|
||||
|
Введение
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом. Существенным моментом в воспитании культуры школьников всех возрастов является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости. Без осознания человеком самоценности природы как таковой, а не с точки зрения ее полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих. В качестве средства воспитания носителей новой культуры взаимоотношений с природой, людьми и самим собой предлагается экологизированная туристско-краеведческая деятельность. В современной воспитательно-образовательной системе туристско-краеведческая деятельность учащихся рассматривается как эффективное средство, позволяющее решать в комплексе образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, развивая ребенка в целом интеллектуально, нравственно, физически, эмоционально. В настоящем учебно-методическом пособии предложена модель формирования экологической культуры младших школьников средствами краеведения и туризма. Различные формы экологизированной туристско-краеведческой деятельности объединены в систему и представляют собой непрерывный трехлетний цикл обучения и воспитания. Идеи автора предлагаемого пособия внедрены в жизнь. Описанные формы и методы работы с младшими школьниками прошли апробацию в Детском экологическом центре, в школах города Моршанска Тамбовской области. Пособие может быть использовано педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, социальными педагогами, педагогами-организаторами в работе с младшими школьниками, а также для повышения своего педагогического уровня. Автор выражает благодарность директору и педагогу дополнительного образования Детского экологического центра г. Моршанска Е.М. Буковскому, педагогам дополнительного образования этого учреждения С.В. Басалаевой, А.В. Бурлаковой, В.В. Дворяновой, В.Н. Катуковой, А.А. Мартыновской, Н.В. Салимовой, В.В. Терновской, Л.Н. Холодной, учителям начальных классов З.В. Теминой (СШ № 3), О.П. Антоновой (СШ № 4) за большую работу по экспериментальной проверке модели формирования экологической культуры младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|