|
||||
|
MBA – маркетинг чистой воды Тем не менее поскольку такое явление, как MBA, существует в таких масштабах, да еще и успешно, ему следует отдать должное, понять причины успеха и поучиться. Но только приемам маркетинга, воспитания и поддержания предпринимательского духа, изобретательности тех людей, в головах которых подобная идея зародилась и которые нашли достаточно сил, энергии и фантазии для того, чтобы эту идею воплотить в жизнь. Откуда возник курс MBA? Мне видится, по меньшей мере, два источника. Скорее всего, MBA появился вначале на уровне догадки, предположения, попытки выдать желаемое за действительное: «А вот если бы… А как было бы здорово, если бы не я сам добивался всего этого, а кто-то бы мне с самого начала немного помог. Ведь тогда было бы намного легче. Ведь все могло бы быть гораздо проще…» Сразу приходят на ум истории тех детей, родители которых пытались их научить тому и дать им все то, чего когда-то не хватало им самим. Что ж, это совсем даже не плохое желание. Но очень часто получается так, что у детей могут быть совсем иные потребности, и проявляют они себя совсем не в тех областях, которые были для них запланированы. Если почитать истории о том, как создавался тот или иной продукт, всегда найдешь, что прежде всего потребность в нем испытывали сами его создатели. Когда они осознали нехватку чего-то для самих себя, они начали изучать рынок и нашли, что потребность в данном товаре существует не только у них, но и у многих других людей, потенциальных покупателей. Кому-то из создателей идеи MBA явно захотелось сказки. Воплощения розовой мечты. Зачем учиться на собственных ошибках и самостоятельно доходить до тех вещей, которые были кем-то уже не раз сделаны и пройдены? Да и с высоты птичьего полета, с высоты успеха хочется сделать что-то неординарное, что-то, что возможно реализовать лишь при наличии опыта: научить других людей быть успешными, передавая им свой опыт и мастерство. И это было бы фантастической и работающей идеей, равно как и любой другой вид патернализма и образования, если бы не та степень, в которую оказалось возведено бизнес-образование. Бизнес-образование должно было ставить себе целью привести людей к тому, что каждый из них, получив знания и навыки, смог бы найти свой собственный путь и применить их своим особым образом. Сейчас же к выпускникам MBA приковано внимание журналистов, составителей рейтингов и просто работодателей, которые, видя эти три буквы в резюме, уже априори имеют сформированное мнение, одинаково относящееся ко всем обладателям диплома MBA. И это в то время, как каждый из них является отдельной личностью, со своими особыми способно стями, характером, менталитетом и прочее, и прочее, и прочее. Диплом MBA загнал их всех в одну ловушку, коей является имидж MBA. И теперь от того, насколько хорошо или плохо будет котироваться MBA во всем мире, будет зависеть, насколько успешно на рынке труда будут востребованы те выпускники, для которых этот диплом должен был стать пропуском в лучшую жизнь. * * *Благодаря MBA можно признать, что в мире все еще остались те, кто с годами не теряет способность верить в сказку и ее атрибуты: палочку-выручалочку, золотой ключик… Индустриальные веяния XX и XXI веков внесли свои коррективы, и теперь в эти атрибуты можно не просто абстрактно верить, а, если ты вырос из детского возраста, их можно еще и купить. Но вот сказка дочитана до конца. Приходит время и читатель становится взрослым. И тогда: • кто-то пытается во что бы то ни стало пронести эти детские представления до конца своих дней (это те, кто, получив MBA, верили и продолжают верить в волшебную магию этих трех букв); • кто-то находит в себе силы забыть о сказке и начинает играть по другим правилам (они изначально знали, что MBA не является панацеей от всех болезней, и получали это образование, уже имея четкое представление о том, где и как оно им пригодится); • а кому-то всегда было не до общепризнанных сказок (и это те, кто не стал «жертвами» MBA. Они, даже если и получили эту степень, сделали это исключительно для того чтобы отдать дань моде и престижу). Наверное, если быть честной, то стоит признать, что вся эта книга посвящена одной убивающей (по крайней мере, меня точно) мысли: MBA – это чистой воды маркетинг. А если еще точнее, то MBA – это качественно использованные инструменты: а) бизнеса, б) рекламы и в) PR. И все эти элементы претворены в жизнь на «пять с плюсом» знающими в этом деле толк маркетологами. А может, первым заданием для студентов большинства курсов и должен был стать вопрос: как создать столь же успешное коммерческое явление в общемировом масштабе? Вот так маркетологи безжалостно выставили на продажу мечту, по сути не гарантируя ничего взамен. Покупая MBA, вы не покупаете, например, батончик с толстой нугой или майку, в которой вы будете чувствовать себя победителем (именно на обещаниях построен любой бренд). Ведь все из этого можно легко и безболезненно выкинуть, если вдруг не понравится, не подойдет, не сработает, ибо цена вопроса невелика. Но в случае с MBA многие, насколько я могла понять, ради обучения оставляют неплохие должности, не имея возможности впоследствии на них вернуться (ибо руководители по-прежнему не проявляют благосклонности к желанию своих сотрудников поучиться пару лет); серьезно вкладывают в образование (беря кредиты и не имея в дальнейшем гарантии их беспроблемного возвращения); либо зарабатывают себе что-то, что ниже я сравню со «звездной болезнью», которая, как и любая болезнь, не сулит им ничего хорошего. Если же ничего из этого получившему MBA не свойственно, то он просто становится жертвой моды и предпочитает просто смириться и забыть о заплаченных деньгах. Что ж, за моду и статус приходится платить. В законе о рекламе очень четко прописано, что, например, в рекламе алкогольных напитков, табака и табачных изделий нельзя создавать впечатление того, что «употребление алкоголя или курение имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха, либо для улучшения физического или психического состояния; дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах алкоголя, табака и табачных изделий и представлять их высокое содержание в продукте как достоинство» и т. д. О чем это говорит? Возможно, о том, что в некоторых случаях человеческая психика скорее будет готова поверить выдумке, нежели захочет принять реалии и согласиться с тем, что кое-что из обещанного получить просто невозможно. Если в случае с шоколадными батончиками, майками и прочими безделушками цена ошибки не просто невелика, а никакая, то в случае с алкоголем и табаком она весьма высока. И приятно, что общество научилось признавать это различие и защищать нас путем общественного мнения и законодательства от самих себя. Это, безусловно, вселяет надежду на то, что глобальные «рекламные» происки, заве домо толкающие людей на совершение серьезных ошибок, будут поставлены вне закона, что позволит каждому сделать осознанный выбор, а не руководствоваться догадками и обещаниями, брошенными кем-то в воздух. Перенося все вышесказанное на отношение к MBA, необходимо решить для самого себя, что перевесит на вашей чаше весов: ваши затраты или ваша выгода. У каждого это соотношение получится своим. Это бизнес Первое правило бизнеса гласит: пойми, дефицит какого товара существует на рынке, и заполни эту нишу своим продуктом. То, что ранее называлось просто успех, а в ХХ веке стало понятием «карьера», заняв место в одном ряду с такими вечными категориями, как счастье, любовь, смысл жизни, на которые всегда существовал и существует спрос. Отсюда бесконечное количество произведений искусства – фильмов, книг, картин и т. д. и т. п. Никто не даст однозначного ответа, например, на вопрос «Как стать счастливым?», но любые версии будут приветствоваться и пользоваться спросом всегда и в любом количестве. «Как стать успешным?» – вот еще один ныне актуальный для многих вопрос. Что ж, книг на эту тему написано много. А в последнее время появились еще и тренинги, и курсы, и даже синопсис всех бизнес-книг, который должен дать вам ценную выжимку «успешных» советов. Но! Даже после употребления всего этого у успешного человека все еще остается возможность и желание платить за эти знания еще больше. Потому как ставки слишком высоки. Если найдешь этот самый эликсир успеха, вычислишь формулу, которая поможет добиться больше того, что есть у тебя уже сейчас, с лихвой оправдаешь все затраты. И как ради любви и счастья многие решаются на серьезные шаги, так и успех тоже находит своих желающих приносить огромные жертвы ради достижения своей цели. Таким образом, появилось предложение, призванное удовлетворить потребности лю-бого покупателя. При наличии финансовых возможностей можно поступить в одну из лучших американских или европейских школ. Если вы уже достаточно успешны и долговременное проживание на территории школы вам не только не нужно, но и повредит успеш-ному развитию вашего бизнеса, вам предлагается программа EMBA. Для тех, у кого нет возможности потратить на образование два года, уже созданы одногодичные программы. Кажется, найдется предложение для любого успешного и готового заплатить покупателя. Да даже и ценовой диапазон уже готов к тому, чтобы вместить в себя практически всех платежеспособных клиентов. Это реклама Забавно, но факт. Индустриализация достигла своего апогея! Мир все-таки попался на уловку тех, кто заставляет людей поверить в то, что товары могут сделать потребителя тем, кем он хочет стать: уникальным, успешным, уверенным в себе и т. п. (и в создании веры в то, что товары способны творить такие чудеса, нет равных теории брендинга. Надел кроссовки победителя, и вот ты уже равный среди великих бегунов и т. п.). Но все это детский лепет, потому что цена вопроса в данном случае не слишком велика. Другое дело MBA. Достаточно успешные, хорошо образованные и обеспеченные поверили, что есть своего рода чудодейственные «пилюли», приняв которые можно избавиться от синдрома неудачливости и сразу же поползти вверх по карьерной лестнице. При этом все работодатели будут рады принять вас в свои распростертые объятия, потому что они так долго ждали, когда вы, наконец, придете, чтобы спасти мир от упадка и увядания (ведь у них нет MBA, а вы из числа тех единиц, у которых он есть. Мне страшно представить вас как счастливого обладателя столь почетного диплома, противопоставляющего себя тому множеству «простых» людей, которым вы готовы его предъявить). Своего апогея достиг и дух предпринимательства. Маркетологи, бросив в воздух лозунги, которые ничего не гарантируют, а лишь обещают, приковали к бизнес-образованию внимание ровно стольких людей, чтобы создать необходимый ажиотаж и своего рода дефицит на продукт. А главное – в эти лозунги поверили тысячи жаждущих в одночасье стать успешными и богатыми и понесли свои сбережения в этот банк генерации успеха. Этот банк оснащен главным соответствующим имиджем: борьбой! Каким бы достижимым и реальным успех ни казался, всем известно, что на голову он просто так не сваливается. Ведь за сказку, за мечту нужно бороться. И вы боретесь, сдавая экзамены, шлифуя эссе, отправляя вслепую рекомендации от ваших коллег, начальников и партнеров. Наверное, нет пока еще ни одного человека, который бы сдал GMAT с первого раза. Но, несмотря на то, что с третьего, четвертого и пятого раза вам этот GMAT начинает сниться в страшном сне, вы тем не менее идете до победного конца. Теперь вы совершенно четко начинаете понимать, что раз все это не дается вам так просто, то вы, по всей видимости, действительно на правильном пути. Потому что: а) этот экзамен сдало уже много людей до вас, а значит, сможете и вы (здесь, безусловно, делается расчет на ваше чувство собственного достоинства); б) вы готовы согласиться, что MBA выбирает действительно самых-самых, которые не сдаются ни при каких обстоятельствах; в) вы же серьезный человек и имеете дело с солидными людьми, посему просто не можете допустить того, что с вами просто играют… или, другими словами, что вы попали на маркетинговый конвейер, который настроен именно на то, чтобы все выглядело, как героическое достижение непростой цели. Я отнюдь не исключаю того, что сложный экзамен GMAT нацелен на выявление действительно умнейших кандидатов. Только не понятно вот что: ведь это специальный экзамен, ради которого даже созданы платные курсы, где вас целенаправленно обучают тому, «как» (не став при этом умнее) успешно сдать этот самый экзамен. То есть он не рассчитан ни на эрудицию, ни на смекалку, ни на ваши способности, а лишь на усидчивость и прилежность ученика, который успешно отработает способы сдачи этого самого экзамена. Вот вам и тестирование, цель которого отобрать кандидатов, способных заниматься бизнесом. Тех, в которых по идее сокрыт дух предприимчивости, то есть позволяющий им уходить от правил и канонов, желание решать те задачи, которые пока еще не были решены никем, и уж точно не нацеленных на возможность соответствовать существующим нормам. Пока все «обычные» люди ищут пути соответствия стандартным категориям, «необычные» своим примером создают новые рекорды, за которыми опять же пытаются угнаться первые. Увы, как ни крути, всегда есть ведущие и ведомые. С ведущих, образно говоря, «списывают» примеры для решения GMAT. Ведомые – их усердно и старательно копируют. Не обошлось и без качественного PR. Ведущие профессора, лучшие рейтинги по всей деловой прессе. Постоянные статьи, дискуссии, отзывы и интервью с успешными (пусть даже и еще до поступления в бизнес-школы) студентами. Семинары, презентации. И, конечно, во всем этом присутствует все тот же имидж эксклюзивности и успеха, который так манит и пленит воображение всех желающих стать частью этого праздника жизни. Так чем «берут» MBA? С моей точки зрения, эта бизнес-модель успеш но продает саму себя. Бизнес-школы имеют дело с обеспеченными людьми, но все же еще не того уровня, который позволит выпускнику в случае неудачи легко выбросить из своей жизни два потраченных года, и снова вернуться к тем делам, которые сделали его успешным еще до начала обучения. Бизнес-школы набирают людей чуть ниже того статуса, который призван обеспечить MBA, тем самым не давая возможности заявить позднее, что потраченные студентами время, деньги и, возможно, упущенные ими карьерные возможности, не оправдались. Получившие MBA продолжают биться до последнего. И если даже обеспечиваемое школами образование и было бы настолько бесценным и эффективным, как это выглядит в их рекламе, думаю, никто из ныне получивших эту степень не кричал бы об этом на каждом перекрестке, а преспокойно применял полученные навыки и знания на практике, получая закономерную отдачу. И лишь на во прос: «В чем секрет вашего успеха?» – он мог бы удовлетворительно ответить себе и другим: «MBA – вот секрет моего успеха!» Но такого не происходит. Кроме того, приходящие на обучение MBA студенты впоследствии продают не только себя, но и саму бизнес-школу. Принимая на учебу абитуриентов с хорошими рекомендациями, школы тем самым уберегают себя от возможных провалов. Как сказал один из слушателей MBA, в application form можно писать все, что угодно. Гораздо важнее результаты экзаменов GMAT, TOEFL и рекомендации. Чем круче будут имена и должности тех, кто эти рекомендации дал, тем выше ваши шансы на поступление. Потому как если среди ваших рекомендода-телей есть люди очень высокого уровня, то скорее всего и на хорошую работу вам будет устроиться гораздо проще. Школа же запишет факт вашего трудоустройства как еще один пункт в своем портфолио. Кроме того, неплохой страховкой являются экзамены и возраст учащихся. Очевидно, что столь упорные и усидчивые студенты после получения MBA без работы уж точно не останутся (а количество трудоустроившихся после MBA во многом и определяет рейтинг бизнес-школ). Ведь берут-то они в школы учеников уже более или менее знающих, как нужно пробиваться в жизни, а значит суме-ющих сориентироваться в бизнес-пространстве и после окончания школы. В любом случае после получения MBA хуже их положение в обществе уж точно не станет. Сейчас даже те, кому MBA явно не помогло в том, в чем оно традиционно должно было помочь, в разговорах с не учившимися на MBA продолжают уверять, что бизнес-образование очень полезно и ценно. И на вопросы: «Ну, зачем вам нужен MBA?» – они отвечают: «Это нельзя объяснить. Это можно только понять, отучившись». Что ж, по всей видимости, истины, высказанной вслух, мы так и не услышим, можем лишь сделать собственные предположения. Ибо положительное мнение об MBA самих слушателей похоже на круговую поруку: каждый упорно заявляет, что MBA стоит того, чтобы за него бороться. Выходя из бизнес-школы, студенты MBA не могут сказать, что это образование им ничего не дало, не только потому, что в таком случае им будет жаль потерянных денег и времени, но еще и потому, что учились они вместе с равными себе по всем параметрам. В своих публичных речах бизнес-школы так и заявляют, что формируют группы из людей, одинаково сильных, которым будет чему друг у друга поучиться. Будешь ли ты, выйдя из школы, недоволен общением с равными себе? В таких условиях школы MBA, даже не прикладывая никаких дополнительных усилий, выпускают слушателей, которые не смогут однозначно заявить, например, прессе, что школа им ничего не дала. В большинстве интервью, взятых ведущими изданиями у различных выпускников лидирующих школ MBA, я, кстати, так и не нашла ни одного высказывания, которое бы говорило однозначно в пользу MBA. Более того, меня удивило, что никто из высказавшихся не отметил, что школы MBA дают те знания, которые они теперь могут применить на практике и которые однозначно позволили им вырасти. Зато каждый из публично высказавшихся научился в бизнес-школе, по собственной оценке, общаться с представителями разных стран, смотреть на вещи глобально и комплексно, а также быть отныне в курсе наиболее прогрессивных тенденций и методик рынка. Что еще придумали бизнес-школы MBA, чтобы оставаться в моде? Рейтинги. По сути, рейтинг этот составляется между самими же школами. Другими словами, никто не сравнивает, например, процентный рост заработных плат выпускников MBA с таким же показателем для тех, кто эти один-два года не учился, а работал. По такому же принципу и вы можете составить рейтинг, к примеру, ваших коллег по работе и выставить его на публичное обозрение в виде рейтинга 10 самых эффективных работников, проектов и т. п. Это, однако, не будет означать, что любой из сотрудников другой компании, которая построением подобных рейтингов не занималась, не окажется в разы лучше первого номера вашего списка. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|