|
||||
|
Маркионизм Христианам первых двух веков пришлось много бороться против гностицизма, решая при этом целый ряд важных богословских и организационных вопросов. Особенно это проявилось в жизни Церкви западной части Средиземноморья, где развернулась борьба против ереси Маркиона, учение которого было в основном таким же гностическим, как то, что распространяли другие гностики, за исключением некоторых специфических особенностей. Маркион был владельцем кораблей и богатым человеком. Он родился в Малой Азии и вначале был правоверным христианином. В 139 г. он прибыл в Рим и примкнул к римской Церкви, причем сделал большое пожертвование в церковную кассу для благотворительных целей. Однако вскоре он отошел от Церкви и организовал свою группу учеников, которым стал проповедовать собственные гностические идеи. Размышляя над вопросами добра и зла, Маркион решил, что самым лучшим объяснением порядка в мире является гностический дуализм. Однако согласно его убеждениям, существует не один Бог, а два. Первым является высший, милосердный Бог, который открыл себя во Христе, а вторым — гневный Бог-создатель, о котором мы читаем в Ветхом Завете. Второй Бог является Богом не любви, а лишь жестокого правосудия. Он создал мир и дал евреям закон, который учит жить по правилу «око за око и зуб за зуб». Душа человека является искрой высшего, доброго Бога, она стремится к Нему, в то время, как тело, будучи творением низшего Бога, тянет человека вниз. Добрый Бог по своей милости послал в мир Сына Своего Иисуса Христа, явление которого было докетическим, т. е. кажущимся. Христос пришел спасти людей от материального мира, созданного ветхозаветным Богом, и устранить его жестокий закон. Цель Христа заключалась в том, чтобы утвердить на земле высший закон милосердия и любви. Голгофа была откупной платой Христа ветхозаветному Богу. Она дала душам людей право на освобождение от материальных уз. В отличие от обычного гностического понятия о том, что для спасения человеку нужно тайное знание, Маркион считал, что для этого нужна вера в искупительную жертву Христа. Ввиду своего дуализма Маркион полностью отверг Ветхий Завет и не признавал никакой связи между иудаизмом и христианством. Он составил свой канон Священных Писаний, в который вошли послания ап. Павла (кроме посланий к Тимофею и Титу) и Евангелие от Луки. Причем из этого Евангелия Маркион удалил все ссылки на Ветхий Завет и цитаты из него. До маркионского канона, никакого канона Нового Завета вообще не существовало, хотя послания апостолов, Евангелия и труды других известных христианских писателей пользовались среди христиан большим авторитетом. Маркион, можно сказать, заставил Церковь задуматься над вопросом, какие тексты должны быть рекомендованы христианам как канонические, помимо Ветхого Завета, признаваемого Церковью. Несмотря на это, установление каноничности Нового Завета шло довольно медленно. К 200 г. христиане считали богодухновенными большинство книг известного нам Нового Завета, но лишь после 367 г. все его книги были окончательно признаны каноническими. Маркион и его последователи практиковали строгий аскетизм с тем, чтобы усмирять плоть, которую сотворил ветхозаветный Бог. Такой подход к жизни производил впечатление большой святости и преданности Христу и представлял большую опасность для Церкви. Однако маркионизм, как и вообще гностицизм, скоро начал терять силу и в третьем столетии опасность его прекратилась. Предание говорит, что, когда однажды известный христианский епископ и будущий мученик Поликарп Смирнский встретил Маркиона в Риме, то назвал его «перворожденным от сатаны». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|