|
||||
|
Что такое MBA? В этой книге мне бы не хотелось писать то, что вы и так можете легко прочесть, например, в Интернете или в любой другой книге. Но, поскольку ни один анализ не должен обходиться без объяснения предмета своего исследования, я все же приведу информацию о том, что же такое MBA, но использую при этом лишь тот академический объем материалов и те факты, которые позволят лучше понять концепцию настоящей книги. MBA (Master of Business Administration), или «Магистр бизнес / делового администрирования», – образовательная программа, нацеленная на приобретение специальных навыков и знаний в области менеджмента. Надо признать, история MBA началась так, как, наверное, и должно начинаться все, что связано с образованием. В ХХ веке бизнес стал неотъемлемой частью общества и приобрел массовый и общественный характер. А поскольку все, что становится общественным и массовым, рано или поздно превращается в науку, возникла потребность превратить в науку и бизнес. Людям, склонным к научной деятельности, было интересно проанализировать накопившийся к тому времени опыт делового администрирования, обобщить его и структурировать; практики же искали способы быстро и эффективно познать эти выявленные учеными закономерности, с тем чтобы начать активно пользоваться этими знаниями в деле. Предприниматели в сфере образования объединили желания тех и других и в 1902 году выпустили из стен Дартмутского коллед-жа (Dartmouth College), расположенного на территории США, первых дипломированных бизнесменов. С тех пор продолжая приобретать все большую и большую популярность, образовательная программа MBA в несколько измененном и расширенном виде дожила до наших дней. Сегодня степень MBA является наиболее популярной и известной магистерской степенью в сфере управления бизнесом. На протяжении всей истории MBA бизнес-школы сталкивались с постоянной дилеммой – на чем следует делать более явный акцент: на практике или на теории. Так, в 1959 году появились два доклада, называющих как студентов, так и их профессоров второсортными, а само американское бизнес-образование поверхностным, сетью колледжей «для отдыха». С тех пор программы MBA подвергались постоянной критике: за неактуальность преподаваемых знаний (и сейчас мы видим, как активно школы продвигают информацию о том, что их выпускники владеют всеми новыми и прогрессивными навыками и методиками) и за их отвлеченность от реальной действительности. В то время как компаниям нужны были активные деятели, лидеры, бизнес-школы, по мнению общественности, выпускали исключительно теоретиков и псевдоменеджеров с высокими амбициями, запросами и при этом принимающих ошибочные решения в реальной биз-нес-практике. В настоящее время самые активные критики бизнес-образования считают, что MBA как был чисто образовательным и далеким от практики курсом, так по сей день им и остается. А посему в большинстве случаев студентов MBA по-прежнему не жалуют работодатели, которые уверены, что на практике человек мог бы научиться большему, нежели сидя за партой в классах бизнес-школ. Точно по этой же причине работодатели предпочитают ни в коем случае не ставить дипломированных студентов MBA выше любых других сотрудников, не имеющих диплома MBA, считая карьерные и зарплатные ожидания выпускников бизнес-школ необоснованно завышенными и не отражающими их реальных навыков, а лишь призванными компенсировать собственные денежные и временные затраты на получение образования. Тем не менее бизнес-школы все-таки ввели в образовательный процесс практическую часть, которая заключается в популярных и столь известных в настоящий момент бизнес-кейсах, представляющих собой взятые из реальной деловой практики бизнес-ситуации, предлагаемые студентам для решения, разбора и анализа. На них студент должен тренировать и развивать свои знания и деловые навыки. Также в школы приглашаются преподаватели-практики, которые делятся своим практическим опытом работы в той или иной сфере бизнеса и таким образом информируют студентов обо всех самых передовых веяниях, применяемых в реалиях современного бизнеса. И даже на это самые активные критики MBA говорят, что менеджменту можно научиться лишь в реальных условиях, на практике. Бизнес-школы же своим статусом и имиджем внушают студентам ложное представление о том, что именно там они могут развить в себе отменные менеджерские качества и стать успешными управленцами. Популярность же MBA, даже несмотря на все эти мнения и те проблемы, с которыми сталкиваются его студенты после окончания курса, не уменьшилась и по сей день. Как только в разные периоды времени экономика начинала расцветать, самые предприимчивые и мобильные люди пытались быстро адаптироваться к новым условиям и извлечь из них максимальную пользу. Предприниматели в моменты экономического подъема активно спешили делать деньги, но многие из них при этом не были уверены в своих силах и знаниях и потому стремились научиться тому, что они видели вокруг себя и что могло принести им определенную выгоду. В данном случае образование MBA, дающее экспресс-экскурс в основы бизнеса, является незаменимым инструментом для адаптации к новым реалиям. Универсальность и правильность по строения (практические курсы из разных обла стей бизнеса, охватывающие как базо-вые, так и продвинутые знания) бизнес-обра-зования позволяли быстро переквалифицироваться представителям любых профессий и научиться действовать в условиях рынка. То есть, по сути, разобраться в бизнес-терминологиях и основных принципах функционирования бизнеса теми же методами, с помощью которых каждый студент разбирался в любой другой науке. При этом не важно, самостоятельно ли, в классах, или уже на практике. В 90-е годы MBA оказался незаменимым и своевременным и для России. В первую очередь потому, что многие модели бизнеса, которые в настоящий момент процветают в нашей стране, были удачно скопированы с Запада и повторены в условиях российского рынка. Порой не требовалось даже бизнес-образования как такового. Достаточно было поехать учиться за рубеж и, поняв, что популярно и пользуется спросом там, просто переложить все это на российскую почву. Популярность и слава бывших выпускников тянутся шлейфом в современную действительность и все еще служат примером для сегодняшних абитуриентов, которые не учитывают тот факт, что диплом MBA, равно как и любая другая вещь, связанная с карьерой и успехом, становится в разы эффективнее, если будет получена «в нужное время и в нужном месте». Я бы еще добавила «в нужные руки», но это было бы против моих же правил романтики и веры в то, что «невозможное – возможно». MBA получил мировое признание еще и потому, что позволил находящемуся в любой точке Земли человеку с таким дипломом получить практически всемирно признаваемый статус, дающий ему право претендовать на работу в любой стране мира. Имя бизнес-школы, которую вы закончили, будет автоматической гарантией вашей профессиональной квалификации. Кроме того, MBA дает многим из вас недоступные ранее возможности: обучит международным стандартам ведения бизнеса, отшлифует ваш иностранный язык (если вы не являетесь гражданином той страны, в которой обучаетесь), научит общаться и поможет наладить контакты с представителями разных стран и разных национальностей, а также позволит вам не понаслышке познакомиться с культурой той страны, в которой находится ваша школа, равно как и с теми странами, откуда прибыли ваши сокурсники. Программы MBA можно разделить на full-time (можно сравнить с нашим дневным образованием), part-time (как аналог нашего вечернего образования), дистанционное обучение (название говорит само за себя) и executive program (EMBA). Последняя программа предназначена для топ-менеджеров компаний, которые, поступив на EMBA, имеют возможность не оставлять работу и лишь время от времени должны посещать школу для участия в занятиях и сдачи экзаменов. В настоящей книге, говоря об MBA, я буду главным образом иметь в виду форму full-time MBA, ибо именно она в данный момент является наиболее массовой и ресурсоза тратной в денежном и временном выражении. Равно как и ставка на образование у обучающихся full-time MBA гораздо выше, чем у всех остальных студентов бизнес-школ. Процесс поступления далеко не прост и, как правило, сами абитуриенты отводят на него как минимум полгода. А кому-то и вообще удается поступить лишь со второго раза. Для поступления в международные бизнес-школы требуется прохождение следующих этапов: • сдать экзамены TOEFL (Test of English as Foreign Language) и GMAT (Graduate Management Admission Test). Первый, соответственно, проверяет ваше знание английского языка; второй – вашу способность к аналитическому мышлению, логику и т. п., то есть все те вещи, которые говорят о том, что вы способны учиться и обучаться; • подготовить соответствующие документы: заверенную копию диплома о высшем образовании с выпиской из зачетной книжки, несколько рекомендаций от преподавателей и работодателей, эссе на заданную бизнес-школой тему, а также заполненные формы документов, полученные от самой школы. Самым непростым из двух экзаменов считается GMAT, для сдачи которого абитуриенты, как правило, посещают курсы, нацеленные на обучение именно тому, как этот экзамен сдавать. Также особое внимание стоит уделить получению рекомендаций, которые, как правило, должны быть отосланы самим же рекомендодателем, с тем, чтобы вы никоим образом не могли повлиять на то, что в них написано. Кроме того, по заверению самих абитуриентов, не простым считается и написание эссе, которое должно коротко и по сути отражать ваши цели и задачи, одновременно с этим раскрывая вашу индивидуальность, нестандартность мышления и потенциал, то есть в первую очередь характеризуя вас, как личность. От вас прежде всего ждут не только огромной работоспособности, но и доказательств того, что вы интересны сами по себе, как человек. Доходит и до того, что некоторые школы отдают предпочтение тем студентам, которые каким-то образом участ вуют в общественной, некоммерческой жизнедеятельности своей страны. И тут уж вам без описания своей активной жизни вне работы (стандартными фразами, вроде того, что вы любите читать, путешествовать и заниматься спортом не отделаться) не обойтись. И чем менее ваше эссе будет стандартизировано и шаблонно, тем выше ваши шансы на поступление. Традиционно степень магистра делового администрирования, в зависимости от того, какие цели и задачи вы перед собой ставите, можно получать в США или Европе. В последнее время бизнес-школы начали появляться и в других частях мира. Это делается в том числе для тех, кому, например, не хочется оставлять работу, уезжать за рубеж, а также тех, кто не может себе позволить оплатить стоимость зарубежных программ и выбирает бизнес-школы в России. Однако, безусловно, высоко котируются пока по-прежнему только школы США и Европы, несмотря на то что они отличаются друг от друга по ряду показателей. Отличие европейских бизнес-школ от американских состоит, например в том, что в них: • учатся более возрастные студенты, и требования к имеющемуся у них опыту работы гораздо выше; • налажено более тесное сотрудничество с азиатскими и американскими школами, а также состав как преподавателей, так и студентов более интернационален; • более индивидуальный подход к обучению по той причине, что количество человек в классах, как правило, значительно ниже, чем в американских школах; кроме того, есть возможность прохождения краткосрочных программ, рассчитанных менее чем на два года; • бонусы у американских выпускников гораздо выше, что является минусом европейского образования по сравнению с американским. Что касается трудоустройства, то после американской школы найти работу в США гораздо проще, чем после европейской школы в той же Европе. Лондон в последнем случае оказывается самым вероятным местом работы за рубежом. Особняком от всего вышеперечисленного стоят российские бизнес-школы. Здесь единственный плюс состоит, пожалуй, только в том, что стоимость обучения для граждан РФ будет в разы ниже, чем в бизнес-школах других стран. Но, как уверяют студенты, отучившиеся в российских бизнес-школах, такая учеба все равно не проходит даром, ибо теоретическая подготовка позволяет структурировать существующие знания, а также не дает «взрослеющему» мозгу закостенеть. Теоретические знания, это, безусловно, хорошо, но меня смущает в этом один-единственный факт (при том, что с пользой любой учебы для мозгов я соглашусь), каким образом, например, российский MBA позволяет достигнуть основной цели, той, ради которой MBA и затевался: карьерного роста и повышения заработной платы? Мне видится лишь одна такая возможность: познакомиться во время обучения с теми, кто поможет тебе устро иться в дальнейшем. То есть приходится уповать на то, что в твоем классе окажется кто-то помимо таких же, как и ты, бесполез-ных искателей чужой помощи. Одним словом, с моей точки зрения, российский MBA сводится лишь к получению дополнительного образования. Это обучение аналогично тому, как если бы вы, решив заняться журналистикой, пошли бы на курсы или соответствующий факультет вуза. В данном случае вы решили лучше понять, как работает бухгалтерия, юридический, финансовый и тому подобные отделы, поэтому пошли туда (в данном случае на курсы MBA), где вам коротко и по сути все это растолкуют. Поэтому не стоит ждать от российского MBA чего-то большего. Меня, кстати, радует тот факт, что при таком обучении российские бизнес-школы не говорят о том, что «с нами вы измените весь мир», как это делают их европейские и американские коллеги. Ибо непонятно, как неожиданно открывшиеся для вас знания о том, что происходит в соседних отделах вашей компании, позволят вам осуществить подобную революцию… |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|