• «Поколение М»
  • Ликвидация
  • Глава 4

    Модернизатор

    «Вы часто… делали вложения в иностранный бизнес, передовые иностранные компании – промышленные, финансовые, торговые, медийные, даже спортивные. И, в общем, это неплохо. Теперь и государство, и российское общество вправе ожидать такой же активности на внутреннем рынке», – напутствовал отечественных предпринимателей президент.

    «Поколение М»

    Наиболее радикальные реформаторские предложения заочно высказал заключенный Михаил Ходорковский, предложивший Дмитрию Медведеву создать в России модернизационный класс – «поколение М», не связанный с нынешней бюрократией, коррупцией и вертикалью власти.

    В июне 2009 г. на первом заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России (созданной президентским указом 20 мая 2009 г.) Дмитрий Медведев перечислил приоритетные направления работы. Первым делом он приказал повышать энергоэффективность экономики для повышения конкурентоспособности производства. Для того чтобы вдохновить комиссию на подвиги, местом для проведения заседания президент выбрал «Лабораторию Касперского» – вполне конкурентоспособную российскую антивирусную компанию.

    На заседание в офис Евгения Касперского, которого 12 июня президент наградил Госпремией за достижения в области науки и технологий, собрались члены комиссии и приглашенные. В их числе были первый вице-премьер Игорь Шувалов, помощник президента Аркадий Дворкович, глава Минэкономики Эльвира Набиуллина, глава Сбербанка Герман Греф, главы госкорпораций «Росатом» Сергей Кириенко, «Ростехнологии» Сергей Чемезов, «Роснано» Анатолий Чубайс, директор Курчатовского института Михаил Ковальчук и президент группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров.

    Президент сообщил, что комиссия должна будет в «ручном режиме» запустить процесс модернизации с «помощью вполне конкретных проектов», используя «интеллект и способность к новаторству» российских ученых и инженеров. Будущий технологический прорыв, по словам президента, должен проходить там, «где у нас уже есть значимый задел» и «не погибли признаки конкурентоспособности», – в секторах экономики, которые послужат «катализатором движения модернизации в смежных отраслях», и по тем направлениям, где «разработки российских исследований сопоставимы с мировым уровнем». При сотворении технологического прорыва должны обязательно учитываться нужды обороны и вопросы безопасности государства, а также социальная отдача проектов.

    Затем президент перечислил конкретные приоритеты – ядерные технологии, космические, телекоммуникацонные (включая ГЛОНАСС и программу развития наземной инфраструктуры), медицинские (диагностическое оборудование и лекарственные средства) и, наконец, стратегические информационные технологии, «включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения». По каждому приоритету президент приказал задействовать пока почти не работающие инструменты – венчурные фонды, особые экономические зоны, технопарки.

    Базовым направлением для модернизации президент назвал энергоэффективность и ресурсосбережение. При этом он посетовал: «С проблемой энергоэффективности у нас в стране пока очень плохо: одна болтовня идет на эту тему и ничего не происходит. Причем даже кризис, на который все уповали, пока абсолютно не помог: никто энергоэффективностью не занимается. Себестоимость не падает, хотя зачастую и производство останавливается, и конкурентоспособность резко снизилась».

    Заседание проходило при закрытых дверях. Позже на вопросы журналистов о каких-либо конкретных проектах Сергей Кириенко ответил, что ядерщики могут внести свой вклад в разработку термоядерных и водородных источников энергии. Первый опытный реактор будет сдан не раньше 2015 г. Евгений Касперский как истинный специалист по защите информации рассказывать о деталях дискуссии отказался. Он заявил, что у него сейчас лишь одно желание – «выпить виски», и удалился{205}.

    В июле 2009 г. Дмитрий Медведев продолжил заниматься проблемами модернизации и технологического развития экономики в целом и оборонного комплекса в частности. В Северодвинске он проинспектировал производство атомных подводных лодок и нефтяных платформ. А затем в Архангельске провел Президиум Госсовета по проблеме повышения энергоэффективности экономики.

    Открывая заседание, Дмитрий Медведев заявил, что антикризисная помощь предприятиям будет выделяться только при наличии плана снижения энергетических издержек. «Надо подтолкнуть бизнес заниматься энергоэффективностью, простимулировать материально и под угрозой санкций», – заявил Дмитрий Медведев. Но самая «безобразная» ситуация, по мнению президента, сложилась в ЖКХ. «Это черная дыра, где бесследно исчезают наши ресурсы», – заявил президент. Бюджетные учреждения, по его словам, так же как и собственники предприятий, тоже не заботятся об энергосбережении. Президент, в частности, предложил запретить в перспективе оборот ламп накаливания свыше 100 Вт (эту норму предлагало Минэкономразвития). В ходе обсуждения он со вздохом объявил, что в вопросах энергосбережения мы «очень и очень отстали» от западных стран и еще немного – «и наверстать этот разрыв не удастся»{206}.

    Следующее заседание комиссии по модернизации, посвященное решениям проблем энергосбережения, прошло в научном центре «Курчатовский институт» – там ведется разработка новых источников энергии и энергоэффективных систем. Директор института Михаил Ковальчук с гордостью показал президенту самые перспективные, по его словам, энергосистемы – биологические, построенные на принципах выработки и сохранения энергии живыми организмами. Разработками занимается созданный в институте один из первых в мире центр нанобиоинфокогнитивных технологий.

    Президенту продемонстрировали настоящие чудеса, имеющие отношение к разработке таких систем энергосбережения. В том числе процесс визуализации мысли. В пробирке и на экране светился мозг мыши с вживленными флуоресцентными добавками. Михаил Ковальчук объяснил, что вспыхивают участки мозга, в которых движутся нейроны, когда мышь думает. О чем думал проспиртованный мозг мыши, Михаил Ковальчук не пояснил: наука до таких высот еще не дошла. Зато уже дошла очередь до создания человека-невидимки: воображение президента поразили составом, который сделал мозг мыши абсолютно прозрачным. Сквозь него Дмитрию Медведеву предложили прочесть фрагмент его статьи «Россия, вперед!». Мозг мыши смысл статьи не исказил. Президенту также показали «чистую комнату», в которой изготавливаются приборы, совмещающие органические и неорганические материалы.

    Более понятными оказались продемонстрированные новые источники энергии. Например, макет электростанции на древесных отходах. Как сообщил Михаил Ковальчук, из ежегодно образующихся в стране 175 млн т древесных отходов можно извлечь энергию, эквивалентную энергии всего потребляемого в стране за год бензина (кстати, такие мини-ТЭЦ на Западе очень популярны). «Что нам мешает это сделать, кроме отсутствия денег?» – поинтересовался президент. Михаил Ковальчук сослался на недостаток необходимых механизмов, которые должны сочетать административные методы регулирования экономики с рыночными.

    Президент увидел и энергоустановки, использующие технологию полной утилизации попутного газа, и мощные солнечные батареи, аккумулирующие энергию с помощью водорода, и сверхпроводники, которые существенно снижают потери электроэнергии, и, наконец, российско-европейский проект по созданию рентгеновского лазера на свободных электронах стоимостью €1 млрд.

    Увиденное впечатлило президента. Открывая заседание, он заявил, что разработки «выглядят весьма вдохновляюще, но основная беда заключается в том, что их пока нигде нет». Он предложил определить приоритеты для господдержки проектов и «без всякого стеснения» объявил, что «главная задача комиссии – продавливать сложные решения». Поэтому, по его словам, комиссия «должна реализовать несколько проектов, которые должны реально показать, как внедрять энергоэффективные технологии».

    Вновь говоря об энергосбережении, Дмитрий Медведев назвал его состояние «удручающим»: «Энергоемкость ВВП в России в разы превышает показатели развитых стран, а потери в системе теплоснабжения – более 50%». Он напомнил, что одним из первых указов он поручил повысить энергоэффективность и снизить энергоемкость на 40%, и попросил «ответственных лиц» доложить о ходе рассмотрения в Госдуме во втором чтении законопроекта об энергосбережении и о разработке подзаконных актов к нему, которые должны быть готовы к 1 декабря{207}.

    В октябре 2009 г. президент России Дмитрий Медведев встретился с представителями крупного бизнеса. Президент начал встречу с мрачного пророчества: «Дальше так жить не следует. Если сами себя не изменим, новый кризис многие из компаний, которые сегодня здесь представлены, похоронит». Бизнес, однако, грядущей гибели не испугался. А идеи инновационного развития традиционно горячо поддержал.

    Правда, когда дело дошло до конкретных предложений, ничего особенно инновационного от представителей бизнеса не последовало. «Ведущие российские бизнесмены подчеркнули необходимость создания конкретных стимулов для инноваций. Речь идет, в частности, об изменениях законодательства – бюджетного, таможенного, налогового и т.д.», – говорится в сообщении о встрече. Такого рода предложения бизнес высказывает уже лет десять. Их актуальность говорит о том, что воз и ныне там.

    Наиболее радикальные реформаторские предложения заочно высказал бывший член бюро правления РСПП Михаил Ходорковский, в очередной встрече с президентом РФ по понятным причинам не участвовавший. Через СМИ он предлагает создать в России модернизационный класс – «поколение М», то есть завербовать в союзники президента Медведева тех, кто, с одной стороны, обладает необходимой квалификацией, а с другой – не связан с нынешней бюрократией, коррупцией и вертикалью власти. «Для осуществления настоящей модернизации необходим целый социальный слой, полноценный модернизационный класс. Для которого модернизация страны есть… вопрос выживания… и, если угодно, вопрос постепенного прихода к власти», – утверждает Михаил Ходорковский. «Президент, естественно, прочитал отзыв Ходорковского. Но о реакции президента на предложения Ходорковского мне, к сожалению, ничего не известно», – сообщила пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова.

    А из уст Дмитрия Медведева бизнес услышал другие предложения. «Вы часто… делали вложения в иностранный бизнес, передовые иностранные компании – промышленные, финансовые, торговые, медийные, даже спортивные. И, в общем, это неплохо. Теперь и государство, и российское общество вправе ожидать такой же активности на внутреннем рынке», – напутствовал предпринимателей президент{208}.

    Между тем прорыв возможен лишь при безупречном действующем инновационном конвейере – от фундаментальных исследований до выпуска конкретного товара. Пройтись по все звеньям этого конвейера и предложил Дмитрий Медведев членам комиссии. Ее заседание проходило в МГУ, где Дмитрий Медведев смог увидеть конечное звено одного из пяти приоритетов. Ректор МГУ Виктор Садовничий продемонстрировал президенту второй отечественный суперкомпьютер. «Но пока безымянный», – уточнил президент, напомнив, что первый суперкомпьютер в Сарове носит имя «Чебышев». В связи с этим президент предложил назвать второй «Ломоносовым». Члены комиссии, включая ректора Садовничего, возражать не стали. Дмитрий Медведев поставил перед комиссией задачу создать условия, при которых стала бы возможной «синергия государственных программ, государственных институтов развития и частного финансирования»{209}.

    В январе 2010 г. президент в ходе поездки в Липецк на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики поручил правительству ускорить проведение в стране реформы техрегулирования, без которой невозможно провести модернизацию. А инвесторам промышленных особых экономических зон (ОЭЗ) как локомотивам модернизации он пообещал новые налоговые преференции.

    Перед заседанием комиссии Дмитрий Медведев вместе с вице-премьерами Игорем Сечиным и Сергеем Ивановым и главой Минпромторга Виктором Христенко посетил Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), на долю которого приходится производство 15% российской стали, и предприятие особой зоны «Липецк». Председатель совета директоров НЛМК Владимир Лисин и губернатор Олег Королев показали президенту одну из самых мощных в Европе доменных печей № 6, которая выплавляет 2,8 млн т чугуна в год (8 тыс. т в сутки). Строящаяся доменная печь № 7 с производительностью 3,4 млн т чугуна в год, которая требует 280 человек обслуживающего персонала, еще больше поразила президента. Он даже признался, что впервые видит вблизи такой объект. А Владимир Лисин на примере этого строительства в схемах и таблицах объяснил сложности модернизации предприятий, в том числе и связанные с проблемами буксующей реформы техрегулирования{210}.

    В июне 2010 г. Дмитрий Медведев открыл Петербургский международный экономический форум выступлением «Мы изменились». Изменения были очевидны: в 5 раз сокращается список стратегических предприятий, создается частно-государственный инвестиционный фонд, начинается финансирование обучения студентов за пределами России.

    Первый раз аплодисментами зал встретил заявление президента о том, что до конца 2011 г. для долгосрочных прямых инвестиций в РФ будет отменен «налог на прирост капитала» (речь шла о давно обсуждаемой Минфином РФ, в том числе в рамках создания международного финансового центра в Москве, льготе по налогу на прибыль юридических лиц при реализации активов, выросших в стоимости, так называемого capital gain). Тогдашний министр финансов Алексей Кудрин, от позиции которого зависели конкретные параметры этой льготы, при этом объявлении не повел и бровью – принципиальное решение уже обсуждалось в «Основных направлениях налоговой политики». Аплодисментов удостоились и слова Дмитрия Медведева: «Государство не должно всегда само рвать яблоки с древа экономики. Найдется тот, кто может сделать это иногда и лучше, и эффективнее. Но что государство должно делать, что входит в обязанности государства, так это помогать выращивать наш яблоневый сад, то есть помогать развивать саму экономику, экономическую среду».

    Аплодисментами встретили еще одно поручение правительству – разработать программу госфинансирования обучения российских студентов в иностранных исследовательских университетах (ранее подобные программы осуществлялись в ряде стран СНГ, в том числе в Казахстане и Грузии).

    На этом чисто российские новости от Дмитрия Медведева, по сути, и закончились, тем более что еще в начале своей речи он объявил, что в значительной степени изменения в России должны быть заметны за ее пределами. «Россия должна стать привлекательной страной, куда будут стремиться люди со всего мира в поисках своей особенной мечты. В поисках лучших возможностей для успеха и самореализации, которые Россия сможет дать всем, кто готов принять этот вызов и полюбить Россию как свой новый или как свой второй дом», – пояснил президент. У преимущественно российского по составу форума это заявление восторга не вызвало.

    Настрой хозяину форума подпортили лишь руководители международных инновационных корпораций, до которых Дмитрий Медведев добрался к концу дня. На все призывы инвестировать в «Сколково» (кстати, президент отметил, что этот инновационный центр будет не единственным, «модель можно тиражировать») потенциальные участники тут же сообщили, что при такой коррупции, как в России, инвестировать невозможно. Дмитрию Медведевуу пришлось грустно согласиться. «Вопрос коррупции – одно из самых слабых мест нашего государства и экономики. Мы осознаем масштабы бедствия и считаем, что без ее подавления на всех этажах у нас инвестиционного будущего быть не может», – заявил он и пустился в рассуждения, что инвесторы должны участвовать в решении этой проблемы. Но когда в своих размышлениях Дмитрий Медведев дошел до слов: «…Что бы там ни говорили, что в России можно работать только по-российски и пока ты не принес…» – прессу удалили{211}.

    Через несколько дней стали известны подробности реализации инициатив президента Дмитрия Медведева, выдвинутых на открытии Петербургского международного экономического форума. Список стратегических предприятий сокращается за счет неконтрольных пакетов лишь в непривлекательных для инвесторов компаниях. Частно-государственный инвестфонд будет проектом ВЭБа и заработает не ранее 2011 г. Студенты будут сами искать кредиты на обучение в иностранных университетах – государство готово погашать их при условии возвращения в Россию{212}.

    В сентябре 2010 года на мировом политическом форуме в Ярославле Дмитрий Медведев заявил, что модернизация может проходить только в условиях демократии и Россия может стать первым примером быстрого построения демократии после тысячелетия авторитарного режима. Заодно он сформулировал пять стандартов демократии, которые должны быть приняты и в России, и в мире.

    Профессор Карлтонского университета из Канады Петр Дуткевич усомнился, что в России есть порожденные демократией модернизаторы и соответственно настроенная политическая партия. «Я хотел бы, чтобы модернизатором выступал народ, а не политический класс и не президент, который ходит с “айпадом”», – пояснил ему Дмитрий Медведев, заметив, что политические партии в России совершенны настолько, насколько совершенна политическая система. «В том числе и „Единая Россия“, которая находится у власти, – подчеркнул он. – У нее есть недостатки и достоинства. Но считать, что она не может заниматься модернизацией, нельзя. Никто мне не сказал, что не надо этого делать, включая премьера Путина и Грызлова».

    Политолог госпожа Нейсбит, супруга руководителя американского Института Китая, попыталась поколебать уверенность президента РФ: «Когда мы говорим с китайцами, мы видим в глазах огонь. А у российских граждан не хватает огня. Как вы можете зажечь огонь в сердцах людей?» Дмитрий Медведев объяснил, что мобилизовать европейцев сложнее, чем китайцев: «Мы можем зажигать людей, но для этого требуется более высокая температура, чем в Китае».

    В ходе встречи Дмитрий Медведев порассуждал и о роли Интернета. «Эпоха представительной демократии может уступить место прямой демократии – голосованием через сеть, – заявил глава государства. – Нас ждет интересное будущее, демократия будет приобретать новые формы». Аплодисменты Дмитрий Медведев сорвал на словах: «Демократия начинается тогда, когда гражданин скажет сам себе: „Я – свободен!“».

    Поддержку «другу Дмитрию» выразил итальянский премьер Сильвио Берлускони. Он объяснил, что еще при Ельцине и Путине поверил в то, что Россия становится «западной демократией». При этом вера Берлускони в Россию не знала границ: «Я уверен, что Путин и Медведев стремятся построить демократию в России. Эти люди даны Господом Богом вашей стране!»

    Осенью 2010 г. президент на очередном заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики поручил превратить ОПК в «генератор инноваций» в стране и создать специальную структуру для заказа «прорывных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности». И дал примечательное поручение – создать «эффективную структуру, которая занималась бы заказом так называемых прорывных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности, в том числе перспективных исследований, пусть даже весьма и весьма рисковых». «Мы знаем, что подобная система неплохо зарекомендовала себя в США. Есть там такое известное агентство DARPA, есть аналоги соответствующих агентств в других странах», – сообщил президент, заметив, что многие разработки, от интернета до GPS, вышли на открытый рынок именно оттуда.

    Министр обороны Анатолий Сердюков попытался объяснить, что все не так уж и плохо. Дмитрий Медведев тут же дал министру поручение – разработать методики оценки «инновационности разработок». По его словам, надо понимать, «каким образом инновация заходит в оборонку», чтобы потом не оказалось, что все деньги пошли «на выпуск хорошо всем известных образцов стрелкового оружия или танков»{213}.

    К осени 2011 г. президент Медведев уже очень широко трактовал модернизацию, превратив комиссию по модернизации в универсальный политический инструмент. 26 сентября 2011 г. в Димитровграде Ульяновской области во время очередного заседания комиссии по модернизации Дмитрий Медведев вынудил отправиться в отставку министра финансов Алексея Кудрина, по сути начав таким способом модернизацию финансового и экономического курса страны.

    Ликвидация

    «Я считаю, что в какой-то момент мы выпустили из-под контроля создание государственных корпораций. Это не значит, что завтра мы сможем их закрыть. Они будут работать, но в конечном счете встанет вопрос – или акционерное общество, или ликвидация».

    Еще в феврале 2008 г., будучи тогда первым вице-премьером и кандидатом в президенты, Дмитрий Медведев выступил с программной речью. Его экономическая программа была основана на развитии четырех «и»: институтов, инфраструктуры, инноваций и инвестиций. В числе прочего должно было быть улучшено и качество управления госкомпаниями, в частности пересмотрена их организационно-правовая структура. Кроме того, чиновников в их советах директоров было предложено заменить на независимых директоров{214}.

    В период с 2003 по 2007 г. было создано семь госкорпораций: Государственная корпорация – Агентство по страхованию вкладов (Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»); Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития»); Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»); Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»); Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»); Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» (Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «„Ростехнологияи“»); Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ ««О Государственной корпорации по атомной энергии «„Росатом“»).

    Намерение ликвидировать госкорпорации как организационно-правовую форму юридических лиц присутствовало уже в проекте «Концепции развития законодательства о юридических лицах». Подготовить такую концепцию поручил Дмитрий Медведев указом от 21 июля 2008 г. Наиболее серьезно проект концепции затрагивал госкорпорации, созданные на основании специальных законов, которые в каждом конкретном случае предоставляли этим организациям особые полномочия и особые условия работы. Все они считались некоммерческими организациями и получали в собственность госимущество.

    Идея упразднить организационно-правовую форму госкорпорации была основана на том, что такой формы, по сути, не существует и каждая госкорпорация имеет свои специфические черты. В проекте концепции говорилось, что «Росатом», например, «имеет властные полномочия, принадлежащие федеральным органам государственной власти»: он может сам принимать нормативные правовые акты, распоряжаться бюджетными средствами и иметь собственные военизированные охранные подразделения. Авторы проекта указывали, что соединение в госкорпорации функций коммерческой организации и органа государственной власти в конечном итоге приведет к тому, что имущественная ответственность за результаты их хозяйственной деятельности может быть возложена на государство. Разработчики концепции предлагали преобразовать «Росатом», а также госкорпорацию «Олимпстрой» в органы государственной власти{215}.

    В августе 2009 г. Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и начальнику контрольного управления президента Константину Чуйченко провести комплексную проверку деятельности госкорпораций. На эту задачу Дмитрий Медведев отвел 3 месяца. По итогам проверки президент поручил представить предложения – в том числе и о целесообразности дальнейшего использования самой организационно-правовой формы госкорпорации. Особое внимание Генпрокуратуры и своего контрольного управления Дмитрий Медведев поручил уделить вопросам, касающимся использования переданного госкорпорациям имущества РФ и госсредств, а также соответствия деятельности самих корпораций целям, сформулированным в законах об их создании.

    Таким образом Кремль фактически дал ход инициативе президентского совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства упразднить госкорпорации как форму юридических лиц{216}.

    В интервью газете «Коммерсантъ» в мае 2009 г. Дмитрий Медведев заявил: «Их жизнь должна быть конечна. Государственные корпорации в конечном счете (и я считаю, что это абсолютно очевидно) должны превратиться в акционерные общества». Правда, уже после этого заявления сам Дмитрий Медведев подписал закон о создании очередной госкорпорации «Автодор» для развития сети автомобильных дорог и инфраструктуры. Президентский совет пытался этого не допустить, предлагая установить запрет на создание новых госкорпораций. Однако закон был принят. «Я его сегодня подписал, и он начинает работать», – сказал Дмитрий Медведев на встрече с главой Минтранса Игорем Левитиным 17 июля.

    Готовность к реформам продемонстрировал только глава «Роснано» Анатолий Чубайс. «К преобразованиям мы готовы, хотя я думаю, что они не произойдут. Для меня предельно малозначима наша организационно-правовая форма. Преобразуют нас в АО – будем работать как АО, сделают некоммерческим партнерством – будем партнерством. Хоть горшком назови, это значения не имеет», – сказал Анатолий Чубайс.

    Остальные представители госкорпораций в целесообразности реорганизации сомневались. «Мы открыты для Генпрокуратуры. С начала года у нас было три проверки Счетной палаты, проверка Росфиннадзора и проверка по линии Рособоронзаказа», – говорил представитель «Росатома» Владислав Бочков, отмечая при этом: «Госкорпорация – наиболее приемлемая форма существования атомной отрасли РФ. У нас полный цикл – от добычи и производства до использования и утилизации ядерных материалов». Идею возврата ко временам Минатома в госкорпорации называют «вчерашним днем», форма же госагентства «не позволит консолидировать отчетность предприятий отрасли, которая сейчас консолидируется». Срок принятия и исполнения решений, отмечали в «Росатоме», в госкорпорации короче, чем в других структурах.

    В Фонде ЖКХ также были довольны статусом госкорпорации: «Посмотрите, сколько отремонтировано домов, сколько недостроя достроено – 250 домов только за восемь месяцев 2009 г., зачем что-то менять? – недоумевал представитель фонда Григорий Волков. – Мы ежемесячно предоставляем отчеты Счетной палате, и прокурорская проверка нас не пугает». Генпрокуратура уже проверяла фонд в марте – апреле 2009 г., и «единственная претензия касалась слишком высоких бонусов менеджмента. Глава фонда Константин Цицин вернул бонус полностью, другие топ-менеджеры – частично, и на этом вопрос был исчерпан», напоминал Григорий Волков. Однако в Генпрокуратуре сообщили, что в ходе проверки было выявлено, что административно-хозяйственные расходы корпорации, в штате которой состояло всего 97 человек, в 2008 г. превысили 340 млн руб., что «сопоставимо с расходами на содержание в этом году центральных аппаратов Роснедр, Росархива, Роспатента, Росинформтехнологии и Роскартографии вместе взятых»{217}.

    К ноябрю 2009 г. Юрий Чайка и Константин Чуйченко выполнили данное им президентом в августе поручение и представили доклад о проверке деятельности созданных за последние несколько лет госкорпораций. Ю. Чайка за 20 минут изложил Дмитрию Медведеву все вскрытые им факты неблаговидного поведения проверяемых.

    Больше всех досталось «Роснано», возглавляемой Анатолием Чубайсом, которой Юрий Чайка поставил в вину то, что из переданных госкорпорации 29 ноября 2007 г. 130 млрд руб. было «освоено» всего 10 млрд, причем из них 5 млрд руб. пошло на обеспечение текущей деятельности. То, что временно свободные средства размещаются на банковских депозитах, Ю. Чайка расценил как использование их не по целевому назначению. В вину А. Чубайсу было поставлено и то, что с момента создания корпорации наблюдательным советом одобрено всего 36 из поступивших 1200 предложений, а профинансировано лишь 8 проектов.

    Нецелевое и неэффективное использование средств вместе с «Роснано» было выявлено и в деятельности госкорпораций «Внешэкономбанк», «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ), «Олимпстрой».

    А «Роснано», как сообщил генпрокурор, оплатило 130 млн руб. «Тройке Диалог» за работы, которые должны были выполнять ее сотрудники. Также было и в ГК «Ростехнологии» и АСВ. В ГК «Ростехнологии» к тому же было выявлено незаконное распоряжение госимуществом и было заведено 22 уголовных дела. Ю. Чайка также привел примеры неблаговидной деятельности госкорпораций из-за несовершенства законодательства.

    Так, в «Роснано» были выявлены «факты принятия решений в интересах служащих корпораций либо аффилированных с ними структур». На госкорпорации не распространяются и требования закона о госзакупках, что, по словам генпрокурора, «усиливает коррупционные риски». «Роснано» и «Олимпстрой» в компании с Фондом содействия реформе ЖКХ и Внешэкономбанком, пользуясь отсутствием в законах норм о зарплатах и бонусах, устанавливали также завышенные зарплаты и «малообоснованные премии и бонусы».

    Константин Чуйченко кратко сформулировал предложения: поручить правительству подготовить предложения о преобразовании госкорпораций, работающих в конкурентной среде, в акционерные общества, а для оставшихся определить показатели эффективности. Вместе с этим он предложил усилить госконтроль за этими структурами: распространить на них нормы законодательства о госзакупках, «определить правовой статус работников ГК фактически как госслужащих», создать механизм по урегулированию конфликта интересов по аналогии с законом о госслужбе. Константин Чуйченко предложил также ввести по аналогии с АО контроль со стороны акционеров за сделками с заинтересованностью и крупными сделками, чтобы они не передавались на рассмотрение менеджмента компании{218}.

    В мае 2010 г. Дмитрий Медведев обязал правительство согласовывать со своей администрацией назначение госпредставителей в советы директоров всех стратегических АО, директивы голосования госпакетами по назначению и снятию директоров таких АО. То же было рекомендовано и ЦБ для банков.

    Кроме того, согласовывать требовалось теперь и директивы на голосование госпакетов в таких АО по вопросам утверждения и снятия «единоличного исполнительного органа» (президента или гендиректора) или управляющей компании. В распоряжении ЦБ было предложено согласовывать с администрацией президента назначение госпредставителей «в коммерческих банках, в уставных капиталах которых допускается федеральными законами участие Банка России» (речь шла в первую очередь о Сбербанке РФ). В сообщении указывалось: «Порядок согласования кандидатур существовал и раньше, однако круг АО, в отношении которых он действовал, не был четко обусловлен особенностями современного этапа социально-экономического развития страны, стоящими перед ней вызовами и угрозами».

    С указом Дмитрия Медведева схема окончательно замыкалась: госпредставители в АО оказывались формально подотчетными президенту. Согласовывать директивы должно было экономическое управление президента, а подписывать – глава администрации президента Сергей Нарышкин{219}.

    В конце декабря 2010 г. Дмитрий Медведев также подписал ФЗ № 437-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ „О некоммерческих организациях“ и отдельные законодательные акты РФ», предусматривающий «повышение эффективности деятельности госкорпораций и госкомпаний». В частности, вводится унификация порядка инвестирования временно свободных средств госкорпораций и компаний, а долгосрочная программа деятельности и развития должна предусматривать выполнение производственных, инвестиционных, финансовых показателей и публичной отчетности по ее выполнению.

    Первой изменила форму юридического лица госкорпорация «Роснано», став ОАО 1 января 2011 г. (на ее акционирование потребовалось 8 месяцев).

    В феврале 2011 г. на совещании комиссии по модернизации в Арзамасе Дмитрий Медведев пообещал уволить всех руководителей госкомпаний, которые не занимаются инновационными разработками и их внедрением. Он объявил, что они не финансируют НИОКР, что сорвали его поручение по подготовке своих инновационных программ и что ни в одной компании нет ответственных за инновационную тематику. Субъективные причины были обозначены просто: «Госкорпорации и профильные министерства не воспринимают эту задачу как самую приоритетную». Сразу были названы те, кто экономит на НИОКР, – «Роснефть», МРСК, «Совкомфлот» и «Аэрофлот». «Я поручаю администрации президента и правительству подготовить предложения о дисциплинарной ответственности руководителей крупных госкомпаний вплоть до увольнения за эту работу. Срок – две недели», – определил президент.

    Он пояснил, что нежелание заниматься инновационными разработками приводит к тому, что в стране почти нет конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, а «наша промышленность продолжает внедрять заготовки прошлых лет». В пример он привел западные компании, которые «за те же деньги» приобретают в университетах готовые к запуску разработки и в которых сидят «комиссары от инновационного лобби», формирующие идеи и стратегию развития. «Нам таких людей не хватает. Их надо растить и приглашать из-за границы, – заявил президент и дал следующее поручение: – Корпорации должны радикально повысить расходы на НИОКР, и тогда количество неэффективно потраченных денег будет сокращено».

    Затем Дмитрий Медведев обрушился на представителей государства в госкомпаниях, которым надлежит «продавливать инновации». «Госкомпании должны показать пример всему рынку инноваций и озадачиться перспективой завтрашнего дня, – заметил он и подытожил: – Нужно не нормотворчеством заниматься, а переводить все в практическую плоскость».

    Глава МЭРТа Эльвира Набиуллина подтвердила, что дела с инновациями в госкомпаниях обстоят плохо, за год 22 госкомпании получили около 1000 патентов – в несколько раз меньше, чем одна крупная западная компания типа IBM или Microsoft. «А международных патентов у нас в 2010 г. было зарегистрировано, просто страшно говорить, всего 5 штук», – сообщила она. «А потом мы обижаемся или начинаем умничать, когда обнаруживаем наши разработки у наших конкурентов, и говорим, что вот они все внедрили, они такие активные, предприимчивые. Значит, у нас не защищено абсолютно ничего», – окончательно расстроился Дмитрий Медведев.

    Далее Э. Набиуллина рассказала, что «непонятно, кто будет исполнять инновационные программы», и возможно, придется приглашать специалистов из-за рубежа. Кроме того, трудно оценить, «что является реальным технологическим прорывом». Наконец, она поставила вопрос о том, насколько обоснованно принуждение к инновациям, и сама же на него ответила: «По отношению к госкомпаниям оно обоснованно». «Может, никого не принуждать, а просто людей поменять», – отреагировал президент.

    Перед тем как закрыть заседание, он назначил сроки сдачи госкомпаниями инновационных программ. «Ответственным является правительство и представители государства в советах директоров в личном качестве. Обращаю внимание, в личном качестве», – отметил Дмитрий Медведев. Его помощник Аркадий Дворкович после заседания сообщил журналистам, что могут быть уволены главы нескольких госкомпаний{220}.

    В марте 2011 г. Дмитрий Медведев обнародовал 10 тезисов об улучшении инвестклимата в России. Президент потребовал практически потрясения основ нынешней экономики, в том числе выхода из советов директоров госкорпораций министров и вице-премьеров и публикации графика массовой приватизации госкомпаний.

    Тезисы Дмитрия Медведева на заседании комиссии по модернизации, прошедшем в Магнитогорске, составили бы честь как любой предвыборной программе, так и любому посланию президента Федеральному собранию, хотя формально они были лишь текущими поручениями главы государства кабинету. Прежде всего накануне сезона годовых собраний акционеров Дмитрий Медведев потребовал «устранения избыточного влияния госкомпаний на инвестклимат». В связи с этим необходимо «исключить практику, когда профильные руководители правительства, а именно те, кто отвечает за правила регулирования в конкретных отраслях, занимают места в советах директоров компаний, работающих в условиях конкуренции». «Правительство должно инициировать принятие решений на собраниях акционеров о замене профильных министров и вице-премьеров на независимых директоров в основных компаниях уже до середины этого года», – заявил он.

    Таким образом, советы директоров должны были покинуть вице-премьеры Игорь Сечин («Роснефть», «Интер РАО»), Алексей Кудрин (ВТБ), Виктор Зубков («Росагролизинг», возможно, «Газпром»), Сергей Иванов («Роснано»), министры Игорь Левитин («Аэрофлот»), Сергей Шматко («РусГидро», ФСК, «Транснефть», «Газпром»). Практика работы Белого дома всегда предполагала представительство в советах директоров, причем намеки на «новую политику» появились уже в марте 2011 г., когда вице-премьер Алексей Кудрин не стал номинироваться в совет директоров Сбербанка РФ. Но тогда неофициально был объявлен иной принцип: крупные чиновники не должны входить из-за конфликта интересов в советы нескольких конкурирующих госкомпаний. При этом буквальная реализация принципа замены вице-премьеров и министров на независимых директоров в «основных» (термин не раскрывался) госкомпаниях, «работающих на конкурентных рынках», могла привести к потере государством большинства в советах – независимый директор по определению не должен был голосовать согласно директивам Белого дома, даже если он избран голосами госпакета.

    Впрочем, и это не так важно. Президент потребовал «зафиксировать, наконец, и объявить график приватизации крупных пакетов акций на ближайшие три года»: напомним, тактикой Белого дома последних месяцев было затягивание вопроса о «большой приватизации» в 2011–2015 гг., а сами госкомпании, в том числе «Транснефть» и «Роснефть», вообще публично сомневались в необходимости сокращать в них госприсутствие. «Уже в этом году необходимо реализовать доли государства в крупных банках, в инфраструктурных компаниях», – пояснил глава государства{221}.

    1 апреля 2011 г. заседание Президиума правительства фактически началось с обсуждения «десяти тезисов об инвестклимате» президента Дмитрия Медведева. Пояснения главы Минэкономики Эльвиры Набиуллиной сомнений не оставляли: правительство готово выполнить и это поручение, хотя и без восторга. Владимир Путин бесстрастно подчинился служебной субординации, пояснив, какую именно проблематику работы Белого дома затронут будущие поручения и что в связи с этим предстоит сделать. Но самый чувствительный вопрос – требование до конца 2011 г. исключить из советов директоров «основных» госкомпаний, работающих на «конкурентных рынках», «профильных» вице-премьеров и министров, – премьер удостоил в присутствии телекамер лишь молчанием.

    В администрации президента сообщили, что «критичным» является замена профильных вице-премьеров и министров только в тех компаниях, которые работают на конкурентном рынке: «Например, советы директоров „Транснефти“ и ФСК могут остаться в прежнем составе». Технология замены предполагалась такая: для изменения состава кандидатов в советы директоров достаточно будет, «если уже выдвинутый профильный министр или чиновник отзовет свою кандидатуру, написав соответствующее заявление». В Кремле полагали, что, если на это место не найдется замены, «совет просто можно сократить на одного человека».

    До появления в формальных поручениях Дмитрия Медведева конкретных требований компании и чиновники комментировали происходящее крайне неохотно и обще. Так, источник в «Аэрофлоте» (председателем совета директоров в компании, как и «Шереметьево», был министр транспорта Игорь Левитин) отметил, поскольку заявление сделал глава государства, которое является основным держателем акций авиакомпании, ставить под сомнение, что смена главы совета произойдет, не приходится. Но произвести изменения раньше июня сложно, лишь в середине года состоится очередное собрание акционеров «Аэрофлота». А источник в Минтрансе уточнил, мол, по поручению государства министр занял этот пост, по его указанию и покинет, если такая необходимость возникнет.

    Не комментировали ситуацию и в «Роснефти». Однако источник в окружении Игоря Сечина, близкий к компании, находил решение Дмитрия Медведева «сомнительным».

    Этот комментарий поднимал ключевую проблему решения Дмитрия Медведева. Вице-премьеры и министры в советах директоров государственных АО являются частью концепции, согласно которой госкомпании являются де-факто частью правительства и проводниками его интересов в экономике «поверх» обычных функций АО – смысл владения государством контрольными пакетами в госкомпаниях именно в этом. Выполнение поручения Дмитрия Медведева на этот счет – вольная или невольная попытка разрушения вертикали власти в госсекторе экономики.

    Сменить председателей советов директоров во всем корпоративном госсекторе экономики вообще приходило в голову многим главам государств, но еще никому до президента России Дмитрия Медведева не казалось хорошей мыслью сделать это в течение полугода. Почти в 3000 компаний РФ с госучастием госслужащие не смогут занимать пост председателя совета директоров ОАО или ЗАО, а из советов двух десятков крупнейших госкомпаний и госбанков должны выйти профильные вице-премьеры и министры. «Госкапитализм 2.0» призван исправить ошибки старой версии госкапитализма, ведь она угрожала скорее государству, чем госкомпаниям.

    Хотя с 2009 г. советы директоров крупнейших государственных компаний не платят представителям государства за участие в их управлении (до этого момента выплаты могли составлять абсолютно легальные сотни тысяч долларов в год), в России почти нет сколько-нибудь осмысленной государственной компании или компании с существенным госучастием, в которой пост председателя совета не занимал бы крупный чиновник.

    Но Дмитрий Медведев был неумолим: профильные министры и вице-премьеры в крупнейших госкомпаниях, работающих на конкурентном рынке, должны в 2011 г. советы покинуть и туда более не входить{222}.

    2 апреля на подпись главе государства ушла письменная версия поручений правительству России. В ней, в частности, с иезуитской дотошностью перечислялись 17 госкомпаний, в совет директоров которых не войдут восемь министров и вице-премьеров, а вместо них войдут независимые директора, а также сообщалось: до 1 октября посты председателей советов директоров во всех АО с госучастием (их сейчас более 2500) госпредставители занимать не должны{223}.

    Ответственность за реформы, которые будут стоить восьми вице-премьерам и министрам кресел в советах директоров 17 госкомпаний фактически взял на себя первый вице-премьер Игорь Шувалов. Демонтаж действующей модели корпоративного госкапитализма в теории должен завершиться к октябрю 2011 г. – но Дмитрий Медведев может продолжить и расширить тему.

    Напомним, в августе 2010 г. Владимир Путин уже назначил Игоря Шувалова «инвестиционным омбудсменом». Однако интерес к Игорю Шувалову как к политически важной фигуре при определении перспектив Дмитрия Медведева и Владимира Путина на президентских выборах 2012 г. подогрело выступление первого вице-премьера на Гайдаровском форуме 16 марта – тогда Игорь Шувалов позволил себе весьма откровенную речь о перспективах смены власти в России, трансформации институтов и в целом на темы, которые в правительстве затрагиваются обычно с крайней осторожностью{224}.

    То, что Дмитрий Медведев серьезен как никогда, стало очевидно уже 11 апреля 2011 г., когда вице-премьер Игорь Сечин неожиданно заявил, что досрочно слагает с себя полномочия и председателя, и члена совета директоров «Роснефти». Поданный пример оценили все: уже на следующий день стало известно, что помощник президента Аркадий Дворкович и министр экономического развития Эльвира Набиуллина отказались от практически гарантированных им еще в январе 2011 г. (когда о корпоративной реформе еще никто не знал) кресел в совете директоров Сбербанка РФ, которого, отметим, в списке 17 госкомпаний не было.

    Взаимное переплетение капиталов госбанков, госкомпаний и госбюджета началось еще в 1-й половине «нулевых» и сейчас зашло довольно далеко, во всяком случае совет директоров госкомпании, в котором нет госбанкира, встретишь нечасто. «Госкапитализм 2.0» – это другой по смыслу госкапитализм, нежели строившийся 10 лет. Возможность принимать внеэкономические решения, келейность, непрозрачность, преданность политической вертикали – в ней замещается чистоганом, как в какой-нибудь буржуазной Италии или Франции.

    В конце апреля 2011 г. президенту Дмитрию Медведеву были представлены промежуточные итоги выполнения поручений от 2 апреля по исключению из советов директоров госАО вице-премьеров и министров. В процессе работы задача была дополнительно усложнена: топ-менеджменту госАО запрещено возглавлять советы директоров других госкомпаний, в более чем половине госАО председателями предлагается не избирать представителей государства, в Кремле недовольны и занятием госпредставителями директорских кресел в нескольких АО одновременно. По итогам совещания президент потребовал подготовить широкий список потенциальных кандидатов в советы, которые были бы «профессиональны, известны на рынке, некоррумпированы и беспристрастны», – вероятно, собственной «скамейки запасных» для этих целей в Белом доме уже не хватает.

    Совещание у Дмитрия Медведева по вопросам исполнений его поручений от 2 апреля собралось в довольно широком составе – так, одним из участников встречи у президента был премьер-министр Владимир Путин, что в последнее время случалось нечасто. Констатировав прогресс в исполнении двух своих поручений (особый порядок рассмотрения антикоррупционных жалоб и личное кураторство вице-премьерами направлений в снятии административных барьеров), Дмитрий Медведев призвал коллег обсудить «резонансную» тему – исключение из советов директоров АО с госучастием вице-премьеров и министров и отказ от занятия госслужащими постов председателей советов директоров в таких АО.

    Впрочем, поручение президента не исчерпывалось только министрами и только 17 АО – всего, по данным Минэкономики, в России сейчас 1705 госАО с контрольным пакетом, из которых 950 фигурируют в прогнозном плане приватизации на 2011 г. Кроме этого на совещании у президента уже обсуждалось будущее наблюдательных советов как минимум трех госкорпораций – «Ростехнологий», «Росатома» и «Автодора»: судя по всему, их тоже затронет «реформа госкапитализма» от Дмитрия Медведева.

    Было четко определено: вице-премьеров и министров в советах заменят не независимые директора, а «профессиональные поверенные», голосующие по директивам Белого дома по ключевым вопросам АО, в числе которых одобрение крупных сделок и кадровые вопросы.

    «Пересечения» списков правлений и советов директоров чрезвычайно популярны. Так, и. о. гендиректора «Роснефтегаза» Лариса Каланда входила в совет директоров трех госАО («Транснефти», «Зарубежнефти» и самого «Роснефтегаза»), президент СПбМТСБ Сергей Маслов – в три совета (МРСК, РАО «ЕЭС Востока», ОЗК), глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов – в советы директоров ОАК, «Аэрофлота» и ОСК, президент «Транснефти» Николай Токарев помимо совета директоров в собственной компании – в «Роснефти», «Роснефтегазе» и «Совкомфлоте». Независимые директора, избираемые от государства, также нередко входили в состав нескольких советов: юрист Сергей Пугинский входил в состав советов пяти оборонных госАО, заместитель гендиректора компании «КФК-Консалт» Рашид Шарипов – в советах директоров трех госэнергокомпаний, вице-президент РАН Александр Некипелов – в советах директоров «Зарубежнефти», «Роснефти» и «Транснефти».

    Исходя из логики президентских поручений, сеть взаимного представительства и контроля в советах директоров, правлениях госАО и министерствах – это и есть система, разрушить которую призваны поручения от 2 апреля.

    Хотя надо признать, что найти в РФ несколько сотен известных на рынке и при этом полностью независимых от государства профессионалов-управленцев, которые при этом легко согласились бы в роли «профессиональных поверенных» управлять государственными АО по прямым директивам из Белого дома, – задача из разряда издевательски сложных: «корпоративный госкапитализм» в России строился достаточно долго, чтобы таких людей в 2011 г. не было слишком много{225}.

    Экономическая часть выступления Дмитрия Медведева на санкт-петербургском форуме в июне 2011 г. внешне выглядела революционной – президент объявил курс на демонтаж госкапитализма, выстроенного его предшественником Владимиром Путиным. Однако как будет реализовано заявленное, осталось неясным.

    Верный своему имиджу инноватора, в программной части своей речи Дмитрий Медведев вспомнил высказывание Стива Джобса (главы Apple) о том, что «важные решения – это не те, что вы делаете, а те, что вы решили не делать». «Я бы хотел заявить здесь предельно четко, что мы не строим государственный капитализм», – объяснил, чем не занимаются российские власти, президент. Понимая явное противоречие этого тезиса практике последних 10 лет, Дмитрий Медведев поспешил объявить все ранее сделанное правильным: «Надо было стабилизировать ситуацию после хаоса 90-х годов и навести просто элементарный порядок. Однако теперь потенциал данного пути исчерпан»{226}.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх