|
||||
|
Кто под этим подпишется? И все-таки, уже года 2–3 этот самый MBA никак не дает мне покоя. Стуит, не стуит? Надо, не на до? И это при том, что мне даже требуемую на обучение сумму денег взять неоткуда. А если все-таки постараться и наскрести, то это все равно, что купить на последние гроши дорогой автомобиль, который, по закону подлости, в одну из первых поездок попадет в аварию. Тем не менее отвязаться от этой мысли все равно не удается. Сразу несколько компаний, занимающихся консультированием по по ступлению в бизнес-школы, как минимум раз в неделю присылают на мою электронную почту новостные статьи о важности и перспективности бизнес-образования. И я понимаю, что если подобные услуги год за годом востребованы, значит спекулировать идеей «волшебного зелья успеха» можно еще долго. Просто слишком уж блестяща сама идея: можно научиться тому, как стать успешным! Причем, чтобы стать счастливчиком, которого научат «как», даже не нужно проходить какие-то тесты на супергениальность и тому подобные заковыристые вещи, одни название которых говорят о том, что эта «наука» не для каждого. Для бизнес-образования, напротив, нужен всего лишь набор школьного воспитания: усидчивость и упор ство. Итак, то, что внешняя оболочка MBA (даже учитывая, что содержимое продукта сильно хромает) безупречна и срабатывает безотказно (как сама идея, так и ее исполнение), понятно. То, что этим безболезненно и без угрызений совести пользуются существующие бизнес-школы, даже несмотря на то, насколько сильно мнение весьма уважаемых людей о том, что практическая сторона бизнес-образования оставляет желать лучшего, так же очевидно. Но есть и другая сторона медали. Существуют люди, которые верят в идею бизнес-образования и, наверное, скорее благодаря наличию пытливого ума и предпринимательского чутья хотят-таки во что бы то ни стало вытащить ее суть наружу и доказать, что она просто не может не работать. Вопрос только в том, как сделать так, чтобы она заработала. И ведь если они все-таки научат студентов становиться успешными, что тогда произойдет?… Это, наверное, имеет общие корни с верой некоторых людей в идею возможности функционирования общества без денег, мира во всем мире и в тому подобные вещи. Сегодня была знаменательная для меня встреча, как раз с людьми из бизнес-элиты, которые, констатировав факт кризиса бизнес-образования в том виде, в котором оно существует сейчас, решили открыть свою собственную бизнес-школу. Но! Новая школа, говорят они, будет другой, она будет перспективнее и рассчитана не на обучение книжным знаниям (такая учеба, по их мнению, для роботов, офисных сотрудников), а на воспитание лидеров. То есть, иными словами, студентов этой школы, по всей видимости, будут учить деловой безбашенности. Тому, чтобы они, как и многие другие современные бизнесмены, замутили какой-нибудь бизнес, раскрутили его, а потом, уже будучи успешными, в дружеской беседе с журналистами, словно разговаривая сами с собой, выдавали: «Я до сих пор не понимаю, как мне все это удалось». А на вопросы отношения к стандартному MBA они бы отвечали: «Дай мне сейчас GMAT, и я, наверное, ни одного задания бы не решил. Да, и с английским языком у меня, признаться, туговато». Ведь именно так происходило и происходит с большинством из тех бизнесменов, которые сейчас стоят у руля, и которым даже в голову никогда не приходило, что их балл, полученный при сдаче GMAT или любого другого теста, мог тогда или сейчас повлиять на степень их успешности. И в противовес этим, даже не знающим толком иностранного языка, но зато владельцам компаний, уже давно известных на международных рынках, кого набирают в результате стандартизированных экзаменов на учебу в современные бизнес-школы? Парадоксально, но факт. Усидчивых прозаиков! Отличников и отчаявшихся. Поступая на MBA, практически невозможно блефануть, невозможно соврать, невозможно подтасовать факты. Да от вас этого даже и не требуется. Напротив. Все, что нужно, чтобы туда попасть, так это быть белым и пушистым. Без единого черного пятнышка или скелета в шкафу. И вот вопрос: по таким ли критериям следует отбирать людей, которые впоследствии должны будут заниматься бизнесом? Недавно я столкнулась с тем фактом, что многие весьма нестандартные и далеко не академичные руководители очень охотно берут в свои компании людей без опыта работы в данной конкретной сфере. Они объясняют это тем, что от людей со свежим взглядом на происходящее будет гораздо большая отдача, чем от тех, которые точно знают, как и что делать, которые проделали все то же самое уже когда-то и где-то и теперь готовы повторить свой опыт на новом месте. Это, безусловно, не плохо для хорошего исполнителя, от которого требуется меньше думать и больше делать (механически). Но если речь идет о введении инноваций, о том, чтобы предложить рынку новый продукт, плагиату нет места. Меня, кстати, всегда смущало то, что в схожих областях (например, в компаниях, занимающихся FMCG[2]) курсируют одни и те же люди. Таким образом, у них не только офисы организованы по образу и подобию, но и вся их деятельность осуществляется по одним и тем же принципам. Переходить из одной компании в другую очень легко и процесс адаптации не занимает много времени. Но вот появляется какой-нибудь новичок, который ранее не работал ни в одной такой компании, который и понятия не имеет, как бывает, и уж тем более, как должно быть. Он просто знает, что именно он хочет увидеть на выходе, и на ходу учится и изобретает то, до чего другие, погрязшие в рутине, не в состоянии додуматься. И полученный в результате продукт рынку нравится. Потребители довольны. А новичка начинают копировать все те, кто умеет и любит работать «по образу и подобию»… Да и вообще меня смущает важность, придаваемая образованию как таковому, ибо предприниматели и научные деятели, по крайней мере, в нашей стране уж точно стоят по разные стороны финансового успеха. Кроме того, когда тебя научили тому, как должно быть, а в реальности все оказывается немного по-другому, становится и обидно, и как-то не по себе. Начинает казаться, что ты не справился с задачей и мир вокруг тебя какой-то неправильный, несправедливый. И ты идешь и пытаешься найти, наконец, место, где работают «правильно» и где складываются «правильные» обстоятельства. Место, где ты сможешь, наконец, воплотить в жизнь ту модель, которой тебя учили и которая работает. Ну, действительно, не зря же ты потратил два года и еще кучу денег, да и вообще, тебе же сказали, что отныне ты умный и знаешь, как надо! Куда проще и эффективнее не знать, как все должно быть в идеале. И когда у тебя получается хотя бы что-то, и это «что-то» еще и работает, ты словно на седьмом небе, потому что ты дошел до этого сам, не зная наверняка, как оно должно было получиться. Да и сейчас еще не знаешь, плохо получилось или хорошо. Главное, что работает! Единственное, что греет душу, так это то, что дух предпринимательства в мире не иссякает, а слоган «Невозможное – возможно» вообще можно отныне и всегда использовать в качестве предпринимательского девиза. Создатели бизнес-школ постоянно говорят о том, что научить и научиться лидерству возможно и это вполне реально! Можно ли? Ведь лидерами, пожалуй, не становятся, а рождаются. Способностью вести за собой обладают зачастую даже еще школьники, которых в их возрасте лидерству уж точно никто никогда не учил. Да и особыми академическими навыками они также в большинстве случаев не обезображены, – а ведь MBA требует прилежания и усидчивости, не говоря уже о подчинении жестким временным и академическим рамкам. Кстати, бизнес-школы в своих миссиях пишут еще и о том, что они готовят предпринимателей. Предпринимателей, которые в течение двух лет не отрываются от учебников и решают задачки на бумажках, в то время как реальная жизнь проходит за пределами стен университета??? Так не выдумка ли все это: возможность именно научить вести за собой людей и привить дух бесшабашности, предприимчивости, постоянной деловой активности, пытливости и «живости» ума? Мне кажется максимум, что в данном случае может сделать бизнес-школа, которая претендует на воспитание лидеров, так это взять на обучение человека с уже имеющимися лидерскими задатками и в результате самого обычного образования сделать из него еще и просто хорошо образованного человека. Если он, конечно, «заболев» какой-нибудь бредовой, с точки зрения всех остальных людей, идеей, не покинет стены учебного заведения раньше, чем придет время получать диплом о его окончании. Так не попытка ли это со стороны бизнес-школ выдать желаемое (возможность выпу скать из бизнес-школ лидеров: заметьте, именно людей действительно способных и ярких, а не самонадеянных и самовлюбленных типов с красивыми дипломами на руках) за действительное (лидерство является врожденным качеством)? По моему глубокому убеждению, так не то что не бывает (а подтверждением тому вполне объяснимая неадекватная реакция рынка труда на получивших диплом MBA), но просто и быть не может. Достигли бы успешные сегодня люди своего успеха, если бы не все те преграды, которые им пришлось преодолеть, и обходить которые призвана научить бизнес-школа? Как ни крути, но лучший результат получается тогда, когда тебе приходится бросать или принимать вызов. Когда поставленная задача немного выше твоего опыта и умений. Тогда, пытаясь ее решить, ты раскрываешь свой потенциал, пробуешь и наращиваешь свои силы. И если бы все зависело лишь от обучения, то можно было бы взять книги на тему «как стать успешным» от авторов, которые описывают истории своего успеха и дают умные советы читателям. Но что-то от одного только прочтения никто из читателей не стал звездой. В то время как другие люди, ныне успешные, вполне возможно и в глаза-то большинство этих книг не видели, просто потому что у них и времени для этого нет. Забавно также и то, что даже сами преподаватели бизнес-школ не имеют степени MBA, что, однако, не мешает им читать лекции. Бизнес-школа создает отличные тепличные условия, где нет ни личностных, ни, по сути, финансовых рисков. Здесь можно, решая кейсы, на глазах расти, становиться все успешнее, добиваясь результатов, которые в реальной жизни не только не много значат, но и, как заверяют практики, вообще редко применимы. По словам самих учеников бизнес-школ, факт их прогресса, роста над самими собой налицо: вначале многим из них сложно подключаться к общей беседе, следить за ходом мысли преподавателей, понимать иностранный язык людей с разными акцентами и вообще включиться в общий ритм учебы и успе вать обрабатывать те объемы информации, в которых заложен новый материал, необходимый для успешной учебы. Со временем все это дается им намного легче, что внушает опре деленную долю уверенности в собственных силах, в собственном росте. Если добавить сюда еще и то, что таких, как они, во всем мире насчитывается не так уж много, а бизнес-школы называют их лучшими, и, ссылаясь на достижения предыдущих выпускников, прочат им грандиозный успех, мне даже страшно подумать, какие мысли о собственном могуществе и потенциале могут роиться в головах таких студентов. По мне, так после такого морального зомбирования необходим как минимум полугодовой курс реабилитации, дабы не допустить проникновения носителей подобного сознания в лоно организаций с «устаканившимся» процессом ведения дел, что в первую очередь обернется боком для самих же выпускников, которые окажутся непонятыми и не принятыми большинством. Пока же, насколько я смогла понять, успех, увы, базируется на разного рода комплексах (им, гениальным и успешным, но обязательно еще и самостоятельным, чего-то все-таки не хватало: внимания ли, финансов ли, чего-то еще… Не хватало намного сильнее, чем всем остальным. И именно это стремление достичь того, чего так сильно хочется и чего всегда не хватало, являлось их двигателем прогресса). Именно поэтому мне действительно кажется, что пока в вас все верят, пока вы являетесь уже почти совершенными и вам ничего и никому не надо доказывать, как это пришлось делать тем, отличившимся и успешным, вам трудно и практически невозможно культивировать в самом себе ту силу воли, то желание, которое гарантирует возможность не сломаться и идти до последнего. Я, к сожалению, не могу назвать себя яркой иллюстрацией, подтверждающей этот факт. Масштаб моего успеха в разы мельче, чем у тех, о ком я могла бы здесь рассказать. Но, несмотря на разность в масштабах, на своем примере гораздо точнее смогу объяснить, что я имею в виду. А именно: когда мне чего-то сильно хочется, но нет возможности это заполучить, я вылезу из кожи вон, голову сломаю, чтобы найти любые способы добиться того, что мне нужно. Чтобы мой потенциал был реализован на все сто, чтобы мои силы мобилизовались, а мозг начал активно искать возможности и способы, как это заполучить, мне обязательно чего-то должно не хватать. Так я написала свои книги, так я легко адаптировалась при смене сферы деятельности, и именно поэтому мне не удалось добиться значительных результатов, когда я пыталась заниматься уже известным мне делом по второму кругу. В последнем случае, мне априори все было понятно и известно. А потому мозг не напрягался, а лишь послушно выполнял, а иногда и противился исполнению известного ему задания. В итоге хорошего результата не получалось. В лучшем случае выходило нечто посредственное. О каких комплексах может идти речь по отношению к обучающимся в бизнес-школах, тем более что к ним относятся уже сформировавшиеся люди в возрасте тридцати лет? Кроме того, комплексы обычно построены на нехватке чего-то. А чего может не хватать слушателю бизнес-школы? Пожалуй, только времени и, после оплаты счета за обучение, денег. Все остальное – предлагают предоставить бизнес-школы. В кампус можно даже семьи с собой привозить. Если говорить о гениальности, то она вообще чревата нервными расстройствами и нездоровым образом жизни. И все это, пожалуй, те самые ингредиенты, на которых замешано десертное блюдо под названием успех. Поди попробуй создать такую школу! А посему, гении, таланты и успеш ные люди ранее и теперь появляются лил весьма непредсказуемо: из самых разных угол– лил ков мира и при самых неожиданных обстоятельствах. Как раз в тот момент, когда пропорция комплексов достигает нужного, до сих пор не раскрытого, но работающего соотношения. Отчего-то успех всегда был связан с идеями, основанными на очень узкоспециализированных знаниях и способностях. Никому не нужен универсальный бизнес-комбайн, знающий и умеющий все. В настоящий момент предложение настолько широко и разнообразно, что гораздо важнее углядеть во всем этом то, чего еще нет, и предложить рынку именно уникальный товар, чем разбираться и познавать до бесконечности все многообразие уже существующего. Корпорации также столь велики, что нивелировать существование профессий и попытаться разобраться во всем понемногу едва ли представляется возможным, равно как и необходимым. Это только на праздничном столе при выборе между салатом и отдельными входящими в него овощами все выберут салат. Предприниматель же, наоборот, работает над изобретением или усовершенствованием этого самого «овоща», который заставит один и тот же салат выглядеть лучше и быть вкуснее, а значит выгодно отличаться и успешно конкурировать со своими аналогами. Успешные бизнес-изобретения заставляют привычные вещи работать эффективнее, делая их еще желаннее для потребителей. В жесточайшей конкуренции выстреливает уни-кальность, эксклюзивность, нестандартность. Почему же бизнес-школы не способны сотворить чудо и «испечь» в своих стенах великих предпринимателей? Да просто потому, что, с моей точки зрения, бизнес-школы меняют и переворачивают с ног на голову саму суть потенциально успешной идеи. Выдавая выпускникам свой диплом, они призывают их ничего более не доказывать, а лишь идти и требовать, чтобы им воздали за то, что они отсидели пару лет за партами и заплатили за это большие деньги. Посему выпускник заведомо занимает «упадническую» и проигрышную позицию. Так и хочется сказать, чтобы привести многих из них в чувство: «Никто никому и ничего не должен! Если вам что-то надо, пойдите и возьмите это сами! На блюдце с золотой каемкой вам никто и ничего не принесет». Такого просто не бывает, как бы ни пытались убедить вас в обратном пиарщики бизнес-школы. Мне тут, кстати, пришла в голову еще одна мысль: бизнес-школы – это тот же бизнес, стезя предпринимателей, которым не всегда следует верить. Так что, если вы тоже претендуете на звание предпринимателя… Ну, в общем, надеюсь, вы поняли, о чем я… Образование всегда было неким «зонтичным» брендом. Как только появляется потребность в получении знаний в новой сфере, появляются соответствующие факультеты, университеты и т. п. Сейчас стали популярны бизнес и карьера, возникло и бизнес-образование с такими характерными для бизнеса бонусами, как рост заработной платы, карьерный рост, которые обычно достигаются никак не пассивным получением образования, а лишь активными, практическими действиями, когда вначале ты стоишь на старте вместе со всеми, а потом вырываешься вперед. Студенты же бизнес-образования посредством MBA пытаются начать забег с середины, причем оказаться заведомо впереди лидеров и таким образом прийти к финишу первыми. «Почему бы и нет?» – скажете вы. «А с какой это стати?» – ответят вам участвующие в забеге. Ведь именно с ними, как бы одиночно и обособленно вы не развивались в самом начале, вам придется соревноваться и конкурировать в дальнейшем, пока вы не доберетесь до финиша. Хотя, в продолжение бизнес-образования, почему бы не создать многоступенчатую бизнес-школу, последняя ступень которой делала бы вас уже сразу олигархами, минуя все промежуточные этапы. Ха. Неплохая идея на уровне бреда. Действительно, пока все (и в том числе те же олигархи) вкалывают, вы вроде как тоже трудитесь в поте лица, но по-своему: исправно выполняя домашние задания, решая на бумаге, как вывести компанию из кризиса, как вести за собой сотрудников (повторюсь еще раз, что все это в теории), да и еще занимаясь ролевыми играми и тому подобными вещами. А потом, когда вы наиграетесь во все это, докажете, что способны выступать и работать в группах, исправно посещать лекции и семинары, сдавать домашние задания и вообще «работать» больше обычного количества часов, вы становитесь олигархами. Действительно, вы так старались, так работали, так пусть вам теперь сполна за это заплатят, пусть вас сделают cобственником, ведь у вас так много навыков, вы такой разносторонний… Уф, даже пальцы отказываются набирать эти слова на клавиатуре. Новая школа рассчитана на людей с неординарными способностями, и я по-прежнему думаю: им-то зачем нужна эта учеба, где всех причешут под одну гребенку и будут требовать дисциплины и послушания? Кажется, именно от этой муштры и штампованности бежали все успеш ные люди, чтобы начать поступать по-своему, нестандартно и действительно делать дело. Мало кому из них удалось досидеть хотя бы до конца третьего-чет-вертого курса, грызя гранит науки. Вместо этого они разбредались по гаражам, подвалам, являющимся их первыми «офисными» помещениями, чтобы решать не институтские задачки, повторяющиеся из года в год, а практические проблемы. И те, что давно известны, и те, которые, может быть, возникли впервые. И еще это школа для людей, которые не верят слову «невозможно» и делают уникальные вещи, просто потому, что им никогда не приходило в голову, что такого сделать нельзя. Посему мне по-прежнему непонятно, как функционирует этот мир. Ибо как создатели школы планируют заполучить и, что еще важнее, удержать в своих стенах людей с таким складом ума и подходом к жизни? Тех «непонятливых» и «не знающих неудач», что никогда не учатся абстрактным вещам, которые, может быть, пригодятся им в будущем. Им неведомо чувство скуки: «А не пойти ли поучиться?» Потому что как раз они (эти «непонятливые» и «незнающие») учатся постоянно. Но учатся не абстрактно, не для какого-то момента в будущем, когда их увидят, оценят, примут в свои тесные объятия успешные люди. Они учатся, потому что это надо для дела. Возникла идея – они начинают искать способы ее воплощения. Вот вам типичный кейс. Пойдите и решите его в реальном мире! Найдите, например, пару миллионов долларов, чтобы открыть свое дело! Продайте то, что никому, по сути, не нужно! Продайте, наконец, себя! Хотя постойте. Наверное, как раз именно этому и призваны научить бизнес-школы. Как презентовать себя. Как добиться результата в условиях неопределенности. Как стать эффективным лидером, руководителем, предпринимателем. Помнится, в институте мы даже бизнес-планы писали. Я сейчас таких вот штук не выкидываю, а в вузе все было «по-взрослому». Жесткие требования, нервные экзамены, способность отвечать на те вопросы, о существовании которых даже и не подозревала ранее, много модных слов. И все это под страхом «незачетов», «отчисления». Самой страшной провинностью были «прогулы». А потом началась работа, и оказалось, что есть вещи посложнее и посерьезнее. Началась жизнь с денежными, личностными, судьбоносными ставками. И зачеты/ незачеты стали казаться атрибутами смешной и невинной игры в серьезную жизнь, к которой (на что и расчет) с радостью стремятся вернуться многие взрослые. На работе все вдруг перевернулось. Тех, кто высоко ценил полезность своего образования (да меня учили, да я знаю, да я это проходил…), ставя себя выше других, быстренько обламывали реальными условиями работы, и для них начинались практические трудовые будни, в которых нет места заученным теоремам и отработанным кейсам. Здесь все происходит не просто в режиме 3D, а в режиме 3D, помноженном на обстоятельства, людей и прочие вещи, которые едва ли можно учесть в столь распространенных в бизнес-школах кейсах. Чем берут бизнес-школы? Судя по отзывам, многие приходят в восторг уже от того, что там все компьютеризировано, много учебников (конечно, в нашей стране с этим всегда была опре деленная напряженка, и, как ни крути, такие факторы положительно влияют на отношение), профессора и студенты – все взрослые люди и относятся к процессу серьезно. Учащиеся невольно, подсознательно сравнивают обучение не с работой и степенью применимости и полезности полученных в бизнес-школе знаний, а со своим прошлым опытом учебы в РФ, – а это: отсутствие прикладных знаний, советские учебники, пофигизм учащихся… И, естественно, все воспринимается, так или иначе, в радужных красках. Бизнес-школы «берут», безусловно, еще и другим. Но… об этом чуть позже и ниже. А в это время бизнес-элита, задыхаясь от увлеченности собственной идеей, просто пылил лозунгами и афоризмами успеха: эта школа выпускает людей, умеющих нестандартно смотреть на вещи, уникально мыслить, быть лидерами. И мне снова непонятно. Институты образования уже терпят кризис в плане обеспечения гарантии успеха. Разве история не доказывает, что все самые успешные так и не доучились, или доучились, но, не учась по-настоящему? По сценарию MBA, в какой-то момент многие из успешных людей должны были бы почувствовать, что есть в их жизни какой-то застой, ограниченность, упадок… «А не поучится ли…?» – пришла бы в их головы спасительная мысль. И вот они уже идут сдавать «джиматы», «тоефлы», собирать рекомендации… И все это с целью добиться успеха в дальнейшем. Видимо, сразу после того, как они покинут стены учебного заведения, натренированные и знающие отныне, как делать успех. Но всем великим успех был нужен немедленно. Не завтра, не тогда, когда все экзамены школы будут успешно сданы, а сейчас, потому что, выражаясь терминами бизнес-школ, нет денег, нет опыта работы, нет знакомств. Хотите MBA? Жизнь – вот лучший MBA. Отпустите вашего доморощенного подростка в реальную жизнь, лишите его некоторых возможностей, так, чтобы ему захотелось того, чего у него нет, и… предоставьте полную свободу действий. По-моему, именно так происходило со всеми теми, кто когда-то покинул Альбион и умчался за своей новой мечтой. Им просто очень сильно чего-то не хватало… очень. Что делает с вами и вашими желаниями MBA? Он способствует тому, чтобы вы оправданно для себя избегали трудностей. Что-то не получается, нет перспективы, нет возможности двигаться дальше, не дают, не позволяют… (я пишу все то, что движет служителями MBA и сама чуть ли не начинаю впадать в депрессию). А кому давали? Кому позволяли? Кому дадите или позволите вы, если уж так вам будет понятнее, когда сами чего-то достигните? Неужели вы считаете, что в такие моменты вы будете думать и нежно заботиться о молодых выскочках, какими когда-то были сами? |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|