|
||||
|
49. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии Выделяют несколько видов наблюдения: 1. Стандартизированное наблюдение (предполагает наличие заранее составленного плана наблюдения, цели и задачи которого заранее определены). 2. Свободное наблюдение(не предусматривает специальной подготовки и плана наблюдения). 3. Включенное наблюдение (осуществляется в процессе совместной деятельности с ребенком). Выделяют и другие виды наблюдения: 1) групповое и индивидуальное; 2) кратковременное и долговременное; 3) внешнее и внутреннее и др. В процессе наблюдения психологу следует учитывать особенности проявления активности ребенка, которая составляет основу его психосоциального развития. Прежде всего следует обращать внимание на: 1) общую и двигательную активность; 2) эмоциональные и поведенческие реакции на новые стимулы; 3) интенсивность эмоционального выражения своих желаний и отношений; 4) настроение ребенка; 5) способность сосредоточиваться на эмоциональном контакте или манипуляции с предметами; 6) способность справляться с трудностями, преодолевать препятствия. При выявлении у ребенка поведения, отличающегося от других детей, психолог организует более тщательное наблюдение за ним. При квалификации наблюдаемых особенностей поведения ребенка как отклонений психолог руководствуется следующими критериями: 1) изменение поведения ребенка в общем; 2) несоответствие поведения ребенка возрастным нормам развития; 3) длительность отмечаемых особенностей поведения; 4) частота наблюдаемых симптомов; 5) особенности возникновения той или иной черты в поведении, указывающие на социальный характер ее возникновения; 6) склонность к выполнению однообразных действий с предметами; 7) отсутствие привязанности к близким взрослым и т. д. Выяснив причины нарушений в развитии ребенка, психолог разрабатывает перспективный план его развития и коррекции. Он обязательно проводит специальную работу с родителями по разъяснению особенностей данного периода в жизни ребенка и оптимальных методов взаимодействия с ним. В качестве базового развивающего и коррекционно-го метода психологами широко используется игровая деятельность. При ярко выраженном отставании и отсутствии положительного темпа в развитии игровой деятельности проводят доскональное обследование ребенка с учетом выяснения причин данного отставания. При этом, как правило, привлекаются другие специалисты (педагоги, врачи и т. д.). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|