ПРИНЦИПЫ СОЕДИНЕНИЯ РУК И НОГ ЧЕРЕЗ ТЕЛО. «НАВЕДЕНИЕ МОСТОВ».

Можно не обладать большой силой и скоростью, иметь посредственную реакцию и выносливость и, тем не менее, эффективно справляться с людьми, заметно превосходящими вас по этим параметрам, можно — при условии хорошо согласованной между собой работы рук и ног. Так, например, старик-мастер побеждает молодого бойца. Такое соединение означает, что:

— конечности двигаются независимо друг от друга, т.е. не влияют на движение друг друга, помимо желания хозяина:

— каждая конечность при этом максимально использует вложение силы всего тела.

— конечности работают самостоятельно, совершая одновременно и атакующие и защитные действия, достаточные для успешного ведения боя, в случае если даже будут повреждены остальные[15];

— руки и ноги помогают друг другу, как четыре хорошо натасканные зверовые собаки подчиняются одному хозяину, но, нападая на зверя, не мешают друг другу. Так в калейдоскопе беспорядочная мешанина стекляшек создает четкий симметричный рисунок. Такое свободное, спонтанное, слаженное взаимодействие и является истинным мастерством — кунг-фу, как говорят китайцы.

Отсутствие такой координации обычно почти для всех, так как лишь очень немногие тратят достаточное количество времени на то, чтобы освоить двигательные возможности своего тела. Повсюду мы можем видеть более или менее ярко выраженный «развал тела», когда человек не может ударить ногой, не сделав при этом совершенно нелепый, неконтролируемый взмах руками, или нанести удар кулаком, не забыв при этом о защите ног. Такое положение обусловливается тем, что рукопашными драками как на улице, так и на татами и на ринге занимается, в основном, молодежь. К 30-ти годам потенциал «драчливости» резко падает, люди отращивают «пивные» животики или делают зарядку, им уже не хочется самоутверждаться этим способом.

Координация и работа над ней — здесь личное дело бойца, специально не развиваемое и поддерживаемое на примитивно-достаточном уровне.

На этом уровне сила и сознание не отделимы, и, если человек бьет кулаком, он вряд ли контролирует все остальные части тела, т.е. он весь, целиком «уходит в кулак». Так военный вождь каких-нибудь варваров бежит на врага, увлекая за собой свою армию. Здесь достаточно пары метко пущенных стрел, и грозная орда споткнется о труп своего предводителя, будет смята, опрокинута и уничтожена. В схватке с таким бойцом достаточно «отрубить» бьющий кулак, чтобы на 90% лишить его возможности драться. Если же одновременно с этим нанести неожиданный удар на другом уровне или направлении, то происходит перехват боевой инициативы, охотник превращается в жертву (рис. 269).

Рис. 269.

Сделав эти удары несколько сильнее, мы можем создать опрокидывающий момент, который приведет к падению противника (рис. 270).

Рис. 270.

Так же удары могут быть заменены рывками и затягиваниями, но общий рисунок движения остается неизменным (рис. 271).

Рис. 271.

Воздействия могут и не совпадать по времени, если производятся с включением или другим воздействием по принципу передачи, который выражается в том, что удар-антипод[16] применяется не непосредственно к самому удару, а к движению противника, вызванному им (рис. 272).

Рис. 272.

В случае правильного использования этой тактики можно повернуть врага легчайшим толчком, т.е. получается принцип, сходный с айкидо, но выполненный на ударной технике (рис. 273).

Рис. 273.

В таком сочетании мы видим, что трудно добиться хорошего взаимодействия рук и ног, поскольку расчет времени нанесения каждого удара должен быть очень точным. Как добиться наведения мостов между руками и ногами, если между ними находится корпус? Очень просто! Вспомните о колодце-журавле или аптекарских весах (рис. 274).

Рис. 274.

Корпус в этом случае посылает вперед ногу, тем самым оттягивает назад руку и т.д. (рис. 275).

Рис. 275.

Следует помнить, что бросок не является самоцелью, вполне хватит даже короткого момента неустойчивости, чтобы успеть войти в первые ворота (см.главу «Трое ворот»). Для нас важна не красота броска, а приведение противника к потере контроля над ситуацией и, вследствие этого, его повреждению и потери возможности продолжать бой.

Если вы будете привязаны к идее закончить бой броском или ударом, т:е. нарушить тем самым его естественное течение, вы будете скованы собственными желаниями и иллюзиями — вам будет «жалко» отпустить понравившийся захват, вы не будете реагировать на «невыгодные удары» и т.п. (рис. 276).

Рис. 276.

Бой должен течь естественно. Ваша цель в нем лишь своевременное выполнение необходимых техник, решение имеющимися у вас в запасе средствами спонтанно возникающих боевых ситуаций. Перестав стремиться к быстрому окончанию боя, вы парадоксальным образом пресечете его почти мгновенно. Если же этого не произойдет, вы сможете удержать противника под контролем столько, сколько вам будет необходимо. Так или иначе, это потребует от вас хорошего сведения техники рук и ног (рис. 277–280).

Рис. 277. Длина переднего удара ногой равна длине руки.Рис. 278. Измерение необходимой для удара дистанции.Рис. 279. Защита коленом от удара кулаком в живот.Рис. 280. Защита пинком от прямого удара рукой.

Основным упражнением для обретения подвижности корпуса и чувства взаимосвязи рук и ног является гашение ударов корпусом в сочетании с тянущими и, соответственно, толкающими движениями конечности (рис. 281).

Рис. 281.

Запомните — мертвый корпус в бою висит на вас мертвым грузом. У вас практически не остается двигательных резервов в работе согнутой рукой и ногой, поскольку сохранить их согнутыми можно при активной работе корпуса и кисти (рис. 282).

Рис. 282.

Траектория удара основана на круговых движениях, но не ограничивается только большими и малыми кругами.

Один переход с большого на малый круг дает неисчислимо большое множество техник. Их можно вязать узлами, делать восьмерки, петли, спирали, волны (рис. 283).

Рис. 283.

Примечания:



1.

Агашин Ф.К. Биомеханика ударного движения. М., Наука, 1977.



15.

Это значит, что человек должен уметь сделать любой бросок с помощью одной руки, наносить удар, одновременно защищаясь той же рукой, и т.д.



16.

Воздействие-антипод — движение, которое и сочетании с данным дает опрокидывающий эффект.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх