|
||||
|
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОУ 3.1. Управление безопасностью в ОУ Под управлением безопасностью понимается процесс сознательного, целенаправленного и организованного воздействия на элементы ОУ и окружающей среды в целях защиты персонала, обучающихся, воспитанников, имущества и среды ОУ от неблагоприятных воздействий и обеспечения эффективного образовательного процесса. Непосредственное управление безопасностью осуществляют: директор ОУ, его заместители (особенно заместитель по безопасности), специалисты (консультанты) по различным видам безопасности, руководители подразделений. Комиссия (группа) по безопасности создается приказом по ОУ и оперативно решает вопросы обеспечения безопасности ОУ при планировании образовательного процесса, возникших осложнениях и ЧС. Руководителю ОУ в силу сложности и разнообразия решаемых проблем необходимо иметь консультантов или сотрудников, курирующих все элементы системы безопасности. Поэтому в ОУ, как правило, создается несколько структурных единиц и комиссий, управляющих электробезопасностью, пожарной, производственной, криминальной и антитеррористической безопасностью. Однако опыт показывает целесообразность объединения этих структур. Каждый субъект управления безопасностью от министра образования и науки РФ до рядового педагога и воспитателя осуществляет на своем уровне и в своих условиях стандартные функции управления: учет, анализ и прогнозирование, планирование, принятие решений, организацию, координацию и регулирование, контроль, оценку, воспитание и стимулирование кадров (обучаемых, сотрудников), делопроизводство. В соответствии с законодательством РФ государственное управление безопасностью и охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами образования (Минобрнауки России), охраны труда (Минздравсоцразвития России) и иными федеральными органами исполнительной власти (МЧС, МВД, ФСБ и др.), отвечающими за различные стороны обеспечения национальной безопасности. Система управления всеми видами безопасности в нашей стране имеет четыре уровня управления: федеральный, уровень субъекта РФ, местный и объектовый (т. е. уровень конкретного ОУ). Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности в определенной сфере и в пределах своей компетенции, выполняет следующие функции: принимает постановления, дает разъяснения по применению нормативных правовых актов в области безопасности; координирует работу отраслевых служб безопасности федеральных органов исполнительной власти; взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов федерации; осуществляет методическое руководство по пропаганде передового опыта, организует выполнение научно-исследовательских работ; организует учет потребностей в средствах коллективной и индивидуальной защиты; представляет в Правительство РФ ежегодный отчет о состоянии безопасности и проводимых мероприятиях по ее обеспечению. Главной декларируемой целью всех многочисленных субъектов управления пожарной, криминальной, энергетической, транспортной, военной и иной безопасностью, охраной труда, санитарией, гражданской обороной, финансами и т. д., является совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности путем создания безопасных и безвредных условий труда, профилактического обслуживания работающих на курируемых объектах, в том числе и обучающихся в системе ОУ Однако на деле обилие и разрозненность этих субъектов создают определенные сложности при попытках координации их деятельности, которая порой становится серьезным отвлекающим фактором для руководителей ОУ. Для координации деятельности министерств и ведомств в области безопасности создаются межведомственные комиссии по отдельным видам (направлениям) безопасности, которую возглавляет соответствующий министр, руководитель федерального агентства или ведомства. Например, для координации деятельности министерств и ведомств в области охраны труда создается межведомственная комиссия по безопасности, охране труда, которую возглавляет министр здравоохранения и социального развития. В ее задачи входит: разработка федеральной программы улучшения условий труда; анализ законодательных актов; разработка предложений по международному сотрудничеству. Главная государственная экспертиза условий труда, которая входит в состав Минздравсоцразвития России, является органом, выполняющим следующие контрольные функции: контроль правильности назначения пенсий; контроль правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (списков № 1 и № 2); взаимодействие с органами социального обеспечения; контроль условий безопасности и охраны труда. Федеральная инспекция труда осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о безопасных условиях и охране труда и выполняет следующие управленческие функции в данной сфере на федеральном уровне: обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение; анализирует состояние и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и разрабатывает мероприятия по их профилактике; осуществляет контроль соблюдения норм безопасности, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; готовит и публикует ежегодные доклады о своей деятельности. Аналогичным образом строится система управления безопасностью по всем ее направлениям и на уровне субъектов РФ, и на местном уровне. Это осуществляют как региональные (местные) подразделения МЧС, МВД, ФСБ, иных ведомств, так и межведомственные комиссии. Комиссий по различным аспектам безопасности под управлением федеральных ведомств в настоящее время так много, что представляется целесообразным объединить их на низовом уровне системы образования в единую комиссию по безопасности ОУ, работающую по единому комплексному плану. При этом, однако, ее решения и протоколы придется подшивать одновременно в несколько папок (дел) по соответствующим направлениям обеспечения безопасности. При современной компьютерной и множительной технике это не должно быть проблемой. Непосредственное управление в сфере безопасности и охраны труда осуществляют руководители ОУ, профсоюзные комитеты и трудовые коллективы ОУ. Основными задачами всех четырех уровней структур и органов управления безопасностью применительно к ОУ являются: обеспечение безопасности образовательного и воспитательного процессов от всех видов социальных, природных и техногенных угроз; обеспечение безопасности зданий, сооружений и производственного оборудования; нормализация санитарно-гигиенических условий труда, учебы, питания, досуга; обучение работающих правилам и нормам всех видов безопасности и охраны труда, пропаганда вопросов безопасности; обеспечение работников и обучаемых средствами индивидуальной защиты памятками, инструкциями; обеспечение оптимальных условий труда и отдыха; организация ликвидации воздействия неблагоприятных факторов и опасных ситуаций, включая лечебно-профилактическое обслуживание работающих и обучаемых. Важно, чтобы решение этих задач не мешало, а способствовало достижению главных учебно-воспитательных целей ОУ. Поэтому необходимо переводить их из формально-бюрократической плоскости в элементы повседневной учебно-воспитательной работы коллектива ОУ. 3.2. Трудовой коллектив как субъект управления безопасностью Работники ОУ (как и любой организации, предприятия) составляют трудовой коллектив. Мнение коллектива учитывается при планировании мер безопасности и принятии необходимых решений, документов. Каждый член коллектива во время трудового процесса на время вступает во взаимодействие с другими работниками. Состояние этих взаимоотношений и мнение членов коллектива (педсовет) также оказывают влияние на безопасность ОУ. Положительное влияние усиливается, когда в коллективе складывается понимание требований безопасности и доброжелательная обстановка. Члены коллектива должны сознательно поддерживать трудовую и технологическую дисциплину, быть заинтересованными в выполнении всех требований безопасности. В коллективе должен быть положительный психологический климат и спокойное, деловое отношение к не всегда понятным и порой раздражающим требованиям многочисленных ведомств и проверяющих по различным видам безопасности. На поведение членов коллектива большое влияние оказывает поведение руководителей. Они должны быть всегда дисциплинированы, аккуратны, никогда не нарушать установленных требований и быть примером для работников и обучающихся. Это необходимая мера профилактики опасных и чрезвычайных ситуаций. На возникновение опасных ситуаций в ОУ может оказывать влияние не только обстановка в коллективе, но и обстановка в быту у работников, обучающихся (воспитанников) и их близких, возможные социальные проблемы и семейные неурядицы. В своевременном выявлении и решении подобных проблем роль трудового коллектива порой важнее, чем иных официальных структур. Безопасность образовательных процессов обеспечивается также следующими организационными решениями коллектива работников ОУ: выбором образовательных программ; выбором необходимого оборудования; выбором приемов и режимов работы; распределением функций и объемов работы; профессиональным отбором и обучением работников; применением средств защиты обучающихся и работающих; выбором средств реализации требований безопасности и методов контроля их выполнения. С участием работников и учетом их согласованных мнений образовательный процесс организуется так, чтобы по возможности обезопасить или исключать непосредственный контакт работников и обучаемых с материалами, процессами и явлениями, оказывающими вредное воздействие. Руководители и лидеры трудового коллектива должны выбирать и создавать такие условия, в которых не могут возникать опасные и вредные производственные факторы или в которых эти факторы обладают наименьшей интенсивностью. Например, на кухне, в лабораториях, на практических занятиях необходимо внедрять дистанционное управление опасными приборами и процессами, обеспечивать герметизацию оборудования и применять средства защиты. Применяемое в ОУ оборудование должно быть исправным и отрегулированным для выполнения предназначенной работы (операции). Размещать оборудование требуется так, чтобы оно не создавало вредных вибраций, шумов, запахов и т. п. Учебные и рабочие места должны быть освещены в соответствии с установленными нормами. Они должны отвечать требованиям ГОСТ, существующим требованиям безопасности, а также эргономическим требованиям. По требованию работников и родителей в ОУ должны быть предусмотрены системы контроля и управления, обеспечивающие защиту учащихся и работников от неблагоприятных социальных воздействий, своевременное удаление посторонних лиц, обезвреживание отходов, которые служат источниками опасных и вредных для здоровья факторов. Используемые в учебно-производственном процессе методы, информационные и иные материалы не должны оказывать вредного воздействия на обучаемых. С целью профилактики утомляемости и заболеваний следует рационально организовывать труд и отдых обучаемых и работников. Одним из путей создания безопасных условий является участие трудового коллектива в профессиональном отборе, проверке знаний и умений работников, проведении соответствующих конкурсов. Лица, допускаемые к работе, должны проходить конкурсный отбор и проверку соответствия их физиологических, психологических и иных характеристик выполняемой работе. Проверка состояния здоровья работников обязательна как при допуске к работе, так и периодически в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Министерством образования и науки РФ. Однако некоторые скрытые проблемы могут быть выявлены лишь коллегами в процессе работы. Это касается, например, фактов алкоголизма, моральной распущенности и иных, недопустимых в ОУ явлений. Лица, допускаемые к выполнению работы, должны иметь необходимую профессиональную подготовку, включая подготовку по вопросам безопасности. Поэтому руководители вместе с трудовым коллективом ОУ должны воспитывать у работающих сознательную дисциплину и привычку постоянно осуществлять самоконтроль соблюдения требований безопасности: они постоянно находятся на виду у обучаемых, которые сравнивают декларируемое и фактическое отношение своих педагогов к вопросам безопасности. Свое воздействие на системы управления безопасности ОУ члены трудового коллектива могут и должны оказывать путем принятия решений, обращений на профсоюзных собраниях, педсоветах, при заключении коллективных договоров, при участии в работе различных комиссий и контролирующих органов. При этом целесообразно учитывать мнение не только большинства, но и отдельных специалистов, которые хорошо знают свое дело и вносят, возможно, неудобные, но направленные на общее благо предложения и идеи. Очень важно также, чтобы в своих предложениях руководству ОУ по вопросам обеспечения безопасности члены трудового коллектива учитывали и отстаивали мнения обучаемых и их родителей, если они не противоречат законодательству, действующим инструкциям и здравому смыслу. 3.3. Комплексное планирование безопасности ОУ Планирование мер по всем направлениям безопасности осуществляется на основе анализа ситуации и прогнозирования возможных угроз с учетом нормативных требований. В ОУ в соответствии с указаниями органов управления образованием должны прогнозироваться возможные действия преступников, массовые беспорядки, проявления экстремизма, взрывы, поджоги, пожары, применение отравляющих веществ, захват заложников, действия террористов, в том числе смертников. В связи с этим в составляемых планах и паспортах безопасности желательно отражать возможные количественные показатели ущерба от этих действий, характеристики и размеры возможных зон поражения, степень вредного воздействия на жизнь и здоровье людей. Следует также указывать данные о неблагополучных группировках подростков в ОУ или прилегающем микрорайоне, их лидерах, о фактах вандализма, угроз, вымогательства среди учащихся, иных возможных противоправных действиях. По каждой рассматриваемой ситуации в соответствии с рекомендациями МЧС, МВД и ФСБ России планируются ответные действия персонала ОУ, аварийных служб и бригад по ликвидации аварий, ЧС и их последствий. Эти действия следует планировать с учетом реальных ограниченных возможностей персонала ОУ, его компетенции; они не должны подменять действия сотрудников силовых структур. Разумеется, такая работа не под силу обычному педагогу без привлечения специалистов или (как минимум) использования методического пособия по данной тематике. Для повышения устойчивости учебного процесса и защищенности ОУ при разработке собственных структур, технологий и планов обеспечения безопасности необходимо предвидеть и учитывать максимальное количество реально распространенных опасностей. Тогда многих происшествий не произойдет либо их влияние будет сведено к минимуму. Например, резервный блок питания сохранит ваши базы данных и сигнализацию при отключении электроэнергии. Недорогая автомашина «Волга» лучше защитит человека в ДТП, чем десятки более дорогих моделей. Несколько огнетушителей и охранно-пожарная сигнализация, дежурства родителей и педагогов уменьшат вероятность происшествий в здании ОУ. Письмом Минобрнауки РФ от 30.08.05 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» (прил. 1) всем ОУ предписывается разработать «Комплексный план безопасности ОУ на 2006–2010 годы», в котором системно заложены мероприятия по укреплению внутреннего распорядка, обучения учащихся и сотрудников, по антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности. Одна из задач данного пособия – помочь сотрудникам ОУ в составлении таких планов. Указанным письмом Министерство образования и науки РФ констатирует необходимость объединения ряда ранее разрозненных направлений обеспечения безопасности ОУ в единый долгосрочный документ – Комплексный план безопасности. Это целесообразно и своевременно, поскольку уменьшает количество всевозможных планов. Комплексность обеспечивается и тем, что во многих ОУ наконец начали появляться работники, профессионально отвечающие за безопасность (проректор, заместитель или помощник руководителя ОУ по безопасности). Рекомендуемые разделы и мероприятия комплексного плана безопасности ОУ 1. Организационные мероприятия 1. Разработка (доработка) правил внутреннего распорядка ОУ. 2. Определение порядка и мер обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности ОУ при проведении праздников, спортивных и культурно-массовых мероприятий. 3. Проверка учебных и производственных помещений ОУ. 4. Организация контроля соблюдения правил регистрации и учета проживания лиц в общежитиях. 5. Организация деятельности антитеррористической рабочей группы, иных групп и комиссий, предусмотренных нормативными актами. 6. Обеспечение системного контроля деятельности организаций, арендующих помещения в ОУ 7. Определение порядка и ответственных за ежедневный контроль состояния ограждений, закрепленной территории, зданий, сооружений, завоза продуктов и имущества. 8. Организация взаимодействия ОУ с представителями правоохранительных органов, местного самоуправления. 9. Организация контроля выполнения мероприятий комплексного плана «Безопасность образовательного учреждения на 2006–2010 годы», в том числе мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности ОУ. 10. Руководство локальными системами контроля состояния потенциально опасных объектов, повышение надежности их функционирования. 11. Осуществление контроля соблюдения обучающимися и работниками установленных требований в области защиты от ЧС и охраны труда. 2. Обучение сотрудников и обучающихся 1. Обучение учащихся (студентов), сотрудников ОУ по ГО и ЧС. 2. Обучение учащихся по курсам ОБЖ и охраны труда. 3. Обучение студентов по курсам БЖ и охраны труда. 4. Проверка знаний в этой области. 3. Создание и укрепление учебно-материальной базы безопасности 1. Подготовка и выпуск инструкций и памяток по темам «Действия обучающихся и сотрудников при возникновении экстремальных и чрезвычайных ситуаций», «Техника безопасности». 2. Приобретение учебно-методической литературы, учебно-наглядных пособий, оборудования и приборов. 3. Установка системы звонкового и громкоговорящего оповещения сотрудников и обучающихся для доведения сигналов, системы аварийной подсветки указателей маршрутов эвакуации. 4. Монтаж систем противопожарной и охранной сигнализации. 5. Приведение зданий, сооружений, механизмов и другого оборудования в состояние, соответствующее установленным нормативам. 6. Нормализация санитарно-гигиенических условий труда, внедрение здоровьесберегающих технологий обучения. 7. Улучшение санитарно-бытовых помещений и устройств. 4. Мероприятия по предупреждению несчастных случаев 1. Ведение журналов инструктажей, периодических осмотров оборудования, заземления, контроля изоляции и т. д. 2. Проверка, окраска и испытание механизмов и станочного оборудования. Составление актов о проведенных испытаниях для возможности дальнейшей эксплуатации средств защиты, приборов, инструментов, оборудования. 3. Рациональная расстановка оборудования для повышения безопасности труда. Устройство дополнительных предохранительных и защитных приспособлений, блокировок, дублирующих средств безопасности, светозвуковой сигнализации. 4. Обеспечение работников необходимой технической документацией, рабочих мест – плакатами по безопасности. 5. Анализ случаев травматизма с целью исключения их повторения в будущем. 6. Механизация уборки производственных помещений, очистки и протирки осветительной арматуры, окон, вентиляционных установок. 7. Изготовление и применение знаков безопасности. 5. Мероприятия по предупреждению заболеваний в ОУ 1. Проведение медицинского освидетельствования поступающих в ОУ и периодических медицинских осмотров обучающихся и работников. 2. Своевременный ремонт зданий и оборудования, содержание рабочих и бытовых помещений в надлежащем санитарном состоянии. 3. Улучшение работы медпунктов и их оснащения. Оборудование аудиторий и рабочих мест аптечками. 4. Создание кабинетов, уголков, передвижных выставок по БЖ и охране труда, приобретение для них пособий, демонстрационной аппаратуры. 5. Применение приспособлений для снижения шума, вибрации, борьбы с пылью и ядовитыми газами, вентиляции помещений. 6. Оборудование санитарно-бытовых помещений, обеспечение мылом и другими необходимыми моющими средствами, лечебно-профилактическим питанием и молоком. 6. Мероприятия по улучшению условий труда и образовательного процесса 1. Улучшение естественного и искусственного освещения (установка дополнительных фонарей, светильников). 2. Утепление полов, устройство тепловых завес в зданиях. 3. Реконструкция буфетов, прачечных, установок для питьевой воды, комнат отдыха. 4. Оборудование мест и площадок, выделенных для физкультурно-оздоровительной работы. 5. Установление рационального режима труда и отдыха. 6. Санаторно-курортное лечение нуждающихся. 7. Применение индивидуальных средств защиты (очков, масок, щитков, респираторов, спецодежды, спецобуви). В соответствии с особенностями каждого ОУ допускается изменение структуры, разделов и пунктов составляемого плана. Представляется, что в ОУ должен быть единый комплексный план безопасности с включением в него разделов по ГО, электробезопасности, пожарной, транспортной и другим видам безопасности. Наличие множества рекомендуемых разделов и пунктов плана вовсе не означает, что план будет чрезмерно громоздким. Если какой-либо пункт выполнен ранее, нет необходимости включать его в текст плана. Поэтому план может быть значительно менее объемным, чем приведенные выше рекомендации. Главное, чтобы планируемое мероприятие было реальным, отвечающим потребностям безопасности, имело конкретного исполнителя и дату исполнения. Не следует перечислять в плане обычные функции и задачи ОУ, решаемые ежедневно в рабочем порядке. Иначе план превратится в бюрократическую отписку. Желательно, чтобы план был обсужден в коллективе и вывешен в уголке безопасности. Каждый исполнитель будет видеть свою роль в общем деле и чувствовать общественное внимание к своей работе. Этот простой способ позволяет вдохнуть жизнь в процесс планирования, повысить психологическую значимость этого процесса, усилить контроль исполнения. Не забывайте подшивать копии плана или его разделов в соответствующие папки, предусмотренные номенклатурой дел по безопасности ОУ. Помимо поддержания необходимого порядка в делах это способствует благожелательному отношению проверяющих. 3.4. Контроль обеспечения безопасности ОУ Одной из распространенных причин опасных происшествий и ЧС в ОУ остается бесконтрольность и безответственность персонала и обучаемых. Поэтому в обеспечении правильной работы, в предотвращении опасных происшествий и ЧС в ОУ важнейшую роль играют внешние и внутренние проверки и иные методы контроля, включая инструктажи, экзамены, скрытые проверки и медосмотры. Административно-общественный контроль безопасности в сфере образования имеет несколько уровней: четыре в вузе (первая ступень – заведующие лабораториями, мастера совместно с профактивом подразделений; вторая – заведующие кафедрами; третья – деканы, главный механик, энергетик, общественный инспектор охраны труда факультета; четвертая – проректоры, председатель профкома, начальники служб); три в школе (учителя, заведующие кабинетами, мастерской, директор школы). Проводимые на всех уровнях проверки выявляют различные недостатки. На это следует не обижаться, а незамедлительно принимать меры по исправлению ошибок; это убережет от более существенных неприятностей. Работник должен понимать значение контроля для обеспечения своей безопасности и с благодарностью воспринимать критические замечания. Иногда такие замечания кажутся придирками и даже преследованием. Умный работник понимает: если его «достали проверками», значит, где-то он оступился, ошибся; возможно, усложнилась общая ситуация, и начальство нервничает. Следует внушать сотрудникам и учащимся, что обижаться на контроль и справедливые замечания нельзя, а несправедливые решения можно обжаловать в суде. Руководители и работники государственных структур, уполномоченные осуществлять контроль деятельности ОУ, вправе требовать в рамках своей компетенции предоставления соответствующих документов и получения письменной или устной информации, необходимой для выполнения контрольных функций. Законные требования представителей государственных органов, работников правоохранительных органов являются обязательными для исполнения. Органы контроля и надзора за обеспечением различных видов безопасности. В соответствии с законодательством РФ государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных актов по обеспечению безопасности жизнедеятельности и безопасных условий труда в различных сферах осуществляются федеральным органом контроля и надзора, а также соответствующими органами субъектов РФ. Различают несколько видов контроля и надзора за соблюдением законодательства по безопасности и охране труда в ОУ: государственный, ведомственный, общественный. Государственный контроль уровня безопасности в разных сферах осуществляют специально уполномоченные государственные органы и инспекции. Государственный пожарный надзор в РФ организует и осуществляет Государственная противопожарная служба. До 2002 года она входила в состав МВД России, а в настоящее время входит в МЧС России. Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (Госавтоинспекция – ГАИ) организует и контролирует безопасность на автодорогах, разрешает ввод в эксплуатацию новых и вышедших из ремонта автомобилей, следит за техническим состоянием автомобильного транспорта на предприятиях, в хозяйствах и учреждениях. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ, лицензирование видов деятельности, связанных с использованием атомной энергии, ядерных материалов. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) осуществляет надзор за безопасным ведением работ в промышленности, по устройству и безопасной эксплуатации оборудования, лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ. Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор) осуществляет контроль технического состояния и безопасности обслуживания электрических и теплоиспользующих установок. С 2004 года Госгортехнадзор, Госатомнадзор и Госэнергонадзор входят в единую Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору – Ростехнадзор России. Департамент санитарно-эпидемиологического надзора в составе Минздравсоцразвития России (Госсанэпиднадзор) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями и организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил. Государственный надзор и контроль соблюдения законодательства о труде и охране труда централизованно осуществляет Федеральная инспекция труда при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ или Рострудинспекция. Госстандарт России осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) через свои территориальные органы (лаборатории государственного надзора, центры стандартизации и метрологии) самостоятельно или совместно с технической инспекцией труда центральных комитетов и советов профсоюзов. Все министерства и ведомства осуществляют ведомственный (внутриведомственный) контроль соблюдения многочисленных законов, инструкций и правил безопасности на подчиненных им предприятиях и объектах. Некоторые министерства и ведомства наделены также правами межведомственного (государственного) контроля. Свои специфические участки контроля в сфере обеспечения безопасности ОУ имеют МЧС, МВД, ФСБ, Минфин, налоговые органы и другие ведомства. Ведомственный контроль осуществляется вышестоящей организацией по подчиненности. К ведомственному относится также контроль, осуществляемый службой безопасности и охраны труда предприятия (ОУ). Общественный контроль уровня обеспечения безопасности и охраны труда осуществляют профсоюзы в лице их соответствующих органов или иные уполномоченные работниками представительные органы, родительские комитеты, попечительские советы, шефы. Кроме того, все большее развитие получает также общественный контроль со стороны различных ассоциаций, фондов, движений, партий, средств массовой информации и отдельных граждан. Это является важным элементом становления в России современного гражданского общества на принципах гласности и демократии. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о безопасности во всех сферах жизнедеятельности человека, государства, общества осуществляет Генеральный прокурор РФ с подчиненными ему нижестоящими прокурорами субъектов РФ, городов, районов. Административно-общественный контроль охраны труда в сфере образования осуществляется совместно администрацией, выборным профсоюзным органом ОУ и органами управления образованием. В целях эффективного контроля соблюдения требований законодательства по охране труда в ОУ организуется четырехступенчатая система контроля. I ступень. Заведующие кабинетами, мастерскими, спортивными залами, воспитатели, руководители кружков и секций ежедневно до начала работы (занятия) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента. При обнаружении отклонений от правил и норм охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки устраняются немедленно или (при невозможности быстрого устранения) записываются в журнал административно-общественного контроля. II ступень. Заместители руководителя ОУ, заведующий хозяйством, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда один раз в квартал проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности и производственной санитарии во всех помещениях, принимают меры к устранению выявленных недостатков. Недостатки, требующие определенного времени и затрат, записывают в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков выполнения и исполнителей и сообщают о них руководителю ОУ. III ступень. Руководитель ОУ совместно с председателем профсоюзного органа один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, проводят проверку состояния охраны труда, заслушивают на совместных заседаниях администрации и выборного профсоюзного органа ответственных за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний, проводят анализ произошедших несчастных случаев. На основании проверки и обсуждения издается приказ руководителя ОУ о состоянии охраны труда. IV ступень. Комиссия по приемке ОУ к новому учебному году и вышестоящий орган управления образованием (см. раздел 3.6). 3.5. Инструктажи по безопасности и охране труда В целях безопасности, а также в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ» для всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц работодатель (руководитель ОУ) обязан организовать проведение инструктажей, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим. Традиционно считается, что инструктажи по безопасности проводятся для рабочих, электриков, поваров и других технических работников ОУ. Однако по мере технического насыщения образовательного пространства такие инструктажи необходимы и для педагогов, и для учащихся, начиная с первого класса. Допуск к работе и обучению лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по безопасности и охране труда, запрещается. Общий порядок проведения, виды и содержание инструктажей определены ГОСТ 12.0.004-9 °CСБТ. Организация обучения безопасности труда. В зависимости от характера и времени проведения различаются следующие виды инструктажей: вводный; первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой. Вводный инструктаж по безопасности проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования и стажа работы, с временными работниками, командированными учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Вводный инструктаж проводит лицо, на которое приказом по ОУ возложены эти обязанности. К проведению отдельных разделов вводного инструктажа при необходимости могут быть привлечены соответствующие специалисты (из милиции, ФСБ, Госнаркоконтроля, пожарной части, медицинские работники и др.). О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого, а также в документе о приеме на работу или контрольном листе. Инструктаж должен приводиться по программе, разработанной отделом (инженером) охраны труда и утвержденной руководителем по согласованию с профсоюзным комитетом. Вводный инструктаж должен проводиться в специально оборудованном кабинете или в классе ОБЖ. Программа вводного инструктажа включает следующие основные темы: общие сведения о предприятии (учреждении); законодательство по охране труда и безопасности; основные опасные и вредные факторы и способы их снижения; применяемые средства индивидуальной защиты; криминальная безопасность; пожарная безопасность; антитеррористические меры; первая доврачебная помощь пострадавшему. Первичный инструктаж на рабочем месте до начала образовательно-производственной деятельности проводит непосредственный руководитель по программе, согласованной с отделом охраны труда и профкомом предприятия (ОУ): со всеми вновь принятыми на работу или переводимыми из другого подразделения; с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками; со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего ОУ; со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, при проведении занятий в кружках и секциях; с участниками соревнований и экскурсий. Первичный инструктаж проводят с каждым индивидуально или с группой лиц с практическим показом безопасных приемов и методов обучения, труда, отдыха или иного вида деятельности. Программа первичного инструктажа включает следующие основные вопросы: общие сведения о технологическом процессе и оборудовании; организация рабочего места; безопасные приемы работы или иной деятельности; применяемые средства индивидуальной защиты; меры предупреждения пожаров и поведение при пожаре; меры предупреждения иных ЧС и поведение при ЧС. Повторный инструктаж проводится не реже чем через 6 месяцев. Его цель – восстановить в памяти правила по безопасности и охране труда, а также разобрать конкретные нарушения из практики ОУ. Повторный инструктаж все работники и учащиеся независимо от их квалификации, стажа работы и образования проходят не реже одного раза в полугодие по программе первичного инструктажа. Внеплановый инструктаж проводится: при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по безопасности, а также изменений к ним; при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность; при нарушении работниками и обучающимися требований безопасности, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву, пожару, отравлению, иным происшествиям; по требованию органов надзора за безопасностью; при перерывах в работах, к которым предъявляют повышенные требования безопасности, более чем на 30 календарных дней; для остальных работ – при перерывах более чем на 60 дней. О проведении всех инструктажей делаются отметки в специальном журнале или в индивидуальной карточке. Представляется нецелесообразным ведение множества журналов по разным видам инструктажей, если достаточно одного (по образцу классного журнала). Целевой инструктаж проводят с работниками перед производством опасных (аварийных) работ, на которые оформляется наряд-допуск. Запись о проведении инструктажа производится в наряде-допуске. Целевой инструктаж проводят: при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, ОУ); при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; при производстве работ повышенной опасности, на которые оформляется специальный наряд или наряд-допуск, разрешение и другие документы; при проведении экскурсий и др. Повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ или мероприятия, классный руководитель, заместитель директора ОУ по безопасности, специалист. 3.6. Аттестация ОУ и рабочих мест по безопасности Аттестация (сертификация) является одной из наиболее действенных форм комплексного контроля безопасности в ОУ. Своеобразным сертификатом соответствия предъявляемым требованиям безопасности можно считать ежегодный Акт приема готовности ОУ к образовательной деятельности. Для приема готовности ОУ к новому учебному году постановлением (распоряжением) главы администрации города (района) создается приемная комиссия, в состав которой включаются представители: территориального органа управления образованием; санитарно-эпидемиологического надзора; пожарного надзора; ОВД; органа общественного питания; органа по труду; хозяйственно-экслуатационной службы; профсоюзного органа. Возглавляет приемную комиссию один из заместителей главы администрации города (района). До начала работы приемной комиссии в ОУ должны быть завершены все работы по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений. Проверка готовности ОУ к новому учебному году должна быть закончена до 25 августа текущего года. К акту приема готовности ОУ к новому учебному году прилагаются акты-разрешения на проведение занятий в учебных кабинетах, мастерских и спортивных залах. Акт приема готовности ОУ к новому учебному году, акты-разрешения на ввод в эксплуатацию оборудования в учебных мастерских и лабораториях, на проведение занятий в спортивных залах, в кабинетах физики, химии, биологии, информатики, ОБЖ составляются в двух экземплярах, один из которых хранится в органе управления образованием, а второй остается в ОУ. Если приемная комиссия считает, что ОУ не принято, в акте следует точно указать, какие работы и в какие сроки должны быть выполнены. Аттестация рабочих мест (аудиторий, залов, кабинетов) по условиям труда является важной составляющей организации системы безопасности и охраны труда в ОУ. Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждено постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 марта 1997 г. № 12. Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. В аттестацию рабочих мест входит: определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах; оценка тяжести и напряженности трудового процесса; оценка травмобезопасности рабочих мест; оценка обеспеченности работников и обучаемых средствами индивидуальной защиты. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются для следующих целей: сертификация образовательных и производственных объектов на соответствие требованиям безопасности и охраны труда; планирование и проведение мероприятий по охране и улучшению условий труда в соответствии с действующими нормативными документами; обоснование предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда; рассмотрение вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации ОУ, участка, оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников, воспитанников и обучаемых. Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также по требованию органов Государственной экспертизы условий труда РФ в случае выявления нарушений при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Аналогичные требования предъявляют и другие ведомства. Измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют лабораторные подразделения. При отсутствии в ОУ необходимых для этого технических средств и нормативно-справочной базы привлекаются центры Госсанэпиднадзора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений. Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится организациями самостоятельно или по их заявкам сторонними организациями, имеющими разрешение органов Государственной экспертизы условий труда на право проведения указанных работ. Аттестацию рабочих мест по условиям труда осуществляет аттестационная комиссия. В состав аттестационных комиссий организации входят главные специалисты, а также работники служб охраны труда. Приказом по организации назначаются председатель, члены комиссии и ответственный за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда, а также определяются сроки и графики проведения работ. Аттестационная комиссия организации: осуществляет методическое руководство и контроль проведения работы на всех ее этапах; формирует необходимую нормативно-справочную базу и организует ее изучение; составляет полный перечень рабочих мест с выделением аналогичных по характеру выполняемых работ и условий труда; на основе анализа причин производственного травматизма выявляет наиболее травмоопасные участки работы и оборудования; составляет перечень опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса; аттестует и принимает решения по дальнейшему использованию рабочих мест; разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению условий труда; вносит предложения о готовности подразделений организации, производственных объектов к их сертификации на соответствие требованиям безопасности и охраны труда. По результатам проверки соответствия рабочего места требованиям безопасности заполняют Карты аттестации рабочих мест, в которых фиксируются нормативные и фактические значения гигиенических параметров, величины их отклонений от нормы, соответствие требованиям безопасности средств коллективной и индивидуальной защиты, оборудования и технологических процессов. В ОУ это чаще всего недостаточная освещенность. Оценка опасных и вредных производственных факторов на аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации не менее 20 % таких рабочих мест. Если условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, то такое рабочее место признается аттестованным. В случаях, когда на рабочем месте фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности, а обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты не соответствует существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным. При сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда такое рабочее место не засчитывается как аттестованное. По результатам аттестации рабочих мест заполняются: ведомость рабочих мест в подразделении и результатов их аттестации, в которую включаются сведения об аттестуемых рабочих местах, условиях труда на них, количестве занятых в этих условиях работников, обеспеченности их средствами индивидуальной защиты; сводная ведомость рабочих мест в организации и результатов их аттестации, где указывается количество рабочих мест по структурным подразделениям и в целом по организации, количество рабочих мест, на которых проведена аттестация с распределением их по классам условий труда, количество работников, занятых на этих рабочих местах, сведения об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты. Результаты работы аттестационной комиссии оформляются протоколом. К протоколу должны прилагаться: карты аттестации рабочих мест по условиям труда; ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях; сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации; план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации. Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 3 декабря 1990 г. № 557 государственный контроль качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы Государственной экспертизы условий труда РФ. Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации. На базе результатов аттестации рабочего места производится сертификация производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда. В соответствии со ст. 8 Закона «Об основах охраны труда в РФ», а также другими законодательными актами каждый работник, занятый на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, имеет право на компенсации, установленные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, коллективным договором (соглашением), трудовым договором. При этом гарантируется предоставление следующих льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда: сокращение продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю); дополнительный оплачиваемый отпуск; повышенная оплата за вредные условия труда; бесплатная выдача молока или других равноценных продуктов, лечебно-профилактическое питание; льготное пенсионное обеспечение по старости (возрасту). Льготные пенсии назначаются в соответствии со Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. В системе образования Российской Федерации рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда не так много, как на производстве, что обусловливает относительно низкий показатель профессиональной заболеваемости. Одна из основных обязанностей работодателя (руководителя ОУ) заключается в создании безвредных условий труда на рабочих местах, а также своевременное санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, поскольку имеющиеся виды компенсаций и льгот не приводят к существенному восстановлению потери здоровья работающих во вредных условиях. В перспективе следует более полно учитывать социальные и психологические аспекты, создающие особую сложность, опасность и напряженность труда педагогов, классных руководителей, специалистов по безопасности, руководителей ОУ. Они разрушают здоровье работников не меньше, чем вибрации, шумы и электромагнитные излучения. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|