МОНА ЛИЗА

Мона Лиза в парижском Лувре – это Мона Лиза Джоконда.

Мона Лиза, которую нарисовал Леонардо да Винчи, – вовсе не портрет Моны Лизы Джоконды. Как полагает большинство современных искусствоведов, на портрете изображена герцогиня Изабелла Арагонская, внучка неаполитанского короля и вдова герцога Миланского, которая, как и Леонардо, жила в конце XV века при миланском дворе.

Теперешнее, и, как мы уже знаем, неправильное название картина получила от итальянского историка живописи Вазари, который в 1550 году, через 30 лет после смерти Леонардо, впервые сообщил о том, что да Винчи нарисовал портрет жены купца Франческо дель Джоконде, принадлежащий теперь королю Франции. Вазари утверждал, что этот портрет написан так выразительно, что ни один художник даже и мечтать не смеет когда-либо создать что-нибудь подобное.

Действительно, Леонардо писал портрет купца дель Джоконде (эта картина в настоящее время утеряна), а может быть, и портрет его красавицы жены, но и эта картина утеряна. Во всяком случае, она не идентична Моне Лизе из Лувра. Уже из описания Вазари становится очевидным, что он имел в виду другой портрет: очень выразительные брови (про луврскую картину этого не скажешь), картина написана лишь наполовину – все это никак не соответствует нашей Моне Лизе. Теперь о том, чего не упоминает Вазари: красиво сложенные руки, странный контраст между мягким женским лицом и жесткими очертаниями гор на заднем плане. Не исключено, что Вазари сам никогда не видел объект своего восхищения – возможно, перепутал два описания, может быть, добавил собственной фантазии. Во всяком случае, он чрезвычайно прихотливо объединил картину и лицо, к которому она относится.

Все другие приметы указывают на Изабеллу Арагонскую. Леонардо много лет жил недалеко от нее, а иногда и в том же замке, так что было бы вполне естественным, чтобы он как придворный живописец написал портрет Изабеллы. Возможно, он сделал это даже не один раз, потому что существует по меньшей мере два эскиза картины, висящей сейчас в Лувре (оба написаны на несколько лет позже), и трудно предположить, чтобы Леонардо писал одну и ту же жену купца из далекой Флоренции. Если же сравнить Мону Лизу с другими изображениями, которые однозначно идентифицируются с Изабеллой Арагонской, то сомнения отпадают. Мона Лиза – это вовсе не Мона Лиза.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх