|
||||
|
ГЕРОИ ПИСАНИЙ Иов Одним из правнуков Исава, сына Исаака, был Иов — человек непорочный, справедливый и богобоязненный, сторонившийся зла. По воле Господа он имел семь сыновей и три дочери, и было у Иова без числа всяких богатств: мелкого и крупного скота и верблюдов, и волов, и ослов, и рабов. И не было в то время среди всех жителей Востока мужа знаменитее и праведнее, чем он. Однажды был такой день, когда пришли к Господу все Его ангелы и говорили с Ним. И был среди них Сатана, который всегда всё делал против Бога и всегда противоречил Ему во всём. И сказал Господь Сатане: «Откуда ты пришёл?» Сатана отвечал: «Я ходил по земле и обошёл её». Господь спросил: «Видел ли ты раба моего Иова? Он лучший из тех, что служат Мне: человек непорочный, справедливый, сторонящийся зла». Но Сатана возразил: «Разве из-за любви к Тебе сторонится Иов греха? Он приносит Тебе жертвы и поклоняется Тебе и благодарит Тебя лишь потому, что Ты во всём покровительствуешь ему. Ты дал ему богатство и детей, Ты ограждаешь его от всех бед земных. Как же ему быть без Тебя? Однако попробуй отвернуться от него и истребить всё, что имеет Иов. Тогда услышишь Ты проклятье вместо благословения. Ибо таковы все люди — они любят нас лишь до той минуты, пока мы даём им и забывают нас, когда оскудевает рука наша». И сказал Господь Сатане: «Сделай, как говоришь: истреби всё, что имеет Иов, лишь его самого не трогай, и увидишь, что он по-прежнему будет благословлять Меня и любить Меня, так как его любовь бескорыстна». И вот однажды, когда Иов сидел в своём шатре, пришёл к нему вестник и сказал: «Сыновья твои и дочери твои погибли! В то время, когда они ели и пили в доме старшего брата, налетел ветер, повалил дом, и умерли все, находившиеся в доме, кроме одного раба». Не успел этот вестник закончить, как прибежал другой и сказал: «Огонь Божий упал с неба и спалил всех твоих овец». Ещё он говорил, как явился третий и сказал: «Разбойники напали на твоих верблюдов и увели их с собой, и всех рабов твоих перебили мечами». Так в один день лишился Иов всего, что имел. В великом горе он разодрал свою одежду, остриг голову, упал на землю и сказал: «Нагим появился я на свет, нагим и уйду из него. Господь дал, Господь — взял. Как угодно было Господу, так и сделалось. Да будет имя Господа благословенно!» И был другой день, когда собрались все ангелы и предстали перед Господом. Сатана также был среди них. Господь сказал Сатане: «Откуда ты пришёл?» Сатана отвечал: «Я ходил по земле и обошёл её». — «Обратил ли ты внимание на раба Моего Иова? — спросил Господь. — Нет больше такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный, сторонящийся зла. Он и сейчас твёрд и непорочен в любви ко Мне, а ты возбуждал Меня против него, чтоб погубить его безвинно». Сатана отвечал: «За жизнь свою отдаст человек всё, что у него есть, но порази плоть его и кость его — благословит ли он Тебя тогда?» И сказал Господь Сатане: «Отдаю его во власть твою, делай с ним всё, что пожелаешь, только жизни не лишай его». Сатана отошёл от Господа и поразил Иова лютой проказой от подошв ног до самого темени. Всё его тело покрылось язвами и струпьями, и ушли от Иова все, кто раньше был с ним, а жена его спросила у него: «Неужели ты всё ещё любишь Господа? И как долго собираешься ты сносить ниспосланные мучения? Сделай, как я тебе говорю: похули Бога и умри!» Но сказал ей Иов: «Ты говоришь, как одна из безумных; неужели мы доброе будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Весть о горькой доле Иова дошла до его друзей: Елифаза Феманитянина, Вилдада Савхеянина и Софара Наамитянина. Они разодрали одежды, посыпали головы пеплом и сошлись, чтобы утешать его в несчастиях. Вместе с ними был юноша по имени Елиуй Вузитянин. И сидели они на земле семь дней и семь ночей, и не говорили Иову ни слова, ибо видели, как сокрушает его страдание. После этого Иов заговорил первый и сказал: «Пусть покроется тьмой тот день, в который я родился. Почему я не умер, выходя из утробы? Зачем было мне сосать сосцы? Пусть был бы я как младенец, не увидевший света! На что дан страдальцу белый свет и зачем жизнь огорчённой душе, ожидающей смерти?» Елифаз возразил ему: «Для чего ты говоришь так, словно не имеешь на себе вины? Вспомни: разве погибали когда-то невинные? Разве Господь искореняет Своих праведников? Прими спокойно беду, исходящую от Господа. Блажен человек, которого вразумляет Бог! Не отвергай наказание Вседержителя. Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют». Иов сказал: «Если бы можно было взвесить на весах моё страдание, оно перетянуло бы весь песок морей! Горе терзает мою душу, и оттого слова мои неистовы. Но разве можно молчать и не высказать того, что переполняет моё сердце? Ты говоришь: „Твои бедствия — это следствия твоих грехов!“ А я говорю: „Наказание моё чрезмерно велико и превышает меру моих сил“. Стрелы Вседержителя во мне; ужасы Божьи ополчились против меня. Господи! отступи от меня, ибо дни мои суета. Что такое человек, что Ты постоянно надзираешь за ним и каждое мгновение испытываешь его? Если я согрешил по неведению, то что Тебе оттого? Зачем ты поставил меня противником против Себя, так что я стал в тягость самому себе?» Вилдад ответил ему: «Ты ведёшь себя, как безумный! Зачем ты всуе обращаешь свой голос к небу? Разве Бог изменит Свой суд? Лучше помолись Вседержителю. Если ты чист и прав, Он нынче же умиротворит твоё жилище». — «Как может человек оправдаться перед Богом? — воскликнул Иов. — Если он захочет вступить с Ним в спор, то не услышит ответа. Бог сдвигает с места землю, и опоры её дрожат. Он прикажет солнцу — и оно не взойдёт. Разве я могу сказать что-то в защиту, даже тогда, когда я прав перед Ним? Конечно, если право утверждается сильнейшим, то кто может сравниться с Ним? А если судом, то кто сведёт меня с Ним? Ведь Бог не человек, как я, чтоб я мог идти вместе с Ним в суд. И вот, я должен покорно сносить любое наказание, какое бы Он ни послал! Но пускай молчат те, кто знают за собой явные или тайные грехи. А я не буду сдерживать моих слов и скажу Богу: „Объяви мне, за что ты со мною борешься? Что ты ищешь во мне порока и допытываешься во мне греха, хотя знаешь, что я не беззаконник? Что Ты гонишься за мной, как лев? Оставь, отступись от меня, чтобы я немного ободрился, прежде чем отойду в страну тьмы и смертной сени“». Софар возразил Иову: «Твоё нечестие так настроило твои уста, что ты отложил страх и почитаешь за ничто речь к Богу! Не я, а твой собственный язык обвиняет тебя. Безумный! Что ты беснуешься и устремляешь свой дух против Бога? Что такое человек, чтобы быть ему праведным? Ведь Господь не доверяет даже Своим святым. Сами небеса нечисты в очах Его! Тем больше нечист и растлен человек, который пьёт беззаконие, как воду». — «Господи! — воскликнул Иов, — да где же мне найти справедливость, если Сам Бог поднялся на меня! Он рассекает внутренности мои, пробивает во мне пролом за проломом. Лицо моё побагровело от плача и на веках моих тень смерти. И вот я кричу: „Обида!“ Но никто не слушает меня. Я вопию, и нет суда! Помилуйте меня хоть вы, друзья мои, ибо рука Божья коснулась меня! Зачем вы все ополчились на меня и преследуете, как Бог? Зачем вы судите меня, словно во мне весь корень зла? Оглянитесь вокруг и скажите: почему я так страдаю, в то время как явные беззаконники живут припеваючи и спокойно достигают старости? Дети их с ними перед лицом их. Их дома безопасны от страха и на них нет жезла Божьего. Они проводят свои дни в счастье и мгновенно нисходят в преисподнюю. Я всю жизнь славил Господа, а они говорили Ему: „Отойди от нас, не хотим знать путей Твоих! Что такое Вседержитель, чтобы нам служить Ему? И что пользы прибегать к Нему?“ От чего же так происходит, что негодный человек умирает полный сил, спокойный и мирный, а праведник уходит с душою огорчённою, не вкусив добра? О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к Его престолу! Я бы изложил перед Ним моё дело и узнал бы слова, какими Он ответит мне. Пусть бы Он только обратил на меня внимание! Но вот, я иду вперёд — и нет Его, назад — и не нахожу Его. Но Бог знает путь мой; пусть испытает меня. Пусть взвесит меня на весах правды, и узнает мою непорочность». Когда Иов замолк, Елиуй обратился к его друзьям и сказал: «Никто из вас не обличает Иова так, как должно. Все вы твердите в один голос: он виновен и потому страдает, а я говорю вам: он не желает страдать, и потому виновен! Слушай, Иов! Вот ты не устаёшь повторять: „Я чист, без порока, и нет во мне неправды, а Бог нашёл обвинение против меня и считает меня своим противником“. Но разве может быть правда помимо Бога, а правосудие вне Вседержителя? Можешь ли ты оставаться с Богом, если не признаёшь Его суда? Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочёл страданию!» Когда Елиуй перестал говорить, неожиданно раздался голос Господа, ревущий словно буря: «Кто это омрачает Провидение словами без смысла? Скажи Мне, Иов: где ты был, когда Я создавал землю? Объясни, если сможешь, на чём утверждены её основания? Нисходил ли ты в глубину моря и входил ли в исследование бездны? Обозрел ли ты широту земли? Отвечай, раз ты осмелился равнять себя с Богом!» Иов смутился и сказал: «Вот, я ничтожество; что же я буду отвечать Тебе?» — «Но ты дерзал в своей непомерной гордости оспорить Мой суд! — напомнил Господь. — Ты обвинял Меня, чтобы выгородить себя! Где же те законы, в нарушении которых ты пытался Меня уличить? Разве есть во вселенной кто-нибудь, предваривший Меня? Разве есть кто-то, перед кем Я должен оправдываться? Нет! Ибо всё под этим небом Моё!» — «Знаю, что Ты всё можешь, — смиренно промолвил Иов, — и что намерение Твоё не может быть остановлено. Прости меня, Господи! Я говорил о том, чего не понимал, о делах чудных для меня, которых я не знал. Я превозносился в своей гордыне и упивался своей праведностью. Но теперь, обращённый в прах и пепел, я отказываюсь и отрекаюсь от всего мною сказанного!» Богу были приятны эти слова. Спустя короткое время он возместил Иову потерю, и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: было у него без счёта мелкого и крупного скота и рабов. И родились у него вновь семь сыновей и три дочери. И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова. После постигшего его несчастья Иов жил ещё сто сорок лет, и видел потомство сыновей своих до четвёртого колена. Умер он в глубокой старости, пресыщенный жизнью. Суламифь Это один из самых неуловимых и в то же время самых прекрасных и глубоких образов Библии. Героиня «Песни Песней», невеста мудрого царя Соломона, Суламифь лишь однажды упоминается в Священном Писании (Песн. 7: 1). Учёные позитивистского склада, фольклористы считали её просто олицетворением невесты в древнееврейском свадебном обряде, а имя её (др. — евр. Шуламит) называли всего лишь производным женского рода от мужского имени Соломон (Шломо). Её пытались отождествить с Царицей Савской, с прекрасной прислужницей царя Давида — Ависагой Сунамитянкой (Авишаг ха-Шунаммит), с безымянной дочерью фараона, отказывая самой Суламифи в историческом бытии. И вместе с тем, именно её образ, — действительно без имени и без конкретно-исторических деталей, как образ Возлюбленной из «Песни Песней», — вошёл в богословскую литературу, как христианскую, так и иудейскую. «Запертый сад — сестра Моя, невеста, заключённый колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами; садовый источник — колодезь живых вод и потоки с Ливана» (Песн. 4: 12–15). Лирическая поэзия? Но в Священном Писании нет ни одного слова, которое понималось бы лишь в буквальном смысле: каждое слово скрывает в себе иносказание, притчу, символ. И все образы из процитированного фрагмента воспринимаются в христианской традиции как вдохновенное провозвестие о Богоматери, о Деве Марии, непорочно принявшей в Себя и родившей Сына Божия, Иисуса Христа. Эти образы положили начало особым изводам в иносказательной иконографии Матери Божией. «Запертый сад», «Заключённый колодезь», «Запечатанный источник», «Колодезь живых вод», — это названия православных икон либо графических иллюстраций к богословским трактатам западно-христианских церковных авторов. «Что лилия между тернами, то возлюбленная Моя между девицами» (Песн. 2: 2): в этих словах и пророчество о лилии Благовещения в руке Архангела Гавриила, и прообразовательное свидетельство о непорочности Пресвятой Девы, подобной белоснежной «лилии долин» Святой Земли. Этими ассоциациями не исчерпывается удивительный в своей простоте и непостижимости образ Суламифи. «Прекрасна ты, возлюбленная Моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим… Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знамёнами?» (Песн. 6: 4, 10). В иудейском богословии эти образы прочитываются как олицетворение народа Израилева, как община Израиля. Повествование о Суламифи для верующего еврея имеет мистический смысл утешения и свидетельства духовной связи Бога с народом Божиим. «Песнь Песней» воспринимается и как аллегорическая летопись истории Израиля, начиная от Исхода из Египта; обретение Жениха — это чаемый приход Мессии. В христианской патристике Суламифь — символ Церкви, которая пребывает в неизречённом брачном союзе с Женихом, с Иисусом Христом. Одновременно это и символ индивидуальной души; в начале своего пути к Богу она говорит о себе словами Невесты из «Песни Песней»: «аз есмь очернена» (Песн. 1: 5; цитируем по церковно-славянскому переводу, исполненному глубочайшей поэтичности). Святитель Григорий Нисский, каппадокийский богослов IV века, в своём «Точном изъяснении Песни Песней Соломона» так поясняет этот фрагмент: «Невеста, чтобы лучше дознали мы безмерное человеколюбие Жениха, Который из любви придал возлюбленной красоту, сообщает обучаемым о чуде, над нею самой совершившемся. Ибо говорит: не тому дивитесь, что возлюбила меня правость, но тому, что черна я была от греха и делами освоилась с мраком, но Жених из любви соделал меня прекрасною, собственную Свою красоту дав мне… Ибо сотворённой светоносными Божиими руками не естественно было бы иметь на себе какой-либо тёмный и чёрный вид. Не была, но сделалась я такою, утверждает она. Ибо не от природа я очернена…» (Творения святаго Григория Нисскаго. М., 1862). Пройдя через мучительные испытания в дольнем мире, душа Суламифь, по словам святителя Григория, очищается подобно «очернённому золоту» в огне горнила и становится как белая лилия: «Обработанная Возделывающим естество наше, душа благоуханным, белым и чистым цветом возрастает на поле нашего естества». Так кто же такая Суламифь: возвышенный священный символ или всё же реальный человек, «бедная девушка из виноградника», как её иногда называли? Скорее всего, эти истолкования её образа не следует противопоставлять друг другу, как это делали многие учёные, начиная с XVIII века. Они пытались реконструировать конкретный сюжет любви царя и юной сельской красавицы; в «Песни Песней» находили даже трёх персонажей: царя Соломона, Суламифь и безвестного юного пастуха, в которого она и была влюблена. Якобы царь не смог заставить девушку отказаться от любимого и в конце концов возвратил её ему… Принципиально это ничего не меняет. Суламифь для нас была и останется той, — будь то прекрасная дева, община Израиля, или Церковь, — о которой Сам Бог сказал: «Единственная — она, голубица Моя, чистая Моя…» (Песн. 6: 9). Товия Жил в городе Фисва в Израиле человек по имени Товит, сын Товиила из колена Неффалимова. Всю жизнь он горячо чтил Господа Бога. Даже в те дни, когда его колено уклонилось от отеческих законов, Товит никогда не приносил жертв Ваалу и Астарте, а всегда ходил на праздники в Иерусалим. Возмужав, он взял в жёны девушку по имени Анна, и она родила ему сына Товию. Вскоре после этого ассирийцы овладели Израилем, пленили его жителей и переселили их в разные места своей державы. Товит с его семьёй оказался в Ниневии, где прожил многие годы. Однако и здесь, на чужбине, оторвавшись от родных корней, Товит помнил Господа и продолжал жить по Его законам. Вскоре он приобрёл благоволение в глазах царя, став одним из его поставщиков. Он часто бывал в мидийском городе Раги и отдал одному здешнему еврею Гаваилу на сохранение десять талантов серебра. Но, увы, благополучие Товита кончилось, когда ассирийским царём сделался Синахериб. Потерпев неудачу во время похода в Иудею, тот стал сурово преследовать евреев. Товит делал тогда много благодеяний своим несчастным соплеменникам: голодным он давал хлеб, нагим — одежду, а если видел кого-либо умершим и выброшенным за стену Ниневии, то тайно погребал его, невзирая на царский запрет. Один ниневянин донёс на него властям. Товит в страхе бежал из города. Всё имущество его было разграблено, так что не осталось у него ничего, кроме жены и сына. К счастью, его родственники сумели исходатайствовать ему прощение. Товит вернулся в свой дом, но жил теперь в бедности. Однажды в праздник Пятидесятницы Товит сказал сыну Товии: «Пойди, приведи какого-нибудь бедняка из наших соплеменников, пусть он разделит с нами праздничный обед». Товия вышел из дома, а потом вернулся и сказал: «Отец! Какой-то из наших сородичей удавленный лежит на площади». Товит, прежде чем вкушать пищу, поспешно вышел из дома и убрал тело до захода солнца. Возвратившись, он стал со скорбью есть хлеб, а когда зашло солнце, выкопал могилу и похоронил казнённого. Из-за нечистоты он не мог вернуться в дом и устроился на ночь за стеной двора. И случилось так, что той ночью в глаза Товиту попал воробьиный помёт. От этого на них образовались бельма, и он ослеп. Вот как жестоко обошлась с ним судьба! Пришлось Анне зарабатывать на пропитание одной. Она пряла шерсть и посылала богатым людям, которые давали ей плату. Как-то раз ей подарили козлёнка. Когда его привели в дом, он начал блеять. Товит спросил жену: «Откуда этот козлёнок? Не краденный ли он? Верни его! Непозволительно есть краденное». Анна отвечала: «Это подарили мне сверх платы». Но Товит не верил ей и просил вернуть козлёнка. Тогда она сказала ему с упрёком: «Где же милостыни твои и праведные дела? Вот как все они обнаружились на тебе!» Ах, как горько было несчастному слышать эти слова! Он ушёл к себе и стал молиться Богу. «Господи! — говорил он, — для чего моя никчёмная жизнь? Повели взять дух мой, чтобы я обратился в землю, ибо мне лучше умереть, чем жить так, как я живу!» В тот же день Товит вспомнил о серебре, которое отдал на сохранение Гаваилу в Рагах Мидийских. Он подумал: «Вот, я прошу у Бога смерти. Надо позвать сына и объявить ему о серебре, пока я не умер». Он призвал к себе Товию и сказал: «Теперь, когда в Ассирии кончились гонения на евреев, открою тебе, что много лет назад я отдал на хранение Гаваилу, сыну Гавриеву, в Рагах Мидийских десять талантов серебра. Итак, не бойся, сын мой, что мы обнищали. Много есть у тебя и будет ещё больше, если станешь чтить Господа и удалишься от всякого греха». Товия отвечал: «Отец мой! Я исполню всё, что ты завещаешь мне, но как я смогу получить серебро, не зная того человека?» Тогда отец вручил ему расписку и сказал: «Найди человека, который будет сопутствовать тебе в твоём путешествии, а я дам ему плату. И ступайте за серебром». Товия пошёл искать попутчика и вскоре встретил на улицах Ниневии прекрасного юношу. Товия спросил: «Можешь отправиться со мной в Раги Мидийские и знаешь ли ты эти места?» Юноша отвечал: «Могу идти с тобой, и дорогу я знаю. Прежде я уже останавливался там у нашего сородича Гаваила». Товия вернулся к отцу и сказал ему: «Вот, я нашёл себе спутника». Отец велел: «Пригласи его ко мне. Я узнаю, из какого он колена и надёжный ли он человек». Позвали юношу, и Товит стал расспрашивать его. Тот отвечал: «Я Азария из рода Анании Великого». Товит успокоился и сообщил сыну: «Я знал Ананию, сына Семея Великого. Это достойный человек. Мы вместе ходили в Иерусалим на поклонение Господу. Отправляйся спокойно! Бог, живущий на небесах, да благоустроит путь ваш, и ангел Его да сопутствует вам!» Анна заплакала и сказала Товиту: «Зачем ты отпускаешь сына нашего? Он один был опорой наших рук, когда входил и выходил перед нами! Не предпочитай серебра серебру; пусть оно будет как сор в сравнении с нашим сыном!» Товит отвечал ей: «Не печалься, сестра. Он придёт здоровый, и глаза твои увидят его. Ибо ему будет сопутствовать добрый ангел; путь его будет благоуспешен, и он возвратится здоровым». Юноши, собравшись, отправились оба в путь. К вечеру они пришли к берегам Тигра. Товия пошёл помыться, но тут из воды показалась рыба и хотела проглотить его. Азария крикнул: «Возьми эту рыбу!» Товия схватил её и вытащил на берег. Азария велел ему: «Разрежь рыбу, возьми сердце, печень, желчь и сбереги их». Товия так и сделал, а рыбу они испекли и съели. Путники отправились в дорогу и добрались до мидийской столицы Экбатан. Товия спросил: «Брат Азария, к чему эти печень, сердце и желчь из рыбы?» Он отвечал: «Если кого мучит демон или злой дух, то надо зажечь сердце и печень перед таким мужчиной или женщиной, и уйдёт от них дух. А желчью надо помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится». Вскоре они приблизились к городу. Азария сказал Товии: «Брат! Ныне мы будем ночевать у Рагуила, твоего родственника. У него есть дочь по имени Сарра, девушка прекрасная и умная. Я поговорю о ней с Рагуилом, чтобы он дал её тебе в жёны». Товия отвечал: «Брат Азария! Я слышал, что эта девица уже была женой семи мужей. И всех их нашли поутру после свадьбы мёртвыми. Они погибли в брачной комнате. Ведь её любит демон по имени Асмодей, который и истребляет всех, кто хочет жениться на ней. Я один у отца моего и боюсь, как бы, войдя к ней, не умереть подобно прежним. Моя смерть сведёт прежде времени в могилу мою мать и моего отца». Азария сказал на это: «О демоне не беспокойся, брат. Когда ты войдёшь в брачную комнату, возьми курильницу, вложи в неё сердце и печень рыбы и воскури их. Демон почувствует запах, удалится и более никогда не вернётся назад». Разговаривая таким образом, они пришли в Экбатаны к дому Рагуила. Сарра встретила и приветствовала их, а потом ввела в дом. Рагуил спросил: «Откуда вы, братья?» Они отвечали ему. «Мы из сынов Неффалима, пленённых в Ниневию». Ещё спросил их: «Знаете ли вы родича моего Товита?» Они сказали: «Знаем!», а Товия добавил: «Это мой отец». Рагуил стал его обнимать и плакал от счастья. Путников приняли со всем радушием и усадили за стол. Товия шепнул своему спутнику «Брат Азария! Переговори, о чём ты говорил по пути. Пусть устроится это дело». Азария передал весь их разговор Рагуилу, а Рагуил сказал Товии: «Ешь, пей и веселись, ибо я согласен отдать мою дочь тебе в жёны». Товия возразил: «Я не могу ничего есть до тех пор, пока не договоритесь и не условитесь со мной обо всём». Рагуил встал, позвал Сарру и, взяв её руку, отдал её Товии. Он сказал: «Вот, по закону Моисееву, возьми её и веди к отцу своему». И благословил их. По окончании ужина Товию ввели в спальню к Сарре. Юноша, хорошо помнивший наказ своего друга, взял с собой курильницу, положил в неё рыбью печень, сердце и зажёг их. Демон почувствовал запах от курения и тотчас умчался в верхние страны Египта, навсегда оставив девушку. Товия спокойно заснул рядом с Саррой и проспал всю ночь. Между тем Рагуил, встав поутру, пошёл и выкопал могилу. Потом он вернулся в дом и сказал жене: «Пошли одну из служанок посмотреть, жив ли ещё сын Товита. Если нет, похороним его, и никто ничего не узнает об этом». Служанка отворила дверь и увидела, что молодые спокойно спят. Возвратившись, она объявила хозяевам, что юноша жив. Рагуил возблагодарил Господа и повелел рабам забросать могилу. После этого он устроил брачный пир, продолжавшийся две недели. Товия позвал своего спутника и сказал ему: «Брат Азария, возьми с собой двух верблюдов и сходи в Раги Мидийские к Гаваилу. Принеси мне серебро. Рагуил обязал меня клятвою, что я не уйду от него, пока не кончится брачный пир. Между тем мой отец считает дни до моего возвращения и будет сильно скорбеть, если я задержусь». Азария отправился в путь, пришёл к Гаваилу и отдал ему расписку, а тот принёс запечатанные мешки с серебром. На другое утро они встали и пришли вместе на свадебный пир. По прошествии двух недель Товия сказал Рагуилу: «Отпусти меня, потому что родители очень ждут моего возвращения». Рагуил встал, вручил ему Сарру и благословил их. Он дал ему также половину своего имения, половину рабов, половину скота и половину своего серебра. Товия тронулся в путь и благополучно возвратился в Ниневию. Азария сказал Товии: «Ты знаешь, брат, о болезни своего отца. Подойди к нему, держа в руках рыбью желчь, и приложи её к глазам своего отца. Он ощутит едкость и оботрёт глаза; бельма спадут, и он прозреет». Тем временем в доме Товита царила глубокая скорбь. Все сроки возвращения Товии истекли, и плакали о нём Товит и жена его, как о покойнике. Вдруг Анна заметила, что Товия идёт по дороге, и сказала мужу: «Вот, идёт наш сын по дороге, а вместе с ним тот человек, что взялся его сопровождать». Она бросилась навстречу сыну. Товит поспешил за ней и споткнулся, но Товия успел поддержать его. Он приложил к глазам старика желчь; глаза защипало; Товит оттёр их и снял бельма. Увидев сына, он пал к нему на шею и заплакал. Товия рассказал обо всём, что случилось с ним в дороге. Товит вышел навстречу невестке и, радуясь, благословил Бога. После он призвал сына и сказал ему: «Приготовь плату человеку, который ходил с тобой, и награди его, так как ты обязан ему очень многим». Товия отвечал: «Отец мой, я не расплачусь с ним даже тогда, когда отдам половину от всего, что привёз. Всё это: и жену, и серебро, и рабов, и скот я приобрёл только благодаря его стараниям». Они призвали Азарию и сказали ему: «Возьми половину, из всего, что мы привезли, и иди с миром». Тот улыбнулся и отвечал им: «Благословляйте Бога до конца дней своих и прославляйте его, покуда будут в вас силы. Пусть это будет воздаянием за мои труды. А серебро ваше мне без надобности, ибо я не человек, а один из тех ангелов, что ходят перед Богом. Имя моё Рафаил. Я был с тобою, Товит, когда ты, не взирая на царские угрозы, хоронил мёртвых. И когда ты не поленился встать и оставить обед, чтобы пойти и убрать казнённого, я тоже был с тобой. И когда ты молился Господу, я вознёс твою молитву к престолу Его, а Господь послал меня к тебе, чтобы сторицей воздать за твою праведность». Услышав это, отец и сын смутились и пали перед ним ниц. Но Рафаил сказал им: «Не бойтесь меня. Я приходил по воле Бога нашего и теперь восхожу обратно к Пославшему меня». Промолвив это, он поднялся, и они уже более не видели его. А Товит и его сын прожили ещё много лет в счастье и довольствии, опекаемые Господом. Во все дни своей жизни они творили милостыню и благоговели перед Богом. Иудифь В двенадцатый год царствования ассирийского царя Навуходоносора разгорелась война между ним и мидийским царём Арфаксадом. Тогда Навуходоносор послал ко всем народам, живущим в Персии, Сирии, Ливане, Израиле и Иудее, своё повеление, чтобы они собирались к нему и шли против мидян. Но многие из этих народов презрели слово царя и не явились на его зов. Победив Арфаксада и сокрушив его державу, Навуходоносор вспомнил об их непокорстве. Он призвал к себе своего главного полководца Олоферна, который был вторым после него, и сказал ему: «Так говорит великий царь, господин всей земли: ты возьмёшь с собою мужей, уверенных в своей силе, — пеших сто двадцать тысяч и конных двенадцать тысяч, — и пойдёшь против всей земли на западе за то, что она не повиновалась моему слову. И ты должен будешь захватить все пределы той земли. Тех, кто сдастся тебе без боя, ты пощадишь до дня моего суда, а тех, кто подумает сопротивляться — истребишь без всякой жалости». Исполняя приказ царя, Олоферн прошёл через все западные пределы, выжигая нивы, отдавая на истребление стада овец и волов, грабя города, опустошая поля и истребляя людей остриём своего меча. Страх и ужас напал на жителей приморской страны. Евреи, жившие в Иудее, услышали обо всём, что сделал с соседними народами Олоферн и как разграбил он их святилища, и очень испугались. Прошло немного времени, и ассирийцы подступили к большому и укреплённому иудейскому городу Ветилуе. Однако Олоферн не стал штурмовать крепость. Моавитяне сказали ему: «Не воюй, господин наш, с этим народом так, как ты обыкновенно привык. Оставайся в своём лагере, и ты сбережёшь всех своих воинов. Мы укажем тебе источник, из которого идёт вода в Ветилую, и ты перекроешь его. Знай, что город этот горный. Внутри его стен нет ни одного источника и ни одного колодца. Осаждённым нечем будет утолить свою жажду. Они, их жёны и дети умрут на улицах своего города прежде, чем их коснётся твой меч». Олоферн сделал всё так, как ему посоветовали. Прошло тридцать четыре дня, и в Ветилуе были опустошены все водоёмы и истощились все сосуды с водой. Горожане стали страдать от сильной жажды. Люди падали в изнеможении на улицах города. Тогда весь народ собрался к своему начальнику Озии и стал укорять его за то, что он не сдал город сразу, по первому требованию Олоферна. Но Озия сказал им: «Не унывайте, братья! Потерпите ещё пять дней. И если Господь за этот срок не пошлёт нам избавления, мы сдадимся и выпьем до дна чашу нашего горького унижения». В те времена в Ветилуе была одна вдова по имени Иудифь. Со дня смерти мужа своего она жила в шатре на кровле дома, одетая в траур, и постилась во все дни, кроме суббот и праздников. Она была красива лицом и богата. Были у неё и поля, и скот, и золото, и серебро, и рабы, ибо многое оставил ей муж после своей смерти. Иудифь услышала о завете, который заключил начальник города с народом, пошла к Озии и сказала ему: «Зачем искушаешь ты Господа, говоря: „Если не пошлёт нам Бог избавления в ближайшие пять дней, то сдадимся мы ассирийцам?“ Известно тебе и без меня, что Он, если захочет защитить нас, то спасёт в любые дни, а если не захочет, то поразит нас жестоко даже в дни торжества и могущества нашего». Озия отвечал на это: «Всё, что ты сказала, Иудифь, верно. Всем известна твоя мудрость, но что нам от неё? Сегодня приходил ко мне народ и укорял меня за то, что я не сдался Олоферну по первому его слову. Ибо истомился народ от жажды, и я поклялся ему клятвою наикрепчайшей, что сдам город через пять дней, если Господь не явит нам своей милости. Если желаешь помочь, то помолись Господу. Может быть, Он услышит твои слова и пошлёт нам дождь, чтобы наполнились наши водохранилища». Иудифь отвечала: «Всё, что смогу, я сделаю для народа моего. Выпусти меня этой ночью из города, и, если будет на то воля Его, Господь спасёт вас моей рукой. Только не расспрашивай меня о том, что я задумала, так как я всё равно не скажу». Озия сказал: «Ступай с миром! И пусть Господь будет с тобою на отмщение нашим врагам!» Иудифь вернулась домой, сняла траурные одежды, омыла тело водой, умастилась драгоценным миртом, причесала волосы, оделась в одежды веселья, обула ноги в сандалии и возложила на себя цепочки, запястья, кольца и серьги. После этого она дала своей служанке мех вина и сосуд масла, наполнила мешок мукою, сушёными плодами, чистым хлебом и вышла со всем этим за ворота Ветилуи. Некоторое время они шли вдвоём по долине, пока их не остановила передовая стража ассирийцев и не спросила: «Чья ты? Откуда идёшь и куда направляешься?» Она сказала: «Я еврейка и бегу из Ветилуи, потому что она вскоре будет предана вами на истребление. Я иду к Олоферну, вождю вашего войска, чтобы научить его, как лучше завоевать этот город, не потеряв при этом ни одного человека». Стража проводила Иудифь прямо к шатру Олоферна. Тот вышел навстречу ей и был поражён её красотой. Он сказал: «Не бойся, женщина, потому что я не делаю зла никому, кто добровольно решил служить Навуходоносору, царю всей земли. Скажи мне только, почему ты бежала и пришла к нам?» Иудифь пала перед Олоферном на колени и сказала: «Да жив будет Навуходоносор, царь всей земли, и да живёт держава его! Послушай, что я скажу тебе. Соплеменники мои истощены до предела голодом и жаждой. Недавно, страшась смерти, они решили съесть священный скот, посвящённый Господу, а также пшеницу, вино и масло, которые употребляют священники во время службы, хотя известно, что это великий грех. И Господь открыл мне, что в тот день, когда они совершат это, Он отвернёт от них Своё лицо и предаст этот грешный народ в твои руки. Погоди немного, и ты завладеешь Ветилуей и всей страной, не пролив ни единой капли крови. Вот почему я бежала из города — Сам Господь послал меня к тебе, чтобы открыть Свои замыслы!» Олоферну понравились её слова, а сама она понравилась ему ещё больше. Он сказал: «Я поселю тебя в моём шатре, и мы будем жить вместе, ожидая того дня, когда Господь предаст этот город в мои руки». Иудифь сказала: «Кто я, чтобы прекословить господину моему?» И она приняла приглашение Олоферна. Вечером он устроил пир и позвал её на свою половину. Она встала, нарядилась во все женские украшения, пришла и возлегла рядом с Олоферном. Олоферн любовался на неё и пил очень много вина. Когда наступила ночь, все гости разошлись из шатра, и остались там только Иудифь с Олоферном, который лежал на своём ложе без чувств, потому что был пьян. Иудифь подошла к столбику постели, стоявшему в головах у Олоферна, сняла с него меч, приблизилась к постели, схватила волосы его головы и сказала: «Господи Боже Израиля! Укрепи меня в этот день!» После этого она дважды изо всех сил ударила по шее Олоферна и отрубила ему голову. Спустя немного времени она вышла и отдала служанке голову Олоферна, а та положила её в мешок со съестными припасами, и обе вместе вышли на вечернюю молитву. Пройдя через весь ассирийский лагерь, они добрались до ворот Ветилуи и вошли в город. Когда осаждённые увидели голову своего врага, сердца их возликовали и наполнились мужеством. На рассвете каждый муж в Ветилуе взял своё оружие, и евреи стали строиться у стен города. Увидев это, ассирийцы забеспокоились, послали за Олоферном и нашли его лежащим в своём шатре без головы. Когда войско услышало об этом, на солдат напал страх и они все бросились бежать. Так Господь отвёл поражение от Своего народа. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|