|
||||
|
Часть I. Теория медитации Глава I. Что такое медитация? Медитация — это нечто такое, о чем многие что-то слыхали, некоторые имеют какое-то мнение, и лишь немногие действительно знают, что это такое. Как и все другие субъективные переживания, медитацию невозможно определить словами. Читатель должен сам обнаружить ее у себя, чтобы понять этот феномен. Опыт субъективного состояния вполне реален а описание этого опыта не является реальностью, что особенно верно по отношению к медитации. И все же мы попытаемся пролить свет на этот предмет обсуждения. Но поначалу давайте проясним, как современная психология рассматривает природу ума. Все сознание в целом (в нашем примере это — айсберг вместе с подводной частью) психология подразделяет на три сферы: низший ум (подсознание), средний ум (сознание) и высший ум (сверхсознание). Низший ум вовлечен в активную деятельность и координирует такие функции, как дыхание, кровообращение, пищеварение и т. д. и является хранилищем наших инстинктов, комплексов и страхов. Средний ум занят регистрацией фактов, их анализом, определением, концентрацией внимания. Однако средний ум порой не может придти к определенному выводу, пока, наконец, низший ум (т. е. подсознание), неожиданно спонтанно не подскажет ему верное решение и тогда средний ум с триумфом принимает его, как свое решение. Итак, средний ум — это царство рассудочности, логики, интеллекта, и часто не прочь воспользоваться как дарами инстинктивного, низшего ума, так и дарами интуитивного, или высшего ума. Высший ум — это область сверхсознания, источник интуиции, вдохновения, блаженства и трансцендентального опыта. Откровения, пророчества, видения проистекают именно отсюда. Таким образом, наша повседневная деятельность, наша обычная форма сознания ограничивается, как правило, лишь средним умом, воспринимающим внешние сигналы и реагирующим на них. При помощи этого ума вы сейчас читаете данные строки и пытаетесь осмыслить их. Под этим умом расположена скрытая форма айсберга, или, по выражению Карла Юнга, "коллективное бессознательное", вместилище всей нашей прошлой эволюции и архетипов, запись всей нашей деятельности в прошлых жизнях. Именно этот ум связывает всех нас воедино, так как в нем заключена информация о нашем общем прошлом. Однако за пределами подсознания и сознания живет высшее сознание, или подлинная природа нашего "Я". Эта возвышенная природа высвечивает все наши дела, слова и мысли даже тогда, когда мы не сознаем этого, а между тем большинство людей уверено, что наша жизнь направляется сознанием, импульсами эго, пристрастиями и антипатиями, — иными словами, тем, что психология называет "средним умом". Что же происходит, когда мы медитируем? В процессе медитации мы направляем наше сознание в различные части нашего ума. Чаще всего, однако, это сознание ограничено поверхностной сферой бессознательного или рациональной областью его. Но развитие медитативного процесса ведет к постепенному отстранению от рассудочности. В таких случаях медитирующие начинают воспринимать причудливые формы, или пробуждают укоренившиеся комплексы, о которых даже не подозревали. Порой они начинают испытывать страхи, которые раньше их не беспокоили. Почему это происходит? Это происходит потому, что сознание проникает в ранее неведомые глубины подсознания, вытягивает из пучины забвения образы и пробуждает силы, которые обычно проявляли себя, как гнев, ненависть, депрессия и т. д. До сих пор не был выявлен источник этих негативных разрушающих страстей, и мы были заложниками и жертвами этих слепых сил, но теперь, когда встреча с источником состоялась, он может быть устранен вместе с его ядовитыми испарениями, и жизнь станет более счастливой. Многие медитирующие начинают, наконец, осознавать процессы, управляющие телом. Но медитация имеет как низшие, так и высшие стадии. Высшей стадии достичь невозможно, если предварительно не устранены навязчивые страхи и комплексы. Врата в Высшее Царство плотно закрыты, так как именно эти страхи и комплексы являются замками и блокируют любое движение в их сторону. Любопытно, что хотя наше сознание может странствовать и проникать в любую сферу ума (от низшего до высшего), оно притягивается все-таки к низшему, как железо к магниту. Порой кажется, что сознание как бы испытывает извращенное удовольствие всякий раз, когда ему удается погрузиться в эту пучину тревог и страхов… В высшем медитативном состоянии сознание продвигается к высшему уму, или к сфере сверхсознания. Когда сознание поднимается над средним умом, т. е. областью рациональной, оно начинает ощущать, что только теперь приближается к подлинной реальности. Медитирующий вступает в сферу света и вдохновения. Происходит зондирование мира идей и мира бытия. Мы входим в иные измерения, в неизведанные доселе области бытия, которые раньше воспринимались, как плоды воображения. Кульминацией медитации является самореализация. Это происходит тогда, когда разрываются покровы всех ограничений и сознание отождествляется со своей сокровенной сущностью, с единственной и подлинной Реальностью "Я". С этих пор сознание становится чистым. Когда личность достигает самореализации, это означает, что достигнут контакт не с позицией эгоистического "я", а с высшей сущностью "Я". Когда такой человек совершает какие-либо действия, проистекающие из такого отождествления, его тело и ум действуют, как две отдельные сущности. Ум и тело уже не реальны для него — они просто проявления его сущности. Таким образом, целью медитации является транзитное исследование всех сфер ума и отождествление сознания с самим собой. Существуют два типа медитации: активная и пассивная. Активной медитацией называется та, которая совершается как регулярный ежедневный долг во время прогулок, разговоров, еды и пр. По существу, активная медитация является целью йоги. Это, однако, не означает, что необходимо бездействовать или действовать без энтузиазма — работа, как и внешняя активность, совершаются более эффективно и энергично. Активную медитацию можно развить, совершая пассивные медитативные практики, которые описаны в этой книге, если отождествляться с процессом карма и бхакти йоги (об этом говорится в соответствующих главах). Пассивная медитация — это сидение в определенной позе и совершение медитативной практики, которая также предлагается в этой книге. Цель — унять всегда беспокойный и блуждающий ум и превратить его в однонаправленный. Лишь при этом условии может наступить медитативное переживание. Данный процесс можно разделить на четыре этапа: 1 этап: фиксация ума на объекте, звуке, дыхание, образе, символе и т. д. В этой стадии ум успокаивается и входит в свою интравертную природу. 2 этап: успешное завершение I этапа автоматически ведет к свободному потоку мыслей, комплексов, видений, воспоминаний и пр. из сферы бессознательного. Лишь теперь возникает возможность прозондировать низший (подсознательный) ум и нейтрализовать его негативные комплексы. 3 этап: начинается проникновение в сферу сверхсознания. По существу, подлинная медитация наступает только сейчас. В нас пробуждаются могучие резервы невостребованных знаний и энергий, которые отождествляются со всем космосом, и наше бытие бесконечно расширяется. 4 этап: трансцендированный ум отождествляется с Высшим Сознанием. Цель самореализации достигнута. Успехи в пассивной медитации автоматически ведут к активной медитации. Ум, глубоко погруженный в пассивную медитацию, способен жить в постоянном медитативном состоянии, даже совершая мирские обязанности. Чем глубже вы проникаете в глубины своего ума во время пассивной медитации, тем активнее будет ваша внешняя деятельность и эффективнее ум. При этом интенсивнее начинает работать не только ум, но преобразуется вся жизнь, работа, любое занятие, и человек порой совершает то, о чем даже не мечтал. Когда мы достигаем самореализации, пассивная медитация становится излишней. На этом этапе человек полностью погружен в свой внутренний мир духовных ценностей, и это ему нисколько не мешает быть естественным в своем самовыражении во внешнем мире. Такая самореализованная личность живет как в духовном, так и в материальном мире, не зная конфликта. Это и есть состояние непрерывной, спонтанной и активной медитации. Обычно люди склонны полностью отождествляться с объектами восприятия. Так, например, если мы очарованы закатом солнца, наше внимание поглощено этим зрелищем настолько, что мы забываем о себе. Мы забываем, что имеем дело не с закатом, а с нашим восприятием заката. Мы так отождествлены с внешней природой, что в это время забываем о внутренней природе. То же, возможно, происходит и сейчас, когда мы читаем эти строки: сознаем ли мы, что эти слова переживаются нами, или мы отождествляем себя с этими словами? Идеальной ситуацией являлась бы та, при которой закат или иной объект восприятия переживался бы нами как переживание восприятия, и при этом осознание не утрачивало бы себя. Иными словами, субъект переживания существовал бы объективно. Следовательно, духовное ощущение переживаемого возрастает, ибо самость, сама душа, сознательно впитывает в себя объект. Внешнее переживание от созерцаемого преобразуется во внутреннее блаженство. Если до этого природа самости омрачалась переживанием объекта, теперь она сияет в первозданной славе субъекта. Сказанное справедливо и для всего материального существования. Поначалу мы должны пережить внешние явления, как часть нашей жизни, но впоследствии мы можем дополнить нашу внешнюю жизнь жизнью внутренней. Так мы будем более полноценно радоваться материальной жизни. В настоящее время мы преимущественно экстравертны, ибо вследствие неведения мы не осознаем в себе океана блаженства, который живет в недрах нашего существа. В этом и заключается важнейшая задача медитации — оторвать сознание хотя бы на короткий миг от вовлечения во вне и направить его во внутрь, чтобы, наконец, проблеск внутренней жизни привлек внимание и чтобы затем связать эту внутреннюю жизнь с внешней. Связь эта всегда существует, хотя мы этого и не осознаем. Именно медитация наделяет нас осознанием этой связи и направляет к духовному счастью и миру. Медитация дает нам возможность осознать жизненную важность субъективных переживаний как сокровенной природы нашего подлинного наследия. Медитация принадлежит всем. Это — нечто такое, что каждый должен и может испытать спонтанно. Однако мы не получаем опыта медитативного переживания вследствие образа жизни, который препятствует этому. Постоянное напряжение блокирует нашу внутреннюю природу. Мы регулярно совершаем действия, которые считаем единственно целесообразными, несмотря на то, что они могут противоречить нашей внутренней природе. Мы никак не можем преодолеть конфликт между тем, что совершаем, и тем, что нам хочется совершить. Мы стремимся к тому, чтобы кем-то стать, вместо того, чтобы просто быть самим собой. Как только нам удастся связать то, кем мы являемся, с тем, что мы хотим — медитация произойдет спонтанно. Знание, которым большинство из нас оперирует, представляет интеллектуальное знание, извлеченное из рациональной сферы нашего ума. Подобное знание является формой относительного знания, а не подлинного, истинного знания. Оно ограничено определенным кругом фактов и цифр, благодаря которым мы выводим теории, концепции и наши взаимосвязи с окружающей средой. Такова научная, технологическая, философская и другие формы рассудочности, которые восходят к рациональному уму. Ошибка заключается в том, что исходные предположения таких теорий и концепций считаются самодостаточными и, тем не менее, мы вновь и вновь убеждаемся в том, что знания подобного рода иногда высвечиваются с другой стороны, и тогда мы приходим к выводу, что этого знания недостаточно. Вот несколько примеров. Ньютон выдвинул теорию гравитации, которая была принята, как абсолютная истина. Однако несколько столетий спустя Эйнштейн доказал, что гравитации не существует. Подобные курьезы можно обнаружить не только в истории наук, но и во всяком интеллектуальном акте. Утверждения, которые мы извлекаем из рационального ума, со временем подвергаются существенным коррективам того же ума по мере накопления информации. Знания, как известно, можно извлекать не только рассудочным путем, но и посредством ощущений и эмоций: истину можно прощупать ментальным путем, но можно прочувствовать и эмоциональным образом. Многие ошибочно полагают, что эмоциональное проникновение в истину является интуитивным знанием, или знанием высшего порядка, таким знанием, которое проявляется за пределами интеллекта и эмоций. Это — медитативное или интуитивное знание, которое по существу и является единственно реальным знанием, абсолютным и непогрешимым. В отличие от рационального знания, которое пытается воссоздать полную картину из соединения частей, интуитивное знание непосредственно созерцает целое, как сумму всех возможных частей. Это происходит вследствие того, что источник интуитивного знания восходит к сверхсознательному уму. Данное знание не зависит ни от интеллекта, ни от эмоций, которые склонны искажать или окрашивать реальное знание. Медитативное извлечение знания не имеет ничего общего с этим. В противном случае это не медитация. Что же происходит в процессе медитации? В процессе медитации формируется связь между высшей областью сознания (сверхсознанием) и осознанием этой связи, вследствие чего медитирующий проникает в глубокие и тонкие ментальные вибрации и пропитывается ими. Хотя эти тонкие вибрации существуют всегда, обычно они не воспринимаются, за исключением тех случаев, когда интуитивные озарения, вдохновения и творческие просветления на миг приоткрывают завесу с этой "таинственной" сферы. Закомплексованный ум не дает возможности заглянуть за эту завесу и всегда остается в плену рационализма и заурядных измышлений. Обычное сознание довольствуется пережевыванием уже пережеванного, анализируя проявления тех причин и следствий, которые находятся по ту сторону проявлений, т. е. в царстве высшего знания и тончайших вибраций. Таким образом, глубочайшие аспекты жизни могут быть обнаружены только в процессе медитации. Глава II. Наука, йога и медитация Это замечательно, что такие две области познания, как наука и йога, которые до сих пор считались диаметрально противоположными, начинают, наконец, сближаться: наука изучает и использует йогические техники, а йога выражает себя в научных терминах и использует научные достижения. Наука уже не ограничивается изучением только материальных аспектов, но все более углубленно исследует духовные проявления и феномены. Демонстрируя современным интеллектуалам, физические проявления духовной жизни, наука, безусловно, открывает более широкому кругу людей подлинные истины и возможности религий, йоги и других духовных путей и методов исследования природы ума. В конце прошлого столетия многие выдающиеся ученые пришли к выводу, что они познали так много всего, что им почти нечего больше открывать и исследовать. Затем появились Эйнштейн, Фрейд и другие проницательные ученые, доказавшие своими открытиями, что во Вселенной еще осталось много непознанного. Научный мир начинает понимать ограниченность своих открытий в области материального мира и все чаще обращается к исследованиям явлений духовного мира. Поистине странно, что до сих пор наука не удостоила своим вниманием этот загадочный мир, несмотря на то, что уже 50 лет назад Фрейд опубликовал свои труды о природе бессознательного. Однако помимо этого бесчисленные сонмы гениев и святых всех веков и народов являли миру свои уникальные способности в состоянии высшего просветления… Одним из наиболее интересных областей для исследования представляют наблюдения над физическими проявлениями медитации. И хотя исследования подобного рода только начались, они уже проливают свет на то, как можно использовать медитацию для физиологических, психологических и духовных целей. Вероятно, настало наконец время, когда наука может помочь людям вступить на духовный путь самосовершенствования. Уже широко стали использоваться приборы биообратной связи для достижения более глубокой медитации. Современная психология, как известно, интересуется проблемами духовного роста личности и психическим здоровьем. Одно из направлений этой психологии (психосинтез), в частности, преследует те же цели, что и йога, т. е. единство всего существа и достижение основного его назначения — самореализации. Настало время рассмотреть, где наука и йога смыкаются. Современные психологические идеи весьма напоминают аналогичные утверждения йогинов, которые уже были известны тысячелетия тому назад в такой системе взглядов, как Санкхья. Йога убеждена, что важны все аспекты природы личности от физических до духовных. Каждый человек в самом себе имеет все возможности для пробуждения дремлющих способностей, которые могут быть обнаружены и развиты посредством практики йоги. Это подлинно духовный путь и развитие всех потенциальных возможностей человека приближает его к реальному осознанию себя, как целостной личности. Психология до недавнего времени (за исключением психосинтеза, основанного еще в 1910 году Р. Ассаджоли) ограничивалась изучением определенных аспектов психической деятельности человека, игнорируя другие проявления индивидуальной жизни, как менее существенные. Так, например, Фрейд, отец западной психологии, утверждал, что основной мотивацией (побуждением) человека является сексуальный импульс в сочетании с инстинктом самосохранения. Это, мягко говоря, весьма ограниченный взгляд на природу человека с его разнообразными стремлениями. Однако и сегодня есть немало психологов, которые разделяют точку зрения Фрейда. В этом отношении К. Юнг был, безусловно, более прогрессивен, ибо он обосновывал идею о том, что в человеке живут более глубокие аспекты, которые большинством людей просто не осознаются. Как правило, психологические соображения о природе человеческой личности имели существенный недостаток: они рассматривали человека в отрыве от других факторов его жизни, таких, например, как духовные запросы. По существу, психологи до сих пор не могут дать вразумительного ответа на вопрос — что такое человек? Без ответа на этот важнейший вопрос невозможно надеяться на удачный исход т. н. психологического воздействия на человека, и потому все психологические модели, как и психотерапевтические лечения, остаются до сих пор малоэффективными. И хотя порой они облегчали человеку существование, он не стал более счастливым. Быть может, Юнг является первым психологом, который оказал психологии неоценимую услугу, ибо психология с легкой руки Юнга встала, наконец, на холистический путь и обратила пристальное внимание на сущностное единство человека. Сравнительно недавно идеи Юнга заинтересовали наиболее маститых психологов. Некоторые школы современной психологической мысли (например, возрастная психология, психология организма, высшая психология и мн. др.) восходят непосредственно или косвенно к учению Юнга. Все эти системы исследуют человека, как многомерное существо и солидарны с йогической точкой зрения. Они согласны с тем, что любое осмысление природы человека должно учитывать все аспекты его жизни, как объективные, так и субъективные. Если упускается хотя бы один из аспектов — такой, например, как духовный, — разваливается вся целостная картина представлений о человеке, как таковом. Очень важно, что все эти направления современной психологии ориентированы на гармоничное развитие потенциальных способностей человека, что уже имеет прямое отношение к самореализации. Если психологические школы именуют самоактуализацией то, что йоги называют самореализацией, это не столь важно. И те, и другие стремятся к одному и тому же: личность должна проявить все свои скрытные возможности и способности и не реагировать на враждебные реакции со стороны окружающей среды. Как современная психология, так и йога, акцентируют важность эволюции и планомерное совершенствование человека в целом. Йога всегда утверждала, что конечной целью человека является его единение с миром и с Богом, как Высшим Принципом. Однако, психологи пока молчат относительно конечной цели… Кто знает, быть может в ближайшем будущем, они нарушат свое молчание. Впрочем, некоторые психологические школы (например, психосинтез) уже утверждают, что самореализация действительно является конечной целью и смыслом жизни. В недалеком прошлом психология полагала, что человек психологически обусловлен навязчивыми идеями и склонностями. Предполагалось, что человек обречен бесконечно повторять и проявлять свои побуждения для удовлетворения своих потребностей. Однако, это постоянное удовлетворение потребностей не приводило и не может привести к окончательному удовлетворению по той простой причине, что не иссякает источник той напряженности, который провоцирует постоянный поиск окончательного удовлетворения. Человеку необходимо осознать, что пока он находится в плену своих заурядных потребностей, ему не выбраться из этих низших форм удовлетворения. Необходимо продвигаться к высшим формам удовлетворения, и каждое последующее продвижение на этом пути будет освобождать человека от господства низших форм. Человека всегда привлекало то, что доставляло ему большее удовлетворение, и до тех пор, пока он не имеет опыта высшего наслаждения, он будет довольствоваться менее высоким. Недаром современные психологи проявляют все больший интерес к медитации и предпринимают научные исследования в этом направлении. Любопытно, что психологи не ограничиваются только научными экспериментами, но все чаще ссылаются на древние йогические тексты по медитации и даже сами пытаются медитировать, анализируя свой собственный опыт. Теперь они подошли к той черте, которая вынуждает их сформулировать корректное определение того, что же такое человек? Психологи пришли к выводу, что большинство людей с самого рождения всё подгоняют под определенную классификацию. Иными словами, людей учат, что всё в мире подразделяется на хорошее и плохое, что люди делятся на черных и белых, на христиан, мусульман, индусов, на умных и глупых, любимых и ненавистных и т. д. Нас гипнотизирует слово, и мы не способны увидеть мир таким, каков он есть. Люди уподобляются автоматам. Многие психологи сегодня убеждены в том, что важнейшей проблемой века является деавтоматизация людей. Современные мыслители, и особенно психологи, весьма озабочены лихорадочным ритмом жизни и жестокой конкуренцией, которые способствуют формированию стрессовых ситуаций и дальнейшей деградации духовного потенциала человеческой личности. И в самом деле, психические проблемы увеличиваются с каждым годом, а рост числа заболеваний принял уже эпидемический характер. Психологи уже осознают, что каждый человек должен развить в себе способность отражать атаки интенсивной внешней деятельности. Многие поняли, что каждый должен пробудить в себе своего собственного психолога. Но как? Где этот метод? Такой метод уже признается и широко рекомендуется. Это медитация. Медитация способна предотвратить и устранить тревожные состояния, закомплексованность, стресс. Ее можно использовать и как профилактику, и как метод лечения. По существу, медитация является универсальным средством. Прогресс заключается уже хотя бы в том, что многие признают медитацию не сном и не гипнозом. Психологи стали уже с уважением относиться к тем, кто сидит и медитирует. То, что медитация — не сон и не гипноз, доказывает уже само существование тех продвинутых личностей, которые пребывают в состоянии непрерывной медитации, как во сне, так и во время бодрствования. Сегодня все больше и больше психологов советуют людям практиковать медитацию таким образом, чтобы они могли наблюдать за функцией своих внутренних органов. Они говорят уже о том, что в процессе медитации можно обнаружить сверхактивность внутренних органов и самого мозга. Это лучший способ лечения болезней — остановить их прежде, чем они проявятся. Полчаса медитации каждое утро помогают погрузиться в тишину, что благотворно сказывается на продуктивности последующей деятельности. Наша способность выполнять повседневную работу или участвовать в играх, всецело зависят от внутреннего состояния. Если оно не уравновешено, взаимодействие с внешней средой также будет не уравновешено. Медитация является надежным средством противодействия пессимизму, депрессии, напряжению и другим деструктивным состояниям, которые воспринимаются большинством людей как неотъемлемая часть их повседневной жизни. Однако современные психологи уже верят, что медитация не только полезна, но и необходима. Как и йоги, психологи согласны с тем, что радость является нормальным состоянием нормального человека. Тот, кто культивирует медитацию, контролирует свое настроение, трансформирует негативные состояния в позитивные. Одной из важнейших проблем современного человека является его неспособность адаптироваться к переменам. В прошлом, когда ещё не существовало технологического прогресса, не было и проблем, порожденных технократической цивилизацией. Технический прогресс — это постоянные перемены, которые происходят чаще, чем ум успевает к ним приспособиться. Отсюда — стресс и психофизиологические травмы. Вот почему современная психология убедительно рекомендует медитацию как надежное средство предотвращения стрессовых явлений. Она все чаще обращается к людям с призывом обратить серьезное внимание на широкие возможности, которые открываются перед человеком, который уделяет время работе с областью бессознательного. Ведь именно в этой области укоренены наши комплексы, влечения и отвращения. Многие из нас имеют скрытое подлинное призвание, естественную склонность к совершению определенных поступков, но если мы этого не осознаем, то и не совершаем их. В известном смысле мы пребываем в состоянии непрерывного напряжения. Если бы нам удалось проявить свой потенциал, мы бы начали жить самодостаточной, созидательной и счастливой жизнью. Медитация является путем к этому. При помощи медитации мы можем узнать о нашей внутренней сущности и проявить ее подлинную природу. Лишь тогда мы способны реализовать то лучшее, на что мы способны. Биообратная связь: современное направление йогиТехника биообратной связи уже используется несколько лет, но лишь сравнительно недавно ее стали применять в медитации. Биообратная связь применяется для измерения и контроля биотоков мозга. Но в первую очередь необходимо обсудить причину и природу биотоков мозга. Это явление, которое правильнее было бы назвать биоритмами мозга, впервые было обнаружено еще в прошлом столетии при исследовании мозга обезьян. В начале нашего столетия стали исследовать и человека. Было обнаружено, что частота, напряжение и амплитуда волн заметно отличались. Тщательные исследования и характеристики биотоков стали использоваться для доказательства неправильного функционирования мозга вследствие опухоли или общих умственных расстройств. Что представляют эти биотоки? Пока что медицинские исследования не могут вразумительно объяснить природу и причину этих биотоков и потому представляют скорее описания, чем научные обоснования. Мозг состоит из миллионов и миллионов клеток, называемых нейронами, и существуют бесчисленные связи, как между этими мозговыми клетками, так и между ними и другими клетками организма. По существу, каждая мозговая клетка прямо или косвенно связана с любой другой. Нервные импульсы постоянно воздействуют на эти сложные нейронные цепи. Каждый нейрон состоит из ядра, аксона (основной отросток нейрона) и различных дендритов (отростков нервной клетки). Они воспринимают нервные импульсы из других нейронов посредством аксонов, длинных отростков, похожих на волокнистую прядь. Каждый отдельный нейрон соответственно передает нервные импульсы к другим нейронам сквозь волокнистую прядь (дендриты), которая связана с аксонами других нейронов. Нервный импульс передается лишь тогда, когда электрический заряд в нейроне достигает определенного уровня. Именно этот уровень предопределяет внезапную вспышку или импульс, который и является биотоком мозга. Исследования подтвердили, что существует непосредственная связь между частотой, напряжением и амплитудой биотоков мозга и состоянием человека. Для удобства волны были разделены на 4 типа: бета, альфа, тета и дельта. Читателю необходимо помнить, что эти волны не свидетельствуют о состояниях ума, но являются лишь тем проявлением, которое позволяет понять, в каком состоянии находится мозг. Теперь перейдем к сжатой информации об этих волнах. Бета-волны сигнализируют о той природе активности, которую мы проявляем в состоянии бодрствования, занятые внешней экстравертной активностью. Бета-волны активизируются тогда, когда мы заняты рациональным мышлением, испытываем какие-либо чувства при воздействии внешних раздражителей, когда, мы озабочены, напряжены, или, как принято говорить, "нормально живем". Эти волны обладают низкой амплитудой и частотой выше 13 циклов в секунду. Альфа-волны пробуждаются во время слабой медитации и связаны с расслабленным состоянием ума, пассивностью, отсутствием напряженности и возбудимости. Эти волны весьма активизируются во время творческого подъема и спада активности рационального ума и эмоций. При исследовании состояния йогов и дзен буддистов, погруженных в медитацию, была обнаружена интенсивная пульсация альфа-волн от 8 до 13 циклов в секунду. Тета-волны обычно проявляются во время сна и имеют непосредственное отношение к пробуждению бессознательных явлений, когда из недр бессознательного поднимаются впечатления и переживания и вновь осознаются, как реалии. Эти волны возникают во время глубокой медитации, экстаза, экстрасенсорных восприятий. Дети способны излучать эти волны даже в состоянии бодрствования, но впоследствии, когда они взрослеют, интенсивность излучений заметно слабеет. Частота тета-волн колеблется от 4 до 7 циклов в секунду. Дельта-волны имеют самую высокую амплитуду с частотой ниже 4 циклов в секунду. Меньше всего известно именно об этой волне излучения, которая тесно связана с глубоким сном без сновидения. Человек, погруженный в такое состояние, может легко изучать иностранный язык и другой трудоемкий материал при помощи магнитофона во время глубокого сна. Такое усвоение возможно потому, что происходит оно на уровне бессознательного ума, минуя рациональный, аналитический ум и без участия чувств. Еще раз напоминаю читателю, что к этой классификации следует относиться как к условной. Она не должна рассматриваться как незыблемая и триумфальная победа науки. Личность, умеющая контролировать свой ум (например, йог), может продвигаться по своей воле от одного состояния к другому. Он может начать с уровня бета- (т. н. "нормального" бодрствования) и продвигаться к состоянию альфа- и далее — к тета-волнам. Наконец, он может проявить дельта-волны, которые указывают на более глубокий уровень медитации, а может быть и самадхи. Волны могут быть обнаружены при помощи ЭЭГ (электроэнцефалографа), особого усилителя, улавливающего электроимпульсы мозга, которые фиксируются электродами, закрепленными на голове. Эти сигналы можно записать и определить тип волны, что дает возможность выявить состояние человека. Подобная аппаратура используется для научных исследований и в патологических целях, но для человека с улицы она недоступна. Для обычных нужд различные компании уже стали выпускать дешевые и простые приборы, которые позволяют каждому тестировать биотоки своего мозга. Наиболее популярен прибор, состоящий из наушников и датчика, который воспроизводит звуковые вибрации мозговой активности. В настоящее время разрабатываются и другие типы приборов индивидуального пользования. Каким образом система биообратной связи может быть использована в целях медитации? Зная природу волн мозговой активности в определенный момент, можно сознательно изменять эту природу до желаемого состояния. Так возможно изменить и состояние своего ума. Однако для этого необходима предварительная тренировка и регулярная практика. Не каждый готов всякий раз распаковывать инструмент биообратной связи и воздействовать на свой ум, но настойчивые усилия смогут направить ум на медитативную тропу. Поначалу может показаться странным, что какая-то форма волны представляет функцию мозга и что практика способна изменить нашу жизнь. Но ведь в действительности мы в течение всей жизни нечто культивируем, а это нечто, в конечном счете, и определяет нашу жизнь. Мы упорно учимся ходить, говорить и читать. Последние исследования подтвердили, что вполне можно контролировать и изменять даже такие процессы, как сердцебиение, дыхание и другие автоматические функции. Именно этим йогины занимаются уже на протяжении тысяч лет, и только теперь современная наука стала пристально изучать подобные явления. Научные исследования уже используют систему биообратной связи и приходят к весьма конструктивным достижениям. Изучая природу вибраций и ритмов, исходящих из сердца и других органов, ученые установили, что можно усилием воли как активизировать работу органов, так и добиться обратных результатов. По существу, это дело практики. То же самое относится и к контролированию биотоков мозга. Каждый человек должен сам выбрать, что ему подходит. Одни культивируют практику активизации альфа-состояния и успокоения возбужденного бета-состояния; другие, напротив, активизируют бета-состояние вместо альфа-состояния; третьи предлагают простую технику размышления об изменении состояния, и изменение неизбежно наступает. Великие йогины и мастера дзен-буддизма справлялись с этой задачей, изменяя по своей воле как свои ощущения, так и состояние своего ума. Однако техника биообратной связи сегодня остается по-прежнему актуальной и особенно для тех, кто только начинает практиковать и пока не имеет успеха в медитативном процессе. К сожалению, большинство людей настолько нечувствительны, что им трудно определить, расслабились они или все еще напряжены. Здесь могут пригодиться приборы биообратной связи, которые зарегистрируют степень релаксации и установят, есть ли прогресс или нет. Эта аппаратура настолько эффективна, что некоторые учители йоги уже используют ее в своей работе с учениками. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что система биообратной связи обладает большими возможностями и в будущем еще докажет свое преимущество. Некоторые защищают и другую точку зрения, которая состоит в том, что можно добиться существенных результатов изменения состояния ума и ощущений, если использовать дозированное применение наркотиков, не имеющих побочного действия. Как бы то ни было, но опыт пополнится всевозможными экспериментами и исследованиями, прежде чем можно будет порекомендовать людям тот или иной способ коренного изменения психофизического состояния. Но уже сейчас очевидно, что медитация совместно с биообратной фиксацией способны принести людям большую пользу и значительно повысить уровень общественного сознания в мире. Читатель — если он проявит любознательность — может убедиться, что между медитативным состоянием и гипнотическим состоянием существует разница, которую подтверждает аппаратура биообратной связи. Состояние, внушенное гипнотизером, выявляет наличие бета-эманации, что указывает на отсутствие медитативного процесса, хотя, если судить по внешним признакам, без приборов, невозможно отличить человека в медитации от человека под гипнозом. Каждая клеточка — источник безграничного знанияСравнительно недавно ученые установили, что клетка имеет весьма сложное строение и включает в себя грандиозную информацию. Ученые открыли модель т. н. молекулы ДНК, или молекулы жизни. В ней запечатлены все характеристики матери и отца, наследуемые сыном или дочерью. ДНК содержит не только репродуктивную программу, но и программу каждой клетки тела, а также характеристики волос, их цвета, рост, размер ступней и формы от детства до старости, индивидуальные особенности будущей жизни. Таким образом, наука вплотную подошла к йогической точке зрения. Йога всегда рассматривала каждую клетку тела как сознание, являющееся основой клетки и обуславливающее дальнейшее развитие всего организма в целом. Наука также сегодня подтверждает, что молекула ДНК представляет проекцию жизни человеческого существа. Ученые, установившие, что ДНК является прообразом цельного существа, все же упускают самое существенное: за программой ДНК прячется сознание. Сегодня великие мыслители уже провозглашают, что каждая клетка содержит память всех прошлых воплощений от зародышевой плазмы, борющейся за жизнь в формах рыб, земноводных, обезьян, первобытных людей до современного человека. А между тем еще в глубочайшей древности, когда наука и религия были разделены пропастью неведения, уже находились исполины-прорицатели, которые заявляли, что внутри человека пульсирует вся вселенная, которая неизмеримо безграничнее внешней вселенной. То, что вы созерцаете вне себя, говорили они, есть и внутри вас, ибо человек является микрокосмической моделью вселенной. Еще они говорили о том, что если погрузиться в себя, можно осознать прошлые жизни, как калейдоскоп прошлых воплощений. Сегодня наука и религия сближаются все больше. Наука изучила природу ДНК при помощи электронных микроскопов. Настало время исследовать сокровенную изначальную природу ДНК. Но пока что современная наука сделать это не способна, так как сфера этих исследований лежит вне материального опыта, вне объекта, но в духовном опыте, в субъекте. Здесь необходимо другое средство постижения, и таким средством является медитация, которая предназначена для исследования именно внутренней природы, и потому должна стать сегодня инструментом науки. Прозрачная сущность самостиНа вершине позвоночного столба локализована т. н. сетчатая активизирующая система или особый клапан, который контролирует и распределяет всю информацию, пропуская лишь ту, которая воспринимается сознательно. Именно здесь фиксируется информация сновидений, бодрствования и сверхсознания. Именно здесь этот своеобразный психический цензор не пропускает ту информацию, которая еще несвоевременна и не будет усвоена. Если бы эта часть мозга не функционировала, мы были бы погребены под лавиной информации, приходящей сквозь наши органы чувств. Так, например, когда мы пишем письмо, наше сознание направлено на то, что и как писать. Однако, если этот процесс будет взорван шквалом раздражителей, мы будем дезориентированы и не сможем написать письма. Поэтому сетчатая активизирующая система блокирует постороннюю информацию, которая не имеет непосредственного отношения к нашей деятельности. Каким же образом эта система включается в работу? Есть определенные условия, при которых это может произойти. Во-первых, информация должна обладать достаточной интенсивностью. Во-вторых, она должна соответствовать нашей ментальной программе, нашим предубеждениям или идеалам. Лишь в этом случае наша индивидуальная сущность сможет отождествиться с этой информацией, в противном случае она будет опасаться ее и отвергать. То же самое относится и к нашим эмоциональным реакциям. Вот почему мы не видим мир таким, каким он в действительности является. Сквозь нашу ментальную программу мы воспринимаем мир расплывчато, а сквозь эту расплывчатость — и людей вокруг нас. Как только нам удастся устранить эти страхи, неврозы, комплексы, влечения, антипатии и пр., пред нами раскроется чистая картина мира, каким он в действительности является. Активная ретикулярная система позволяет проникнуть в наше сознание и овладеть нашим вниманием только той информации, которая созвучна нашему умственному настрою. Если ум не обеспокоен и приветлив, расслаблен и умиротворен — всё вокруг кажется нам таким же. На высшей стадии духовного пробуждения даже чувство эмоциональной любви преображается и пропитывает ум состоянием всеобъемлющей любви, когда сознание отождествляется со всем сущим и обретает опыт единства, когда цензора между сознанием и окружающей средой уже нет. В этих условиях растворяется даже "эго", оно здесь уже не нужно, так как ум находит удовлетворение в самом себе. Центр сознания перемещается теперь из "эго" в самость, в подлинное "Я". В этой книге читатель найдет как йогические способы очищения ума, так и медитативные психотехники. Главная цель этих приемов заключается в том, чтобы нейтрализовать всевозможные комплексы, неврозы и профильтровать замутненный ум, перепрограммировать его и установить безупречную и конструктивную программу. Лишь после этого возможно спонтанно включиться в подлинный медитативный процесс. Барьеры, отделяющие научные исследования от духовных, будут сметены, и противостояние между ними значительно уменьшится. В настоящее время научные исследования уже помогают людям осознанно вступать на духовный путь (см. раздел, посвященный приборам биообратной связи), а медитация помогает науке в деле систематического исследования природы ума, проникая все глубже в архив подсознания. Глава III. Медитация и здоровье Медитация предполагает как физическое, так и ментальное расслабление, которое отчасти известно каждому из нас по опыту сна. Кто серьезно практиковал медитацию, тот знает, что она способна не только избавить человека от болезни, но и наделить превосходным здоровьем. Однако, прежде, чем мы приступим к обсуждению данной темы, необходимо понять, что нет принципиальной разницы между телом и умом: физический недуг вносит беспокойство в ум, а беспокойный ум вносит напряженность в тело человека. Эта органичная связь между телом и умом была осознана сравнительно недавно, а между тем ум/тело представляют единый комплекс. Недаром физическое расслабление приводит к расслаблению умственному и наоборот — умственное расслабление расслабляет и физическое тело. Читатель должен уяснить эту неразрывную взаимосвязь и помнить, что когда мы говорим о каком-либо заболевании, то имеем в виду как болезнь тела, так и болезнь ума. Медитация вентилирует и просветляет все существо человека, так как представляет более эффективный метод исцеления, чем снабжение организма лекарствами, которые могут выгнать болезнь из определенного органа, но вызвать болезнь, порой более тяжелую, в другом органе или частях тела. Тому есть много примеров. Медитация устраняет страдание и позволяет пациенту сохранить больше сил для противостояния и устранения недуга из всего комплекса ум/тело. Медитация способна помочь каждому овладеть искусством устранения недуга, но вначале необходимо знать, как медитировать и контролировать энергии, управляющие телом и умом. Кто понимает механизм внутренних процессов, происходящих в уме и теле, тот сможет непосредственно направлять свои усилия туда, где они особенно необходимы, чтобы внутренние энергии приливали к больному органу, исцеляя его. Физиологические эффекты медитацииМедитация — это мощный инструмент контролирования физиологических процессов и воздействия на психические явления. Изменяя метаболизм, или обмен веществ, обновляя телесные функции снижением кислорода и повышением углекислоты, медитация вызывает глубокие изменения во всем теле. Экспериментально доказано, что медитация уменьшает потребление кислорода на 20 % посредством снижения дыхательной функции. Медитативный процесс весьма существенно влияет и на уровень кровяного давления, которое снижается как во время, так и после окончания медитации, и поэтому данное средство особенно рекомендуется гипертоникам. У медитирующих понижается также и сердечный ритм на несколько ударов в минуту. Интересно, что медитация, понижая общее давление крови, повышает, однако, локальное кровяное давление в других частях тела, активизируя деятельность симпатической нервной системы, которая сжимает кровеносные сосуды в одном месте, заставляя кровь свободно протекать в определенном направлении. Чем больше сжатие, тем меньше прилива крови и больше давления. Такое повышение кровяного давления весьма благоприятно сказывается на общем самочувствии медитирующего. Чтобы это понять, давайте рассмотрим, что происходит с молочной кислотой, которая образуется в мышцах, не получающих свободного кислорода во время интенсивной мышечной деятельности. Мышцы вынуждены затрачивать больше энергии, чем кислород способен восполнить эти расходы. Так вырабатывается молочная кислота, пытающаяся обеспечить мышцы необходимой экстраэнергией. Во время отдыха запас молочной кислоты медленно поглощается другими веществами, т. к. в мышцах накапливается достаточное количество кислорода. В процессе медитации повышенное кровяное давление обеспечивает более эффективную доставку кислорода мышцам, и молочная кислота быстро рассасывается. Мышцы, расстроенные молочной кислотой, получают необходимую порцию кислорода, и через некоторое время всасывание кислорода клетками прекращается. Итак, симпатическая нервная система продуцирует молочную кислоту, а медитация автоматически сокращает производство этой кислоты. Какая связь между производством молочной кислоты и общим состоянием здоровья? Медицина давно установила, что люди, страдающие от различных тревог и беспокойств, нервозностью и напряженностью, имеют очень высокий уровень молочной кислоты по сравнению с теми, кто спокоен и уравновешен. Если в качестве научного эксперимента впрыснуть в тело человека молочную кислоту, внезапно повысится уровень беспокойства. Люди, страдающие высоким кровяным давлением, также имеют повышенный уровень молочной кислоты по сравнению с теми, кто регулярно медитирует. Совершенно очевидно, что медитация представляет совершенный метод понижения кровяного давления и молочной кислоты, как и всякого рода тревожных симптомов. Пора понять, что лекарства устраняют следствия, а не причину тревожного состояния или болезни. Есть ли разница между гипнозом, сном и медитацией и теми физиологическими изменениями, которые они производят? Между ними мало сходства или почти нет: в гипнозе не происходит метаболических изменений, а во сне они имеют место лишь спустя несколько часов. Кроме того, если в течение сна наблюдается определенное повышение уровня углекислоты в крови, то в процессе медитации соотношение кислорода и углекислоты остаются умеренно постоянными. Агрессия и депрессия — защитная реакция организмаЗащитная реакция организма обеспечивается функциональной деятельностью симпатической нервной системы и надпочечников. Эти две системы взаимно дополняют друг друга. Когда возникает стресс, опасность или страх, надпочечники выделяют гормон адреналин, который мобилизует тело к противостоянию или к отступлению. При этом пульс и дыхание учащаются, слух и зрение обостряются, пищеварительные процессы блокируются, и энергия отвлекается на совершение других работ. Если опасность растягивается, включается симпатическая нервная система, подготавливая организм к более длительному противостоянию. Когда телу уже ничего не угрожает, восстанавливаются его обычные функции жизнедеятельности. Однако современный образ жизни, перенасыщенный стрессом и соперничеством в конкурентной борьбе, заставляет многих людей находиться в состоянии постоянной готовности к нападению или к защите. Это может быть страх перед боссом, опасение утратить уважение в глазах друзей или соседей, страх не расплатиться по счетам и т. п. Под гнетом этих обстоятельств человек находится в постоянном напряжении, подверженный колебаниям настроений неудовлетворенности, неудач, недовольства и пр. Тело также при этом утрачивает свою способность противостоять натиску сил, вследствие чего значительно понижается иммунитет, и организм становится более уязвим пред лицом болезней. Некоторые могут сказать, что для них жизнь — это постоянное развлечение. Возможно, что это и так, но для большинства людей жизнь представляет источник постоянных напряжений даже тогда, когда они этого не сознают. Те же, которые уверяют, что им всегда хорошо, выдают себя, однако, реакциями своего организма: они прищуривают глаза, напрягают мышцы, кусают губы и ногти и т. д. Эти привычные для них побочные действия они совершают бессознательно, как бы компенсируя свою неудачу. А между тем эти признаки являются предвестниками психосоматических болезней независимо от того, знает об этом человек или нет. В действительности, его организм готовится к агрессии или к депрессии, т. е. к реакциям, которые подпитываются симпатической нервной системой и функцией надпочечников. И хотя внешние проявления кажутся порой незначительными и малозаметными, они уже указывают на то, что внутри организма происходят изменения ритма сердца, кровяного давления и т. д. Продолжительная стимуляция надпочечников и симпатической нервной системы приводят к т. н. "болезням цивилизации": гипертонии, диабету, инфаркту, язве желудка и 12-перстной кишки, умственным расстройствам, болям в спине, кожным проблемам, мышечным судорогам и многим другим недугам. Есть лишь один верный способ противодействия, предупреждения и излечения всех этих недугов: полностью расслабить все тело, ослабить работу мозга и совершать это каждый день. Сон, конечно, помогает расслабиться, но большинство людей не может этого сделать, и даже во сне пытается решить свои проблемы. Сон, однако, не устраняет того напряжения и ущерба, которые нанесли чрезмерная активность надпочечников и симпатической нервной системы. Лишь глубокое расслабление может снять напряженность тела и ума и вернуть человека к нормальной жизни. Такое глубокое расслабление дает медитация, подлинная панацея в современной жизни и верное средство достижения позитивного оздоровления всего комплекса ум/тело. Однако недостаточно ограничиться одной лишь релаксацией, пусть даже и эффективной. Необходимо изменить наше отношение к окружающему. Счастье каждого из нас зависит от гармонизации и интеграции с окружающей обстановкой. Отчужденность от бытия и страх перед окружением не принесут нам счастья. Система ум/тело должна быть перепрограммирована таким образом, чтобы адреналин не впрыскивался в кровь при каждой напряженной ситуации. Следует изменить нашу реакцию на все происходящее, чтобы человек мог отдыхать, быть счастливым и продвигаться к высшим сферам сознания. Чтобы читатель смог оценить важность преображенного ума, мы предлагаем познакомиться с механизмом функционирования мозга, от которого зависит наша напряженность или наша расслабленность. На вершине позвоночного столба локализована лимбическая система распознавания и отбора сигналов, приходящих из внешнего мира. Иными словами, лимбическая система сравнивает данные уже ранее накопленной информации в архиве памяти с той информацией, которая поступает вновь от органов чувств и анализирует эти два опыта. Если обнаруживается несоответствие или дисгармония между двумя опытами (т. е. прошлым и настоящим), происходит то, что мы называем беспокойством ума, волнением, тревогой и дискомфортом. Эти реакции мгновенно активизируют надпочечники, которые впрыскивают в кровеносную систему адреналин, что ведет к еще большему психофизическому напряжению: сердце начинает учащенно биться, дыхание усиливается, возникают здесь и там мышечные и эмоциональные блоки. Путь к формировании болезней открыт. В этих условиях существует лишь одна альтернатива — расслабление. Мы можем значительно снизить напряженность тела и ума медитацией. Если вы действительно желаете быть здоровыми и счастливыми — перепрограммируйте свой ум, т. е. измените свое отношение к внешнему миру, перестройте свою ментальную программу, которая была заложена всем предшествующим процессом вашего воспитания и образования, всеми прошлыми ошибками, которые заставляют вас страдать в настоящем. Глава IV. Психические основы йогической физиологии Природа психики, как правило, вызывает у среднего читателя и обывателя чувство смущения, ибо здесь он сталкивается с тем, что относится к иной области, к чему-то такому, что нельзя определенно узнать или определить с научной точки зрения. К счастью, в настоящее время наиболее выдающиеся ученые совершили в своих исследованиях психических феноменов определенный прорыв и сформулировали термины, при помощи которых можно описать и определить эти феномены. Недалек тот день, когда психическая вселенная будет исследоваться так же, как материальная вселенная, и знание непознанных явлений психического мира станет достоянием всего человечества. Многие передовые исследовательские институты мира уже широко используют приборы и технические приспособления для наблюдения над психическими явлениями. Ученые постепенно приходят к выводу, что психический мир представляет органичную часть вселенной, ее тонкий уровень. Они уже утверждают, что каждый объект или сущность, проявленные на физическом плане, имеют соответствующую форму на более тонком плане, что психическая природа состоит из частичек неизмеримо более тонких, чем протоны, электроны и нейтроны, и обладают вибрацией большей скорости, чем скорость света. Более того, ученые утверждают, что помимо психических существуют планы еще более тонкие, но их пока невозможно определить в терминах современной физической науки. Йогической традиции, однако, известно, что здесь речь идет о таких двух планах, как ментальный и каузальный (или причинный), которые йогины способны прочувствовать в процессе медитации и самадхи. Известно, что психический план находится над физическим и проникнуть в него можно даже во сне или после физического или эмоционального шока. В состоянии наркотического опьянения также возможно проникнуть в тот мир. Но спонтанное психическое пробуждение в процессе медитации, когда у человека открываются т. н. "духовный опыт" и "видения", является более естественным для человека и более безопасным. Так, например, древнейшая система кундалини йоги опирается на авторитет тантрических учений и предлагает много психотехник, при помощи которых можно контролировать пробуждение психических переживаний самим учеником. Глава V. Перепрограммируйте свои ум Каждый из нас обладает самым замечательным компьютером в мире и при этом не подозревает, что такой биокомпьютер настолько сложен, что его бесперебойную работу обеспечивают от 10 до 13 биллионов нейронов, которые постоянно анализируют, интерпретируют, сравнивают, накапливают и передают информацию, поступающую как из внешнего, так и внутреннего мира. Ежесекундно обрабатывается поистине фантастическое количество информации в форме звуков, образов, ощущений, и все эти сигналы непосредственно контролируются мозгом, хотя мы и не сознаем, что и как происходит, потому что все эти процессы происходят в царстве подсознания, благодаря которому нам удается избежать перенапряжения. Если обычный, изобретенный человеком компьютер может ошибаться, и тогда опытный программист способен устранить неисправность, то естественный компьютер, которым наделила нас природа, продолжает работать, как бы не замечая изъяна и следуя по пути ошибочной программы, жалуясь на то, что мы называем судьбой… А между тем мы могли бы избежать "превратностей" судьбы, если бы перепрограммировали свой ум и наполнили свою жизнь большим смыслом. Ум, обогащенный подлинной программой жизни, способен превратить для себя всю вселенную в рай, но ум, лишенный такой возможности, всю вселенную превращает в ад. Причина нашего несчастья — в нашем менталитете, который вынуждает нас лихорадочно делать деньги, чтобы купить новую и лучшую машину, чтобы добиться высокого положения в обществе и т. д. и т. п. Иными словами, мы пытаемся расширить горизонт своих вожделений, вовлекая других людей в эту орбиту эгоистических импульсов. Каков же результат? — Если кто-то пытается нам противодействовать, мы стараемся помешать им и убрать с дороги. Нами овладевают страх, ненависть, ревность, беспокойство и стресс, наша напряженность возрастает, несмотря на то, что мы, в конце концов, добиваемся того, чего хотели. Итак, с одной стороны — погоня за все большими наслаждениями, а с другой — возрастающая напряженность, которая приводит нас к отчаянию, если мы не достигаем поставленной цели, и тогда мы чувствуем себя очень несчастными, поглощенные тоской… И хотя все то, к чему мы так стремились и чего достигли, не сделало нас счастливыми, мы все же продолжаем гнаться то за одной удачей, то за другой. Почему? Ответ прост: мы следуем программе, которую сами сконструировали для себя. Мы запрограммировали себя на преследование вещей, которые не приносят нам того счастья, о котором мы мечтали. Настало время изменить эту программу, если мы приложим необходимые усилия. Мы можем запрограммировать себя таким образом, чтобы реагировать иным образом на то, что нас окружает. Медитация становится почти невозможной, если мы продолжаем бороться с жизнью и с людьми, и протекает почти спонтанно, если мы находимся в гармонии и с тем, и с другими. Как только мы сможем перепрограммировать свой ум, наше окружение перестанет нас беспокоить и медитация произойдёт спонтанно, автоматически, не нужно будет прилагать особых усилий. Наше сознание начнёт расширяться, и мы неизбежно станем счастливыми. Счастье следует искать в нашем собственном уме, а не во внешнем окружении, которое мы тщетно пытаемся приспособить к себе. Ищите счастье в себе, а не вне себя. В противном случае, ваши симпатии и антипатии исказят ваше представление об окружающем вас мире и о вас самих. Наш ум взаимодействует только с той информацией, которая совместима с его программой. Так, например, если мы запрограммировали себя на то, что каждый ненавидит нас, наш ум будет откликаться только на ту информацию, которая подтверждает и усиливает именно эту позицию, в то время как другая информация будет подавляться. Точно так же если мы программируем себя на то, что каждый любит нас, наш ум будет отмежёвываться от противоположной информации. Таким образом, внешний мир и люди всегда представляются нам не такими, какие они есть в действительности, а такими, какими МЫ их представляем в соответствии с нашими желаниями, склонностями и привязанностями. Однако мы вовсе не акцентируем, что желание — это плохо. Мы только лишь разъясняем, что они блокируют духовную эволюцию и не дают вступить на тропу медитативного опыта, который наполнит всё наше существо неописуемым счастьем высшего сознания. Но чтобы это прочувствовать и не расставаться с этим блаженством, необходимо перепрограммировать свой ум и медитировать. На заметкуВам необходимо понять следующее: постарайтесь изменить не стиль своей жизни, но лишь отношение к ней. Не гонитесь за внешним счастьем. Если ваши многолетние и тщетные поиски счастья не увенчались успехом, почему бы вам не изменить природу своего менталитета? Посмотрите на людей, которые в поисках счастья во внешнем мире пошли на крайности, — они вовсе не выглядят счастливыми. Как правило, они подавлены и циничны, и в их устах счастье и мир — это выдумки. Помните, что ум можно перепрограммировать. Есть известное изречение: "о чем мы думаем — того и достигаем". Наш теперешний запрограммированный ум — это результат предыдущего мышления. Ум подобен воску и принимает форму соответствующих впечатлений, наложенных на него. Поэтому, если мы начинаем думать по-другому, ум постепенно изменяет свою программу. Мы можем сознательно сформировать своё позитивное будущее, выявляя Красоту и Истину, сокрытые внутри нас. АутотренингПочти у каждого человека есть определённые комплексы, страхи, стрессы, которые держат ум в сознательном или спонтанном напряжении. Эти помехи не позволяют уму успокоиться и стать миролюбивым, без чего невозможна медитация. Не забывайте: "о чём мы думаем — того и достигаем". Пусть это изречение будет постоянно напоминать о том, что вам следует делать. Сила самовнушения очень велика: негативное мышление превращает нашу жизнь в негативную, а позитивное мышление формирует позитивную жизнь. Если мы будем постоянно думать о том, что у нас рак, у нас действительно появится рак. Однако на нас влияет не только то, что мы сами себе внушаем, но и то, что внушают нам другие: книги внушают нам определённые идеи и представления, люди разговаривают с нами, и мы спонтанно поддаёмся их внушению, — нас порой убеждает даже их жестикуляция, как они смотрят на нас и как говорят. Таким образом, энергия внушения трансформируется в энергию самовнушения, которое способно устранить все препятствия, удерживающие наш ум в напряжении или же создать новые препятствия на пути к его освобождению. Принцип самовнушения широко используется непосредственно перед медитативными практиками. Ясно понять цель самовнушения и действительно захотеть её осуществить — вот важнейшее условие материализации эффективного самовнушения. Однако наши проблемы сугубо индивидуальны, а это означает, что решить их можно только с учётом индивидуальных склонностей. По мере того, как человек начинает более решительно продвигаться по духовному пути, он всё глубже проникает в суть собственных проблем и убеждается в том, что прежде важное для него представляется уже маловажным или вообще неважным, а то, что прежде казалось неважным, воспринимается как особо важное. Установлено, что корни наших проблем локализованы в подсознании и приводят нас в беспокойство особенно тогда, когда мы расслабляемся. Именно в такие минуты, когда наши опасения начинают проявляться, очень важно включить механизм самовнушения, которое будет пропитывать подсознание энергией антиопасения, подмывая корни наших проблем. Но как обнаружить и устранить эти корни? Люди, регулярно практикующие йогу и медитацию, сами начинают убеждать других в том, что проблемы обнаруживаются и устраняются. Практика доказывает, что, например, психотехника антар мауна, сопровождаемая дневниковыми записями, приводит практиканта к прекрасным результатам. Можно добиться успеха также и в том случае, когда практикант вырабатывает в себе терпимое отношение к внешним раздражителям: более устойчивый и уравновешенный ум уверенно противостоит тем сигналам из внешнего мира, которые раньше сильно раздражали его и даже приводили в неистовство. Этот метод называется вайрагьей, т. е. отстранённостью от всего. Отсюда не следует, что вам необходимо разорвать все ваши связи с людьми, жить растительной жизнью и отойти от социальной жизни, — вовсе нет. Это означает, что все ваши реакции не должны проникать глубоко в вашу душу. Иными словами, в общечеловеческом смысле вы продолжаете испытывать различные чувства и эмоции, но они уже не способны выводить вас из равновесия. Но почему? Потому что изменилась направленность вашего самоотождествления: если для вас совокупность тела, чувств и ума исчерпывает представление о вашей подлинной сущности, тогда любое посягательство на них вы будете переживать болезненно; но если вы себя отождествляете с той сущностью, которой невозможно нанести вред, тогда вы сможете, по крайней мере, гораздо легче перенести психофизические испытания. Этот эффект можно сравнить с рябью на воде: благодаря ветру или падающим в воду предметам на поверхности пруда образуется рябь, которая не может проникнуть в глубину пруда; точно так же ветер желаний скользит по поверхности ума и не может проникнуть в его обузданные глубины. Поскольку подлинной сущностью человека является духовная сущность, материальная природа физических и ментальных вибраций не должна проникать в глубины духовной природы, которая не имеет ничего общего с природой материальной. Конечно, это легче сказать, чем сделать, но сознательная и регулярная практика самоосознания неизбежно принесет свои плоды и человек действительно сможет оставаться спокойным и уравновешенным среди шумной суеты внешнего мира. Другой важной особенностью самовнушения является исцеление от различных недугов и болезней. Если регулярно направлять сознательное желание на очаги недомогания, можно сформировать полноценное, сильное и сбалансированное тело. Известно, что люди, обладающие сильной волей, избавлялись даже от таких смертельных болезней, как рак и лейкемия. Наилучшее время для самовнушения — после медитативных практик, непосредственно перед засыпанием и сразу же после пробуждения. Именно в это время ум наиболее восприимчив к самовнушению. Повторяйте свою формулу самовнушения с напористым чувством убеждённости в течение нескольких минут и верьте всем сердцем, что самовнушение обязательно поможет. При соблюдении всех этих условий успех гарантирован, но малейшее сомнение и неуверенность приведут к неудаче. Всё сказанное выше направлено на то, чтобы читатель понял необходимость реидентификации для переосмысления себя и своего окружения. Большая часть наших несчастий органично связана с отождествлением себя со своим телом, умом, работой и другой ролью в жизни. Мы постоянно отождествляем себя с преходящими факторами существования, вместо того, чтобы осознать сердцевину нашего подлинного существования. Если нам удастся отделить наше подлинное "Я" от нашего тела и ума и относиться к ним, как к временным проявлениям нашего "Я", мы войдём в состояние почти постоянной и спонтанной медитации, потому что освободимся от телесной и ментальной тирании. Устойчивость и уравновешенность физических, ментальных и эмоциональных аспектов нашего существа уравновешивает наше общее состояние, и медитация становится для нас естественным, простым и автоматическим процессом. Если спросить человека о том, кто он, можно услышать такие ответы: "Я — доктор", "Я — водопроводчик", "Я — домохозяйка", "Я — футболист" и Т. д. В зависимости от того, какую роль человек играет в жизни, ту роль он и называет. Женщина может сказать, что она исполняет одновременно роль жены, матери и машинистки. Таким образом, подобные ответы означают не то, кем являются эти люди, а то, чем они занимаются. Ложное самоотождествление может привести к большому несчастью. Проиллюстрируем это на таком примере. Предположим, что актер привык к тому, что у него прекрасные физические данные, он имеет успех у публики и постоянно следит за своей физической формой. Но проходят годы и он замечает, что тело его дряхлеет, красивые черты лица увядают, голос слабеет. Уныло рассматривая себя в зеркале, он расстраивается и чувствует себя очень несчастным. Его самоотождествление с прошлым величием становится для него погребальным звоном. Вот почему среди актёров так распространены эмоциональные стрессы и самоубийства. То же самое можно сказать и о матери, которую оставят дети, и о докторе, и о домашней хозяйке, и о водопроводчике. Все эти роли не являются постоянными реальностями и рано или поздно, но этот факт обнажится и может привести к трагедии. Иногда люди говорят: "Я испытываю жажду". Здесь слово "Я" явно относится к преходящему телу, и потому правильнее было бы сказать: "Моё тело испытывает жажду", а не "Я испытываю жажду", ибо "Я" — непреходящая Сущность и не может испытывать жажды. То же самое относится к нашим эмоциям и мыслям, когда мы говорим: "Я сердит" или "у меня депрессия". Тело, чувства и ум всегда изменчивы: сегодня мы любим, завтра — ненавидим, сегодня мы думаем об одном, завтра — о другом. Природа тела, чувств и ума обладает текучим характером. Наше "Я" способно наблюдать за телом, умом и чувствами именно потому, что "Я" отличается от этой троицы. Следовательно, "Я" — это некто четвёртый, некий стержень сознания и Свидетель, Который освещает поле нашей деятельности. Это и есть та Сущность, с которой необходимо отождествиться. Люди, которые отождествили себя с этим "Я", используют тело, чувства и ум наиболее эффективно, не ведая ни болезней, ни отчаяния. Как же научиться действовать из центра "Я"? В этом и состоит главная цель духовной тропы, которую сравнивают с "лезвием бритвы" и с "узкими вратами". Медитация ведёт к этому центру сознания, а центр сознания ведёт к медитативному бытию. Итак, первое, что необходимо понять — это то, что все наши действия представляют всего лишь роли, которые мы играем и не характеризуют никоим образом вашу личность. Это не означает, что вы прекратите выполнять свои роли, эти роли по-прежнему будут выполняться, но теперь вы будете смотреть на себя с позиции актера. Вы станете свидетелем своей игры. Второе, что необходимо понять — это то, что вы не являетесь ни телом, ни чувствами, ни интеллектом, хотя поначалу именно при помощи интеллекта вы сможете это принять к сведению. Постепенно, по мере продвижения в своей духовной практике, вы осознаете свою подлинную идентичность как часть Единой Сущности, называемой людьми Богом. Опыт дхьяныОбычно в процессе медитации рассеиваются всякого рода беспокойства и страхи, формируется состояние уравновешенного спокойствия, исчезает сама мысль о смерти. Обычные спады и подъёмы в жизни сменяются всё возрастающим ощущением радости, всё совмещается друг с другом, как органичное целое. Сопрягаются даже ранее несовместимые представления различных вероучений и философских систем, прошлое и будущее утрачивают свою значимость и возрастает ценность настоящего. Фактор "здесь и сейчас" становится основополагающим. Суета, тревога, гнев больше не поглощают ум, и работа превращается в игру. Ранее дифференцированная жизнь преобразуется в жизнь интегральную. Решающим мотивом к жизни становится не довод или амбиция, а бытие. Помните, что всё это приходит к нам в результате крушения наших амбициозных планов, неудовлетворённостей, несчастий, когда мы тщетно пытались заменить один стиль жизни на другой, когда мы убедились, наконец, что все эти перемены были противоестественны для нашего существа. Что же, мы утратили всякий интерес к жизни? Всё то, что придаёт жизни вкус, или т. н. "изюминку"? Нисколько. Мы просто устранили свои беспокойства. И хотя на поверхности ума беспокойства оставляют небольшую рябь, но они уже не могут проникнуть вглубь нашего сознания, в котором царит умиротворение. Все предписания ямы и ниямы (см. раздел, посвященный раджа йоге) уже нам не нужны: опыт медитации, или дхьяны, выше всяких правил. Однако они нужны для тех, кого ещё терзают беспокойства. Теперь же, когда жизнь осознаётся как игра, человек может позволить себе "возбуждаться", быть "сердитым", быть "счастливым". Эти внешние проявления уже не влияют на его внутреннее существо. Он проходит сквозь жизнь, как свидетель. Всё соединяется в единое целое, а посредником знания становится интуиция. Объекты обнажают свои более глубокие и существенные характеристики, отовсюду струится доброжелательность, сама вселенная оказывает активную помощь, настороженное и враждебное отношение к окружающему миру растворилось. Каждый атом сверкает оптимизмом и жизнью. Границы времени и пространства размываются: время замедляет свой бег, а глубины космоса не воспринимаются такими уж далёкими, звёзды проникают внутрь нашего существа, а безграничность и вечность становятся почти осязаемыми. Бытие превращается в вечный аспект всего. В повседневной жизни обычный человек воспринимает себя как ничтожную пылинку мироздания, ощущая своё одиночество и отчуждение от всего и всех. Неотвратимая смерть пугает его, и он даже не подозревает, что все эти тревоги можно превзойти. Большинство людей просто пожимают плечами и фатально принимают свою судьбу. Медитация всё меняет в корне: благодаря регулярной медитативной практике человек начинает всем своим существом осознавать себя, как необходимую часть вселенной и проникновенно относиться ко всему существующему. "Ты есть ТО". В этом и заключается духовный смысл медитации. Есть немало свидетельств медитативного опыта. Каждый может описать это состояние, используя свой язык, религиозные символы, личные ощущения, пытаясь выразить невыразимое. Однако, высшее состояние медитации не приходит сразу. Поначалу некоторые могут увидеть видения, которые покажутся странными и никак не связанными с повседневной жизнью; другие начинают воспринимать энергетические сгустки, цветные эффекты, усиление ощущений и эмоций; третьи слышат звуки. Вот небольшой отрывок из книги Вильяма Джемса "Многообразие медитативного опыта": "Как только я представил, что весь город охвачен пожаром, я вдруг почувствовал, как огонь проник внутрь меня, и я сразу же испытал необычайную радость, вслед за которой наступило состояние экзальтации. Её невозможно описать. Я увидел, что вся вселенная соткана из живых существ и я — одно из них. Моё сознание наполнилось уверенностью, что вечная жизнь действительно существует, что все люди бессмертны, что космический порядок работает на благо каждого и всех, что мы призваны любить и поддерживать друг друга и что всеобщее счастье не только возможно, но будет непременно. Это состояние длилось несколько секунд и исчезло так же внезапно, как и появилось, но память о нём осталось на всю жизнь. С тех пор убеждение в реальности видения никогда не оставляло меня". О сверхъестественном опыте написано много книг: "Рамаяна" и "Шримад Бхагаватам", "Божественная Комедия" Данте и "Фауст" Гете, а также бесчисленное количество других публикаций, которые пытаются пробудить в людях более глубокие уровни ума, чем рациональный. Мы же предлагаем читателю не просто накапливать информацию о медитативном опыте, но самим испытать его. Глава VI. Философия йоги Хотя йога является сугубо практической наукой, знание её философских принципов могут помочь практиканту лучшим образом понять, что он собирается делать в йоге и каким образом это надо делать, чтобы, в конечном счете, достигнуть цели йоги — медитативного состояния. Практикующий йогу обнаружит, что йога способна помочь каждому индивидуально придти к самореализации. Этим философия йоги существенно отличается от западных философских традиций, которые предлагают лишь информацию, то или иное словоизвержение, которое используется, как строительный материал для возведения ещё одной системы взглядов. Западные философы так пристёгнуты к своим терминам, что, похоже, принимают их за олицетворение Абсолютной Истины. По-видимому, им даже не приходит в голову простая мысль, что их концепция — всего лишь модель, план дома, но не сам дом. Восточная философия (йога, дзен и др.) не абсолютизируют свои идеи, а пытаются показать человеку, как он может постичь истину своими собственными усилиями. Так на опыте они убеждаются в том, что одними словами истину не докажешь, — нужны ещё дела. Такова и йогическая философия. Подлинная философия должна быть тесно связана с жизнью и ориентирована на то, чтобы помочь человеку решить как физические, так и духовные проблемы. Будда посвятил этому всю свою жизнь и отказывался отвечать на вопрос, есть ли Бог или нет. Конечно же, Будда мог ответить на подобный вопрос, но не в этом состояла его миссия. До него уже многие отвечали, что Бог есть или Бога нет, но людям не стало от этого легче. Всё это слова, слова и слова. Будда жаждал облегчить людям страдание, он хорошо сознавал, что если люди смогут подняться над своими предрассудками и ложными отождествлениями, они сами помогут себе, и тогда им не пришлось бы с тоской взывать к Богу и просить помощи. У йоги такая же цель: с устранением страданий у человека спонтанно пробуждаются духовные импульсы. Йога подробно исследовала природу страданий и не ограничилась одной только теорией, но предложила эффективную практику устранения пяти психофизических блоков (клеш), которые были выявлены ещё древнейшими мудрецами. Они установили, что страдание исходит из неведения, эгоизма, вожделения, отвращения и страха смерти. Все они вытекают друг из друга: не зная своей подлинной природы, человек отождествляет себя с ложными ценностями и стремится присвоить их, привлекаясь к тем, кто помогает ему в этом и, ненавидя тех, кто мешает, а страх смерти отравляет существование, ибо придётся расстаться с тем, что дорого. К тому же влечение к объектам любви и отвращение к объектам ненависти не постоянны. Недаром говорят, что от любви до ненависти — один шаг. Возникает несчастная ситуация, когда Вечная Сущность отождествляется с невечными, преходящими сущностями: человек не может не знать, что и тело, и чувства, и ум, и всё то, что удалось присвоить — покинет его навсегда. Человека может расстроить многое: разбилась машина, приобретённая с таким трудом; шеф сказал ему, что недоволен его работой; жена изменила ему; дети не признают авторитета отца и многое другое. Так клеши заставляют нас страдать. И каждый может в этом убедиться сам. Клеши, в свою очередь, провоцируют желание, или васану. Если мы тщательно проанализируем всю нашу психофизическую активность, мы придём к заключению, что она стимулируется желанием. Тело, чувства и ум следуют за врождёнными или приобретёнными желаниями. Вследствие этого сознание опутано, как паутиной, желаниями, каждое из которых ждёт подходящего момента, чтобы хищно завладеть своей жертвой. Именно желания негативно влияют на медитативную практику, постоянно отвлекая наш ум и превращая его в блуждающего слона, который привлекается то одним, то другим. Блуждающий ум не способен концентрироваться, а без концентрации нет и медитации. Пока человек не достиг самореализации, невозможно полностью устранить клеши. Самое лучшее, что он может сделать, это — постепенно и систематически снижать их активность. Существует множество различных способов, о которых рассказано в этой книге. Но поначалу человек должен убедиться сам, что эти клеши действительно существуют и что они действительно заставляют его страдать. Затем человек постигает механизм этого страдания и воплощает в жизнь советы, данные в главе "Перепрограммируйте свой ум". Наконец, он тщательно изучает информацию, посвящённую самоотождествлению и исполняет правила ямы и ниямы, изложенные в разделе раджа йоги, а также применяет эффективные принципы карма йоги и бхакти-йоги. Все эти способы помогут понизить активность клеш и избавить жизнь от лишних беспокойств. Кто-то может возразить, что устранение клеш устранит привлекательность самой жизни, что жизнь утратит смысл, так как жизнь состоит из симпатий и антипатий и иной быть не может. На это возражение можно ответить, что в данном случае речь идёт только о той форме жизни, которая нам известна из нашего повседневного опыта. Когда человек начнёт прогрессировать на духовной тропе, он воочию убедится в том, что его прежний опыт жизни представлял всего лишь жалкий суррогат по сравнению с той жизнью, которая открылась пред ним только теперь. Он поймёт, что все т. н. "краски жизни" привлекали его так же, как привлекают цветные сновидения, которые человек обычно воспринимает как вполне реальные, пока спит. Но пробуждение от цветного сна несравнимо красочнее, потому что мы наконец-то становимся самими собой в самом подлинном смысле этого слова. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|