ВОЛАНД И БЕРЛИОЗ

Давайте вспомним Михаила Булгакова. В романе «Мастер и Маргарита» есть замечательный эпизод – беседа Воланда с покойным Берлиозом, которого зарезало трамваем на Патриарших прудах. Дело происходит на великом балу у сатаны.

«Прихрамывая, Воланд остановился возле своего возвышения, и сейчас же Азазелло оказался перед ним с блюдом в руках, и на этом блюде Маргарита увидела отрезанную голову человека с выбитыми передними зубами...

– Михаил Александрович, – негромко обратился Воланд к голове, и тогда веки убитого приподнялись, и на мертвом лице Маргарита, содрогнувшись, увидела живые, полные мысли и страданий глаза. – Все сбылось, не правда ли? – продолжал Воланд, глядя в глаза головы, – голова отрезана женщиной, заседание не состоялось, и живу я в вашей квартире. Это – факт. А факт – самая упрямая в мире вещь. Но теперь нас интересует дальнейшее, а не этот уже свершившийся факт. Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Мне приятно сообщить вам, в присутствии моих гостей, хотя они и служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша теория и солидна и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие».

Вера – великая вещь и может иногда творить подлинные чудеса. Мы знаем, что под гипнозом у некоторых людей можно вызвать ожоговый волдырь, приложив к коже холодный пятак и внушив человеку, что он раскален докрасна. Знаем, что, внушив полную деревянность мышц, загипнотизированного можно положить между двух стульев таким образом, чтобы он касался их только пятками и затылком, да еще и посадить сверху двух человек. Будем ли мы после этого удивляться, что с помощью внушения и гипноза иногда вылечиваются головные боли, насморк, экзема, язва желудка, заикание, недержание мочи и множество других так называемых психосоматических расстройств? Что в редчайших, исключительных случаях под воздействием внушения и самовнушения удается добиться рассасывания опухолей, роста и выпадения волос?

Человеческая психика – до сих пор тайна за семью печатями. Конечно, психологам, нейрофизиологам и психиатрам за последние сто лет многое удалось показать и объяснить, но глубинные, тектонические пласты нашей личности остаются пока столь же недоступными, что и земные недра.

Не только психологам, но даже этнографам, изучающим архаические культуры, регулярно приходится сталкиваться с удивительными психическими феноменами.

Например, крепкие и безукоризненно здоровые австралийцы (имеются в виду аборигены – коренное население Южного континента) быстро чахнут и умирают, если догадываются, что колдун из соседнего племени навел на них кость (навести кость – то же самое, что сглазить). Африканские шаманы танцуют на раскаленных углях и не думают обжигаться, но могут в два счета умереть, если по ошибке убьют животное, которое мифологическая традиция числит неприкасаемым. История, приключившаяся с одним юным африканцем, давно уже стала хрестоматийной: садясь в лодку, он нечаянно раздавил паука и тут же умер от паралича дыхания, потому что этот паук был священным предком его рода.

Ну а о чудесах, которые проделывают индийские йоги, наслышаны все – посредством самовнушения эти ребята вызывают у себя такие эффекты и состояния, каких удается добиться только у сомнамбул под гипнозом. (Сомнамбулизм – это своего рода гипнотический максимум, самая глубокая фаза гипноза, достижимая примерно у 20 % людей.) Они умеют увеличивать и уменьшать частоту сердечных сокращений, изменять температуру тела и состав крови, воздействовать на обмен веществ. Могут впадать в состояние, напоминающее коматозное, когда не прослушивается сердце, оставаться в нем длительное время и произвольно из него выходить. В предгорьях Гималаев европейским путешественникам доводилось видеть йогов, которые сушили на своем теле простыни, вымоченные в ледяной воде горных рек (так называемые йоги-респы). При этом от них клубами валил пар, как от хорошей печки. Рассказывают, что йоги могут умереть, просто-напросто внушив себе это. Во всяком случае, так уверяют сами йоги.

Не менее известно, что человек иногда может жить исключительно одной верой, когда организм настолько изношен, что врачи только разводят руками – этот больной должен был умереть давным-давно. Прекрасный пример такого самовнушения приводится в интересной книге Л. Л. Васильева «Таинственные явления человеческой психики».

«В конце второй мировой войны То-Рама был тяжело ранен осколком гранаты. В полевом госпитале его состояние было признано безнадежным – об этом говорили врачи, и он это слышал: его переместили в палату смертников. „Тогда, – пишет в своей статье То-Рама, во мне что-то восстало... Я стиснул зубы, и у меня возникла только одна мысль: „Ты должен остаться жить, ты не умрешь, ты не чувствуешь никаких болей“, и все в том же роде. Я повторял себе это бесконечное число раз, пока эта мысль не вошла настолько в мою плоть и кровь, что я окончательно перестал ощущать боль. Не знаю, как это случилось, но произошло невероятное. Врачи покачивали головами. Мое состояние стало со дня надень улучшаться. Так я остался жив только с помощью воли. Спустя два месяца в одном из венских госпиталей мне была сделана операция без общего наркоза и даже без местного обезболивания, достаточно было одного самовнушения. И когда я вполне оправился, я выработал свою систему победы над самим собой и пошел в этом отношении так далеко, что вообще не испытываю страданий, если не хочу их испытывать“...»

То-Рама – это псевдоним. Настоящая фамилия этого человека совсем другая, он родом из Австрии, инженер по профессии и впоследствии много выступал в цирках, демонстрируя свое искусство. Что и говорить – случай, конечно, удивительный и редчайший. Вдобавок прекрасная иллюстрация возможностей и техники самовнушения. Другое дело, что достичь подобных высот куда как непросто. Поражающие воображение способности индийских йогов – это результат особого образа жизни и ежедневных изнурительных тренировок на протяжении многих лет. Многие из них замечательно выглядят – гораздо моложе своих лет, что вполне естественно, поскольку постоянное пребывание на свежем воздухе, регулярные физические упражнения и умеренность в еде никакого вреда, кроме пользы, принести не могут.

Трудно сказать, в какой мере богатейшее наследие индийской йоги может быть востребовано современной технологической цивилизацией западного типа. Какие-то отдельные ее элементы, например техника аутотренинга или специальные позы, представляющие собой своего рода статическую акробатику, вне всякого сомнения, могут быть «пересажены» на чужую почву относительно безболезненно. А вот приживется ли в наших негостеприимных краях сей экзотический цветок целиком – это еще большой вопрос. Более того, необходимость такого насильственного «привоя» совсем не очевидна.

На наш взгляд, уместно будет процитировать по этому поводу Владимира Леви:

«Я убеждаюсь еще раз, что настоящая йога – это прежде всего особый образ жизни и образ мыслей. Это совсем иная система ценностей. Настоящий йог постоянно думает о своем здоровье, о своем теле и своем духе. Большую часть времени он проводит уединенно, часами сидит в позах, отрабатывает дыхание, сосредоточивается на различных ощущениях и представлениях, прочищает полости тела водой и так далее. Конечная его цель – достижение высших экстазов. Все это требует уйму времени и неотступных усилий. Это, если хотите, профессия. Гармония с самим собой и овладение собой и есть высшая ценность и цель йога, притом в религиозной оболочке».

Выводы, уважаемый читатель, делайте сами.

Внушение вездесуще. Оно часто опирается на механизм непроизвольного коллективного подражания, что особенно наглядно проявляется у детей. Впрочем, взрослые тоже не исключение. Попробуйте кашлянуть в тишине читального зала, и вам сразу же начнут отвечать – один, другой, третий... Столь же заразительна зевота – это известно всем, кто сидел на лекции или в концертном зале. В самых разных ситуациях развивается двигательно е соучастие – понаблюдайте хотя бы за болельщиком перед экраном телевизора, когда его любимая команда атакует ворота соперника.

Кстати говоря, прекрасным примером взаимного двигательного заражения являются спиритические сеансы. Люди усаживаются за круглый стол и выкладывают руки на его поверхность. Среди них обязательно есть медиум – человек, умеющий общаться с потусторонним миром. Постепенно стол приходит в движение, а его ножки начинают выстукивать дробь. Теперь духам можно задавать любые вопросы, поскольку медиум хорошо знает эту условную азбуку. Иногда ответы буквально ошеломляют, но никогда не бывают такими, чтобы их не мог дать хотя бы один из присутствующих. Происходит некий своеобразный резонанс подсознаний. Впрочем, сообразительный скептик может легко разоблачить фокус, если спросит что-нибудь вроде «в каком году родился Кант» или «когда умер Гегель».

В средние века случались настоящие психические эпидемии, основным симптомом которых чаще всего были судороги. В XIV веке по улицам европейских городов бродили огромные толпы людей, неистово дергавшихся в пляске святого Витта. К ним присоединялись новые и новые бесноватые, выкрикивавшие ругательства и непристойности и с пеной у рта без сил валившиеся на мостовую. Умиротворить этот шабаш удавалось призванием музыкантов, игравших медленную и спокойную музыку. Подобным же образом в монастырях, приютах и странноприимных домах отдельные судорожные припадки вызывали настоящую эпидемию беснования и приписывались нечистой силе.

Американский писатель Эдгар Аллан По предпослал своему рассказу «Золотой жук» такой эпиграф: «Глядите! Хо! Он пляшет, как безумный. Тарантул укусил его...» Эти строки позаимствованы из комедии «Все не правы» английского драматурга Артура Мерфи. Что здесь имеется в виду? В старину существовало поверье, что человек, которого укусил тарантул, впадает в оцепенение. В Италии XVI века вспыхнула самая настоящая эпидемия застывания, охватившая тысячи людей. Вывести их из этого состояния могла только все убыстрявшаяся музыка – болезнь как бы «вытанцовывалась». Говорят, что от этой бешеной стремительной музыки, дававшей столь замечательный лечебный эффект, и произошла тарантелла. Впрочем, существует и прямо противоположное мнение: якобы укус тарантула вызывал болезнь под названием тарантизм, основным проявлением которой как раз и был беспрерывный и безумный танец...

Терапевтические возможности внушения были осознаны еще в незапамятные времена. «Талифа куми!» – властно ронял Спаситель (то есть встань и иди), и паралич как рукой снимало.

В Евангелиях вообще много примеров весьма эффективной психотерапии:

«Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их».









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх