|
||||
|
Глава 12 ОСЛОЖНЕНИЕ ОТ УПРОЩЕНИЯ
Малый бизнес спас Украину во время тяжелейшего кризиса первых лет независимости. Миллионы уволенных с крупных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро людей пошли в мелкую торговлю и сферу услуг. Преодолев психологический шок, они стали «челноками», открывали киоски, кафе, гаражные автомастерские, парикмахерские. Спустя несколько лет этот кустарный бизнес приобрел цивилизованный уровень и масштаб. Из малого бизнеса начала девяностых годов прошлого века вышли все самые успешные украинские предприниматели. И уже к началу нынешнего века к категории малого и среднего бизнеса относились более 90% предприятий в стране. Украинский малый бизнес состоит из трех разных частей. Первая и самая большая часть - ремесленники и торговцы. Практически вся розничная торговля в Украине это малый и средний бизнес (МСБ), он доминирует в овощеводстве и животноводстве, в городских перевозках. Большая часть подрядчиков у строителей - малые и средние предприятия. Типичный малый бизнес это семейное предприятие, направленное на удовлетворение потребностей окрестных жителей - розничная торговля, кафе и рестораны, бытовые услуги, химчистки и парикмахерские, городской транспорт. Таким предприятиям не грозит конкуренция со стороны крупного бизнеса, поскольку они работают в сферах, которые ему неинтересны. И даже крупные торгово-развлекательные центры (ТРЦ) или супермаркеты являются по сути конгломератами малых предприятий, и в этом плане они мало чем отличаются от базаров. Основная проблема этих предприятий - в недостатке и дороговизне торговых и складских помещений, и в отсутствии доступа к финансированию. Количество предприятий на 10 тысяч человек в Украине в два-три раза меньше, чем в странах Европы или в США. Во многих городах ощущается нехватка кафе, парикмахерских, СТО, кинотеатров, книжных магазинов. И даже в центре Киева сложно найти продуктовый магазин. Экономический кризис и запрет игорного бизнеса уже решили одну из проблем малого предпринимательства - недостаток и дороговизну помещений. Ставки аренды за последний год упали в разы, тысячи бывший залов игровых автоматов ждут новых арендаторов. Эти два фактора могут дать ощутимый стимул к развитию малого бизнеса, однако только при наличии доступа к недорогим кредитам. У потенциальных владельцев булочных и овощных магазинов просто нет средств для того, чтобы взять в аренду бывший зал игровых автоматов и провести там ремонт. Коммерческие банки сейчас таким предпринимателям ничем помочь не могут, и даже не из-за недостатка ликвидности или завышенных ставок, сколько из-за отсутствия залога. Второй сегмент малого бизнеса - промышленные предприятия, инновационные и венчурные фирмы. Однако значительную часть его составляют швейные фабрики и металлообрабатывающие предприятия, поделенные собственниками на «независимые» цеха в целях минимизации налогов. Очень перспективным, однако в украинских условиях не востребованным сегментом являются предприятия, ориентированные на обслуживание крупного бизнеса. Именно за счет таких предприятий транснациональные корпорации в Европе или США имеют чрезвычайно высокую рентабельность. Многие производственные операции на условиях аутсорсинга отдаются сторонним организациям - они более эффективны при решении узкого круга задач. Но в Украине доминирует концепция вертикальной интеграции. Крупные заводы у нас иногда превращаются в обособленные хозяйственные системы, имеющие собственные шахты, колхозы, ткацкие фабрики и домостроительные комбинаты. Все эти непрофильные предприятия, как правило, планово убыточны, но за них держатся из-за боязни, что конкурент монополизирует тот или иной рынок и в нужный момент не даст возможности купить, скажем, стройматериалы, спецодежду или даже продукты для заводской столовой. Эту проблему можно решить только созданием эффективного антимонопольного законодательства и укреплением Антимонопольного комитета. Среди малых промышленных предприятий есть небольшая, но очень перспективная часть фирм, основанных бывшими инженерами, научными сотрудниками, фармацевтами и радиофизиками, с целью реализовать свои открытия и бизнес-идеи. Эти фирмы могут в будущем вырасти в крупные предприятия или даже транснациональные корпорации. У нас пока не появилось ни одной такой фирмы, а талантливые инноваторы для реализации своих амбиций вынуждены уезжать за рубеж. Одна из причин такого положения вещей - отсутствие государственной системы поддержки венчурного бизнеса, то есть предприятий, ориентированных на практическую реализацию технических новаций. Более подробно об этой проблеме читайте в главе «Инновационный коридор в будущее». Здесь же мы только констатируем, что для оживления инновационного процесса государство должно выработать систему законодательной, финансовой и организационной поддержки. ВСЕ ДАЛЬШЕ В ТЕНЬВ последние годы в секторе малого и среднего бизнеса стали все более заметны деструктивные тенденции. Количество занятых на малых предприятий перестало расти, как и число самих предприятий. Малый бизнес стал уходить в налоговую тень. В частности, по официальным данным, на малых предприятиях трудоустроено чуть более двух миллионов человек, а в реальности их более шести миллионов человек. Из двигателя экономики малый бизнес превратился в обузу для украинского бюджета и прибежище теневой экономики. Совокупная прибыль малых и средних предприятий последний раз была положительной в далеком 2000 году (чуть более 1 млрд грн). Одна из причин - упрощенная система налогообложения малого бизнеса, созданная в конце девяностых. Сама по себе идея хорошая, но она была недостаточно глубоко проработана в законах, и это привело к извращению ее сути. Упрощенная система стала одним из наиболее популярных способов ухода от налогов. К примеру, долгое время «упрощенцы» имели право ввозить импортные товары фактически без уплаты НДС. Они были зарегистрированы как плательщики НДС, но он формально входил в сумму единого налога. Таким образом можно было ввезти товара на 500 ООО гривен, уплатив не 100 000 гривен, как того требует закон, а всего 2400 гривен налога. Правительство ничего не могло сделать с этой проблемой, пока таможня не начала, в нарушение закона, отказывать таким предпринимателям в оформлении товара. Чаще всего «упрощенцев» используют при махинациях с НДС и налогом на прибыль. К примеру, предприятия, работающие по упрощенной схеме, только делают вид, что продают товары, предоставляют услуги либо производят работы и выписывают контрагентам налоговые накладные. Это дает возможность обычным предприятиям отнести суммы НДС, уплаченного при приобретении товаров или услуг у «упрощенцев», в налоговый кредит, а затем претендовать на уменьшение налоговых обязательств на соответствующую сумму. В теории казна при этом ничего не теряет, поскольку «упрощенец» должен заплатить НДС. Однако сумма налоговых обязательств упрощенца-физлица ограничена двумястами гривнями в месяц. В сферах деятельности, где нет значительных накладных затрат (маркетинг, реклама, консалтинг) «упрощенец» может получить добавленную стоимость в размере 400-500 тыс гривен, с выдачей налоговых накладных на соответствующую сумму, и заплатить не 80-100 тысяч НДС, а 2400 грн единого налога. Именно на этой особенности действующего законодательства строится большая часть схем по конвертации денежных средств в Украине - под предлогом оказания по сути фиктивных услуг предприниматель заключает договор с реально действующим предприятием, на его счет перечисляется плата за «рекламные» или «маркетинговые» услуги, он обналичивает свою выручку и за определенный процент возвращает заказчикам уже наличные гривни. По данным ГНАУ, только в 2008 году из 80 млрд грн, которые ведомство планировало получить в виде уплаты НДС субъектами хозяйствования, работающими по упрощенной схеме налогообложения, в бюджет поступило только 2 млрд грн. Правительство неоднократно пыталось препятствовать попыткам крупных предприятий использовать упрощенную систему для ухода от налогов. Время от времени принимаются соответствующие постановления, но потом под напором лоббистов отменяются. Политики-популисты устраивают многолюдные манифестации протеста против попыток властей реформировать упрощенную систему налогообложения, В частности в конце прошлого года их усилиями было заблокировано принятие нового закона о местных налогах и сборах вместо действующего правительственного декрета 1993 года. ПРОСТОТА И ПРОЗРАЧНОСТЬУкраина находится на 145 месте среди 181 страны в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, который оценивает условия ведения бизнеса. Украинским компаниям все еще необходимо платить 99 видов налогов и тратить на это 58,4% своей прибыли, в то время как средний мировой показатель составляет примерно 40%. Для получения всех разрешений и лицензий на строительство, а также подключения к коммунальным сетям, украинским компаниям требуется более 420 дней. В то время как средние временные затраты в СНГ на получение аналогичных разрешений занимают около 250 дней, а в большинстве западных стран все эти вопросы решаются за одну-две недели. Это небольшое перечисление делает понятным стремление нашего малого бизнеса уйти в налоговую тень. Развивать малый и средний бизнес в условиях сложной и непрозрачной разрешительной системы и жесткого прессинга контролирующих органов невозможно. Соответственно, высшим политическим решением должно быть радикально уменьшено количество проверок, существенно упрощена финансовая отчетность, унифицированы разрешительные процедуры для малого бизнеса, введена широко распространенная в мире система «единого окна». Кроме того, государству необходимо озаботиться созданием единой программы по формированию отчетности малого бизнеса, единой информационной базы с такими отчетами, а так же единой госпрограммы проверок малого бизнеса с полноценным доступом к ней всех участников процесса - как со стороны бизнеса, так и со стороны контролирующих органов и судебной власти. Надо резко снизить количество проверок МСБ со стороны контролирующих органов и местных властей - до одного раза в три года. При этом необходимо сокращать и количество контрольных действий по соблюдению налогового, валютного, таможенного, бюджетного законодательства, поскольку именно эти проверки чаще других заставляют бизнес тратить свое рабочее время на подготовку огромного количества документов и доказательств своей правоты. Одним из главных условий реформы системы контроля МСБ должен стать уход от дублирующих проверок МСБ по налогам и сборам разными контролирующими органами. Необходимо разработать механизм взаимодействия и координации фискальных органов между собой. В том числе - и с помощью единой информационной системы, через которую планы проверок на текущий отчетный период должны быть доступны предпринимателям через публичный электронный календарь. Целью фискальных органов должно стать не наказание за неправильное ведение учета и отчетности, а оказание помощи предпринимателям в грамотном исчислении и своевременной уплате налогов. Но главная проблема сегодня заключается в самой системе налогового стимулирования малого и среднего бизнеса. Устаревшая система классификации видов деятельности МСБ создает условия для массовых махинаций с льготным налоговым статусом. Кроме того, если мелких предпринимателей сегодняшние ограничения по объему реализации и ставки налога в целом устраивают, то растущий бизнес в условиях кризиса не может переходить на общую систему налогообложения. Чтобы не провоцировать уход бизнеса в тень и работу через «оптимизаторов», необходимо поднять планку объема реализации для плательщиков единого налога до миллиона гривен. Стоит также диверсифицировать ставку налога в зависимости от вида деятельности предприятия. Нужно изменить и классификатор видов деятельности, по которым можно получить льготный налоговый статус, отделить сферу услуг (в первую очередь, консалтинг, посредническую деятельность и т.п.) и торговлю от производства и реализации продукции (собственного производства). В частности, во избежание махинаций с налоговым статусом МСБ, необходимо больше внимания уделить отчетной документации МСБ, предоставляющих посреднические услуги и услуги консалтинга. РАСЧИСТИТЬ ДОРОГУ К ДЕНЬГАМВклад малого и среднего бизнеса в ВВП Украины составляет лишь 15%, тогда как в развитых странах Запада он достигает 70%. О необходимости реформировать систему налогового стимулирования малого предпринимательства мы уже сказали. Другой причиной недоразвитости МСБ является недоступность кредитных ресурсов. Предпринимательская логика, экономика в малом и среднем бизнесе коренным образом отличается от бизнеса крупного. Малый бизнес имеет семейный характер и направлен не только и не столько на получение прибыли, сколько на организацию самозанятости основателя предприятия и членов его семьи, реализации его амбиций и жизненных целей. Соответственно такие предприятия достаточно хорошо переживают начало экономического кризиса - они могут работать при рентабельности близкой к нулевой. Однако они очень тяжело и долго выходят из кризиса - сказывается недостаток инвестиций и собственного капитала. Учитывая эти особенности, правительства развитых стран создают или субсидируют создание специализированных финансовых учреждений, ориентированных на обслуживание малого бизнеса. Ведь обычным банкам либо экономически невыгодно, либо законодательно невозможно обслуживать таких клиентов из-за отсутствия ликвидных залогов. Таким образом, Украине нужен государственный или полугосударственный банк, ориентированный именно на эту категорию клиентов. За образец можно взять немецкий банк содействия малому и среднему предпринимательству «KfW Mittelstandsbank». Во многом благодаря этому банку, созданному в 1948 году, Германия смогла быстро восстановить свою экономическую мощь после поражения во Второй мировой войне. Такой банк должен предоставлять долгосрочные кредиты под невысокие проценты, возможно без залога и под государственные гарантии. При этом кредиты должны быть обязательно целевыми, то есть выделяться только под реализацию проектов в тех сферах, которые государство считает ключевыми - к примеру, в сфере энергосбережения, ЖКХ или в сельском хозяйстве. Такие кредиты предприниматель не сможет потратить не по назначению. А значит, они не приведут к раскручиванию инфляции, но будут способствовать росту занятости и увеличению инвестиций в тех секторах, которые интересны государству. Однако только через создание специализированного банка накопившееся проблемы в малом и среднем бизнесе решить не получиться - государство должно прилагать особые усилия для создания особой предпринимательской среды. Необходимо создать или стимулировать создание консалтинговых, страховых, аудиторских, юридических и прочих сервисных компаний, ориентированных на обслуживание именно таких клиентов. Возможно даже субсидирование создания таких компаний, к примеру, через низкие ставки аренды государственного или коммунального имущества. Во многих странах государство стимулирует развитие малого бизнеса через предоставление ему преференций во время проведения государственных закупок. К примеру, такие льготы существуют в США и Российской федерации. В этих странах государство обязано потратить определенную долю бюджетных средств, выделенных на госзакупки, именно на финансирование контрактов с малыми и средними фирмами, а такие фирмы имеют определенные льготы в ходе проведения тендеров. Малый бизнес помог Украине выбраться из кризиса начала девяностых. Он способен выполнить эту функцию и в нынешнем кризисе. Государству надо лишь убрать созданные им же самим помехи и создать разумную систему мотивации. Все остальное он сделает сам. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|