|
||||
|
ЧЕЛОВЕК И ДЕЛО О ЗНАЧИМОСТИ ДЕЛА Человек должен созидать. Он не может жить без созидания. Созидание есть песнь, его молитва, его труд. Н. Рерих Блажен тот, кто нашел свое дело; пусть он не ищет другого блаженства. Т. Карлейль Самореализация невозможна без созидания. Как отмечал К. Ясперс, «человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим». Человеку важно не просто что-то делать или трудиться только ради добывания «хлеба насущного», хотя терапевтический эффект любого труда был доказан уже давно (например, древнегреческие врачи применяли трудотерапию за 500 лет до рождения Христа). Человеку важно заниматься значимым делом, т. е. тем, что в наибольшей степени соответствует его ценностям, желаниям и задаткам. Только в этом случае труд в максимальной степени делает жизнь осмысленной и одухотворяющей. РАЙСКИЙ АД Однажды мулле Насреддину приснилось, что он был в раю. Красота вокруг! Правда, вскоре он начал ощущать голод, а вокруг никого. — Эй! Уважаемые! Есть тут кто-нибудь? — крикнул он. Тут же к нему явился человек и сказал: — К твоим услугам, что прикажешь — все исполню! Насреддин для начала попросил поесть, и вмиг все исполнилось. И чего бы он ни просил — все вмиг исполнялось на самом деле! Уж он наелся, напился, отоспался! Ну, чего бы ему еще? Красивую женщину попросил, и вмиг доставили ему гурию — небесную деву. Кровать с лебяжьей периной — и была ему кровать! И вот так продолжалось несколько дней. И все было слишком хорошо, и всего было слишком много. Насреддину захотелось какого-нибудь напряжения, труда, так как за всю свою жизнь он не был без напряжения, без чего-либо, из-за чего люди переживают, печалятся. Все было просто невыносимо блаженно! Тогда позвал он Исполняющего желания и сказал ему: — Нет! Хватит! Это уже слишком! Мне бы какой-нибудь работенки. Знаешь, страшно надоело сидеть вот так с пустыми руками. Исполняющий желания ответил: — Я могу сделать все, кроме этого: здесь невозможна никакая работа. Да и зачем тебе работа? — Да надоело! Понимаешь?! Надоело! Уж лучше в ад отпустите, если здесь нет никакой работы! — сказал мулла. Исполняющий желания смеялся до изнеможения. Успокоившись, наконец, он спросил: — А где же ты, по-твоему, находишься?! ТРИ ПОДХОДА К ОДНОЙ РАБОТЕ Христианская притча В начале XIV века в Центральной Европе проводились работы по строительству великолепного собора. Руководитель работ был монахом. И вот монах решил посмотреть, как работают каменщики. Он выбрал трех каменщиков, как представителей разных позиций, представленных в их профессии. Подойдя к первому каменщику, он сказал: — Брат мой, расскажи мне о твоей работе. Каменщик оторвался от работы и ответил срывающимся голосом, полным злобы и негодования: — Как видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту, полметра в длину и ширину. И с каждым ударом резца по этому камню я чувствую, как уходит частичка моей жизни. Посмотри, мои руки натружены и покрыты мозолями. Эта работа никогда не кончится, она продолжается бесконечно, изо дня в день. Я умру задолго до того, как собор будет построен. Монах подошел ко второму каменщику. — Брат мой, — сказал он, — расскажи мне о своей работе. — Брат, — ответил каменщик тихим, спокойным голосом, — как ты видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту и полметра в длину и ширину. И с каждым ударом резца по камню я чувствую, что я создаю жизнь и будущее. Смотри, я смог сделать так, чтобы моя семья жила в комфортабельном доме, гораздо лучшем, чем тот, где я вырос. Мои дети ходят в школу. Без сомнения, они достигнут в жизни большего, чем я. И все это стало возможным благодаря моей работе. Монах подошел к третьему каменщику. — Брат, — сказал он, — расскажи мне о своей работе. — Брат, — ответил каменщик голосом, полным радости и широко улыбнувшись. — Видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту и полметра в ширину и длину. И с каждым прикосновением Резца к камню я чувствую, что я высекаю свою судьбу. Посмотри, ты видишь, какие прекрасные черты проступают из камня. Сидя здесь, я не только воплощаю свое умение и свое ремесло, я делаю свой вклад в то, что ценю и во что верю. Здесь, около этого камня, я нахожусь в мире с собой, и я знаю, что, хотя я не увижу этого собора завершенным, он будет стоять еще тысячу лет, олицетворяя то, что истинно в нас, и служа цели, ради которой Всемогущий послал на эту землю и меня. Монах удалился и некоторое время размышлял над тем, что услышал. Он уснул спокойным сном, каким не спал уже давно, а на следующий день он снял с себя полномочия руководителя работ и предложил эту должность третьему каменщику. МУЗЫКА ОТ ДУШИ Притча от П. Коэльо Подруга путешественника пошла на Бродвейское представление и во время перерыва вышла выпить чего-нибудь. Фойе было заполнено, люди курили, разговаривали и пили. Пианист играл, но никто не обращал внимания на его музыку. Подруга путешественника потягивала свой напиток и изучала музыканта. Он казался скучным — просто делал свою работу и ждал перерыва, чтобы закончить. После другого напитка, слегка опьянев, она подошла к фортепиано. — Вы, как боль в шее! Почему вы не сыграете просто для себя? — воскликнула она. Пианист был удивлен. И затем он стал играть ту музыку, которую любил. Через несколько минут фойе целиком замолчало. Когда композиция закончилась, раздались восторженные аплодисменты. ДВЕ СОХИ Христианская притча В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Ее жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привез на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу: — Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своем углу. — Это безделье тебя изувечило, а я стала красивой от труда. БОГУ ДОВЕРЯЙ, НО И САМ НЕ ПЛОШАЙ Если я хочу стать тем, чем я могу, мне надо делать то, что я должен. Если я хочу стать самим собой, я должен выполнять личные и конкретные задачи и требования. В. Франкл Зрелости личности во многом проявляется в ее способности быть ответственной в различных жизненных ситуациях. Однако этот пути труден для многих и поэтому в затруднительных ситуациях мы часто надеемся на все, что угодно: на друзей, на Бога, на «авось». Это достаточно удобная позиция, но с ней человек никогда не станет ни хозяином своей жизни, ни настоящим мастером в своем деле. Именно при решении задач в той или иной деятельности это особенно очевидно. Замечено также и то, что в затруднительных ситуациях профессионал направляет свои усилия, энергию на решение проблемы, в то время как непрофессионал — на поиск оснований, причин, почему эту проблему решить невозможно. Нельзя сказать, что первый всегда найдет решение. Но он сделает все, что в его силах для выхода из сложной ситуации, и если случится «прокол», он сможет проанализировать, в чем была ошибка, и извлечет уроки на будущее. ОПЫТ ЛИСЫ Однажды некий человек, гуляя по лесу, увидел хромую лисицу. Его удивило, как она в таком состоянии поддерживает свое существование, и он решил понаблюдать за ней. Вскоре он увидел, как из леса появился лев с куском мяса в зубах. Он отъел немного от куска и оставил его лисице. Человек, наблюдавший за этим, был удивлен, и заключил для себя, что если он будет вести себя так, как эта лиса, то Провидение, несомненно, поступит с ним также. Он сел на землю и стал ждать. Время шло, но с течением времени ничего не происходило, человек же становился все слабее и слабее. Но, когда он ослабел настолько, что уже не мог встать, с небес раздался голос: «Попробуй лучше быть сильным львом, а не хромой лисицей. Тогда ты сможешь и пропитать себя и обеспечить других». ТРУД И РАБОТА Притча в изложении Ошо Не уклоняйтесь от ответственности! Полностью отдавайтесь работе, которую вы делаете, и продолжайте делать, насколько это в человеческих возможностях. В то же время не создавайте напряжения, доверяйте и позвольте вашему занятию стать молитвой без привязки к результатам. Мастер путешествовал с одним из своих учеников. Очень усталые они поздним вечером остановились на ночлег в караван-сарае. В этот вечер была очередь ученика присмотреть за верблюдом, но он об этом не побеспокоился и оставил верблюда на улице. Он просто помолился Богу: — Позаботься о верблюде, — сказал ученик и лег спать. Утром верблюда не оказалось на месте — украли или убежал. Мастер спрашивает: — Где же наш верблюд? — Не знаю. Спроси Бога, — отвечает ученик. — Я попросил у него, чтобы он позаботился о верблюде. Я тоже был уставшим, так что я не знаю, что случилось. Я не виноват, так как я попросил Бога и очень вежливо! Ты ведь всегда учил меня: «Доверяй Богу», — я и доверил. — Да, это правда, нужно доверять Богу, — сказал ему Мастер. — Но ты должен был первым позаботиться о верблюде — ведь у Бога нет других рук, кроме твоих. Верь в Аллаха, но привязывай своего верблюда на ночь. Если Бог хочет присмотреть за верблюдом, он должен пользоваться чьими-то руками. У него нет другого способа. И это твой верблюд! Лучший способ, самый легкий и кратчайший — сделать своими руками. Ухаживай за верблюдом, а потом можешь доверять Богу. Сделай все, что ты можешь. Так ты делаешь, что можешь, а потом что-то происходит в соответствии с твоими действиями. В этом значение заботы о верблюде: делай то, что можешь, не увиливай от ответственности, а потом, независимо от того, случится что-то или ничего не случится, доверяй Богу... Очень просто доверять Аллаху и быть лентяем. Так же легко не доверять Аллаху и быть исполнителем. Третий путь труден — доверять Аллаху и быть исполнителем. Но тогда ты — инструмент. Бог — реальный исполнитель, ты — просто инструмент в его руках. Такая деятельность есть вид молитвы, без желания определенного результата. Это не раздвоенность. Доверие поможет остаться тебе не раздвоенным, а забота о верблюде поможет быть живым и жизнедеятельным. БОГ ПОМОЖЕТ В деревне наводнение, а дед не хочет уезжать: «Бог мне поможет». За ним присылали грузовик, лодку, вертолет, ответ был один: "Бог мне поможет». В раю он спрашивает Бога: «Что же ты не помог мне, я ведь так в тебя верил?!» «Чудак, — отвечает Бог, — а кто присылал тебе грузовик, лодку и вертолет?» В ЛАВКЕ У БОГА Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог. — Господи! Это Ты! — воскликнула она с радостью. — Да, это Л, — ответил Бог. — А что у Тебя можно купить? — спросила женщина. — У меня можно купить все, — прозвучал ответ. — В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег. Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой. — И это все?! — воскликнула удивленная и разочарованная женщина. — Да, это все, — ответил Бог и добавил: — Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена? МУЛЛА И КОНЮХ Суфийская притча Однажды мулла приплел в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, если не считать молодого конюха, что сидел в первом ряду. Мулла подумал про себя: «Должен я говорить или нет?» И он решился спросить у конюха: «Кроме тебя, здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?» Конюх ответил: «Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно дам ей поесть». Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов, и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил: «Как тебе понравилась моя проповедь?» Конюх ответил: «Я уже сказал, что я простой человек и не очень-то понимаю все это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно ее накормлю. Но я не дам ей весь корм, который предназначен для всех лошадей». ЧЕРЕНОК ОТ ЗАСТУПА Тысячу лет назад в одной русской деревне жил человек. Он с детства не мог двигаться, и потому единственное, что было ему под силу, - лежать на печке. И пролежал так он около тридцати лет. Вероятно, на этой печи и закончилась бы его жизнь, если бы однажды через деревню не проходил старей. Так случилось, что путник зашел именно в ту избу, в которой лежал и молил о смерти молодой человек. — Дай мне воды испить, — попросил старец. — Я не в силах помочь тебе, старец, ибо за всю свою жизнь не сделал еще ни одного шага без чьей-либо помощи, — сказал больной и заплакал. — А давно ли ты пробовал сделать этот шаг? — спросил старец. — Очень давно, — ответил больной. — Я уже и не помню даже, сколько лет назад. — Бот тебе волшебный посох, обопрись на него и сходи за водой, — сказал старец и подал посох. Больной сполз с печи, словно во сне обхватил руками посох и... встал! Он заплакал снова, но на этот раз уже от счастья. — Как мне отблагодарить тебя и что за чудесный посох ты мне дал?! — воскликнул молодой человек. — Этот посох — обычный черенок от заступа, который я подобрал у тебя на крыльце, — ответил старец. — В нем нет ничего волшебного. Ты смог встать, потому что поверил в посох и забыл о своей слабости. В следующий раз, когда тебе будет трудно в жизни, не бездействуй, ожидая помощи от других, а посмотри внимательнее вокруг. Рядом всегда найдется оставленный Богом для тебя «посох». НЕЛЬЗЯ ПЕРЕДАТЬ ТО, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ПЕРЕЖИТО Идея, вычитанная или услышанная и, пожалуй, понятая как должно, но не проведенная через собственную натуру, не получившая отпечатка вашей личности, есть мертвый капитал... В. Г. Белинский Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе. Г. Галилей Как становятся профессионалом? У каждого человека, добившегося значимых для него результатов в своем деле, свой путь. Но таких людей объединяет то, что они увлечены своей работой, преданы ей, растворяются в ней, стремятся познавать все тонкости, новейшую информацию, связанную с ней. Невозможно состояться профессионально, если человек обладает, пусть и выдающимися, но не апробированными на практике знаниями. Только то, что глубоко запало нам в душу, пережито нами, оставило свой след, будет влиять на нашу деятельность. ЛИСТЬЯ В РУКЕ Будда был уже очень старым и знал, что скоро ему предстоит уйти. Однажды, когда он сидел под деревом в осеннем лесу, к нему пришел Ананда и спросил: — Скажите, много ли мы узнали из того, что знаете вы? Будда взял в руку несколько сухих листьев и спросил: — Как ты считаешь, много ли листьев в моей руке, по сравнению со всеми листьями в этом лесу? Ананда посмотрел на кружащиеся и шуршащие под ногами листья и сказал: — Конечно, Учитель, листьев в лесу несравнимо больше, чем в вашей руке. — То, что я успел возвестить вам, это лишь несколько листьев в моей руке, — сказал Будда. — Все остальное предстоит познать вам самим, дорогой мой! — Почему же вы не сказали обо всем остальном? — грустно спросил Ананда. — Потому что это не принесло бы вам никакой пользы, — ответил Будда. — Знание идет через проживание, через существование Вы должны прожить жизнь. А слова — это не более чем шелест и шум шуршащих листьев. СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ И ГЛУПЫЙ УЧЕНИКИ Как-то у Бодхидхармы спросили: "Кого можно назвать сообразительным учеником и кого — глупым учеником?» Бодхидхарма ответил: «Сообразительный ученик не привязан к словам учителя, он использует собственный опыт, чтобы найти Истину. Глупый ученик рассчитывает на то, что к нему постепенно придет понимание, Благодаря накоплению слов учителя». КНЯЗЬ И МАСТЕР Притча в изложении Ошо Однажды князь Хуан сидел в своей лоджии и читал книгу, а колесник Пиень внизу мастерил колесо. Отложив молоток, Пиень поднялся по ступеням и обратился к князю: — Осмелюсь спросить, что читает ваша милость? — Слова мудрецов, — ответил князь. — А эти мудрецы живы? — осведомился Пиень. — Они умерли. — Тогда, — сказал Пиень, — то, что вы читаете, мой владыка, — это только истлевшее тряпье и ошметки этих древних. — Как смеешь ты, колесник, — закричал князь, — судить о книге, которую я читаю?! Объяснись, не то я велю казнить тебя. (Немыслимо! Колесник приходит к князю и говорит: «Все, что ты читаешь, лишь истлевшее тряпье и ошметки этих древних».) — Ваш покорный слуга, — ответил колесник, — смотрит на это глазами своего ремесла. Если, делая колесо, я мастерю его слишком нежно, то работать приятно, но изделие не получается прочным. Если, наоборот, я мастерю энергично, то инструмент быстро выходит из строя и части плохо подходят друг к другу. Если же движения моей руки не слишком нежны и не слишком энергичны, мысль понята моим умом. Но словами я не могу выразить, как это сделать. (Не слишком энергично и не слишком нежно — точно в середине, в равновесии.) — Но словами я не могу сказать, — отвечает колесник, — как достигнуть этой величайшей середины между усилием и безусильностью, между делом и недеянием. Я не могу высказать это словами. Тут есть некое умение, но все же высказать его я не могу. Я знаю и все же не могу рассказать. Я не могу передать это умение даже своему сыну, и мой сын не может научиться этому от меня. Нет никакого способа научить этому и нет никакого способа этому научиться. Учить и учиться, учиться и учить возможно только внешнему, а это — внутреннее чувство. Поэтому мне уже восьмой десяток, а я все еще сам мастерю Колеса. Но эти древние, хотя и при жизни не могли передать этого, давно уже умерли, поэтому то, что вы читаете, мой повелитель, всего лишь их ошметки и остатки! — Я вот жив, — говорит он, — я знаю это, у меня есть это умение, и все же я не могу научить, не могу передать это знание. Я жив, я знаю, я люблю своего сына, и я очень хотел бы... Я очень стар, мне уже восьмой десяток, а мне все еще приходится работать самому. Если бы мне удалось научить сына, я мог бы отдыхать. Но если я не могу передать то, что может быть лишь пережито? Даже когда мудрец жив, передать это невозможно, как же это может быть передано, когда его нет уже много веков? Вы даром теряете время, сударь, — сказал он, — все это белиберда. НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ПОЛКОВОДЕЦ Притча в изложении П. Коэльо Любопытный джентльмен хотел выяснить — кто был величайшим полководцем всех времен и народов. Ему сказали, что лучший уже умер и вознесся на небо. У райских врат джентльмен обратился к апостолу Петру с просьбой помочь в розысках. Апостол указал на стоявшую поблизости душу. — Позвольте, этого человека я знавал в земной жизни. Он был сапожником. — Верно. Но если бы он стал полководцем, то, несомненно, превзошел бы всех. КРИВОЙ МОЛОЧНЫЙ ПУДИНГ Двое очень бедных мальчиков жили на подаяние, они побирались в разных домах города и деревни. Один из них был слепым от роду, в другой приглядывал за ним; так и ходили вместе, выпрашивая милостыню. Однажды слепой заболел. Сотоварищ сказал ему: — Оставайся здесь и отдохни, а я пойду и попрошу еды для нас обоих и принесу тебе. И он ушел за подаянием. В тот день случилось так, что юноше подали очень вкусную еду — кхир — индийский молочный пудинг Он никогда раньше не пробовал такого блюда, и оно ему очень понравилось. Но, к несчастью, ему не в чем было нести этот пудинг своему другу, поэтому он съел его целиком. Вернувшись к своему слепому товарищу, юноша сказал: — Как жаль, сегодня мне подали чудесную еду, молочный пудинг, а я не смог принести тебе даже немного. — А что такое молочный пудинг? — спросил слепой юноша. — Ну, он белый. Ведь молоко белое. Слепой от рождения его товарищ так и не понял: — Что такое «белый»? — Ты не знаешь, что такое «белый»? — Нет, не знаю. — Это противоположность «черного». — А что такое «черный»? Он ведь не знал также, что значит «черный». — Ох, постарайся понять — «белое»! Но слепой юноша никак не мог понять. Поэтому друг огляделся вокруг и, увидев белого журавля, поймал птицу и принес ее слепому, сказав: — «Белое» похоже на этого журавля. Не обладая зрением, слепой юноша вытянул руки и ощупал птицу пальцами: — А, теперь понимаю, что такое «белое». Оно мягкое. — Нет, ничего общего с мягким. Белое — это белое. Постарайся понять. — Да ведь ты сказал мне, что оно похоже на этого журавля; я ощупал его, он такой мягкий. Значит, и молочный пудинг мягкий, значит «белое» — это «мягкое». — Нет, нет, ты не понял. Попробуй еще раз. Слепой снова ощупал журавля, провел рукой от клюва к шее, к туловищу, до конца хвоста. — О, теперь я понял! Понимаю! Он изогнут. Молочный пудинг — кривой! Он не мог понять того, что ему говорил товарищ, потому что не обладал способностью почувствовать, что значит «белое». Точно так же, если вы не имеете способности ощутить реальность такой, какова она есть, реальность всегда останется для вас кривой. РАЗМЫШЛЯТЬ - НЕ ЗНАЧИТ СДЕЛАТЬ Есть только один путь постижения — действовать. П. Коэльо Даже самая прекрасная и мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться. Самое интересное в идеях — это попробовать их на деле. Р. Бах Одно из любимейших занятий человека — размышлять на самые разные темы. Погружаясь в свои мысли, мы что-то обдумываем, планируем, мечтаем о будущих достижениях. Однако нарисовать план в своем воображении куда проще, чем сделать хотя бы первый шаг для его реализации. Одним из признаков настоящего профессионала является умение генерировать новые идеи, что позволяет наиболее эффективно решать различные проблемы, предлагать более совершенные способы действий, создавать оригинальные методы работы. Однако все это можно получить только в том случае, если от слов человек переходит к делу. Как много гениальных книг, научных изобретений и открытий не увидело свет в силу нерешительности или неспособности их обладателей к воплощению своих задумок в реальность. Что заставляет человека обрекать свои планы на бесплодность, на пустое «переливание из пустого в порожнее»? Во многом это объясняется страхом перед неудачей, недостаточной верой в себя или просто ленью. Находится даже парадоксальное оправдание своей нерешительности: «Сегодня неподходящий день для реализации намеченного, быть может, завтра..." А «завтра» становится «сегодня», и история повторяется... Так человек теряет драгоценное время, предназначенное для реализации его мечты. Ведь «вчера» тоже когда-то было «завтра». ПРЕГРАДА Притча от Дао Йа Выйдя из пустыни, странник подошел к берегу небольшой речушки. Решив было перепрыгнуть на другой берег, он отступил назад для разбега. Отсюда река показалась ему довольно-таки широкой, и он для верности отошел еще на несколько шагов. Отойдя, он обернулся и увидел, что перед ним — самая настоящая большая река, одолеть которую можно, только если разбег будет длинным и очень энергичным. Так он отходил и отходил от реки, намереваясь прыгнуть через нее до тех пор, пока не увидал перед собой самое настоящее море, прыгать через которое уже не имело ни малейшего смысла. Путник огорченно повернулся спиной к миражу и зашагал прочь, углубляясь в пустыню. БУРИДАНОВ ОСЁЛ У Буридана был осел. Уезжая, Буридан оставил в конюшне сена в яслях, справа и слева от стойла. Но так как сено в обеих охапках было совсем одинаковое, осел не мог решить, какое же есть. Так и околел с голоду. НАБЕРИСЬ СМЕЛОСТИ — СДЕЛАЙ ПОПЫТКУ Индийская притча Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. — О, вы, подданные мои, — обратился к ним царь. — У меня есть для вас очень трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее. Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. — Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его? — спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут его открыть. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его рассматривать и ощупывать, затем пытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О, чудо — замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Надо было только попытаться понять, в чем дело, и смело действовать. Тогда царь объявил: — Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку. ЛЕБЕДИ Индийская притча Близ дворца Акбара было красивое озеро, на которое почти каждую весну с юга прилетали белые лебеди и гнездились. Люди их очень любили и ждали. Но иногда эти белые прекрасные птицы улетали гнездиться на высокогорные озера. Тогда люди грустили, и считалось, что год будет неудачным. Поэтому их прилет ждали с нетерпением. Однажды Акбар сказал Фариду: — В знак нашей любви и расположения к лебедям я приказал этой ночью наполнить озеро молоком. Каждый крестьянин из соседних деревень должен принести ведро молока. Фарид сказал: — Интересная затея. Посмотрим, что из нее получится. На следующее утро Акбар приехал к Фариду с известием, что озеро полно воды. Каждый крестьянин вместо молока вылил ночью в озеро ведро воды. — Для меня это полная неожиданность! Этот факт свидетельствует о том, что я не знаю свой народ, — сказал Акбар. Фарид рассмеялся и сказал: — Каждый крестьянин подумал: «Если все выльют по ведру молока, а я вылью ведро воды, то никто этого не заметит. Одно ведро воды растворится в озере молока без следа". Но беда в том, что так подумал каждый крестьянин! НЕ ХВАТИЛО ВРЕМЕНИ Суфийская притча Мулла Насреддин купил осла. Кто-то сказал ему, что ослу нужно давать определенное количество корма каждый день. Он подсчитал, что такое количество слишком велико. Нужно провести эксперимент, решил Насреддин, и приучить осла к меньшему количеству пищи. Каждый день он уменьшал рацион осла. В конце концов, когда рацион был снижен до почти полного отсутствия пищи, осел свалился и подох. — Жалко,— сказал мулла. — Если бы у меня было еще немного времени до того, как он умер, я смог бы приучить его жить, не питаясь вообще ничем. ХОЧЕШЬ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ — ПОЗНАВАЙ ПРИЧИНЫ Является ли человек профессионалом можно судить по тому, как он преодолевает те трудности и препятствия, которые возникают в его профессиональной деятельности. В любом деле возникают весьма сложные и запутанные задачи, профессионализм же проявляется в том, насколько эффективно и конструктивно для себя и окружающих человек найдет ответ на них, насколько он будет открыт для восприятия и понимания причин возникновения трудностей. Именно нахождение первоисточников возникновения той или иной проблемы дает человеку возможность не только получить ответы в виде схем, правил, принципов, но и сформировать позицию, когда возникшие трудности рассматриваются как ступени, ведущие к самосовершенствованию как во внутриличностной сфере, так и в сфере профессиональной самореализации. НАДЕЖДА Жил-был король, потомок древнего и могущественного рода. Невзгоды лишили его трона, и он вынужден был бежать от своих врагов. Промокший насквозь, посреди безлюдной болотистой местности король набрел на маленькую пастушью хижину. Он подумал, что сможет там немного передохнуть, и, войдя внутрь, увидел двух пастухов, от холода кутавшихся в одеяла. Они радушно встретили его, разделив с ним свою скудную пищу — немного сыра и лука. — Настанет день, когда я вновь займу место на троне и смогу отплатить вам по-королевски, — сказал с благодарностью король. Первый пастух с важным видом стал рассказывать всем, что он лучше любого вельможи, потому что накормил короля, когда вокруг не было никого. Второй же пастух, поразмыслив, сказал себе: «То, что я оказался в хижине и что у меня было с собой немного еды, это случайность. То, что я предложил еду королю, — обычный поступок. Тем не менее, король с поистине королевской щедростью предпочел истолковать эти обстоятельства как результат некой заслуги. Теперь мне надо вдохновиться этим примером и стать воистину достойным такого великодушия». Через два или три года король вернул принадлежащую ему по праву власть и послал за двумя пастухами. Каждый из них получил богатые подарки и влиятельные посты при дворе. Однако первый пастух, не приложивший никаких усилий к тому, чтобы улучшить себя и подготовиться, вскоре пал жертвой интриги и был казнен по обвинению в заговоре. Второй пастух, напротив, настолько отдавал себя делу, что, когда король достиг преклонного возраста, был провозглашен преемником. СМОТРЯЩИЙ ВНУТРЬ Циньский царь спросил своего мастера: — Нет ли в твоем роду кого-нибудь другого, чтобы послать на поиски коня? Ведь годы твои уже немалые! — У сыновей моих, вашего слуги, способности небольшие. Они сумеют найти хорошего коня, но не смогут найти чудесного коня. Ведь хорошего коня узнают по его стати, по костяку и мускулам. У чудесного же коня все это скрыто. Такой конь мчится, не поднимая пыли, не оставляя следов. Прошу принять того, кто знает коней лучше вашего слуги. Было время, когда я, ваш слуга, носил с ним коромысла с хворостом и овощами. Это — Высящийся во Вселенной. Царь принял Высящегося и отправил на поиски коней. Через три месяца тот вернулся и доложил: — Отыскал. В Песчаных холмах. — Какой конь? — спросил царь. — Кобыла, каурая. Послали за кобылой, а это оказался вороной жеребец. Опечалился царь, призвал мастера и сказал: — Вот неудача! Тот, кого ты прислал для поисков коня, не способен разобраться даже в масти, не отличает кобылы от жеребца. Разве же это знаток коней? — Вот чего достиг! Вот почему он в тысячу раз превзошел и меня, и других! — глубоко вздохнув, воскликнул Радующийся Мастерству. — То, что видит Высящийся, — мельчайшие семена природы. Он овладел сущностью и не замечает поверхностного. Он весь во внутреннем и предал забвению внешнее. Поэтому он видит то, что ему нужно видеть, и не замечает того, что ему не нужно замечать, наблюдает за тем, за чем следует наблюдать, и опускает то, за чем не следует наблюдать. Не сомневайтесь, конь, которого нашел Высящийся, будет действительно ценным конем. Жеребца привели, и это оказался поистине лучший конь всей Поднебесной! КАК СТАТЬ МАСТЕРОМ Даосская притча Ле-цзы учился стрелять. Попав в цель, попросил указаний у Стража Границы. Страж Границы задал вопрос: — Знаешь ли ты, почему попал в цель? — Не знаю. — Значит, еще не овладел мастерством. Ле-цзы ушел, упражнялся три года и снова явился с докладом. Страж Границы спросил: — Знаешь ли ты, почему попал в цель? — Знаю, — ответил Ле-цзы. — Теперь ты овладел мастерством! Храни и не забывай! Поступай так, изучая не только стрельбу, но и себя самого. Ибо мудрый человек познает не существование и гибель, а их причины. МАГИЯ УМА Суфийская притча — Как можно стать умным? — спросили Насреддина. — Очень просто, — отвечал Насреддин. — Если при тебе говорит умный человек, то прислушайся к его словам. А если тебя слушают, то прислушайся к своим словам! ДВЕ СТРАТЕГИИ В траве лежало яблоко. Хорошее, лишь с одного боку пятнышко. Учитель поднял яблоко и сказал: — Есть две возможности. Можно его слегка обтереть и сразу есть. А можно достать ножик, вырезать все сомнительные места, а потом уже есть. Но уже без брезгливости и опаски. И съесть удастся больше. Ведь в первом случае мы невольно оставляем сколько-то хорошего вокруг плохого. Правда, в первом случае мы можем начать есть сразу, а во втором — лишь после предварительной работы. Это — две разные стратегии. Во всех делах. Во всех без исключения. ЛЕЧЕНИЕ СЛЕПОТЫ Притча в изложении М. Норбекова У Авиценны был очень старательный, новоиспеченный ученик. Однажды к великому лекарю привели слепого. Учитель сказал, какие компоненты смешать, чтобы получилось две лепешки. Тот сделал все точь-в-точь, как было сказано. К глазам больного приложили лепешки, и на другой день тот прозрел. А сосед горе-ученика тоже был слепой. Вдохновленный таким успехом, подмастерье приготовил в точности такие же лепешки и положил ему на глаза. На следующий день у незрячего соседа глаза вообще вытекли. Этот добросовестный идиот прибежал в слезах: — Как же так, Учитель, я сделал, как ты сказал в прошлый раз! Почему это случилось? В глубокой печали мудрец ответил: — Слепота бывает от разных причин: от сухости организма, от влажности, от жары, от холода и т. д. У тысячи слепых бывает тысяча причин. Иди, сынок. Тебе работать только пекарем. ЦЕЛЬ Дзенская притча Мастер стрельбы из лука обучал многих учеников. Он повесил на дерево мишень и спросил, что они видят. — Я вижу дерево и мишень на нем, — ответил один. —Я вижу ствол дерева, листву, солнце, птиц в небе... — сказал другой. Остальные отвечали примерно то же самое. Затем Мастер подошел к своему лучшему ученику и спросил: — А ты что видишь? — Я не могу видеть ничего, кроме мишени, — последовал ответ. Мастер повернулся к остальным и сказал: — Только в этом случае вы сможете стать попадающими в цель. ПЕРВАЯ СТРЕЛА Дзенская притча Мастер дзэн предложил ученику приготовиться к выполнению Упражнения по стрельбе из лука. Тот подошел к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил ее в сторону. — Почему ты отобрал у меня вторую стрелу? — удивился ученик — Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую, так как она все равно пошла бы мимо цели. — Но почему? — удивленно спросил ученик. — Потому что, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть еще одна попытка, — ответил Мастер. ЛЕСОРУБ Восточная притча Однажды по лесу шел мудрец и увидел лесоруба, рубившего огромное дерево. Было видно, что он работает тупым топором, уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик. — Что ты делаешь? — спросил мудрец. — Не видишь, я работаю! — сердито ответил лесоруб. — Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдет гораздо быстрее, — посоветовал мудрец. — Мне некогда точить, мне надо рубить лес, — ответил лесоруб и продолжил свой нелегкий труд. ДВЕРЬ Восточная притча Один мудрец искал способного и талантливого ученика, который обладал бы достаточными навыками и умениями, чтобы передать ему свои знания, когда умрет. Он решил собрать всех учеников. И вот собралось множество учеников. Мудрец сказал им: — У меня возникла проблема, и я хочу знать, кто из вас сможет ее решить. Видите — в стене позади меня находится самая большая, тяжелая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть ее без посторонней помощи? Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие исследовали дверь более тщательно, обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно. Все сказали, что сделать то, что просил мудрец, невозможно. Только один ученик подошел к двери и подверг ее тщательному исследованию. Он простучал ее поверхность, пытаясь оценить ее толщину и плотность материала, отметил, из чего сделана дверь и насколько надежно смазаны петли. Он тщательно проверил ее, используя свои глаза и руки. Он стучал по ней, нажимал, давил на определенные участки. Все предполагали, что дверь была закрыта или ее заклинило. А на самом деле она была лишь слегка прикрыта. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с легкостью и без малейшего сопротивления открылась. Она была разработана и сконструирована так безупречно, что достаточно было легчайшего толчка, чтобы она открылась. Мудрец нашел себе преемника. Он повернулся к остальным ученикам и произнес следующие слова: — Успех в жизни и работе зависит от нескольких ключевых факторов, и сегодня вы могли наблюдать их в действии. Во-первых, позвольте своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает. Во-вторых, не делайте поспешных и потому неправильных выводов. В-третьих, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение. В-четвертых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений. В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию. И, наконец, не бойтесь совершить ошибку. ДЕЛО И ДОХОД Лишь в словаре слово «доход» находится раньше слова «работа». Народная мудрость Осознанный выбор своего дела предполагает разрешение противоречий. Например, мы можем оказаться перед выбором: хорошая зарплата и незначимая, малоинтересная работа; или невысоко оплачиваемая, но увлекательная и приносящая удовольствие работа. Разрешая подобные противоречия, надо помнить, что за любое решение придется платить. Иногда цена нашего выбора намного дороже той, которую можно выразить в денежных знаках. Цена за это — наша энергия, время, личные отношения, т. е. — часть нашей жизни. Человек, сделавший выбор в сторону значимого дела, будет движим внутренней мотивацией (он работает не потому, что это кому-то надо, а потому, что это значимо и надо именно ему). Поэтому он будет гораздо интенсивнее профессионально развиваться, а это, в свою очередь, может отразиться и на его доходе, потому как настоящие профессионалы всегда были «в цене». БЕСЦЕННОЕ ЗНАНИЕ Однажды у крестьянина перестал работать трактор. Никто не мог исправить поломку, и тому пришлось позвать специалиста. Специалист осмотрел трактор, попробовал, как действует стартер, поднял капот и все тщательно проверил. Затем взял молоток, один раз ударил по мотору. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счет, тот, удивленно взглянув на него, возмутился: «Как, ты хочешь пятьдесят туманов только за один удар молотком!» «Дорогой друг, — сказал мастер, — за удар молотком я посчитал только один туман, а сорок девять туманов я должен взять с тебя за мои знания, благодаря которым я мог сделать этот удар по нужному месту». О КУПЦЕ И ПРИКАЗЧИКЕ Приказчик Петр сказал купцу: — Хозяин, ты несправедлив. Я — приказчик, и Иван — приказчик. А платишь ты Ивану вдвое больше. Почему так? Ведь я выполняю все твои поручения. — Я объясню тебе, — ответил купец. — Но сейчас сбегай-ка быстро к дороге. По ней идет обоз. Узнай, откуда он. Петр сбегал к обозу и, вернувшись, сообщил: — Он едет из деревни Федорино. — Хорошо, — сказал купец. — А теперь узнай, куда он едет. Петр выполнил и это задание. — Он едет в село. — Иван, — кликнул купец второго приказчика. — Сбегай-ка к обозу и узнай, откуда он едет. Иван побежал к дороге и, вернувшись, сказал купцу: — Хозяин, обоз едет из деревни Федорино в село на ярмарку. Везет много картошки. Нам не надо сегодня отправлять картошку на ярмарку — иена на нее упадет. Надо срочно отправлять туда капусту. — Теперь ты понял, почему я плачу Ивану вдвое больше? — спросил купец у Петра. ЛОДОЧНИК Хасидская притча Хозяин пригласил мастера покрасить лодку. Во время работы лодочник заметил дырку в днище, заделал ее, закончил покраску, получил деньги и ушел. А на другой день к нему примчался хозяин лодки. — Вот вам деньги за починку, — сказал он и протянул кошелек с золотом. — За что? — удивился мастер, — я получил сполна! — Да, — подтвердил хозяин. — Но то были деньги за покраску лодки, а эти я плачу за ремонт. — За такой пустяк? — изумился лодочник. — Это отняло у меня немного времени. Я и не думал просить деньги за такую мелочь... — Эта мелочь, как вы ее называете, — ответил хозяин лодки, — спасла жизнь моим детям. Я позабыл о дыре, расплатился с вами и ушел по делам, А дети тем временем взяли лодку и уплыли в море. Я был в отчаянии, думал, они погибли! А когда дети благополучно вернулись, выяснилось, что их спасением мы обязаны вам... О ПОЛЬЗЕ СОТРУДНИЧЕСТВА Сотрудничество есть тогда, когда несколько людей идут к достижению ценного для них результата, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга своим опытом, знаниями, умениями. Ведь у каждого из нас есть как сильные, так и слабые стороны; что-то мы умеем делать хорошо, что-то очень хорошо, чему-то уделяем больше, чему-то меньше времени. Сотрудничество дает возможность компенсировать существующие пробелы в наших знаниях и умениях. Кроме этого, появляется возможность обучиться чему-то новому и нужному для нас у других. История показывает, что многие важные дела были осуществлены группой единомышленников. Поэтому именно эта форма взаимодействия людей открывает широкие пути к росту личности в профессиональном и духовном плане. ПРОРОК И ДЛИННЫЕ ЛОЖКИ Один правоверный пришел как-то к пророку Элиасу. Его очень волновало, что такое ад и рай, потому что он хотел жить праведно. «Где ад и где рай?» — с этим вопросом человек обратился к пророку, но Элиас не ответил. Он взял вопрошавшего за руку и повел темными переулками во дворец. Через железные врата они вошли в большой зал со множеством народа, бедными и богатыми, в лохмотьях и драгоценных одеяниях. Посреди зала стоял на огне огромный котел, в нем кипел суп, который на Востоке называется «ащ». От варева шел приятный запах по всему залу. Вокруг котла толпились люди с впалыми щеками и бессмысленными глазами, стараясь получить свою порцию супа. Спутник пророка Элиаса поразился, когда увидел у них в руках по ложке, величиной с них самих. Вся ложка была из металла, раскаленная от супа, и лишь на самом конце черенка имелась деревянная ручка. С жадностью голодные люди тыкали своими ложками в котле. Каждый хотел получить свою долю, но никому это не удавалось. Они с трудом вытаскивали тяжелые ложки из супа, но так как те были слишком длинными, то и сильнейшие не могли отправить их в рот. Слишком ретивые обжигали руки и лицо и, охваченные жадностью, обливали супом плечи соседей. С руганью они набрасывались друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод. Пророк Элиас взял своего спутника за руку и сказал: «Вот это — ад! Они покинули зал и вскоре уже не слышали адских воплей. После долгих странствий по темным коридорам они вошли в другой зал. Здесь тоже было много людей, сидящих вокруг. Посреди зала стоял котел с кипящим супом. У каждого было по такой же громадной ложке в руке, какие Элиас и его спутник уже видели в аду. Но люди были упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звуки окунаемых ложек. Люди подходили парами. Один окунал ложку и кормил другого. Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжелой, то сразу же другая пара помогала своими ложками, так что каждый мог спокойно есть. Как только насыщался один, его место занимал другой. Пророк Элиас сказал своему спутнику: «А вот это — рай!» СТАКАН МОЛОКА Суфийская притча Мулла Насреддин с другом шел по пыльной дороге, как вдруг им захотелось пить. Они зашли в чайхану, но там выяснилось, что денег у них хватит только на стакан молока. — Пей свою половину первым, так как у меня есть немного сахара, и я хочу добавить его к своему молоку, — сказал Насреддину его друг. — Брат, добавь сахар сейчас, и мы оба попробуем сладкого молока, — сказал мулла. — Нет, сахара не хватит, чтобы сделать сладким все молоко, — ответил спутник. — Тогда я выпью свою половину с солью, — сказал мулла. ЛОШАДЬ И ОСЁЛ Шли лошадь и осел с базара. Осел был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке. — Будь другом, — попросил осел на половине пути, — помоги мне! Возьми часть груза! Но лошадь сделала вид, что не слышит. Немного погодя осел взмолился: — Мне уже невмоготу! Помоги! Но лошадь только ушами повела. Когда дорога пошла в гору и осел почувствовал, что вот-вот упадет, он в третий раз просит лошадь: — Помоги мне, пожалуйста! — Ладно, — согласилась лошадь, — кое-что я возьму на себя: ты неси груз, а я, так уж и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться. Осел прошел еще десяток шагов и упал. — Вставай, вставай, милый! — умолял хозяин, но осел не мог подняться. Делать нечего. Разгрузил хозяин осла и всю поклажу взвалил на лошадь. Теперь осел бежал налегке, а лошадь кряхтела и отдувалась за двоих. ХРОМОЙ И СЛЕПОЙ Хромой человек однажды вошел на постоялый двор и устроился там среди других посетителей. — Из-за моей хромоты я лишен возможности быстро передвигаться и не успею на султанский пир, — сказал он своему соседу. Человек, к которому он обратился, поднял голову и сказал: — Я тоже приглашен на пир, но мне еще труднее попасть туда, чем тебе, потому что я слеп и не вижу дороги. Тут в их разговор вмешался третий посетитель. Он сказал: — Вдвоем вы располагаете средством достичь вашей цели, если только согласитесь воспользоваться этим средством. Слепой может отправиться в путь, неся на спине хромого. Вы должны использовать ноги слепого, чтобы идти, и зрение хромого, чтобы его направлять. Так эти двое достигли конца пути, где их ожидал невиданный пир. По дороге они остановились на отдых на другом постоялом дворе. Здесь они повстречали еще двух несчастных, которые также хотели попасть на пир и не могли. Слепой и хромой стали им объяснять свой метод, но один из этих людей был глухим, а другой немым. Немой слышал их объяснения, но не мог передать их своему приятелю. Глухой мог говорить, но не мог ничего сказать. Эти двое так и не попали на пир, потому что не сумели придумать применения возможностей друг друга для общей цели. ГОЛОВА И ХВОСТ ЗМЕИ Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня должно считать старшей!» Хвост отвечает: «Я тоже достоин быть старшим». Голова говорит: «У меня есть уши, чтобы слышать, глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела — вот почему меня должно считать старшей. А ты не имеешь таких достоинств, потому тебя нельзя считать старшим». А хвост в ответ: «Если я позволю тебе двигаться, то ты сможешь двигаться. А что, если я трижды обмотаюсь вокруг дерева?» Он так и сделал. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: Ты можешь отпустить меня, я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и несколько шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне. ДЕЛО НЕ ДОЛЖНО ЗАМЕНИТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ Ф. М. Достоевский писал, что жизнь человека закончится трагедией, если он сузит ее до одной идеи. Такой же итог ожидает и того, кто сводит всю жизнь к одному делу. Поглощенный своей работой, карабкаясь вверх, покоряя все новые и новые вершины, человек, словно заигравшийся ребенок, забывает о жизни вне своего рабочего места, и она не прощает это. Ведь жизнь гораздо многогранней, чем все то, что может создать один человек. Забывая об этом, человек может оказаться на тропинке, на которой нет попутчиков. Не помня вопрос: зачем нужны плоды такой деятельности, если ими не с кем поделиться? ЛЮБИТЕЛЬ ПРИРОДЫ Один даймё (крупный землевладелец) очень любил хризантемы. Он засадил этими цветами весь свой сад, раскинувшийся позади его дома, и все свои силы и время отдавал ухаживанию за ними. По сути, даймё уделял хризантемам больше внимания, чем своей жене и наложницам. Многие вассалы подверглись суровому наказанию только за то, что случайно сломали какой-нибудь цветок. Страсть даймё к хризантемам сделала жизнь для всех в доме просто невыносимой. Однажды кто-то из вассалов по неосторожности сломал цветок, и разгневанный даймё приказал бросить его в темницу. Выведенный из себя таким отношением самурай решил совершить самоубийство по древнему воинскому обычаю. Об этом случае узнал дзэнский наставник Сэнгай. Он поспешил вмешаться и уберечь молодого воина от самоубийства по столь пустяковой причине. Не ограничившись решением одного этого дела, Сэнгай придумал, как раз и навсегда покончить с причиной всех бед и освободить даймё из рабства хризантем. Дождливой ночью, в пору цветения хризантем, Сэнгай пробрался с серпом в сад и срезал все цветы, все до последнего. Услышав доносящийся из сада странный шорох, даймё выглянул и заметил силуэт какого-то человека. Схватив меч, он выскочил из дома. Подбежав к Сэнгаю, он узнал его, но выкрикнул: — Эй, что тебе здесь нужно? Сэнгай спокойно сказал: — Даже трава, подобная этой, в конце концов, разрастается, если ее не срезать. Впредь даймё никогда более не выращивал «хризантем». СЕКРЕТ СЧАСТЬЯ Притча от П. Коэльо Некий купец отправил своего сына к самому главному мудрецу за секретом счастья. Сорок дней юноша шел по пустыне, пока не увидел на вершине горы великолепный замок. Там и жил Мудрец, которого он разыскивал. Против ожиданий замок вовсе не походил на уединенную обитель праведника, а был полон народа: сновали, предлагая свой товар, торговцы, по углам разговаривали люди, маленький оркестр выводил нежную мелодию, а посередине зала был накрыт стол, уставленный самыми роскошными и изысканными яствами, какие только можно было сыскать в этом краю. Мудрец обходил своих гостей, и юноше пришлось ожидать своей очереди два часа. Наконец Мудрец выслушал, зачем тот пришел к нему, но сказал, что сейчас у него нет времени объяснять секрет счастья. Пусть-ка юноша побродит по замку и вернется в этот зал через два часа. «И вот еще какая у меня к тебе просьба, — сказал он, протягивая юноше чайную ложку с двумя каплями масла. — Возьми с собой эту ложечку и смотри, не разлей масло». Юноша, не сводя глаз с ложечки, стал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, а два часа спустя предстал перед Мудрецом. «Ну, — молвил тот. — Понравились ли тебе персидские ковры в столовой зале; сад, который искуснейшие мастера разбивали целых десять лет; старинные фолианты и пергаменты в моей библиотеке?» Пристыженный юноша признался, что не видел ничего, ибо все внимание его было приковано к тем каплям масла, что доверил ему хозяин. «Ступай назад и осмотри все чудеса в моем доме, — сказал тогда Мудрец. — Нельзя доверять человеку, пока не узнаешь, где и как он живет». Юноша взял ложечку и снова двинулся по переходам замка. На этот раз он был не так скован и разглядывал редкости и диковины, все произведения искусства, украшавшие комнаты. Он осмотрел сады и окружавшие замок горы, оценил прелесть цветов и искусное расположение картин и статуй. Вернувшись к Мудрецу, он подробно перечислил все, что видел. «А где же те две капли масла, которые я просил донести, не пролив?» — спросил Мудрец. И тут юноша увидел, что пролил их. «Вот это и есть единственный совет, который я могу тебе дать, — сказал ему мудрейший из мудрых. — Секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке». ПРОПИТАНИЕ Притча Крайона Как-то заметил рабби Леви Ицхак человека, торопливо пробегающего по улице. — Что ты так бежишь? — спросил он его. — Ищу себе пропитание, — ответил тот. — А откуда ты знаешь, — продолжал спрашивать рабби, — что пропитание бежит впереди, так что за ним надо гнаться? Может, оно у тебя за спиной, и тебе надо лишь встать на месте и подождать, пока оно придет, — а ты убегаешь от него. ЦЕНА БЫСТРОЙ ЛОШАДИ Восточная притча Мудрец отправился на рынок и обратился к торговцу лошадьми: — Почему у тебя одна лошадь стоит в десять раз дороже другой? — Потому что бежит в десять раз быстрее. — Но ведь если она поскачет в неверном направлении, то будет в десять раз быстрее удаляться от цели... Торговец задумался — и сбавил цену. ЧТОБЫ ПОЗНАВАТЬ ЗВЁЗДЫ Древнегреческая притча Однажды служанка вывела знаменитого древнегреческого философа Талеса наблюдать звезды, а он свалился в яму и стал кричать о помощи, и служанка ему сказала: «Что же, Талес, ты не видишь того, что под ногами, а надеешься познать то, что в небесах?» |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|