|
||||
|
Глава III. Подготовительная ступень для медитации 1. Что такое медитация? "Дхьянам Нирвишаям Мана" — состояние ума, в котором отсутствуют мысли, связанные с чувствами, — и есть медитация. Тантра Пратьякатаната Дхьянам. Продолжительное течение восприятия или мысли называется Дхьяной, или медитацией. В уме при медитации имеет место продолжительное течение одной мысли, наподобие течению воды в реке Шравахе). В уме есть только одна Вритти, или Экаруна-Вритти-Праваха. Медитация — это поддержание непрекращающегося течения Божественного Сознания. Это течение продолжительной мысли об одном объекте, Боге или Атме, подобно течению масла из одного сосуда в другой (Тайладхаравату). Все мирские мысли совершенно удалены из ума, наполненного и насыщенного Божественными мыслями, Славой и Присутствием. Медитация следует за концентрацией. Медитация — 7-я ступень на лестнице Йоги. Сами Йоги называют ее Дхьяной. Жнани Йоги обозначают ее термином "Нидидхьясана", а Бхакты — термином "Бхадждана". Яма (самообуздание), Нияма (строгое соблюдение определенных правил), Асланы (позы), Пранаяма (регулировка дыхания), Пратьяхара (абстракция или отвлечение чувств), Дхарана (концентрация), Дхьяна (медитация), Самадхи (состояние Сверхсознания или блаженное чувство с высшим "Я") — суть 8 ступеней Йоги по классификации Махариши Патанджали. Иисус Христос сказал: "Опустоши себя, и Я наполню тебя". Это соответствует учению Йога Патанджали: "Йогас-Читта-Вритти-Ниродхах" — "Йога — это уничтожение всех ментальных видоизменений (функций)". Такое опустошение ума является, без сомнения, очень трудным процессом, но постоянная и интенсивная практика приведет к успеху. 2. Необходимость медитации. Медитация — единственный путь достижения Бессмертия и Вечного Блаженства. Не практикующие концентрацию и медитацию являются "убийцами" Атмы (Атмаханах; Иша Упанишада, Мантра 3). Это действительно живые трупы или жалкие развалины. Они очень бедны. В действительности, они являются безнадежными скупцами. Мудрый отрубает жало эгоизма острым мечом постоянной медитации и достигает Высшего Знания своей собственной природы, внутреннего света и Самореализации. Он освобождается от всяких сомнений и иллюзий. Все оковы спадают. Так занимайтесь медитацией! Это ключ от двери, ведущей в царство вечного Блаженства. Вначале упражнения могут казаться утомительными и неприятными, потому что ум то и дело отклоняется в сторону от цели. Но после некоторой практики он будет собран в фокус и поглощен Божественным Блаженством. Великие древние Риши и Мудрецы — Яджнявалкья, Уддалака и др. достигли Самопознания интенсивной медитацией. Это было их внешним вероисповеданием. Душа, как и тело, нуждается в пище — молитвах, Джапе, Киртане, медитации и т.п. Аналогично тому, как испытываете неприятное чувство, если вовремя не поедите, вы будете чувствовать себя неудовлетворенными, если не помолитесь в обычное для вас время утром и вечером или прекратите упражнения в Джапе. Духовная пища более важна для человека, нежели пища для тела, а потому регулярно молитесь, практикуйте Джапу и медитацию. Подобно тому, как вы выращиваете в саду жасмин, розы, лилии и другие цветы, нужно культивировать в обширном саду Антакхараны цветы мирских мыслей: любовь, милосердие, доброту, чистоту и др. Нужно, прибегая к интроспекции, орошать этот маленький сад медитацией и возвышенными мыслями и удалять сорняки тщетных, бесполезных и дисгармоничных мыслей. Видя цветы на дереве манго знаете наверняка, что скоро появятся плоды. Аналогично этому, если в вашем уме есть Санти, то вы скоро добьетесь хорошей медитации и пожнете плоды Жнаны. Однородные вещи притягиваются друг к другу. Это проявление Великого Закона. Культивируйте положительные мысли. Медитируйте. Вы привлечете Садху, Йогов и Сиддхи. Их вибрации благотворно воздействуют на вас. Ваши новые духовные вибрации привлекут их. 3. Плоды медитации. Даже Индра, Господин всех Дэвов, который окружен изобильными богатствами, не может наслаждаться тем Блаженством, которое посещает Мудреца, сосредоточившего свой ум и очистившего его от желаний. Он покоится в своем собственном Сваруне и на все смотрит одинаково. Изучите науку самоконтроля. Сделайте ум устойчивым постоянной практикой медитации и направьте его на Бога. Ваша жизнь будет Божественной. Свет будет сиять. Вы будете в изобилии одарены Божественными качествами. Все отрицательные привычки исчезнут. Все противодействующие друг другу последствия будут приведены к гармонии. Вы будете наслаждаться настоящей гармонией, невозмутимым счастьем и постоянным миром. Медитация — единственный реальный Царский Путь достижения Божественности и спасения; она убивает всякую боль, страдание, и печаль, уничтожает все причины несчастий, дает видение Единства; это воздушный корабль, помогающий ученику парить высоко в Царстве Вечного Блаженства, Вечного Мира и Неувядающей Радости; мистическая лестница, ведущая Садхака прямо к месту назначения, на Небеса, к Божественному Сознанию. Это — Божественная лестница Йогов, позволяющая достичь высот Асампраджната Самадхи, ступень лестницы Читтааказы на верхний этаж Адвайта Ништы и Кайвалъя Мукти ведантистов. Без нее невозможен духовный прогресс. Это дорога, позволяющая ученику свободно скользить к другому берегу Бхава Самадхи и пить мед Прэма и Нектар Бессмертия. Регулярная медитация открывает дорогу к интуитивному знанию, делает ум спокойным и устойчивым, пробуждает эстетическое чувство и приводит ученика в контакт с Верховной Пурушей. Если у вас есть какие-либо сомнения, они рассеются сами собой по мере упорного продвижения по Пути Джнана Йоги. Вы сами будете чувствовать, куда нужно поставить ногу на следующей ступени духовной лестницы. Мистический внутренний голос будет вашим проводником. Прислушивайтесь к нему внимательно. Если вы ночью заведете часы, они будут бесперебойно ходить весь день. Подобно этому, если вы будете 1-2 часа практиковать медитацию во время Брахма Мухурты, то сможете спокойно работать весь день. Ничто не выведет ваш ум из равновесия. Все ваши системы будет находиться под действием духовных вибраций Божественной волны. Во время медитации многие сомнения рассеются сами собой. Кому-то из вас придется подождать некоторое время, пока это произойдет. Сколько бы Учитель вам ни объяснял, вы не можете понять всего сразу. Вам нужно самому продвинуться еще дальше в своей эволюции, и когда это произойдет, сомнения, мучившие вас, отпадут сами собой. Вы можете испытывать острую боль при аппендиците или гнойном нарыве, однако во сне вы не будете чувствовать боли. Вы нечувствительны к боли, например, находясь под хлороформом. Боль проявляется только тогда, когда ум связан с телом. Атма — это воплощение Блаженства (Анандагхана). Если вы отвлечете ум от тела и объектов чувств и направите его на Атму постоянной медитацией, всякая боль потеряет над вами власть. Медитация — единственный способ уничтожить всякие человеческие страдания. Другого пути нет. Во время медитации вы получите настоящий отдых, так как ум будет отдыхать в Атмане. Перемена работы также приносит отдых. Праздное же безделье, во время которого ум дико блуждает, подобно раздраженному слону, не приносит отдыха. Человек, не умеющий сосредоточивать ум в медитации, не может достигнуть знания своего "Я". Не обладающий упорством и постоянностью не может заниматься медитацией — у него нет интенсивного стремления к Самопознанию и сжигающей страсти к Освобождению (Мокше). Не занимающийся медитацией не может обладать спокойным умом. Какое же может быть счастье для неспокойного? Постепенно вы станете упражняться в самоконтроле даже во сне. Установите контроль над умом, когда он попытается сделать что-либо нехорошее. Сила Садханы, созданной в бодрствующем состоянии, придет на помощь и во сне. Это — признак духовного роста. Внимательно наблюдайте за вашими снами. Этот мир полон боли несчастий и страданий. Если вы хотите избавиться от Самсары, нужно практиковать медитацию. Медитация — таинственная лестница, соединяющая Небо с Землей (Вайкунтха, Кайлас или Брахман), заблуждение с истиной, тьму и свет, боль и Блаженство, неспокойствие с постоянным миром, ведущая к Самопознанию. Медитация подготавливает вас к непосредственному восприятию полного интуитивного знания. Истина — это Брахман, Атма, она совершенно чиста и проста. Вы не можете осознать ее без размышления и медитации. Будьте безмолвны. Познайте себя, познайте То. Растворите ум в Том. Без помощи медитации вы не сможете достигнуть Самопознания и дорасти до состояния Божественности, освободиться от сетей ума и достичь Бессмертия. Если вы не будете практиковать медитацию, высшее великолепие и неувядаемая слава Атмы останутся скрытыми от вас. Разорвите покрывало, окутывающее вашу душу, регулярной практикой медитации. Разорвите на куски пять оболочек, скрывающих Атмана, постоянной медитацией и достигайте затем конечной цели жизни — Блаженства. Огонь медитации уничтожает всю грязь, порожденную пороком. Затем внезапно явится Знание Божественной Мудрости, которая приведет вас прямо к Мукти. Медитация — сильное тонизирующее средство, как умственное, так и нервное. Есть много ценных упражнений для ума, например: тренировка памяти, размышления, различения, Вичары или задавание вопроса: "Кто есть Я?" и др. Медитация — лучшее средство для прояснения памяти; в свою очередь, тренировка памяти очень помогает в достижении медитации. Вибрации святости проникают в клетки тела и излечивают болезни. Практикующие медитацию не нуждаются в докторе, — сильные успокаивающие волны, возникающие во время медитации, производят благотворное влияние на ум, нервы, органы и клетки тела. Божественная энергия свободно, подобно Тайладхаре, течет от ног Господа к различным системам Садхака. Если вы можете медитировать хотя бы в течение получаса, то с миром и духовной силой выдержите битву жизни целую неделю за счет полученной силы. Вы сталкиваетесь в жизни с людьми разной природы и ума, поэтому запасайтесь силой и миром при помощи медитации и воли, чтобы не пришлось беспокоиться и волноваться. Йог, регулярно практикующий медитацию, становится магнетической и очаровывающей личностью. Все вокруг попадают под влияние его приятного голоса, выразительной речи, сверкающего взгляда, изумительного цвета лица, крепкого здорового тела, праведного поведения, добродетельных качеств и Божественной природы. И подобно тому, как крупица соли, брошенная в чашу, растворяется, равномерно распределяясь по всей воде, подобно тому, как сладкий аромат жасмина наполняет окружающий воздух, так и его духовная аура проникает в умы других. Люди получают радость, мир и силу от него, вдохновляются его речью, и ум их наполняется более высокими вибрациями от одного контакта с ним. Медитация открывает дверь к интуитивному знанию и многим силам. Медитируйте, не теряя даже минуты! Медитация — враг ума, вызывающая его смерть (Мано-Нашу). Махатма, медитирующий в уединенной пещере в Гималаях, помогает миру своими духовными вибрациями больше, нежели Садху, проповедующий в миру. Подобно вибрациям звука, путешествующим по эфирному пространству, духовные вибрации медитирующего несутся на далекие расстояния, принося силу тысячам. Когда медитирующий поднимается над умом и освобождается от него, его индивидуальность охватывает весь мир. Невежественные люди совершенно несправедливо обвиняют Садхов, медитирующих в пещерах, в эгоизме. Регулярной медитацией постройте прочную духовную крепость и магнетическую ауру вокруг себя, в которую не смогут проникнуть даже могущественные посланники Майи и Сатаны! Существует много ценных упражнений для развития ума: тренировка памяти, развитие способности размышлять, различения и культивирование Вичар. Вы рождены только для концентрации ума на Боге. А Рага и Моха ведут вас к внешним объектам. Сосредоточивайтесь на Боге в сердце. Нырните глубоко. Погрузитесь внутрь. Когда ум во время медитации станет более саттвическим, вы испытаете вдохновение. Ум станет способен решать сложнейшие проблемы жизни. Затем уничтожьте и эти саттвические Вритти, ведущие лишь к рассеиванию умственной энергии. Поднимайтесь все выше и выше и парите только в Атме. Вы достигнете полной Ананды, Божественной Славы лишь погрузившись глубоко в безмолвную медитацию. Если вы только на границе Божественности, у врат или на пороге Божественной Обители, вы не достигнете Мира и Блаженства. Во время медитации могут появляться некоторые видения, часть из которых — ваши собственные материализованные мысли, а другие могут быть и реальными объектами. Настоящий Мир и Ананда проявляются только тогда, когда Васаны редеют, а Санкальпы затухают. Когда вы сосредоточите ум на Шри Кришне, Шиве или Атме даже на 5 минут, Саттва Гуха вселится в ум, Вы испытаете Мир и Блаженство в эти 5 минут. С помощью утонченного Буддхи-проводника вы сможете сравнить эту Ананду с преходящими чувственными удовольствиями и найдете ее в тысячу раз выше чувственных удовольствий. Тогда вы научитесь оценивать вещи. Если ученик в Кашмире размышляет о своем Гуру, или духовном проводнике из Уттаракси, то устанавливается определенная связь между ними. Гуру излучает силу, мир, радость и блаженство в ответ на призыв ученика, купающегося в сильном потоке духовного магнетизма, текущего от наставника к ученику, подобно льющемуся маслу. Ученик может получить помощь от своего Учителя, пропорциональную степени его веры. Всякий раз, когда ученик искренне размышляет в медитации об Учителе, тот действительно чувствует молитвенные токи и возвышенные мысля своего ученика, и это трогает его сердце. Обладающие внутренним астральным зрением могут ясно увидеть тонкую линию яркого свечения, соединяющую Учителя с учеником, вызванную вибрацией саттвических мыслей в океане Чипы. Внезапный удар мистического озарения кладет конец всему эмпирическому существованию, и само воспоминание или идея об этом мире или узкой индивидуальности духа исчезает. Когда Йог достигает последней ступени медитации в Самадхи, все последствия его действий сгорают дотла. Он освобождается уже в этой жизни, становясь Дживанмуктой. Если медитирующий часто раздражается, то он еще не достиг хорошей, непрерывной медитации. Что-то неладно в его Садхане. Медитация развивает сильные и чистые мысли. Умственные образы выступают ясно и правильно сформулированными. Хорошие мысли хорошо приживаются. Подобно тому, как сладкий аромат постоянно излучается веткой фимиама, так и Божественная лучезарность (Брахмаварчаса, магнетическая Брахманическая аура, или Теджас) постоянно излучается лицом Садхака, регулярно и постоянно практикующего медитацию. Как растение, не приносящее плодов на солончаковой почве, так и медитация без Вайрагьи бесполезна и безрезультатна. Огонь медитации уничтожает грязь, созданную пороком, и внезапно приходит Знание Божественной Мудрости, прямо ведущее к Мукти, или Конечному Освобождению. При созерцании вы приходите в духовный контакт с неизменяющимся Светом, сжигающим ваши пороки и недостатки, освещающим и очищающим вашу открытую, преданную и трогательно стремящуюся к Нему душу огнем Божественной Любви. Все видимые вещи — Майя, исчезающая под действием Жнаны или медитации на Атме. Ученик должен изо всех сил стараться избавиться от Майи, производящей беспорядок через ум. Разрушение ума равносильно уничтожению Майи. Нидидхьясана — единственный способ покорения Майи. Будда, Раджа, Бхартрихари, Даттатрея, все великие Риши покорили Майю только за счет глубокой медитации. Войдите в чертог безмолвия и медитируйте! Медитирующие более чувствительны, чем остальные люди, а потому их тела подвергаются огромному напряжению. Иногда и далеко продвинувшиеся ученики начинают думать: "Удастся ли мне достигнуть состояния Богореализации? В каком виде Бог предстанет передо мною? Как Он будет выглядеть?" Но нет средств описать Богореализацию. Это состояние Совершенного Мира, невыразимого Блаженства и глубокой Тишины, в котором восходит заря духовного знания и внутреннего интуитивного опыта. Вот и все, что можно сказать об этом словами. Вы сами испытаете это состояние Самадхи, Сверхсознания. Регулярная медитации постепенно прекращает блуждание а беспокойство ума и устраняет раздражительность. 4. Брахмамухурта — лучшее время для медитации. О, ученики! Встаньте, когда наступит Брахмамухутра, и приступайте к медитации. Не пропускайте этого времени ни за что! Брахмамухурта длится от 3.30 до 5.30 утра и весьма благоприятна для медитации. Ум освежен после хорошего сна, спокоен и невозмутим. В нем, как и в атмосфере, преобладает в это время Саттва {Божественная Чистота). Ум подобен в это время чистому лидгу бумаги или дощечке и сравнительно свободен от мирских "Самскар. Токи Para Двеши еще неглубоко проникли в ум. В это время уму легко придать нужную вам форму и заполнить его Божественными мыслями. Кроме того, все Йоги, Парамахамсы, Санньясины, Садхаки и Риши Гималаев приступают в это время к медитации, посылая свои вибрации во все части Света. Поэтому вы воспримете эти духовные токи. Медитация пройдет сама собой, безо всяких усилий. Зимой вовсе ие обязательно принимать холодную ванну. Умственной "ванны" вполне достаточно. Постарайтесь вообразить и почувствовать, что вы, например, купаетесь в священной Тривени и Прейяге или Маникарнике в Бенаресе. Помните о чистой Атме. Повторяйте мысленно: "Я — это Вечно Чистая Душа". Это будет лучшим "купанием" в водах Мудрости Жнана-Ганга и является великолепным очистительным средством, смывающим все грехи. Быстро удовлетворите требования организма. Не тратьте много времени на гигиену. Торопитесь. Скорее приготовьтесь. Брахмамухутра скоро придет. Вы должны использовать это драгоценое время для Джапы и медитации. Быстро вымойте лицо, руки и .ноги. Окатите лицо и макушку головы холодной водой — это охладит мозг и глаза. Сядьте в Садхану, Падма или Мукхасану. Постарайтесь достичь высочайшей вершины Брахмана, пика Божественной Славы и Великолепия. Если вы подвержены неизлечимым хроническим запорам, вызванным вашими старыми грехами, можете выпить полный стакан холодной или тепловатой воды сразу после чистки зубов. В Хатха Йоге эта процедура называется Ушах-Пана. Она поможет вам. Затем приступайте к Джапе и медитации, а после них — к Асанам, Пранаяме, чтению Гиты и других Св. книг. Время сумерек (Сандхин) также благоприятно для медитации. Во время Брахмамухутры и Сандхин Сушумна Нади легче функционирует. Когда это случается, вы без особого труда можете погружаться в глубокую медитацию и Самадхи. Вот почему Риши, Йоги и Св. писания так высоко ценят эти два периода времени. Когда дыхание течет через две ноздри, знайте, это действует Сушумна. Всякий раз, когда Сушумна функционирует, занимайтесь медитацией и наслаждайтесь внутренним миром Атмы. Перед Джапой и медитацией повторяйте некоторые Божественные Мтотры (гимны), Гуру Стотры или произносите 12 раз Ом, или делайте Киртану 5 минут. Это быстро поднимает ум на высокую плоскость и прогоняет лень и сонливость. 5 минут уделите Сарвангасане, Сиршасане или другой Асане, 5 минут — Пранаяме. Это также приведет вас в хорошую форму: лень и сонливость пройдут, и вы приступите к медитации. 5. Комната для медитации. Отведите для медитации специальную комнату, закрывающуюся на замок. Превратите эту комнату в глухой лес. Не позволяйте никому входить в нее. Пусть она станет храмом. Если вы не в состоянии отвести специальную комнату, то отделите часть комнаты или угол ширмой или занавеской. Сжигайте каждый день утром и вечером камфару, ладан или ароматические растения. Повесьте там картины с изображениями Кришны, Шивы, Рамы, Дэви, Иисуса Христа или Будды. Храните там Гиту, Рамаяну, Бхагаватгиту, Упанишады, Вивекачудмани, Йогавасиштху, Брахмасутры, Библию, Зэнд Авесту, Коран и др. Св. книги. Украсьте вдохновляющими картинами, изображающими Великих Святых, Мудрецов, Риши, Пророков, Мировых Учителей. Примите ванну, прежде чем войти в эту комнату, или же вымойте лицо, руки и ноги. Сядьте перед изображением Божества и примите одну из Асан. Пойте гимны, посвященные Богу, или повторяйте Гуру Стотры. Затем приступайте к практике Джапы, концентрации и медитации. Эта комната — Храм Йога. Входить в нее нужно только в благожелательном и набожном настроении. Находиться в этой комнате с мыслями о ревности, похоти, зависти и злости недопустимо. Мирские мысли и разговоры также недопустимы, ибо каждое произнесенное слово, мысль, поступок не исчезают бесследно, но остаются отраженными в тонких слоях эфира в комнате и потому неизменно оказывают влияние на ваш ум. Когда повторяете Мантры или имя Господа, возникают сильные вибрации, воздействующие на эфирное пространство комнаты. И через 6 месяцев вы будете чувствовать мир и чистоту в ее атмосфере. Всякий раз, когда ум выходит из равновесия под мирским влиянием, удаляйтесь в эту комнату, садитесь и повторяйте полчаса имя Господа. После этого обнаружите полную перемену в вашем уме. Упражняйтесь и старайтесь почувствовать успокоительные духовные влияния. В собственном доме вы найдете святые места. Зачем уезжать в горы для отдыха? Ничто не может сравниться с духовной Садханой, или практикой Йоги. 6. Место для медитации. Медитацию следует выполнять сосредоточенно. Место должно быть ровным, без камней, защищенным от огня, ветра, пыли, сырости, мешающих звуков. Пейзаж должен быть живописным и приятным: беседки, пещеры, ручей или речка с хорошей водой. Все это будет способствовать концентрации (Светашватара Упанишада, II, 10). Начав продвижение по духовному пути, для достижения хорошей медитации лучше оставить мир, в котором слишком много помех. Окружающее, как правило, не возвышает ум, а друзья оказываются злейшими врагами, потому что отнимают массу времени бесцельными разговорами. Это неизбежно. Вы озадачены, взволнованы, стараетесь избавиться от окружающих условий. Для экономии денег, времени и избежания странствий, я назову некоторые, хорошо подходящие для медитации места. Вы можете выбрать одно из них. Оно должно находиться в умеренных, ровных климатических условиях, где лето, зима, весна и осень одинаково мягкие. Выбрав место, нужно твердо придерживаться его 3 года. Все в мире относительно, и едва ли вы найдете идеальное место. Нужно создать собственную духовную атмосферу Джапой, медитацией и молитвами. Не меняйте места из-за неудобств, а примиритесь с ними. Не сравнивайте одно место с другим. Майя искушает различными способами. А вы используйте Ви-веку и разум. И не доверяйте больше уму и чувствам. Первое, что я могу рекомендовать, это — Ришикеш и Муникирети, великолепные, восхитительные места для медитации. Их чары и духовное влияние удивительны. Можете построить там коттедж. Уттаракси, Брахмапури, Бурудачетти, Нилакантха, находящиеся в Ришикеше, также очень хороши. Еще можно назвать Алмору, Налнитал, а также деревни на берегу Ганга, долины Кулу и Джамны в Кашмире. Если собираетесь жить в пещере, то отправляйтесь в Васиштха Гуху в 24 милях от Ришикеша. Там есть очень красивая пещера, в которой некоторое время жил Свами Рама Тирта. Рама Гуха в Брахмапури около Ришикеша — другое великолепное место. Вы можете достать сухих продуктов на две недели в Кливалла Кшеттар. Хорошая пещера есть также в Вамругхи Гухе, около Техри в Гималаях. В окрестностях Техри много деревень, удобных для созерцания. Муралидхар построил великолепную Пукка Кутию с роскошным садом; туда же можете поехать и вы. Гора Абу — великолепное, красивое, прохладное место. В жару мозг утомляется, а прохладные места очень хороши для медитации — вы можете медитировать все 24 часа и не чувствовать усталости. Махараджи из Клвара и Лимбди соорудили великолепные пещеры на горе Абу специально для добродетельных, образованных Садху, куда доставляется пища и где существуют другие удобства. Дакшман-Джхула — другое хорошее место. Подойдет также и Брахмаварта у Кавнпорэ. Много хороших мест и в 7 милях от Муттры на берегу Джамны. В Уттаракси атмосфера насыщена великолепными духовными вибрациями. Можете также остановиться в уединенном местечке Лакшешвар. Места, подходящие для медитации. 1. Ришикеш (Гималаи) 2. Хардвар 3. Уттаракси (у Техри) 4. Канхкал {у Хардвара) 5. Бадри Нараян (Гим.) 6. Дэварэяг (Гим.) 7. Ганготри (Гим.) 8. Айодхья 9. Гора Абу 10. Насик 11. Бенарес 12. Бриндабан (Муттра) 13. Сринагар (Кашмир) 14. Алморах 15. Налнитал 16. Бангалора 17. Пури 18. Дварака 19. Пхандарпур 20. Мадрас (Тирувот) 21. Аланди (у Пуры) 22. Горы Мусири Южные 23. Горы Тирунадхи 24. Папанасам Выберите одно из перечисленных уединенных мест. Любая из деревень на берегах Ганга (Джумана, Калвери, Годвари, Кришна, Тамбрахарни) подойдет для медитации. Вы можете выбрать любое место с ровным климатом. Но из всех мест самое лучшее в мире — это Ришикеш. Духовные вибрации здесь возвышают душу. Пейзаж очарователен. Муссори, Дарджилинг, Симла, Сети, Койдаканал и все горные селения — прохладные места. Они окружены красотами природы. Но они раджасические и не имеют высоких духовных вибраций. Люди ездят туда для развлечений и портят атмосферу, а потому они непригодны для медитации. Место должно иметь удобства: библиотеку, медицинскую помощь, железнодорожную станцию. Вначале вы должны быть в состоянии достать фруктов и молока, иначе будет очень трудно продолжать Садхану долгое время на одном месте. Продвинувшись в Садхане и преодолев сознание тела, сможете оставаться в любом месте. Уединение и интенсивная медитация — 2 необходимых фактора для Самореализации. Берега Ганга или Кармады, пейзажи Гималаев, прелестные сады с цветами, священные храмы — вот места, поднимающие ум на высокие плоскости концентрации и медитации. Пользуйтесь их помощью. Уединенное место, наличие духовных вибраций (Уттаракси, Ришикеш, Бадри Нараян), прохладный умеренный климат, — необходимые условия для концентрации ума. 7. Пещерная жизнь очень подходит для медитации. Древние Риши и Пророки Индии жили в пещерах и соблюдали суровую Тапасчарью. Температура в пещерах очень ровная. Там прохладно, жгучие лучи солнца не проникают туда. Зимой довольно тепло. Пещеры хорошо изолированы от внешних звуков. Можно достигнуть очень хорошей непрерывной медитации, никто вас не потревожит, духовные токи в них возвышенны и отсутствуют мирские мысли, потому что современная цивилизация не проникла туда. Примером прекрасной пещеры служит "Васиштха Гуха" в Гималаях, в 14 милях от Рикшикеты. Махариши Васиштха жил и практиковал там Тапас. Отсюда и название пещеры. Башрухга Гуха, около Техри в Гималаях — другая хорошая пещера. Имеются пещеры также около Нилакантских гор, в 6 милях от Рикшикеты. Пещерная жизнь вряд ли подойдет ученику с современным воспитанием, слабым здоровьем и робким характером. Необходимы сильное и здоровое тело, бесстрашный характер и большая выносливость. Там могут жить также и те, кто обладает некоторыми Дивья Сиддхами; хорошо знает все о Бухти или Гималайских травах; укрепил тело специальной Калкальпой; у кого тело застраховано от укусов ядовитых насекомых или других тварей Ними Кальпой (принятием очищенных семян ядовитого стрихнина); владеет Мантра Сиддхой; может покорять диких зверей; переносить жару и холод, голод и жажду; потерял всякую привязанность к миру, чувственным объектам, работе; может медитировать длительное время и внутренне бесстрастен. Порою молодые, неопытные ученики со слабым здоровьем, в ком луч Вивеки и бесстрастия едва забрезжил после изучения религиозных книг или под влиянием неудач и трудностей жизни, бегут от нее в Гималайские пещеры без предварительной физической и умственной подготовки. Однако у них вскоре начинает развиваться один из видов заболевания кожи и белокровия из-за специфической вентиляции пещер. Им очень трудно жить в пещере, и они покидают ее уже через несколько дней. Искусственные пещеры, наподобие Кайвалья Гухи и Ананда Кутир, с хорошей вентиляцией можно соорудить под землей в любом уединенном месте, даже в вашей деревне. Дырки, проделанные в двух стенах с трубами для вентиляции обеспечат приток свежего воздуха. Все настоящие ученики, остающиеся в миру, должны построить себе такую пещеру для медитации и будут щедро вознаграждены. Вот другой недостаток пещерной жизни: живущие долгое время в ней переполняются Тамасом и делаются неспособными ни к какому роду работы. Они не могут обращаться с людьми и начинают бояться больших их скоплений. Ум их вскоре отвлекается в сторону, если они попадают в общество нескольких человек или слышат небольшой шум. Это — неуравновешенная жизнь, одностороннее развитие. Ведущий пещерную жизнь должен уметь сохранять равновесие даже в шумном городе, на кипящем и людном городском базаре. Это и есть признак духовного роста. Настоящая уютная и хорошо меблированная, великолепная, вызывающая благоговейное настроение пещера находится в вашем сердце. Это Хридайя-Гуха Упанишад, где Даттатрея, Шанкара и Яджнавалкья обитали в давно минувшие дни. И теперь современные Мудрецы и Риши обитают там, не позволяя уму и чувствам вырваться наружу. Они пьют там Нектар Бессмертия и остаются вечно-блаженными. Так обитайте же и вы в этой таинственной и величественной пещере сердца наедине со своим внутренним "Я", вторым Брахманом или Абсолютом, целью жизни и единственным Убежищем для всех! 8. Приготовление к медитации. Постелите на полу одеяло, сложенное вчетверо, и накройте его сверху чистой, мягкой и белой простыней. Еще лучше, если сможете достать хорошую оленью или тигровую шкуру. Тигровая шкура имеет значительные преимущества: она полна магнетизма, быстро возбуждает электрические токи тела и не позволяет им покидать его за счет отличной изоляции. Сядьте лицом на Север или Восток в Падмасану, держа голову, шею и позвоночник на одной вертикали (см. Шлоки 11 и 13 из гл. VI Гиты). Сидя лицом к Северу, вы вступаете в обшение с Риши Гималаев и получаете огромную пользу от их духовных токов. 9. Как медитировать. Привычка к медитации и молчанию — ценнейшее качество на духовном пути. Медитация придает большое количество силы, мира, новой энергии и жизнедеятельности. Если медитирующий часто раздражается, то он не добился еще хорошей непрерывной медитации. Что-то не совсем ладно с его Садханой и созерцанием. Медитировать нужно со спокойным умом. Только тогда вы быстро достигнете Самадхи. У кого спокойный ум, — является царем всех царей. Состояние его невозможно описать. А ум станет спокойным, если научитесь контролировать Индрии и искорените желания. Острая жажда освобождения и мысли о Боге разрушат все желания. При медитации и концентрации нужно тренировать ум различными способами. Только тогда грубый ум превращается в утонченный (Сукшму). Все, о чем вы размышляете в молчании в период медитации, должно проявляться в повседневной жизни, где также нужно сохранять равновесие и гармонию. Только тогда вы насладитесь реальными плодами медитации. а) Процесс медитации. Держа голову, шею и позвоночник на одной вертикали, подчинив и направив к сердцу ощущения и ум, мудрый проплывет на плоту Брахмана (Ом) через все страшные течения мира. Подчиняя ощущения, искореняя желания, спокойно и без напряжения дыша через ноздри, мудрый старательно ухаживает за умом, наподобие кучера, в телегу которого запряжены норовистые лошади. Когда в теле Йога, состоящем из Земли, Воды, Света и Эфира, проявляются 5 описанных ниже качеств, отличающих концентрацию, то для него не существует больше ни болезней, ни старости, ни бати, так как в его теле горит огонь концентрации. Когда тело становится легким и здоровым, оно сияет и излучает приятный запах; голос становится приятным; выделений немного; значит, достигнута Первая ступень концентрации. б) Общие наметки. Подобно тому, как сахар или соль впитывают воду, ум должен впитать мысли о Боге, Божественной Славе, Божественном присутствии. Только тогда вы навеки установитесь в Божественном Сознании. 5 вещей необходимы, если хотите практиковать настоящую медитацию и быстро достигнуть Самадхи или Самореализации. Это Мауна, легкая диета из молока и фруктов, уединение на живописном лоне природы, личный контакт с Учителем и прохладное место. Вы сможете погрузиться в глубокую медитацию лишь в том случае, если будете вести моральную жизнь. Затем попытайтесь приобрести такие качество ума, как различение и другие. Упражняйте ум сначала в концентрации, затем в медитации. Чем дольше ведете моральную жизнь и медитируете, тем больше шансов достичь Нирвикальпа Самадхи и освободиться из круга рождений и смертей. Что за философский символ представляет из себя флейта в руках Кришны на Его изображении? Она — символ Ом, говорящий: "Искорени свой эгоизм. Я буду играть на твоей флейте (теле). Пусть твоя воля станет единой с Моей. Найди убежище в Ом. Ты сольешься с Моим Существом. Слушай внутреннюю, волнующую душу музыку в глубине себя и оставайся в Вечном Мире!" Самадхи можно достигнуть практикой концентрации и медитации при легкой диете. Медитируйте по 2-3 часа. Если вы устанете, отдохните полчаса. Выпейте чашку молока и снова приступайте к медитации. Повторяйте медитацию снова. Вечером можете прогуляться по веранде. Не позволяйте уму заниматься мирскими делами даже несколько минут. Вам следует создать интерес к медитации мыслями о бесчисленных благах, даруемых ею: Бессмертии, Высочайшем Мире и Бесконечном Блаженстве. Если вы не расположены к работе и хотите заниматься лишь медитацией, можете вести жизнь полного отшельника, питаясь только молоком и фруктами, и достигнете большого духовного прогресса. Если же склонность к работе имеется и медитативное настроение исчезает, то приступайте снова к работе. Бросьте кусок железного прута в печь, и он станет красным, как огонь. Выньте его из печи, и он потеряет свой красный цвет. Если хотите, чтобы он всегда был красным, нужно его всегда держать в огне. Точно так же, чтобы ум горел Брахмическим Огнем Знания, нужно держать его в контакте с этим Огнем постоянной и интенсивной медитацией, поддерживая непрерывное течение Брахмического Сознания. Тогда вы достигнете Сахаджи Авастхи (естественного состояния). Перед каждой медитацией повторяйте минут 10 Шлоки или Стотры — духовные гимны. Это поднимет ум на более высокую плоскость и отвлечет его от мирских объектов. Затем прекратите и этот процесс мышления и направьте ум на одну идею энергичным и неослабным усилием. После этого наступит Ништа. в) Образы. Перед медитацией нужно создать умственный образ Бога или Брахмана (конкретный или абстрактный). Когда вы смотрите с открытыми глазами на конкретную фигуру Кришны и медитируете, — это конкретная медитация. Размышления же об образе Господа Кришны с закрытыми глазами — тоже конкретная медитация, но уже несколько абстрактного характера. А размышление над Бесконечным Светом будет еще более абстрактным. Первые два типа медитации принадлежат к форме Сагуна, а последняя к Ниргуна-медитации. Даже в Ниргуна-медитации в начальной стадии имеется абстрактный образ для настройки ума, который через некоторое время исчезнет, и медитирующий сольется с объектом медитации. Медитация исходит от ума. г) Практическое руководство. Медитируя, замечайте время, на которое удалось изгнать все мирские мысли. Очень внимательно наблюдайте за умом. Если, к примеру, это время составляет 20, увеличивайте его до 30-40 минут. Настойчиво заполняйте ум мыслями о Боге. Когда ум станет устойчивым в медитации, глаза также успокоятся. Йог со спокойным умом обладает твердым и устойчивым взглядом. Он совершенно не моргает. Глаза могут стать красными или чисто белыми — это не страшно. Всякое действие, внешнее или внутреннее, может быть совершено только тоща, когда ум связан с соответствующими органами тела. Мысль — это реальное действие. Если вы овладели контролем над умом постоянной практикой и научились управлять эмоциями и настроениями, то не совершите глупых и неправильных действий. Медитация поможет контролировать эмоции и импульсы. Размышляйте и концентрируйте ум на необъятных небесных пространствах. Это — Ниргуна-медитация, помогающая исключить из ума конечные формы. Ум постепенно растворяется в океане мира, так как лишается своего содержания, — этих форм. Он становится все утонченнее и утонченнее. Некоторые предпочитают медитировать с открытыми, другие — с закрытыми, тогда как третьи — с полузакрытыми глазами. Если будете медитировать с закрытыми глазами, то пыль и всякие посторонние частицы не будут попадать в глаза. Некоторых беспокоят разные вспышки и толчки, поэтому они предпочитают медитировать с открытыми глазами. Другие же не могут медитировать с закрытыми глазами, потому что быстро впадают в сон. У новичков же при открытых глазах ум начинает блуждать по объектам. Прислушиваясь к голосу разума, выберите подходящий способ. Нужно регулярно заниматься медитацией — это очень важно. Если даже не будете первое время ощущать заметных результатов в практике, продолжайте упорно упражняться. Будьте искренни, чисты, терпеливы и упорны и через некоторое время непременно добьетесь успеха. Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах, не прекращайте упражняться даже на один день. Снова и снова заполняйте ум саттвическими Божественными мыслями. Подобно тому, как граммофонная игла вырезает небольшую бороздку на пластинке, саттвические мысли проложат новые борозды в уме и мозгу. Образуются новые Самскары. Ирана — это внешняя оболочка ума. Вибрация утонченной психи- ческой Праны создает мысль. Пранаямой вы можете улучшить свою медитацию, сделав ум более устойчивым. Если вы храните лимонный или тамариндовый сок в золотой чаше, то он не испортится. Если же вы поместите его в медный сосуд, то он моментально испортится и станет ядовитым. Таким же образом, если в чистом уме того, кто постоянно медитирует, возникнут Вишайя Вритти (мысли, связанные с чувственными объектами), то они не загрязнят ум и не вызовут Викару (страстное возбуждение). Если же эти Вритти возникают в нечистом уме, они вызывают возбуждение. д) Телесное здоровье. Асаны укрепляют тело. Бандха и Мудра делают его выносливым, Пранаяма — легким. Налимуддхи влияет на Самьявастху. Приобретя эти качества, следует устремить ум к Брахману. Только тогда можно добиться устойчивой медитации и насладиться счастьем. В 4 утра практикуйте 5 минут Сиршасану и, отдохнув 5 минут, приступайте к медитации. Но прежде выполните 20 Кумбхак. Пранаяма изгонит Тандру и Адасью (сонливость и лень) и сделает ум устойчивым. Неделю питайтесь только молоком и фруктами, от чего значительно повысится качество медитации. Такая диета сделает тело легким, а ум саттвическим. Примите за правило вечером ничего не есть, кроме 0.5 литра молока. Качество медитации станет хорошим, и вы легко сможете преодолеть сонливость, вызываемую тяжелой пищей, принятой вечером. е) Поза для медитации. Те, кто медитируют по 4-5 часов за один раз, могут сначала медитировать в Падма и Ваджра или Сиддха и Ваджрасанах. Иногда кровь скапливается в ногах, и это немного беспокоит. Через 2 часа измените Асану. Например, после Падма или Сиддхасаны можно принять Ваджрасану или просто выпрямить ноги, облокотясь о стену или подушку. Держите позвоночник прямо. Это наиболее удобная Асана. Поставьте два стула рядом, сами сядьте на один, а на другой положите ноги — это другой вариант. Вот совет начинающим: сядьте в Падмасану, закройте глаза и медитируйте о лучезарности солнца, великолепии лунного света, величественности звездного неба, красоте небесных просторов. ж) Предварительные упражнения. Начинайте тренировать ум различными способами, практикуя концентрацию. Сосредоточивайтесь на Анахатах (звуках, идущих от сердца), заткнув уши; дыхании, повторяя Сохам; любом конкретном образе: голубом небе, всепроникающем солнечном свете; различных Чакрах; абстрактных идеях: Сатьям, Джнанам, Анантам, Экам, Нитьям и др. {Истине, Мудрости, Бесконечности, Единой Вечной Сущности) и в конце остановитесь на одной из них. При медитации не напрягайте глаза и мозг. Не сражайтесь с умом. Расслабьтесь, дайте Божественным мыслям спокойно течь в уме. Упорно думайте о Лакшье. Не прогоняйте силой вторгающиеся мысли. Наполните ум утонченными, возвышенными, саттвическими мыслями, и нежелательные мысли исчезнут сами собой. Если вы испытываете значительное напряжение, то слегка сократите время медитации. Пусть она всегда будет легкой. Добившись этого, снова увеличьте время. Подчиняйтесь здравому смыслу в Садхане. Я всегда напоминаю об этом. 10. Когда и где медитировать. Практикуйте медитацию в Брахмамухурту. Это самое лучшее время. Выбирайте наиболее подходящее время для медитации, когда ум ясен и никто не беспокоит вас. Можете упражняться также перед сном. Ум тогда спокоен, как и в выходной день. Пользуйтесь этим и производите сильную медитацию. Концентрация будет очень хорошей, если вы питаетесь только молоком и фруктами или поститесь. Всегда прислушивайтесь к здравому смыслу. Медитируйте ночью. Если у вас мало времени, проводите медитацию 2 раза в сутки. Если днем нет времени, медитируйте ночью минут 10-15, и вам не будут сниться дурные сны. Божественные мысли наполнят ум и во время сна, ибо он получит хорошую зарядку. Ученик, медитирующий в уединении, в городской комнате на верхних этажах, может чувствовать себя спокойно, как в лесу. Правда, здесь нет благоприятных духовных вибраций, которые играют существенную роль в эволюции ума, создавая Экаграту.Во всех священных местах такие духовные вибрации Риши наполняют эфирное пространство. В таких местах Вайрагья, саттвическая Бхава и медитативное настроение приходят сами собой, без усилий. Влияние таких вибраций на умы людей огромно. Только Мудрецы и Йоги могут сразу распознать природу вибраций в местах, удобных для медитации. Ранним утром ваш ум наиболее чист и спокоен. В это время ощущается духовное влияние и мистическая тишина. Все Святые и Йоги практикуют медитацию именно в эти часы и посылают всему миру свои духовные вибрации. Вы извлечете огромную пользу, если начнете свои молитвы, Джапу и медитацию в это время. Не нужно будет напрягаться — медитативное настроение придет само. 11. Что необходимо для медитации. Медитация — такое состояние ума, при котором он становится Нирвишайя. Бог обитает имманентно в полости лотоса вашего сердца. Он хозяин, временно отсутствующий. Нужно разыскать Его посредством концентрации и медитации, очистив свой ум. Это напоминает игру в прятки. Чтобы добиться цели медитации, все должно быть саттвическим: место для медитации, одежда, друзья, знакомые, общество, разговоры, мысли. Только тогда возможен прогресс в Садхане, особенно у начинающих. Что необходимо? а) Прохладное саттвическое место для медитации, так как мозг сильно нагревается; б) Способности к Садхане; в) Хорошая, питательная, легкая и содержащая все необходимое пища; г) Руководство хорошего духовного Учителя (Анубхави Гуру); д) Хорошие книги; е) Сжигающая Вайрагья и сильная Вивека; ж) Обладание острой, утонченной, спокойной и сосредоточенной Буддхи, чтобы понять Брахма Таттву или Брахма Васту, Тогда, и только тогда возможна Самореализация. Каждый человек потенциально обладает различными способностями. В нем сосредоточены силы и знания. По мере эволюции он открывает в себе новые силы, способности и качества; приобретает теперь способность изменять окружающие условия и влиять на других, подчиняя их умы; может победить внешнюю и внутреннюю природу, а также перейти в состояние Сверхсознания. Если разбить темный плафон, закрывающий лампу, она осветит всю комнату. Подобно этому, разбив темную телесную оболочку постоянной медитацией, уничтожив Авидью и его отрицательные влияния (отождествление себя с телом) и поднявшись выше сознания тела, вы познаете Высший Свет Атмана, находящийся везде и во всем. Асана, в действительности, обусловлена умственным состоянием. Можете умственно выполнить Падма или Сиддхасану. Если в это время ум будет блуждать, то вам не удастся добиться устойчивой позы тела. Когда же ум устойчив и устремлен к Брахману, устойчивость физической позы автоматически следует за этим. Постоянно думайте о Боге. Ум всегда должен быть обращен к Богу. Привяжите ум тонкой шелковой нитью к лотосу в ногах Господа Шивы или Хари. Не позволяйте никаким мирским мыслям вторгаться в ум, а ему — устремляться к каким-либо мирским, физическим или умственным, удовольствиям. Если же он направится к этим объектам, дайте ему хорошую затрещину, и он снова направится в нужном вам направлении. Подобно тому, как Ганг течет непрерывно к морю, и мысли о Боге должны непрерывно течь к Богу. Непрерывная Божественная Вритти-Пранава саттвического ума должна устремляться к Богу постоянной Садханы. Достигнуть высшего созерцания — значит ни о чем не думать. При Нидидхьясане мышление останавливается. Остается только одна идея об Ахам Брахмаси. Когда и эта идея исчезает, то наступает Нирвикальпа Самадхи, или Самаджа Адвайта Нистха. Человек пытается схватить абстрактное посредством форм. После того, как ум очищен, в нем формируется абстрактный образ посредством Сраваны (слушания духовных разговоров и чтения священных книг) и Брахмачинтаньи. Этот образ со временем растворяется в глубокой Нидидхьясане. Все, что остается после этого, — Чинматра, или Кевала Асти (чистое существование) . Поскольку приблизиться к Брахману можно посредством ума, то медитировать следует, ставя ум на одной ступени с Брахманом. Если вы занимаетесь Атма Жнаной, не бросая работу, от которой испытываете удовольствие, не стремясь немедленно иметь плоды своего труда, но регулярно размышляете, то вы, в конце концов достигаете Бесконечного Атмана. Если читаете книгу внимательно, с глубоким интересом, ум удерживается на ее содержании и идеях. Даже в Ниргуна-медитации, объектом которой является Брахман (бесформенная Джина), ум прикован к одной идее — Атме. Для медитации нужен хорошо тренированный инструмент — ум. Он должен быть спокойным, чистым, утонченным, острым, устойчивым и сосредоточенным. Брахман чист и утончен, и чтобы к нему приблизиться нужен такой же ум. Сядьте в Падма, Сиддха или Мукхасану. Освободитесь от всяких страстей, эмоций и импульсов. Покорите чувства. Направьте ум внутрь. Теперь он станет чистым, спокойным, сосредоточенным и устойчивым. Пользуясь этим тренированным и дисциплинированным инструментом, созерцайте Единое Бесконечное "Я". Не думайте ни о чем другом. Пусть одна Брахманическая идея течет спокойно и непрерывно. Спокойно прогоняйте все посторонние, чуждые мирские мысли. Постарайтесь сохранить Брахмакара Вритти, повторяя умственно Ом или Ахам Брахмаси, сопровождая идеями о Бесконечности, океане света, всем знании и всей Ананде. Ум утомляется после тяжелой и продолжительной работы, поэтому не может быть Атмой. Атма — хранительница всех сил (Ананта Шакти). Ум — это инструмент Атмы. Его следует хорошо воспитать. Точно так же, как вы развиваете физическое тело физическими упражнениями, нужно тренировать ум при помощи умственных упражнений, умственной культуры и дисциплины. Подобно тому, как соль растворяется в воде, саттвический ум во время медитации в Мауне растворяется в его субстрате (Адхистане). Ом — это лук; ум — это стрела, а Брахман — мишень. Брахман может быть пронзен тем, чьи мысли сосредоточены.Тогда его природа станет единой с Брахманом (Тапмайа), как стрела, попавшая в мишень, становится единой с ней. Всякая физическая деятельность нужно прекратить, нити всех привязанностей — безжалостно отрезать на 5-6 лет, если хотите практиковать Джапа Йогу и познать Бога концентрацией ума. Чтение газет и переписку с друзьями и родственниками нужно прекратить, ибо они отвлекают ум и укрепляют мирские идеи и связи. Ум существует за счет "я"; "я" существует за счет ума; "я" — это только идея в уме. Ум и "я" — идентичны. Если "я" исчезнет, ум тоже исчезнет, и наоборот. Разрушьте ум посредством Таттва Джнаны, а "я" — посредством Ахам Брах-маси Бхаваны, постоянной и интенсивной Нидидхьясаной. Когда ум исчезнет или мышление прекратится, Намарупа прекращает свое существование и цель достигается. 12. Время для медитации. В первое время медитируйте только 2 раза в день: утром, с 4 до 6, и вечером — с 6 до 8. Через 6 месяцев или год, смотря по результатам, вы можете медитировать 3 раза в день. Третий раз — днем, с 4 до 5. Время каждой медитации можете постепенно удлинять — до 2 часов. В жаркое летнее время, вследствие повышенной потливости, медитировать 3 раза в день утомительно Так что летом медитируйте 2 раза в день, а зимой наверстаете упущенное. Зима весьма благоприятна для медитации. Ришикеш и Муникиретти очень подходят для этой цели. Зима и ранняя весна — самое лучшее время года для начинающих медитировать: ум совершенно не утомляется и можете медитировать все 24 часа без всякого истощения. Вот почему Садху выбирают Ришикеш для медитации зимой. Время медитации нужно увеличивать постепенно и с осторожностью. Медитируйте не урывками, а устойчиво и регулярно. В период Садханы прислушивайтесь к голосу рассудка и здравого смысла, постепенно поднимаясь на вершину Йоги, не торопясь, ступень за ступенью, шаг за шагом. Даже на несколько дней не прекращайте упражнений. Всегда выбирайте такое время днем или вечером, когда ум чист и никто вас не тревожит. Можно медитировать перед сном, — ум в это время спокоен. Начинающим надо медитировать час утром и час вечером и постепенно увеличивать время. Другое важное замечание — Брахмическое чувство нужно сохранять все 24 часа. Сознание должно течь непрерывно и продолжительно. Даже на секунду вы не должны забывать идею об Ахам Брахмаси (Божественном присутствии). Забыть Бога — значит воистину умереть. Это настоящее самоубийство, Атмадроха, величайший грех. 13. Качества, необходимые для практики медитации. Прежде чем начать насыщение ума мыслями о Брахмане, нужно ассимилировать Божественные идеи. Сначала ассимиляция, потом насыщение. Затем приходит их реализация, сразу без промедления. Запомните троицу: Ассимиляция — Насыщение — Реализация. Ваша воля должна быть укреплена, очищена и сделана неотразимой, более интенсивной Атма Чинтаньей, — искоренением Васаны, контролем над чувствами и более сильной внутренней жизнью. Нужно использовать каждую свободную секунду воскресений и праздников для большего духовного прогресса. Если вы находитесь в обществе Санньясинов, читаете книги по Йоге, Веданту и т.п., то ум тянется к Божественному Сознанию. Простое умственное влечение не очень поможет вам: Сжигающие Вайрагья и Мумукшутба, способность к Духовной Садхане, интенсивная и постоянная Нидидхьясана, необходимы для. этого. Только тогда возможно. Самопознание Добродетельной жизни самой по себе недостаточно для Богореализации. Необходима постоянная и интенсивная медитация. Добродетельная жизнь только подготавливает ум, превращая его в подходящий инструмент для концентрации и медитации. Именно концентрация и медитация ведут к Самореализации. В Гите часто встречаются термины "Манманах" и "Матнарах". Они означают — "Отдать весь свой ум, все 100%; Богу". Только при этом вы достигнете Самореализации. Даже если один луч ума отклоняется в сторону, то невозможно достигнуть Божественного Сознания. Подобно тому, как вы очищаете мутную воду добавлением соответствующих химикатов, нужно очистить мутный ум, наполненный Васанами и другими, Санкальпами, посредством Брахмачинтан (размышлением над Абсолютом). Только тогда возможно подлинное Просветление. Приступая-к -курсу медитации, не следует ожидать быстрых плодов ее. Одна молодая леди обошла священное дерево. Асбаттха 108 pаз, прося Бога дать ей потомство, и немедленно стала щупать живот, думая, что там уже мог быть ребенок.Это — просто глупость. Нужно хотя бы подождать несколько месяцев. Если вы медитируете регулярно длительное время, ум созреет, и вы, в конце концов, достигнете Атма-Сакшат Кары (Самореализации). Продвинувшиеся искренние Грихастхи должны, прекратить всякую мирскую деятельность, когда начнут делать успехи в медитации. Работа является помехой для продвинувшихся учеников. Вот почему Кришна говорит в Гите: ''Для Мудреца, ищущего Йогу, действие является Средством, а для того же Мудреца, утвердившегося в Йоге (состояние Йога Рундха), безмятежность ума (Шама) является средством". Работа и медитация становятся несовместимыми, как кислота и щелочь, огонь и вода, свет и темнота. Каждый: день вы должны продвигаться в Вайрагье, медитации и приобретении саттвических качеств; терпения,: мйлосердия, любви, прощения, чистоты и т.д. Вайрагья и эти качества помогают достигнуть хорошей медитации, а медитация усиливает; эти качества. Пусть у вас будет только одна воспринимающая Брахма Бхавана (чувство). Отрицайте конечное тело, как простую видимость. Старайтесь всегда поддержать это чувство. Откройте глаза и продолжайте медитацию. Нужно сохранять умственное равновесие даже среди шума и суеты городского базара. Только тогда вас можно назвать Совершенным. Вначале, когда вы еще слабы, можете медитировать с закрытыми глазами, чтобы устранить блуждание ума. Но позже нужно будет научиться медитировать и с открытыми глазами. Медитируйте даже во время ходьбы. Думайте энергично, что мир нереален, не существует, все есть Атма. Если сможете размышлять с открытыми глазами над Атмой, то станете сильным человеком. Вам трудно будет помешать. Медитация возможна лишь, если ум находится вне всяких беспокойств. Медитация и концентрация требуют специальной и разнообразной тренировки для превращения грубого ума в утонченный (Сукшму). Все Вритти: гнев, ревность, ненависть т.п. — принимают утонченные формы при практике Джапы и медитации. Они утоньшаются. Их нужно совершенно разрушить посредством Самадхи. Только тогда вы спасены. В противном случае скрытые Вритти будут ожидать случая для проявления и принимать уродливые и мрачные формы. Регулярной практикой в медитации бросьте вызов фатальным, темным, антагонистическим силам, тянущим вас вниз. Контролируйте бесцельное блуждание ума чистым и упорядоченным мышлением. Не слушайте лживый шепот низшего ума. Направьте свой внутренний взор к Божественному Центру. Как в большом южном городе: много шума и суеты в 8 часов утра, в 9 уже меньше; в 10 еще меньше, в 11 совсем мало, а в час дня — совершенно спокойно. Подобным же образом, в начале пути в практике Йоги бесчисленные Вритти наполняют ум. Он возбужден и мечется из стороны в сторону. Но постепенно мысленные волны успокаиваются, и, наконец, все ментальные видоизменения попадают под контроль, и Йог наслаждается совершенным миром. Когда вы проходите по рынку большого города, вы не различаете слабых звуков, но медитируя утром, в тихой комнате, можете различать даже еле слышный звук. Подобным же образом вы обычно не можете выявить отрицательные мысли, но легко их обнаружите при медитации. Не пугайтесь их. Усиленно занимайтесь Джапой и медитацией — и они вскоре исчезнут. Медитируя, не обращайте внимания на субстрат ума, а позывы в уме, исходящее от чувсед. Старательно избегайте сравнений, перекрестных ссылок и воспоминаний, возникающих в уме. Сосредоточьте всю энергию ума на единственной идее о Боге или Атме, игнорируя все другие идеи. Ученик Йоги не должен быть слишком богатым, ибо это может потянуть к мирским искушениям. Нужна небольшая сумма денег на нужды тела. Экономическая независимость освободит ум от беспокойства и позволит продолжать Садхану непрерывно. 14. Сколько времени медитировать. Для начала вы можете медитировать 30 минут утром — от 4 до 4.30 и еще 30 вечером — от 8 до 8.30. Утро — наилучшее время для медитации, поскольку ум освежен здоровым и спокойным сном, саттвическое начало преобладает в уме и окружающей атмосфере. О Йоге Шри Васиштха говорит: "О, Рама! Дай четверть ума для медитации в начале, четверть ума для отдыха, четверть для изучения и четверть для служения Гуру. Затем 38 умов для медитации, 18 для отдыха, 38 для изучения и 18 для служения Гуру". Отдых здесь включает действия для восстановления сил: умывание, чистку зубов и т.п., но не гольф или регби. Отдых нужен для расслабления ума после концентрации и медитации. Иначе ум утомится и откажется работать. Через некоторое время вы можете половину ума отдать медитации и половину изучению. Постепенно увеличивайте время медитации. Через два месяца оно может составить по 1 часу: от 4 до 5 утром и от 8 до 9 вечером. Еще через год увеличьте время до 1,5 часов утром и столько же вечером, через 3 года — по 2 часа. Через 4 года — по 3 часа. Эти рекомендации подойдут для большинства. Серьезный Садхак с большим запасом жизненной силы и утонченным интеллектом может медитировать на первом же году своей Садханы по 6 часов. Нужно изучать духовные книги, Упанишады, Йога Васиштха, Гита, Вивека Чудамани и Авадутха Гита. Они поднимут ум на более высокую плоскость. Наряду с этим занимайтесь медитацией. 6 часов медитации и б часов изучения много дадут вам. Это подготовит вас к Нидидхьясане, длящейся 24 часа. 15. Вспомогательные средства для медитации, а) Мула-Бандха в медитации. Сидя в Асане и исполняя Джапу, сожмите мышцы ануса. В Хатха Йоге это — Мула-Бандха, и она способствует концентрации, удерживая вас в Анавайю от движения вниз, б) Кумбхак в медитации. Задержите дыхание насколько можете без напряжения. Это Кумбхак. Он в значительной степени способствует концентрации, делая ум устойчивым. Вы будете чувствовать интенсивное духовное блаженство, в) Диета Йога. Соблюдайте Митхахару, то есть саттвическую диету. Желудок, переполненный рисом, овощами, бобовыми и хлебом является причиной сонливости и других помех в Садхане. Обжора и сексуалист, тупица или лентяй не могут практиковать медитацию. Молочная же диета делает тело легким и позволяет часами находиться в одной Асане с легкостью и комфортом. Если вы почувствуете слабость, то можете день или два питаться рисом и молоком или ячменем и молоком. Те же, кто работает: служит, читает лекции перед публикой или занимается другого рода интеллектуальной деятельностью — нуждаются в плотной и питательной пище. В Гите есть слова "Ананья Чета", означающие "Отсутствие мыслей о чем либо другом", Макчиту, Нитьею, Якта Манману, Экаграш Манах и Сарва Бхаву. Итак, весь свой ум нужно посвятить Богу. Только тогда вы добьетесь Самореализации. Божественного Сознания можно достичь, если ни один луч ума не отклоняется в сторону. Пребывайте в молчании. Познайте себя. Познайте То. Растворите ум в Том. Истина совершенно чиста и проста. Асана укрепляет тело. Бандха и Мудра делают его сильным, Пранаяма — легким, Нади Шудда — ум устойчивым. Приобретя эти качества, вы должны направить ум на Брахмана. Только тогда медитация будет устойчива. Прохладное место, наличие духовных вибраций, уединение — все это необходимые условия для концентрации ума. Подобно тому, как соль растворяется в воде, саттвический ум, находясь в тишине, растворяется в Брахмане (в его субстрате) во время медитации. Если вы только начинаете заниматься медитацией, то, приступая к ней, повторяйте Шлоки или Стотры в течение 10 минут. Это вызовет эволюцию ума, и вам нетрудно будет отвлекать его от мирских объектов. После этого многократным и энергичным усилием направьте ум на одну идею. Тогда последует Ништа, и вы должны создать умственный образ Бога или Брахмана (конкретный или абстрактный), прежде чем приступить к медитации. 16. Асаны для медитации. Вначале практикуйте полчаса Падма, Сиддха или Сукхасану. Затем постепенно увеличьте время медитации до 3-х часов. Через год у вас проявятся Асана Сиддхи. Легкая, удобная поза и есть Асана. Падмасана — поза лотоса. Сядьте, согнув ноги, чтобы колени были расставлены в стороны, стопа правой ноги лежала на бедре левой, а стопа левой ноги — на бедре правой. Руки ладонями положите на бедра у колен. Голову, шею и туловище держите на одной вертикали. Закройте глаза и сосредоточьтесь на Трикуте. Это и есть поза лотоса, или Камаласана. Она очень хороша и удобна для медитации и весьма подходит Грихастхи. Сиддхасана — совершенная поза, великолепно подходящая для медитации. Закройте пяткой одной ноги Анус или Гуду. Пятку другой ноги прижмите к основанию полового органа. Руки положите на колени и закройте глаза. Сосредоточивайтесь на Трикуте, или кончике носа. Голову, шею и туловище держите на одной вертикали. Эта Асана очень полезна Брах-мачаринам и Санньясинам. Свастикасана — это сидение без напряжения с прямым телом. Сядьте с согнутыми ногами так, чтобы пальцы каждой ноги были зажаты между бедром и икрой противоположной ноги. Это и будет Свастикасана. Сукхасана — любая удобная, незакрепощенная поза для Джапы и медитации. Очень важно при этом, чтобы голова, шея и туловище были на одной вертикали. А вот одна из разновидностей этой Асаны, которая очень подходит для пожилых людей: возьмите кусок простой ткани длиной 2.5 м и сложите его по всей длине, наподобие веревки. Колени держите на уровне груди. Теперь обвяжите себя так, чтобы колени и туловище оказались внутри опоясывающей вас "веревки". Руки положите между колен. Так как ноги, руки и спина поддерживаются этой "веревкой", то вы сможете сидеть в таком положении очень долго. Польза асан. Асаны устраняют многие болезни: геморрой, диспепсию, запоры — и контролируют изменения проявлений Раджаса в организме. Тело получает истинный отдых. Если вы вполне освоили Асаны, вам легко будет заниматься Пранаямой. Асаны — это третья Анга или часть Аштанга Йоги, или восьмиступенной Раджа Йоги Махариши Патанджали. Сначала идут самообуздание или практика Ахимсы, Самьямы, Брахмачаръи и др. Дальше следуют религиозные каноны или соблюдение религиозных уставов: Сауча, Сантоша, Тапас, Свадхьян и др. Затем идет Асана. Когда Асана будет в совершенстве освоена, вы не будете чувствовать тела. Жара и холод не будут больше беспокоить вас. Заниматься Асанами следует натощак или после небольшой чашки молока. Брахмачарья, Сиршасана, Сарвангасана, Мат-сиасана, Пасчимоттанасана очень полезны для общего здоровья. Для медитации и Джапы предписаны Падмасана и Сиддхасана. 17. Регулярность в медитации. Чем бы вы ни занимались, будь то практика Джапы, Асаны, конкретная медитация или Сагупамутри, Пранаяма, — выполняйте упражнение регулярно и систематично, каждый день. Берегитесь лени. Лень — величайший враг Садхака. Жизнь коротка, время летит быстро, а препятствий на духовном пути много. Преодолевайте их одно за другим усилием воли и молитвами. Если вы искренни, то помощь придет в различных формах изнутри, от помощников астрального плана, от Дживанмукт со всех частей мира, а также от Амарапуруш Шри Вьяса, Васиштха, Капила Муни, Даттатреи, Агастьи. Если вы хотите добиться быстрого успеха, то нужно медитировать 4 раз'а в день, причем регулярно и систематически. Когда вы медитируете и развиваете Божественную саттвическую добродетель, в вашем уме прокладывается духовная тропа. Если не будете медитировать регулярно, потеряете бесстрастие, станете беззаботным и неосмотрительным, а духовная тропа будет размыта потоками нечистых мыслей и отрицательных Васан. Когда вы практикуете медитацию, Джапу, Киртану, Пранаваш (систему вопросов в духовном исследовании), то мирские мысли, желания и Васаны подавляются. При нерегулярности Же бесстрастие убывает, и они снова проявят себя. Они сопротивляются и упорствуют. Культивируйте более устойчивое бесстрастие, и эти мирские мысли и Васаны вовсе будут разрушены. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|