|
||||
|
Раздел 22 Втирание в доверие Краткое пояснениеПрием основан на отключении критического восприятия у реципиента через апеллирование к самым добрым его чувствам. Создавая себе максимально положительный имидж в глазах реципиента, манипулятор заставляет его относиться к себе с максимальной же симпатией. В этом случае симпатия препятствует критической оценке реципиентом информационной установки, исходящей от манипулятора. 22.1. «Приобщение к аудитории» Подробное описание До определенного момента — инициации разрушительных процессов сначала «перестройки», позднее — «реформ» и всем, что с ними связано, советское (российское) общество практически не сталкивалось с данным видом манипуляции сознанием. Это обуславливалось спецификой отношений общества и власти, характерных для русской-советской православной цивилизации. В дореволюционной России и большинство подконтрольных ей территорий (кроме Польши, Финляндии и Прибалтийских территорий, население которых имело западную ментальность) власть даровалась обществу «от Бога», и, следовательно, ее носителю не требовалось «втираться в доверие» «простому человеку», выдавая себя за «своего». Носитель власти «от Бога» и так был своим — только стоял намного выше, отделенный от общества божественной благодатью. Последняя существовала a priori и не требовала доказательств. Нечто подобное было и в СССР. Власть также была «от Бога» — на этот раз от всемогущей «красной» идеи равенства и справедливости. Высшим вождям не требовалось заигрывать с избирателем ради приобщения к «кормушке»: вопросы передачи власти решались келейно между властными группировками; общество ставилось перед фактом назначения-снятия очередного лидера. Справедливости ради стоит отметить: пока в обществе доминировала идея развития государства на благо всех его членов, это была наиболее оптимальная конструкция власти. Однако с приходом к власти коррумпированного вороватого популистского типа политиков, необходимость добиться благосклонности «плебса» проявилась, принимая, порой резкие, а то и маразматические формы. На начальном этапе «перестройки» Горбачеву нужен был «кредит доверия» советского общества, на котором он мог бы «добить» старые партийные кадры, сопротивлявшиеся развалу СССР. Для этого ему требовались внешне эффектные ходы, вроде «чтения не по бумажке» и «выхода к простому народу» у первого попавшегося магазина (спецэффекты, 23.2). Те, кто застал середину 80-х годов прошлого века в сознательном возрасте, помнит, с каким безумным восторгом принимало советское общество эти дешевые пиаровские решения. Позднее Горбачева вытеснял уже Ельцин, для чего он лично, дешевой авторучкой, записывал «все требования» бастующих шахтеров Донбасса, чтобы их непременно «выполнить» (ложь прямая, 18.1), «залезал на танк», показывая, что «вместе с народом защищает демократию». В тот момент подавляющее большинство людей горело желанием эту «демократию» защитить, и ее главный «защитник», Ельцин, воспринимался как полностью свой. К тому же «страдалец за правду»: в недавнем прошлом под знаменитое «Борис, ты не прав» его выгнали из Политбюро. А тогда, у Белого дома, он в сознании людей потенциально мог оказаться жертвой «кровавых путчистов». Спустя пять лет, в момент выборов 1996 года, когда кремлевская марионетка Зюганов был в шаге от победы на выборах, Ельцин снова прибег к этому приему (наряду с использованием других). Выпущенная его пиар-службой фотография «Верю. Люблю. Надеюсь. Б. Н. Ельцин», вместе с другими задействованными механизмами (запугивание общества «опасностью коммунистического реванша», подтасовка результатов подсчета голосов, использование кандидатуры Лебедя для привлечения голосов к Ельцину и пр.), помогли ему снова ассоциироваться в сознании значительного количества россиян с образом близкого им человека. Разумеется, если лидер страны «верит» (паразитирование на вере — сильнейший, хоть и совершенно бессовестный, ход), «любит» (каждый из нас или любит, или ищет любовь), «надеется» (надеются все; в условиях инфляции, финансовых пирамид, потери накоплений, развала страны, торжества преступности над обществом и законом, страшной и позорной для России войны в Чечне людям только и оставалось, что надеется на лучшее), да еще не стесняется заявлять об этом на всю страну — разве можно не поверить такому честному и открытому человеку? Общество в очередной раз поверило. И получило то, что получило. Однако уже с приходом к власти Путина использование данного приема было прекращено. Имидж нового президента создавали не на основе популизма, а как харизму «крутого бойца», опытного и любящего страну чекиста, который разнесет всех наших врагов вдребезги и «в сортире их замочит» (паразитирование на терминологии, 7.1, апеллирование к желаниям аудитории, 7.4). Манипуляция также использовалась предельно широко (чудовищными спецэффектами стали взрывы домов в Москве и Волгодонске, как и спровоцированное вторжение чеченских бандитов в Дагестан — 23.1 и 23.2). Однако Путин, вернее его имиджмейкеры, сознательно «отделили» «лидера нации» от самой «нации», верно использовав подсознательный российский стереотип властей («власть от Бога»). Технология «приобщения к аудитории» на пространстве бывшего СССР была в наиболее полной мере продемонстрирована во время «оранжевых событий» на Украине в конце 2004 года. Процесс проведения этой революции вообще изобилует самыми разнообразными приемами манипуляции сознанием, и «приобщение к аудитории» — один из них. Многие помнят, как во время «стояния на Майдане» там постоянно находились основные «оранжевые лидеры». Большая толпа создавала видимость «всего украинского народа». Вместе с ней Ющенко, Тимошенко и другие «лидеры» калибром поменьше в своих выступлениях на этом шоу постоянно подчеркивали: мы с вами, прогрессивные украинцы, мы будем с вами, что бы ни случилось! Педалировалась «опасность» применения силы законной властью, возможное использование спецсредств для разгона демонстрантов. Нагнетание опасности, одновременно с созданием образов «страшной угрозы» и «врагов свободы», показывало, что вместе с простыми людьми Ющенко и Тимошенко готовы «рисковать жизнью ради демократии». Со всем народом они «подвергаются опасности» и, следовательно, составляют «одно целое» с массой оболваненных ими украинцев. Обычным людям импонировало, что вместе с ними «мерзнут», «рискуют жизнью» и «защищают свободу» «великие лидеры» и «неподкупные борцы с коррумпированными чиновниками». Созданный ранее имидж «святых», непререкаемых авторитетов двух «оранжевых лидеров», теперь частично начинал распространяться и на обычных людей: «Они, Ющенко и Тимошенко, с нами! Они такие же, как мы, а мы такие же, как и они! Мы вместе создаем свободную, великую и независимую Украину!» Ющенко и Тимошенко превосходно играли роль «высших существ», выказывающих благосклонность к простым смертным и даже вместе с ними рискующими жизнью. Единение аудитории и манипуляторов было превосходно спланировано, исключительно технично проведено и потому достигло максимальной эффективности. Осознание, что ТАКИЕ люди вместе со всеми, дополнительно сыграло свою роль в успешности «оранжевого» безумия, охватившего на некоторое время высококультурное и образованное украинское общество. Использование данного приема сыграло свою роль и после окончания описываемых событий. «Кредит доверия», полученный лидерами «оранжевой революции» от сторонников, был исключительно велик и обеспечил поддержку «оранжевых» на протяжении почти полугода. Люди, «приобщенные» к «оранжевым лидерам» на Майдане, в значительной степени безропотно терпели их безумства в экономике и внешней политике, ища постоянные предлоги для оправдания того, что творили с Украиной Ющенко и Тимошенко. Вопреки бьющей в глаза очевидной реальности, что к власти дорвались разрушители и дилетанты, выполняющие указания не заинтересованного в развитии Украины Запада, люди подсознательно оправдывали своих недавних кумиров. Только к осени 2005 года их полная продажность и несостоятельность стала очевидна для многих, «защищавших демократию» на Майдане. Одна из главных причин такой длительной и иррациональной поддержки — осознание, что «они такие же, как и мы. А мы такие же, как и они». Если обвинять «их» — следует обвинять и себя! Но на это большая часть украинского, да и любого иного, общества сразу не могла решиться. В локальном виде данный прием манипуляции представлен высказыванием ведущего передачи «Времена» с Владимиром Познером». В ходе одного из эфиров он рассказывает, как «он ехал в автобусе, и одна женщина у него спросила» (что именно — не столь важно). Познер, получающий огромные гонорары за свое информационное воздействие на российскую аудиторию, небезуспешно пытающийся захватывать дорогую недвижимость в центре Москвы, постоянно апеллирует к тому, что он на своих передачах «только ищет правду и старается хорошо информировать аудиторию о происходящих событиях». Но такой образ «борца за правду» не вяжется с огромными гонорарами и роскошью. Если так усердно ищешь правду — за что ж тебе такие деньги платят? За правду? Не смешно… Чтобы показать, что он «такой же, как и все», так же ездит на работу на автобусе, Познер и выдумывает эту байку со своей «поездкой». Она призвана убедить аудиторию: тот, кто уверяет с экрана, что он «всего лишь ищет правду» и потому ему необходимо верить, отнюдь не богатый человек. Разве богатые ездят на автобусах? Он не отделен от простых людей, выживающих от зарплаты до зарплаты, он такой же, как и они. И, следовательно, его интересы такие же, как и интересы других, столь же простых и небогатых людей… 22.2. Покаяние Подробное описание В России покаяние как попытку втереться в доверие нельзя считать распространенной формой манипуляции сознанием. Вероятно, это связано с особенностью менталитета народов, населяющих нашу страну. В массовом сознании покаяние есть институт божественный, почти святой, и общество на него реагирует очень чутко. Обмануть российскую аудиторию, используя такой прием, достаточно сложно: фальшь распознается быстро. В случае разоблачения — вдобавок к «технической» сложности исполнения «покаяния» — манипулятор-неудачник вряд ли сможет впредь рассчитывать на доверие аудитории. Другое дело цивилизация западная. В мире, где все продается и покупается, покаяние так же, как и все остальное, стало товаром, который практичный западный человек, его продающий (манипулятор), довел до необходимого товарного вида. Настолько, что «потребитель» (жертва манипуляции), часто принимает эту манипуляцию за истину. Скорее даже не за «истину», а за то, что ее заменяет — как проституция заменяет любовь для тех, кто морально на это готов. Вообще, прилюдное покаяние в западной психологии — дело обыденное. Политика в понимании западного человека есть исключительно бизнес, не несущий «божественной печати» Всевышнего. В этом заключается коренное отличие западной цивилизации от традиционной российской. Лозунг царских еще времен «мы слуги Царю, Царь слуга Богу» трансформировался в подсознании массового российского человека в понимание «правильной» власти не как бизнеса, а как «креста», который человек из Власти, Вождь, призван нести, чтобы укреплять страну и делать ее Великой, вести ее по «пути к Богу». В последнее время на Западе вышло сразу две книги, являющиеся превосходными примерами использования покаяния как манипуляции сознанием. Обе они важны и как материал для изучения и понимания сути процессов, происходящих в западном, прежде всего в американском, мире, и как пример рассматриваемой в данной главе формы манипуляции. Первая книга — упоминавшаяся выше «Исповедь экономического убийцы» Дж. Перкинса. Автор рассказывает о своей работе в так называемых «Фабриках мысли», Think tanks, осуществляя разрушение экономик государств, подлежащих и «приватизации» транснациональным капиталом. Работа достаточно подробно описывается, автор рассказывает обо всем, что творил он и его коллеги, откровенно признавая: да, это было не ошибкой, но, преступлением. Мы совершали зло, зачастую непростительное. И это ужасно! Мы раскаиваемся, простите нас:
Далее все в том же духе. Автор кается и честно признает: да, я виновен. Как и все, кстати! Но я-то сам осознаю свою вину:
Суть всей книги именно в покаянии: полный идеологический дефолт Запада и в особенности США сегодня очевиден уже всем, после преступлений Америки в Афганистане, Ираке, Югославии других точках земного шара. Под аккомпанемент жестоких бомбардировок и военных агрессий убеждать других в «общечеловеческих ценностях» бессмысленно. Если и дальше продолжать тупо гнуть свою линию, то мировое сообщество, рано или поздно, начнет коллективное противодействие США, что, учитывая надвигающиеся проблемы в американской экономике, ничем хорошим для «цитадели демократии» не закончится. Как отмечалось выше, часть американской элиты готова разыграть следующую информационную конструкцию: она кается за все, свершенное Америкой ранее, но при этом главным виновником выставляет своих политических оппонентов (принципиально важно понимать, что Запад и США не являются монолитными организмами; внутри них происходит постоянная борьба разных кланов). Покаянием «набираются очки»: мы же покаялись, поэтому нам нужно верить! И, одновременно, «топятся» политические конкуренты. Налицо превосходно разыгранная многоходовая политическая комбинация (которую условно можно назвать «змея меняет кожу»), в которой применение приема манипуляции сознанием «покаяние» выполняет одну из ключевых ролей в проведении информационных установок манипуляторов. Практически повторяет эту конструкцию книга Дж. Стиглица «Ревущие девяностые». Автор, весьма точно показывающий внутренние противоречия рыночной экономики — он был одним из ведущих финансовых чиновников США в администрации президента Клинтона, — рассказывает о причинах и обстоятельствах, сопутствующих созданию предпосылок к появлению «финансового мыльного пузыря» первой половины 2000-х годов. Картина, нарисованная им, наглядно показывает а) полную несостоятельность и либо вопиющую глупость, либо вопиющую же лживость тех, кто ратует за уменьшение доли государственного регулирования в экономике и б) врожденные пороки рыночной экономики, в принципе не способной существовать без серьезнейших системных кризисов. Однако Стиглиц, признавая это, списывает все проблемы США конца 90-х — начала 2000 годов и по сей день исключительно на ошибки, свои собственные или тех, против кого он боролся, находясь на высоких государственных постах, но кого не смог «переубедить». Вот как это выглядит:
Как читатель может заметить, все проблемы, с которыми столкнулись США в итоге своей паразитической политики, списываются не на врожденные пороки системы, а на «ошибки» и «просчеты». Следующий отрывок также продолжает убеждать читателя, что все дело в «ошибочности курса», «недальновидности» и, возможно, даже «глупости» американского истеблишмента:
При этом Стиглиц в конструкции книги в точности применяет ту же схему, что и Перкинс в «Исповеди экономического убийцы»: в финале он начинает объяснять читателю, «как все должно быть устроено, чтобы не повторились предыдущие кризисы». Объяснения сводятся исключительно к деталям; базовая конструкция западной финансовой экономики не только не ставится под сомнение, но и, в очередной раз, преподносится как «венец прогресса». Собственно, для этого и используется механизм покаяния в манипуляции сознанием: манипулятор, каясь, рассчитывает получить индульгенцию за прошлые грехи и, соответственно, возможность, не вызывая подозрений у потенциальных жертв манипуляции, далее делать все, что ему необходимо. В итоге, по его замыслу, система, порочная для всего человечества, но выгодная манипулятору, будет воспроизводиться снова и снова, с неизменными результатами для окружающих. Кто тогда вспомнит о «покаянии»? Кто сейчас вспоминает про обещания вечного мира и сытого капиталистического рая для всего населения СССР, которыми были переполнены перестроечные СМИ 15 лет назад? О них не вспоминают — но своей цели те, кто тогда манипулировал сознанием людей, уже добились… В новейшей истории России наиболее известный пример использования покаяния — известное письмо «борца с тоталитаризмом» Ходорковского. Человек, активно участвуя в грабеже общенародной собственности, получил в свои руки колоссальные ресурсы. «Войдя в силу», он попытался вывести их из-под контроля российских властей (и создать тем самым прецедент лишения властной российской элиты ее суверенитета над собственными природными ресурсами), устроив «бунт» против своих недавних «благодетелей». Безусловно, ситуация, в данном случае, много сложнее: в игре оказались замешаны различные международные финансовые «команды», принадлежавшие к разным наднациональным группировкам элит. Однако не в этом суть. Главное, что в итоге Ходорковский логично оказался в местах, где, по идее, и должны оказываться воры. Для противодействия властям в такой сложной ситуации ему потребовалась электоральная популярность. Это, с поддержкой Запада и усилиями прозападных внутрироссийских СМИ, могло бы позволить ему рассчитывать на успех в борьбе против Кремля. В известном письме он «признал», что приватизация, «возможно», была проведена «с нарушениями», а об интересах подавляющей части населения «приватизаторы», в погоне за прибылями, «забыли». Теперь, дескать, настало время и «о людях подумать». Признавая «ошибки и ложь», Ходорковский предлагает легитимировать итоги приватизации и заняться строительством «гражданского общества». Вырисовывается следующая схема информационной установки, проводимой манипулятором. А) Так как он «покаялся в содеянном», его полагается «простить». Б) После чего следует дать ему возможность снова «руководить процессом»: он ведь очень умный и ни в чем теперь уже не виноват — см. п. А). К тому же он такой честный и объективный: не побоялся открыто признать ошибки и повиниться в них. В) А для того чтоб «руководить» ему было удобнее, его следует освободить и наделить необходимыми рычагами власти. Используя покаяние как манипуляцию сознанием, Ходорковский одновременно «отмывал» свое воровское прошлое, легитимировал незаконную приватизацию и создавал «информационное обеспечение» возможности будущего своего продвижения во власть. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|