небольшой комнатке и начинают разговор. Пристально вглядываясь в симпатичного мужчину, постоянно державшего нити интересного разговора об искусстве, литературе, я все время ловил себя на мысли, что это лицо мне знакомо, но не мог никак припомнить, где я его видел. И только в конце антракта, когда директор Дворца спросил о предстоящем матче между "Зенитом" и "Динамо", я осознал, что это был прославленный в прошлом футболист и не менее прославленный тогда тренер Бесков. Мне думается, что это один из немногих примеров, когда спорт и высокая гуманитарная образованность слились в одном лице. К сожалению, этому гуманитарному фактору не придаётся должного значения ни в общеобразовательных школах, ни тем более в футбольных (переходит из класса в класс - и ладно). А ведь из-за этой недооценки - слабый контроль спортсменов за своим состоянием и во время игры, и между играми (нарушение спортивного режима, с чем борются постоянно тренеры во всех командах), а главное - неумение найти себя в жизни после окончания спортивной карьеры, когда у их сверстников жизнь только начинается. Отсюда - разочарования, а зачастую и деградация личности, от пьянства до преступлений, а иногда и до самоубийства. Об этом не очень приятно читать и думать, особенно в молодые годы, когда всё видится в розовом свете. Но общечеловеческие наблюдения, выразившиеся в психологических законах и закономерностях, на коне не объехать. "Гони природу в дверь - она влетит в окно", - говорили древние, что в высшей степени справедливо применительно к проблеме мотивации в спорте. Без мотива нет стремления и, следовательно, результата - это аксиома, понятная всем. Но если мотив однолинеен и заглушает развитие других способностей спортсмена, превращает его в своеобразный флюс, уводит в сторону от гармоничного развития личности, то тогда такое развитие мотива превращается в "шипы", которые, если вовремя не извлечь, могут привести к самым печальным последствиям. Как преодолеть харибду неудачи Владимир БАГРУНОВ, кандидат психологических наук. В статье "Шипы и розы спортивного успеха" ("Спортивная" от 19 апреля 1996 года) нами была проанализирована роль психологической подготовки в преодолении "медных труб" - одной из самых главных опасностей, подстерегающих спортсмена и тренера, опасности головокружения от успехов с печальными, а подчас и трагическими последствиями. Выход прост, как правда, - гармоничное развитие личности. Но по молодости лет, когда всё видится в розовом свете, на гармоничное развитие как-то не хватает времени. А потом убеждаешься, что жизнь невозможно повернуть назад, и еще одним пессимистом становится больше на белом свете. В мифах Древней Греции Сцилла и Харибда - две чудовища, пожиравшие мореплавателей, преодолевающих узкий пролив. Искусство кормчего заключалось в том, чтобы судно прошло ровно посредине пролива. Невольно возникает аналогия. Чрезмерные и поэтому неуправляемые эмоции от спортивного успеха - это Сцилла, подстерегающая каждого спортсмена. Сегодня речь об отрицательных эмоциях, связанных с поражением, - Харибдой, - также чрезвычайно распространенном явлении в отечественном спорте. Сейчас, когда телевизионная техника позволяет показать в замедленном кадре прыжки в длину, любопытно проследить за психологическим настроем спортсмена на прыжок, особенно после неудачной попытки, из-за заступа. Прыжок великолепный, но чуть-чуть заступил за планку и - все насмарку. И вот тут-то сказывается, кто есть кто. На одного спортсмена эта неудача действует деморализующе, а другой -уйдет весь в себя, так настроится на следующую попытку и так прыгнет, что, кажется, не было бы счастья, да несчастье помогло. Харибду неудачи, поражения надо научиться воспринимать как горькое, но необходимое лекарство для излечения от самолюбования ("какие мы непобедимые и сильные"), как сильнейший стимул к самосовершенствованию, исправлению ошибок. Наши поражения - это наши лучшие учителя, если правильно подойти к ним. Только умея извлекать пользу из неудач, можно научиться выигрывать. Поэтому игроки и, главным образом, тренеры не должны отмахиваться от поражений: "Забудьте, как будто их и не было". В этом случае нарушается принцип обратной связи -главный принцип функционирования живых систем, т. е. нет коррекции, обучения. Задача команды - спокойно, объективно проанализировать ситуацию, приведшую к неудаче, и, выявив основную причину, затем уже не давать себе потачки в деле исправления ее. У нас же обычно ссылаются на необъективное судейство, плохие погодные условия, просто невезение, короче, на что угодно вместо вдумчивого анализа, понимания того, что корни поражения - в нас самих. И поэтому часто нежелание или неумение трезво взглянуть на себя, творчески подойти к этой больной проблеме превращается в эмоциональную разборку сверху донизу. Яркое проявление этого выражалось в вызове "на ковер" тренеров, отчислении игроков. Вообще-то хорошо известно, что эмоции выходят на первый план тогда, когда не хватает аргументов или же когда хотят уйти от обсуждения предмета, заранее зная свою неправоту в этом вопросе. Грубейшая ошибка некоторых тренеров заключается в несдержанности и невольном нанесении психологической травмы игроку. Для отечественного спорта это очень характерное явление, и объясняется оно прежде всего низким уровнем культуры тренера. Да и откуда ей взяться? Закончив спортивную карьеру, кое-как окончив тренерские курсы, не претендующие на гуманитарную направленность, бывший игрок становится своего рода богом для своих подопечных. Попробуй "вякни" - и тут же вылетишь из команды. И игрок, фактически не имея ничего за душой, должен молчать, вырабатывая в себе не психологию бойца, а психологию раба и угодника. К нашей пользе и радости, есть исключения из правил. Я, например, давно слежу за Валерием Газзаевым, самобытнейшим ранее футболистом, а ныне тренером чемпиона России - самобытнейшей (как и их тренер) команды "Алания". Газзаев - один из очень немногих тренеров, имеющих, кроме футбольной специальности, еще и гуманитарную. Он заканчивал юридический факультет МГУ и некоторое время работал юристом. Кстати, учился и заканчивал МГУ без всяких поблажек и при этом - играл. И как играл! Именно он забил решающий гол "Зениту" в 1984 году в финале Кубка СССР в Москве. Тогда перед этим финальным матчем московское "Динамо" ходило в аутсайдерах, а наш "Зенит" лидировал. Пресса и телевидение прочили победу ленинградцам. Я был на стадионе и внимательно следил за игрой. Груз ответственности так сковывал игроков обеих команд, что их невозможно было узнать, особенно "Зенит". Ошибка за ошибкой - в обороне, нападающие не могли сделать ни одного приличного удара. И вот уже в дополнительное время, когда игроки обеих команд еле передвигались по полю, у динамовцев нашелся игрок, который фактически один обыграл "Зенит". Этим игроком, как вы догадались, был Валерий Газзаев. Теперь яснее становятся истоки успехов "Алании", игроки которой, чувствуя высокий уровень личности тренера, естественно, стараются подражать ему во всем. Отсюда и высокий моральный дух команды, умение преодолевать трудности. К слову сказать, в том же 1984 году, в сентябре, у нас в ЛГУ была встреча с зенитовцами. Прошла она интересно, а после нее, памятуя о печальном финальном матче Кубка СССР, я подошел к Павлу Федоровичу Садырину, представился и изложил вкратце суть моих выводов о психологическом настрое на игру. Павла Федоровича это очень заинтересовало, и в дальнейшем я неоднократно бывал на зенитовской базе в Удельной. Считаю Садырина очень талантливым тренером, личностью в футболе. Он, как и Газзаев, умеет вселить в игроков оптимизм даже при самых неблагоприятных условиях. Как и 12 лет назад, считаю, что игроков надо нацеливать на процесс игры, а не на результат. Особенно в командных видах спорта. Только в этом случае игрок может по-настоящему раскрыться и полностью реализовать свой потенциал. Футбол - это игра, а не жизнь. Тот, кто забывает это или, еще хуже, не осознает этого, наносит огромный ущерб футболу, лишает его зрелищности, результативности, что приводит ко многим печальным последствиям - падению интереса и посещаемости игр, а отсюда - и снижение качества игры. Посмотрите на стадионы Европы, не говоря уже про Южную Америку, а теперь еще Африку и Азию. Они заполнены до отказа. А на миру, говорят, и смерть красна. И футболисты, прекрасно владея жанром, в котором они выступают, всё делают, чтобы удовлетворить взыскательным требованиям публики. Они играют, они думают об игре, а не только о голе. Отсюда - скорость, комбинации, великолепные пасы и удары по воротам. У нас же чаще думают о результате, и в итоге - суета, бестолковость, грубость. Теперь самое время рассказать о методах борьбы со Сциллой и Харибдой, но об этом - в следующий раз. "Спортивная", 17-23 мая 1996 г. Призовите на помощь каиссу Владимир БАГРУНОВ, кандидат психологических наук. О том, что шахматы - интересная и полезная во всех отношениях игра, знает каждый. Но мало кому известно, что богиня Каисса может оказать неоценимую услугу спортсменам командных видов спорта, а также соревнующимся в единоборствах. Беру на себя смелость утверждать: роль шахмат в победе олимпийской сборной СССР на Олимпиаде 1972 года, когда исход поединка за "золото" между нашей командой и американцами решили незабываемые три секунды, была не последней. Тем летом я проводил отпуск в спортлагере ЛГУ в Гумисте, что под Сухуми. Там же находилась и олимпийская база СССР, где тренировалась сборная по баскетболу. Я тогда всерьез занимался шахматами и очень обрадовался, увидев в холле спортивной гостиницы спортсменов, разыгрывающих шахматные комбинации. По росту игроков догадался, что это были баскетболисты. Врач команды, по-моему, знающий толк в спортивной психологии ставил на доске позицию и предлагал пари: на три рубля сыграть либо за белых, либо за черных. Единственным, кто оказывал серьезное сопротивление, был Валерий Милосердое, разыгрывающий защитник, мозг команды. Думаю, что он играл по хорошему первому разряду. Перед самым отъездом мы с ним сыграли матч. Близился отбой, и поэтому Валерий после проигранной партии удвоил ставку из чего можно было сделать вывод о его высокой психологической устойчивости. Именно эти партии он проводил необычайно сильно и, как правило, выигрывал, несмотря на разницу в классе игры в мою пользу. В эти воспоминания, как вы понимаете, я пустился не с бухты-барахты, а с целью показать, что шахматы могут стать многофункциональной организующей системой. Хорошо известно, что лучший отдых - это смена видов деятельности. Как ни говори, но в спорте на первом месте стоит двигательная активность, интеллектуальная же - выступает в качестве фона. Спортсмены, у которых эти виды активности уравновешены, всегда и всюду выделялись. Именно они, как правило, бывают капитанами команд, неформальными лидерами, игроками, держащими нити игры в своих руках. Шахматы воспитывают не только скорость мышления, необходимую в спорте, но и многое другое, что для непосвященного - тайна за семью печатями. Попробуем эти тайны приоткрыть. Одно из самых ценных качеств, которые на всю жизнь прививают шахматы - человек вырабатывает в себе важнейший принцип: вначале подумай, затем сделай ход. Этот принцип выражен неукоснительным правилом: "Тронул - ходи", которое при постижении шахмат кажется изуверским, нарушающим весь ход партии, а иногда и всего соревнования. Какие эмоции порождает его несоблюдение, особенно у неквалифицированных шахматистов! Эти-то эмоции и приучают спортсмена к строжайшей самодисциплине, самообладанию, умению переносить и исправлять свои ошибки и добиваться результатов не только за шахматной доской, но и в жизни. Преодолевать невзгоды, неудачи, поражения и выходить из них крепче в спортивном и психологическом плане - этому надо учиться у замечательного спортсмена-шахматиста Виктора Корчного. Главными его достоинствами остаются бескомпромиссность, неуемная жажда победы, стремление к которой увеличивается многократно после поражения. Знаменателен случаи, который для подавляющего большинства игроков мог бы стать трагедией. На финише чемпионата, играя с международным мастером В. Багировым и имея выигранную позицию, Корчной неожиданно тронул не того слона и сразу же сдался. После такого досадного промаха когда вместо очка получаешь "баранку", у многих бы опустились руки, но не у Корчного. На следующий день он разгромил Е.Геллера, который был в числе главных претендентов на первенство, затем ему под горячую руку попалось еще два фаворита, и в итоге Корчной стал чемпионом. На примере Виктора Корчного необходимо учиться спортивной злости, которую ни в коем случае нельзя уподоблять злости натуральной: первая - мобилизует, раскрепощает подспудные силы дремлющие и ждущие своего часа, вторая - порождает поток неконтролируемых эмоций, ослабление всех психических процессов, память и т.д. Простая злость делает спортсмена примитивным, в результате чего результаты снижаются и он покидает спорт. Неоценима роль шахмат в развитии так называемого позиционного мышления, приблизительными аналогами которого являются долгосрочное планирование, предвидение планов противника, разведка, умение использовать малейшие неточности игры противника. Когда таким стилем мышления овладевает футболист, хоккеист или баскетболист, то это позволяет ему "читать игру" т. е. видеть вперед на несколько ходов действия команды противника и соответственно предпринимать те или иные шаги. Знаю, что раньше шахматы были необходимым элементом тренировки нашей хоккейной сборной - в годы ее подавляющего превосходства. Думаю, что сейчас этого нет, настолько неинтересным пресным, некомбинационным стал наш хоккей. Теперь - о футболе. Тренеры детской футбольной школы "Зенит" должны еще помнить своего воспитанника Владимира Никандрова. Его отец - сам в прошлом кандидат в мастера по легкоатлетическому десятиборью и мой старинный друц неплохой шахматист, кстати, - привил любовь к шахматам своему сыну. По мере возможности, и я прилагал усилия для развития позиционного мышления молодого футболиста. Думается, наши совместные усилия не пропали даром. Тренеры, наблюдавшие игру Владимира всегда отмечали его умение видеть поле, дать мысль, затем - действие. Он, вероятно, мог бы стать выдающимся мастером. Все было в нем: и рост, и скоростные качества, и выносливость (это от мамы и папы), и, главное, светлая голова. Но не повезло: в течение короткого времени травмы вывели Никандрова из строя. Играй Владимир сейчас - быть бы ему в "основном" составе "Зенита", и, вероятно, шахматы могли бы с его легкой руки найти "прописку" в нашей любимой команде, помогли бы ей более успешно преодолевать неизбежные трудности на тернистом пути современного футбола. "Спортивная' 24-30 мая 1996 П ойте, спортсмены, и вы победите! Владимир БАГРУНОВ. кандидат психологических наук, Психологический практикум Среди выдающихся спортсменов было и есть немало любителей музыки и пения. На пластинки записывались Пеле, Гуллит, Марадона, многие звезды профессионального баскетбола. Великолепным футболистом в прошлом был солист Большого театра, народный артист СССР Зураб Соткилава. За сборную Италии по академической гребле выступал замечательный тенор Франко Корелли. Сочетание спорта с пением не случайно. Пение - самый доступный и эффективный способ борьбы со стрессом. Об этом знали еще древние греки, предпочитавшие божественного певца Орфея богу вина Бахусу. Да что греки! Я берусь доказать, что пение является могучим стимулом для достижения спортивных успехов. Россия - великое государство, но до сих пор не имеет слов к своему национальному гимну. Видели по телевидению, с каким самозабвением поют свой гимн немцы, англичане, голландцы, французы? А теперь вдумайтесь, какой психологический нокдаун получают наши спортсмены во время этой церемонии! Во - первых, они лишены возможности через пение гимна обрести дополнительный весьма мощный моральный стимул к победе; во - вторых, этот минус оборачивается плюсом для соперников,которые не могут не заметить своеобразного комплекса неполноценности у своего противника. Особенно это проявилось на чемпионате мира по футболу в США, когда наши футболисты уже перед началом игры давали соперникам психологическую фору. (Не потому ли провал во всех командных видах спорта, где в основе успеха "чувство локтя" во многом зависящем от "чувства духа". Недаром с незапамятных времен во всех армиях мира существовали и существуют военные оркестры и строевые песни, которые являются мощнейшими факторами поддержания силы духа войск). Современная психофизиология доказала экспериментально, что выделяющиеся при пении эндорфины являются стимуляторами, благотворно воздействующими на все без исключения системы организма. Во время пения происходит своеобразная перезарядка психической энергии, и тот, кто пользуется ею, получает своего рода "перпетуум-мобиле" для своего здоровья. Сужу об этом исходя из своего многолетнего опыта. Я не был певцом - профессионалом, пел в университетском хоре, занимался сам. Мня очень интересовал вопрос: как сумели стать великими певцами Федор Шаляпин или Титта Руффо, никогда не учившиеся, как говорят сейчас вокалу? То же можно сказать и о нашем непревзойденном теноре Константине Печковском. Напомню, что знаменитые эстрадные исполнители Леонид Утесов, Марк Бернес, Эдита Пьеха, Алла Пугачева, Владимир Высоцкий также никаких вокальных школ не заканчивали. Всё это навело меня на мысль о существовании НЕЧТО, определяющего певческое мастерство. Толчком к созданию новой гипотезы формирования певческого голоса, которую я подтвердил и собственным опытом, и опытом учеников, бравших у меня уроки постановки голоса, явился факт звучания мертвой трахеи (дыхательное горло), обнаруженный русским ученым И.Грузиновым еще в 1812 году на Бородино… На основе нового подхода мною создана методика, позволяющая каждому человеку, независимо от возраста, петь красивым и сильным голосом, не испытывая при этом никаких физических нагрузок. Не верите? Приходите - научим. "Спортивная ", 14-20 июня 1996 г. Команде действительно нужен психолог Интервью В прошлом номере "СФ" сообщил, что в "Зените", возможно, появится профессиональный психолог. Как удалось выяснить, речь шла о Владимире Багрунове -известном в нашем городе ученом, работавшем с "Зенитом " еще в 1984 году. Владимир Павлович большую часть своих исследований посвятил спортивной психологии, работал со многими шахматистами (Камский, Свидлер, Солов). Сейчас он - глава фирмы, занимающейся голосовыми технологиями. Для того чтобы получить информацию "из первых рук", мы обратились к самому Багрунову. С воспоминаний о 84-м годе и началась наша беседа. - 5 сентября 1984 года зенитовцы во главе с Садыриным приехали в университет, где я тогда работал, - вспоминает Багрунов. - Я сам подошел к Павлу Федоровичу, представился. Мне казалось, что я могу быть кое в чем полезен команде и тренеру. Садырин сразу заинтересовался моими предложениями, попросил изложить все рекомендации в письменном виде, что я и сделал. Всего до конца сезона я еще 5-6 раз консультировал Павла Федоровича. Как он сам считает, это пошло на пользу… (Багрунов с улыбкой достает из папки соответствующий документ, подписанный Садыриным) - Что именно вы посоветовали наставнику "Зенита"? - В принципе, всё, что тогда требовалось, - это снять с ребят напряжение. Команда была в неплохой форме, игроки подобрались хорошие. Но они, естественно, испытывали сильный стресс - как никак предстояли решающие матчи. Для снятия напряжения существуют несколько способов. Лучший -это пение под гитару или просто музыка. Но главное на тот момент было правильно настраиваться на игру. Тренеру никогда не нужно давить на своих подопечных, ведь те не идиоты и сами понимают, что нужно победить, а не проиграть. Поэтому я говорил Садырину: "Пусть играют спокойно, как на тренировке, и не надо думать о результате"… "Северный форум", №40, 24-27 сентября 1999 года Почему Панов не забил Украине? О Панове пишут все, и уже давно. Сначала, после двух дублей в "Лужниках" и на "Стад-де-Франс", им дружно восторгались, теперь так же дружно критикуют. Комментируй решающий матч сборных России и Украины, "Спорт-Экспресс" причислил Александра к главным виновникам турнирной неудачи нашей сборной: "питерский нападающий выбил мяч из ворот Шовковского ". В прошлую субботу в игре с московским "Динамо " (матче тоже решающем и, возможно, уже определившем итоговое положение "Зенита "в чемпионате страны) Панов продолжил гнуть свою линию футбольного неудачника. Он вновь не попал с пяти метров по воротам, уже оставленным голкипером гостей Плотниковым. В конце чемпионата мы наверняка недосчитаемся и этого, и многих других незабитых им мячей, начнем искать ответ на вопрос, почему Колпинская Ракета превратилась в "колпинскую комету", недолго затмевавшую своим светом другие звезды и быстро сошедшую с небосклона. Что стряслось с Пановым? Почему на смену фатальному везению пришло фатальное невезение? Мы попросили проанализировать душевное состояние форварда уже появлявшегося на страницах нашей газеты спортивного психолога Владимира Багрунова. Саша Панов, безусловно, талантлив. Он прекрасно использует свои лучшие футбольные качества - скорость и умение резко остановиться… Вдобавок Александр - один из самых психически неустойчивых футболистов в стране. Он забил два гола чемпионам мира в Сен-Дени и психологически неверно себя сориентировал: вместо того чтобы осознать случайность происшедшего, зациклился на результате. А питерская пресса продолжала величать его "лицом новой сборной страны", "золотым мальчиком", "колпинской ракетой", "русским Оуэном", суперфорвардом, "наконечником копья" и т.д. Эта шумиха и повлияла на его игру в недавнем матче прогни сборной Украины. Существуют два психологических способа уничтожить человека: первый-сказать, что он - полное ничтожество; второй - расхвалить. Панова-звезду уничтожили вторым путем. Я согласен с утверждением, что Сашу "сглазили" журналисты: "раздули" его как лягушку, и, сами того не понимая, погубили самобытного нападающего. Правда, Панов и сам виноват в происшедшем. Он не выдержал испытания медными трубами, посчитав себя пупом земли. Дело в том, что у Панова нет сейчас в карьере цели и образа - чего же он по-настоящему хочет. Да, Александр достиг материального благополучия, но не понимает, что оно не может быть главным фактором мотивации для самосовершенствования. Ему твердят, что он - звезда, и эти разговоры давят на него. Наверное, и перед матчем с Украиной Саша долго убеждал себя: мол, я - надежда сборной, я "спасу Россию", но, увы, перегорел. На "Стад де Франс" он еще не был опьянен нектаром, а после исторической победы по сей день находится в психологическом наркозе. Почему он мажет? В момент приема мяча (это касается также Ширко и Бесчастных) он психологически оказывается в положении человека, перебравшего со спиртным - теряет контроль над собой и попадает в психологическую ловушку. Пьяный человек тоже не координирует свои движения, но "пьянство" Панова другого рода. Когда Саша выскакивал на подачу Тихонова, центры его мозга не работали - только периферия. И в результате он не бил головой, а просто подставлял ее. К тому же Панов наверняка подумал в тот миг "Наконец-то я забил!" И выключил до удара свое настоящее психологическое время, перенацелив себя на будущее. Но пока игрок не добился результата, он не имеет права так думать. Значит, Панов психологически оказался не готов к игре. Беда еще и в том, что Олег Романцев, главный тренер сборной России, видимо, не дает Панову раскрыться. По-моему, он затерроризировал Сашу своим спартаковским эгоизмом.- Впрочем, Романцев пережал психику и других игроков сборной, я считаю, он не способен генерировать работу их мозговых центров. Олег Иванович - типичный представитель порочной, но укоренившейся в нашем футболе системы, при которой во главу угла ставится результат, а не процесс. И сборная России зациклилась на этом результате: победа или смерть. А Романцев, вместо того чтобы ослабить мотивацию игроков, поднял ее планку, объявив о баснословных премиальных за победу. Главный тренер сборной считает себя великим психологом, в интервью газете "Футбол" ("Шесть пишем, седьмая в уме"; № 37 за 1999 год. - Прим. В.П.) даже цитировал Фрейда, в идеях которого, на мой взгляд, ничего не смыслит. Он даже собой не владеет, как он может управлять другими людьми? Романцев не смог досидеть на тренерской скамейке до конца поединка со сборной Украины - это вернейший признак душевной патологии. Любой психолог скажет вам, что его поза на тренерской скамье называется "опущенный хвост". К тому же он систематически курит на глазах игроков и периодически хватается за сердце. В результате футболисты чувствуют, что их вожак "горит", и начинают "гореть" сами. Панов испытал шок - несоответствие цели и результата. Если б Панов забил, то обеспечил и себя, и всю свою семью на всю жизнь, еще потомкам бы досталось. А здесь в одну секунду он потерял несколько миллионов долларов. Украинский голеадор Андрей Шевченко на игру с Россией вышел в тренировочном костюме, убедив себя в том, что должен просто сделать, что умеет, а не прыгать выше головы в "матче тысячелетия". А Панов шел на матч как на парад - отутюженная футболочка, белый воротничок. Этакая прима: мол, забил французам, и украинцам забью. И когда промазал, в отчаянии кинулся головой оземь. Питерский шахматист Петр Свидлер должен послужить ему примером. Он как-то сказал: "Я стремлюсь к самосовершенствованию, и титулы здесь ни при чем. Просто играю для себя, для души, а не для славы". Если бы Панову с детства внедрили этот подход, а не настроили на машины и костюмчики, цены бы ему не было. А сейчас срыв уже начался, и Панов "горит". В матче с московским "Динамо" он вновь не контролировал на поле свои действия. И механически подставил ногу под движущийся предмет, поддавшись инстинктивной реакции, безусловному рефлексу… Александр нуждается в коренной перестройке всей психики. В противном случае питерский и российский футбол потеряют самобытного игрока. Владислав ПАНФИЛОВ "СЕВЕРНЫЙ ФОРУМ" 22 - 25 октября 1999 года Начинать надо с футбола Из интервью Виталия Лебедева, тренера детской футбольной школы "Зенит " и Владимира Багрунова, кандидата психологических наук. Корреспондент к Виталию Лебедеву, бывшему тренеру дубля "Зенита": - При каких обстоятельствах вы познакомились? - С Владимиром Павловичем Багруновым мы познакомились на базе в Удельной осенью 1986 года, когда у руля "Зенита" стоял В. Голубев. Меня сразу заинтересовало то, что Владимир Павлович хорошо представляет то, о чем говорит. Было видно, что со спортом и футболом, в частности он знаком не по наслышке, что очень выгодно его отличает от иных "книжных" психологов. В дальнейшем мы очень много и подчас подолгу общались по телефону и нам никогда не было скучно. Затем я обратил внимание, что постепенно у меня стало изменяться мировоззрение и это не замедлило увидеть многочисленные изъяны в методологичеком подходе к футболу. Главный вывод, который я сделал для себя заключался в том, что тренировочный процесс и саму игру нужно строить, как творческий процесс. Казалось бы, все об этом знают, но Владимир Павлович сумел в такой форме это преподнести, что я полностью поменял модель тренировок с дублем, который я тренировал более 10 лет, до злополучного прихода А.Бышовца. Идеи Владимира Павловича помогли мне придумать массу полезных и интересных для игроков упражнений, которые помогали им совершенствоваться и насколько я знаю, многие мои воспитанники с ностальгией вспоминают наши тренировки. Результат этого подхода на лицо: более 40 человек прошедшие через дубль за эти годы играют в высшей и первой лиге. В том числе Петухов, Малафеев, Березовский, Панов, Егонин, Бобров и другие. - Скажите, почему из "Зенита" вы ушли в детский футбол. - Прежде всего, это мой характер. Я считаю, что если ты имеешь свой взгляд на то, чему ты посвятил жизнь, то ты должен его отстаивать. Сильные руководители это понимают и ценят таких сотрудников и тогда их дело процветает. Слабые - пытаются подобрать исполнителей бесхарактерных. Таких, которые ни в чем им не перечут и тогда они спокойны за свое насиженное место. В таких коллективах процветает атмосфера подозрительности и творческому человеку там не ужиться. С Бышевцем у меня не сложились отношения по причине несогласия с ним в его установках на тренировочный процесс. Пытаясь мне досадить, он неоднократно вырывал лучших игроков дубля перед решающими играми, мотивируя это, что они нужны в основе. Однако при этом эти игроки просиживали всю игру на скамье запасных или выпускал их в самой концовке . матча, когда ничего уже не решалось. Уже из этих подленьких поступков мне стало ясно, что моя участь решена, что и случилось по окончанию этого сезона. - И что дальше? - Какое-то время мне потребовалось, чтобы уйти от этой нервотрепки, а затем перешел работать в футбольную школу "Зенит", в класс, который считался самым неперспективным в школе. - Но сейчас так уже не скажешь о команде, которая недавно победила в кубке города "Смену" - чемпионов России и сегодня ей не проиграла и была близка к выигрышу. - Как Вам удалось переломить ситуацию? - Этот результат я считаю предварительным и отношу к нашей совместной работе с Владимиром Павловичем. Первое время было тяжело. Ребята и их родители не хотели принимать того нового подхода тренировкам и стилю жизни в целом, который им был предложен. Ранее они привыкли все делать изпод палки, механически выполняя указания тренера. Наша задача состояла в том, чтобы поменять эту механическую модель, на модель творческую, поисковую. Со скрежетом, через преодоление массы препятствий удалось все же эту модель внедрить в сознание и коллектива и родителей. Особенно это проявилось после победы в Кубке. Подспудно все же мало кто верил в успех наших начинаний и, наконец, плотина недоверия была прорвана и родители и игроки были на седьмом небе от счастья. Уверен, что до сих пор игроки не смогли отойти пагубного влияния "медных труб, иначе не объяснить тех нескольких грубейших ошибок, которые были допущены в нападении при реализации двух 100% голевых моментов и двух ошибок в обороне в том матче. - Виталий Васильевич, мало кто знает, что Вы были тренером молодежной Петербурга, которая стала в первом первенстве России среди молодежных чемпионом. Это было в 1993 году. - Да. Хорошо помню тот, пока мой главный, успех. С командой познакомился в поезде во время следования в Волгоград. Игроки также были из разных команд, и многие виделись впервые. Ни о какой сыгранности не было и речи. - Но, тем не менее, вы обыграли таких записных московских грандов, как ЦСКА, ТОРПЕДО, ДИНАМО. - Эту победу я также разделяю с Владимиром Павловичем. Главное - я сумел их сплотить и в короткое время сделать из ребят жизнерадостный, боеспособный коллектив. Снял с них лишнее напряжение и они буквально рвались в бой показать то, на что они способны и буквально разорвали по кускам своих соперников в хорошем, футбольном смысле этого слова. Достаточно сказать, что за весь турнир не было ни одной желтой карточки. - Я также слышал, что вы удачно два сезона поработали на Кавказе. - Былодело. Лепехин, кстати, оттуда мной рекомендован в "Зенит", в который я вернулся во многом благодаря тому, что мы убедительно одолели питерцев на их поле. - Я слышал, что Вы в прошлом году (имеется в вижу 2001 год, прим.ред.) тренировали Петербургское Динамо, а затем вдруг перешли в Северсталь. Потом опять перешли в Динамо, а сейчас (2002 год) Вас нет там. Что произошло? - Эту историю больно вспоминать, но все же "из песни слова не выкинешь". Когда С.В.Ломакин принял весной прошлого года Петербургское Динамо, то он попросил меня помочь ему. Увидев мой подход к тренировкам, он пригласил меня в команду и мы стали выигрывать все подряд. Затем он предложил меня в Северсталь, которая катилась вниз, на роль главного тренера. Я взял эту команду и несмотря на отчаянное сопротивление некоторых тренеров команды, сумел внедрить новый подход к тренировкам и игре. Игра стала другой, команда стала забивать и выигрывать. В итоге поставленную задачу я выполнил и руководство осталось мною довольно и предложило контракт на следующий год. Если бы я знал, что в Динамо, куда я возвратился, все так обернется? - Что же произошло? - Как и было предварительно оговорено с С.В.Ломакиным, я возвратился в Динамо, для того чтобы вывести его в "Премьер лигу" в течение одного сезона. Было три сбора за рубежом, на которых было просмотрено несколько десятков человек и составлена команда, с которой можно было работать. У меня никакого сомнения, что при той технологии, которую мы выработали с Владимиром Павловичем команда будет также успешно выступать, как и в прошлом году. Но в результате интриг, о чем я не буду распространяться, вначале я вынужден был уйти из команды, а затем и Ломакин после первого же матча. Футболисты ведь все это видели и им перед первым матчем было не по себе. - И что же? - Опять вернулся в детский футбол в ту же, уже ставшею родной, детскую футбольную школу "Зенит" к двенадцатилетним ребятам. - Как там дела? - Слава богу, в школе мне полностью дают творческую свободу. Дети очень быстро усваивают то, что я им даю. Тренировки и игры в особенности доставляют им огромную радость и потому и результат. Это от Владимира Павловича, дай Бог ему здоровья. - В чем ВЫ видите главную причину неудач нашего отечественного футбола (это уже вопрос к обоим моим собеседникам) Виталий Лебедев: - Главная причина - отсутствие грамотных тренерских кадров на всех уровнях, начиная с детских команд и кончая командами мастеров. Всюду в сознание игроков, из которых затем формируется тренерский корпус, вбивается механическая модель, приверженцем которой и я был до знакомства с Владимиром Павловичем. Только через года два - три мое сознание освободилось от этой губительной позиции. Пока же все будет идти, так как идет, результата не будет. Отрицательная закваска происходит уже в детском футболе. Этот механический подход приводит к травматизации детской психики, дети перестают получать радость от футбола, самые талантливые не выдерживая этой муштры, покидают футбол. Лучшие европейские команды отказались от этого малоперспективного подхода (не удивлюсь, если и в результате изучения научных трудов Владимира Павловича). У нас же каждый тренер - сам себе голова и психолог в придачу. Необходима иная кадровая политика в тренерском деле. Только у нас в стране тренерские кадры куются из бывших футболистов самого высокого уровня. Однако мировой опыт показывает, что самые выдающиеся тренеры, как правило, не были такими же выдающимися футболистами. Примеров здесь не перечесть и приводить их не буду. Главным качеством тренера является разносторонность его личности, что и определяет его авторитет среди игроков. Про большинство наших тренеров этого не скажешь. Да и откуда быть этой разносторонности, когда вся жизнь прошла в тренировках, сборах, соревнованиях. Поэтому, как верно было сказано: "Кадры решают всё". Владимир Багрунов, психолог: - Всё то, что сказал Виталий Васильевич Лебедев, совершенно верно. Мне бы хотелось посмотреть на этот вопрос с более общих позиций, увидеть причины этой кадровой политики. Начну с самых основ. Наукой установлено наличие двух основных типов систем: открытые и закрытые. Открытые -это те, которые постоянно связаны с внешней средой и реагируют на её изменение. Закрытые - это те, про которые говорят, что они "варятся в собственном соку". Характерный пример открытой системы ручей, река, море. Пример закрытой системы - болото - бывшее озеро, не имевшее подпитки от ручьев и рек и постепенно превращающееся в зловонную лужу. Эти примеры показывают, что закрытые системы обречены на самоуничтожение, а открытым системам эта учесть не грозит. Наш отечественный футбол - типичный пример закрытой системы. Про такие системы говорят, что это государство в государстве. Поэтому психологической науке в футболе нет места. Положение в футболе - это слепок с нашего общества более 70 лет являвшегося типичным примером закрытой системы. Цифра определяла жизнь отдельного человека, первичного производственного коллектива, цеха, завода и т.д. вплоть до целой страны. Это все не могло не отразиться на коренных свойствах психики советского человека и все это мы пожинаем по сей день. Любая смелая идея не находит отклика в нашем обществе. Мною на собственной шкуре это проверено многократно. Самый свежий пример. В 1994 году мною была сформулирована новая гипотеза формирования звука человеческого голоса имеющая широкий практический выход, в том числе и в спорт. Об этом писалось в газетах, журналах, неоднократно говорилось по радио и показывалось по телевидению. Внедрение идеи не требует никаких материальных затрат. Ваш голос с помощью простейшей методики доступной для любого школьника становится органом, положительные свойства которого просто фантастичны. Имеются многочисленные практические подтверждения и мощное теоретическое обоснование сказанного. Однако, вероятно, только по тому, что у меня кандидатская, а не докторская степень - все это не воспринимается. Подводя итог сказанному можно резюмировать, что пора уже нашему обществу не на словах, а на деле становится открытой системой. И начинать надо с футбола. Сейчас в футбольном руководстве нашей страны обсуждается вопрос о главном тренере сборной России. Этот чемпионат мира еще раз доказал, что лучшие тренеры получаются не из высококлассных игроков. В первую очередь это общий культурный уровень, что является главным фактором в успехе тренера, и который за редким исключением более низкий у бывших высококласных игроков (при интенсивности современной футбольной жизни просто нет сил и времени заняться работой над собой). Не надо сбрасывать со счетов и то, что бывший игрок высокого класса за свою футбольную карьеру получает от 1000 до 3000 сильных ударов мячом по голове. Ясно, что психика в этом случае, как и у боксера не может быть не деформированной. В советском футболе тренеры-личности были, но их можно перечислить только на пальцах. Это Аркадьев, Качалин, Бесков, Маслов, Симонян, Елисеев, Садырин и сейчас Газаев. Все они высококультурные образованные люди. О Бескове, Садырине и Газзаеве я уже писал. Сейчас несколько слов хочется сказать о Елисееве, два года назад покинувшим этот мир. Как тренера его все хорошо знают. Но мало, кто знает, что это был образованнейший и гармонично развитый человек. Он прекрасно рисовал. Через своего ученика Виталия Васильевича Лебедева он мне подарил на мой день рождения акварельную работу, которая ничуть не уступает картинам профессиональных художников. В свои 80 лет он импровизировал на пианино, был жизнерадостным человеком и живо интересовался текущими событиями. На этом чемпионате в тренерских дуэлях тренеры, в прошлом великие футболисты проиграли тренерам, неизвестным в прошлом футболистам. Тренер сборной Испании Камоччо, великий в прошлом футболист, но ничем не прявивший себя, как тренер и после чемпионата уволенный. Тренер сборной Кореи Гус Хиддинг, ранее неизвестный игрок, за короткое время сумел сделать, как говорится "из ничего" высококлассную команду и после чемпионата стал самым популярным человеков в Корее. Швед Эриксон, неизвестный футболист, но великий тренер был приглашен на родину футбола в Англию готовить сборную к чемпионату. Команда достойно сыграла на чемпионате, проиграв только будущим чемпионам мира бразильцам. Это ли не доказательства вышесказанного. Наиболее ярко все это выразилось в финальном матче. В прошлом выдающегося игрока и ныне тренера Руди Феллера (Германия) обыграл Луис Фелипе Сколари (Бразилия) - выдающийся тренер, но в прошлом никому не известный футболист. Вывод: высококлассные тренеры из бывших высококлассных игроков являются исключением. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведем итоги. В книге мне хотелось убедить читателя в том, что механистический подход в любом деле приводит совсем не к тому результату, на который рассчитывает идущий по этому пути. Это касается и голоса и футбола, да и в целом жизни. Механистический подход лишь дает иллюзию результата. Педагогам от футбола, а особенно управленцам все время кажется, что вот-вот и результат будет достигнут: надо побольше упражняться, проявить волю, работать, работать и работать. В итоге, психика игрока не выдерживает, и начинаются конфликты и срывы. Это мы видим из года в год. Такая же картина в пении: десятки лет тратятся на изучение и практику различного рода механических приемов, но петь так, как пел Шаляпин, который никогда этим не занимался, никто не стал. Предложенная в самоучителе методика не только работает на голос, но, что не менее важно, она с помощью простых приемов настраивает психику на истинно природный режим работы. Происходит освобождение от механистической зашоренности. Когда это происходит, то сразу становится очевидным пагубность механицизма и великое преимущество творческого начала, живущего в каждом из нас. Все это многие испытали на собственном опыте в Международной Психоакустической Шаляпинской Школе "Багратид" после того, как овладели методикой восстановления природной постановки голоса, основанная на раскрытии тайны феномена Шаляпина. Желающих лично убедиться в этом приглашаем пройти очное обучение. Напоминаю, что методика общедоступна, не требует предварительных знаний и навыков и основана на выдвинутой в 1994 году гипотезе, согласно которой звук человеческого голоса порождается бронхиальной системой человека (как и во всем животном мире), а не связками, как это полагали до сих пор. За восемь лет работы в Международном психоакустическом шаляпинском центре развития голоса "Багратид" обучено более 300 человек, среди которых политические и общественные деятели, бизнесмены, преподаватели, студенты и школьники. Установлено, что: 1. Каждый из Вас является обладателем фантастического по своим возможностям голоса, над которым природа трудилась сотни миллионов лет и который восстанавливается благодаря уникальной по эффективности методики, основанной на раскрытии тайны феномена Шаляпина. 2.Улучшается жизненный тонус, коммуникативные способности и многое другое. Пройдя курс обучения, Вы откроете широкие возможности для своего профессионального и личного роста. О работе Центра докладывалось на международных научных форумах, она освещалась в научной и популярной печати, в средствах массовой коммуникации (газеты, журналы), на радио СПб, телевидении (каналы ОРТ, РТР, ТНТ). Существуют самые разнообразные программы от начинающих до профессионалов. 24 октября 1997 года |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|