35. Понятие финансовых результатов и действующий порядок их формирования

Финансовый результат – обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях его формирования. Показателями, выражающими финансовый результат деятельности предприятия, являются:

• показатели прибыли, характеризующие финансово-хозяйственный эффект деятельности предприятия (абсолютные показатели);

• показатели рентабельности, характеризующие эффективность использования применяемых в процессе производства ресурсов и текущих затрат (относительные показатели).

Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получает предприятие.

В РФ формирование различных показателей прибыли определяется Приказом МФ № 97.

Прибыль (убыток) отчетного периода складывается из:

• прибыли от реализации товаров;

• прибыли от реализации имущества и прочих активов;

• прибыли от финансовых операций;

• внереализационной прибыли.

Прибыль от реализации товаров представляет собой разность выручки от реализации за вычетом НДС, акцизов, экспортных пошлин, налога на реализацию ГСМ, процентных надбавок к розничным ценам на отдельные товары, вносимых в доход бюджета и себестоимости реализованной продукции, включающей в себя также административные и коммерческие расходы. Прибыль от реализации имущества и прочих активов как показатель инвестиционной сферы есть разница прочих операционных доходов и расходов. Финансовую деятельность характеризует показатель, определяемый как сумма доходов от участия в других организациях. Показатель внереализационной прибыли обусловлен наличием случайных и экстраординарных доходов и расходов. 0н исчисляется как разность между внереализационными доходами и расходами.

Анализ перечисленных показателей сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.

Формирование чистой прибыли отражается в форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках». В процессе формирования рассчитывают:

• валовую прибыль;

• прибыль от продаж;

• прибыль до налогообложения;

• прибыль от обычной деятельности;

• чистую (нераспределенную) прибыль.

Валовая прибыль рассчитывается по формуле

ВП = ВР – СС,

где ВП – валовая прибыль (ф. 2, стр. 029); ВР – выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, услуг (ф. 2, стр. 010); СС – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (ф. 2, стр. 020).

На предприятиях торговли и общественного питания валовая прибыль (валовой доход) характеризует сумму торговой надбавки, приходящейся на проданные товары, т. е. представляет собой разность между продажной и покупной стоимостью проданных товаров.

Прибыль от продаж рассчитывается по формуле

ПП = ВП – КР – УР

где ПП – прибыль от продаж (ф. 2, стр. 050); ВП – валовая прибыль (ф. 2, стр. 029); КР – коммерческие расходы (ф. 2, стр. 030); УР – управленческие расходы (ф. 2, стр. 040).

Прибыль до налогообложения рассчитывается по формуле

ПДН = ПП + ОД – ОР + ВРД – ВРР

где ПДН – прибыль до налогообложения (ф. 2, стр. 140); 0Д, ОР – операционны1едоходы и расходы; ВРД, ВРР – внереализационные доходы и расходы.

Чтобы оценить эффективность применяемых в производстве ресурсов и затрат, используют показатели рентабельности. Методика расчета показателей рентабельности сходная: сравнивается прибыль с затратами на различных уровнях.

Система показателей рентабельности включает: рентабельность активов, рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность отдельного вида изделий, рентабельность собственного и заемного капитала.

Наиболее общим является показатель рентабельности активов, который характеризует результативность всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия и определяется как отношение прибыли до вычета процентов и налогов к стоимостной оценке совокупных активов предприятия (итог баланса по активу):


где ОФ – средняя за период стоимость основных производственных фондов; ОбФ – средняя за период стоимость материальных оборотных средств.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх