|
||||
|
ЛЕКЦИЯ № 8. Социальные действия и отношения 1. Теория социального действия в социологии Понятие «социальное действие» впервые ввел М. Вебер. Именно этот исследователь дал определение новому социологическому термину и сформулировал его основные признаки. Вебер понимал под этим термином действия человека, которые по предположению действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориентирующиеся на них. Таким образом, важнейшими признаками социального действия по Веберу являются следующие: 1) субъективный смысл социального действия, т. е. личное осмысление возможных вариантов поведения; 2) большую роль в действии индивида играет сознательная ориентация на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции. Вебер выделил четыре типа социального действия. Данная типология была сделана по аналогии с его учением об идеальных типах: 1) целерациональное действие – поведение индивида формируется исключительно на уровне разума; 2) ценностно-рациональные – поведение индивида определяется верой, принятием некоторой системы ценностей; 3) аффективное – поведение индивида обуславливается чувствами и эмоциями; 4) традиционные действия – поведение основывается на привычке, образце поведения. Значительный вклад в теорию социального действия внес Т. Парсонс. В концепции Парсонса социальное действие рассматривается в двух проявлениях: как единичное явления и как система. Он выделил следующие его характеристики: 1) нормативность – зависимость от общепринятых ценностей и норм; 2) волюнтаризм – зависимость от воли субъекта; 3) наличие знаковых механизмов регуляции. Социальное действие, по мнению Парсонса, выполняет в жизни человека определенные функции, обеспечивающие его существование как биосоциального существа. Среди этих функций можно выделить четыре в зависимости от тех подсистем жизни индивида, в которых они осуществляются: 1) на биологическом уровне выполняется адаптационная функция социального действия; 2) в подсистеме усвоения ценностей и норм социальное действие выполняет личностную функцию; 3) совокупность социальных ролей и статусов обеспечивается социальной функцией; 4) на уровне усвоения целей и идеалов осуществляется культурная функция. Таким образом, социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем действие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям. Важной частью социологической теории социального действия является создание теоретической модели поведения. Одним из главных элементов данной модели выступает структура социального действия. Данная структура включает в себя: 1) действующее лицо (субъект) – носитель активного действия, обладающий волей; 2) объект – цель, на которую направлено действие; 3) потребность в активном поведении, которая может быть рассмотрена как особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта; 4) метод действия – совокупность средств, которая используется индивидом для достижения цели; 5) результат – новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия, синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта. Любое социальное действие имеет свой механизм совершения. Оно никогда не является мгновенным. Для запуска механизма социального действия у человека должна возникнуть определенная необходимость в данном поведении, которая называется мотивацией. Основными факторами активности выступают интерес и ориентация. Интерес – это отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Ориентация – это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. В социологической литературе существуют различные подходы к анализу мотивации социального действия. Так, в рамках одной из них все мотивы подразделяются на три большие группы: 1) социально-экономические. В данную группу входят, прежде всего, материальные мотивы, которые сопряжены с достижением определенных материальных и социальных благ (признание, почет, уважение); 2) реализация предписанных и усвоенных норм. В данную группу входят мотивы, которые имеют общественную значимость; 3) оптимизация жизненного цикла. В эту группу входят мотивы, связанные и обусловленные определенной жизненной ситуацией. После возникновения у субъекта мотивации наступает этап формирования цели. На данном этапе центральным механизмом выступает рациональный выбор. Рациональный выбор – это анализ нескольких целей с точки зрения их доступности и пригодности и их градация в соответствии с данными этого анализа. Возникновение цели может осуществляться двумя различными путями: с одной стороны, цель может сформироваться в качестве некого жизненного плана, носящего потенциальный характер; с другой стороны, цель может быть сформулирована как императив, т. е. иметь характер долженствования и обязательности. Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т. е. самому овладеть миром. Социальные действия выступают звеньями цепи взаимодействий. 2. Модели анализа межличностного взаимодействия Социальное взаимодействие – это система взаимообуславливающих социальных действий, связанных причинной циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта являются причиной и следствием ответных действий. Взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее взаимодействие). Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. В социологии можно выделить четыре основных модели анализа социальных взаимодействий: 1) теория социального обмена. Ее автором и разработчиком стал Дж. Хоманс. Согласно этой модели люди, взаимодействуя друг с другом, взвешивают возможные затраты и дивиденды. Исходя из этой модели, процесс межличностного взаимодействия можно рассматривать как постоянный обмен между людьми выгодами. В рамках данной модели можно выделить 4 принципа межличностного общения: а) чем больше вознаграждение определенных типов поведения, тем чаще оно будет повторяться; б) если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от определенных условий, то человек будет стараться их воссоздать; в) если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения; г) когда потребности человека близки к насыщению, то он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения; 2) символический интеракционизм был разработан Дж. Мидом и Г. Блумером. Мид утверждает, что поведение людей зависит от того значения, которое они придают объекту действия. Важным элементом поведения человека с точки зрения интеракционистов является формирование значений. Формирование значений – это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Мид рассматривал поступки человека как социальное действие, основанное на коммуникации. Мид выделил два типа действий: а) незначимый жест; б) значимый жест, заключающийся в осмыслении не только поступков, но намерений. Сущность этой методологии состоит в том, что взаимодействие людей рассматривается как беспрерывный диалог. Сторонники этого направления в современной социологии огромное значение придают языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов. Главное в этнометодологии – это изучение обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, которое регулирует взаимоотношения между людьми. Одним из направлений символического интеракционизма выступает этнометодология. Данную модель разработал Гарфинкель. Сущность модели заключается в том, что предметом исследования должны являться правила, принятые на веру и регулирующие взаимодействие между людьми; 3) управление впечатлениями (Эрвин Гофман). Социальные ситуации напоминают драматический театр. Таким образом, люди в процессе социального взаимодействия выполняют лишь определенные роли; 4) психоанлитическая теория Фрейда. На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние впечатления, полученные в раннем детстве. 3. Социальные отношения В социологической науке существует мнение, что социальные взаимодействия являются фундаментом для складывания новых социальных отношений. Социальные отношения можно определить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. В основе социальных отношений лежит неравенство распределения в обществе непреходящих социальных ценностей. Именно эта неравномерность и определяет первоначальный характер социальных связей. Именно таков характер таких социальных отношений, как власть и подчинение, экономические отношения, дружба, любовь и т. д. Уровень и характер распределения ценностей в группе обозначается в социологии термином «ценностный образец группы». Измерение этого показателя осуществляется с помощью распределительного индекса. Данный индекс указывает, какова дисперсия той или иной ценности среди группы. При этом между распределительным индексом и распределенностью ценности существует обратная пропорциональная связь, т. е. чем выше индекс, тем менее распределена данная ценность среди членов группы. На индивидуальном уровне ценностная распределенность определяется социологами термином «ценностная позиция». Активность индивидов в процессе складывания социальных отношений обуславливается двумя показателями: 1) уровнем экспектации, т. е. ожидания, который показывает, насколько тот или иной ценностный образец удален от индивида; 2) уровнем требований, т. е. место, которое индивид стремится занять при осуществлении распределения ценностей. В результате анализа указанных показателей можно определить ценностный потенциал личности. Ценностный потенциал – это возможность достижения той или иной позиции в процессе распределения ценностей. При этом в социологических теориях была выработана определенная градация ценностей. Согласно этой градации человек в первую очередь стремится к достижению ценностей благосостояния. Ценности благосостояния – это те ценности, которые считаются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности: благополучие, богатство, мастерство, просвещенность. Благополучие – это здоровье и безопасность; богатство – обеспеченность материальными благами; мастерство – приобретенные профессиональные качества; просвещенность – это знание и информированность, а также культурная связь индивида. Прочие ценности выражаются в действиях. Среди них наиболее предпочтительными для индивида являются власть, движение, моральные ценности, аффективность. Под аффективностью в данном случае подразумеваются такие ценности, как любовь и дружба. Необходимыми условиями возникновения социальных отношений являются следующие факторы: 1) циклически повторяющиеся социальные взаимодействия; 2) существование осознанной потребности в приобретении ценности; 3) наличие ресурсов для достижения желаемой ценности. Содержание и смысл социальных отношений определяются характером соединения во взаимодействиях у личности потребности в ценности и владение ценностями. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|