|
||||
|
15. Искажение процесса обобщения. Нарушение динамики мышления Больные с искажением процесса обобщения, какпра-вило, руководствуются чрезмерно обобщенными признаками. У таких больных преобладают случайные ассоциации. Например: больной относит к одной группе ботинок и карандаш, потому что «они оставляют следы». Искажение процесса обобщения встречается у больных шизофренией. Главное отличие искажения процесса обобщения от снижения его уровня наиболее четко описала Б. В. Зейгарник. Она отметила, что если для больных со сниженным уровнем обобщения составление пиктограмм представляет трудность из-за того, что они не в состоянии отвлечься от каких-то определенных значений слова, то больные с искажением процесса обобщения легко выполняют это задание, так как могут образовать любую ассоциацию, не связанную с поставленной перед ними задачей. Например: больной для запоминания словосочетаний «веселый праздник» и «теплый ветер» рисует два кружка и два треугольника соответственно, а для запоминания слова «разлука» – лук. Рассмотрим, как выполняет задание «классификация предметов» больной с искажением процесса обобщения (при шизофрении): 1) объединяет в одну группу шкаф и кастрюлю, так как «у обоих предметов есть отверстие»; 2) выделяет группу предметов «свинья, коза, бабочка», потому что «они волосатые»; 3) автомобиль, ложку и телегу относит к одной группе «по принципу движения (ложку тоже двигают ко рту)»; 4) объединяет в одну группу часы и велосипед, потому что «часы измеряют время, а когда едут на велосипеде, измеряется пространство»; 5) лопату и жука относит к одной группе, так как «лопатой роют землю, жук тоже роется в земле»; 6) объединяет в одну группу цветок, лопату и ложку, потому что «это предметы, вытянутые в длину». Нарушение динамики мышления встречается достаточно часто. Выделяют несколько видов нарушения динамики мышления. 1. Непоследовательность суждений. 2. Лабильность мышления. 3. Инертность мышления. Исследование динамики мышления проводится с помощью методик, используемых для изучения нарушений операциональной стороны мышления. Но при данном виде нарушений необходимо прежде всего обращать внимание на: 1) особенности переключения испытуемого с одного вида деятельности на другой; 2) чрезмерную обстоятельность суждений; 3) склонность к детализации; 4) неспособность сохранять целенаправленность суждений. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|