|
||||
|
Предисловие Люди жаждут познать величие Бога. Большинство из них будет отрицать, что корень их проблем — это неудовлетворенное желание познать Его величие — действенное лекарство, не пользующееся спросом. Рынок буквально завален дешевыми и популярными препаратами. Но эффект от них только временный. Также и проповедь, лишенная аромата величия и славы Бога, — только развлечение, радующее сегодня и забывающееся завтра, развлечение, не способное достичь глубин сердца, кричащего Богу: «Яви мне Свою славу!» Несколько лет тому назад (как раз во время проведения январской недели молитвы) я решил прочитать проповедь на тему «Святость Бога». За основу я взял шестую главу Книги Пророка Исаии. Моей целью было нарисовать перед прихожанами нашей церкви картину Божьей святости. Об этом и повествуют нам первые четыре стиха этой главы:
Итак, проповедь была о святости Бога. Моим глубочайшим желанием было показать все величие и славу Великого и Святого. Однако я сознательно решил воздержаться от такой немаловажной и обязательной части проповеди, как применение, где раскрывается вопрос о применении истины в жизни. В тот день я решил испытать, сможет ли нарисованная яркими красками картина величия Бога сама по себе удовлетворить духовную жажду людей? Ответ пришел достаточно неожиданно. Незадолго до этой воскресной службы одна молодая пара обнаружила, что один из родственников совершил половое насилие над их ребенком. Невыносимая боль для семьи! В воскресенье, когда я читал эту проповедь, они пришли в церковь. Меня иногда просто удивляют те многочисленные советчики, которые говорят: «Пастор Пайпер, разве вы не видите, сколько боли в жизни ваших прихожан? Спуститесь, наконец, с небес на землю и оглянитесь! Неужто не видно, кто перед вами сидит каждое воскресенье?» Но спустя несколько недель я усвоил еще один урок. Глава той семьи после службы отвел меня в сторону и сказал: «Джон, мы переживаем тяжелейшие месяцы нашей жизни… Знаете, что нам помогло? Величие святости Бога, о которой вы проповедовали». В нашей церкви мы проводили анкетирование, где среди прочих вопросов задавали и такой: «Какие, по вашему мнению, темы должны быть освещены в будущих проповедях?» В предложенном нам списке не было темы святости Бога и величия Его благодати. И тем не менее мы все равно должны читать проповеди такого рода, потому что люди нуждаются в этом. Они жаждут этого. Я хотел бы привести другой пример проявления подобной нужды. Посмотрите, сколько раз за всю историю церкви зарождалось подвижничество. Как мы можем побудить прихожан нашей церкви к действию? Сегодня молодых людей практически невозможно зажечь идеей приверженности учению какой-либо ветви христианства. Но вот что действительно зажигает их сердца, так это мысль о величии Вездесущего и о целях Всесильного. Самый первый миссионер, апостол Павел, писал: «Мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (Рим 1:5). Следовательно, любое благовествование и служение Господу происходит ради имени Его. Само наше желание усиливается стремлением увидеть Его славу, стремлением воздать Ему должное, ибо это и есть ответ на нашу молитву: «Да будет прославлено имя Твое». Я глубоко убежден, что видеть Его величие — значит иметь прочное основание для всего, что мы делаем в церкви: в повседневной заботе пастора о нуждах прихожан или же в благовестии. Божий народ должен ощущать Бога в наших проповедях. Ему нужно хотя бы раз в неделю встречаться с пастором, способным своим словом возвеличить Бога и нарисовать величественную картину Его красоты. Роберт Мюррей писал: «Бог благословляет не столько талантливых, сколько праведных. Праведный служитель — это оружие в руках Бога, внушающее благоговение»[1]. Итак, в чем более всего нуждаются прихожане наших церквей? В святости. В ней нуждается и каждый христианин в отдельности. И святость человека есть не что иное, как его жизнь, погруженная в Бога, когда все: и взгляды, и принципы — обновлены в Нем. Сам Бог, Его величие, истинность, святость, праведность, мудрость, суверенность воли, благодать — все это должно стать обязательной частью любой проповеди. Я, конечно, не утверждаю, что не надо говорить о реалиях нашей жизни, о наших повседневных проблемах, о родителях и детях, о семьях и разводах, о СПИДе, чревоугодии, телевидении и сексе. Напротив, я хочу сказать, что все вышеперечисленные проблемы должны быть брошены к трону Святого Бога. Пусть Его праведность осветит их, выявит их истинную природу. Призвание христианского проповедника заключается не в проведении еженедельных взбадривающих духовных бесед о том, как выжить в современном мире. Пусть этим занимается кто-нибудь другой. Большинство верующих не имеет возможности каждую неделю слышать проповеди о величественной красоте Господа. Трагично, что многие из сегодняшних христиан просто не могут утолить свою жажду по Нему так, как они смогли бы это сделать, слушая великого проповедника Джонатана Эдвардса. Марк Нолл, специалист по истории Церкви, назвал трагической ситуацию, сложившуюся за период в 250 лет, которые прошли после жизни Эдвардса. Он, в частности, пишет: «В силу изменившейся системы ценностей в Америке христиане просто не думают по-христиански. Благочестие Эдвардса имеет продолжение в традициях Возрождения, а его богословие — в традициях кальвинизма. Но сегодня практически нет преемников его мировоззрения, насквозь проникнутого Божьим присутствием, и его философии, до основания пропитанной богословием. Исчезновение из американских церквей традиций проповедования, заложенных Эдвардсом, — настоящая трагедия»[2]. Чарлз Колсон, как бы вторя этой мысли, пишет: «Церкви Запада, дрейфующие во льдах своей вековой культуры, скорее можно назвать американскими, чем христианскими. Они заражены дешевым учением о благодати — нам нужно вернуться к традициям, заложенным Эдвардсом. <…> Я верю, что молитвы и дела тех, кто любит Христа и послушен Ему, смогут победить, если проповедь, начатая Эдвардсом, будет слышна в церквах»[3]. Возрождение в умах служителей и посланников Господа «мировозрения Эдвардса, насквозь проникнутого Божьим присутствием», принесет великую радость, пробудит искреннее желание возблагодарить Бога, творящего все новое. Материал, приведенный в первой части этой книги, первоначально лег в основу лекций, прочитанных в Гордон-Конуэльской семинарии в феврале 1988 года. Вторая часть книги составлена из материалов лекций, прочитанных в октябре 1984 года в Уитонском колледже. На мой взгляд, если кто и приобрел от этих семинаров что-нибудь, так в первую очередь я — больше всех. Я благодарен администрации этих двух школ за оказанное мне доверие, а также за то, что мое призвание проповедника смогло облечься в новую форму служения. Я не перестаю благодарить Господа за то, что на воскресных богослужениях Он никогда не оставлял меня без слова проповеди, без рвения возвещать Его славу — а ведь чего только не случалось за это время! Сколько боли и слез выпало на долю моей семьи — четверых сыновей и верной жены. О, этот бесценный дар всесильной благодати! Каждую неделю, оставив позади пустыни и степи этой жизни, Бог вновь открывал передо мной Свое Слово и давал сердце, чувствующее Его Слово. Я никогда не терял любви к проповеди. По милосердию Божьему, у моей любви проповедовать всегда существовала своя причина. Чарлз Сперджен знал о ней, знали о ней и другие безмерно счастливые проповедники. Однажды у Сперджена спросили: «В чем секрет вашего служения?» Немного подумав, он ответил: «Прихожане моей церкви молятся за меня»[4]. Именно благодаря этому я могу каждое воскресенье продолжать свое служение. Именно поэтому вы держите в руках книгу «Величие Бога в проповеди». Прихожане моей церкви молятся за меня. Им я и посвящаю эту книгу, им — моя любовь и признательность. Я же молюсь, чтобы слова этой книги исполнили сердца Божьих глашатаев желанием следовать увещеваниям апостола Петра:
Примечания:1 Andrew Bonar, ed., Memoirs and Remains of Robert Mur-ray McCheyne (repr. ed., Grand Rapids: Baker Book House, 1978), 258. 2 Mark Noll, “Jonathan Edwards, Moral Philosophy, and the Secularization of American Christian Thought”, Reformed Journal (February 1983): 26. 3 Charles Colson, “Introduction”, in Jonathan Edwards, Religious Affections (Portland: Multnomah, 1984), xxiii, xxxiv. 4 Iain Murray, The Forgotten Spurgeon (Edinburgh: Banner of Truth, 1966), 36. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|