|
||||
|
Глава II. О концентрации 1. Внимание. Вы должны проявлять большой интерес к практике концентрации. Только тогда все ваше внимание будет направлено на объект сосредоточения. Действительно, концентрация вовсе не может иметь места без вашего значительного интереса и внимания. Поэтому вы должны знать, что обозначают эти два термина. Внимание — это устойчивая направленность ума, фокусировка сознания на избранном объекте. За счет внимания вы можете развить умственные качества и способности. Где есть внимание, там есть также и сосредоточенность. Внимание следует постоянно и постепенно развивать. Это не какой-то особый процесс. Внимание — это полностью умственный процесс в одном из его аспектов. Восприятие всегда требует внимания. Воспринимать — значит уделять какое-то количество внимания. За счет внимания вы получаете ясное и отчетливое знание объекта. Вся энергия фокусируется на объекте внимания, и вы получаете полную и совершенную информацию. При умственном процессе, называемом вниманием, все рассеянные лучи ума собираются вместе. Часто внимание стоит усилий и борьбы. За счет внимания ум получает более глубокое впечатление о предмете. Если вы обладаете хорошим вниманием, то можете исключительно успешно выполнять нужную задачу. Внимательный человек обладает хорошей памятью, глубоким и подвижным умом, всегда бдителен и осмотрителен. Внимание (Авадхана) играет очень важную роль в концентрации. Оно является основой воли. Когда оно должным образом направлено на внутренний мир для интроспекции, то анализирует ум и освещает многие изумительные факты. Внимание — это фокусировка сознания, признак тренированной воли, редкое качество, присущее людям сильного ума. Брах-мачарья удивительно развивает эту силу. Йог, обладающий этим качеством ума, может всегда направлять ум даже на непривлекательные объекты и фиксировать его на очень длительное время. Что же касается объектов, нравящихся уму, на них трудно будет направить ум. Внимание можно развить постоянной практикой. Все великие люди сделались таковыми благодаря этому качеству ума. Например, Наполеон обладал удивительной силой сосредоточения. Говорят, что он мог отлично контролировать свои мысли: вызывать из хранилищ памяти какую-либо одну мысль, держать ее в поле внимания столько, сколько нужно, и затем отсылать обратно. Он обладал особенным мозгом с особенными кладовыми ума. Что бы вам ни приходилось делать, все внимание должно быть направлено именно на то, что вы делаете именно в данный момент. Упражняйте внимание на тех неприятных вещах, от которых раньше, возможно, приходилось морщиться. Старайтесь проявить интерес к неинтересным предметам и идеям. Держите их перед умом, и интерес постепенно начнет проявляться. Многие умственные слабости исчезнут. Ум начнет становиться все сильнее и сильнее. Сила, с которой что-либо поражает ум, обычно пропорциональна степени внимания, уделенного предмету. Более того, великое искусство памяти — это внимание. Есть Йоги, которые могут делать одновременно 8, 10 или даже 100 дел. Ничего странного в этом нет — просто они в высокой степени развили свое внимание. Внимание бывает двух родов: внешнее и внутреннее. Когда внимание направлено на внешние предметы, мы имеем дело с внешним вниманием; когда же оно направлено внутрь, на умственный объект — с внутренним. Далее, внимание можно снова разделить еще на 2 вида; произвольное и непроизвольное. Когда внимание направлено на внешний объект усилием воли, мы имеем дело с произвольным вниманием. Произвольное внимание — это акт воли, выраженный стремлением уделить внимание тому или иному объекту. При этом человек понимает, почему он воспринимает. Этот род внимания является преднамеренным, включающим побудительный мотив и определенную цель или намерение. Произвольное внимание требует усилия воли, решимости и некоторой умственной тренированности. Оно может быть развито лишь упорной тренировкой. Непроизвольное внимание — это довольно обычное явление. Оно не требует никакой практики и усилия воли. Такое внимание бывает вызвано красотой или привлекательностью объекта. Люди в этом случае не знают, почему они воспринимают что-либо, хотя и не имеют специальных намерений воспринимать. Если человек ненаблюдателен, то он и невнимателен. Если же он наблюдает за чем-то, то говорят, что он внимателен. Внимание определяется следующими факторами: намерением, целью, надеждой, ожиданием, желанием, верой, знанием и потребностью. Вам необходимо будет тщательно замечать степень, продолжительность, диапазон, формы, колебания и столкновения внимания. Если объект приятен, то внимание проявляется в значительной степени. Вам необходимо будет создавать интерес, и тогда появится внимание. Если ваше внимание начнет ослабевать, то направьте его на другой приятный объект. Терпеливая практика сделает возможным даже сосредоточение на неприятном объекте также за счет создания искусственного интереса. От таких упражнений ваша воля будет возрастать. Если понаблюдаете за своим вниманием, то заметите, что оно не может долго заниматься одним и тем же объектом. Переход от одного объекта к другому при неизменных физических условиях называется колебанием внимания. Внимание колеблется. Меняются лишь объекты внимания, но в самом человеке не происходит никаких изменений. Нетренированный ум не может выносить длительного однообразия и нуждается в перемене объекта на другой, более приятный. Вы можете сказать себе: "Я буду заниматься только этим вопросом", но вскоре обнаружите, что хотя изо всех сил и сопротивляетесь, но уже начали воспринимать нечто, не относящееся к данному вопросу. Это говорит о колебании внимания. Интерес развивает внимание. Трудно сосредоточить внимание на неинтересных вещах. Когда профессор читает лекцию об абстрактных понятиях метафизики, многие покидают аудиторию, поскольку не могут сосредоточить внимание на неинтересном им предмете. Но если профессор поет и рассказывает интересные и волнующие истории, все слушают его с сосредоточенным вниманием, и в аудитории стоит абсолютная тишина. Лекторы должны владеть искусством привлекать внимание переменой интонации, подчеркиванием особо важных слов и т.п. Арджуна и Гьянадева, Гладстон и Наполеон обладали удивительным вниманием. Они могли направлять ум на любой предмет. Все ученые и оккультисты обладают вниманием в значительной степени. Они культивируют его терпеливой, регулярной и систематической практикой. Судья или хирург могут добиться положительного результата в своей профессии только благодаря высокой степени внимания. Когда выполняете какую-либо работу, погрузитесь всецело в нее. Забудьте, потеряйте себя. Сосредоточивайтесь только на работе, отбросьте все остальные мысли, не думайте ни о чем другом. Упорно фиксируйте ум на том, что вы делаете в данный момент, подобно ремесленнику, изготовлявшему стрелы, который работая, не сознавал ничего окружающего. Выдающиеся ученые иногда бывают настолько погружены в свои исследования и опыты, что забывают о пище и могут не вспоминать о ней несколько дней подряд. Однажды с женой ученого, очень занятого своей работой, случилось несчастье. Она прибежала к нему в лабораторию в слезах. Как ни странно, ученый нисколько не встревожился ее видом. Он даже забыл, что она была его женой и сказал ей: "Мадам! Поплачьте еще немного — это даст возможность сделать химический анализ ваших слез". Раз один джентльмен пригласил сэра Исаака Ньютона к себе на обед. Ньютон пришел и присел в гостиной, ожидая хозяина. Он был поглощен в то время одной важной научной проблемой. Углубившись, он сидел не шевелясь и совершенно забыл об обеде и оставался неподвижным, как статуя, в продолжение долгого времени. Джентльмен же, пригласивший Ньютона на обед, также забыл об этом и, пообедав один, ушел на работу. На следующее утро он увидел у себя Ньютона в гостиной и лишь тогда вспомнил обо всем. Ему было очень неудобно, и он горячо извинялся, сожалея о случившемся. Однако самое удивительное в этой истории то, что Ньютон стал успокаивать его, утверждая, что он только что пришел и сидит всего несколько минут. Какой удивительной силой внимания обладал сэр ИсаакНьютон! Не напрасно на его надгробном памятнике в Вестминстерском аббатстве выбиты величественные слова: "Он оказал честь человечеству". Все гении обладают этой силой внимания в бесконечно большой степени. Согласно профессору Джеймсу, мы уделяем внимание предметам потому, что они интересны нам. Но профессор Пильсбери считает, что вещи интересны как раз потому, что мы уделяем им внимание или склонны к этому. Мы не обращаем на них внимания, если они нас не интересуют. При постоянной практике и неослабных усилиях предмет, вначале казавшийся сухим и неинтересным, может стать очень интересным и занимательным, когда вы освоите и поймете его значение. Сила концентрации внимания может быть увеличена. Когда с вами случается большое несчастье или вы анализируете свое поведение с целью найти причину неудачи, все мысли, связанные с этим, могут настолько сильно завладеть вашим умом, что никакое усилие воли не поможет избавиться от них. Или, например, вам нужно написать статью, которую готовите к печати. Эта работа выполняется вами даже несмотря на то, что приходится при этом спать совсем немного. Вы не в состоянии оторваться от работы. Внимание, которое вначале было произвольным, теперь полностью овладевает вашим сознанием. Если вы обладаете большой силой внимания, все, что воспринимается вашим умом, будет глубоко запечатлено. Только внимательный человек может развить силу воли. Внимание, прилежность и интерес могут совершать чудеса. Человек обычного ума, но с высокоразвитым вниманием более расторопен и удачлив, нежели человек большого ума и с заурядным вниманием. Если внимание будет сосредоточено только на том, что вы делаете в данный момент, вам удастся глубоко изучить предмет в различных аспектах. Обычный же, не тренирующий свое внимание человек занят несколькими предметами в одно и то же время. Он позволяет многим вещам проникнуть через ворота его умственной лаборатории. У него отсутствует ясность мысли. Он не способен к анализу и синтезу. Он сбит с толку. Он не может ясно выразить свои идеи, тогда как тренированный в этом отношении человек может сосредоточиться на нужном предмете исключительно хорошо и ровно столько времени, сколько нужно. Он получает полную и детальную информацию об этом предмете или объекте, а потом переходит к другому. Внимание — одно из важнейших качеств Йога. Человек не способен сосредоточить внимание сразу на нескольких объектах, и ум может заниматься только чем-то одним. Ум обладает колоссальной подвижностью и может показаться, будто внимание можно сосредоточить сразу на нескольких объектах. Однако это не так: вы можете или только видеть, или слышать, и не можете одновременно и слышать и видеть. Но этот закон не действует на развитого Йога: он может одновременно сосредоточить внимание на нескольких вещах, потому что его воля неотделима от Космической Воли, которая Всесильна. 2. Практика концентрации. Направьте ум на какой-нибудь объект внутри или вне тела. Удерживайте его там некоторое время. Это и есть концентрация. Вы должны упражняться в этом ежедневно. Очистите сначала свой ум праведным поведением и затем приступайте к практике концентрации. Практика концентрации без чистоты ума бесполезна. Некоторые оккультисты обладают силой сосредоточения ума, но, не обладая чистотой и нравственностью, они не прогрессируют в духовном отношении. Тот, кто освоил нужные Асаны и очистил нервы и физическую оболочку постоянной практикой дыхательных упражнений, легче освоит концентрацию. Она будет интенсивной, если вы устраните все помехи. По-настоящему целеустремленный человек, сохраняющий энергию, может добиться удивительной концентрации. Некоторые глупые и нетерпеливые ученики сразу приступают к концентрации, не пройдя даже предварительной этической подготовки. Это грубая и серьезная ошибка. Нравственное совершенство является фактором первостепенной важности в процессе концентрации. Вы можете сосредоточиться внутренне на любом из семи центров духовной энергии — Чакрах. Тот, кто развил внимание, будет иметь успех в концентрации. Человек, полный страстей и всякого рода фантастических желаний, вряд ли сможет сосредоточиться на чем-либо даже на секунду. Его ум будет прыгать, как старая, пьяная обезьяна, сорвавшаяся с цепи. Только достигший Пратьяхары добьется и хорошей концентрации. Вам придется продвигаться по пути Духа шаг за шагом, ступень за ступенью. Заложите фундамент праведным поведением, Асанами, Пранаямой и Пратьяхарой. Только тогда надстройка из концентрации и медитации будет успешно сооружена. Вы должны визуализировать объект концентрации очень ясно, даже при его отсутствии, и уметь мгновенно вызывать ментальную картину объекта. Если вы обладаете силой сосредоточения, то сделаете это без труда. Концентрация невозможна без его объекта. В начальной стадии практики можете сосредоточиваться на тиканье часов, пламени свечи, голубом небе или любом другом приятном уму объекте. В Падмасане фиксируйте взглядом кончик носа. Не делайте никакого усилия. Спокойно смотрите на кончик носа. В начале практикуйте такой (Назальный) взгляд одну минуту. Постепенно увеличивайте время до получаса и больше. Это упражнение делает ум устойчивым и развивает силу сосредоточения. Даже при ходьбе вы можете выполнять это упражнение. В Падмасане направьте взгляд на Трикуту. Сначала выполняйте это упражнение полминуты, затем продлите до получаса и больше. При этом не должно быть никаких, даже малейших, усилий. Это упражнение устраняет метание ума из стороны в сторону (Викшену), а также развивает силу сосредоточения. Это — фронтальный взгляд, поскольку глаза устремлены на лобную кость. Нужно выбрать себе один из этих двух вариантов, согласно вашему темпераменту и способностям. Если вы хотите увеличить силу концентрации, нужно сократить свою мирскую деятельность, а также соблюдать обет молчания, наполненного Божественными размышлениями по два часа ежедневно и больше. Практикуйте концентрацию, пока ум не установится твердо на объекте концентрации. Если он станет отклоняться в сторону, верните его обратно. Когда концентрация глубока и интенсивна, все другие чувства умолкают. Практикующий концентрацию по 3 часа в сутки достигает грандиозной психической силы и силы воли. Ваша концентрация должна быть сильной, когда направляете ум к Богу. Только одна идея Бога должна занимать ваш ум. Несомненно, требуется некоторое время, чтобы достигнуть совершенного сосредоточения ума. Вам придется упорно сражаться, чтобы достичь его. Регулярно и достаточно длительно практикуясь, вам удастся сосредоточить ум на вашем "Я", сущности существа, конечной цели жизни. 3. Концентрация во всех профессиях. Концентрация — очень важное средство для начинающего свой Духовный Путь. Однако она нужна не только здесь, но и в любой профессии. Человек, не обладающий силой сосредоточения, не будет ни в чем иметь успеха. Духовная концентрация — это собранность ума на Иштха Дэвате, или вашем излюбленном Божестве. Чтобы достигнуть концентрации, нужно изгнать все мирские мысли, совершенно избавиться от низменных желаний и заменить их Божественными идеями. За концентрацией следует медитация, за медитацией — Самадхи. За Нирвикальпа Самадхи следует Джи-ванмукти, ведущая к освобождению от колеса рождений и смертей. Поэтому концентрация как первая и наиболее важная ступень на Духовном Пути должна быть достигнута Садхаком. Каждая, даже самая незначительная работа требует концентрации и полного внимания. Если, например, вы хотите продеть нитку в игольное ушко, нужно устранить все ворсинки с кончика, и очень аккуратно и с большим вниманием продеть ее. Когда вы забираетесь на гору или спускаетесь с крутого обрыва, нужно быть очень внимательным, иначе поскользнетесь и упадете вниз. А потому вы должны развить внимание. Внимание ведет к концентрации. Направляйте ум на работу, которую вы делаете именно в данный момент. Вложите в нее душу и сердце. Пусть это будет даже незначительная работа, вроде очистки бананов или выжимания сока из лимона. Никогда не делайте ничего поспешно и бессистемно. Не спешите при еде. Будьте спокойны и терпеливы во всех ваших действиях. Никакая работа не может быть выполнена успешно без спокойствия и сосредоточенности. Все, кто достиг успеха, обладали этими необходимыми качествами. Вам всегда будет сопутствовать успех во всем, за что ни возьметесь, вы никогда не будете терпеть неудачи, если научитесь делать свою работу с совершенным вниманием и сосредоточенностью. Когда вы приступаете к молитве и медитации, никогда не думайте о работе; работая, не думайте о своем ребенке, который может быть болен в тот момент, или о домашних делах; принимая ванну, не думайте об игре; приступая к еде, не думайте о предстоящей работе. Нужно упражняться в том, чтобы с совершенной сосредоточенностью делать нужную в данный момент работу, и легко сможете развить силу воли и память. Концентрация — это ключ от дверей, ведущих к победе. Если обычному человеку потребуется час для выполнения какой-то работы, то человек с хорошей сосредоточенностью сделает ее за полчаса, причем более продуктивно и эффективно. Нужно очень хорошо усвоить науку о расслаблении ума и уметь удалять все ненужные мысли. Вы должны уметь думать только об отдыхе. Вы должны стать как бы мертвым. Повторяйте при этом мысленно имена Бога и думайте об Ананде, одном из его аспектов. Вы не будете видеть снов. Вы будете отдыхать в Блаженном Сне и научитесь очень легко восстанавливать утраченные силы. Даже если поспите всего 2 часа, вы будете чувствовать себя совершенно обновленным. 4. Суть йоги концентрации. Очень трудно сказать, где кончается концентрация и начинается медитация. Медитация следует за концентрацией. Сначала очистите ум практикой Ямы и Ниямы. Затем приступайте к практике Дхараны, Концентрация без чистоты бесполезна. Этическое совершенство является фактором первостепенной важности. Концентрация — это устойчивость ума. Если вы устраните все причины помех, то сила сосредоточения возрастает. Истинный Брахмачарий, добьется удивительных успехов в концентрации. Внимание играет очень важную роль в концентрации, и тот, кто развил в себе силу внимания, достигнет хорошей концентрации. Для начала заложите фундамент, состоящий из Ямы (праведное поведение), Ниямы, Асан, Пранаямы и Пратьяхары. Только тогда надстройка, заключающая в себе Дхарану (концентрацию), Дхьяну (медитацию) и Самадхи (состояние Сверхсознания) будет успешно сооружена. Асана — это Бахиранга (внешняя) Садхана, а Дхьяна — Антаранга Садхана (внутренняя). В сравнении с Дхьяной и Самадхи даже Дхарана является Бахиранга Садханой. Тот, кто добьется устойчивой Асаны и очистит Йога Нади и Пранаяма Кошу (физическую оболочку) посредством Пранаямы, будет в состоянии легко сосредоточиваться. Вы можете внутренне сосредоточиваться на любой из семи Чакр — центров духовной энергии, а именно: Муладхаре, Свадхистхане, Манипуре, Анахате, Вишудхе, Аджне и Сахас-раре; можете сосредоточиваться на кончике носа, языка или на таких внешних предметах, как картина, изображающая Иштха Дэвату, Хари, Дэви или Кришну. Такая концентрация называется конкретной (Стхула). Вначале очень трудно сосредоточиваться на предмете, который не нравится уму: например, на скучном вопросе, кобре, уродливом лице и т.п. Практикуйте концентрацию, пока ум твердо не установится на объекте концентрации. Если он уклоняется в сторону, возвращайте его снова и снова. Кришна говорит в Гите: "Как бы часто волнующийся ум ни устранялся в сторону, каждый раз загоняйте его обратно, стараясь поставить его под контроль "Я". Если хотите увеличить силу сосредоточения, нужно сократить мирскую деятельность (Вьяхарик Кшая). Соблюдайте обет Мауны по 2 часа ежедневно. Человек с умом, переполненным страстями и фантастическими желаниями, едва ли сможет сосредоточить ум на каком -либо объекте даже на миг. Его ум будет прыгать, как мячик. Овладейте регулировкой дыхания, покорите чувства и направьте ум на любой привлекательный объект. Свяжите идею чистоты и святости с этим объектом. Вы можете сосредоточиваться на Трикуте или на мистических звуках (Анахата Дхвани), которые могут быть слышны правым ухом, на изображении Ом или на картине, изображающей Кришну с флейтой в руках, или господа Вишну с диском, раковиной, жезлом и лотосом. Можно сосредоточиваться на портрете вашего Гуру или какого-либо святого. Ведантисты стараются сосредоточивать внимание и ум на Атме, их внутренней Сущности. В этом и состоит их Дхарана. Дхарана — это шестая ступень в Аштанга Йоге или Раджа Йоге Патанджали Махариши. При Дхаране в озере ума только одна волна (Вритти). Ум принимает форму только одного объекта. Все другие функции ума при этом прекращаются. Практикующий настоящую концентрацию хотя бы по получасу обладает грандиозной психической силой, и его воля очень могущественна. Когда Хатха Йоги концентрируют свой ум на Шад-Адхаре или шести опорах (Шад-Чакрах), тем самым они концентрируются и на управляющих Чакрами Дэвиахах: Га-неше, Брахме, Вишну, Рудре, Ишваре и Садашиве. Установите контроль над дыханием посредством Пранаямы. Подчините Индрии Пратьяхарой и затем направьте ум на Сагуна или Ниргуна Брахмана. Хатха Йог, который может задерживать на 20 минут дыхание (Кумбхака), достигает очень хорошей Дхараны. Его ум станет спокойным. Пранаяма делает ум весьма устойчивым, устраняет Викшену и увеличивает силу сосредоточения. Практикующие Кхечари Мудру, при которой надрезается связка под языком (он удлиняется и загибается назад, затыкая глотку) также достигнут хорошей Дхараны. Концентрирующиеся эволюционируют очень быстро. Концентрация очищает и успокаивает волны эмоций, усиливает ток мысли, проясняет идеи, помогает добиться материального успеха. То, что раньше было мутным и туманным, станет ясным и определенным; было трудным — станет легким; сложным, запутанным и смущающим — станет легко постижимым для ума. Нет ничего невозможного для человека, ежедневно практикующего концентрацию. Но очень трудно заниматься концентрацией, если человек голоден или страдает от какой-либо тяжелой болезни. Практикующий концентрацию будет обладать хорошим здоровьем и ясным умственным зрением. Удалитесь в тихую комнату, сядьте в Намасану, закройте глаза. Посмотрите теперь, что происходит, когда вы, например, сосредоточиваетесь на яблоке. Можно думать о его цвете, форме, размере и различных частях: коже, мякоти, семенах и т.д.; местах, откуда его привезли — Австралии, Кашмире и др.; о кислом и сладком вкусе яблока и его воздействии на пищеварение и кровообращение. По закону ассоциации мысли о других фруктах могут завладеть вашим вниманием или умом. Ум может начать блуждать и думать о встрече друга в 4 часа, покупке полотенца, банке чая или пирожном и т.п. Или же мысли о чем-то неприятном, случившемся день тому назад, могут прийти к вам. Вы должны стараться строго, определенно выдерживать линию мысли, в которой не должно быть никакого разрыва, не допускать мыслей, не относящихся к объекту. Вам придется стойко сражаться, чтобы достигнуть этого. Ум будет стараться изо всех сил убежать в старые дебри по старой знакомой и хорошо проторенной тропе. Эта попытка контроля над умом чем-то напоминает подъем в гору. Подобно тому, как законы гравитации, сцепления и др. проявляются на физическом плане, точно так же определенные законы мысли: ассоциации, относительности, последовательной смены и др. — проявляются в ментальном плане мира мыслей. Занимающиеся концентрацией должны хорошо разбираться в этих законах. Можете думать не только об объекте в целом, но и о его частях и качествах. Думайте не только о причине, но и о ее воздействии на другие объекты. Если вы прочитаете сосредоточенно Бхагаватгиту, Рамаяну или 11-ю Скандху Бхагават, то каждый раз к вам будут приходить новые мысли и, посредством концентрации, вы приобретете проницательную интуицию. Утонченный эзотерический смысл станет доступным полю ментального сознания. Вы поймете глубины философского значения. Когда вы сосредоточиваетесь на каком-либо объекте, не сражайтесь с умом. Избегайте напряжения как в теле, так и в уме. Спокойно и не торопясь думайте об объекте. Не позволяйте уму шляться где попало. Если эмоции станут беспокоить вас во время концентрации, не обращайте на них внимания. Они вскоре оставят вас. Если вы начнете изгонять их, то придется напрягать волю. Пусть отношение к ним будет безразличным. Ведантист действует в этом случае по принципу: "Мне все равно, уйдите прочь! Я — Сакши (свидетель умственных видоизменений)". Бхакта молится в этих случаях, и помощь приходит от Бога. Тренируйте ум, сосредоточиваясь на различных предметах, грубых и утонченных, маленьких и больших. Со временем у вас выработается сильная привычка к концентрации, и нужное настроение будет являться сразу же, как только вы начнете упражнение, сев в Асану. Нет никакой пользы в беглом и торопливом просмотре книги, которую нужно прочесть. Прочтите одну страницу из Гиты, затем закройте книгу и сосредоточьтесь на прочитанном. Найдите родственные мысли в Махабхарате, Упанишадах и Дхаммападе, сравните и проанализируйте их. Практика концентрации вначале представляется неприятной и утомительной — ведь нужно проложить новые борозды в мозгу и уме. Но через несколько месяцев вы очень заинтересуетесь и будете наслаждаться новым родом счастья — сосредоточением, чувствовать себя неудовлетворенным, если не испытаете этот новый вид счастья хотя бы один день. Концентрация — ваш единственный способ и долг избежать мирских несчастий и невзгод. Те, кто практикуют сосредоточение нерегулярно, будут иметь только иногда устойчивый ум. В остальное же время он будет блуждать и совершенно непригоден для концентрации. Нужно обладать таким умом, который слушался бы вас безоговорочно в любое время и всегда выполнял приказания наилучшим образом. Постоянная и систематическая практика Раджа Йога сделает ум верным и очень послушным. Существуют пять Йога-Бхумикас, или состояний ума: 1) Муддха — тупость и инертность; 2) Кшипта — забывчивость; 3) Викшипта — собранность; 4) Экагра — сосредоточенность в точке; 5) Нируддха — контролируемость или полная обузданность. Постоянной и правильно организованной ежедневной практикой концентрации лучи блуждающего ума собираются вместе. Ум становится собранным в одной точке. Со временем он полностью обуздывается и попадает под совершенный контроль. Если ученик преследует в Садхане неподобающую цель, предварительно не прошел все необходимые стадии или не имеет духовных Самскар из прошлых воплощений, полон Авидьи, развращен по природе, имеет слабые способности к контролю над умом, то он прогрессирует медленно, болезненно и имеет вялую интуицию. Тот же, кто идет по верному пути, имеет ярко выраженную способность к самоконтролю, — напротив, получают богатую интуицию. 5. Упражнения в концентрации. 1) Попросите друга показать вам несколько игральных карт. Взглянув на них, сразу же назовите масть, разряд и т.д. 2) Прочтите 2-3 страницы любой книги. Закройте ее и постарайтесь вспомнить прочитанное. Оставьте все мешающие мысли. Старательно сфокусируйте внимание. Позвольте уму ассоциировать, классифицировать, группировать, комбинировать и сравнивать. Вы получите всю необходимую информацию и основательно познаете предмет. Небрежное перескакивание со страницы на страницу не принесет никакой пользы. Некоторые студенты прочитывают книги за несколько часов. Если вы попросите их воспроизвести наиболее важные мысли из этой книги, то им останется лишь моргать глазами. Если вы с большим старанием относитесь к разбираемому в данный момент предмету, то получите сильные впечатления, и предмет исследования запомнится великолепно. 3) Примите излюбленную позу для медитации. Поместите в 30 см часы и сосредоточьтесь на их тиканье. Как бы ум ни стремился отвлечься в сторону, старайтесь все время слышать звук часов. Отметьте в конце медитации, сколько времени вы слушали тиканье. Это великолепное упражнение! 4) В Асане закройте глаза и заложите уши шариками из ваты или воска. Постарайтесь услышать мистические звуки Анахат: флейты, скрипки, литавры, гром, гул раковины, колокола, жужжание пчелы и др. Сначала старайтесь услышать грубые звуки. Прислушайтесь только к одному звуку. Если ум начнет уклоняться, переключите внимание с грубого звука на более тонкий, или наоборот. Как правило, звуки будут слышны в правом ухе, но иногда и в левом. Старайтесь обращать внимание только на одно ухо, и вы добьетесь сосредоточенности ума. Это легкий способ овладеть умом, поскольку он будет очарован нежным звуком, как змею гипнотизирует заклинатель своей флейтой. 5} Поставьте перед собой зажженую свечу. Старайтесь сосредоточиться на пламени. Когда вы устанете, закройте глаза и попытайтесь визуализировать пламя. Проделывайте это полминуты и постепенно увеличивайте время до 10 минут. Когда вы погрузитесь в глубокую концентрацию, увидите Риши и Дэват. 6) Лежа сосредоточьтесь на луне. Сколько бы раз ум ни уклонялся, возвращайте его к образу луны. Это упражнение очень полезно для лиц с эмоциональным темпераментом. 7) Лежа можете сосредоточиваться на любой из миллионов звезд, сияющих над головой. 8) Сядьте на берегу реки, где вы можете услышать звук, подобный Ом. Сосредоточивайтесь на нем как можно дольше. Это будет вас захватывать и вдохновлять. 9) Лягте на свежем воздухе и сосредоточьтесь на голубом нее над вами. Ум моментально раскроется, и вы испытаете Блаженство. Голубое небо напомнит о бесконечности вашего "Я". 10) Примите удобную позу и сосредоточьтесь на любой из многочисленных добродетелей: Милосердии, Сострадании и др. Размышляйте об этой добродетели как можно дольше. 6. Сосредоточение внимания на стуле. Такая объект концентрации неприятен и утомителен для новичка. Но когда он продвинется в концентрации, по-настоящему заинтересуется предметом и осознает его пользу, он не сможет уже прекратить упражнения, прожить и дня без концентрации, приносящей высокую радость, внутреннюю духовную силу, неомраченное счастье и бесконечный вечный мир, глубочайшее знание и острое внутреннее зрение, интуицию и единство с Богом. Это наиболее интересная и продуктивная наука на свете. Упражнение в сосредоточении на стуле даст полные и детальные знания о нем, различных его частях, о дереве, из которого он сделан, отделке, прочности, цене, степени комфорта, доставляемого спине, рукам и т.д.; знания о том, можно ли его части отделить от основания и возвратить обратно на место, выполнена ли работа в новом стиле; предохранен ли он от жучка, какой сорт полировки использован, чтобы сделать его долговечным. Обычно ум дико и бесцельно блуждает по сторонам. Секунду он занят одним предметом, а другую следующим, — как обезьяна. Он не может долго заниматься одним делом. Когда мысль течет постоянно в одном направлении, наподобие масла из одного сосуда в другой, получаем концентрацию. Ученик должен возвращать свой ум назад каждый раз, когда тот уклоняется от предмета и направлять его по одному и тому же руслу, по той же самой линии мысли об одном предмете или идее. Это — духовная Садхана, Дхарана и Дхьяна, которые приведут к Самадхи или Сверхсознанию, четвертому измерению, или Турие. Существеннейшим моментом в концентрации является возвращение ума к той же самой точке или объекту, в начале ограничивая его движение небольшим кругом. Это — главная Цель. Со временем, в результате постоянной и длительной Садханы, вы добьетесь и того, что ум будет направлен только на одну точку. Сосредоточиваясь на стуле, допускайте любые мысли, связанные с ним, и подробно останавливайтесь на каждой из них. Но при этом не позволяйте никаким другим мыслям, не связанным со стулом, вторгаться в поле сознания. Выдерживайте одну линию мысли. Мысли должны следовать одна за другой непрерывно, подобно звуку церковного колокола. Несколько мыслей могут быть связаны с одним и тем же предметом. Это не имеет значения. Вы должны сохранить их качество и прийти к одной мысли об одном предмете. Когда и эта последняя мысль исчезнет, вы достигнете Сверхсознания, или Савикальпа Самадхи, последней ступени. Когда же и эта последняя мысль исчезнет и в уме не останется ни одной мысли, ум становится пустым и чистым, лишенным всякой мысли. В философии Раджа Йоги Патанджали это соответствует стадии отсутствия всякой мысли. Вы должны будете подняться выше этой, лишенной мысли Вритти и отождествить себя с Высшей Пурушей, или Брахманом, безмолвным свидетелем всего, что происходит в уме, и дающим силу и свет последнему. Только тогда вы сможете достигнуть Высочайшей Цели Жизни. Фиксируйте взглядом одну точку. Не позволяйте взору блуждать по сторонам. При этом не думайте ни о чем постороннем. Такова должна быть природа концентрации. Вы освоите ее после упорных и постоянных попыток. Не тревожьтесь. Не теряйте мужества. Ждите хладнокровно и терпеливо. Москва не сразу строилась (слова Шивананды). Это вопрос времени. Даже если вы больны, не прекращайте занятий. Не пропускайте ни одного дня. В вашей неудаче кроется секрет успеха, а в вашей слабости — секрет силы. Продолжайте упорно работать. Соберитесь с силами. Не унывайте. Будьте мужественны. Смело идите вперед. Будьте веселы. Блестящее будущее ожидает вас. Упражняйтесь. Познавайте. Радуйтесь. Станьте Йогом — фигурой мирового значения. Я могу вам помочь сделаться ею. Следуйте за мной. Будьте искренни и честны. Встаньте. Проснитесь. Ваш Свет засиял! О, мои дорогие дети! Света вам и Бессмертия! БРАХМАМУХУРТА (начало нового дня). 3.30 утра. Это самое лучшее время сосредоточения на Атме, упражнения по развитию памяти, воли и контроля над умом. Сядьте в Вира-сану и приступите к строгой практике. Да сопутствуют вам успех и Божественная Слава! Теперь я оставляю вас там! Растворите кипящий ум в Брахмане, Океане Знания, и наслаждайтесь Высшим Блаженством. 7. Сосредоточение на звуках Анахат. Дхарана — это интенсивное и совершенное сосредоточение ума на любом объекте. Это может быть концентрация на звуке, подобном звукам Анахат или какой-нибудь абстрактной идее, при полной Пратьяхаре от всего, что относится к внешнему миру или миру чувств. Практикуйте Садхану. Сядьте в Падма или Сиддхасану. Приступите к практике Йога Мудры, закрывая уши большими пальцами. Прислушивайтесь к внутренним звукам в правом ухе. Эти звуки сделают вас глухим ко всему внешнему. Преодолев все препятствия, вы достигнете состояния Турий через 15 дней. Вначале вы будете слышать много звуков. Они постепенно будут становиться выше тоном и более утонченными. Нужно стараться различать все более утонченные звуки. Можете сосредоточиваться сначала на одном (например, утонченном), затем на другом (грубом), но не позволяйте уму отклоняться от этих звуков к другим объектам. Ум, сначала сосредоточившись на одном из звуков, устремляется только к этому одному звуку и поглощается им. Он становится нечувствительным к внешним впечатлениям и единым с этим звуком, как молоко с водой, и затем быстро поглощается Читтааказой (Аказой, где превалирует Читта). Будучи безразличным ко всем объектам и овладев контролем над страстями, вам нужно посредством длительной практики научиться сосредоточивать внимание на этом "разрушающем ум" звуке. Откинув все мысли и освободившись от всех действий, вы всегда должны сосредоточиваться на этом звуке и тогда ваша Читта станет поглощенной им. Подобно тому, как пчела, пьющая один только мед, не обращает внимания на другие ароматы, Читта, которая всегда поглощена звуком, не испытывает тяги к чувственным объектам, ибо становится привязанной к этому сладкому аромату Нада и оставляет свою привычку порхать с места на место. Змея-Читта, слушая звуки Нада, совершенно поглощается ими и не сознает окружающего. Она занята только этими звуками. Этот звук играет роль палки для обуздания взбесившегося слона — Читты, блуждающего в саду удовольствий и чувственных объектов. Он служит капканом для ловли Оленя-Читты или берегом для океана воли Читты. Этот звук происходит от Пранавы, которая есть Брахман, и имеет лучезарную природу. Ум поглощается им и направляется в Высочайшую обитель Вишну. Он еще сохраняет свое существование, пока длится звук, но с его прекращением наступает состояние Турий. Звук этот поглощается Брахманом, и наступает безмолвное состояние. Ум, в котором вместе с Праной разрушаются все кармические свойства постоянной концентрацией на звуках Нада, поглощается Единым. Несомненно, будучи свободным от всяких мыслей и состояний, вы останетесь как бы мертвым. Вы станете Муктой (духовно освобожденным). Тело становится нечувствительным к жаре и холоду, радости и печали. Когда духовное зрение будет сосредоточенным без помощи объекта, и Ирана станет спокойной без каких бы то ни было усилий с вашей стороны, и когда Читта станет непоколебимой безо всякой поддержки, вы станете Брахмавит Брахманом. С помощью вашего Гуру вы можете испытать 10-й звук без первых 9. На 1-й ступени тело становится подтянутым. На 2-й — в нем происходит ломка (Бханджана), на 3-й — оно словно пронзается иголками (Бхедана), на 4-й — трясется голова, на 5-й — во рту выделяется слюна, на 6-й — практикующий пьет нектар, на 7-й — достигается знание скрытых вещей природы, на 8-й — слышна Правака, на 9-й — тело становится невидимым и появляется ясное духовное зрение, на 10-й — достигается состояние Пара Брахмана. Когда Манас разрушен, добродетели и грехи сожжены; Йог сияет как лучезарный, вечный, незапятнанный Шудха Брахман. 8. Тратак — упорный и пристальный взгляд. Напишите на стене черным: "Ом". Сядьте напротив, сосредоточивайтесь на этом изображении до тех пор, пока слезы не выступят на глазах. Затем закройте глаза и визуализируйте изображение. Потом откройте глаза и снова смотрите пристально, пока опять не появятся слезы. Постепенно следует увеличивать время фиксирования взглядом изображения Ом. Некоторые могут смотреть таким образом целый час. Тратак — одна из Шадкрий (б упражнений) в Хатха Йоге. Напишите "Ом" на листе картона или бумаги и укрепите на стене. Сосредоточивайтесь на изображении. Тратак делает блуждающий ум устойчивым и удаляет Викшену. Вместо изображения Ом можно пристально смотреть на черную точку, нарисованную на стене. Во время этого упражнения стены будут казаться золотыми. Можно практиковать Тратак, сидя на стуле и укрепив на стене любую картину с изображением Кришны, Рамы или Шивы. Тратак — альфа и омега концентрации, первое упражнение по сосредоточению. После Тратака с открытыми глазами должна следовать визуализация — ясное мысленное представление Лакшьи. Тратак и визуализация очень помогают сосредоточению. Ум можно сделать устойчивым также при помощи манасической Поджи — размышления об атрибутах Господа и сохранения в памяти его Лил. В 1-й день практики выполняйте Тратак в течение 1 минуты. Постепенно каждую неделю увеличивайте время. Не перенапрягайте глаза. Смотрите легко, спокойно и без напряжения, не дольше, чем вы можете. Повторяйте при этом Иштха Мантру: "Нари Ом, Шри Рам" или Гаятри. У некоторых людей со слабыми глазами и кровеносными сосудами могут покраснеть глаза от этих упражнений. Не тревожьтесь. Это скоро пройдет. Практикуйте Тратак 6 месяцев, после чего приступайте к более сложным упражнениям в концентрации и медитации. Занимайтесь Садханой регулярно и систематично. Если сделаете перерыв, наверстайте упущенное на следующий же день. Тратак устраняет многие заболевания глаз и, наконец, приводит к Сиддхи. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|