|
||||
|
Часть IIПСИХОТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ ГЛАВА 1Скрытый гипноз Гипноз – опасное оружие. Так же как энергию атома, его следует использовать разумно». Эти слова Вольфа Мессинга верны на сто процентов. Конечно, принято считать, что в обыденной жизни с гипнозом мы сталкиваемся редко, разве что в кабинете психиатра или психотерапевта. Ну, еще, разумеется, в приключенческих романах: раскачивающиеся из стороны в сторону часы, сосредоточенное бормотание и раскрытие всех возможных секретов... Реальность не столь похожа на шпионские страсти. Порой, чтобы загипнотизировать человека, заставить его согласиться с чьими-то утверждениями, бывает достаточно всего одной фразы. Тот, кто владеет приведенными ниже приемами, без проблем проводит переговоры и легко продает товар. Кстати, его самого на эти, вполне стандартные фразы не подловишь. Он-то знает: весь секрет состоит в определенном речевом обороте и точно подобранном голосовом режиме. Данные техники мы назвали «скрытым гипнозом» потому, что они способны оказать сильное влияние на психику человека, с которым мы говорим. При этом собеседник даже не успеет сообразить, что его «гипнотизируют» или что к нему применяют тот или иной прием, ведь «гипнотические» фразы представляют собой привычные каждому обороты речи, которые люди употребляют по сто раз на дню. Они всегда неброские, серые, привычные и настолько расхожие, что мы даже не даем себе труда критически их осмыслить. А ведь стоит тому или иному утверждению обойти барьер сопротивления нашего сознания, как оно напрямую воздействует на подсознание, с которым, как известно, шутки плохи. Однако каждый «гипнотизер» должен помнить: данная техника срабатывает только в том случае, если сказанное подкрепляется конкретными аргументами (например, определенными фактами, случаями из жизни). Не меньшее значение имеет интонация, с которой вы говорите. Она должна быть уверенной и при этом спокойной, не раздражающей собеседника. Говорите с ним так, будто вы превратились в доброго гуру, опытного благодетеля, прекрасно знающего жизнь. Кстати, комбинация из нескольких приемов работает еще эффективнее. Со скрытым гипнозом мы в нашей жизни встречаемся постоянно. С его помощью адвокаты во время выступления влияют на мнение судей, им пользуются во время теледебатов и обращений к избирателям политики, его активно применяют опытные начальники, следователи, психологи и даже преподаватели. Приведем несколько самых характерных примеров. «Вы, как умный человек, понимаете, что...» Цель высказывания. Поставить оппонента перед непростым выбором. Либо он должен признать себя глупцом, либо «все понять» и согласиться с утверждением «гипнотизера». Назвать себя дураком мало кто согласится, так что цель гарантированно будет достигнута. Где оно применяется. Где угодно, начиная от согласования контракта и заканчивая прениями в Думе. Чем солиднее оппонент, тем умнее он себя считает. Пример из торговли. «Вы, как женщина умная, хорошая хозяйка, наверняка знаете, что без этой новой стиральной машины вам никогда не удастся по-настоящему отстирать тонкое белье. Любая другая модель безжалостно его испортит». «И я понимаю, что вы в глубине души...» Цель высказывания. Намекнуть на то, что вы недостаточно внимательно отнеслись к высказыванию оппонента. Душа у нас такая глубокая, что найти там можно все, что угодно. Подумайте еще чуть-чуть – и вы непременно согласитесь! Где оно применяется. Везде, где встречаются не очень уверенные в себе люди. На первых порах они способны выдвигать какие-то возражения. Но заставьте их задуматься – и они в ваших руках. Пример из торговли. «В глубине души вы понимаете, что всегда будете жалеть, если упустите эту квартиру с двумя лоджиями. И из-за такого пустяка, как несколько лишних тысяч долларов». «А не сама ли судьба нас свела?» Цель высказывания. Обратиться к судьбе и, таким образом, снять с человека ответственность за его решение. Русскому человеку вообще свойственно полагаться на судьбу: раз так случилось, значит, так тому и быть. Где оно применяется. Идеальная формула для эротического манипулирования. Мотив судьбы звучит почти во всех романтических историях. В жизни, увы, все далеко не так романтично, поэтому судьбе особенно доверять не стоит. Пример из торговли. «Представляете, я уже собирался уезжать, думал, не найду здесь настоящего ценителя для такой скульптуры. Но мне перенесли поезд на завтра. И тут появляетесь вы... Да это же судьба!» «А не кажется ли вам, что мы уже встречались с вами в другой жизни?» Цель высказывания. Обратиться к карме. Есть люди, которые в нее верят, есть те, кто не верит, но все-таки думает, что «что-то в этом есть». Чего греха таить, в последнее время в России уже чуть ли не неприличным стало не верить в карму и «другие жизни». А кто знает, что там было, в другой жизни? Но прием срабатывает идеально. Где оно применяется. Там же, где и предыдущий прием. Далее – везде, где обстановка благоприятствует. Пример из торговли. «О, эти благовония чудодейственны! Знаете у меня такое ощущение – да, да, и не противоречьте мне! – что вы их уже у меня покупали... тогда, давно, это было еще в древнем Вавилоне». «А ведь это жизнь... Так бывает в реальной жизни» Цель высказывания. Обратиться к жизни. А еще – намекнуть собеседнику, что он «настоящей» жизни еще и не нюхал. Разумеется, «гипнотизер» с удовольствием его просветит, попутно указав на ошибки и промахи. Где оно применяется. Чаще всего формулировка используется для объяснения самых нелепых моментов жизни. Неплохо срабатывает и в разных щекотливых ситуациях. При этом она позволяет «гипнотизеру» сохранить лицо. Пример из торговли. «Да, да, вам придется заплатить за автомобиль на десять тысяч рублей больше. Но вчера сильно подскочил доллар. Это жизнь... Такое в жизни бывает». «Но вы ведь понимаете, что людям свойственно ошибаться. Кто из нас поначалу не делал ошибок?» Цель высказывания. Зафиксировать внимание на всеобщем опыте совершения ошибок. Заставить оппонента вспомнить, что и сам он – не ангел. Может быть, даже вызвать его сочувствие. Где оно применяется. В трудном разговоре. Если необходимо сблизиться с человеком, стоящим на откровенно враждебной позиции. Все мы субъективны, все можем ошибаться, а опыт ошибок – сближает. Пример из торговли. «Да, вы правы, я сказал, что эта мебель шведская, а на самом деле она корейского производства. Знаете, я ведь работаю здесь недавно. Поначалу все могут ошибаться. Извините меня. Но, согласитесь, эта мебель ничуть не хуже». «Если уж быть до конца откровенным, то я вам скажу главное...» Цель высказывания. Привлечь внимание собеседника. Здесь поможет волшебное слово «главное». В нашем мире мало кто бывает честен, так что обещание откровенности попросту завораживает. Оппонент полностью сосредотачивается на следующем высказывании «гипнотизера». Где оно применяется. Идеальная фраза для политика. Сильные мира сего не так уж часто бывают честны и открыты, что придает особый вес их словам. Пример из торговли. «Я, как директор этого магазина, скажу вам честно – такой качественной техники на наших складах давно не было». «Да вы не о том спрашиваете...» Цель высказывания. Отвлечь оппонента от предмета спора. Раз вы заявили, что он говорит не о том, о чем следует, ему придется выслушать, в чем же, по-вашему, состоит суть проблемы. Самое время перевести разговор в иную плоскость. Где оно применяется. Там, где чаще спорят. Пример политика Станкевича очень показателен. Когда его открыто стали обвинять и попросили приехать и высказать свое мнение перед судом, он ответил лишь: «Вы не о том говорите, не понимаете сути. Сейчас идет охота за „демократами первой волны“. Мой процесс будет политическим, а не уголовным». Гурджиев также умел виртуозно уходить от споров, используя данную формулу. Обычно он просто заявлял оппонентам, что они ничего не понимают, они не профессионалы его дела, а потому и говорить по существу они не могут. Пример из торговли. «Вы не о том речь ведете! Важен не срок гарантии прибора, а то, что таких точных измерений вам больше ни один прибор не даст!» «В вас говорит сопротивление...» Цель высказывания. Доказать клиенту, что он спорит из упрямства, как маленький ребенок. Что на самом деле клиент прекрасно знает, что прав «гипнотизер», просто отказывается это признать. Где оно применяется. Очень часто – в психоанализе. Именно так профессиональные психологи «раскручивают» непробиваемых пациентов. Пример из торговли. «О, вы же знаете, что я прав, этот магнитофон – лучший вариант для вас. В вас говорит внутреннее сопротивление, вы спорите со мной из чистого упрямства». * * *Начинающему «гипнотизеру» помогут и несколько простеньких, но неизменно эффективных приемов. Прием «Выбор без выбора» Цель приема. Заставить клиента принять нужное продавцу решение. Собеседник уверен, что принимает решение сам, но при определенной постановке вопроса возможен лишь «единственно правильный» выбор, подсказанный «гипнотизером». Где он применяется. Особенно эффективен в торговле. Заходит покупатель в аптеку, спрашивает, есть ли анальгин. А ему в ответ сразу говорят: «Вам одну упаковку или больше?» На практике использовать прием может кто угодно. Сколько раз в детстве вы слышали этот вопрос: «Ну что, ляжешь спать сейчас или через пять минут?» Широко пользуются данным приемом риэлторы. Пока клиент «дозревает» до покупки квартиры, к нему не раз обратятся с вопросом: «Да, кстати, а как вы предпочитает платить: наличными или по безналу? Когда удобнее оформлять бумаги: в четверг или в пятницу?» Пример из торговли. «Вы сделали замечательное приобретение! Вам упаковать покупку в коробочку или купите фирменный пакет?» (Покупателю придется выложить кругленькую сумму и в первом, и во втором случае.) Прием «Трех „Да“» Цель приема. Направить мысли оппонента в нужную для гипнотизера сторону. Наша психика подобна вагону: достаточно несколькими рывками направить ее в нужную сторону, и дальше, по рельсам, она «покатится» уже без посторонней помощи. Где он применяется. Где угодно. Хотите, продемонстрирую? Вы согласны, что каждый человек хочет заработать побольше? – Да! Вы согласны, что часто заработок зависит от других людей? – Да!! Согласны, что в зависимости от их отношения к вам можно многое потерять или, наоборот, получить? – Да!!! Вывод: вы согласитесь со мной, что для достижения успеха необходимо изучать психологию манипулирования... Пример из торговли. «Вы хотите купить респектабельный и современный автомобиль? Хотите, чтобы запчасти и автосервис стоили вам совсем недорого? Хотите поддержать отечественного производителя? Замечательно, значит, наша новая модель «Москвича» для вас!» Прием «Да или нет?» Цель приема. Поставить оппонента в глупое положение. Задать ему прямой вопрос, на который невозможно ответить односложно, и потребовать быстрого, конкретного ответа. Где он применяется. Хорош для жарких споров. Спросите-ка противника: «Ты за войну в Чечне? Да или нет?» Проблема сложна, «черно-белый» подход не годится. Собеседник оказывается в тупике. Пример из торговли. «Так вы считаете наш товар бракованным? Да или нет?» Прием «Генерализация» Цель приема. Переключить внимание с конкретных претензий на глобальные проблемы. Лучше всего – на общемировые. Как известно, наше отношение ко многим явлениям зависят исключительно от масштаба. Где он применяется. Особенно хорошо срабатывает в политике и торговле. Вспомним бывшего министра обороны Павла Грачева. Работа его министерства не раз подвергалась жестокой критике, а он лишь невозмутимо парировал все «наезды», переводя разговор на положение в России в целом. В самом деле, по сравнению с развалом, который творился тогда в стране, проблемы армии были лишь каплей в море. Это сразу охладило пыл критиков. Пример из торговли. «Вам кажется, что это лекарство стоит слишком дорого? А вот на периферии его вообще невозможно достать. Там за него готовы платить любые деньги!» Прием «Конкретика» Цель приема. Перевести глобальные вопросы в узкие, конкретные рамки. В определенных случаях «конкретные» претензии предъявить становится сложно. Где он применяется. И снова – в политике. Борису Федорову как-то стали говорить нелицеприятные слова о работе Министерства финансов. Он тут же предложил вести конструктивный разговор: назвать фамилии, события, даты. И критика утихла. Пример из торговли. «Так вы считаете, что мы продали вам брак? Четко назовите нам свои претензии. А у кого конкретно вы брали товар? Когда и где это было?» Прием «Смена ярлыка» Цель приема. Изменить «наименование» явления. Наше восприятие сильно зависит от языка. Как говорится, «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Если вы называете знакомого «Пашка», то и относиться к нему будете соответственно. А если его станут звать «Павлом Ивановичем», резко изменится и отношение окружающих, хотя сам-то человек ни капельки не изменился. Где он применяется. Средства массовой информации этот прием обожают. Как называли служителей церкви в годы Советского Союза? «Попы» было самым мягким словом. Теперь же официальное их название – «священнослужители». Суть – та же самая, но какое разное восприятие! Пример из торговли. «Какие же это мухобойки? Это специальные приспособления для уничтожения летающих насекомых. Не ломаются, не пачкаются, произведены в Австралии». Прием «Несоответствие практики и теории» Цель приема. Лишний раз указать на расхождение практики с теорией. Ведь мы давно привыкли думать, что теория и практика – вещи прямо противоположные. Мало ли что там профессор выдумает, в жизни все бывает по-другому. Этой убежденностью очень легко воспользоваться. Где он применяется. В политике, когда надо увлечь за собой людей. В момент переговоров, когда необходимо заставить другого поверить в вашу правоту. Как получилось, что именно Иосиф Сталин оказался во главе партии? Ведь на это место претендовало столько интеллигентных, образованнейших людей. Просто-напросто Сталин объявил, что, мол, Ленин, Бухарин, Троцкий – апологеты теории революции, мозг партии, а он, Сталин, лишь скромный подмастерье, воплощающий их теории в жизнь. Вот за подмастерьем-то народ и пошел, предоставив мэтрам витать в эмпиреях. Пример из торговли. «Да, теоретически та фирма быстрее может оформить вам документы на квартиру. Но, уверяю вас, на практике, при том, как работают бюрократы в жилищных конторах, там это займет ровно столько же времени, сколько и у нас. А мы ведь еще предоставляем дополнительные льготы». Прием «Бумеранг» Цель приема. Обратить аргументы оппонента против него самого. Это деморализует и сбивает с толку, а сбитому с толку человеку куда легче подбросить ту или иную «верную» мысль. Где он применяется. Такой простой трюк легко применить в любой области, где люди общаются. По этому поводу можно упомянуть один исторический анекдот. Однажды, гуляя по Риму, император Август встретил очень похожего на себя молодого человека. Ехидно усмехнувшись, он задал юноше вопрос, не посещала ли его мать императорский дворец. Ничуть не растерявшись, юноша ответил: «Не знаю, как мать, а вот отец бывал часто...» Пример из торговли. «Так вы говорите, эти французские духи на складе стоят вдвое дешевле? Хм, да, поляки – достаточно наглый народ, чтобы вешать на свои духи французские ярлыки. Но на то, чтобы поставить настоящую цену, наглости у них все-таки не хватает». Прием «Ироничная ссылка» Цель приема. Высмеять оппонента, не используя при этом прямого обвинения. Это прозвучит остроумно, но не слишком оскорбительно. Где он применяется. Везде, когда спор переходит определенные эмоциональные границы. Так, чересчур разбушевавшегося клиента можно спросить: «Вы, наверное, любите смотреть фильмы про Рембо?» Если дама, оскорбившись, норовит залить прилавок слезами, можно заметить, что «мыльная опера здесь не пройдет». Пример из торговли. «Гражданин! У нас тут магазин старинного оружия, а не фехтовальный зал. Сейчас же положите шпагу на место! Все Дунканы Маклауды у нас немедленно отправляются в отделение милиции, но если вы такой знаток – в соседнем зале есть экземпляры поинтереснее». Прием «Инкорпорация» Цель приема. Изменить восприятие смысла претензий с негативного на позитивный. Это «бумеранг», срабатывающий в обратную сторону. Где он применяется. В спорах, диспутах, везде, где ваша цель – уйти от критики и поставить оппонента в тупик. Вот пример из жизни. Один из членов журналистского коллектива на летучке долго и смело критиковал главного редактора. Перечислил все его недостатки, очень подробно и убедительно. Надо заметить, что все было сущей правдой, слушатели кивали и поддакивали. Главного спасла мгновенная реакция: «Замечательно, что в нашем коллективе есть такой неравнодушный человек! У него душа болит за родную редакцию. Такие принципиальные люди нужны нам в составе редколлегии». Так знак выступления был переменен с минуса на плюс, а смелому корреспонденту даже нечего было возразить. Пример из торговли. «Мне очень нравится эта мебель. У нее один недостаток – она белая. Значит, пачкаться будет быстрее». – «Белая мебель пачкается с такой же скоростью, как и любая другая. Только на ней грязь сразу бросается в глаза. Это очень вам поможет – вы сразу сможете увидеть и отчистить все пятна, и ваши комнаты всегда будет сверкать чистотой». Прием «Черное – белое» Цель приема. Из плюса сделать минус. Да так, что комар носа не подточит. Где он применяется. Да где угодно! Есть три варианта реакции на происходящее: положительная, нейтральная и отрицательная. В положительных ситуациях никакой реакции, кроме положительной или нейтральной, быть не может. В отрицательной ситуации можно проявить свое отрицательное отношение. Обычные люди так и поступают, но мудрые, достигшие успеха личности ведут себя иначе. Они стараются даже в плохом увидеть хорошее.
Вспомните всеми любимый рекламный ролик пива «Три толстяка». Знаете, сколько получает актер, который в нем снимается? А ведь получить эту роль ему удалось не в последнюю очередь благодаря своим внушительным габаритам. И после этого говорят, что толстым быть плохо! Сообразительный человек и лишний вес сумеет превратить в деньги. Пример из торговли. «Вы опоздали с доставкой на два дня! Как вам можно доверять после этого?» – «А вы в курсе, что как раз вчера на склад явилась комиссия ФСБ и налоговой полиции? Если бы ваш товар уже пришел, его бы могли задержать, а то и конфисковать, – ведь у вас, как и у всех, наверняка есть проблемы с налогами. А так мы доставили его сразу же, как комиссия уехала». ГЛАВА 2Психологическое карате Позвольте представить вам серию приемов, без которых в нашей жизни – никуда. Их цель – вызвать у собеседника растерянность, чувство вины и стыда, неловкости. Психологическое карате нацелено на снижение самооценки и подавления уверенности у человека, с которым вы общаетесь, однако без тщательно контролируемой интонации вам ничего добиться не удастся. Противник должен понять, что вы вовсе не стремитесь тупо на него «наехать». О, нет! Вы – мудрый и добрый благодетель, готовый открыть бедняге глаза на истинное положение вещей и объяснить, что ждет его в будущем. В вашем голосе не должно быть злости, раздражения или негодования. Говорите как можно более спокойно и постарайтесь превратить свою скрытую атаку в серию вопросов. Они представляют собой сильнейшее психологическое оружие. На то есть несколько причин. • Как известно, на один вопрос дурака не ответит и сотня мудрецов. Глупые вопросы вызывают растерянность и выбивают собеседника из колеи почище иных умных высказываний. • Каков вопрос, таков ответ. Иными словами, с помощью вопросов всегда можно повернуть беседу в нужную сторону. Вопросы позволяют доминировать над собеседником: ему поневоле приходится отвечать, то есть подчиняться. Проводя психологическое карате, старайтесь жестко контролировать собеседника: как можно больше говорите сами и как можно меньше позволяйте говорить ему. Даже если вам задают конкретный и крайне неудобный вопрос, всегда можно сделать вид, что вы его попросту не услышали. Если решили ответить, говорите лишь то, что нужно вам. Чтобы навязать новую тему разговора или развить старую, не стесняйтесь перебивать собеседника (например, требуя ответа на «неожиданно возникший» у вас вопрос).
Основная сложность в применении психологического карате – в умении не вызвать агрессию или раздражение собеседника, которое может повернуться против самого «каратиста». Но при наличии некоторого опыта карате неизменно оказывается эффективным оружием. Его активно используют следователи, политики во время теледебатов и представители неформальных силовых структур (бандиты, проще говоря). Нужны ли эти приемы в мирное время? Нужны! У каждого из нас бывают ситуации, когда просто необходимо поставить на место зарвавшегося человека, но ссориться, конфликтовать с ним не хочется или нельзя. Зачем ломать копья? Противника можно подавить психологически, при этом сохранив с ним нормальные отношения. Близким другом, вы, конечно, не станете, но приемлемое общение гарантируется, причем вы будете играть роль «учителя», знатока жизненных проблем. Опыт показывает, что психологическое карате чрезвычайно полезно во время проблемных переговоров, причем не только для нападения, но и для защиты: только зная весь разнообразный спектр приемов «наезда» можно сразу раскусить противника, решившегося подобные техники использовать. Естественно, когда какие-то аргументы на деле оказываются лишь средством манипуляции, опровергнуть их очень просто. Но если противник про «карате» и слыхом не слыхивал, то можно смело применять эти техники. Какие психокомплексы используются в психологическом карате? Самые элементарные: чувство вины, стыд, тревога, растерянность, неуверенность в себе. Прием «Киборг» Смотрите на вашу будущую жертву как на некий биологический объект. Как говорил герой одного фильма: «Когда я иду вышибать деньги, передо мной не человек, а запись в записной книжке». Помните: давить на психику можно любому! Исключение составляют разве что патологические типы, вроде сумасшедших, наркоманов и религиозных фанатиков. Со всеми остальными разбирайтесь смело.
Прием «Игра» Представьте, что все происходящее – это игра, вроде шахмат или баскетбола. Таким образом вы избавитесь от ненужного напряжения, ваши эмоции отключатся. Зачем волноваться или злиться, если вы просто играете? Разумеется, в любой игре необходимо знать правила, поэтому еще до «нападения» постарайтесь прокрутить ситуацию в голове, отобрать хлесткие фразы и возможные ответы. Используйте технику «Дыхание шариком», о которой говорилось в предыдущей части, и – вперед, в игру, не сомневаясь в своих силах! Прием «Разгон» Решившись на «наезд», постарайтесь «разогнаться»: ваша психика должна быть на пике активности, сильнее, чем психика оппонента. Взвинтив себя, начинайте даже не со слов, а со взгляда. Направьте его на объект. Только не надо грозно взирать на будущую жертву или буравить ее немигающим взглядом. Взор ваш должен быть проницательным и неподвижным. Нужно смотреть как бы сквозь человека, чтобы ему было непонятно, то ли вы на него уставились, то ли вообще его не замечаете. Ощутите его иным взглядом, пристальным и тяжелым, как бы идущим изнутри. «Придвиньте» оппонента к себе. Теперь пришло время давить словом и отношением, подчинять своей воле. Лучше всего говорить спокойно, размеренно, регулируя интонацию. Прием «Рукопожатие» Начнем с его отсутствия. Ничто так не выбивает из седла даже вполне уверенных в себе людей, как отказ пожать протянутую руку. Только никаких демонстративных жестов! Вы протягиваете руку и тут же, без паузы, «отвлекаетесь» на то, чтобы пододвинуть стул или поправить галстучек вашему визави. Рука собеседника плавно зависает в воздухе. Он растерян, подавлен, но обижаться-то не на что: вы же его галстук поправляли, о нем заботились. Первый удар нанесен! Прием «Садитесь, пожалуйста» Подумайте о том, куда посадить вашего гостя. Это не такой уж тривиальный вопрос. Низкий, неудобный диван, на котором при всем желании комфортно не усядешься – лучший вариант. Бедняге собеседнику придется либо скорчиться на самом краешке, либо, подобно амебе, расползтись по мягкой спинке. Как видите, оба варианта прямо-таки передают его в ваши руки. В руки властного, уверенного человека, который сидит на высоком стуле с жесткой спинкой и покровительственно взирает на него сверху вниз. Не так-то легко строить из себя авторитет, провалившись в глубокое кресло. Теряется внутренний стержень, а значит, пропадает уверенность в себе. Не верите – сравните! И вы сразу купите себе в кабинет диван для непрошеных гостей.
Прием «Психокомплексы» Не поверите, сколько закомплексованных личностей скрываются под маской сильных и уверенных людей. Но вывести их на чистую воду и заставить плясать под вашу дудку проще простого – достаточно изобразить искреннее удивление: «Ох, меня пугали, что вы стерва, а вы, оказывается, очень милая женщина!» Или обратиться к старому другу: «Что-то ты зазнался. Заходишь редко, про нас, простых смертных, позабыл совсем. Конечно, ты же у нас бизнесмен крутой теперь... Ну что ж, повезло, но, как говорил мой дедушка, все под богом ходим». После такой тирады у зазнавшегося приятеля наверняка спеси поубавится. Прием «Вопросы» Запомните: вопросы сами по себе являются мощным оружием. Всегда лучше спрашивать, чем утверждать. Во-первых, как говорится, «один дурак спросит – и сотня мудрецов не ответит», а ведь ваша цель – озадачить оппонента. Во-вторых, утверждение обычно воспринимается как констатация факта, и потому может вызвать негативную реакцию. Прием «Забота о человеке» Вообще, все люди в глубине души мнительны и ничего плохого в этом нет. Например, фраза «Что-то ты сегодня не очень выглядишь. Перепил, что ли, накануне? Сам бледный, глаза красные... Сердце давно проверял?» подсознательно заставляет вздрогнуть очень многих людей. Сюда же относятся и прочие «доброжелательные» высказывания: «Чего-то ты на себя не похож. Словно по кругу ходишь, на одном месте топчешься», «Какой-то у тебя вид странный...» Заметьте, «странный», а не «плохой» или «нездоровый»! Не надо давить на человека чересчур откровенно. Все произносится с улыбкой, с заботливыми интонациями, с искренним желанием помочь в голосе. Хотя иногда возможны и грубые варианты. Иногда одного этого достаточно, чтобы ваш оппонент растерялся и потерял уверенность в себе. Его самооценка скатывается до нуля, а вы оказываетесь в выигрыше.
Итак, с ходу изображайте озабоченность и осведомляйтесь о здоровье. Как по мановению волшебной палочки в глазах собеседника появляется растерянность, а в голосе – робость. Он начинает ерзать на своем диванчике. Тут самое время спросить про семью. Используйте всю информацию, какую удастся добыть – у кого из нас нет проблем с близкими? Продолжайте участливые расспросы: «Дочь у тебя, слышал, с наркотиками связалась, а сейчас как? А негодник-сын по-прежнему остается главным героем на каждом родительском собрании? И жена вечно всем недовольна? Кстати, она тебе больше не изменяет? Ох, ох, ох, как нехорошо...» Если человек сам начинает распространяться о жизненных неприятностях, он попался! Он уже воспринимает вас как сильного и мудрого покровителя, способного дать умный совет. А если не идет на контакт? Не дергайтесь, он все равно уже успел ощутить свою слабость. * * *Следующий пункт программы – бизнес. Проблемы на работе есть всегда. У частной фирмы дня без тревог не проходит: то товар на границе зависает, то налоговая инспекция зуб точит, то партнеры долги не отдают. У госслужащего можно поинтересоваться, не предвидится ли сокращения штатов или изменения структуры предприятия. Не забудьте спросить о размере зарплаты и о том, насколько аккуратно ее выплачивают: «А что, больше оклад не повышали? Ах, какая жалость!» Аккуратненько пройдитесь по всем больным мозолям и виртуозно посыпьте раны солью. Как вам эффект? Как этот герой входил к вам в кабинет, а? Чуть ли не ногой дверь вышибал, нагло пялился прямо в глаза. А сейчас? Сидит как воробей на жердочке, несчастный неудачник, жизнью побитый. Знаете, у кого в этом мире нет проблем? У сильных людей. Потому что они о своих неприятностях всегда молчат в тряпочку, и правильно делают. Мысли о неприятностях уничтожают боевой настрой, вызывают негативную реакцию. Тот, кого заставили вспомнить о своих проблемах, уже не боец, и можно его с удовольствием дубасить почем зря. Прием «Сплетни» Последний штрих (это обожают проделывать работники спецслужб): «Я тут от наших общих знакомых та-а-акое о вас слышал... Но конечно же я сплетнями не интересуюсь». Собеседник хватается за голову, панически пытаясь сообразить, кто же его заложил. Какая уж тут беседа на равных! Он у вас под колпаком, берите тепленьким.
Прием «Авторитет» Кстати, если у вас под рукой есть авторитет, на который можно сослаться, – не медлите! Стоит только сказать что-нибудь вроде: «Иван Иваныч как-то странно отзывался о вашей работе...» – и все, человек «потек». Нет под рукой Иван Иваныча – ссылайтесь на любую общеизвестную фигуру, от Льва Толстого до самого Господа Бога.
Бывает и так, что собеседник с ходу начинает путаться и невольно сосредотачивать внимание на недостатках собственного предложения. Даже если они минимальны, у вас появляется полное право заявить нечто вроде: «Что ж ты, милый, мне липу принес?», и отправить неудачника восвояси. Да, и не забудьте предупредить оппонента о последствиях его действий: «А ты в курсе, с кем связался? Это же серьезные товарищи, они тебя пальцем перешибут! Ты о семье подумай, о детях. Хоть меня пожалей, ведь и меня подставишь, если что!» У страха глаза велики, и «клиент» быстренько все, что надо, сам нафантазирует. И будет как шелковый.
Прием «Хладнокровие» Иногда собеседник пытается взбрыкнуть: начинает раздражаться, пускается в критику. Сохраняйте хладнокровие. Достаточно спокойно спросить: «Ты чего сегодня такой нервный?», – и все, крыть нечем. То же самое срабатывает, если человек начинает грустить и нервничать: «Ты что раскис, как мороженое? Не мужик, что ли?» Пусть снова пускается в оправдания, каждое оправдание – это очко в вашу пользу. Прием «Бюрократ» Чем больше глупых вопросов, тем лучше. Почему название не то, почему абзацы расставлены так, а не этак, почему форма не та, почему не в специальной папке принес, почему печать на сантиметр сдвинута? Причины придраться всегда найдутся. Парой-тройкой тупых с виду замечаний вы легко выбьете почву из-под ног у оппонента. Придирайтесь ко всему: от ручки, которой сделана подпись, до формы, в какой подан проект или заявление.
Первая реакция оппонента – доказать, что он не так уж и глуп. А вы быстренько, не сдавая позиций, перечисляете все его прошлые проколы. Если и это не подействует, поможет ссылка на таинственное постановление 382а, о котором ваш собеседник, естественно, понятия не имеет. Даже если данного постановления не существует в природе, не волнуйтесь, что вас на этом поймают. Всегда можно сказать, что про данный документ «сообщил один знакомый юрист». И все, вас это не касается. Давить на мозги нужно как можно дольше и больше. Ниже приводится набор приемов, которые гарантированно сделают из наглеца покорного вам кролика. Главное, применять их уверенно и со вкусом... Прием «Теоретик, слушай практика!» Средство из сталинского арсенала. Мол, ты, милый человек, теоретизируешь, а на словах все всегда замечательно. Но на практике обычно бывает по-другому. Хорошей иллюстрацией служит фраза Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Прием «Не перебивай!» Не позволяйте прерывать поток ваших умных мыслей. Урезонить собеседника просто: «Ты меня перебиваешь, значит, не уважаешь. У интеллигентных людей не принято перебивать друг друга. Если мое мнение интересно, ты его сначала выслушаешь, а потом мы все обсудим». И пусть только попробует заявить, что ваше мнение его не интересует! У слабого пола есть дополнительный аргумент: «Если вы меня как собеседника не уважаете, то хотя бы уважайте как женщину!» Прием «Не неси чушь!» Если противник возражает, согласитесь с ним и продолжайте говорить то, что говорили. Если он настаивает на своих возражениях, бросьте походя фразу вроде: «Ох, мне постоянно приходится всякую чушь выслушивать!» Скорее всего, у него не хватит духу уточнить, кого именно вы имеете в виду. Прием «Не верь иллюзиям!» Запутывающая демагогия, как прием воздействия, известна еще с советских времен. Можно прибегнуть и к ней: «Здесь иллюзий быть не должно, а потому...» или «Следует учитывать, в какое время мы живем. А потому не нужно ничего путать». Прием «Учись слушать!» Сразу прерывайте говорящего, если собеседник осмелится на такое безнадежное дело, как задавание вопросов. Скажите ему: «Ты не о том спрашиваешь! Вот я тебе сейчас главное скажу! А ты слушай, слушай... Знаешь, сколько людей пострадало в свое время из-за неумения слушать?» В самом крайнем случае можно возмущенно воскликнуть: «Да можно с тобой договориться или как?» Вообще на вопросы собеседника отвечайте лишь в крайнем случае. Пусть вас ничто не сбивает с толку – это он должен играть по вашим правилам и отвечать на ваши вопросы, а не вы плясать под его дудку. Прием «Друг тебе зла не пожелает!» Ваше дело – сохранить иллюзию доброжелательности. Поэтому, прежде чем высказать откровенную гадость, можно изречь что-то вроде: «Я тебе сейчас скажу пару неприятных вещей. Но ведь я тебе друг, говорю это для пользы дела, ты как умный человек все правильно поймешь». После чего вы выливаете на собеседника поток замечаний и жалоб, который был вами якобы услышан от совершенно посторонних людей. Время от времени можно переключаться на комплименты: «Я же знаю, ты умный и знающий профессионал. Может, у тебя случилось что-то? Помочь? Ты не раскисай, я всегда поддержу. Главное: научись смотреть правде в глаза. Только меня не подводи, как ты это иногда делал». Ну и далее по списку, не останавливаясь: «Я твой друг! Говори мне всю правду, как на духу. Мир жесток, друзья должны держаться вместе. Ты же мне как сын-внук-брат!»
Прием «Был у меня шеф...» Истории про злобных шефов – один из самых популярных «давящих» приемов. Сочините рассказ про начальника-зверя, которому вы теперь безумно благодарны за то, что он вас работать научил. Подтекст будет ясен...
Прием «Соберись!» Это чуть более жесткий прием. Вы с ходу ставите собеседника перед выбором: «Ну как, будем дальше работать или вообще бизнес прекращаем? Ты же в глубине души понимаешь, что не прав... Раскис, расслабился, куда это годится? Я же знаю, что кроме тебя с этим никто не справится. Соберись, не грусти, ты можешь!» Прием «Прости за правду-матку!» Этот прием любят многие большие боссы: «Я мужик простой, привык всегда правду говорить. Уж извини, если был чересчур груб. Но это для пользы дела, ты же понимаешь, как умный человек. Ведь ко мне приходят клиенты, жалуются, что ты капризен, невнимателен. Что скажешь? Они же тоже живые люди, и нам с ними работать». После чего сразу следуют изъявления симпатии: «А вообще я тебя видеть очень рад. Надо бы встретиться, посидеть, отдохнуть, а то все работа да работа». И снова следует поворот на сто восемьдесят градусов: «Но и о деле забывать нельзя! И о друзьях, ведь ты меня подвести можешь. Один раз проколешься, и все. Да ты меня вообще подставил: почему не писал, не появлялся, не звонил?» Ничто так не расшатывает нервную систему оппонента, как провоцирование чувства вины, постоянные переходы из крайности в крайность. Но завершить разговор стоит на положительной ноте: шуткой, комплиментом, рукопожатием. Прием «Все ошибки налицо!» Как известно, безгрешных людей не бывает в принципе. И на солнце есть пятна, и в идеальной работе возможны мелкие ошибки. Пользуйтесь этим! Поставьте собеседнику на вид как минимум три его прокола и задайте сакраментальный вопрос: «Ну и кто ты после этого? Разве ты делаешь все, от тебя зависящее? Не переоценивай себя. Вот пример: опоздал на десять минут, и меня, и себя подвел...» На робкое «кто не ошибается?» можно резонно возразить: «Нет, ты, конечно, имеешь полное право на ошибки, но зачем делать то, чего можно избежать? Или ты действуешь по принципу „чем больше, тем лучше“? Пойми, дело даже не в работе, а в наших отношениях: я тебе верю, а ты меня подставляешь!» Провоцируйте чувство вины у оппонента! Пусть он знает свое место: «Если бы Бог хотел, он бы тебя другим сделал. Но ты такой, какой есть, пойми, где твой уровень и не рыпайся! В глубине души ты со мной согласен, нечего пыжиться». Ясно? Формула победы – железная рука в бархатной перчатке. Никогда никакого крика! Забудьте о сквернословии, откровенных замечаниях, повышенных тонах и раздражении. Вы должны быть ангелом во плоти. Мягко стелет, да жестко спать – это сказано про психоподавление. Демонстрируйте заботу, уверенность, заинтересованность. Чередуйте «наезды» с комплиментами, похвалу с порицанием, чтобы собеседник окончательно запутался и сдал позиции без боя.
ГЛАВА 3Психологическое айкидо Рассмотрим еще один вариант развития событий. Допустим, весовые категории несопоставимы. Это вы выступаете в роли подчиненного или просителя, это вам приходится ждать у дверей кабинета, а затем вымаливать нужную подпись. Да, теперь роли поменялись: теперь вы – жертва, а ваш оппонент – благодетель. Так воспользуйтесь этим на все сто! Психологическое айкидо сложнее психологического карате, и даже на тренингах отрабатывать приведенные здесь техники приходится дольше. Но, согласитесь, что неплохо иметь туз в рукаве, когда общаешься с человеком, который сильнее, важнее, выше вас по социальному статусу или от которого вы по какой-то причине зависите. Айкидо также позволяет справиться с недовольными «каратистами», так и ждущими случая на вас надавить. Ваша цель в этом случае – отстоять свою позицию, но при этом не спровоцировать конфликт или разрыв отношений с собеседником. Необходимо ненавязчиво направить беседу в более благоприятную для вас сторону. Суть айкидо в том, чтобы отвлечь противника от основной темы разговора или же заранее продемонстрировать, что вам известны все его претензии, и принести свои извинения. «Повинную голову меч не сечет» – таким образом вы лишите собеседника психологического оружия. Опытные бизнесмены активно используют психологическое айкидо во время переговоров и общения с важными клиентами, терять которых ни в коем случае нельзя (особенно если те настроены негативно). Данные техники позволяют воздействовать на множество психокомплексов: великодушие, жалость, чувство вины, превосходство («важному человеку» надо показать, как вы его цените и уважаете), жадность, любопытство и т. п. Прием «Открытая дверь» Вы должны быть хладнокровны и выдержанны. Здесь поможет техника «дверного проема»: представьте, что вы – открытая дверь, в ней пусто, ничто не задерживается. А потому придирки и критика не должны производить на вас ни малейшего впечатления. Кстати, состоянию «открытой двери», так же как и состоянию «киборга», я обучаю на своих тренингах. И это приносит отличные результаты! Прием «Роли» Прежде всего, заранее попытайтесь подстроиться под противника. Если перед вами старая и авторитетная женщина, сыграйте роль эдакого «милого сынка». Если перед вами дама, которая отчаянно молодится, «прикиньтесь» молодым любовником. Если оппонент значительно моложе, можно притвориться «своим в доску» отцом или старшим братом. Не смейтесь, люди ловятся на хорошее отношение! Прием «Зеркало» Еще вам поможет умение превращаться в «зеркало». С ходу улавливать характерную лексику, жесты, отношение оппонента и становиться его своеобразным отражением. Ведь, как известно, людям всегда приятно общаться с теми, кто на них похож. А уж дальше можно пользоваться широким спектром психологических приемов: от выбора без выбора до предоставления оппоненту права на решение (с поочередной дискредитацией всех «неверных» вариантов). Постарайтесь подстроиться под оппонента. Совершенно искренне разделите его гнев или возмущение, и мало ли что еще. И... уведите этот гнев в сторону, перенаправьте его: «Я согласен, это возмутительно! Сколько я сам от этого страдал. Нет, пока наверху не изменят правил, фирме ничего не светит...» И плевать, если речь идет о вашей собственной ошибке. Соперник не в себе, он зол и попросту не сумеет заметить всей иронии ситуации. Прием «Позитив» Зайдите в комнату с улыбкой в пол-лица. Изобразите искреннюю радость: «Как хорошо снова увидеться! Вы так меня выручили в прошлый раз». Непременно вцепитесь в руку начальника или чиновника и хорошенько ее потрясите. Еще не забыли, что я вам говорил про «посадочное место»? Сразу занимайте самое удобное. Для начала сообщите оппоненту, сколько хорошего вы о нем слышали и как здорово было раньше работать вместе. Ах, вы и семью собеседника знаете? Замечательно, побеседуйте о жене и детях. Сами понимаете, это святое. Затем переходите к делу. Вы сразу почувствовали, как сгустились тучи? Не стесняйтесь прямо сказать об этом: «Знаете, в последнее время вы что-то мной пренебрегаете. Между нами словно черная кошка пробежала. Что произошло?» Лучше сразу перечислить все недостатки, которые могут броситься в глаза начальнику. Действуйте по принципу «повинную голову меч не сечет». Если вы сами себя отругаете, начальнику просто нечего будет сказать. Все прочие придирки и возражения оппонента с ходу доводите до абсурда: «Вам так не нравится мой проект? Может, сразу его на помойку выкинуть?» Прием «Авторитет» Можно глубокомысленно заявить, что вот Иван Иванычу все пришлось по вкусу. Необходимо, чтобы вышеупомянутый Иван Иваныч был для оппонента фигурой авторитетной. Заявите, что он просто мечтает принять участие в этой разработке, – пусть оппонент сообразит, что в крайнем случае, проект уйдет в сторону данного авторитета, а кое-кто останется без денег. А раз даже такой важный человек заинтересовался, значит, предложение достойно внимания. Заметьте, что застраховаться от всего на свете невозможно. Тот, кто тянет время, пропускает вперед конкурентов. Прием «Все мы люди» Если вам «посчастливилось» наткнуться на идиота, который и дальше не прекратит заваливать вас придирками, можно позволить себе небольшой выпад: «Что для вас важнее: доход получать или бумагу марать? Совершенству предела нет, сами знаете!» Напомните собеседнику, что вы ни разу его не подводили в прошлом, что проект обещает большую прибыль. Что он, как высококлассный специалист, настоящий профи, способен оценить всю выгодность идеи. Да мало ли на что еще можно надавить! Иногда срабатывает и банальное «все мы люди, давайте вести себя по-человечески». Важно лишь говорить уверенно и застать оппонента врасплох.
Техника «Три просьбы» Даже самому наглому начальнику тяжело бывает отказывать. Именно на этом основан следующий прием. Вы обращаетесь к человеку сразу с тремя просьбами. Две из них абсолютно невыполнимы, зато третья кажется вполне реальной (это и есть та подпись или то согласие, которого необходимо добиться). Так что смело просите у начальника большую прибавку к зарплате или внеочередной летний отпуск, главное, чтобы он отказался и тем самым дал повод вызвать у себя чувство вины. Когда он вежливо извинится, изобразите на лице мировую скорбь и горестно вздохните: «Я так на вас рассчитывал! Вы – моя последняя надежда. Ну, не можете вы тогда хоть проект мне подписать?» Подпись гарантируется!
Техника «Цейтнот» Намеки на то, что решать надо скорее, пока конкуренты не обошли, как правило, срабатывают. Даже если начальник стар и тяжел на подъем. Техника «Родственные души» Хобби порой открывает путь к сердцу самого непрошибаемого человека. Что бы это ни было – коллекционирование марок или занятие боевыми искусствами, – вы получаете неисчерпаемую тему для разговора. И... средство к сближению. Техника «Дети» Любимая фраза: «Для чего живем? Для детей, для их светлого будущего!» – тоже неплохо работает. Оппонент проникается этим светлым чувством и идет на уступки. Техника «Землячество» Где только этот прием не используется, даже в правоохранительных органах. Ведь земляки везде должны держаться вместе и друг другу помогать. Как можно отказать парню с родной Украины или из милого сердцу Владивостока? Техника «Чувство вины» Давите на чужую совесть: «Вы со мной обращаетесь, как со слугой, с придурком, словно я ваша собственность. Но мы же все люди-человеки, давайте по-хорошему, по-христиански, а?» А еще – не бойтесь шутить, поднимать неожиданные темы, ненавязчиво хвалить себя самого и даже предлагать помощь. Самое важное – не терять темпа, не давать начальству слова вставить. Тогда вы сможете не только нужную подпись получить, но и серьезных неприятностей избежать.
Используйте вышеприведенные приемы, и вы не только избежите чужих наездов, но и добьетесь того, за чем, собственно, пришли. Что и требовалось сделать!
ГЛАВА 4Симпатия, доверие, интерес Для эффективного общения необходимо, чтобы собеседник относился к вам положительно. Научитесь вызывать симпатию, доверие и интерес к себе, и вы многого добьетесь. Здесь приводятся техники, которые прекрасно подходят и для первого знакомства, и для установления постоянных хороших, теплых, дружеских отношений. «Приемы симпатии», разумеется, связаны с психокомплексами: превосходством, великодушием, любопытством, «красотой» или «детьми». Суть их в том, чтобы вызвать у малознакомого человека чувство близости, доверия и множество других положительных эмоций. Разумеется, очень многое зависит от тем, которые мы предлагаем собеседнику. Не секрет, дорогой читатель, что есть темы мужские, а есть темы женские. Они весьма банальны, но зато позволяют улучшить контакт на эмоциональном уровне. Мужчины предпочитают говорить о спорте, автомобилях, политике, бизнесе, путешествиях, рассуждать о философии, юморить. Женщины с удовольствием обсуждают косметику и наряды, вопросы воспитания детей и семейные проблемы, а также темы, связанные с кулинарией или здоровьем. Существует и приличный блок «женско-мужских» тем: общечеловеческие ценности, хобби, домашние животные и многое другое. Особую роль в процессе вызывания симпатии играют интонации. Какие бы эффективные приемы вы ни применяли, какие бы интересные темы ни поднимали, без правильной интонации все пойдет прахом. Между тем вам понадобится целый «интонационный коктейль»: спокойствие + положительность + жизнерадостность + уверенность + повышенное настроение. Вообще, если речь идет о первом знакомстве и необходимо сразу добиться интереса и доверия, стоит поучиться... у спецслужб. Шпионы-профессионалы мастерски умеют вызывать симпатию и налаживать контакт; приведенные ниже приемы нередко используются как во время вербовки, так и в момент «скачивания» информации. Как познакомиться? Это зависит от массы причин и конкретной ситуации. Следует всегда иметь наготове пару-тройку схем и при знакомстве заранее решить, будете ли вы общаться с клиентом «на равных» или в ваших отношениях всегда будет сохраняться определенная дистанция. Первое впечатление – самое важное и самое живучее. Ситуацию знакомства, внешний вид и стиль поведения продумывают заранее и стараются использовать несколько правил. Правило ореола Люди склонны испытывать симпатию к человеку, который по какой-либо причине сразу пришелся по душе. Удачная шутка, предложение помощи, иногда и просто красивый костюм создают приятное впечатление. Даже если объект знакомства нового «друга» видит впервые, он заранее ему рад, руководствуясь подсознательной симпатией. Правило красоты Явная физическая привлекательность – это всегда плюс. Мозги у нас устроены, мягко говоря, странновато, и мы почему-то склонны доверять красавцам и красавицам, положительно оценивать их поступки. Если мужчину сопровождает симпатичная и хорошо одетая женщина, его шансы понравиться всем вокруг весьма высоки. А вот если его спутница одевается некрасиво и неаккуратно, ему лучше и не пытаться с кем-то познакомиться. Правило застенчивости Это больше относится к женщинам. В их случае легкая застенчивость нередко воспринимается как привлекательная и даже сексуально возбуждающая черта. Правило открытости Нет ничего лучше, чем приветливая и доброжелательная улыбка. Она сметает непонимание и нелюбовь. Точно так же действует и честное, твердое рукопожатие, а также прямой взгляд в глаза. Демонстрируя открытость, легко добиться доверия. Признаком открытости, заинтересованности и дружелюбия считается и энергичная выразительная жестикуляция, отражающая положительные эмоции. Правило переноса чувств Дружеская обстановка, вкусная пища и приятная музыка, все то, что доставляет собеседнику удовольствие, автоматически поднимет в его глазах и вас. Комфортность обстановки «клиент» переносит на собеседника, и у него создается благоприятное впечатление о новом знакомом. Правило первых фраз Именно по первым трем предложениям визави решает, продолжать разговор с данным человеком или нет. Смутить его могут извинения или иные признаки неуверенности в себе, проявление неуважения к его драгоценной персоне или давление собеседника. Поэтому постарайтесь найти индивидуальный подход к «знакомому» в зависимости от его характера. • Если собеседник раним и чувствителен, нельзя говорить с ним о неприятных вещах. • Если собеседник недоверчив и подозрителен, следует быть предельно осторожным и терпеливым. • Если собеседник сварлив, придется быть решительным и твердым, вовремя давать отпор. • Если собеседник капризен, с ним надо говорить спокойным тоном и на капризы внимания не обращать. • Если собеседник самоуверен и хвастлив, нельзя забывать об иронии. • Если собеседник застенчив или не обладает чувством юмора, иронии надо избегать. Правило такта Тактичные люди нравятся всем, а потому в разговоре с объектом всегда старайтесь внимательно его выслушать, не перебивайте и предлагайте рассказать о себе, начав разговор с интересующей «клиента» темы. А заодно дайте собеседнику почувствовать его превосходство в той или иной области. При этом фальшь недопустима, ведь скрыть ее сложно, а новый знакомый воспримет ее как оскорбление. Так с чего, собственно, начинать разговор? Удачная первая фраза – половина дела. Приемов знакомства не счесть. Вот лишь несколько из них. Прием «Помогите мне!» Люди не бессердечны, и, увидев человека, который упал на улице, вывихнул ногу или повредил руку, они поспешат прийти на помощь. Скорее всего, и ваш «объект» поступит именно так. Иногда прибегают и к менее крайним мерам: например, роняют или «забывают» вещь рядом с нужным человеком. А то и просто просят дать закурить или подсказать название улицы. Женский вариант: вызвать сочувствие своей беспомощностью: «Проклятое авто сломалось, и что же мне, бедной, теперь делать?!» Прием «Вам помочь?» Ситуацию, в которой объекту знакомства может понадобиться помощь, легко организовать заранее. Еще лучше, если случай подвернется спонтанно. Например, нужному человеку надо узнать местонахождение определенной организации или совершить определенные действия, а вы уж тут как тут с необходимой информацией. Точно также можно предложить какую-то услугу: помочь наладить машину, предложить подвезти и все такое прочее. Можно даже «навязаться» в компаньоны, например, «третьим» при распитии спиртных напитков. Или включиться в карточную или шахматную игру. Прием «Хочу познакомить вас с...» Знакомство через знакомых всегда проходит гладко. Достаточно, чтобы время вашего визита к друзьям объекта совпало с его визитом. Далее можно просто попросить представить вас «интересному человеку». Иногда ссылаются на общее с новым знакомым хобби или деловые связи. Прием «Замечательная опера!» Познакомиться можно в театре, в кино, на стадионе или на любом подобном мероприятии. Есть масса приемов, позволяющих заранее обеспечить соседство с объектом. А далее... Можно просто отойти «на минутку» и попросить соседа присмотреть за местом. Можно вместе посмеяться над комедией и обменяться впечатлениями. Иногда стоит изобразить из себя «новичка», которого интересует мнение «знатока». Или отпустить замечание, которое наверняка вызовет интерес у собеседника. Остальное – дело техники. Прием «Кто последний? Я за вами!» Знакомиться в очереди всегда просто, ведь общность ситуации сближает людей. Можно быстренько организовать разговор на актуальную тему, ведь время тянется так медленно, стоять без дела скучно. Чтобы закрепить знакомство, можно отойти «на секундочку», попросив нового друга присмотреть за оставленным местом или вещами. Прием «Вы тоже любите Толкиена?» Знакомство на основе пристрастий, увлечения – одно из самых «цепких». Можно просто «внезапно пристраститься» к бегу по утрам и отматывать с объектом положенные три километра в день. Обратиться за советом: где купить редкую книгу или попасть на интересующий «паранормальный» семинар. Каждый мечтает найти родственную душу, и тут вам придется приготовиться к двухчасовой лекции «на заданную тему». Первая беседа не бывает слишком продолжительной и заканчивается она обычно ни к чему не обязывающим обещанием «как-нибудь созвониться». Помните: излишняя заинтересованность может насторожить объект. Сокращению дистанции способствует и провокация сочувствия у объекта знакомства. Можно рассказать пару фактов из собственной биографии, продемонстрировав таким образом доверие. Порой можно и «поплакаться в жилетку», но здесь главное – не переборщить. Хорошо помогает инсценировка боли или хронической болезни. * * *Ниже мы приведем еще несколько приемов, позволяющих легко наладить контакт с малознакомым человеком, вызвать его симпатию и доверие. Техника «Комплимент» В начале любой встречи самое главное – установить контакт с человеком. Сразу же сделайте комплимент, дайте собеседнику понять, что он для вас что-то значит и что встреча с ним очень важна для вас. Покажите ему, что вы его уважаете. Помните: большинство людей прекрасно знают, что комплименты – это не более чем лесть, но все равно с удовольствием их выслушивают. А потому используйте любую возможность выразить свое восхищение, иначе за вас это сделают ваши конкуренты, и вы останетесь ни с чем. Лучший способ – найти в собеседнике действительно приятную черту и слегка ее преувеличить или сравнить себя с тем, кому вы говорите комплимент: «Вы замечательно водите машину. У меня вот так не получается...» Комплименты можно делать по любому поводу: хвалите внешность, профессию, знания, семью, друзей и даже хобби вашего собеседника. Контакт удастся установить мгновенно. Техника «Зеркало» Постарайтесь сразу определить дистанцию комфортного общения вашего собеседника. Некоторые люди доверяют лишь тем, кто прямо-таки дышит им в ухо, а кто-то чувствует себя крайне неуютно, если говорящий подходит к нему ближе, чем на метр. Вроде бы несущественная деталь, а сколько многообещающих разговоров срывалось из-за нее. Хороший прием для усиления контакта с собеседником: техника зеркала. Еще Томазо Кампанелла писал, что для того, чтобы вызвать у человека симпатию и доверие к себе, его нужно «отражать». Используйте те же жесты, говорите с той же громкостью и в таком же темпе. Старайтесь использовать те же слова и речевые обороты, что и собеседник. Делайте упор на темы, которые интересны тому, с кем вы общаетесь. В результате вы станете симпатичны собеседнику, он почувствует, что «вы с ним одной крови». Самое главное – не переусердствовать, а то вместо симпатии вы своим обезьянничаньем вызовете лишь неприязнь. Техника «Открытость» Закрытых людей не любят – это аксиома. Кому приятно рассказывать о себе, ничего при этом не узнав о собеседнике? Придется научиться говорить о своих интересах, чувствах, желаниях. Сегодня даже ведущие на радио и телевидении не только дают информацию, но и говорят о себе, делятся впечатлениями. Зрителю это нравится. Хотите, чтобы собеседник поднял забрало? Тогда не стесняйтесь поднимать и свое. Помните: больше всего на свете люди любят свое имя. Так что имя-отчество собеседника должно у вас от зубов отскакивать и повторять его следует как можно чаще. Продемонстрируйте, что вы внимательно его слушаете и доброжелательно к нему относитесь. Людям, которые никогда слова плохого о других не скажут, многое выигрывают. Собеседник с удовольствием поверит всем вашим тонким комплиментам, но одно-единственное критическое замечание немедленно заставит его смотреть на вас как на врага. Чтобы вас слушали еще внимательнее, постарайтесь тоже в грязь лицом не ударить. Вызовите интерес к себе. Можно рассказывать о своих приключениях в устьях Амазонки или в лицах показывать, как ваш дядюшка по частям покупал себе «Запорожец». Удивление, смех и, как следствие, доверие к вам собеседника станут вам наградой. И себя с хорошей стороны покажете, и окружающих не будете мучить банальными вопросами о семейном положении и роде занятий. Хороший прием: перебирать различные темы для разговора, стараясь понять, что интересует собеседника. Не стоит шарахаться от тем «запретных» и даже шокирующих. Как ни странно, во многих случаях подобные разговоры раскрепощают людей, делают их откровеннее. Вовремя рассказанный анекдот «в тему» даст вам дополнительные очки, ведь чувство юмора всегда ценится очень высоко. Техника «Помощь» Не стесняйтесь предлагать свою помощь. Людям это нравится и гарантирует симпатию, тем более что совместные действия, будь то буксировка неисправного автомобиля или чистка картошки для торжества, всегда сближают. Слово за слово, и беседа потечет именно в том русле, в каком нужно вам. Техника «Ритуалы» Да-да, вся наша жизнь есть сплошной ритуал. Извольте следовать этим простым правилам: при встрече справиться о здоровье, спросить о семье, пригласить к столу, при прощании – передать приветы, проводить до двери. Пустячок, а как приятно собеседнику! Поздравляйте важных для вас людей с праздниками и днями рождения, будьте вежливы и обходительны. Успешные бизнесмены, как правило, являются знатоками ритуалов, принятых в обществе. Недаром их часто называют людьми «светскими», воспитанными. Не забывайте поддерживать нужные контакты. Дарите небольшие подарки, оказывайте мелкие услуги – чем чаще, тем лучше. Это многих к вам расположит. Симпатичный, приятный в общении человек, который весел, заботлив, помогает другим, с которым можно, наконец, по душам поговорить, далеко пойдет и в бизнесе. Техника «Юмор» Учитесь находить смешное в нашей нелегкой жизни, в трагедии видеть комедию. Тот, кто всегда найдет в ситуации что-то забавное и сумеет других рассмешить, сумеет многого добиться. Вам всегда пригодится юмор, способность рассказать хорошую шутку к месту. Оригинальные вещи, сказанные со смехом, позволят привлечь к себе внимание. Техника «Шок» Шокировав человека, вы непременно вызовете к себе интерес, а дальше все пойдет как по маслу. Шок шоку рознь, разумеется. Удивление не должно смешиваться со страхом или отвращением. Во времена повального дефицита один человек достал где-то хорошую говядину. И как-то раз оставил у дверей друзей целый мешок ценного продукта, а сам удалился. Все хохотали от души. Еще бы: приятный сюрприз всегда радует. На моих тренингах участники слышат сразу: «Да, бойтесь, я буду вас зомбировать! Причем по-настоящему. На деньги, на удачу, на успех...» Или же: «Сегодня я расскажу вам, как находить самый страшный наркотик нашего времени, и что с ним следует делать. А называется он... деньги!» Парадокс, слом привычных шаблонов срабатывает на ура!
Все вышеприведенные техники следует как можно чаще использовать в повседневной жизни: дома, на работе, во время случайных знакомств. Результаты порой поражают!
ГЛАВА 5Техника решения конфликтных ситуаций Конфликты – и в семейной жизни, и на работе – приносят только урон, отнимают энергию и время. Остановить уже начавшуюся ссору сложно, но необходимо. Однако помните: пока вы сами не определитесь в своих намерениях, конфликт решить не удастся. Как бы ни подпирали вас сроки – не спешите, не горячитесь. Серьезные проблемы решаются шаг за шагом. Соберитесь с духом и сделайте первый шаг навстречу трудностям. Важно помнить, что исход конфликта всегда зависит от двух человек. Каким бы профессиональным конфликтологом вы ни были, если ваш противник (либо один из людей, которых вы желаете помирить) не желает вести переговоры, любые действия бесполезны. Почему многие люди не в состоянии решать конфликты? Мой опыт показывает, что тому есть несколько причин: • завышенные амбиции («негибкий позвоночник»); • нехватка терпения (серьезную ссору за пару встреч не прекратишь); • неумение предлагать альтернативные решения (неспособность составить «пакет предложений» из множества вариантов). Любой конфликт легче решается в комфортной обстановке. Проявите инициативу, сами выберите для встречи наиболее комфортное место. Спокойная обстановка хорошо расслабляет, снимает напряжение. Наберитесь терпения и выслушайте своего оппонента. Что он говорит? Почему? Зачем? Что он чувствует при этом? Максимально дистанцируйтесь от отрицательных эмоций вашего оппонента. Дайте ему «выпустить пар». Пока он не выговорится, не сбросит эмоциональное напряжение, бесполезно переходить к серьезному обсуждению самого предмета вашего раздора. Когда эмоции перехлестывают через край, человек не внемлет никаким доводам, ведь он чувствует себя справедливым орудием возмездия. Самое сложное в этот момент – не поддаться искусу тоже впасть в праведный гнев. Наоборот, надо максимально дистанцироваться от отрицательных эмоций оппонента и не позволить ему «завести» вас. Дождитесь, пока спадет накал страстей. Если же «момент истины» затягивается, вы можете прибегнуть к скрытым хитростям: взять тайм-аут (попросить разрешения позвонить или отлучиться под любым предлогом). Постарайтесь отсечь историю конфликта. Возврат к истокам лишь разжигает страсти и совсем не способствует благополучной развязке. Недаром говорится: «Кто старое помянет – тому глаз вон!» Определите истинную причину конфликта. Часто бывает так, что оппонент сознательно подсовывает вам аргумент, не соответствующий драматизму ситуации. Повод к ссоре может оказаться малозначительным, а ураган эмоций при этом готов смести все на свете. Тогда не исключено, что причина кроется не в этом малозначительном эпизоде, а в каких-то его прошлых обидах. Необходимо всегда помнить, что люди конфликтуют тогда, когда задеты эмоционально значимые для них интересы: деньги, чувство собственного достоинства, слава, престиж или что-то другое. Повод, лежащий на поверхности, – не самая существенная деталь. Зачастую люди стесняются или боятся назвать истинную причину своего недовольства, полагая, что это ущемит их гордость или умалит их достоинство. Выявление истинной причины участниками конфликта приводит к быстрому урегулированию отношений. Объемное видение ситуации – это умение дать объективную оценку происходящему. Посмотрите на конфликт глазами своего оппонента, потом глазами постороннего наблюдателя. Соотнесите их оценки со своей и найдите зерна объективности. Это поможет не только снять эмоциональное напряжение, но и увидеть новые возможности в поисках решения конфликта. Перейдите к обсуждению возможных вариантов решения конфликта. Дайте возможность другой стороне предложить несколько вариантов решения, а потом внесите свои предложения. Только так можно расширить поле вашего взаимодействия, реализации ваших возможностей. В процессе обсуждения постарайтесь прийти к согласию по малозначительным моментам и зафиксируйте на этом внимание собеседника. Тщательно контролируйте свою речь. Иногда неверно сказанное слово, неприятно задевшее вашего собеседника, может вновь спровоцировать накал страстей. Что следует исключить из своего лексикона? Откажитесь от употребления частицы «но». Гораздо эффективнее использовать сочетания типа «вы правы и вместе с тем...» или «и в то же время...» Например: «Я понимаю твои чувства. И все же в глубине души...» Использовав такой простой прием скрытого гипноза, вы добьетесь расположения человека скорее, нежели открытым отрицанием его позиции. Для смягчения возможных противоречий желательно использовать следующие речевые стратегии. • «Мы с вами пришли к согласию по следующим моментам...» • «В прошлом мы с вами успешно сотрудничали и понимали друг друга...» • «Я разделяю ваши чувства...» • «Что нам следует сделать, чтобы решить проблему?» • «Я уверен, что мы сможем найти компромиссное решение...» В некоторых случаях бывает уместно привлечь и третью, совершенно нейтральную сторону. Что мешает решать конфликты? • Пьянство, наркомания. В нормальном состоянии человек говорит одно, находясь «в отключке» – прямо противоположное. • Повышенная амбициозность. Излишне амбициозный человек никогда не упустит шанса с кем-то поскандалить, заводится обычно с полуоборота и сам себя накачивает негативными эмоциями. Амбиции мешают людям пойти даже на самые скромные, но необходимые уступки. Интриган сам жаждет конфликтных ситуаций – он без этого жить не может. • Нетерпение. За одну-две встречи, как правило, конфликта не исчерпать. Возвращаться к вопросу следует многократно, в спокойной обстановке. • Существенная разница в силе позиций. • Незнание техники решения конфликтов. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|