|
||||
|
Деятельность Маймонида Самым выдающимся еврейским ученым того времени был Маймонид (1135—1204). Он родился в Испании, но из-за преследований со стороны консервативных мусульман должен был с семьей перебраться в Египет, где стал доверенным врачом известного противника крестоносцев Салах-ад-дина. Маймонид написал три значительных книги для еврейского народа. Первая представляла собой комментарий на Мишну на арабском языке. В ней он старался доказать рассудительность иудаизма, опираясь на принцип греческого философа Аристотеля избегать крайностей. В этом труде Маймонид дал символ иудейской веры в тринадцати коротких пунктах, которые формулируются следующим образом[7]: 1. Верую твердо в Создателя, да будет благословенно Его имя. Он и только Он создал и предназначил все творение и сотворил все для служения Себе и побуждает все, что происходит. 2. Верую твердо, что есть един и нет другого подобного Ему. Он есть вечный Бог. 3. Верую твердо, что Он и только Он есть Всенаполняющая личность. 4. Верую твердо, что Он и только Он есть Первый и Последний. 5. Верую твердо, что Он и только Он должен избираться для поклонения и никому, кроме Него, не должно быть поклонения. 6. Верую твердо, что слова Пророков есть Истина. 7. Верую твердо, что Закон, как устный, так и написанный, был передан Моисеем, а он принял его от Бога. 8. Верую твердо, что Моисей мертв, а его последователи, будучи раввинами, наделены силой, подобной его силе. 9. Верую твердо, что ничто в Законе никогда не должно быть изменено. 10. Верую твердо, что Бог есть Всезнающий. 11. Верую твердо, что Бог вознаградит праведных и накажет злых. 12. Верую твердо в грядущее пришествие Царя Мессии и, хотя Он замедлит, буду ежедневно ожидать Его пришествия. 13. Верую твердо в воскресение мертвых. Вторая книга Маймонида была написана на еврейском языке и называлась Мишне Тора, т. е. Обзор Торы. Она была рациональной и либеральной редакцией Торы и Талмуда. Автор не постеснялся дать в ней собственные ответы, аргументируя их истинность силой своего авторитета, и включить новые постановления, которые в чем-то добавляли к Талмуду, противоречили ему. Однако успех этой книги заключался в том, что она сделала Тору понятной массам еврейского народа. Третья книга, написанная, как и первая, по-арабски, была названа Маймонидом «Путеводителем колеблющихся». Она являлась попыткой рационализировать иудаизм при помощи идей арабских мыслителей, которые выражали их в своих толкованиях Аристотеля. Маймонид стремился к примирению религии с наукой. Он верил, что откровение Божие дается людям в ответ на веру, однако считал, что разум тоже играет важную роль в восприятии истины. Так как чудеса противоречат разуму, их нужно объяснять рационально. Главное в Священном Писании заключается в его этическом значении. То, что неприемлемо для разума, нужно принимать за метафоры. Например, Маймонид считал, что рассказ о сотворении мира в Бытие следует толковать не буквально, а алегорически. Примечания:7 Дано по: lone Lowman. Non-christian Religions. Wheaton, III: Van Kampen Press, no year given. P. 104—105. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|