|
||||
|
4. Приемы, которые срабатывают Вот вам рассказ о Генри. Когда Генри обнаружил, что его жена уже глубоко вовлечена в организацию Свидетелей Иеговы, она, являясь полностью обученным членом, была фактически готова к крещению. Он начал свое исследование, чтобы собрать материалы, свидетельствующие против Общества Сторожевой Башни и его учений. За месяц интенсивных усилий он раздобыл шесть книг, двадцать аудиокассет, два десятка статей и сотню страниц заметок. Теперь он был готов ознакомить свою жену с этими уликами. В среду вечером, зная, что с минуты на минуту она вернется домой с собрания по книгоизучению, он взял все материалы, которые у него были, и ожидал ее, стоя на середине лестницы, ведущей в прихожую. Услышав звук ее ключа в замке, он сжал в руках все собранные материалы. Как только она вошла в прихожую и повернулась к нему лицом, он взмахнул руками, швырнув в нее все, что у него было. В тот же миг ее окатило волной книг и кассет, сопровождаемых водопадом заметок и публикаций. «Смотри! Сторожевая Башня врет! Врет! Врет!», — кричал ей Генри, а его жена спешила добежать до машины. Она вернулась в Зал Царства очень вовремя: старейшины еще не заперли его на ночь, и она попросила их найти ей временное убежище, чтобы освободиться от «злостных преследований» своего мужа. Пример Генри и его жены — вымышленная история, но, по своей сути, она не далека от того, что действительно происходит очень часто. Хотя дело обходится без настоящего швыряния книг и кассет на голову Свидетеля, слишком энергичные друзья и родственники начинают расстреливать Свидетеля Иеговы фактами, цифрами, цитатами и стихами из Библии, словно выпуская очереди из пулемета. А результаты будут столь же неприглядными, как и в случае с Генри. Для возможного спасателя получить всю эту информацию несложно — все время появляются новые материалы, которые прекрасно пополняют арсенал собранных фактов, необходимых спасателю в подтверждение своей правоты. С другой стороны, каждый раз Свидетель вынужден задумываться о новом странном и пугающем явлении — лелеемой им вере бросается немыслимый вызов. Человеку, не привыкшему к независимому мышлению, сложно самостоятельно осознать пусть даже одно незнакомое убеждение, не говоря уж о нарастающем потоке запредельных для него идей. Такое внезапное наводнение идей, угрожает смыть веру Свидетеля и подорвать структуру его мироощущения. Столько новой информации за один раз может впитать в себя только бывший член культа, который стал обычным человеком. Это особенно верно, когда новые факты не связаны друг с другом или даже противоречивы, а прежние уже твердо отложились в уме. Сознанию необходимо время, чтобы проанализировать новую информацию, тщательно рассмотреть ее и решить, что противоречивых материалов надо оставить для будущего использования, а что — выкинуть из головы как бесполезный мусор. Этот процесс нельзя торопить, и это особенно важно, если тот, кто начал его, стремится силой вдолбить новые концепции. Садовник подтвердит, что даже для клочка высохшей земли, может быть умирающей от жажды, внезапный обильный ливень может принести больше вреда, чем пользы. Дождевой поток не напоит почву, а вместо этого просто смоет ее верхний слой и, вероятно, недавно посаженные семена. Чтобы смягчить засуху, нужен мягкий дождь — по началу слегка брызгающий — повторяющийся часто и на протяжении длительного периода. Любой человек, чей близкий друг или родственник заточен в культе, хочет вызволить его как можно быстрее. Поэтому появляется сильное искушение действовать как можно быстрее и напористее, выкладывая все улики, которые можно было найти, все сразу и с огромным удовольствием. Конечно, это может быть самый лучший подход, если речь идет о близком человеке, только начинающем увлекаться культом, может быть, ему нужно именно это, чтобы предотвратить дальнейшее вовлечение. Но в принципе, это не лучший подход, если человек уже полностью вовлечен и какое — то время провел в культе. Такой человек скорее согласится отречься от вас и убежит обратно в культ к комфортному привычному для него окружению. Дело в том, что извлечение человека из секты, контролирующей его сознание — труд долгий и не спешный, здесь нельзя торопиться. Процесс освобождения из секты, скорее всего, потребует некоторого времени. Необходимо использовать приемы, которые действуют постепенно в течение какого — то времени. В случае со Свидетелями Иеговы, требуется торопиться меньше, чем при «медленной ходьбе». А еще нужно «играть в глухонемых». Это связано с тем, что Общество Сторожевой Башни заранее предупреждает своих последователей о том, что в будущем им предстоит столкнуться с испытаниями: окружающие попытаются пошатнуть их точку зрения. Поэтому организация рекомендует своим членам избегать любого, кто склонен к этому. Как говорилось выше, еще в самом начале «бесплатных домашних уроков по изучению Библии» Свидетели Иеговы говорят своим ученикам, что сатана дьявол постарается использовать их друзей или родственников, стараясь «остановить изучение Библии» («Вы можете жить вечно в раю на земле», стр.22–23). Поэтому если вы скажете новому «ученику», что вы думаете, что ему надо бы прекратить учебу со Свидетелями, вы 1) заставите Свидетелей Иеговы выглядеть истинными пророками, потому что вы исполните их предсказание о том, что будете действовать именно так; и вы выставите себя как человека, находящегося под влиянием Сатаны Дьявола и противящегося Богу. Лидеры Сторожевой Башни намеренно культивируют эти мысли в умах новых «учеников» для того, чтобы отразить любую попытку друзей или родственников прекратить учебу. Итак, уже в первой своей книге, во второй ее главе Свидетели Иеговы, ставят свои условия, по которым человек должен считать сопротивление Сторожевой Башне кознями дьявола. А теперь только представьте себе, что должны чувствовать те, кому предстоит пересмотреть годы увлеченности, очистив их от десятков изученных книг, сотен журналов, и пяти часов еженедельных собраний! Им кажется, что за вами за вашем противоборстве стоит чуть ли не сам сатана, который ведет вас, управляет вами, и говорит через вас. Довольно часто вечерние новости рассказывают, что поджигатель устроил в здании пожар, уничтоживший имущество и подвергший опасности жизни людей. Но большинству потенциальных жертв, как правило, удается спастись до пожара, благодаря сигналу пожарной сигнализации или крикам соседей. А теперь немного повыдумываем. Представьте себе, что какой — то более расчетливый пироманьяк, одевшись в деловой костюм, вежливо стучит в каждую дверь отеля или в каждую квартиру жилого дома. Он предупреждает жителей: «Пожалуйста, оставайтесь в своем помещении, потому что на выходе находится снайпер. Действует он следующим образом — он воссоздает звук пожарной сигнализации, а затем стреляет в людей по мере того, как они устремляются на выход или на балконы. Чтобы вы ни услышали, не открывайте двери, чтобы снайпер не застал вас врасплох». Сделав это, поджигатель устраивает пожар в здании и уходит. Звучит сигнализация, но люди остаются в жилых помещениях за закрытыми дверями. Пожарник, не вызванный по тревоге, видит дым и входит в здание до прибытия пожарных машин. Он начинает стучать в двери, кричать: «Пожар! Пожар! Освободите здание!» — но люди внутри помещений по — прежнему хранят молчание, а могут еще и крикнуть: «Иди прочь!». Ни о чем не подозревая, полицейский присоединяется к пожарному и выбивает двери в помещения, видя что из его окон высовываются дети. Но отец, стремясь спасти свою семью от «снайпера», стреляет в открытую дверь. Обороняясь, полицейский отвечает выстрелом. С этого момента те, кто находится внутри здания и ищет способ уйти из него, изменяют ход своих мыслей. Предупреждение было верным, там действительно засел снайпер — они сами слышали выстрелы. Безнадежность, с которой столкнулись эти возможные спасатели, ярко иллюстрирует положение того, кто старается спасти друга или родственника из Сторожевой Башни: чем больше вы стараетесь помочь, тем больше сопротивляется Свидетель. Чем энергичнее ваши усилия по спасению, тем явственнее для Свидетеля Иеговы мысль о том, что вас послал Сатана. Поэтому единственно возможный способ вытащить человека из организации заключается в том, что вы должны скрывать свою цель. В ином случае, ваши усилия почти наверняка будут напрасны. Если говорить о человеке, который лишь недавно начал учиться со Свидетелями Иеговы, но уже предупрежден о том, что дьявол настроит против него друзей и родственников, вы можете попробовать примерно такой поход: «Я радуюсь, видя, что ты действительно искренне хочешь узнать о Боге и поступать по воле Его. Я понимают тебя, у меня такое же чувство. Конечно, к вопросу о присоединение человека к определенной религиозной организации надо относиться очень серьезно. Я хотел бы ощутить полную уверенность в своем выборе прежде, чем предпринять такой серьезный шаг. Поэтому я тоже начал исследовать организацию Свидетелей Иеговы, рассматривая обе стороны медали. Я имею в виду то, что в пользу этой группы можно сказать много хорошего, но многое в их истории настораживает меня. Они рисуют себя в розовых тонах, но боюсь, они предоставляют лишь частичную информации. Достаточно странно, что они советуют своим последователям не читать ничего, написанного людьми, ушедшими из организации — может быть, они хотят что — то скрыть. Я нашел действительно интересную информацию в этой книге/ или на этой кассете. Вот здесь. Вероятно, тебе будет интересно узнать все эти факты сейчас, пока твое увлечение Свидетелями Иеговы не так глубоко, не настолько глубоко, чтобы они могли решать, что тебе можно слушать». Такой подход позволит установить доверительные отношения с человеком, недавно включившимся в учебу со Свидетелями. Но он ничего не даст в случаях с теми, кто уже стал «посвященным и крещенным» или подвергся долговременной обработке. Их держат на постоянной диете, составленной из предостережений, например таких: «Остерегайтесь тех, кто пытается выдвинуть свое собственное противоположенное мнение («Сторожевая Башня» от 15 марта 1986 года). «Отказываетесь ли вы слушать горькую критику организации Иеговы? Отказывайтесь!» («Сторожевая Башня» от 15 мая 1984 года, стр.17) «Как проявляется такое независимое мышление? Основной путь — это вопросы к советам, данным зримой организацией Бога» («Сторожевая Башня» от 15 января 1983 года, стр.22) «И также как в первом веке существовала лишь одна воистину христианская организация, также и сегодня Иегова использует только одну организацию. (Ефесянам 4:4,5, от Матфея 24:45–47) Однако, некоторые приходят к заключению, что организация должна была как — то регулироваться и раньше, и они заявляют: «Это показывает, что мы должны не придавать значения нашему собственному убеждению о том, что мы верим». Это независимое мышление. Почему же оно так опасно? Такое мышление выявляет очевидное присутствие гордости» («Сторожевая Башня» от 15 января 1983 года, стр.27) Свидетели Иеговы, убежденные в том, что инструкции Сторожевой Башни исходят от Бога, не обойдут и того, кто исповедует какую — то другую религии, они постучатся к нему в дверь, предлагая выслушать их проповедь и купить книги и журналы Сторожевой Башни. Но сами они не станут слушать того, кто проповедует свою религию, и не примут литературу от кого — то другого. Поэтому даже не просите Свидетеля Иеговы выслушать о «другой стороне медали». Он не хочет слышать о «другой стороне медали», потому что искренне уверен, что для не имеет права слушать или даже думать о том, что противоположно учению Общество. (Даже если какой — то отдельный Свидетель Иеговы на самом деле не верит этому, он повязан системой дисциплинарных правовых комитетов организации и боится, что может быть отрезан от семьи и друзей, если его <раскусят> и накажут за отклонение от предписанного курса.) Как же вам в этом случае поделиться хоть какой — то мыслью с тем, кто так плотно окружен организацией? Возможно, самое эффективное — принять приглашение Свидетеля Иеговы на учебу, чтобы он учил вас. Если он решит, что занимается с вами как учитель с учеником, ему придется обсудить с вами вопросы, которые вы ему зададите. Он отказался бы обсуждать с вами эти вопросы, если бы считал, что вы стараетесь учить его. Далее самое важное состоит в том, чтобы задать человеку нужные вопросы. В вашем стремлении помочь этот момент может стать решающим. Допустим, вы настойчиво доказываете Свидетелю Иеговы, что Чарльз Тэйз Расселл, основатель Общества Сторожевой Башни, считал Великую Египетскую Пирамиду столь же боговдохновенной, как и Библию, что некоторые его лжепророчества были основаны на расчетах, связанных с измерениями помещений внутри Пирамиды. В таком случае, Свидетель увидит в вас противника и откажется проверить документальные доказательства того, что вы говорите. Но если вы «ученик» Свидетеля, которому необходимо ознакомиться с этой информацией и разрешить те вопросы, которые она вызывает, Свидетель почувствует, что обязан помочь вам. Таким образом, намереваясь оказать вам помощь, он получит возможность просмотреть и прочитать ваши материалы, на которые он даже не взглянул бы, если бы они использовались вами для открытого противоборства — ведь это вызов его вере! — Многочисленные лжепророчества Общества Сторожевой Башни, выдвигавшиеся на протяжении многих лет; Замещение старых доктрин новыми и, наоборот, возврат к старым; Запрещение прививок и трансплантации органов, отмененное позже и некоторые другие учения, которые не находят подтверждения в Библии. Убеждения, которые вызовут естественные сомнения в вашем сознании, могут, в свою очередь, подвести Свидетеля Иеговы к вопросу о том, действительно ли он находится в «организации Бога». Если обсуждение этих вопросов сопряжено с враждебным отношением к вере Свидетеля Иеговы, он сосредоточится на самообороне и не станет рассматривать эти вопросы. Но если обсуждение проходит спокойно, без излишних эмоций, если это просто вопросы, требующие разъяснения, то Свидетель может столкнуться с неоспоримыми и убедительными фактами, которые не сможет игнорировать. К вопросам, которые, к сожалению, заставляют копаться в грязном белье Сторожевой Башни, можно добавить сомнения, связанные с некоторыми местами из Писания, также облачив их в форму вопросов. Фактически, вы даже можете предъявить Свидетелю Иеговы список стихов, по которым вам требуется его «помощь». Если же это невозможно, попробуйте убедить его, что хотите услышать его комментарии к этим стихам Библии. Очень важно избегать любого проявления конфронтации со Свидетелем, не бросать ему вызов, не подталкивать его, избегать всего, что может привести его к выводу об имеющемся у вас собственном понимании стихов Библии. Можно указывать на Иоанна 20:28 и говорить: «Смотри! Апостол Фома назвал Иисуса «Господь мой и Бог мой!» Это доказывает, что Иисус был Богом». Но будет намного эффективнее, если вы вместо этого попросите Свидетеля взглянуть на данный стих и объяснить его вам. Допустим, он старательно избегает этого, тогда используйте несколько тактичных вопросов, чтобы переломить ход его мыслей. Предположим, он пытается свести значимость слов Фомы к минимуму, и говорит: «Это было простое восклицание человека, потрясенного лицезрением Иисуса, который был по — прежнему жив. Точно также ты можешь сказать: «О, мой Бог!» — когда тебя что — то сильно удивит. Фома ничего не подразумевал под этим». В этом случае можете спросить, что имел в виду Иисус, когда отвечал: «…ты поверил, потому что ты увидел Меня? Блаженны не видевшие и уверовавшие»(Иоанна 20:29). Спросите, во что же уверовал Фома? Как в его словах проявилась его вера? Если Фома использовал слова «Господь» и «Бог» как обычный возглас удивления, не было ли это богохульством, разве в таком случае Иисус не отвратился бы от него? Почему Иисус одобрил его? Что за убеждение, высказанное Фомой, принесет в будущем благословение тем, кто тоже поверит в это? Если я приду в местный Зал Царства Свидетелей Иеговы и скажу старейшинам, что принимаю Иисуса как «Господа» и «Бога» моего, одобрят ли они мою веру? Все эти вопросы имеют двойную цель: 1) Сделать так, чтобы Свидетель Иеговы увидел, что на самом деле говорится в Библии и в каком контексте, и Помочь ему сделать самостоятельный вывод о том, что говорит стих, вывод отличный от приготовленного, предлагаемого руководителями организации. Ваши попытки разъяснить ему, о чем сказано в этом стихе, означают лишь то, что вы предлагаете ему другой приготовленный вывод, то есть ваш. Свидетелю Иеговы придется выбирать, с чьим выводом ему согласиться — с вашим или с тем, который дает Сторожевая Башня. Но если вы сможете умело поставить вопросы, чтобы он сам, самостоятельно пришел к верному заключению собственным умом, эффект будет намного сильнее. Изучая пример Иисуса Христа, можно овладевать этим искусством — задавать наводящие вопросы, чтобы отвечающий сам дошел до сути, без ваших ответов. Как величайший на земле учитель всех времен, Иисус знал, как руководить своими слушателями, задавая им вопросы. Когда люди сомневались, что Ему дана власть прощать грехи, он спрашивал: «Что легче: сказать расслабленному «прощаются тебе грехи» или сказать «Встань, возьми свою постель и ходи»?» (Марк 2:9) Когда враги решили поймать Его на противоречии и спросили, платить или не платить налоги кесарю, Он показал им монету и задал вопрос: «чье это изображение? И чья это надпись?» (Марк 12:6). Столкнувшись с фарисеями, которые были возмущены тем, что Он исцелил в субботу, он спросил их: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодец, не тотчас ли вытащит его и в субботу?» (Лука 14:5) Каждый раз Его собеседники сами должны были додумываться до ответа, и этот ответ был очень сильным и неоспоримым. Свидетели Иеговы запрограммированы только на восприятие вопросов, а не на то, чтобы изучать религию посторонних людей. Поэтому если говорить о них, то такие вопросы сами по себе являются мощным обучающим инструментом. Так получается, потому что на людей большее впечатление производят те ответы, которые подсказывает им собственный разум, а не те, которыми их кто — то кормит. Учителя начальных классов знают этот прием и используют его, обучая детей. Вы же можете применить его в отношениях со Свидетелями Иеговы. Допустим, вы настаиваете на том, что Иисус воскрес во плоти, это противоречит учению Сторожевой Башни, и вы со Свидетелем Иеговы не можете понять друг друга. Но попробуйте с тою же целью прочитать Свидетелю место из Иоанна 2:19,21: «Разрушьте храм сей Я в три дня воздвигну его. А Он говорил о храме тела своего», а затем спросuте его: «Что же, по словам Иисуса, произойдет с его телом?». Свидетель найдет верный ответ, даже если побоится произнести его вслух. Один мужчина, который уже привык соглашаться со своей женой во всем, что касается доктрины Свидетелей Иеговы, узнав об этом приеме, резюмировал его так: «Нужно размахивать пальцем в ее сознании, а не перед ее лицом". Чей же палец начинает размахивать в сознания Свидетеля, когда Писания представляются ему именно так, то есть в форме вопросов, а не доказательств? Это палец ее или его собственной совести, ведь в глубине душе к ним приходит верное понимание, «о чем свидетельствует совесть их и мысли их, … обвиняющие» (Римлянам 2:15). В этом смысле очень важно предоставить Святому Духу работу с мышлением Свидетеля Иеговы. Когда Свидетель начнет осторожно выражать какие — то сомнения об организации, следите за своим поведением, удержитесь от проявления бурных эмоций в своих ответах. Будьте поддержкой для Свидетеля, но избегайте ответов типа «я же говорил тебе». Они легко могут переключить сознание Свидетеля на необходимость самозащиты и резко оборвут процесс нового осознания, приходящего на смену старому. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|