|
||||
|
Комментарии Текст комментариев несколько расширен по сравнению с оригинальным изданием—в основном за счет расшифровки некоторых мифологических и религиозных понятий. Часть пояснений вынесена в именной и тематический указатель. (Прим. ред). Гл. 1. К вопросу о подсознании. К. Г. Юнгс. 31. Криптомнезия Ницше обсуждалась в статье К. Г. Юнга „О психологии так называемого оккультного феномена“ // Собр. соч. (Jung С. G, On the Psychology of So-called Occult Phenomena // The Collected Works of Carl G. Jung. Vol. 1) Здесь уместно сравнить запись из вахтенного корабельного журнала и соответствующий отрывок у Ницше. Из произведения Ю. Кернера (Ксгпсг ]., Blotter aus Prcvorst. Vol. IV. Р. 57), „суть важности внушенного благоговения...“ (оригинал 1831-1837): „Четыре капитана и торговец, господин Белл, шли к берегу острова Маунт Стромболи, чтобы поохотиться на кроликов. В три часа они собрали своих людей для возвращения на корабль, когда, к их невыразимому удивлению, в воздухе показались два человека, быстро летящих по направлению к ним. Один из них был одет в черное, другой в серое. Через миг эти двое рухнули в кратер ужасного вулкана Маунт Стромболи. Наши герои различили в летящей парс своих лондонских знакомых“. Из книги Ф. Ницше „Так говорил Заратустра“, гл. XI: „В ту пору, когда Заратустра пребывал на блаженных островах, случилось, что корабль бросил якорь у острова, где стоит дымящаяся гора; и люди его сошли на берег, чтобы пострелять кроликов. Но около полудня, когда капитан и люди его снова собрались вместе, увидели они вдруг человека, идущего к ним по воздуху, и какой-то голос сказал им явственно: „Пора! давно пора!“ Когда же видение было совсем близко к ним — оно быстро пролетело мимо них, подобно тени, в направлении, где была огненная гора, — тогда узнали они, к величайшему смущению, что это — Заратустра; ибо все они уже видели его, за исключением самого капитана, и любили его, как любил народ: мешая поровну любовь и страх. „Смотрите, — сказал старый кормчий,—это Заратустра отправляется в ад!““ (оригинал 1883) / Перевод Ю. М. Антоновского. 34 Роберт Льюис Стивенсон делится своим сном о Джекиле и Хайдс в „Главе сновидений“ из его книги „Через степь“. 51 Большая детализация этого сновидения дастся К Г. Юнгом в его работе „Воспоминания, сновидения, размышления“ (Jung C.G., Memories, Dreams, Reflections. Edit. Aniеla Jaffa.- New York: Pantheon, 1962). 60 Примеры возникающих за порогом сознания идей и представлений могут быть найдены в работах Пьера Жане. 68 Апокатастасис. — „Новотворение“ (греч.) Богом всего сущего. —Ред. 71 Одно из видений Иезекииля [Иез. (1,5-28; 10,1-22)] включало четырех херувимов, о четырех лицах и четырех крылах каждый. —Ред. 73 Коан — Краткое изречение парадоксального характера в практике дзен, суть которого невозможно постичь путем логических рассуждении. Постижим лишь через озарение. —Ред. 77 Элевсинские мистерии- — Элевсин — город недалеко от Афин, знаменит своим святилищем в честь Деметры, где проходили посвящаемые ей мистерии. —Ред. 91 Более подробно о символике, привнесенной культурой, см.: Э л и а д е Мирче, О шаманизме (Eliade Mircea, Der Schamanismus. — Zurich, 1947). Также см.: Юнг К. Г., Собр. соч. В 18 т. (The Collected Works of Carl G. Jung. — London: Routledgc & Kcgan. New York: Bollingcn-Pantheon). 91 „События- перевернули весь мир'. — Имеется в виду первая мировая война. —Ред. 99 Дхарма- — В учении буддизма — элементы бытия, из которых слагается все сущее. В индийской философии—закон, истина, добродетель. — Ред. Гл.2. Древние мифы и современный человек. Джозеф Л. Хендерсон106 Битва при Ажинкуре упоминается в драме В. Шекспира „Генрих VI“—Ред. 107 Касательно законченности христианской концепции воскрешения Христа: христианство является эсхатологической религией, что означает наличие конечной цели в виде Страшного Суда. Другие религии, в которых сохраняются элементы матриархата родо-племенной культуры (например, орфизм), основаны на цикличности, что демонстрирует работа М.Элиаде „Мифы вечного возвращения“ (Eliade M., The Myth of the Eternal Return. — New York: Bollingen-Pantheon, 1954). 110 См.: Pa дин Пол, Героический цикл Виннебаго (Radin Paul, Hero Cycles of the Winncbago. — Indiana University Publications, 1948). 111 Пейоте. — Кактус Lophophora Williamsi, произрастающий в Мексике. При приеме в пищу вызывает галлюциногснныс состояния, —Ред. 111 В отношении Зайца доктор Радин замечает „Заяц, насколько мы его знаем, является типичным героем, цивилизованным и образованнейшим, встречающимся повсеместно с отдаленных времен всемирной истории“. 111 Боги-близнецы и воители у индейцев навахо обсуждаются Модом Оаксом в работе 'Там, где двое пришли к своему отцу. Военный церемониал навахо“ (О a k e s Maud, Where the Two Came to Their Father // A Navaho War Ceremonial. — New York, 1943). 111 К. Г. Юнг обсуждает „Плута“ (Трикстера) в работе: „О психологии образа Трикстера“ (On the Psychology of the Trickster Figure // Collected Works. Vol. IX). 117 Конфликт эго и Тени обсуждается в работе К. Г. Юнга „Битва за освобождение от матери“ (The Battle for Deliverance from the Mother // Collected Works. Vol.V). 123 Интерпретацию мифа о Минотавре см. роман: Рено Мери, Король должен умереть (Renault Mary, The King Must Die. — Pantheon, 1958). 123 Символизм лабиринта обсуждается Эрихом Нейманом в работе „Происхождение и история сознания“ (Neumann Erich, The Origins and History of Consciousness. — Bollingen, 1954). 125 О мифах навахо о койоте см.: Л и н к Маргарет Шевилл и Хендерсон Д, Л., Путь пыльцы (Link Margaret Schcvill and Henderson J. L, The Pollen Path. — Stanford, 1954). 127 Появление эго обсуждается Эрихом Нейманом (см. выше), Майклом Фордхемом в работе „Новые направления аналитической психологии“ (F о г d h a m Michael, New Developments in Analytical Psychology. — London: Routlcdge & Kegan Paul, 1957); и Эстер М.Хардинг, „Реставрация искаженных архетипических образов“ (Н а г d i n g Esther M., The Restoration of the Injured Archetypal Image. — New York, 1960—выпуск для частного пользования). 128 Учение К. Г Юнга о ритуалах инициации см. в работе „Аналитическая психология... (Analytical Psychology and the Weltanschauung“ // Collected Works. Vol. VIII). См. также; ван Дженнсп Арнольд, Ритуалы перехода (van Gcnncp Arnold, The Rites of Passage. — Chicago, 1961). 132 Испытания выносливости женщин обсуждаются Эрихом Нейманом в работе „Амур и Психея“ ( N е urn а n n Eric, Amour and Psyche. — Bollingen, 1956). 135 Сказка о „Красавице и Чудовище“ входит в „Книгу сказок“ мадам Лепранс де Бомон (Mm. de Beaumont Leprincc, The Fairy Tale Book,—New York, 1958). В России более известна как сказка об Аленьком цветочке. —Ред. 140 Миф об Орфее разобран в книге Джейн И.Харрисон „Введение в изучение религии Греции“ (Harrison Jane Е, Prolegomena to the Study of Greek Religion,— Cambridge University Press, 1922). См. также: Гутри В. К. С, Орфей и греческая религия (G u t h г i е W.K.C, Orpheus and Greek Religion. — Cambridge, 1935). 141 Толкование католического ритуала с использованием потира (чаша для Святых Даров.—Ред.) представлено в книге К. Г. Юнга „Символика преображения в толпе“ (Transformation Symbolism in the Mass // Collected Works.. Vol. XI). См. также: Уоттс Алан, Мифы и ритуалы христианства (Watts Alan, Myth and Ritual in Cristianity. — Vanguard Press, 1953). 143 Интерпретация Линдой Фирц-Дэвид орфических ритуалов дается в ее книге (Fierz-David Linda, Psychologischc Betrachtungen zu dcr Freskenfolgc dcr Villa dci Mistcri in Pompcji. — Zurich, 1957). 147 Погребальная урна, найденная на одном из холмов Рима (Эсквилинском) встречается у Джейн Харрисон (см. выше). 148 См. работу К. Г. Юнга „Функция трансценденции“ (The Transcendent Function. — C.G.Jung Institute, Zurich). 148 Джозеф Кэмпбслл описывает шамана как птицу в работе „Символ без значения“ (С a m p b е 11 Joseph, The Symbol without Meaning. —Zurich: Rhein Verlag, 1958). 149 „Бесплодная земля“. — см.: Элиот Т. С., Сборник стихов (Eliot Т. S., Collected Poems. — London: Faber and Fabcr, 1963). Гл.3 Процесс индивндуации. М.-Л. фон Франц156 Детальное обсуждение витиеватости как присущего сновидениям признака представлено в Собр. соч. К Г. Юнга. Qung C.G., Collected Works. Vol. VIII. Р. 23 и далее; Р. 237-300). В качестве примера см. там же, V.XII. Parti. См. также: Адлер Герхард, Изыскания по аналитической психологии ( А d 1 е г Gerchard, Studies in Analytical Psychology. — London, 1948). 157 Более подробно о Самости см. у К. Г. Юнга в его Собр. соч. (Collected Works. Vol. IX. Part. 2. Р. 5, 23 и далее; Vol. XII. Р. 18, 41, 174, 193). 157 -концепцией души —Ба. — В египетской мифологии Ба считалось одним из элементов человеческой сущности, воплощающим жизненную силу и продолжающим существовать и после смерти. —Ред. 157 Наскапи описывались Франком Г. Споком в работе „Наскапи: дикий охотник лабрадорского полуострова“ (Speck Frank G, Naskapi, The Savage Hunter of the Labrador Peninsula. — University of Oklahoma Press, 1935), 158 Концепция психической целостности обсуждалась К. Г. Юнгом в Собр. соч. (Collected Works. Vol. XIV, Р. 117; Vol. IX, Part 1. Р. 275 и далее, Р. 290 и далее; Vol. IX. Part 2. Р. 6, 190). 160 Рассказ о дубе переведениз „Dschuang-Dsi; Das wahre Buch vom sudlichen Blutendiand“, Jena, 1923. P. 33-34 (Пер. Рихарда Вильгельма). 160 К. Г. Юнг употребляет образ дерева как символ процессов индивидуации в работе „Der Philosophischе Baum“, „Von den Wurzein des Bewussteins“. — Zurich, 1954. 160 „Местное божество“, которому приносились жертвы на каменном алтаре, соотносится во многих отношениях с античным „genius loci“ (у римлян сверхъестественное существо, покровительствующее отдельному городу или области.— Ред.). См“ М а с п е р о Генри, Древний Китай (Maspuro Henry, La Chine antique.—Paris, 1955. P. 140 и далее). Эту информацию удалось получить благодаря любезности мисс Арианы Рамп. 161 К. Г. Юнг отмечает сложности описания процессов индивидуации в Собр. соч. (Collected Works. Vol. XVII. Р. 179). 162 Краткое описание значения детских сновидений взято, главным образом, из работы К. Г. Юнга „Психологическая интерпретация детских сновидений“ (Jung C.G., Psychological Interpretation of Children's Dreams.—Е. Т. Н. Zurich, 1938-39, только для частного пользования). Приведенный пример процитирован по материалам семинара „Psychologischе Interpretation von Kindcrtraumen“. — 1939-40. P. 76 и далее. См. также: Юнг КГ, Развитие личности (Collected Works, Vol. XVII); Фордхем Майкл, Жизнь детства (Fordham Michael, The Life of Childhood. — London, 1944. P. 104); Нейман Эрих, Происхождение и история сознательного; У и к с Франсис, Внутренний мир сознательного (Neumann Erich, The Origins and History of Consciousness. W i с k e s Frances, The Inner World of Consciousness. — New York—London, 1927); Бсртайн Элеанор, Человеческие взаимоотношения (В с rt i n с Eleanor, Human Relationships. — London, 1958. 162 К Г. Юнг обсуждает центр (ядро) психики в работе „Развитие личности“ (The Development of Personality // Collected Works. Vol.XVll. P. 175; Vol. XIV. P. 9 и далее.) 163 Относительно характерного для сказок мотива больного короля см.: Болт Дж. и Поливка r.(Boltе Joh. and Р о 1 i v k a G., Anmеrkungcn zu den Kinder- und Hausmarchеn dеr Bruder Grimm. V. 1913-1932. P. 503 и далее),—все вариации к сказке братьев Гримм „Золотая птица“. 165 Более подробно о Тени см.: Ю н г К Г, Собр. соч. (Collected Works, VoL IX. Part 2. СП. 2; Vol. XII. Р. 29 и далее); и егоже „Ненайденная Самость“ (The Undiscovered Self—London, 1958, Р. 8, 9). См. также: У и к с Франсис, Внутренний мир человека (Wickcs Frances, The Inner World of Man.-New York—Toronto, 1938). Хороший пример реализации Тени дает Г.Шмальц (Schmalz G., Komplexc Psychologic und Kurpliches Symptom. — Stuttgart, 1955). 167 Примеры египетских представлений о потустороннем мире представлены в работе „Могила Рамзсса VI“ (The Tomb of Ramses VI.—Bollingen, Ser.XL Part. 1,2.— Pantheon Books, 1954). 170 К Г Юнг рассматривает природу проецирования в Собр. соч. (Collected Works, Vol. VI, Definitions. P. 582; Vol.VIL P. 272 и далее). 171 История из Корана в пер. E-Х.Палмера, Оксфорд Юнивсрсити Пресс, 1949. См. также юнговскую интерпретацию истории о Мусе и Хадире в Собр. соч. (Collected Works, Vol. IX, Р. 135 и далее). 173 Индийская история „Сомадева: Всталапанхавимсати“ была переведена на английский язык С.Х.Тауни (Somadeva: Vctalapanchavlmsati. / TrasL C.H. Tawncy. —Bom-bcy: Jaico-Books, 1956). См. также се великолепную психологическую интерпретацию в романе „Король и труп“ Генри Циммера (Zimmer Henry, The King and the Corpse.— Bollingen. Scr.XI. New York: Pantheon, 1948. 174 Слова учителя Дзен цит. по „Dcr Ochs und scin Hirtc“, 1958. Р. 95. 174 Продолжение обсуждения анимы можно найти в Собр. соч. К Г. Юнга (Collected Works. Vol.IX. Ch.2. P.ll-12; Ch.3; Vol.XVIL P. 198 и далее); см. также: Юнг Эмма, Анимус и Анима, два эссе (j u n g Emma, Animus and Anima, Two Essays. — The Analytical Club, New York, 1957); Бсртайн Элеонора, Человеческие взаимоотношения (Bertine Eleanor, Human Relationships. Part 2); Хардинг Эстер, Психическая энергия (Harding Esther, Psychic Energy.—New York, 1948, в разных местах книги); и другие издания. 175 Шаманство эскимосов описано М. Элиаде в работе „О шаманизме“ (Е 1 i a d с Mircca, Dcr Schamanismus. — Zurich, 1947. Р. 49 и далее) и Кнутом Расмуссеном (R a s m u s s с n Knud, Thulcfahrt. — Frankfurt, 1926). 177 Сказка о сибирском охотнике дана по книге Расмусссна (Rasmusscn, Die Gabe dеs Adlers. — Frankfurt am Main, 1926. P. 172. 177 Дискуссия о „девс-отравительнице“ представлена в работе В. Гертца (Н е г z W., Die Sage vom Giftmadchen, Adh. der K. bayr. Akad. der Wiss. Ch. 1. Vol. XX,-Munchcn, 1893). 179 принцессы, загадывающей- загадки. — Кровожадная принцеса обсуждается X. Ганом (Hahn Chr., Griеchischе und Albaneslsche Marchen. Vol. 1. — Mdnchen-Bеrlin, 1918. P. 301: „Dеr Jagcr, und dеr Spicgcl dеr allеs sieht“). 179 „Любовное помешательство“, вызываемое проецированием анимы, исследуется Элеонорой Бсртайн в ее работе „Человеческие взаимоотношения“ (Bertine Eleanor, Human Relationships. P. 113). См. также великолепный труд д-ра Г. Штраусса (Strauss Н., Die Anima als Projection-Erlebnis. — Heidelberg, 1959, на правах рукописи). 180 К. Г. Юнг обсуждаетвозможность укрепления психики с помощью негативной анимы в Собр. соч. (Collected Works. Vol. XL P. 164 и далее; Vol.IX. Р.224; Vol. XII. Р. 25, 110,128). 182 О четырех стадиях анимы см.: Юнг К. Г., Собр. соч. (Collected Works. Vol. XVI. Р. 174). 183 Работа Франческо Колонны „Гипноэротомахия“ интерпретировалась Линдой Фирц-Дэвид (Fierz-David Linda, Dcr Licbestraum dcs Poliphilo. — Zurich, 1947). 184“-и никто не уйдет от меня“ — цитата, описывающая роль анимы, дана по: „Aurora Consurgens I“ в англ. переводе Е. А. Гловсра. На немецком: под ред. М.-Л. фон Франц в работе К Г. Юнга „Mysterium Coniunctlonis“. Vol.3. 1958. 184 Исследование рыцарского культа дамы см.: Юнг КГ, Собр. соч. (Collected Works. Vol. VI. Р. 274, 290). См. также: Юнг Эмма и фон Франц М.-Л. О u п g Emma and von Franz M.-L, Die Graalslcgcndc in psychologischer Sicht. — Zurich, I960). 187 О проявлении анимуса через непреклонное убеждение в чем-либо см.: Юнг К Г., Два эссе по аналитической психологии (J u n g С. G., Two Essays in Analytical Psychology. - London, 1928. P. 127 и далее); Собр. соч. (Collected Works. Vol.IX. Ch.3). См. также: Юнг Эмма, Анимус и Анима; Хардинг Эстер, Женские тайны (J u n g Emma, Animus and Anima. Harding Esther, Woman's Mystery. — New York, 1955); Бертайн Элеонора, Человеческие взаимоотношения (Bertine Eleanor, Human Relationships.-P.128); Вольф Тони (Wolf Toni, Studiеn zu C.G.Jung's Psychologic.—Zurich, 1959. P. 257); Нейман Эрих (Neumann Erich, Zur Psychologie dcs WelbUchcn. — Zurich, 1953). 189 Цыганскую легенду см- „Dcr Tod als Gеlicbtеr, Zigeuner-Marchcn“, Die Marchen dcr Wcltliteratur.-Jena, 1926. P. 117). 189 Роль анимуса в развитии ценных мужских качеств рассматривается К. Г. Юнгом в Собр. соч. (Collected Works. Vol.IX. P. 182) и в его „Двух эссе“ (Two Essays) (см. выше). 194 Австрийское предание о черной принцессе см“ „Die schwarzc Konigstochtеr“, „Merchen aus dеm Donaulandе“, Die Merchеn dcr Wcltliteratur.—Jena, 1926. P. 150. 194 Легенда эскимосов о Духе луны дастся по: „Von Einer Frau die zur Spinne Wurde“ из кн. К-Расмусссна „Die Gabe des Adlers“. P. 121. 194 Обсуждение появлений Самости в молодом или пожилом облике см.: Юнг К. Г., Собр. соч. (Collected Works Vol. IX. P. 151). 198 Миф о Пань-гу можно найти в кн. Дональда А. МакКензи „Мифы Китая и Японии“ (Mac Kеnziе Donald A., Myths of China and Japan. — London. P. 2б0), и в книге Г.Масперо „Таоизм“ (Masporo Henri, Lc Taoisme. — Paris, 1950. P. 109). См. также: de Groot J.J.M., Universismus. — Berlin, 1918. Р.130-1Э1; Koestler H., Symbolik des Chinesischen Universismus. — Stuttgart, 1958. P. 40; Jung CG., Mysterium Coniunctionis. Vol. 2. P. 160-161. 189 Рассмотрение Адама, как Космического Человека, см.: Вуншс Август (Wunsche August, Schopfung und Sundcnfall des ersten Menschen. — Leipzig, 1906. P. 8-9, 13); Лейзсганг Ганс (Lcisegang Hans, Die Gnosis. — Leipzig, Kroncrschc Taschenausgabe). Психологическую интерпретацию см.: Юнг КГ. (Jung CG., Mysterium Coniunctionis. Vol.2. Ch. 5. P. 140-199) и, его же, Собр. соч. (Collected Works. Vol. XII. P. 346). См. также о возможной исторической связи китайской Пзнь-гу, персидского Гайомартз и легенд об Адаме: Г а р т м а н Свсн С., Гайомарт (Н а г t m a n n Sven S., Gayomart. — Upsala, 1953. P 46, 115). 199 Пуруша-— В инд. мифологии Первочсловск, из которого возникли элементы космос.1, вселенская душа —Ред. 199 Представление об Адаме как о „сверхдушс“, берущей начало от финиковой пальмы, рассматривается Е.С.Дроуэром в кн. 'Тайный Адам. Анализ назарстской гностики“ (D r owe г E. S., The Secret Adam, A Study of Nasoracn Gnosis. — Oxford, I960. P. 23, 26, 27, 37). 199 Высказывание Мейстера Экхарта дано по кн.: Pfeiffer F., Meister Eckhardt.— London, 1924. Vol.2. P.80. Иоганн (Мейстер) Экхарт (ок. 1260-1327) — нем. средневековый мистик.— Ред. 199 К. Г. Юнг обсуждает Космического Человека в Собр. соч., „Ответ Иову“ (Collected Works. Vol. IX. Ch.2. P. 36; Vol. XI; „Mysterium Coniunctionis“. Vol.2. P. 215). См. также: X а р д и н г Эстер, Путешествие внутрь себя (H a rd i n g Esther, Journey into Self-London, 1956). 199 Об Адаме Кадмоне см- Шолсн Гершом, Основные тенденции иудаистского мистицизма (Major Trands in Jewish Mysticism. — 1941) и Юнг К Г. (Jung CG., Mysterium Coniunctionis. Vol.2. P. 182). Адам Кадмон. — „Адам первоначальный“ — в мистич. традиции иудаизма абсолютное, духовное явление человеческой сущности до начала времен как первообраз духовного и материального мира—Ред. Антропос. — В манихействе и христ. гностицизме духовный псрвочеловек как божественное существо, прототип духовного и материального миров, соединяющий в себе мужскую и женскую Сущность. Присущ всем людям как бессмертное начало, дожидающееся освобождения —Ред. 201 Символ королевской четы анализируется K-Г.Юнгом в Собр. соч. (Collected Works. Vol. XVI. P. 313) и в „Mysterium Coniunctionis“ (Vol.1. P. 143, 179; Vol. 2. P. 86, 90, 140, 285). См. также: „Пир“ Платона и образ богочеловека, Антропоса, у гностиков. 202 Артемида. — В др.-греч. мифологии богиня целомудрия и плодородия, дочь Зевса —Ред. 202 О камне как символе Самости см.: Юнг К Г. (J u n g С. G, Von den Wurzeln des Bawussteins. - Zurich, 1954. P. 200, 415, 449). 204 Момент, когда стремление к индивидуации становится осознанным, рассмотрен К. Г Юнгом в Собр. соч. (Collected Works. Vol. XII; Von den Wurzeln des Bcwusstcins. P. 200; Collected Works. Vol. IX. Ch.2. P. 139, 236, 247, 268; Vol. XVI. P. 164; Vol. VIII. P.253) и Вольф Т, (Wolff Toni, Studien zu CG.Jung's Psychologie. P. 43). а также, и главным образом, „Mysterium Coniunctionis“. Vol.2. P. 318. 204 Более подробно об „активном фантазировании“ см.: Юнг КГ, Функция трансценденции // Собр. соч. (Jung e.G., The Transcendent Function // Collected Works. Vol. VIII). 205 Зоолог Адольф Портман описывает „внутреннюю сущность“ животных в своей работе (Portmann Adolf, Das Tier als soziales Wesen. — Zurich, 1953. P.366). 207 Верования древних германцев в отношении надгробий обсуждаются в кн. Пауля Херрмана (Herr m an n Paul, Das altgermanischc Pricstcrwcscn.—Jena, 1929. P. 52) и в работе К Г. Юнга (Jung G.G., Von den Wurzeln des Bcwussteins. P. 198). 208 Описание Мориснусом философского камня цитируется К Г. Юнгом в Собр. соч. (Collected Works. Vol. XII. P. 300. Note 45). 208 Необходимость страдания для поисков камня — одна из аксиом алхимиков; ср. у К. Г. Юнга в Собр. соч. (Collected Works. Vol. XII. P. 280). 209 К. Г. Юнг рассматривает взаимодействие психического и материального в своей работе „Два эссе по аналитической психологии“ (Two Essays on Analytical Psychology. P. 142-146). 209 Полное объяснение „синхронности“ см.: Юнг К. Г., Синхронность: акаузальный связующий принцип // Собр. соч. (Jung CG., Synchronictty: an Acausal Connecting Principle // Collected Works. Vol. VIII. P. 419). 210 Мнение К. Г. Юнга относительно использования восточной религии для контакта с подсознанием см. в его работе „О символике Мандалы“ // Собр. соч. (Concerning Mandala Symbolism // Collected Works. Vol. IX. Ch.l. P. 335; Vol.XIL P. 212; Vol.XIL P. 19, 42, 91, 101, 119, 159, 162). 210 ".на перекрестке дорог'. — Отрывок из китайского текста, цит. по: Лук Чарльз, Лю Куан Ю. Учение Чань и Дзен (Lu K'an, L u k Charles, Ch'an and Zen Teaching Group, — London. P. 27). 214 Легенда о Купальне Бадгсрда взята из книги „Marchen aus Iran“, Die МдгсПсп der Weltliteratur. —Jena, 1959. — P. 150. 215 К. Г. Юнг исследует ощущение современного человека как среднестатистической единицы в своей работе „Ненайденная Самость“ (The Undiscovered Self. P. 14, 109). 217 Восприятие и толкование снов на субъективном уровне рассматривается К. Г. Юнгом в Собр. соч. (Collected Works. Vol. XVI. P. 243; Vol. VIII. P. 266). 217 Инстинктивная „настройка“ человека на тех, кто его окружает, рассматривается Л.Портманом (Р опт a n n A, „Das Tier soziales Wesen. P. 65 ctc). См. также: Тинберген H., Изучение инстинкта (Tinbcrgcn A, A Study of Instinct.— Oxford, 1955. P. 151, 207 etc). 219 Эл. E. E. Хартли рассматривает „коллективное подсознание“ (более употребителен термин „коллективное бессознательное“— Ред.) в своей книге „Основы социальной психологии“ (Hartley El, E. E, Fundamentals of Social Psychology. — New-York, 1952). См. также: Янвиц Т. и Шульц Р. (Janwitz Th., Schulze R., Neue Richtungen in der Masscnkommunikationforschung. — Rundfunk und Fernsehen, I960. P, l-20; Unterschwellige Kommunikation,-I960. P.283, 306 ctc). Эта информация любезно предоставлена нам господином Рейс Маламудом. 221 Ценность свободы (в созидании) подчеркивается К Г. Юнгом в „Ненайденной Самости“ (The Undiscovered Self. P. 9). 222 О религиозных символах, олицетворяющих процесс индивидуации см.: Юнг КГ, Собр. соч. (Collected Works. Vol. XI. P. 273 etc; Ch.2. P. 1б4). 222 К. Г. Юнг рассматривает религиозную символику современных сновидений в Собр. соч. (Collected Works. Vol. XII. P. 92; P.28, 169, 207 etc). 222 Дополнение Троицы четвертым элементом исследуется К Г. Юнгом в работе „Mysterium Coniunctionis“. Vol.2. P.112, 117, 123 и в Собр.соч. (Vol. VIII. Р.136, 160-62). 224 .названному Фрейдам 'супер-эго'. — Часть сознания, контролирующая наше поведение с т.зр. морали —Ред. 225 Видение Черного Лося цит. по кн.: H е и х а р д т Джон Г., Говорит Черный Лось (N e i h a r d t G., Black Elk Speaks. — New York, 1932). 225 Рассказ обэскимосском празднике орлавзят из книги К. Расмусссна (Rasmus-sen Knud, Die Gabe des Adlers. P. 23, 29). 226 К. Г. Юнг рассматривает изменение со временем первоначального мифологического материала в Собр.соч. (Vol. XI, Р. 20; Vol. XII, Introduction). 226 Физик В. Паули рассматривает последствия современных научных открытий, подобных открытию Хейэенберга, в работе „Die philosophische Bedeutung der Idee der Komplementaritat“, Expcricntia. Vol.VI/2. P. 72; и в кн. „Wahrscheinlichkeit und Physik“, Dialеctica. Vol. VIII/2.- 1954. P 117. Гл. 4. Символы в изобразительном искусстве. Аниэла Яффе231 Утверждение Макса Эрнста цитируется по: Гайдион-Велкср К, Современная скульптура (Gicdion-Welcker С, Contemporary Sculpture. — New York, 1955). 231 Исследование доисторического искусства см.: Кун Г. (К u h n Herbert, Die Felsbildеr Europas. — Stuttgart, 1952). 233 В отношении театра Но ср. с C e к е л ь Д. (S е с k с l D., Einfuhrung in die Kunst Ostasiens. — Munchen, 1960). О лисьей маске, испольэуемой в театре Но, см.: Буша н Г. (В u s с h a n G., Tiere in Kult und Aberglauben. — Ciba Journal, Basel, Nov., 1942. No. 86). 233 О животных, являющихся атрибутами различных богов см.: Г. Бушан, выше. Хатор, Амон, Тот- — Хатор — богиня неба, почиталась как небесная корова, родившая солнце в древнеегип. мифологии. Амон — бог солнца. Тот — бог мудрости, счета и письма. —Ред. Ханумац, Фрейя, Водан... — Хануман — наставник в науках и покровитель деревенекжизни в инд. мифологии. Фрейя — богиня красоты, плодородия и деторождения в герм.-сканд. мифологии. Водан (Один) — высшее божество германо-скандинавского пантеона, покровитель воинов. —Ред. 236 К. Г. Юнг рассматривает значение образа единорога (символ Христа) в Собр. соч. (Vol. XII. Р. 415 еtc). 237 По поводу мифа о Брахме см.: Ц и м м е р Г. (Z i mm с r H., Maya, der indische Mythos. — Stuttgart-Berlin, 1936). 237 Дата рождения Будды, согласно санскритскому источнику „Лалита Вистера“ (Lalita Vlstera. Paris, 1884), соответствует 600-1000 гг. н.э. 237 К. Г. Юнг рассматривает четыре функции сознания в Собр.соч. (Vol. VI). 237 Тибетские мандалы рассматриваются и интерпретируются К. Г. Юнгом в Собр. соч. (Vol. IX). 238 Шива и Шакти- — Шива, один из верховных богов в индуизме, олицетворяющий созидательные и разрушительные силы в Универсуме. Шакти — воплощение сексуальной страсти, творческой и разрушительной силы. Супруга Шивы. — Ред. 239 Дева Мария в центре круглого дерева изображена на Триптихе Неопалимой Купины, 1476, Собор Сснт-Савер, Экс-он-Прованс. 239 Примеры священных построек, имеющих в плане мандалу: Боробудур, Ява; Тадж Махал; Мечеть Омара в Иерусалиме. Светские здания: Кастсль дель Монте, построенный римским императором Св. Фредериком II (1194-1250) в Апулии. 239 О мандале, как принципе возведения примитивных деревень и священных мест см.: Э л и аде M. (E l lade M, Das Heilige und das Profane. — Hamburg, 1957). 239 Теория, что „quadrata“ означает „четырехсторонний“, была выдвинута Францем Альтгеймом, берлинская классическая школа. См.: Ксрсний К., Введение к книге К. Ксрсний и К. Г. Юнга (Kcrcnyi К., Introduction to Kcrcnyi-Jung „Einruhrung in das Wesen der Mythologie“. — Zurich. P. 20). 239 Другая теория, согласно которой „urbs quadrata“ относится к квадратуре круга, принадлежит Керений (там же). 240 О Небесном Граде см.: Книга Откровений Иоанна Богослова, XXI. 241 Цитата К. Г. Юнга из его работы „Комментарии к секрету золотого цветка“ u u n g С. G., Commentary on the Secret of the Golden Flower. — London-New York, 1956. 10th edition). 241 Эпохи Каролингов- — Каролинги — королевская династия VIII-IX вв. (в осн. на терр. Франции и Германии. —Ред.) 241 Примеры равностороннего креста: распятие из Evangclienharmonie, Вена, (Otfriеd von Weisscnbcrg, IX в.); Госфортский крест, Х в.; крест Monastcrboice, X в.; крест Ruthwell. 242 Обсуждение перемен в архитектуре церковных сооружений основано на информации из эссе Карла Литца (L i t z Karl, Die Mandala, ein Beispiel der Architektursymbolik. — Winterthur, Nov., I960). 244 Натюрморт Матисса находится в коллекции Томпсона, Питсбург. 244 Картина Кандинского, изображающая шары или круги расплывчатых цветов, называется „Затуманившаяся белизна“, 1927, и находится в коллекции Томпсона, Питсбург. 244 Картина Пола Кэша „Случай на холмах“ из коллекции господина С.Нильсона. См.: Д и г б и Дж. В., Значения и символы (D i g b у George W., Meaning and Symbol. — Fabcr and Fabcr, London). 244 Взгляд К. Г. Юнга на уфологию см.: Летающие тарелки; современный миф о предметах, увиденных внебе (Flying Saucers, a Modern Myth of Things Seen in the Skies.—London-New York, 1959). 246 Цитата из книги Базена „Заметки о сегодняшней живописи“ (В a z a i n е Paul, Notes sur la Pcinturc d'Aujourd'hui. Paris, 1953) приведена по источнику: Г ее с Вальтер (Н е s s Walter, Dokumente zum Verstandnis der modernen Malerei. — Hamburg, 1958. P. 122). Целый ряд цитат в этой главе заимствован из этой крайне полезной книги (далее просто Document-). 246 Слова Франца Марка цит. по: Marc Franz, Briefe, Aufzeichnungen und Aphorismen.—Berlin, 1920. 246 О книге Кандинского см“- Document-, 6th edit—Berne, 1959. P. 80 (1-е издание-Мюнхен, 1912). 246 Маньеризм и следование моде в современном искусстве рассматривается Вернером Гафтманом в работе; Haftmann Werner, Glanz und Gefahrdung.... — Munchen, I960. P. 111. См. также: Гафтман В. (Haftmann, Die Malerei Im 20. Jahrhundert. 2-edit. — Munchen, 1957); Рид Герберт, Краткая история современного искусства (Read Herbert, A concise History of Modern Painting. — London, 1959), а также ряд исследований об отдельных художниках. 249 Эссе Кандинского „О форме“ см.: Der Ыаие Reiter. — Munchen, 1912 // Document.. P. 87. 249 Комментарии Базена о подставке для бутылок Дюшама см.: Document. P. 122. 250 Высказывание Жоана Миро цит. по кн. „Жоан Миро“ (Mi г о Joan, Joan Miro. Horizont Collection, Arche Press). 250 Упоминание об одержимости Швиттерса см; Гафтман В. (см. выше). 250 Высказывание Кандинского см.: Selbstbetrachtungen, Berlin, 1913 // Document.. P. 89. 251 Слова Карло Kappa цит. по: Гафтман В. (H a f t m a n n W., Paul Klee, Wege bildnerischen Denkens. — Munchen, 1955. 3-edit. P. 71). 251 Высказывание Клее цит. по: Klee, Wege des Naturstudiums. — Weimar-Munchen, 1923 // Document.. P. 12 5. 252 Замечание Базсна цит. по его „Заметкам о сегодняшней живописи“ (В a z a i n с, Notes sur la pelnture d'aujourd'hui — Paris, 1953 // Document- P. 125). 252 Высказывание Чирико цит. по: De Chirico, Sull' Arte Mctafisica. — Roma, 1919 // Document.. P. 112. 252 Цитаты Чирико из его „Метопе della mia Vita“ // Document. P. 112. 253 Утверждение Кандинского о смерти Бога см. в его „Ueber das Geistige in der Kunst“. 253 -беспокоила умы поэтов.—Речь идет о таких европейских поэтах XIX в. как Г. Гейне, Жан Поль, Рембо, Малларме. 253 Цитата К. Г. Юнга из его Собр. соч. (Vol. XI. Р. 88). 253 Марионетки встречаются у Карло Карра, А. Архипенко и Джорджио Моранди. 254 Комментарий Г. Рида о Шагале см. его „Краткую историю современной живописи“ (Read Herbert, Concise History of Modern Painting. — London, 1959. P. 124, 126,128). 254 Высказывания Андре Бретона цит. по: Манифест сюрреализма ('Breton Andre, Manifeste du Surrealismc, 1924-42. — Paris, 1946 //Document.. P. 117, 118.) 256 Высказывания Эрнста цит. по: По ту сторону живописи (Ernst, Beyond Painting. — New York, 1948 // Document- P. 119). 256 Ссылки на Жана Арпа даются по: Гайдион-Велкср К. (Gicdion-Wcl-с k е г Carola, Hans Агр. - 1957. Р. XVI). 256 Об „Истории Природы“ Эрнста см.: Document. P. 121. 257 О романтиках и „почерке“ природы см.: Новалис (Novalis, Die Lehrlinge zu Sais); Гофман Э. T. A. (Hoffmann E. T. A., Das Marchen vom Goldnen Topf); фон Шуберт Г. X. (von Schubert G. H., Symbolik des Traumes). 257 Комментарий Каснера по поводу Георга Тракля цит, по: Альманах библиотеки Флинкера (Kassner, Almanach de la librairie Flinker—Paris, 196l). 259 Высказывание Кандинского цит. соответственно по: Ueber das Geistige- P. 83 // Document. P. 88; lieber die Formfrage. — Munchen, 1912 // Document. P. 88; Aufsatze. — 1923-43 // Document- P.91. 259 Слова Франца Марка цитируются, соответственно, по: Briefe, Aufzeichnungen und Aphorismen // Document. P. 79 и далее; и по: Гафтман (Haft mann, Glanz und Gefahrdung... P. 478). 259 Высказывание Клее заимствовано из: Ueber die moderne Kunst, Lecture.— 1924 // Document- P. 84. 259 Высказывание Мондриана цит. по: (Mondrian, Neue Gestaltung. — Munchen, 1925 //Document- P.84). 260 иголосу внутренней необходимости. — Кандинский называет „внутренней необходимостью“ силу неизбежного желания самовыражения... или внутреннюю духовную силу искусства, постоянно толкающую художника „вперед и выше“, к изображению вечно художественных ценностей, а не только присущих его эпохе. (Кандинский, О духовности в искусстве. — М- Архимед, 1992 —Ред.). 260 Высказывание Франца Марка цит. по: Шмидт Георг (Schmidt Georg, Vom Sinn der Parallele in Kunst und Naturfonn. — Basel, I960). 260 Высказывание Клее цит. по, соответственно: Ueber die Moderne Kunst (см. выше) // Document- P.84; Tagebucher. — Berlin, 1953. P. 93 // Document- P. 86; а также по книге Гафтмана „Paul Klee...“ (P, 89). 260 О живописи Поллока см.; Гафтман (Haftmann, Malerei in 20. Jahrhundert. — P. 464). 261 Высказывание Поллока цит. по его книге „Моя живопись и мои возможности“ (Pollock, My Painting Possibilities. — New York, 1947. См.: Рид Герберт, Краткая история... — Р. 267 (см. выше). 262 К. Г. Юнг цит. по: Собр. соч. (Vol. IX. Р. 173). 263 Рид о Клее см. выше, Р. 180. 263 Слова Марка цит, по: Briefe Aufzeichnungen und Aphorismen // Document.. P. 79. 263 Высказывания о Марини цит. по: Родит и Эдуард (Roditi Edouard, Dialoge uber Kunst. — Insel Verlag, I960). Диалоги даны в очень сокращенной форме. 266 Комментарий о Манессье см.: Гафтман B.(HaftmannW., Glanz und Gefahrdung... — P. 474. 266 Слова Базена см.: его Заметки о сегодняшней живописи (В a z a i n с, Notes sur la Pеinturе d' Aujourd'hui // Document.. P. 126). 267 Высказывание Клее дано по: Гафтман В., Paul Klee... P. 71 (см. выше). 268 Относительно применения современного искусства в церквях, см.; Ш м а л с н -бах В. (Schmalenbach W., Zur Ausstellung von Alfred Mancssier. — Zurich, 1959). Гл. 5. Индивидуальная символика: случай из психоаналитической практики. Иоланда Якоби270 Дворец грез: Иллюстрация XVI века к девятнадцатой песне „Одиссеи“ Гомера. В центральной нише изображена богиня сна, держащая в руках маковый букет. Справа от нес—Роговые Ворота (ворота с прикрепленным к ним изображением быка), через эти ворота нисходят сновидения; слева от нес — Ворота Слоновой Кости с прикрепленным к ним изображением слона, через эти ворота нисходят обманчивые сновидения. Вверху слева — богиня Луны Диана; вверху справа — Ночь, спящие и умершие младенцы. 274 Важность первого сна для сеанса психоанализа отмечалась К-Г.Юнгом в его „работе „Современный человек в поисках души“ (Modem Man in Search of Soul. P. 77). 282 Жироду Жан (1882-1940) —франц. писатель, известный драматург. —Ред. 285 Личина („persona“) — термин К. Г. Юнга, означающий характерный для индивида способ взаимодействия с окружающим миром или его частью. —Ред. 288 Упоминаемая в разделе „Сон с гаданием“ книга „И Цзин, или книга перемен“ в пер. Рихарда Вильгельма издана с введением К. Г. Юнга (I Ching or Book of Changes. — London: Routlеdgе and Kegan Paul, 1951. Vol.1, II). 290 Значениетрех верхних линий знака Мэнь („ворота“)упоминается там же (Vol. II. Р. 229), где также утверждается, что этот знак "...уединенная тропа; чтозначит: маленькие камни, двери и открывающиеся возможности... евнухи и надзиратели, пальцы...“ О знаке Мэнь см.: там же, Vol. l. P. 20. 290 Цитата из „И Цзин...“ см.: там же. Vol. I. P. 23. 290 Касаясь второго вопрошания книги „И Цзин...“, К. Г. Юнг писал (в своем предисловии к английскому изданию): „Повторение эксперимента невозможно по простой причине: первоначальная ситуация не может быть воссоздана. Следовательно, в каждый момент обращения к книге существует лишь один единственный ответ“. 291 Тема „города на горе“ обсуждается К-Керсний в работе „Das Geheimnis der hohen Stadte“, — Europaische Revue, 1942, Juli-August; и в „Эссе о научной мифологии“ (Kcrenyi К., Essays on a Science of Mythology. — Bollingcn. Scr. XXIII. P. 16). 292 Обсуждение К. Г. Юнгом значения числа „четыре“ см.: его Собр. соч. (Vol. IХ, XI, XII и XIV); хотя так или иначе символика этого числа со всеми его значениями пронизывает красной нитью большинство работ К. Г. Юнга. 294 Ковчег Завета. — Главная святыня народа Израиля, представлявшая по библ. преданию (Исх. 40:20; 3 Цар. 8-9) сундук, где хранились скрижали закона —Ред. 296 О некоторых символических значениях, приписываемых игральным картам см.: „Handworterbuch des Deutschen Aberglaubens“. Vol. IV, P. 1015; Vol. V, P. 1110. Символика числа „девять“ обсуждается в работе Ф. В. Хоппера „Средневековая символика чисел“ (Hopper F.V., Medieval Number Symbolism. — 1938. P. 138). 298 Что касается образа „ночного путешествия“ этого сновидения, см.: Я к об и И., Процесс индивидуации. // Журнал „Аналитическая Психология“ (Jacobi J., The Process of Individuation // Journal of Analytical Psychology, III. No. 2. - 1958. P. 95). 299 Примитивная вера в силу телесных выделений обсуждается Е. Нейманом в работе „Происхождение сознания“, с. 39 (немецкое издание). Заключение. Наука и подсознание. М.-Л. фон Франц305 Архетипы как ячейки психики обсуждаются В. Паули в работе „Aufsatze und Vortrage uber Physik und Erkenntnis-thcorie“, Verlag Viewcg Braunschweig, 196l. 305 Относительно созидательной или сдерживающей силы архетипов, см.: Юнг К. Г. и П а у л и В., Naturerklarung und Psyche. — Цюрих, 1952. С. 163 и далее. 306 Замечание В.Паули по поводу биологии изложено в его работе „Aufsatze und Vortrage...“, см. выше. С. 123. 306 Более детальное объяснение утверждения относительно времени, необходимого для мутации, см.: Паули В., там же. Р. 12 3-125. 307 Историю Дарвина и Уоллеса см. в книге Хеншоу Ворда „Чарлз Дарвин“ (Ward Henshaw, Charles Darwin. 1927). (АР.Уоллес (1823-1913)—англ. естествоиспытатель, один из основоположников зоогеографии. —Ред.) 307 Creatio continua. — „Продолжающееся творение“ (лат.). Согласно христ. учейию о сотворении мира, акт божественного творения является непрерывным —Ред. 308 О доводах Декарта более подробно см. статью М.-Л. фон Франц (von Franz M. L, Der Traum des Descartes // Zeitlose Dokuments der Seele. — Studien des CG. Jung Instituts). 308 Утверждение Кеплера обсуждается К Г. Юнгом и В. Паули в совместной работе „Naturerklarung und Psyche“ (см. выше. Р. 117). 308 Слова Хейзенберга цитируются по работе Ханны Арендт „Состояние человека“ (А г end t Hannah, The Human Condition. — Chicago University Press, 1958. P. 26). 308 Предположение В.Паули о параллелях, возникающих при исследовании психологического и физического можно найти в „Naturerklarung...“, см. выше, Р. 163. 308 Концепцию Нильса Бора о взаимодополняемости см.; Bohr Niels, Atomphysik und menschliche Erkenntnis. — Braunschweig. P. 26 и далее. 308 Слова В. Паули были процитированы К Г. Юнгом в его „Духе Психологии“ // Сборник под ред. И. Кэмпбелла „Ежегодник Эранос: коллективные труды“ (Jung C.G., The Spirit of Psychology // Collected Papers of the Eranos Year Book. Jos. Campbеll, Bollingcn, Ser. XXX, 1, N.Y.: Pantheon Books, 1954. P. 439). 309 В.Паули рассматривает „первичные возможности“ в „Vortrage...“, см. выше, Р. 125. 309 Параллели между микрофизикой и психологическими понятиями также представлены в работе В. Паули „Vortrage...“: описание подсознания с помощью парадоксов — Р. 115-116; архетипы как „первичные возможности“ — Р. 115, подсознание как „поле“ — Р. 125. 310 Слова Гаусса цитируются по: Gauss, Werke. Vol. X. P. 25, письмо к Ольбсру, и приводилось также у Б. Л. Ван-Дер-Вардена, в кн.; van der W а с г d с n B. L, Einfall und Ueberlegung: Drei Kleine Beitrage zur Psychologie des mathematischen Denkens, Basel, 1954. 310 Пуанкаре цит. по: там же, Р. 2. 310 Мнение В. Паули о том, что идея подсознания окажет влияние на вес естественные науки см.: P a u l i W., Vortrage..., P. 125. 310 Идея возможного всеединства жизненного феномена была подхвачена В. Паули: см. там же, Р. 118. Концепции К. Г. Юнга о „синхронной композиции“, содержащей и материальное и психическое, см.: Синхронность: аказуальный связующий принцип II Собр. соч. (Synchronicity, an Acausal Connecting Principle // Collected Works, Vol. VIII). 310 Идея К. Г Юнга об „unus mundus“ следует некоторым средневековым схоластическим представлениям (Дж-Дунса Скота и др.), в соответствии с которыми „unus mundus“ был целостным архетипическим представлением о мире, существовавшим в разуме Всевышнего до того момента, как Бог материализовал его. 311 Ханна Арендт цит. по: „Состояние человека“, см. выше, Р. 266. 311 Дальнейшее обсуждение „первичных математических озарений“ см.: Паули В., Vortrage..., см. выше, Р. 122; а также К о нес т Ф., Математика и реальность (Сonseth Ferd, Lеs mathematiques et la roalite.— 1948). 311 В.Паули, следуя за К. Г. Юнгом, обращает внимание на то, что наши сознательные представления упорядочиваются, прежде чем стать осознанными, см.: Vortrage-, там же, Р. 122, а также К о н с с т Ф., см. выше. 311 Утверждение Б.Л.Ван-Дер-Вардена заимствовано из его „Einfalt und Ueberlegung...“, см. выше, Р. 9. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|