|
||||
|
Глава 13 Сенсорное искажение: я ничего не чувствую
Сенсорное искажение ощущается как бесчувственность, оцепенение, ступор — или, наоборот, гиперчувствительность. Существует три вида сенсорного искажения: 1. Эмоциональное сенсорное искажение: наблюдатель создает оцепенение, чтобы защитить ребенка. Например, оцепенение появляется в момент насилия. Позже оцепенение появляется в моменты сексуальной близости. 2. Гиперчувствительность возникает, когда кто-то слишком восприимчив по отношению к окружающему миру. Например, человек входит в комнату, а внутреннему ребенку кажется, что все присутствующие обсуждают его. 3. Сенсорное искажение и боль — транс, который сужает фокус Внимания, заставляя концентрироваться на больном месте. Например, У человека болит голова, и он ощущает только свою голову. Цель терапии — расширить фокус внимания, включив все тело. Приведенные ниже примеры иллюстрируют метод работы с собой, помогая разрушить детский транс сенсорного искажения и пробудить наблюдателя. 1. Эмоциональное сенсорное искажениеКо мне пришел пациент, весивший 250 фунтов. Он хотел сбросить вес. Когда мы начали лечение, он впал в состояние отрешенности и почувствовал, что его тело превратилось в камень (сенсорное искажение). Он ничего не ощущал. Я попросил его создать какое-нибудь ощущение, затем осознать интервал между ощущениями, затем ощущать что-либо недолго и осознать короткий интервал, затем ощущать что-либо долго и осознать долгий интервал (интервалы между ощущениями часто не осознаются). Внезапно недифференцированная масса (его тело) начала дрожать и пульсировать. Он осознал свое защитное чувство «мертвого камня», удлиняя и укорачивая интервалы между ощущениями по собственной воле. Удлиненный интервал тормозил и ослаблял его ощущения, укороченный обострял и усиливал их. В итоге он ощутил приток энергии и «чувство собственного тела». 2. ГиперчувствительностьМоя пациентка ощущала гиперчувствительность, когда находилась в обществе. У нее внезапно возникали различные ощущения в груди и сердце. Как и в первом случае, ускорение и замедление ощущений изменили ее привычный опыт. Ей казалось, что люди говорят о ней гадости. Я попросил ее намеренно создать привычные ощущения и осознать интервал между ними, затем создать другое ощущение и также осознать интервал. Таким образом, наблюдатель получил власть над созданием ощущений. Другой вид гиперчувствительности называется в когнитивной терапии «.персонализацией»:
Когда я опаздываю, партнер относит это на свой счет: «Он не любит меня». Кому-то не понравился мой семинар, и я думаю: «Что я сделал не так?». Когда вы прекращаете персонализацию, вы можете заметить, что ваш партнер вечно опаздывает куда угодно, а посетитель семинара говорит гадости обо всех. Это не касается лично меня. Этот вид гиперчувствительности проистекает от родителя, который тоже занимался персонализацией. Я как-то работал с женщиной, которая принимала на свой счет любое высказывание своего мужа. Если он говорил: «Я схожу от тебя сума», — ее внутренний ребенок тут же начинал думать, что с ней что-то не в порядке. Чтобы персонализировать, вам нужно войти в состояние возрастной регрессии и стать раненым внутренним ребенком. Если вы остаетесь наблюдателем, вы видите, что фраза: «Я схожу от тебя с ума» говорит о том, что творится в голове вашего мужа, а вовсе не в вашей. 3. Сенсорное искажение, рассеивание энергииАнестезия используется для облегчения боли. Я приведу два примера для иллюстрации этого явления. У моей пациентки была постоянная боль в шее. Во время работы возникла эмоция, выраженная словами: «Мир скоро рухнет». Я спросил: «Где ваши ощущения острее, а где — глуше?» Использование слова «ощущение» помогло ей переключить внимание от боли к «ощущению». Я продолжал: «Где неприятные ощущения теплее? Где они холоднее?» Недостаток подобного внимания поддерживает транс. Цель терапии — переключить внимание на различные ощущения, чтобы изменить субъективный сенсорный опыт. Принцип 8 Чем больше деталей обнаруживаем мы в проблеме, тем меньше стается в ней жесткости и ригидности. Второй пример относится к ощущениям, локализованным в определенном месте, — например, головной боли. У моей пациентки бы мигрень. Сначала я назвал ее головную боль «ощущением». Затем я предложил: «Пусть эти ощущения двигаются из вашего указательного пальца на правой руке к плечу, из пальца на правой ноге к колену; если вы сконцентрируете внимание, вы можете сделать это… дайте мне знать, когда ощущения начнут двигаться из вашей головы — не важно, куда (хороший способ внушения): в шею, в руки или в ноги». Таким образом, я перенес ее фокус внимания от головной боли (передний план) на все тело (задний план) и расширил ее фокус внимания, включив в него все тело целиком. Транс сенсорного искажения был прерван. Принцип 9 Без сужения фокуса внимания не возникает транса; а без транса не возникает симптома. Еще один пример — пациент, утверждавший, что в жизни он испытывал только эмоциональную боль и концентрировался на своем желудке. Я предложил ему вызвать приятное ощущение в голове или ноге. Он кивнул. «И неприятное ощущение в другой части тела». Он кивнул. «Приятное ощущение в еще какой-то части тела?». Кивок. «Неприятное ощущение еще в одной части тела?». Через некоторое время, создавая по очереди приятные и неприятные ощущения, он расширил фокус внимания и почувствовал много разнообразных ощущений. Чтобы достичь равновесия между приятными и неприятными ощущениями, я попросил его перемещать их. Они перетекали друг в друга, возникали и создавали целостное состояние общего ощущения. В результате этой интеграции приятного и неприятного опыта возникло третье ощущение, неведомое раньше. Следующий шаг Как справиться с сенсорным искажением1. Ускоряйте и замедляйте ощущения, увеличивая и уменьшая интервалы между двумя ощущениями. 2. Исследуйте болезненные ощущения — изучите их размер, форму, температуру и т. д. 3. Представьте себе, что ощущения (энергия) протекают через ваше тело равномерно. 4. Создайте приятное ощущение в одной части тела и неприятное в Другой. Вопросы к внутреннему ребенку в состоянии сенсорного искажения: 1. Найдите, где внутри вашего тела живет внутренний ребенок, находящийся в трансе сенсорного искажения. 2. Задайте ему вопросы и запишите ответы: а) Что ты хочешь чувствовать? б) Чего ты не хочешь чувствовать? в) Что ты хочешь испытать? г) Чего ты не хочешь испытать? д) Что ты решил чувствовать? е) Чего ты решил не чувствовать? ж) Каких ощущений ты хочешь? з) Каких ощущений ты не хочешь? и) От какой травмы оцепенение защищает тебя? РезюмеСенсорное искажение, ускорение и замедление ощущений — все это творческие акты наблюдателя. Когда за этим трансом просто наблюдают — без суждений, ярлыков и оценок, тогда наблюдатель способен вернуть себе творческую функцию, ранее отданную внутреннему ребенку. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|