|
||||
|
39. Методы нейропсихологического исследования. Восстановление высших психических функций Одним из наиболее распространенных методов оценки синдромов в нейропсихологии является система, которую предложил А. Р. Лурия. Она включает в себя: 1) формальное описание больного, историю его болезни; 2) общее описание психического статуса больного (состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и т. д.); 3) исследования произвольного и непроизвольного внимания; 4) исследования эмоциональных реакций; 5) исследования зрительного гнозиса (по реальным объектам, по контурным изображениям и т. д.); 6) исследования соматосенсорного гнозиса (узнавание объектов на ощупь, по прикосновению); 7) исследования слухового гнозиса (узнавание мелодий, повторение ритмов); 8) исследования движений и действий (оценивание координации, результатов рисования, предметных действий и т. д.); 9) исследования речи; 10) исследования письма (букв, слов и фраз); 11) исследования чтения; 12) исследования памяти; 13) исследования системы счета; 14) исследования интеллектуальных процессов. Один из важных разделов нейропсихологии исследует механизмы и способы восстановления высших психических функций, нарушенных в итоге локальных патологий головного мозга. Было выдвинуто положение о возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, определяющих реализацию высших психических функций. В работах А. Р. Лурия и его учеников были выявлены механизмы восстановления высших психических функций: 1) перевод процесса на высший осознанный уровень; 2) замена выпавшего звена функциональной системы новым. Перечислим принципы восстановительного обучения: 1) нейропсихологическая квалификация дефекта; 2) опора на сохраненные формы деятельности; 3) внешнее программирование восстанавливаемой функции. Практика лечения раненых во время Великой Отечественной войны доказала эффективность этих представлений. В дальнейшем нейропсихологические методы стали применяться совместно с медикаментозными. Развитие представлений о функциональной асимметрии мозга человека в истории нейропсихологии связано с именем французского врача М.Дакса, который в 1836 г., выступая в медицинском обществе, привел результаты наблюдения 40 больных. Он наблюдал больных с повреждениями мозга, сопровождавшимися снижением или потерей речи, и пришел к выводу, что нарушения вызывались только дефектами левого полушария. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|