|
||||
|
ВВЕДЕНИЕ Современный этап общемирового развития характеризуется возрастающей ролью информационной сферы. Превращаясь в системообразующий фактор жизни общества, она все более активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной, личной, имущественной и других составляющих безопасности. Сотрудничество и соперничество государств и организаций из традиционной материальной сферы все более отчетливо смещаются в информационную область. Россия стоит перед необходимостью осознания и принятия вызова, связанного с вступлением человечества в эпоху формирования мирового информационного сообщества. Современные информационные технологии существенно меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, их мышление, механизмы функционирования семьи, общественных институтов, органов власти. Они становятся действенным фактором развития личности и общества. В то же время широкое распространение некоторых информационных технологий сопровождается появлением ряда новых угроз конституционным правам и свободам граждан, формированию здоровья, полноценной духовной жизни. Эти технологии уже используются для целей экономики, торговли, рекламы, политической борьбы, оказывая порой разрушительное воздействие на психику людей, в особенности подростков. Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми, все больше заменяя физическое воздействие, тысячелетиями считавшееся непременным средством управления. Вот почему одним из основных элементов национальной, общественной и личной безопасности становится информационная безопасность. В современном мире информационная безопасность – жизненно необходимое условие обеспечения интересов человека, общества и государства. Целью дисциплины «Информационная безопасность» в гуманитарных вузах является обучение студентов принципам и средствам обеспечения информационной безопасности личности, конкретных объектов и учреждений, общества и государства. Данная дисциплина способствует получению студентами фундаментального образования, формированию научного мировоззрения, развитию системного мышления, интеграции полученных ранее знаний. Задачи дисциплины – дать основные знания, умения и навыки по вопросам обеспечения информационной безопасности личности, семьи, дома, образовательного учреждения, производственного объекта. В результате изучения дисциплины студенты (слушатели) должны: иметь представление: о целях, задачах, принципах и основных направлениях обеспечения информационной безопасности; о методологии создания систем защиты информации; о средствах и методах защиты человека от противоправного информационного воздействия; знать: роль и место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны; угрозы информационной безопасности государства и общества; содержание информационной войны, методы и средства ее ведения; правовые основы обеспечения информационной безопасности; информационные средства и технологии, негативно влияющие на здоровье; способы и системы защиты информации; средства обеспечения информационной безопасности при обработке информации, составляющей государственную, служебную или коммерческую тайну; уметь: выбирать и применять методы и средства защиты информации; пользоваться современными средствами защиты информационной безопасности; применять полученные знания при выполнении курсовых проектов и выпускных квалификационных работ, а также в иных сферах своей деятельности; выявлять попытки противоправного информационного воздействия, манирулирования и противодействовать им; соблюдать правила информационной безопасности в быту и в служебной обстановке; обращаться за консультацией и помощью к специалистам при возникновении угроз информационной безопасности в любой сфере жизнедеятельности. Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 0333000/050104 «Безопасность жизнедеятельности». Дисциплина «Информационная безопасность» в гуманитарных вузах тесно связана с дисциплинами, изучающими проблемы психологии, педагогики, информатики, программно-аппаратные и организационно-правовые методы обеспечения безопасности человека, общества и государства. При подготовке учебного пособия авторы использовали публикации таких известных специалистов, как В. Т. Ганжин, М. И. Горбачев, Г. В. Грачев, А. А. Зиновьев, С. Г. Кара-Мурза, И. К. Мельник, И. Н. Панарин, Ю. И. Полищук, В. П. Пугачев, М. А. Родионов, Л. И. Шершнев. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|