• Глава VII. Основные правила и советы
  • Глава VIII. Медитативные позы
  • Глава IX. Мудры и бандхи
  • Глава X. Пранаяма
  • Часть II. Подготовка к медитации

    Глава VII. Основные правила и советы

    Важность подготовки к медитации невозможно переоценить. Да, существует немало квалифицированных людей, которые способны медитировать повсюду и в любое время, но всё же для большинства из нас необходимо знать, как подготовиться к такому ответственному процессу, как медитация, ибо без предварительной подготовки медитативный прогресс вряд ли возможен. Поэтому полезно знать определённые правила и выполнять соответствующие инструкции как руководства к действию.

    Неспособность сконцентрироваться

    Замечено, что иногда удаётся сесть в удобную позу, чтобы начался процесс медитации, но порой не помогает никакая удобная поза, потому что ум блуждает здесь и там, как дикий слон, и тогда не помогает даже самовнушение. В таких случаях для успокоения ума применяется великолепный и эффективный метод воспевания ОМ так громко и долго, насколько это возможно. Произносите ОМ с чувством, от всего сердца, а не формально, как звуковую вибрацию. Пусть ОМ пропитает все ваше тело и ум, утоните в нем! Если ОМ не поможет — ничто вам не поможет. Кстати, проникновенное воспевание ОМ также представляет мощную медитативную технику.

    Сверхоптимизм

    Не ждите, что ваша медитация начнётся с первой же попытки. Продолжайте практику, и будьте настойчивы. Однажды вам может показаться, что медитация — не для вас, что это просто мистификация, и вас охватит уныние. После посвящения ваш трансцендентный опыт не заставит себя долго ждать. Пока же будьте естественны и не сдерживайте поток блаженства или радости, которые затаились в вас и ждут своего часа. Если вы продвигаетесь к такой кульминации, регулярно медитируя в определённое время и в определённом месте, она непременно обрадует вас.

    Подходящее место для практики

    Старайтесь использовать для медитации одно и то же место. Оно должно быть чистым, сухим, хорошо проветренным, без сквозняков и располагать к спокойствию. Это может быть тихий угол комнаты, где вы не можете выглянуть в окно. Желательно, чтобы поблизости, в радиусе 2 метров, не было никакой мебели или иных объектов, а также, чтобы внешние раздражители не отвлекали вас (если это возможно). Подстелите под себя одеяло или подстилку, сядьте в удобную позу и начинайте практику.

    Лучшее время для медитации — раннее утро и вечер перед сном. Утром лучше всего начинать с 4 до 6 часов (время Брахма-мухурты), так как этот период наиболее благоприятен для медитации. Если ваша медитация отвлекается желудочно-кишечными проблемами, начинайте её через полчаса после принятия лёгкого напитка или спустя четыре часа после еды. Не наедайтесь. В медитации очень важна регулярность: выделите утром период с 4 до 6, а вечером — от 20.00 до 22.00 и твердо придерживайтесь этого времени. Поначалу, однако, можно начать с получасовой медитации и постепенно наращивать продолжительность.

    Сонливость

    Люди, не привыкшие вставать очень рано, вероятно обнаружат, что они во время медитации засыпают. Не спите. Ведь вставая рано, вы расходуете свое время не по назначению — уж лучше оставайтесь в постели…. Существуют различные методы борьбы со сном: 1) раньше ложиться спать, 2) принять прохладный душ или мгновенную ванну перед медитацией и 3) использовать самовнушение (внушайте себе, что вы не будете спать до того" как начнёте свою практику, и в течение дня неоднократно повторяйте это, чтобы эта идея углубилась в подсознание). После медитации вы можете обнаружить усталость, а это означает, что вы слишком усердствуете и подавляете свой ум. Помните, что медитация — источник радости, а то, что приносит радость, не может быть источником усталости. Нас утомляют те объекты и явления, которые не созвучны с нашей природой. Таким образом, если вы подавлены после медитации, просмотрите свою практику: что-то вы делаете не так.

    Релаксация

    Физическая напряжённость — одна из самых распространённых помех в медитации. Если вас отвлекает боль, немеет какая-то часть тела или беспокоит общая напряжённость, ваше сознание будет приковано к телу и вам не удастся превзойти это препятствие несуществующим медитативным переживанием. Но вы можете помочь себе следующим образом: сильно напрягите свое тело и затем расслабьте его. Читатель может воспринять этот совет, как противоречивый, но в действительности именно он поможет вам прочувствовать, что вы после напряжённых усилий начинаете лучше расслабляться. Это явление можно сравнить с тем, что происходит с пружиной, если ее сжать, а потом отпустить: напряженность переходит в свою противоположность. То же самое происходит и с нашими мышцами: если вы их напрягаете, а потом расслабляете, они расслабляются больше и больше. Напрягайте поочерёдно все части тела, начиная с ног, и держите их в напряжении так долго, насколько это возможно, но без чрезмерных усилий, а затем расслабляйте в течение 20 секунд. Повторите ту же процедуру с руками, кулаками, ступнями, животом, плечами и, наконец, со всем телом. А теперь расслабьте всё тело в течение 1–2 минут и начинайте медитативную практику.

    Типичные помехи

    У медитирующих возникают различные помехи, главными из которых, как уже говорилось выше, являются физическая напряжённость и умственное беспокойство. Многие физические недомогания можно устранить или ослабить практикой асан и других йогических техник, а также самой попыткой медитировать (см. об асанах в книге Свами Сатьянанды "Асана, пранаяма, мудра, бандха"). Такие умственные беспокойства, как ревность, ненависть, гордыня, эгоизм, раздражительность и т. п. можно искоренять различными методами. Яма и Нияма в сочетании с самовнушением весьма полезны, как и метод, описанный в главе 5. Суть метода заключается в том, чтобы переключить своё самоотождествление с одного объекта на другой, более значимый. Так же искореняется и склонность к депрессивному состоянию. Здесь прекрасной помощью является опять универсальный метод воспевания ОМ в течение 30 минут так громко, как это возможно, или прогулка на лоне природы. Гнев — серьёзная помеха в медитации. Корень гнева находится в эгоизме и в отождествлении с тривиальными вещами в жизни. Культивируйте метод, описанный в главе 5 "Перепрограммируйте свой ум". Мешает медитации и сомнение. Если мы уже с самого начала испытываем к медитации предубеждение, не имея никакого опыта и представления о ней, то лучше нам предварительно прочитать о жизни святых, чтобы узнать об их мистических переживаниях. Вы обнаружите в таких книгах столько проникновенных рассказов и столько энтузиазма, что, быть может, это обстоятельство настроит вас на другую волну.

    Мы предлагаем вам определённые методы, устраняющие помехи с пути медитативного процесса. Проверьте их, эти методы, или создайте свои собственные. Мы часто страдаем, не зная причины страданий. Это происходит оттого, что причина сокрыта глубоко в нашем подсознании в форме подавленных комплексов, конфликтов, страхов и т. д. Медитация как раз распознаёт эти причины, извлекает из подсознания и рассеивает. Однако, трудно ожидать успеха от медитации с первой попытки, да ещё если человек озабочен или расстроен глубокими проблемами. Чтобы преодолеть этот барьер, в первую очередь необходимо попытаться устранить эти умственные проблемы методом самовнушения, что внесёт в ум некоторое расслабление. И хотя на этой стадии медитация еще невозможна, практикующий начнёт распознавать более глубокие импульсы подсознания, которые выплёскиваются в сферу его обычного сознания. Возможно, это будут именно те подавленные комплексы, о которых упоминалось выше. Самовнушение может рассеять выявленные импульсы подсознания.

    Это процесс взаимообратной связи: чем больше вы очищаете свой ум, тем больше вы способны медитировать; и чем больше вы медитируете, тем больше вы очищаете ум. Чем глубже вы проникаете в подсознание, тем больше освобождаетесь от проблем. Так вы сможете постепенно приблизиться к платформе трансцендирования, когда ваш ум обретёт форму счастливого и безмятежного бытия и когда процесс медитации для вас будет так же естественен, как дыхание.

    Мышление

    Когда заходит речь о трансцендировании, имеется в виду преобразование мышления, привыкшего всё анализировать, классифицировать, оценивать и переоценивать. Как только произошла трансценденция ума, начинается медитация. Цель медитации — погрузиться как можно глубже в подсознание и выйти за пределы рациональной природы мышления. Вот почему, практикуя медитативные техники, старайтесь снизить интеллектуальную активность вашего ума настолько, насколько это возможно. Однако пусть ваш ум выполняет то, что от него требуется при медитативной практике. Если человек обладает очень беспокойным интеллектом, который к тому же неугомонно активен, ему следует поначалу прибегнуть к технике антар мауны, как к исключению из правил. Очевидная цель остаётся одна — превзойти активность интеллекта.

    Объект концентрации

    Для концентрации можно выбрать любой объект, хотя обычно полагают, что гораздо легче сконцентрироваться на том объекте, который представляет для медитирующего наибольший интерес и наполнен известным для него смыслом. Так или иначе, но уму действительно легче зацепиться за конкретный объект, чтобы остановить блуждающие мысли. Замечено, что если объект не интересен медитирующему и не имеет для него никакого значения, его ум будет блуждать, и может возникнуть искушение принудить его, (т. е. ум) к медитации, что в свою очередь приведёт к напряжённости, которая лишь отдалит от медитации. Таким образом, объект для концентрации следует выбирать с различением. Кто-то, быть может, желает медитировать на форму Божества. Так, например, христианину легче медитировать на икону или какой-либо христианский символ, а индуисту или мусульманину легче сконцентрировать внимание на объектах своей традиции. Некоторые англичане, например, полагают, что образ Будды является идеальным объектом для концентрации. Читателю следует найти свой объект для медитации, чтобы ему легче было бы отождествиться с ним. Это может быть крест, символы Инь или Ян, символ ОМ, цветок, луна — что угодно. Здесь самым важным фактором является лишь один: выбрать тот объект, который естественно и автоматически притягивает к себе без усилий. Иногда люди говорят, что их особенно не привлекает ни один из объектов, но после продолжительного рассматривания объекта они вдруг обнаруживают к своему удивлению, что объект их заинтересовал и, более того, он даже приобрёл для них особое значение, хотя раньше тот же объект не вызывал у них особых ассоциаций. Такое случается довольно часто, и тогда объект, ранее почти чуждый, становится символом постоянной медитации. Подобный символ можно использовать для тратаки, визуализируя его внутренним взором.

    Помните, что поначалу будет нелегко долго удерживать свое внимание на одном и том же объекте, но постепенно, с регулярной практикой, вы будете прогрессировать все больше и больше. Важно сохранять терпение и настойчивость, ибо наши склонности и привычки формируются в уме, и если ум приучить и приручить к объекту, он не будет отвлекаться от него. Для этого можно использовать не только какие-то конкретные объекты, но и возвышенные идеи (например: любовь, сострадание, беспредельность, вечность, вечное бытие, вечное сознание).

    Глава VIII. Медитативные позы

    Главная цель всех медитативных поз — обеспечить практикующему возможность сидеть совершенно спокойно в течение продолжительного времени. Когда медитативная стадия достигает более высокого уровня, в одной и той же позиции необходимо оставаться в течение нескольких часов, не испытывая физического дискомфорта. Погрузиться в более глубокую медитацию возможно лишь при условии, когда тело устойчиво и спокойно. Здесь подобраны позы, которые при продолжительной практике дадут возможность сохранять тело без напряжений и дискомфорта на протяжении долгого времени. Эти позы, или асаны, поддерживают прямой позвоночник в устойчивой позиции без сознательных усилий, что является основным условием и предпосылкой для глубокой медитации.

    Начинающие могут начинать с сукхасаны, но впоследствии они должны всё-таки усвоить такие классические медитативные асаны, как падмасана и сиддхасана. Другие, у кого есть проблемы, связанные с плохой подвижностью ног и суставов, могут сидеть на стуле с прямой спинкой или лежать на твёрдой постели, если это необходимо.

    Когда вы сели в асану, представьте себе, что вы стали крепким и устойчивым, как скала. Чем устойчивее вы в асане, тем успешнее ваша концентрация ума. Уже после года практики вы достигнете значительного успеха и сможете сидеть спокойно 3 часа. Прогрессировать будут и те, у кого раньше ноги сгибались с трудом и болью, — если эти люди проявляли упорство и не запускали свою практику. Им рекомендуется практика паванмуктасаны, шакти бандхи и ряд других асан, предлагаемых в книге "Асана, пранаяма, мудра, бандха". Необходимо постепенно удлинять время сидения в асане ежедневно на одну минуту. Способность сидеть в падмасане зависит не только от гибкости тела, но также и от состояния ума: если практикующий не только доверяет, но и твердо верит в себя, в свой ум, тот разрешит ему сидеть в падмасане совершенно легко и долго.

    Классические медитативные позы: падмасана (поза лотоса), сиддхасана (совершенная поза для мужчин), сиддха йони асана (совершенная поза для женщин), свастикасана (благоприятная поза).

    Упрощённые медитативные позы для начинающих: сукхасана (лёгкая поза), ардха падмасана (поза полу лотоса).

    Дополнительные асаны, которые можно использовать, как вспомогательные: ваджрасана (поза удара молнии), бхадрасана (поза джентльмена), шавасана (поза трупа).

    Кроме того, мы ввели также такие асаны, как випарита карани асану (перевёрнутая поза) и нада анусандхана асану (для психических целей). Они используются в специфических медитативных практиках, а не в популярных медитативных целях.

    Классические медитативные асаны обычно практикуют вместе с чин или гьян мудрами, о которых говорится в 11 главе, посвященной мудрам.

    Предостережение

    Ни в коем случае не заставляйте себя насильно садиться в асану, не обращая внимания на сопротивление тела — это опасно! Если вы почувствуете острую боль в ногах во время сидения в асане, немедленно вытяните ноги и промассируйте их. Классические и упрощённые медитативные позы не должны практиковать люди, страдающие ишиасом и недугами в крестцовом комплексе. Им лучше использовать ваджрасану, бхадрасану или шавасану.

    Падмасана или поза лотоса

    Техника

    Садитесь, вытянув ноги вперёд. Согните одну ногу и положите стопу на бедро противоположной ноги. Подошва стопы должна быть обращена вверх, а пятка упираться в тазовую кость. Согните вторую ногу и положите стопу на бедро противоположной ноги.

    Замечание

    Падмасану можно практиковать вместе с гьян мудрой или чин мудрой. Во время падмасаны позвоночник должен быть ровным и совершенно вертикальным, как если бы его склеили с землёй. Многие практиканты, особенно из начинающих, обнаружили, что если под ягодицы подложить небольшую подушечку, асану выполнять гораздо легче.

    Польза

    Те, кто овладел этой асаной, могут долго сидеть с совершенно прямым позвоночником. Так как тело и ум взаимосвязаны и контролируют друг друга, прямое и устойчивое тело также наделяет ум устойчивостью и однонаправленностью. А подобное состояние ума является первой предпосылкой продуктивной медитации. Эта асана надлежащим образом направляет поток праны от му-ладхара чакры к сахасрара чакре. Падмасана помогает устранить многие физические и эмоциональные проблемы.

    Сиддхасана

    Техника

    Садитесь, вытянув ноги вперед. Согните правую ногу и поместите стопу напротив левого бедра с пяткой, упирающейся в область промежности между гениталиями и анусом. Согните левую ногу в колене и положите левую стопу на правую лодыжку, удерживая левую пятку против лобковой кости. Поместите подошву левой стопы между бедром и икрой правой ноги. Спина, шея и голова — на одной вертикальной линии. Одна пятка находится над другой.

    Замечание

    Сиддхасану практикуют только мужчины вместе с гьян мудрой или чин мудрой. Многие начинающие практиканты используют маленькую подушечку под ягодицы, что значительно облегчает выполнение этой асаны. Польза от этой асаны та же, что и от сиддха йони асаны.

    Сиддха йони асана

    Техника

    Садитесь, вытянув ноги вперёд. Согните правую ногу и поместите подошву стопы напротив вашего левого бедра, упираясь пяткой в большие губы влагалища.

    Согните левую ногу и поместите подошву напротив правого бедра, протащив пальцы стопы в область между икрой и бедром правой ноги. Позвоночник абсолютно прямой и устойчивый.

    Замечание

    Это женская асана. Лучше и удобнее её выполнять без стесняющих одежд. Асану совмещают вместе с гьян мудрой или чин мудрой. Если под ягодицы подкладывать небольшую подушечку, асану выполнять легче, особенно для начинающих. Сиддхасана и сиддха йони асана являются лучшими асанами для практики пранаямы, т. к. лёгкие в этих асанах более эффективно вентилируются.

    Польза

    Обе асаны являются сугубо медитативными, и в них каждый сможет сохранить устойчивость позвоночника, столь необходимую для конструктивной медитации. Асаны автоматически активизируют два сексуально связанных психомышечных комплекса (мула бандху и ваджроли мудру), которые вовлекают сексуально-нервные импульсы вглубь позвоночного столба и далее, в мозг, что даёт возможность практикующему контролировать сексуальную энергию как в целях воздержания (брахмачарья), так и для преобразования сексуальной энергии в духовную. Обе асаны воздействуют успокаивающим образом на всю нервную систему.

    Свастикасана

    Техника

    Садитесь с вытянутыми вперёд ногами. Согните левую ногу и положите стопу рядом с правым бедром. Так же согните правую ногу и положите стопу в область между левым бедром и левой икрой ноги. Руки заняты гьян мудрой дай чин мудрой или покоятся на коленях.

    Замечания

    Среди всех медитативных асан эта асана самая лёгкая. Внешне она похожа на сиддхасану, но в действительности между ними есть существенное отличие: здесь пятки не упираются в промежность, как в сиддхасане.

    Польза

    Здесь польза та же, что и при выполнении сиддхасаны и сидцха йони асаны с той лишь разницей, что нет эффективного воздействия на мула бандху и ваджроли мудру, так как пятки не активизируют своим давлением эти области.

    Сукхасана

    Техника

    Садитесь, вытянув ноги вперёд. Согните правую ногу и установите её под левое бедро. Согните левую ногу и установите под правым бедром. Положите руки на колени. Держите голову, шею и спину на одной вертикальной линии.

    Замечания

    Для тех, кому трудно выполнять классические медитативные позы, эта асана является идеальной. Пока ученик не освоил, как следует, другие медитативные позы, не стоит пренебрегать сукхасаной.

    Ардха падмасана

    Техника

    Садитесь с вытянутыми вперёд ногами. Согните левую ногу и расположите левую подошву рядом с правым бедром. Согните правую ногу и положите правую подошву на правое бедро. Голова, шея и спина — на прямой вертикальной линии.

    Замечания

    Эта медитативная поза полезна для тех, кто почти научился выполнять падмасану, но затрудняется завершить её. Поэтому в таких случаях предпочтительно практиковать эту асану, а не сукхасану.

    Польза

    Эффект уступает эффекту падмасаны.

    Ваджрасана

    Техника

    Встаньте на колени и садитесь на ваши стопы так, чтобы большие пальцы ног касались друг друга. Колени также касаются друг друга, а ваши пятки разведены в стороны. Ягодицы лежат на подошвах ваших стоп с разведёнными в стороны пятками. Положите руки на колени ладонями вниз.

    Замечания

    Ваджрасана — это молитвенная и медитативная поза мусульман и японских буддистов.

    Ваджрасана и бхадрасана обеспечивают активным кровоснабжением область таза и внутренних органов и особенно рекомендуются людям, страдающим болями в области седалищного нерва и крестца.

    Бхадрасана

    Техника

    Садитесь в ваджрасану. Расставьте колени как можно шире, чтобы пальцы ног не отрывались от земли, и разместите подошвы стоп таким образом, чтобы ягодицы опустились на пол, между стопами. Попытайтесь еще больше раздвинуть колени, но не напрягайтесь особенно. Положите руки на колени ладонями вниз.

    Шавасана

    Техника

    Ложитесь плашмя на спину во всю длину тела, руки вдоль туловища ладонями вверх. Подошвы ног слегка разведены в стороны и расслаблены. Закройте глаза и полностью расслабьтесь. После этого уже не двигайте никакой частью тела, даже если почувствуете неудобство

    Польза

    Шавасана — незаменимая поза для релаксации всего тела и ума и является наилучшей асаной, используемой в йога-нидре и тех практиках, для которых необходимо полное расслабление. Кроме того, данная поза прекрасно помогает при засыпании. Именно поэтому она представляет помеху, если её используют в медитативных целях. Многие практикующие просто засыпают, если им рекомендуют медитировать в шавасане.

    Нада анусандхана асана

    Техника

    Сядьте на корточки на свёрнутое одеяло или подушку, которые находятся под ягодицами и между ногами. Основание, на котором вы сидите, должно быть достаточно высоким, чтобы не искривлялась спина. Поместите локти на колени, а пальцы на темя. Большие пальцы упираются в уши. Можно запечатать уши и при помощи указательных пальцев. Эта поза используется в практике нада-йоги для распознавания психических вибраций.

    Випарита карани асана

    Техника

    Ложитесь на спину, ноги и стопы вместе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Используя руки, как рычаги, поднимите ноги вертикально вверх так, чтобы между спиной и полом было примерно 45 градусов, туловище и плечи незначительно наклонены. Руки поддерживают седалище. Продолжительность не более 30 минут.

    Дыхание

    Дышите так, как позволяет эта асана.

    Ограничения

    Эту асану нельзя практиковать тем, у кого увеличена щитовидная железа, печень, селезёнка, кто страдает от гипертонии или сердечных недомоганий.

    Випарита карани асана используется, как часть випарита карани мудры, которая является важной крией кундалини йоги, пробуждающей поток амриты, нектар из вишуддхи чакры.

    Глава IX. Мудры и бандхи

    Мудры — это психофизические позиции, широко применяемые в йогической практике для контролирования психических состояний и связанных с ними явлений. Существует большое разнообразие мудр, начиная от простых позиций рук и пальцев и кончая сложными методами и тонкими техниками концентрации ума. Бандхи — это совокупность внутренних зажимов, или замков, предназначенных для удержания пранической или психической энергии внутри определённых зон тела для того, чтобы спресованная сила могла быть направлена и использована по назначению там и тогда, где и когда это необходимо. Без знания мудр и бандх ученик будет действовать в очень ограниченном диапазоне медитативной технологии и не сможет прогрессировать. В эту главу включено лишь незначительное количество мудр и бандх, ориентированных на предварительную подготовку к медитации, но в "Практике медитации" (III часть) даны более сложные, составленные из сочетаний простых мудр.

    Большинство мудр и бандх обладают мощной силой и поэтому их следует осваивать постепенно и осторожно, внимательно наблюдая за их действием, чтобы не навредить телу или уму. Если во время практики возникает какая-то проблема с выполнением мудр и бандх или малейший физический дискомфорт, необходимо прервать практику до тех пор, пока не найдёте квалифицированного руководителя.

    Техника гьян мудры

    Сядьте в медитативную асану. Согните указательные пальцы обеих рук так, чтобы своими ногтями они упёрлись к внутренним сторонам больших пальцев. Вытяните остальные три пальца каждой руки так, чтобы они были слегка расставлены. Поместите руки на колени ладонями вниз таким образом, чтобы все пальцы указывали на пол перед коленями.

    Альтернатива

    Некоторые предпочитают выполнять гьян мудру так, чтобы большие пальцы просто касались кончиков указательных. Это также верно.

    Техника чин мудры

    Чин мудра отличается от гьян мудры лишь тем, что ладони обеих рук повёрнуты вверх.

    Польза обеих мудр

    Обе позиции просты и применяются в падмасане, сиддхасане, сиддха йони асане, сукхасане, ваджрасане и других ассанах с целью перенаправить нервные импульсы от рук вверх по телу благодаря закольцованности психонервных каналов.

    Насагра мудра

    Насагра мудра означает "носовая мудра", используемая во время пранаямы в медитативной асане. Цель мудры — перекрыть одну из ноздрей так, чтобы можно было бы вдыхать или выдыхать через другую ноздрю, как предписано правилами пранаямы.

    Техника

    Сесть в медитативную позу.

    Опустить левую руку на левое колено в гьян или чин мудре. Держите правую руку перед лицом. Разместите кончики среднего и указательного пальцев правой руки на лбу, в области межбровья. Эти два пальца должны быть выпрямлены. Большой палец у правой ноздри, а безымянный у левой. Эти пальцы используются для манипулирования ноздрями. Мизинец бездействует. Локоть правой руки перед грудью, а рука от локтя до кисти стоит почти вертикально. Некоторые практикующие подвешивают локоть правой руки повязкой вокруг шеи, чтобы рука не уставала в течение долгой пранаямы. Насагра мудру можно выполнять и левой рукой.

    Йони мудра

    Йони мудра означает "исходная позиция", но эта мудра известна также, как шанмукхи мудра, т. е. "позиция девяти врат", используемая кундалини йогой.

    Техника

    Сядьте в падмасану, сиддхасану или сиддха йони асану. Вдохните медленно и глубоко. Удерживая вдох, поднимите руки к лицу. Закройте уши большими пальцами, глаза указательными, ноздри средними, а безымянные и мизинцы над и под губами, чтобы запечатать рот. Удерживая дыхание внутри, насколько это возможно, сконцентрируйте своё внимание на бинду чакре. Освободите средние пальцы от контакта с ноздрями, и медленно выдохните и вдохните опять. Снова запечатайте ноздри и продолжайте в том же духе.

    Предостережение

    Эта мудра использует кумбхаку (т. е. задержку дыхания) и потому следует её выполнять очень осторожно.

    Польза

    Мудра помогает отвлечь внимание (процесс пратьяхары) и погрузить ум в самого себя.

    Кхечари мудра

    Кхечари мудра буквально означает "позиция взлёта вверх". Мудра используется, как одна из наиболее основных, в более сложных и совершенных медитативных техниках, в которых мастерство выполнения кхечари мудры является предпосылкой для практики кундалини йоги. Известны две формы кхечари мудры: хатха йогическая форма и раджа йогическая форма. Хатха йогическая форма не должна исполняться учеником без опытного руководства учителя, и читателю следует понять её связь с раджа йогической или естественной формой кхечари мудры.

    Техника хатха йогической формы

    Как уже упоминалось, эта форма выполняется только более квалифицированными учениками и под присмотром опытного гуру. Практика требует огромной настойчивости и терпения. Каждую неделю подрезают сухожилия под языком. Для этого прибегают к хирургическому вмешательству или к остро отточенному камню. Язык постоянно массируют, ежедневно смачивая его молоком. Можно использовать и растительное масло или иной, безвредный тип смазки. Процесс продолжается в течение многих месяцев, пока язык коснётся кончиком межбровного центра. Когда язык достиг требуемой длины, начинают практиковать полную кхечари мудру. Повернуть язык в обратном направлении в сторону глотки. Язык осторожно скользит к верхней полости нёба так далеко, насколько это возможно. Язык блокирует воздушные проходы, тогда пробуждается центр, известный, как лалана чакра.

    Техника раджа йогической формы

    Закройте рот. Сверните язык в обратном направлении так, чтобы его нижняя поверхность дотрагивалась до нёба. Попытайтесь донести кончик языка так далеко, как это возможно без напряжения. В этой позиции можно выполнять по выбору удджайи пранаяму. Выполняйте её столько, сколько желаете. Если почувствуете дискомфорт, расслабьте язык, отдохните и повторите языковый замок. Постепенно, с практикой, язык сможет проскользнуть в пазухи нёба, стимулируя нервные центры головного мозга.

    Дыхание

    Начинающие могут дышать естественно и спонтанно. Через несколько недель или месяцев они смогут попытаться постепенно снижать дыхательный ритм, пока он не достигнет соотношения 5–8 вздохов в минуту (вздох = выдох + вдох). Под руководством опытного руководителя дыхательный ритм можно понизить ещё больше.

    Предостережение

    Напоминаем, не пытайтесь пробовать хатха йогическую форму без опытного руководства. Если кхечари мудру выполнять во время физических упражнений, во рту может выделиться горькая секреция, которая не приносит пользы. Поэтому практиканту рекомендуется немедленно прекратить эту практику.

    Польза

    Мудра оказывает на человека сильное воздействие. Над нёбом, т. е. на обратной стороне его, расположены определённые железы и точки, которые контролируют деятельность человеческого тела. Секреции начинают выделяться при давлении языка на эту область, что благотворно влияет на общее оздоровление. При этом продуцируется и слюна, которая устраняет жажду и голод. Известно, что йоги способны продолжительное время сохранять жизнеспособность тела после их захоронения глубоко под землей. Они могут поддерживать дыхание так долго, как пожелают. Мудра пробуждает кундалини шакти, что способствует сохранению жизненной энергии. Практика кхечари мудры в её полном исполнении может привести к отделению астрального тела от физического и перемещению сознания в акашу (пространство между астральным планом и физическим). В древних йоги-ческих текстах эта мудра рассматривалась, как одна из наиболее важных мудр.

    Шамбхави мудра

    Шамбхави мудра означает "позиция Господа Шивы". Эта мудра известна также, как бхрумадхья дришти (созерцание межбровья).

    Техника

    Садитесь в любую медитативную позу с прямым позвоночником и положите на колени кисти рук в чин или гьян мудре. Смотрите вперёд, зафиксировав взгляд на какой-либо точке. Затем, не поднимая головы, посмотрите вверх насколько возможно выше. Теперь сфокусируйте глаза на межбровный центр и сконцентрируйтесь на нём.

    Польза

    Эта могучая техника пробуждает аджна чакру, или область соединения низшего сознания с высшим. В физическом отношении мудра укрепляет мышцы глаз, а в психическом успокаивает ум и рассеивает стресс и гнев.

    Агочари мудра

    Название "агочари мудра" означает "неведомая позиция". Её называют также "насикагра дришти", т. е. взгляд на кончик носа. Подобная техника используется во многих формах медитации.

    Техника

    Садитесь в любую медитативную асану. Голова, шея и спина — на одной вертикальной линии. Сфокусируйте взгляд на кончик носа.

    Предостережение

    Не напрягайте глаза. Постепенно, на протяжении недель и месяцев повышайте продолжительность фокусирования взгляда.

    Польза

    Углубляется сила концентрации, пробуждается муладхара чакра, развивается интравертность и практикующий приближается к духовному сознанию.

    Акаши мудра

    Название мудры означает "позиция внутреннего пространства". К этой могучей технике следует подходить внимательно и осваивать её медленно и осторожно.

    Техника

    Садитесь в любую медитативную асану. Заверните язык назад и продвиньте его кончик как можно дальше по нёбу (кхечари мудра). Выполняйте удджайи пранаяму и шамбхави мудру. Одновременно отклоните голову назад так, чтобы голова не упиралась затылком в верхнюю часть спины. Дыхание глубокое и медленное. Поначалу удджайи пранаяма будет вызывать дискомфорт в области горла, но с практикой это пройдёт.

    Польза

    Эта мудра поможет практикующему войти в транс, когда техника исполнения станет безупречной.

    Слово "транс" здесь не следует понимать так, как его воспринимают на Западе. Йогическое понимание транса ограничивается тем, что практикующий достигает более повышенной стадии сознания. Мудра наполняет ум спокойствием и умиротворением.

    Ваджроли мудра

    Слово "ваджроли" означает "удар молнии", но так называется и нади (канал) в свадхистхане, сквозь который движение праны соединяется с сексуальной энергией. Считается, что у мужчин, следующих тропой медитации, возникает естественная тенденция выхода духовной энергии сквозь сексуальную систему, когда сексуальные желания начинают активизироваться и требуют выхода. Однако добросовестная практика ваджроли мудры позволяет ученику взять под строгий контроль свою прану и направить её в русло пробуждения духовности.

    Существуют две формы ваджроли мудры: простая и сложная для более подготовленных. Практиковать сложную без должного руководства опасно.

    Техника простой формы

    Садитесь в любую удобную медитативную асану. Поместите руки на коленях, закройте глаза и расслабьтесь. Постарайтесь подтянуть половые органы вверх подтягиванием и напряжением нижней части живота и сжатием мочеполовой системы. Это сокращение подобно сжатию тех мышц, которые человек приводит в движение, когда желает помочиться, но заставляет себя терпеть. В таких случаях половые органы, как у мужчин, так и у женщин продвигаются немного вверх.

    Техника сложной формы

    Эта техника может причинить серьёзный вред, если выполняется без опытного гуру. Серебряную трубку длиной в 12 дюймов (т. е. 30 см) вставляют в мочевой канал до семяизвержения и сквозь эту трубку поначалу поднимается вверх вода, затем молочко, мёд и другие секреции. После продолжительной практики эти секреции втягиваются сами сквозь мочеиспускательный канал без трубки. Трубку или катетер вставляют в канал сперва на глубину 2 см., затем медленно погружают его глубже и глубже, пока вся трубка по шейку не войдет внутрь.

    Польза

    Эта методика очень помогает тем, кто стремится к целомудренной жизни брахмачарина. Так можно сексуальную энергию не только сохранить, но и преобразовать. Когда практика будет освоена, практикующий сможет удерживать энергию даже после её извержения в форме семени. Сублимированная энергия затем используется в высших йогических техниках.

    Ашвини мудра

    "Ашвини мудра" означает "позиция лошади". Эту практику следует освоить до изучения мула бандхи.

    Техника 1 стадии

    Сядьте в любую медитативную позу. Расслабьте всё тело и закройте глаза. Сожмите мышцы сфинктера ануса на несколько секунд. Расслабьте мышцы сфинктера ануса на несколько секунд. Повторите это, сколько можете.

    Техника 2 стадии

    Сядьте, как в стадии I. Вдохните с одновременным сжатием ануса. Задержите дыхание, не расслабляя мышцы ануса. Выдохните с одновременным расслаблением ануса. Повторите столько раз, сколько можете.

    Продолжительность

    Практикуйте столько времени, сколько можете, если не испытываете дискомфорта. Не напрягайтесь!

    Польза

    Благодаря этой технике можно научиться контролировать сфинктер ануса так, как это делает лошадь. Достигнув совершенства в этой мудре, человек способен предотвращать потерю пранической энергии и консервировать её для дальнейшего использования в конструктивных целях, направляя вверх, к высшим чакрам. Техника представляет предварительную подготовку для освоения следующего упражнения — мула бандхи.

    Мула бандха

    "Мула бандха" означает "корневой замок". Техника замыкает психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула бандха стимулирует работу муладхара чакры ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини. Поначалу ученику предлагают сократить мышцы, связанные с муладхара чакрой, но позже, однако, точное местонахождение муладхары будет установлено самим практикующим и, когда мышечного сокращения уже не потребуется, ученик сможет просто мысленно прикасаться к требуемой точке своим осознанием. Если техника доведена до совершенства, её тонкое воздействие оказывается намного более эффективным, чем физическое сокращение мышц. Однако на первых стадиях ученикам предлагается освоить мышечные сокращения.

    Техника

    Желательно сесть в ту медитативную позу, в которой колени касаются пола: сидцхасана и сиддха йони асана являются лучшими, так как давление пятками усиливает бандху. Поместите руки на колени в гьян или чин мудре. Закройте глаза и расслабьте всё тело. Сконцентрируйтесь на т. н. "спусковом крючке" муладхара чакры (см. гл. 4, раздел "Психические центры"). Физическая точка "спусковой крючок" расположен у мужчин и у женщин по-разному: у мужчин эта точка расположена над промежностью, между гениталиями и анусом, а у женщин на шейке, соединяющей матку с влагалищем. Попытайтесь мысленно коснуться этой точки и затем сожмите её, удерживая сжатие столько, сколько сможете. Расслабьтесь. Выполните еще раз.

    Замечание

    Мула бандху обычно выполняют вместе с джаландхара бандхой, с дыханием, удерживаемым на вдохе или на выдохе.

    Предостережения

    Мула бандху осваивайте не спеша, постепенно и осторожно. Не напрягайтесь!

    Польза

    Мула бандха подтягивает область муладхары, расположенной между анусом и половыми органами, вверх, что значительно усиливает поток жизненной энергии апана вайю в нижних частях тела, ниже пупка, и соединяет этот поток с другим потоком жизненной энергии — прана вайей, между гортанью и сердцем, оживляя общий жизненный тонус.

    Ашвини — ваджроли — мула (комбинационно и раздельно)

    Данная практика поможет ученику отличить одну технику от другой. Часто ученики не ощущают тонких различий между ашвини, ваджроли и мулой и просто напрягают все мышцы тазовой области, не понимая, какую технику они пытаются выполнить. Такое отношение к трём различным техникам может разрушить полезное действие всех трех.

    Техника 1 стадии

    Сядьте в медитативную позу (желательно в сиддхасану или сиддха йони асану) с гьян или чин мудрой. Выполните простую форму ваджроли мудры и постарайтесь удерживать ваджроли до счёта 10 в медленном темпе. Освободитесь от ваджроли. Выполните мула бандху. Удержите ее до 10. В последующие дни вы можете увеличивать счёт с 10 до 15 и выше.

    Техника 2 стадии

    Выполните ваджроли мудру. Добавьте к этой мудре мула бандху. Добавьте к этим двум ашвини. Удерживайте все три в течение нескольких секунд и затем поочередно освободитесь от ашвини, мулы и ваджроли.

    Замечания

    Данную практику уместно выполнять лишь тогда, когда вы усвоили три техники в отдельности. Вам необходимо сконцентрироваться на разграничении трёх отдельных зон сжатия. Эта практика не связана с дыханием. Выполняйте ее ежедневно до тех пор, пока научитесь отчётливо различать одну от другой.

    Джаландхара бандха

    Джаландхара бандха — это "подбородочный замок", используемый для сжатия пранической силы в той части туловища, которая стимулирует энергию кундалини.

    Раджа йогическая техника

    Сядьте в падмасану или в сиддхасану (сукхасана здесь неуместна, ибо колени должны касаться пола). Кто не может сесть в эти асаны, пусть делает джаландхара бандху стоя. Поместите ладони на коленные чашечки. Расслабьте тело и закройте глаза. Глубоко вдохните и, задерживая дыхание, наклоните голову вперёд, прижимая подбородок к яремной впадине груди. Вытяните руки, упираясь в колени, и одновременно поднимите плечи вверх и вперёд, что позволит рукам оставаться в замке. Ладони удерживайте на коленях. Оставайтесь в этой позе до тех пор, пока вы сможете удерживать дыхание. Затем расслабьте плечи, согните руки, освободитесь медленно от замка и поднимите голову. Медленно выдохните. Когда дыхание нормализуется, повторите снова.

    Кундалини йогическая техника

    Эта техника отличается от предыдущей тем, что выполняется без какого-либо напряжения плеч и рук. Голова просто падает вперед, и подбородок упирается в яремную впадину. В этой форме ученик мобилизует ментальные возможности внушения для осознания сжатия праны в верхней части туловища.

    Замечание

    Практику можно выполнять с задержкой дыхания после выдоха. Бандха блокирует дыхание и сжимает различные органы в горле.

    Предостережение

    Не совершайте вдоха или выдоха до тех пор, пока не освободились от замка, т. е. пока не подняли голову.

    Ограничения

    Джаландхара бандху не должны делать люди, страдающие гипертонией, внутричерепным давлением или сердечными недомоганиями.

    Польза

    Успокаивает тело и ум, снижает сердцебиение. В районе горла расположены очень чувствительные рецепторы, которые могут замедлять или убыстрять сердцебиение. Щитовидная и паращитовидная железы массируются и их функция улучшается, благотворно воздействуя на весь организм. Эта практика устраняет стрессовые состояния, снижает возможность их повторения, рассеивает гнев и беспокойство.

    Уддияна бандха

    Слово "уддияна" буквально означает "лететь вверх". В этой бандхе диафрагма и живот как бы взлетают вверх, сжимают прану в верхней части тела и, усиливая её, заставляют ее также взлетать вверх.

    Техника

    Сядьте в медитативную позу так, чтобы колени лежали на полу. Положите ладони на колени. Закройте глаза и расслабьте тело. Сделайте глубокий выдох и задержите дыхание. Выполните джаландхара бандху. Сожмите мышцы живота вовнутрь и вверх. Это окончательная позиция. Если не испытываете дискомфорта, удерживайте замок столько, сколько сможете. Затем расслабьте мышцы живота, освободитесь от джаландхара бандхи и вдохните. Когда дыхание успокоится и станет естественным, можно повторить.

    Предостережение

    Практикуйте уддияну только на пустой желудок и освобождённый кишечник. Не забывайте, что перед вдохом необходимо устранить подбородочный замок и поднять голову.

    Ограничения

    Эту бандху не должны практиковать люди, страдающие сердечными недомоганиями, язвой желудка и 12-перстной кишки, а также беременные женщины.

    Маха бандха

    Маха бандха (или большой замок) представляет комплекс нескольких бандх: мула бандхи, джаландхара бандхи, уддияна бандхи и бахир кумбхаки (задержки дыхания после выдоха).

    Техника

    Сядьте в падмасану, сиддхасану или сидцха йони асану с руками на коленях. Сделайте медленный и полный выдох. Выполните джаландхара бандху. Выполните уддияна бандху. Выполните мула бандху. Сохраняйте эту позицию, пока вам приятно. Удерживая комплекс трёх банда, можете попеременно перемещать свое внимание с одной бандхи на другую, концентрируясь на каждой. Освобождайтесь медленно от мула бандхи. Так же медленно — от уддияна бандхи. И наконец — от джаландхара бандхи. Подняв голову, попробуйте до вдоха ещё немного выдохнуть и затем вдохните. Восстановите дыхание и повторите комплекс.

    Предостережение

    Маха бандха — могучая и эффективная техника. Если вы еще не освоили три бандхи в отдельности, не следует приступать к комплексу всех трёх. Кроме того, необходимо знать и предварительные стадии нади шодхана пранаямы.

    Польза

    Техника стимулирует потоки психической и духовной энергий и преобразует экстравертный ум в интравертный, что приближает к медитации.

    Глава X. Пранаяма

    Контроль жизненной и психической энергии очень важен для каждого, кто занимается йогой или психофизической терапией ради здоровья. Йога является прекрасно разработанной системой энергетического контроля, а пранаяма — это метод прямого йогического упорядочения всех жизненных процессов, протекающих в человеческом организме. Многие считают пранаяму физической практикой контроля над дыханием, но это не полное представление о пранаяме. Главные эффекты пранаямы проявляются в её воздействии на нервную систему и всю сложную совокупность тонких психических энергий, и потому контроль над дыханием является единственным средством манипуляции этим тонким процессом. Дыхание — это "нить жизни", и в зависимости от того, как человек обращается с этой нитью, он может либо очистить тонкие энергии и сбалансировать их, либо расстроить всю систему и оборвать "нить жизни" преждевременно.

    Пранаяма лежит в основе многих медитативных техник и подготавливает тело и ум ученика к успешной и безопасной медитации, помогая ему сосредоточиться на объекте медитации и направляя ум вовнутрь. Таким образом, медитация невозможна без пранаямы.

    Вот почему мы предлагаем всем, кто стремится добиться успеха в медитации, прежде всего, освоить техники пранаямы, что поможет им в значительной степени избежать многих проблем. Но необходимо помнить, что пранаяма — очень сильное средство и люди с физическими недостатками не должны практиковать ее без опытного руководителя. Особенно это относится к тем, кто находится в почтенном возрасте и у кого существуют проблемы с сердцем. Кроме того, следует помнить, что если возникли какие-либо ненормальные отклонения в процессе культивирования пранаямы, ее необходимо прекратить до того, как найдут опытного руководителя. Также важно знать и о том, что пранаяму следует изучать и осваивать медленно и постепенно. Никогда не приступайте к следующей стадии, не усвоив предыдущей.

    Мы уверены, что соблюдающие эти правила непременно добьются успеха.

    Начальный курс нади шодхана пранаямы

    Пранаяма — это контроль дыхания. Основными этапами этого контроля являются следующие: контроль над вдохом (пурака), контроль над задержкой дыхания после вдоха (антар кумбхака), контроль над выдохом (речака) и контроль над задержкой дыхания после выдоха (бахиранга кумбхака). Без предварительного усвоения этих этапов нельзя приступать к различным формам пранаям. Если в процессе изучения техник у вас возникнут какие-то трудности, попытайтесь найти квалифицированного руководителя, который способен устранить ваши проблемы.

    Нади шодхана пранаяма (если её выполнять правильно и без напряжений) является незаменимой техникой, которая очищает тело и успокаивает ум. Однако не всем удается сразу приспособиться к этой несложной технике, и поэтому следует внимательно наблюдать за своим самочувствием и прислушиваться к психофизическим ощущениям.

    Стадия 1

    Сядьте в любую медитативную позу. Хотя сиддхасана и сидцха йони асана являются лучшими, можно использовать также падмасану и другие позы. Закройте глаза и мысленным взором просмотрите всё тело: если обнаружите напряжённость, расслабьтесь полностью. Переместите внимание на дыхание, прочувствуйте и осознайте каждый вдох и выдох. Постепенно замедляйте свое дыхание, пока не сможете медленно отсчитывать до 5 при каждом выдохе и вдохе. Подсчитайте количество раундов (вдох+выдох) до 50, затем откройте глаза и расслабьтесь. Эту стадию практикуйте в течение недели, а затем переходите ко 2 стадии.

    Стадия 2

    Садитесь, как в первой стадии. Положите правую ладонь на лицо, соединив указательный палец со средним, и упритесь этими пальцами в межбровную область (насагра мудра). Убедитесь в том, что голова и спина расположены на строго вертикальной линии и расслаблены. Вдохните двумя ноздрями. Закройте правую ноздрю большим пальцем и медленно выдохните через левую ноздрю, считая до 5. По-прежнему держа правую ноздрю закрытой, вдохните через левую ноздрю до счёта 5. Теперь откройте правую ноздрю и закройте левую безымянным пальцем, выдохните через правую, пока считаете до 5. Затем вдохните через правую ноздрю. Закройте правую ноздрю и выдохните через левую. Вдохните через левую и выдохните через правую. Продолжайте таким образом в течение 25 полных циклов двойных дыханий: выдох левой — вдох левой, выдох правой — вдох правой и т. д. В конце последнего раунда выдохните через левую ноздрю и вдохните через левую ноздрю, выдохните через обе ноздри, затем откройте глаза и расслабьтесь. Добавляйте 5 раундов ежедневно к вашей практике до тех пор, пока вы не будете выполнять с удовольствием 50 полных циклов в день. Теперь переходите к следующей стадии.

    Стадия 3

    Из стадии 2 медленно продлевайте продолжительность вдоха до счёта 10 в течение одной недели или дольше, в случае необходимости. Не напрягайтесь и не пытайтесь форсировать своё дыхание сверх его естественных способностей. При регулярной практике ваши возможности с течением времени повысятся. Выполняйте 50 циклов ежедневно.

    Стадия 4

    Выполняйте стадию 2, как описано выше, но добавьте к ней следующее: после вдоха задержите дыхание до счёта 5. Закройте свою голосовую щель, пока удерживаете дыхание. После задержки дыхания до счёта 5 откройте противоположную ноздрю, выдохните и вдохните через ту же ноздрю и переходите к следующей стадии.

    Стадия 5

    Практикуйте, как в стадии 4, но добавьте задержку после выдоха до счёта 5. Вдыхайте и выдыхайте после задержек помягче — никогда не забывайте об этом очень важном факторе! Невозможно контролировать дыхание, если не соблюдать этого принципа. Если вы освоили 5 стадию, переходите к следующей.

    Стадия 6

    Выполняйте, как в стадии 5, но постепенно увеличивайте продолжительность вдоха и задержки, выдоха и задержки на единицу подсчёта ежедневно, до тех пор, пока дойдёте до счёта 10. Не напрягайтесь! Всё делайте постепенно и не спеша.

    Стадия 7

    Выполняйте как сказано выше, но вдыхайте на счёт 5, а задерживайте дыхание после вдоха на 10. Затем выдыхайте на 10, а задерживайте дыхание после выдоха на 5.

    Стадия 8

    Установите счёт на вдох-задержка-выдох-задержка соответственно на 5-20-10-10. Не напрягайтесь! Увеличивайте этот счёт постепенно, в течение нескольких дней, недель или месяцев, как вам угодно.

    Стадия 9

    Постепенно увеличивайте продолжительность вашего вдоха-задержки-выдоха-задержки "по пропорции 1-4-2-2. Далее вы можете прогрессировать в таком соотношении:

    8-32-16-16 или 6-24-12-12 или 10-40-20-20.

    Нади шодхана пранаяма в полном объёме

    Теперь познакомьтесь с полной формой пади шодхана пранаямы, которая подобна 9 стадии предварительной нади шодхана пранаямы с небольшими добавлениями. После вдоха опустите правую руку на правое колено и выполните раджа йогическую форму джаландхара бандхи (подбородочный замок). После задержки вдоха освободитесь от джаландхара бандхи, поднимите голову, перенесите правую руку вверх, в насагра мудру, и совершите мягкий выдох через рабочую ноздрю. После выдоха опять перенесите правую руку на колено и выполните вновь джаландхара бандху, уддияна бандху и мула бандху. Затем после задержки дыхания после выдоха освободитесь вначале от мула бандхи, затем от уддияна бандхи и, наконец, от джаландхара бандхи. Опять поднимите руку в насагра мудру, еще раз мягко выдохните и затем вдохните. Такова полная форма нади шодхана пранаямы. Выполняйте до 50 циклов ежедневно для физического здоровья, умственной жизнеспособности и рассеивания умопомрачения. Если вы желаете культивировать более 50 циклов ежедневно, проконсультируйтесь с гуру.

    Замечание

    Чтобы не отягощать ум подсчитыванием циклов (можно сбиться со счёта или, помня о счёте, отвлечься от правильной техники выполнения пранаямы), используйте чётки из 25 или 50 бусинок с разделительной большой 26-й чёткой или 51-й. Передвигайте бусинку за бусинкой, манипулируя ими между большим и средним (или безымянным) пальцами свободной руки. Когда ваши пальцы упрутся в большую бусинку, это означает, что ваша дневная практика завершена. Многие садхаки используют мантру Ом Намах Шивая или Гаятри, повторяя их определённое количество раз, чтобы фиксировать продолжительность дыхания. Здесь джапа сочетается с пранаямой, что значительно облегчает всю практику. Для нади шодхана пранаямы обычно используют пропорции 1-6-4-2, 1-6-3-3, 1-4-2-1, 1-8-4-2 и т. д. Опытный ученик может экспериментировать на различных соотношениях, пока не найдёт наиболее подходящий для себя вариант. Практика нади шодхана пранаямы станет ещё более эффективной, если её сопровождать с такими концентрированными типами медитативной техники, как антар тратака или чидакаша дхарана.

    Удджайи пранаяма

    Хотя эта практика очень проста, она оказывает мощное и тонкое воздействие на праническое тело. Несмотря на то, что пути её воздействия не совсем ясны, она основательно успокаивает ум, и ее используют во время медитации. В области горла и аорты расположена сонная артерия, которая реагирует, как на понижение, так и на повышение кровяного давления: при повышении кровяного давления сонная артерия посылает импульс в мозг, который отвечает импульсом в сердце, и сердце замедляет свой ритм, отчего давление понижается. Точно так же при пониженном давлении крови происходит обратная реакция. Удджайи пранаяма оказывает давление на сонную артерию и после обмена импульсами между артерией и мозгом, мозгом и сердцем происходит понижение давления и соответствующее снижение напряженности ума, что способствует успешной медитации. Обычно удджайи пранаяма выполняется вместе с кхечари мудрой — этот комплекс укрепляет горло и предохраняет его от болезней.

    Техника

    Выполните простую форму кхечари мудры. Сожмите горловую щель. В этих условиях у вас должен появиться лёгкий звук храпа. Подобный храп напоминает звуки спящего ребёнка. Необходимо прочувствовать, что вы дышите горлом, а не носом. Эту технику можно выполнять в течение долгого времени и почти в любой медитативной практике, за исключением громкой джапа-медитации, когда требуется проговаривание мантры вслух.

    Бхастрика пранаяма

    Слово "бхастрика" означает "меха", которые использует кузнец для разогрева металла. Эта важная практика широко культивируется перед медитацией, так как она обогащает нервную систему кислородом и вовлекает ум в интравертное состояние, преобразуя его в однонаправленный и концентрированный поток. Бхастрика — чрезвычайно мощная техника и с ней следует обращаться осторожно, осваивая ее медленно. Если вы почувствуете ухудшение и дискомфорт, немедленно прервите бхастрику и не прибегайте к ней до тех пор, пока не посоветуетесь с квалифицированным наставником.

    Техника 1 стадии

    Сядьте в устойчивую медитативную позу в гьян или чин мудре. Закройте глаза и полностью расслабьтесь. Убедитесь в том, что ваша голова, шея и спина находятся на ровной вертикальной линии. Начинайте постепенно ускорять темп вашего дыхания, пока оно не станет вдвое чаще обычного. Продолжайте дышать в таком убыстрённом темпе до 50 вздохов (вдох+выдох), пока не почувствуете лёгкого головокружения или ощущения свечения.

    После этого вдохните медленно и полно, удержите дыхание и выполните джаландхара бандху и мула бандху. Задержите дыхание после вдоха, пока вам приятно, и затем освободитесь от бандх и выдыхайте. Успокойте своё дыхание. Если эта техника освоена и совершается вами естественно, без напряжения и ошибок, вы можете на следующий день добавить к ней ещё один раунд. Когда вы сможете выполнять 10 таких раундов без ощущения дискомфортности, и без желания отдохнуть после них — приступайте к стадии 2.

    Техника 2 стадии

    Поднимите правую руку к лицу в насагра мудру. Закройте правую ноздрю и оставьте левую открытой. Сделайте 20 дыханий через левую ноздрю в два раза быстрее обычного дыхания. Закройте левую ноздрю, откройте правую и сделайте 20 дыханий через правую. Теперь опустите правую руку на правое колено и сделайте 20 быстрых дыханий через обе ноздри. Выполняйте по 5 раундов ежедневно, добавляя по 1 раунду каждый день до тех пор, пока вы не сможете легко выполнять 10 раундов ежедневно. После этого переходите к стадии 3.

    Техника 3 стадии

    Сядьте как в стадиях 1 и 2 и сделайте 20 быстрых дыханий через левую ноздрю, как вы делали на стадии 2. Опустите правую руку на колено, медленно и глубоко вдохните и выполните джаландхара бандху и мула бандху. Задержите дыхание. Пока приятно, удерживайте задержку дыхания, затем освобождайтесь от бандх и выдыхайте. Снова поднимите правую руку в насагра мудру и сделайте 20 быстрых дыханий через правую ноздрю. Затем опустите правую руку и удерживайте дыхание с бандхами, как раньше. Теперь выполните 20 дыханий обеими ноздрями и удерживайте дыхание с бандхами, как раньше. Когда после короткого отдыха ваше дыхание нормализуется, повторите пранаяму. В первый день выполните этот цикл дважды, а затем добавляйте каждый день по 1 раунду, если эта практика вам приятна. Когда вы сможете без труда выполнять 10 таких циклов, приступайте к стадии 4.

    Техника 4 стадии

    Практикуйте, как в стадии 3, но постепенно увеличивайте скорость дыхания вчетверо или более раз. Продолжительность задержки будет также автоматически увеличиваться. Этот процесс должен занять несколько недель. Не форсируйте его! Когда вы сможете выполнять 10 таких циклов на высокой скорости, с длинной задержкой дыхания и без дискомфорта, переходите к стадии 5.

    Техника 5 стадии

    Повышайте постепенно количество дыханий за раунд, добавляя по 5 раундов в день, если вам приятно. Когда вы совершаете за 1 раунд 50 дыханий, вы достигли высшего уровня бхастрики. Количество таких раундов можно увеличивать до 25.

    Замечания

    Бхастрика пранаяма выполняется непосредственно перед медитацией (джапа, чидакаша дхарана или антар мауна).

    Предостережения

    Ощущение слабости и испарина указывают на то, что бхастрика выполняется неверно. Поэтому избегайте, пожалуйста, перенапряжения в процессе дыхания, следите за выражением лица (не гримасничайте) и тела (не тряситесь). Подобные явления также указывают на неверное выполнение пранаямы. Во время практики следует быть расслабленным.

    Ограничения

    Люди, страдающие гипертонией, головокружением, сердечными и дыхательными проблемами, не должны практиковать бхастрику. Начинающим следует подступать к этой мощной технике постепенно и осторожно, под руководством опытного учителя.

    Капалабхати пранаяма

    "Капалабхати" означает "черепные меха". Эта эффективная пранаяма используется для преобразования экстравертного ума в интравертный перед началом любой медитативной практики. Однако сила этой пранаямы может обернуться слабостью для практикующего неправильно и неосторожно.

    Техника

    Сесть в устойчивой медитативной позе с руками в гьян или чин мудре. Закрыть глаза и расслабить тело. Сделать серию быстрых дыханий с акцентом на выдох. Выдох должен быть сильным и мощным, а вдох спонтанным и автоматическим. Выдохните 20 или 30 раз за серию, пока не почувствуете лёгкое головокружение. Медленно и глубоко вдохните и полностью выдохните. Сделайте маха бандху. Сконцентрируйте своё внимание на область чидакаши. Вы можете перемещать своё внимание влево от чидакаши, вправо, вперёд и назад, а также в область над чида-кашей или под ней. Оставайтесь в этом положении, сколько сможете. Освободитесь от маха бандхи и мягко выдохните, а затем медленно вдохните. Сделайте ещё несколько дыханий и, если желаете, повторите ещё раз. Поначалу сделайте только 2 раунда. Прибавляйте по одному раунду в день до тех пор, пока сможете выполнять 20 раундов. Затем начните увеличивать количество дыханий за раунд до 5 в день, пока сможете совершать до 100 дыханий или около того без головокружения и легко. После окончания ежедневной практики капалабхати выполняйте чидакаша дхарану по крайней мере в течение 10 минут.

    Предостережение

    Приступайте к практике капалабхати только после усвоения бхастрики. Будьте максимально осторожны и не перенапрягайтесь.

    Ограничения

    Люди, страдающие гипертонией, головокружением, сердечными и дыхательными недугами, не должны практиковать капалабхати.

    Польза

    Капалабхати — одна из самых мощных техник подготовки к медитации. Она освобождает ум от мыслей, образов, беспокойств и преобразует его в однонаправленный поток интравертной энергии.

    Бхрамари пранаяма

    "Бхрамари" — "пчела", и потому эту пранаяму называют жужжащей. Данная практика используется нада йогой, пробуждающей психические вибрации.

    Техника

    Сядьте в медитативную позу с руками в гьян или чин мудре. Полностью вдохните через обе ноздри. Задержите дыхание и выполните джаландхара и мула бандхи. Сохраните задержку дыхания и бандхи до счёта 5. Затем освободитесь от бандх и поднимите две руки до уровня глаз. Заткните уши указательными пальцами, держа другие пальцы слегка согнутыми, а локти вытянутыми в стороны. Зубы не стиснуты, рот закрыт. В течение всего продолжительного выдоха произносите жужжащий звук, похожий на жужжание пчелы. Прочувствуйте эту вибрацию, которая как бы исходит из головы. После выдоха опустите руки, вдохните и повторите практику. Начните с 5 раундов и ежедневно добавляйте по 1 раунду.

    Предостережения

    Бхрамари пранаяму не следует выполнять лёжа во избежание излишнего напряжения голосовых связок.

    Польза

    Помогает при бессоннице, развивает внутренний слух распознавания психических вибраций, снимает сердечные напряжения, гасит гнев, устраняет беспокойство и расстройство, снижает кровяное давление.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх