|
||||
|
Глоссарий Агрессия – индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе. Антагонизм – непримиримое противоречие. Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности. Арбитр – третья сторона в конфликте. Блеф – тактический прием конфликтного противоборства; представляет собой демонстрацию реально не существующих сил и средств с целью запугивания оппонента. Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе. Внутриличностный конфликт – конфликт внутри психического мира личности; представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов. Враждебность – психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению. Границы конфликта – внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъектные границы); по территории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта (временные границы). Групповая атрибуция – объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы – внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот. Групповые конфликты – конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность-группа» или «группа-группа». Групповые нормы – правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения. Групповые санкции – принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы. Диагностика конфликта – исследование конфликта с целью определения его основных характеристик. Динамика конфликта – ход развития конфликта по этапам и фазам. Инцидент – 1) внешнее открытое противоборство сторон, возникшее впервые; 2) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Институционализация конфликта – установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом. Интерес – то, что побудило участника конфликта занять свою позицию. Катарсис – термин введен Аристотелем как душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания. Употребляется в религиозном, эстетическом и психологическом значении как чувство «очищения» верующих после молитвы, облагораживание человека благодаря эстетическому переживанию, облегчение после психического напряжения. Катарсис – это освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. В конфликтологии данное понятие означает освобождение от агрессивных импульсов путем направления их на различного рода эрзац-объекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.). Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки. Конгруэнтность – адекватная реакция личности на конфликтную ситуацию. Консенсус – общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок. Конфликт – отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами. Конфликтогены – это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними. Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте. Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер). Лидерство – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера. Маргиналы – неадекватные, неприспособившиеся к социальным условиям люди. Медиатор – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта. Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника – медиатора. Межличностные конфликты – противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий. Мотивы – истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту. Необходимые и достаточные условия конфликта – наличие противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий между субъектами социального взаимодействия, а также состояния противоборства между ними. Образ конфликтной ситуации – субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта. Поведение конфликтное – агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне. Позиция – то, о чем заявляют субъекты конфликта. Посредник – третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы. Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт. Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме. Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии. Проекция – осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других. Противоборство – взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба. Разрешение конфликта – вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта. Регрессия – реакция на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными. Регулирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке. Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе. Соперничество – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником. Сотрудничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. Социальная напряженность – психологическое состояние людей (индивидов или групп), причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий. Статус – реальное положение личности в системе внутригруппо-вых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким. Статус социальный – общее положение личности или социальной группы в обществе, определяемое совокупностью прав и обязанностей. Структура конфликта – совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему. Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д. Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (Родитель, Взрослый, Ребенок). Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию. Установка конфликтная – предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Уступка – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника. Уход – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|