12. Обеспечение альтернативы

Пытались ли вы когда — нибудь отобрать сломанную или опасную игрушку у малыша? Что это была за борьба! — пока вы не догадывались дать ему что — то другое, более заманчивое. Тогда ребенок с радостью оставлял то, что лишь за секунду до этого держал железной хваткой.

Те же принципы применимы и к взрослым, для которых ошибочное религиозное убеждение так же дорого. Взрослый человек, которому вы предложите уйти из организации просто так, не имея никакой альтернативы, отреагирует точно также как ребенок, которого попросили отдать игрушку и посидеть с пустыми руками. Для того, в чьем распоряжении находится сокровище, такое предложение кажется приглашением объять пустоту. Это немыслимо, но когда в дело вступают более привлекательные замены, бывшие сокровища становятся мусором и легко выбрасываются без всяких сожалений.

У приверженцев культов ситуация, конечно, изначально сложнее, чем у ребенка, привязанного к вредоносной игрушке. Для ребенка игрушка — центр моментального внимания, но для члена религиозного культа его религиозная организация — все. С ней связаны не только его личные отношения с Богом и надежда на будущее. Организация охватывает все то, с чем он сталкивается в своей будничной жизни: отношение к миру, позволяющее упорядочить прежний хаос, круг друзей, которые видят в нем часть своей «внутренней» группы, еженедельный распорядок деятельности, заполняющей те часы, которые могли бы остаться пустыми, если бы не организация. Как вы можете попросить человека отменить все это, не дав ему более надежной связи с Богом, более твердой надежды на мир, общество еще более любящих друзей, и более интересное расписание для деятельности?

Те, кто оставляет Сторожевую Башню, не имея приемлемой альтернативы, как правило, впадает в состояние духовного и эмоционального шока. Такое бывает, если Свидетеля Иеговы внезапно исключают из организации за какой — нибудь нечаянный поступок, нарушающий запреты организации. Например, он сам или член его семьи могли пострадать в автомобильной катастрофе, а Свидетель, в момент «духовной слабости», согласился на переливание крови. Может быть, он импульсивно купил лотерейный билет, или слишком далеко зашел в физических отношениях со своей невестой, или начал курить сигареты. Чаще всего такие поступки ведут к скорому суду, на котором заседает правовой комитет старейшин, а за судом следует исключение из организации. Теперь, в этом положении «отлученного», Свидетель чувствует себя оставленным всеми близкими — Свидетелями Иеговы, родственниками и знакомыми. Они не хотят видеть его у себя дома, отказываются здороваться с ним и даже, проходя на улице мимо, уже не узнают его.

Ежегодно так исключаются десятки тысяч. Мне приходилось лично общаться с сотнями из них. Такой человек, покинув Сторожевую Башню, не знает куда идти. Если у бывшего Свидетеля нет приемлемой альтернативы, он может на целые год оказаться в духовном вакууме, переживая, что он осужден Богом и не имея надежды в мире. Такие изгнанники Сторожевой Башни часто ограничиваются поверхностным знакомством, с трудом устанавливают серьезные отношения, и бояться открыть кому — то своего раненное сердце, опасаясь будущих обид. Оставаясь под влиянием своей учебы в Зале Царства, они по — прежнему смотрят сверху вниз на так называемых мирских людей как на нечистых — несмотря на то, что по меркам Свидетелей Иеговы, они сами уже причислены к этой категории. В такой ситуации они — первые кандидаты для вступления, на сей раз вторичного, к Свидетелям Иеговы или для вербовки другим культом. Действительно, многие исключенные возвращаются в Сторожевую Башню или становятся жертвами других обманов.

Итак, уводить кого — то из Сторожевой Башни, не предлагая ясной религиозной альтернативы не только трудно, но и опасно. Так же как человек страдающий гипотермией (постоянно повышенной температурой тела) становится жертвой, попав в жаркое помещение или неожиданно лишившись своего лекарства, так и человек, резко порвавший с культом, оказывается в очень опасном положении.

Но представление явной религиозной альтернативы это гораздо больше, чем просто слова: «Пошли со мной в церковь! Она понравится тебе больше, чем Зал Царства». Чтобы понять, насколько приемлемо такое приглашение для Свидетелей Иеговы, просто представьте себе, что приверженец Харе Кришны приглашает вас «потрясти своей головой, надеть на себя шафранный халат и пойти с ним в храм. — Он понравится тебе больше, чем церковь». Свидетелю Иеговы церковь почти также чужда, как вам индуистский храм. В сознании Свидетеля церковь — демоническое строение с языческим символом наверху (с крестом), и с фаллическим символом (над колокольней) под ним, здание полное аморальных людей, служащих ложному трехглавому богу (Троице) и отдающих салют идолу, сделанному из ткани (национальному флагу). Чтобы отвлечь Свидетеля Иеговы от таких замечаний, нужно изучить предпосылки формирования именно такого типа мышления, при котором подобные замечания выдвигаются на передний план.

Для многих причины коренятся в Сторожевой Башне. Они могли бы продолжать свою прежнюю жизнь, но однажды раздался стук в дверь. Свидетели Иеговы начали «бесплатное изучение Библии на дому» с ними. Руководимые своей преданностью организации он подменяли Библию книгой Сторожевой Башни и час или два в неделю проводили, разбирая пункт за пунктом, что означают такие понятия как божественность, молитва, праздники, военная служба, крест, современное исполнение библейского пророчества, возможные и невозможные формы медицинского лечения и так далее. Настало время, когда программа посвящения завершилась, внешне все аспекты жизни были охвачены, и мышление новообращенного целиком перестроилось.

Прежде чем уйти из организации нужно заново пересмотреть весь этот процесс. Иначе как говорит пословица: «Вы можете выгнать мальчика из дома, но вы не можете выгнать дома из мальчика». Правда, в данном случае она будет звучать так: «Вы можете выгнать мальчика из Сторожевой Башни, но вы не можете выгнать Сторожевую Башню из мальчика». Бывший Свидетель вернется к автоматическому типу мышления, запрограммированного в его мозгу. Хотя он уже не ходит на собрания в Зал Царства, он все равно будет думать, чувствовать и действовать как Свидетель Иеговы.

Лучшим лечением от этого является личный контакт с бывшими Свидетелями, ставшими христианами. Они уже прошли процесс распутывания запутанных обоснований, которым их учили, но они до сих пор помнят, как они размышляли, будучи Свидетелями Иеговы, поэтому они лучше всех могут помочь членам или <новым> бывшим членам. Может быть, в первое время у вас не будет возможности предложить вашему близкому общение с бывшими Свидетелями — может быть, он или она еще не готовы общаться с вероотступниками или из — за географической изоляции. В таком случае вы сами можете научиться обеспечивать необходимую помощь, если внимательно изучите откровения бывших Свидетелей Иеговы. Кроме того, моя книга «Свидетелям Иеговы отвечают стих за стихом» поможет вам разобрать запутанные обоснования, и вы сможете помочь вашему близкому или другу преодолеть пропасть между культовым заблуждением и традиционным христианством.

С другой стороны, некоторые люди никогда не руководствовались только доводами Сторожевой Башни, и чтобы вытянуть их одних доводов будет недостаточно. Многие из этих людей, присоединяются к организации, чтобы удовлетворить свои эмоциональные нужды. Чтобы помочь такому человеку оставить Свидетелей Иеговы, необходимо точно установить, в чем заключается эта нужда.

Вы можете быть абсолютно уверены, что человек стал Свидетелем, чтобы удовлетворить эмоциональную нужду, если любое из следующих утверждений истинно.

1) Он или она присоединились к организации вскоре после развода, несостоявшейся помолвки, смерти близкого члена семьи или других подобных потерь.

Человек только что приехал из другого города, и еще не приобрел новых друзей, когда появились Свидетели Иеговы.

Человек начал посещать все собрания Зала Царства вскоре после того, как Свидетели сделали ему первый звонок, а не после долгого курса обучения.

Культы, как правило, привлекают людей одиноких. Новопришедшим оказывают теплый прием, им уделяют много внимания, приглашают прийти еще раз, просят посетить другие собрания и поучаствовать в них и в других видах деятельности: один или несколько членов назначаются (без ведома новичка) его персональными наставниками, руководителями или «друзьями». Одинокому человеку трудно сопротивляться, когда ему оказывают такое внимание. Для того, чтобы придерживаться учений группы, нужна определенная ментальная гимнастика, которая не представляет особого труда для того, кто жаждет любви и тепла, видит возможность удовлетворить свои нужды.

Фактором, уникальным для мужчин, может оказаться решение, основанное на личных эмоциях, и касающееся структуры власти в организации. Мужчина, посещающий Зал Царства может понаблюдать за руководством и заметить престиж старейшин, пожелать этого самому себе и прийти к решению, что это в его силах, если только он будет соответствовать требованиям организации. Этот фактор очень часто вступает в действие, когда речь идет о чернокожих мужчинах, обнаруживших, что их продвижение по месту работы или в обществе вообще невозможно, но они способны стать старейшинами в местном Зале Царства (хотя в иерархии Свидетелей Иеговы чернокожим редко позволяют подниматься выше этого). Подобная же мотивация вступления или нахождения в секте иногда характерна для ситуаций мужей — подкаблучников; организация, руководимая мужчинами, открывает ему простор, в котором он может освободиться от контроля жены — почти как в мужских клубах или общежитиях.

Какой бы ни оказалась эмоциональная нужда — будь то признание, круг друзей, престиж или другая нужда — если удовлетворение этой нужды является основной силой, удерживающей человека в Сторожевой Башне, этот факт должен быть осознан всяким, кто хочет добиться освобождения от секты. Спор о доктрине или о теологии, пусть даже самый убедительный по своей логике, не принесет никаких результатов, потому что в жизни Свидетель руководствовался не логикой и не анализом причины. Как влюбленная девочка — подросток, обожает каждое слово, сказанное ее парнем, так Свидетель Иеговы, обнаруживает подобную эмоциональную полноту в организации и рад аплодировать всему, что говорит секта.

В таких случаях чары могут быть разрушены только после того, как закончится медовый месяц. По прошествии какого — то времени — вероятно, спустя год или два после крещения — на нового Свидетеля Иеговы станут смотреть как на рядового члена конгрегации. Ухаживание за <учениками> и <новичками>, состоящее из особого обхождения, закончится. Другие Свидетели уже не будут изменять своему обычному поведению, проявляя особое дружелюбие, доброту и любовь. Фактически, многие из них могут оказаться ожесточенными, подлыми и грубыми — из — за давления, распространенного в среде Зала Царства. Более того, сама организация постепенно будет обнаруживать свою холодность, превращаясь в подобие надсмотрщика. Новый Свидетель может испытать чувства, которые испытывает молодая жена, проснувшись однажды утром, для того лишь, чтобы понять, что ее муж уже не открывает дверь, не дарит цветов или не проводит время, держа ее руку, а стал, на самом деле, груб и может обидеть. Эти чувства знакомы и мужчинам, которые уже достигли определенного престижа и вдруг обнаруживают, что дальнейшее продвижение невозможно из — за предубеждения окружающих или внутренней политики, и может быть, он даже оказался понижен до самой низкой должности, предусмотренной там, где он работает.

Если такая перемена происходит резко, то одной этой перемены уже достаточно, чтобы вызвать у человека шок, и заставить его пересмотреть его или ее религиозные отношения. Но обычно все внешние связи рвутся еще до этого, и несчастному Свидетелю некуда больше идти и некуда возвращаться. Как молодая жена, лишенная иллюзий, обрекши себя на тяжесть домашней работы по дому, из которого ушел муж, Свидетель Иеговы чувствует, что ему не хватает прежних посещений собраний и продажи журналов от — двери — к–двери для хозяина — организации.

Но такое сравнение не совсем правомерно. Свидетель не женат официально на организации. И конечно, можно найти, куда ему идти и к чему вернуться — если вы по — прежнему любимы вашим Свидетелем Иеговы, женой, другом или родственником.

Прежние обсуждения могли быть тщетными, доказательства и улики, предоставляемые и выстроенные вами, быть оставлены без внимания. Свидетель Иеговы мог закрывать слепые глаза и затыкать глухие в ответ на все ваши обращения, потому что удерживающая власть секты была обусловлена эмоциями, а не фактами. Но теперь эмоциональные оценки изменились. Свидетель начал понимать, что организация не любящая и не способная на любовь, в то время как вы, наоборот, по — прежнему остались преданным и верным другом.

Если в Сторожевой Башне находится ваша жена, она начнет смотреть на вещи с другой точки зрения: у вас уже иссякли аргументы, но вы не растеряли своего тепла; вы уважали ее убеждения, хотя она не уважала ваши; вы давали ей тратить все ее время на собрания в Зале Царства и на работу «от дома к дому», пока она усердно повторяла слова организации о любви Бога, вы на деле демонстрировали эту любовь своим отношением к жене. Это может оказаться весомее, чем тома теологических аргументов или исторических обсуждений. Если организация случайно нанесет обиду, пусть разочарованный Свидетель знает, что сможет вернуться к вам.

То же можно сказать и о родственнике или друге, вовлеченном в секту. Его уверенность в том, что он сможет найти любовь и признание где — то за пределом Общества Сторожевой Башни — важный фактор, влияющий на принятие решения об уходе.

Кроме того, чтобы опровергнуть в глазах человека основы ложного учения, и предоставить ему иной источник заполнения эмоциональной пустоты, жизненно важно обеспечить ему духовную альтернативу. Обычный человек, который присоединился к Свидетелям Иеговы, сделал это, частично, пусть и по меньшей мере, потому что он или она искали путь к Богу. В Нагорной Проповеди Иисус говорил о таких людях, как о «нищих духом» или «алчущие Бога» (Матфея 5:3, «Библия Короля Джеймса»). Но прежде, чем они смогли установить заполняющую связь с Богом через Иисуса Христа, кто — то оказался рядом с ними, направив их вместо этого в Сторожевую Башню.

Итак, новый Свидетель пришел, чтобы увидеть себя в таких отношениях с Богом, которые проиллюстрированы в схеме организации, воспроизведенной в главе 11. Бог Иегова — на вершине корпоративной структуры, а человек — внизу. Между ними — многочисленные члены правовых комитетов и надзиратели — иерархия очень многочисленная. Личная молитва позволена, но Божие руководство, инструкции и спасение могут осуществляться только через Общество Сторожевой Башни. И вот Свидетель убеждается в том, что находится в связи со Всемогущим через «видимую организацию Бога». Требуя от Свидетеля беспрекословного послушания, организация становится его господом, а, обещая ему спасение, она становится его спасителем и дает ему связь с Богом, осуществляя функции посредника между ними.

Но все это — лишь имитация. Все эти звания и функции на самом деле принадлежат Иисусу Христу. Он — Господь и Спаситель, и посредник, явленный по Библии. Он Тот, кто сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу как только через Меня». (Иоанна 14:6) Итак, способ удовлетворения духовной потребности указан самим Иисусом Христом.

Например, есть не спасенные представители духовенства и теологи, которые могут объяснить божественность Христа и доктрину о троице с яркой убедительностью, но которые духовно пусты, потому что утеряли личную связь с Господом. Многие, пережив однажды такое, и позже придя к Христу, удивляли окружающих людей своими откровениями. Не нужно повторять эту ошибку и сосредотачиваться только на теологической учебе, забывая о том, что бывших Свидетелей Иеговы нужно сначала привести к Христу.

Начнем с того, что покажем, как Общество Сторожевой Башни узурпирует место Мессии, выступая в его роли Господа, Спасителя и Посредника. Убедите вашего близкого отложить книги Сторожевой Башни и начать читать Новый Завет, особенно Евангелия, содержащие слова Христа — предпочтительно по Библии не в редакции Нового Мира. Ободрите Свидетеля в его поисках Иисуса для руководства, разъяснений и спасения. Покажите по Писаниям, что христиане, уверенные в том, что Иисус их любит, могут разговаривать с ним (Деяния 7:59, 60; 1 Кор.1:2,2; 2 Кор. 12:7–9; Иоанна 14:12–14). В этой области ваш собственный пример может оказаться гораздо более действенным, чем все, что вы возможно скажете.

Очень важно помочь вашему близкому человеку решить следовать за Иисусом Христом а не за организацией, созданной человеком. Корректировка его или ее теологических доктрин — отдельный вопрос. Помните, что все двенадцать апостолов были евреями, когда последовали за Иисусом. В самом начале они придерживались различных мнений о том, кем Он был, но со временем все они пришли к единым убеждениям, так как наблюдали Его и общались с Ним. У Фомы это заняло месяцы — вероятно у новых последователей Иисуса из среды Свидетелей займет два года — прежде чем он смог, наконец, признать воскресшего Христа как «Моего Господа и Моего Бога!» (Иоанн 20:28). Так как на это у вашего близкого — Свидетеля Иеговы может уйти не меньше времени, чем у Фомы, попросите помощи у Бога, чтобы вам быть терпеливым с вашим близким, каким Он был.

Да, терпение необходимо, потому что людям нужно время, чтобы пересмотреть целую систему религиозных взглядов. Но на вашей стороне время. Статистика показывает, что многие, присоединившиеся к Свидетелям Иеговы, уходят из нее через несколько лет. Десятки тысяч «отлучаются» ежегодно за нарушение определенных правил или политики. Некоторые уходят сами, официально отрекаясь от секты. А кто — то просто перестает посещать собрания местного Зала Царства и исчезает. Помню, как еще будучи старейшиной, я обсуждал с товарищем, тоже старейшиной, «эффект впускающей двери», то есть такое положение дел, когда новички проходят через переднюю дверь, а кто — то из числа <старых> членов выходит через заднюю дверь Зала Царства. (Но, так как приток был больше, чем количество уходивших людей, численность группы продолжала расти.) Сторожевая Башня издала статистику за 1971 год, доказывая, что число крестившихся членов (по сравнению с 1981) годом выросло на 1.700.000 новых членов, а из сетей выбрались только 737.241 активных Свидетелей. Следовательно, примерно один миллион вышел в течение десятилетнего периода («Лос Анджелес Таймс» от 30 января 1982 года). С тех пор организация стала ужесточать свой контроль, по возможности усложняя членам процесс ухода из организации. Но все равно у нас есть основания надеяться, что близкий человек, присоединившийся к Сторожевой Башне, не проведет там всю свою жизнь.

Но многое зависит от того, сможете ли вы уловить момент — не только для ваших верных слов, и убедительных доказательств, но и для вашего любящего сердца и для личной связи с Богом. Вы должны будете предложить альтернативу, которая удовлетворит потребности в размышлении, в эмоциях и в духовной жизни человека. (Смотри главу 16 и <Указатель для дальнейшего обсуждения вопросов реабилитации и список полезных источников>.)









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх