|
||||
|
…и что говорят «другие» Все, что было написано выше, это, скорее, некий глобальный взгляд на вещи. Так уж получилось, что имидж MBA раздули настолько, что все (как работодатели, так, в общем-то, и сами выпускники, с одним лишь отличием, что первые в это не верят, а последним дают все основания для того, чтобы в это поверить) теперь ждут от «вышедших» из бизнес-школ гениальных свершений. А потому, наверное, к обладателям MBA так критично относятся рекрутеры, видимо, полагая, что этот вновь испеченный гений отныне должен решать вопросы трудоустройства каким-то особым образом. Ситуация, таким образом, получается поистине сказочной: этих самых чудо-выпускников и боятся (за то, что до конца не понятно, чему они там научились, и что изменится с их приходом в компанию, потому как они явно настроены все поменять), и уважают одновременно (все-таки все модное, эксклюзивное, еще не до конца понятное и дорогостоящее внушает, как ни крути, некую долю уважения), а потому предпочитают, увы, сторониться. Так, на всякий случай, от греха подальше. А кроме того, сколько есть совершенно нормальных претендентов на работу, которые без вот этих вот загадочно-заморских трех букв в резюме наравне со всеми корпели, выполняя понятную всем работу, а не учились по каким-то там кейсам, суть которых до сих пор не всем ясна. Да и вообще, эти требования, эти амбиции, этот взгляд, эти стремления… Все это как-то неестественно, как-то уж слишком… А потому, спасибо, мы вам позвоним… Но кузниц гениев, как бы этого ни хотелось даже самым авантюрным умам, видимо, не бывает. Гении возникают сами по себе и, словно травинки через асфальт, пробивают «дорогу» к свету, растут и удивляют всех, кто видит это зеленое «чудо» посреди голой, серой дороги. Удивляются и радуются, что им хватило сил, чтобы прорваться через эту твердую массу и теперь вот зеленеть, словно ни в чем не бывало, словно не очень-то и сложно все это было… В то же время известных профессоров и критиков MBA степень гениальности его выпускников вообще мало интересует. Они, главным образом, говорят о том негативном воздействии, которое эти самые выпускники MBA оказывают не только на самих себя, но и на общество, на экономику в целом. Известные критики MBA чаще приводят многочисленные данные и ссылаются на аналитические исследования о том, что, например, число нарушений правил безопасности и охраны труда растет с увеличением числа руководителей компаний с дипломом MBA. Кроме того, они заверяют, что в ведущих бизнес-школах студентов учат «неправильному» менеджменту, тому, который впоследствии и приводит как к потере высоких постов самими управленцами, так и к кризисам компаний, которыми они управляли. Но наверняка не все поступающие в бизнес-школы планируют выйти оттуда гениями или загадывают, чем они займутся, когда MBA, который как завел их на Олимп, по прогнозам критично настроенных профессоров, в конце концов скинет их оттуда. А потому, поступая на MBA, студенты просто-напросто решают каждый свои субъективные задачи, учитывая персональные возможности и потребности. Пресса постоянно сетует на отсутствие «шедевров», испеченных в печах бизнес-школ. Что ж, возможно, это объясняется тем, что выпускников бизнес-школ единицы по сравнению с массой людей, которые этот диплом не получали. Но их желаний добиться аналогичных успехов никто не умаляет. А повышенное внимание прессы к теме MBA является следствием ее масштабности, противоречивости и резонансу в обществе. Одним словом, в то время как вокруг MBA разгорается вся эта шумиха «стоит / не стоит», выпускники MBA передают из уст в уста информацию о том, в каких мелочах MBA все-таки может помочь. И если поступающие идут на MBA, руководствуясь не окружающей его шумихой и уже конечно не теми пламенными призывами, которые пишут на своих интернет-сайтах сами бизнес-школы (карьера, рост заработной платы, сразу, в разы, успех, перевернуть весь мир с ног на голову, развитие личностных качеств и т. д. и т. п.), а информацией уже проверенной кем-то на практике, то свои единичные проблемы и задачи они, конечно же, скорее всего с помощью бизнес-образования решат. А о глобальных задачах, о возможности изменить мир и массовом производстве гениев, что ж, об этом можно подумать после того, как будут решены самые насущные задачи, ну или так, по ходу дела, заодно, если получится. Поэтому в этой главе мне бы хотелось рассказать о том, как в кулуарах, где время от времени собираются выпускники и студенты MBA, вдалеке от паблисити они обсуждают самые обычные, житейские выгоды бизнес-образования. Да, MBA! Этот раздел главы является отражением того факта, что практически все из отучившихся на MBA, с кем мне удалось поговорить, к моему глубокому удивлению, сказали, что MBA определенно стоит того, чтобы там учиться. И это в то время, как большая часть бизнес-среды кричит, что MBA не только не нужен, но и пагубно влияет и на корпорации, и даже на самих обладателей диплома (в том числе доходит до того, что MBA оказывается повинен в полном искоренении в своих студентах предпринимательского духа, и происходит это по аналогии с поговоркой «Чем меньше знаешь, тем крепче спишь»). Итак, поговорим о плюсах MBA на основе высказываний отучившихся. Во-первых, карьерная сторона. Если вы планируете остаться работать в той стране, в которую приехали учиться, то диплом MBA, безусловно, лучшее в данном случае подспорье. Оказавшись в бизнес-школе, вы получаете доступ к таким крупным компаниям, к которым в противном случае, «с улицы», вы никогда бы не пробились даже на собеседование. И уж тем более это касается того случая, когда вы, например, из России решили попасть на работу, скажем, в американскую компанию. Сами посудите, что вы можете предложить их рекру-теру такого, что кардинально бы вас выделяло или, по меньшей мере, ставило на один уровень с «местными» аппликатами. Диплом же MBA уже дает вам определенную характеристику, которая вроде как стирает акцент на вашу территориальную принадлежность и соответственном «местечковом» опыте работы в компаниях, о которых, возможно, эти самые иностранные рекрутеры никогда и не слышали. И в данном случае вашей основной проблемой может стать скорее отсутствие разрешения на работу в данной стране, нежели недостаток соответствующих профессиональных навыков. (Хотя теперь вы автоматически получаете право на работу, например, в Англии, если закончили в этой стране одну из ведущих бизнес-школ. Так что и такого рода проблемы становятся уже вполне решаемыми.) Ну, и, безусловно, важны ваши навыки в области коммуникаций и самопрезентации. Им, кстати, также учат в бизнес-школе. Кроме того, если вы точно знаете, в какой сфере вы в дальнейшем планируете развиваться (с тем чтобы сфокусировать свои усилия только на нужных вам компаниях и показать потенциальным работодателям, что вы знаете, чего хотите и насколько серьезно и целеустремленно этого добиваетесь), вы можете весьма эффективно использовать проводимые на территории бизнес-школ презентации компаний. По словам одного из выпускников американской бизнес-школы, процесс этот не простой и осваивается далеко не с первого раза. От вас потребуется систематическое посещение разных представителей одной и той же компании, знакомство с ними, последующая рассылка благодарностей для того, чтобы каждый такой представитель передал сведения о понравившихся ему студентах менеджеру по персоналу своей компании. Дальше уже все, как и всегда, в ваших руках, но, по меньшей мере, встреча с рекрутерами вам в таком случае обеспечена. Также, после того как вы все-таки оказались студентом бизнес-школы, подспорьем вам будет служить теперь и то, что кто-то из выпускников этой же школы в настоящее время уже работает в той компании, куда хотите попасть и вы. Связавшись с ним, вам будет проще вступить в контакт с работодателем, и дальше снова все будет зависеть только от вас, потому как ваш диплом MBA является лишь билетом на вход к рекрутерам. Затем вам, по всей видимости, потребуется предъявить все то, что вы успели узнать и приобрести еще до посещения бизнес-школы. Кроме всего прочего, вы всегда можете воспользоваться услугами центра по трудоустройству, расположенного в самой бизнес-школе. Там вас могут проконсультировать по самым частным и общим вопросам касательно вашего трудоустройства как в целом в стране, так и конкретно в компаниях, которые вам интересны. Как вы распорядитесь этим ресурсом, будет опять же зависеть от вашей сообразительности и возможности извлечь пользу даже из самой незначительной помощи. Ну и, естественно, самая простая форма трудоустройства – рассылка резюме – оказывается проще, если вы ученик бизнес-школы. Уже один тот факт, что вы можете находиться не в соседней с вашим потенциальным работодателем стране, а на соседней улице, по меньшей мере, значительно облегчит процесс прохождения многочисленных собеседований. В конце концов, вам не придется лететь через океан, чтобы повстречаться с рекрутером, гадая при этом, кто должен оплачивать затраты на перелет. Так что если верить тому, что деньги вы платите не просто так, то, по идее, с полученными навыками и имея доступ к компаниям, трудоустроить себя вы вроде как можете. И, как заверяют многие отучившиеся и вернувшиеся в Россию, они сделали это, в отличие от большинства других, только лишь потому, что планировали свое возвращение изначально. Почему вернулись в Россию? Потому что здесь их ждали, или, если даже это не так, то они предполагали, что, если все получится так, как они запланировали, то здесь все получится гораздо масштабнее, чем в чужой стране. Все же, кто планировал получить работу за рубежом, выполнили задуманное. По словам студентов бизнес-школ, чтобы все-таки решить проблему трудоустройства, уже с первых недель обучения вам следует начать поиск работы и, более того, расставить для себя приоритеты, что будет для вас важнее: посвятить больше времени посещению лекций или все-таки презентаций и собеседований. Студенты MBA в один голос заявляют, что эйфория от факта поступления проходит очень и очень быстро. Как раз тогда, когда вы понимаете, что таких, как вы, здесь собралась целая толпа, и конкуренция, таким образом, не только не уменьшилась, а даже, наоборот, увеличилась. Поэтому отныне за место под солнцем вам приходится бороться с себе подобными, причем здесь, на территории бизнес-школы, вам некому похвастать, что вы уже практически являетесь обладателем диплома MBA. Поэтому с самых первых дней для вас начинается период обивания порогов ваших потенциальных работодателей в попытке доказать, что им нужны именно вы, а не ваш сокурсник. Образование MBA полезно еще и для тех, кто решил поменять сферу деятельности. В таких случаях диплом помогает не только в том, чтобы быстро получить новые и качественные знания, но и в обосновании своих претензий на достаточно высокую должностную позицию в новой для себя сфере деятельности. В противном случае человеку «с улицы» претендовать на руководящую должность, не имея никакого опыта, будет очень сложно. В данном случае стопроцентной гарантии на успех не даст и MBA, но диплом уж точно повысит ваши шансы. Теперь что касается не столь корыстных целей и задач, более тесно связанных с обучением, – получение знаний и развитие навыков, применимых в бизнесе. Выпускники отмечают высокое качество преподавания в своих бизнес-школах. Для многих, кто ранее не имел возможности общения с представителями из других стран, курс MBA оказался незаменимым в смысле формирования современной и активно используемой бизнес-лексики, способности общаться и понимать культуру других стран. Кроме того, многие отмечают как дополнительный плюс тот факт, что теперь у них есть «свои» люди в разных странах мира, к котором они могут обратиться за советами о культурных особенностях страны, которую им, например, по долгу службы нужно в самое ближайшее время посетить. Другие же, окончив MBA и вернувшись домой, начинают организовывать совместные проекты со своими бывшими сокурсниками. Многие, объединившись с коллегами по учебе, а ино гда и получив финансирование у бизнес-школы, открывают частный бизнес прямо в той стране, в которой получили образование. Признаться, складывается ощущение, что бы там не говорила общественность, ни один из поступивших на MBA обделенным себя не считает. Все выпускники однозначно и безоговорочно утверждали, что человека с грустным лицом на территории бизнес-школы точно не увидишь. Каждый находит в процессе обучения свой кайф. Доходит даже до того, что многие испытывают наслаждение уже от того простого факта, что они находятся за границей, и им представилась возможность попробовать все то, чего они ранее не могли себе позволить: поиграть в гольф, покататься на горных лыжах, поездить по стране и тому подобные вещи. Посему даже те, кто решил учиться на MBA, поскольку полагал, что уже само наличие диплома автоматически даст ему ожидаемые выгоды, а потом вернулся на родину и оказался без работы, все равно не считают проведенное на учебе время потраченным напрасно. Огромное количество позитивных эмоций компенсирует любой исход этого амбициозного и дорогостоящего мероприятия. Поэтому мое однозначное «да, MBA» строится в первую очередь на том, что ничего и никогда не бывает зря. И в данном случае встает вопрос о так называемых упущенных возможностях. То есть что именно вы могли бы приобрести, отказавшись от затеи получить MBA. Но выпуск ники MBA нашли достойный ответ и на этот вопрос: они как раз-таки и поехали учиться на MBA, оттого что здесь им «ловить» было уже нечего. И уже совсем другое дело, чем закончилась для каждого из них эта затея… Нет, MBA! Как бы много мы ни делали для себя, все равно рано или поздно результат своей работы приходится выносить на суд тех, чье мнение имеет для нас значение. Иначе бы не было нужды в получении дипломов, достаточно было бы жить наедине со своими знаниями и молча извлекать из них какую-нибудь пользу. Но, как ни крути, кругом одни рейтинги, признание, мода, престиж, аккредитация и прочие показатели, оценивающие любую нашу деятельность, и переводящие ее в разряд «общественных мероприятий». Это напрямую касается и MBA. По всей видимости, поступая на MBA, нужно заранее подготовиться к тому, чтобы достойно «нести» красноречивый титул, и не упасть в грязь лицом на первом же собеседовании, когда потенциальный работодатель заявит вам (а интервьюеры не стесняются в выражениях при тестировании претендентов), что он и без MBA многого достиг в своей жизни. Я часто встречалась с такими ситуациями, когда собственники компаний, зачастую с весьма сомнительным образованием, но за счет собственной харизмы и характера добившиеся высокого положения в обществе, говорили о выпускниках MBA, что они сильны только в теории. Одним словом, диплом MBA как дает определенные преимущества, так и автоматически закрывает вам те двери, где заведомо все выпускники MBA воспринимаются негативно. И это никоим образом не зависит от того, как MBA-образова-ние отразилось лично на вас. В большинстве западных статей я нашла следующее мнение о выпускниках MBA: они оторваны от реалий жизни. Они пытаются делать все по правилам, так, как их научили. В то время как в реальной жизни нужно действовать в условиях неопределенности. Каждый случай уникален и непредсказуем. Что касается тех работодателей, которые все-таки более или менее терпимо относятся к выпускникам MBA, то они отмечают их системный подход и стратегический характер мышления, владение международной терминологией и стандартами ведения бизнеса, а также способность легко находить общий язык с зарубежными партнерами. Однако какие-то особые лидерские и предпринимательские качества работодатели находят в выпускниках MBA довольно редко. Таким образом, получается, что бизнес-школы, увы, выпускают отличных и работоспособных исполнителей. Однако с огромными амбициями. И это заведомо ставит их в худшее положение по сравнению с не менее хорошими, чем они, исполнителями, но обладающими меньшими запросами. Все же остальное, что свидетельствует против выпускников MBA, я, как мне кажется, достаточно полно расписала в предыдущих главах. Поэтому перейду к следующему… Куда уходит детство? Все эти «да, MBA» и «нет, MBA», конечно, хороши с позиции разума, логики, перспективы, возможностей, будущего… Но почитаешь и послушаешь выпускников и студентов, и создается такое ощущение, что каждый из них, устав взвешивать все «за» и «против», в конце концов сказал себе: «А, все-таки один раз живем…» И отправился навстречу собственному успеху и счастью… Нам, далеким от происходящего там, внутри, но желающим рано или поздно попасть в загадочный мир MBA, его выпускники и студенты раскрывают на общих встречах лишь сухие факты: да, помогает, да, можно найти работу, да, язык становится лучше, да, не просто… И только когда кто-то один случайно говорил чуть больше, вспоминал имя того или иного профессора или рассказывал какие-то единичные, но характерные случаи, другие словно оживали от летаргического сна и с ожившими лицами кивали головами в знак согласия. Но потом нам снова доставалась лишь самая общая информация, словно то, что на самом деле происходит там, за стенами бизнес-школ, либо засекречено, либо невозможно передать словами, а можно лишь пережить… И мне стало интересно, на что это может быть похоже. Я читала впечатления студентов MBA, я заглядывала в глаза абитуриентов во время встреч и слушала их пост-MBA речи о братстве, о командной работе, о том, как вдруг люди с разных континентов, разного происхождения, с разным мировоззрением собираются в одной классной комнате, чтобы поделиться своим опытом и взглядами на прошлое, настоящее и будущее. И о том, что все это учит командной работе, способно сти понимать и принимать точки зрения других людей, находить правильные решения, играя на равных и с равными. И почему-то мне показалось, что в их речах и порывах больше романтики, чем логики, то бишь той денежной и карьерной составляющей, которая лежит в основе бизнес-образования. Там гораздо больше веры во что-то нереальное и желания совершить что-то более значимое, чем может показаться со стороны. В попытке провести аналогию с каким-нибудь событием из собственной жизни, которое могло бы сравниться с эмоциональными порывами, приведшими тридцатилетних людей в мир образования, я вспомнила, как когда-то, сделав все возможное и невозможное, я со брала небольшую сумку своих вещей и впервые уехала из дома далеко и надолго: на три месяца и на другой континент – в Америку. У меня создалось впечатление, что для этих людей, так же как когда-то для меня, основной движущей силой являлась погоня за идиллией, за прообразом того, какой, по их мнению, должна быть бизнес-действительность. Если вы мне не верите, загляните сами в глаза этих абитуриентов, и вы увидите в них все описанное выше. А иначе невозможно объяснить, зачем они берут кредиты, сдают и пересдают экзамены, уходят с работы, уезжают из страны и потом играют в ролевые игры, строят виртуальные команды и компании, решают кейсы… Ответ в их глазах. В их взгляде, на время потухшем здесь, но вновь засиявшем там, в новом мире, где создается команда MBA. И вот что становится понятно. Они все поступили в школы MBA, чтобы научиться общаться так, как им всегда хотелось, а не так, как все это время им диктовали обстоятельства. Они приехали сюда, чтобы научиться эффективнее жить, а на самом деле – чтобы, наконец, нагнать свою мечту и проверить, действительно ли невозможно реальное воплощение их версии деловой жизни, их представлений. Все студенты приезжают учиться с разным багажом. Но теперь, после всей этой жизни в бизнес-школе, после получения заветного диплома MBA, сертифицирующего их теперь уже общепризнанный уровень образования, все будет по-другому. Сегодня и всегда. Я смотрю в их глаза и вижу, что определенно в деловой жизни студентов MBA есть какая-то пропасть: между их стараниями сегодня (TOEFL, GMAT, эссе, собеседования, доводящие их до отчаяния и желания все бросить, но стремление к поставленной цели не дает переступить эту черту. Потому что либо сегодня, либо… когда?) и тем, как они рисуют свое будущее в перспективе. И эту пропасть нужно заполнить, иначе им будет не дотянуться до берега своего завтра. Наверное, заполнением займется школа. Наверное, образование, систематизация, структура, новый опыт, новые впечатления, возможность отвлечься от повседневной привычной рутины поможет им взглянуть на свою жизнь по-другому, издалека, со стороны. * * *Несколько лет назад я дважды летала в Америку. Собрались там люди из разных стран, с разных континентов. Все говорили с разным акцентом и были по сути разными. Мы провели три долгих месяца как одна команда. Нас учили быть таковой. Были и трения, были и симпатии, и любовь, и ненависть. Были совместные праздники, совместные достижения, общие и личные провалы. Нас учили быть командой, поддерживать и понимать друг друга. Там, вдалеке от дома, три долгих месяца мы были друг для друга всем. А как же иначе? Не важно, где ты и куда тебя занесло, твоя жизнь продолжается, и жизненные законы и принципы никто при этом не отменял. Мы участвовали в совместных ролевых играх, каждый из нас презентовал свою страну и самого себя. Мы стали командой, чтобы провести этот период своей жизни интересно. Но были и срывы, и слезы, и невозможность выносить все это: ограниченность во времени, в месте пребывания, в контактах. Но нам хотелось дойти до конца, потому что это было так не похоже… И одновременно с этим так близко к идеалу. Повторю, это было тяжело. Как-то искусственно тяжело. И еще… постоянно и все сильнее хотелось домой… В конце концов день отъезда настал. И оказалось, что он пришел как будто в самый неподходящий момент, потому что именно тогда, когда желаемое оказалось под рукой, домой хотелось меньше всего. И, конечно же, мы долго и тяжело расставались, обменивались телефонами и надеялись встретиться под любым предлогом еще раз. Когда-нибудь, где-нибудь. Но обязательно, непременно, потому что немыслимо было расстаться сразу, вот так, в один день, и сразу всем разъехаться по всему миру. И вернуться к прежней жизни. Вернуться домой… Мы разъехались и начали строить другие команды. Но никогда более ни одна из созданных команд не была похожа на ту, самую первую. Сейчас, узнавая про командные игры MBA, я понимаю, что многое из того, во что мы играли в Америке, будучи тинейджерами, практикуется и в бизнес-школах… А потом случилась вторая попытка. Я снова в Америке. И снова на три месяца. Вокруг новые люди, с которыми все не то и не так. Казалось, с ними не может получиться ничего похожего на то, что было в прошлом году. Люди казались совсем другими. И наступало отчаяние, потому что думалось, что на этот раз время будет потеряно напрасно. Но прошли неделя, две, и возникало новое ощущение, что все получается, хоть и по-другому, но не хуже, а может быть даже и лучше, чем в прошлый раз… А в конце этих трех месяцев снова обмен телефонами. Снова долгие прощания. И снова все хотят встретиться и увидеться еще раз. И вновь не хочется возвращаться, потому что там, в старом привычном мире, ты уже наверняка знаешь, все будет по-прежнему. И только ты будешь другим. Бывшим членом бывшей замечательной команды, которому остается одно – поверить, что старых встреч уже не будет. Зато будут новые. И кто знает, может быть, они будут даже лучше. Еще лучше! Нет. Определенно, в этом что-то есть: в таких тесных коллективах, сплоченных вдалеке от дома, вдалеке от привычных правил и образа жизни. Вынужденное быстрое знакомство. Вынужденная симпатия и командный дух… В этом есть какая-то магическая сила, которая помогает преодолевать трудности, совершать маленькие победы, заставляет с нетерпением ждать возвращения домой и желать отсрочить момент отъезда, как только он наступит. Куда уходит детство? Нет, такое ощущение, что оно вовсе не уходит, оно всегда рядом, причем в самый нужный момент. Детство не уходит. Просто мечты и представления из детских трансформируются во взрослые. Они теперь становятся осознанными, взвешенными. Я когда-нибудь захочу снова поехать в Америку. И, может быть, теперь целью поездки будет бизнес-школа. Когда-нибудь, когда, чтобы заполнить пропасть между сегодня и послезавтра, мне нужно будет что-то другое. Чтобы на мгновение приостановить смену дат. Потому что она происходит настолько быстро, что не успеваешь осмотреться, присмотреться, подстроиться. * * *Отчего-то мне вдруг стали понятны устремления студентов MBA. И захотелось присоединиться к этим учащимся, способным, стремящимся. Тем, которым сегодня недостает слаженной работы в коллективе (потому что интриги, борьба за власть, за свое место под солнцем вносит свои коррективы). Каждому из них теперь хочется видеть перед собой и рядом с собой только идеалы, вместе с которыми можно воплотить в жизнь такие понятия, как: «мотивация», «эффективность», «командная работа», «лидерство». Отчего-то мне захотелось увидеть все это. Сесть за парту, только не как в общеобразовательной школе, а «по-взрослому» – с ноутбуком и бейджем, послушать авторитетных преподавателей, решать вместе с талантливыми сокурсниками корпоративные задачи, проводить презентации, разработать и запустить новый продукт. Пусть в воздух. Пусть не по-настоящему. Но впервые полноценно, под заинтересованными взглядами, получая коррективы и оценки за свою работу. И все это в обстановке делового комфорта, искренних амбиций. Вне дедлайнов, вне интриг, вне денежных ставок. Вне необходимости. Вне безвыходности. Вне стандартов. Только так и представляли свою учебу все они – собравшиеся в классе бизнес-школы слушатели. Потом они вернутся каждый в свой старый мир. И какое-то время будут пытаться привнести в новый коллектив полученные знания. Работодателям внушить мысль о своем знании того, как делать правильно. Подчиненным указать на их ошибки и вообще перестроить все так, как должно быть на самом деле. Но пройдет какое-то время, прежде чем бывшие выпускники столкнутся с реалиями, от которых они когда-то бежали: теми реалиями, где боссы все делают не так, не по-правильному, не по теории, но при этом у них все получается; где никто не стремится следовать международным стандартам, а просто предпочитает, чтобы все работало; где мало кто выражает нетерпеливое желание признать неэффективность той жизни, которой они жили до сих пор, и изменить ее. Их ждет ломка, но они всегда будут иными. Теми, кто знает, что в идеале все по-другому. Но это только в идеале… |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|