|
||||
|
Глава 4. РАБОТА С КАДРАМИ – ЧАСТЬ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОУ 4.1. Требования к работникам, подбор кадров Квалификационные требования к сотрудникам ОУ вытекают из их задач и функций, определяемых трудовым договором, а также из условий работы (ответственность, вероятность преступных посягательств, необходимость контактировать с посторонними, пользоваться техническими средствами). Чем выше профессиональная подготовленность, психические и физические качества, тем больше сотрудник удовлетворяет предъявляемым требованиям. Специфика работы в ОУ предполагает самостоятельные меры по защите учащихся в опасных ситуациях. Педагог всегда работает в коллективе, тесно связан со своими коллегами и должен уметь правильно строить отношения. Он должен уметь быстро ориентироваться в сложной ситуации, оценивать возможные варианты действий и находить наиболее правильные решения. Поведение педагога, завуча, а также электрика или охранника и их манеры должны соответствовать той ситуации, в которой они выполняют свои обязанности. Прежде всего, ОУ – это Дом Знаний, храм науки и культуры, и только в последнюю очередь – «учреждение по оказанию образовательных услуг». Желательными являются такие черты характера принимаемых на работу, как принципиальность, честность, дисциплинированность, вежливость. Стремление активно развиваться и честно выполнять свои служебные обязанности являются важными качествами, которые помогают человеку избежать психологической усталости и апатии, проявляющихся при монотонности образовательного процесса. Разумная кадровая политика – одно из главных условий безопасности ОУ. К подбору работников следует относиться ответственно, не жалея времени и привлекая для этого опытных специалистов. Принимая на работу, связанную с детьми и с материальными ценностями, необходимо осуществлять проверку кандидатов, тщательно изучать их с целью выявления лиц, ранее совершавших умышленное преступление, имеющих неблаговидные намерения, вредные привычки, плохие манеры. К негативным фактам биографии кандидата можно отнести: наличие взысканий и увольнения с предыдущего места работы по причине личной недисциплинированности; неуравновешенность, конфликтность, необходимость постоянного контроля со стороны руководства. Не секрет, что в образовательные структуры, особенно с коммерческими программами, часто стремятся лица, ранее не отличавшиеся примерным поведением и служебным рвением. Деятельность педагогов, кассира, водителя, бухгалтера может сопровождаться большим напряжением, особенно в экстремальных ситуациях. Поэтому уже при подборе кандидатов необходимо оценивать уровень соответствия их психофизиологических, психических и морально-волевых качеств предъявляемым требованиям. На одних должностях с работой лучше справляются девушки и женщины, на других (например, преподаватель ОБЖ) предпочтение отдается бывшим сотрудникам силовых структур, физически здоровым людям. К сожалению, некоторые работники, в том числе охранники из числа бывших военнослужащих, слишком буквально понимают и исполняют требования инструкций, излишне жестко ведут себя с посетителями ОУ и родителями, пытающимися по делу пройти в школу (ОУ). Неуместное служебное рвение по отношению к родителям и родственникам учащихся на пороге школы часто вызывает негативное отношение к ОУ. Школа не должна превращаться в зону военного склада или исправительного учреждения. Охранники и другие сотрудники ОУ должны быть дружелюбными, культурными партнерами в педагогическом процессе, а не бездушными роботами, доводящими детей и родителей до истерики по пустяковым поводам. Иногда требуется дополнительная психологическая проверка и реабилитация лиц, прошедших службу в армии, особенно в «горячих точках». Помощь психологов и психиатров для таких лиц – важное условие сохранения их психического здоровья и быстрой адаптации к условиям выбранного вида деятельности. Не следует стесняться визитов к специалисту. Это нормальная практика и дополнительная гарантия правильного выбора. Жестокость школе противопоказана. Важными средствами при подборе кадров педагогов и сотрудников охраны ОУ, позволяющими составить более полное представление о кандидате, его социальной зрелости, нравственных и профессиональных качествах, являются: тщательный анализ документов (автобиография, анкета, характеристики и пр.); собеседование; анкетирование и тестирование. Среди востребованных психологических качеств работников следует отметить интеллектуальное развитие, например, способность решать кроссворды и головоломки; умение учиться на ошибках и предвидеть последствия различных событий, анализировать и планировать свои действия, стремление доводить дело до конца, независимость от давления со стороны. Следует обращать внимание на психологическую совместимость кандидатов с другими работниками, учащимися. Многие проблемы и конфликты в коллективе ОУ возникают по причинам: низкой квалификации и низкого культурного уровня; недостаточной продуманности решений руководителей ОУ; плохой организации труда и слабого контроля; моральной неудовлетворенности работой и оплатой труда; вредных привычек. Анализ показывает, что улучшить мотивацию труда и лояльность к ОУ можно развитием позитивных мотивов. Одним важен заработок. Другим – общение с учащимися или, наоборот, уединенность, защищенность и спокойная обстановка. Третьим – карьера, социальная занятость, возможность учиться или заниматься спортом, творческой работой и пр. Подбирая кадры, следует оценивать соответствие их возраста и образования предполагаемым обязанностям. Иногда слишком молодые люди еще не имеют житейского опыта, отличаются недостаточным культурно-образовательным уровнем, морально-психологической незрелостью. Отдельные пожилые люди трудно переучиваются, им не всегда удается найти нужный контакт во взаимоотношениях с учащимися и коллегами. Если же кандидат имеет большой жизненный опыт, культурные навыки и здоров, то возраст для начала карьеры почти не имеет значения. Все зависит от уровня подготовленности и физического состояния работника. Хорошо известны прекрасные и ценные педагоги, бухгалтеры, юристы, руководители, иные сотрудники, возраст которых достигает и даже превышает 70 лет. Кандидаты на работу с материальными ценностями, на должности охранника, экспедитора, сторожа должны быть физически подготовлены, владеть элементарными приемами самозащиты. В течение испытательного срока происходит выявление и отсеивание психически и физически больных лиц, людей с неуравновешенным характером, обидчивых и злопамятных, а также наркоманов и алкоголиков. 4.2. Подготовка работников к действиям в опасных ситуациях Работа в этом направлении должна строиться в соответствии с указаниями Минобрнауки, МЧС и МВД России, а также на анализе потребностей ОУ. Практика показывает, что причинами плохой работы кадров и их неправильного поведения, неудачных действий, травматизма и гибели учащихся являются: недостаточная профессиональная и психологическая подготовленность к работе, в т. ч. к действиям в опасных ситуациях; недисциплинированность, беспечность, пренебрежение правилами безопасности, потеря бдительности; незнание тактических основ и правовых норм своей работы. Неподготовленность работников чаще всего является следствием недостаточной требовательности или формального подхода руководителей ОУ к качеству подбора и подготовки сотрудников, слабого контроля соблюдения требований и рекомендаций по обеспечению безопасности на работе и в быту. Основной целью профессиональной подготовки сотрудников ОУ является формирование у них личных качеств, знаний, навыков и умений, необходимых для обеспечения не только результативной, но и безопасной работы. В процессе обучения и начального периода работы сотрудников ОУ должны решаться следующие задачи: освоение рациональных методов работы, требований руководства и технических средств; воспитание добросовестности в труде, честности и товарищеской взаимопомощи; развитие полезных навыков, например, быстрой реакции, оперативного мышления, умения наблюдать, а также выносливости, сообразительности, решительности, устойчивости и др. Для обеспечения успешного достижения целей и задач обучения сотрудники обязаны: посещать предусмотренные занятия или компенсировать их самоподготовкой; постоянно совершенствовать необходимые умения и навыки, выполнять соответствующие контрольные тесты, упражнения и нормативы; изучать учебно-методическую литературу, правовые акты по вопросам обеспечения безопасности. Содержание подготовки определяет руководитель исходя из специфики выполняемых работником функций и комплексного плана безопасности. Процесс обучения сотрудников ОУ по вопросам обеспечения безопасности должен иметь преимущественно практическую направленность. Обучение осуществляется методами рассказа и показа на рабочих местах, в помещениях ОУ, спортивных залах и иных конкретных объектах с учетом реальных задач и ситуаций. Ознакомительная практика предполагает изучение организации режима безопасности ОУ и личное участие нового работника в выполнении учебных и практических задач. Подготовка сотрудников ОУ должна осуществляться постоянно и совершенствоваться в процессе работы. Под контролем руководителей они закрепляют необходимые знания тактических действий в разных ситуациях, умение анализировать и прогнозировать возможное неблагоприятное развитие событий, принимать решения и действовать в соответствии со складывающейся обстановкой. На практических занятиях и на рабочих местах постепенно отрабатываются автоматизм и умение выполнять необходимые действия быстро и четко, например, при задымлении, отключении электроэнергии, при эвакуации учащихся, получении травмы и т. д. Упражнения должны обеспечивать отработку и улучшение качеств и навыков, необходимых сотруднику, а попутно улучшать и другие жизненно важные способности человека, например, наблюдательность, внимательность, быстроту реакции, владение приемами оказания первой помощи и др. Есть специальные упражнения для руководителей, педагогов, операторов ПК и работников других профессий. К ним относятся следующие упражнения: на выносливость (йога, бег, лыжи); развивающие силу, ловкость и сенсорно-моторную координацию в опасной ситуации (все виды единоборств); развивающие координацию и точность движений в окружении движущихся объектов (волейбол, баскетбол, теннис); приучающие к напряженной нервной деятельности (пулевая стрельба, карты, бильярд). Для формирования устойчивых навыков и умений по БЖ используется принцип последовательности этапов обучения. На первом этапе раздельно разучиваются элементы действий или приемов. Второй этап – замедленная отработка всех элементов упражнения или приема целиком. Третий этап – доведение освоенных действий до автоматизма в условиях, приближенных к реальности. Например, использование индивидуальных средств защиты в процессе экстренной эвакуации через окно второго этажа. Важными принципами успешного обучения персонала ОУ являются доступность и повторяемость методов подготовки, поддержание интереса, стимулирование обучаемых. Следует поощрять победителей конкурсов и соревнований деньгами и подарками, дипломами за поддержание хорошей спортивной формы, за здоровый образ жизни, отказ от курения, за сокращение больничных дней (менее 7 дней в году), за выполнение спортивных нормативов. 4.3. Служебная дисциплина как элемент безопасности Служебная дисциплина означает соблюдение персоналом ОУ требований законов Российской Федерации, а также указаний руководства, порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них полномочий. Руководитель ОУ несет ответственность за состояние дисциплины персонала и учащихся. Наряду с высокой требовательностью руководитель должен: создавать необходимые условия для труда и отдыха, а также для повышения квалификации персонала; воспитывать у сотрудников и учащихся чувство ответственности за выполнение своих обязанностей; уважать честь и достоинство подчиненных; обеспечивать объективность и гласность в оценке работы сотрудников и успеваемости учащихся; не допускать зажима критики и преследования подчиненных по мотивам личного характера. За успехи в работе рекомендуется применять разнообразные поощрения, в том числе: объявление благодарности, выдача денежной премии; награждение ценным подарком, грамотой; досрочное снятие прежнего взыскания; вручение наград и отличительных знаков системы образования. За нарушения служебной дисциплины на сотрудников ОУ налагаются следующие виды взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, штраф, лишение денежной премии, увольнение с работы. Поощрения и дисциплинарные взыскания могут применяться руководителями и их заместителями только в пределах действующего законодательства и предоставленных им прав по согласованию с первым лицом. Внутренний распорядок устанавливается руководством ОУ в соответствии с действующим законодательством исходя из особенностей работы и соображений безопасности и с учетом мнения коллектива. Систематическое нарушение учебной и служебной дисциплины и мер безопасности может стать основанием для увольнения, понижения в должности, наложения иного взыскания, о чем работника следует предупредить при приеме на работу и записать в контракте (трудовом договоре). Ниже представлены фрагменты примерного текста такого контракта, составленного с учетом требований к обеспечению режима безопасности. «При приеме на работу кандидату устанавливается испытательный срок, продолжительностью ___дней с ___ 200_г. по ___ 200_г. При недобросовестном отношении к исполнению своих обязанностей и нарушениях дисциплины и режима безопасности контракт может быть расторгнут по инициативе руководителя ОУ. СОТРУДНИК обязуется: Добросовестно выполнять возложенные на него обязанности, соблюдать требования законов Российской Федерации. Неукоснительно выполнять требования должностной инструкции, а также указания и замечания вышестоящих руководителей и проверяющих. Не разглашать информацию об особенностях распорядка дня и образовательного процесса, об учащихся и педагогах, иные сведения, составляющие служебную и коммерческую тайну ОУ, с которыми СОТРУДНИК ознакомлен при приеме на работу. Обеспечивать сохранность и надлежащее состояние вверенного ему имущества, транспортных и иных средств ОУ, его персонала и посетителей». 4.4. Профессиональная этика Работа в ОУ связана не только с выполнением гражданского и профессионального долга, но и соблюдением общепринятых норм, традиций и обычаев. От их знания и соблюдения прямо зависят успех и безопасность во взаимоотношениях педагога, руководителя, охранника и окружающих его людей. Чем чаще работник нарушает нормы морали и корпоративные традиции, тем вероятнее возникновение у него конфликтных ситуаций с возможным появлением недоброжелателей, завистников, обиженных, что может служить причиной опасных ситуаций. Этика – наука о морали и нравственности, о моральных оценках поведения человека. Основную функцию этики можно определить как формирование определенных правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию между людьми в процессе общения. Этика исследует жизнь с точки зрения ее соответствия моральным ценностям. Это важно для понимания того, что происходит с нами, где добро, а где зло. Этика и нормы поведения связаны с моральным обликом и проявляются в непосредственном общении, а также являются своеобразной визитной карточкой уровня культуры человека. Профессиональная этика представляет собой совокупность нравственных принципов, норм, этических категорий, выражающих и определяющих отношение работника к своему профессиональному долгу, а также к долгу гражданскому и общественному. Моральные требования к педагогу, руководителю ОУ и сотрудникам охраны сконцентрированы в следующих традиционных нормах служебной этики: понимание социальной значимости своей профессии, своей ответственности за качество работы, безопасность ОУ, персонала и учащихся; принципиальность и бескомпромиссность в борьбе с преступностью; безупречность личного поведения на работе и в быту, честность, забота о профессиональной чести и репутации; дисциплина, исполнительность, профессиональная солидарность, взаимопомощь, морально-психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску; постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний и расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение служебного опыта. Отношение к своей деятельности, своей чести и личному достоинству прямо влияет на характер поступков и поведения человека, определяет престиж ОУ. Понятие чести и достоинства взаимосвязаны между собой и зависимы друг от друга. Честь – это положительная социальная оценка сотрудника, мера уважения, которую он заслужил. Чем больше чести и уважения, тем выше авторитет и репутация сотрудника, тем быстрее он продвигается по служебной лестнице. Есть честь формальная, например, приветствие младшими старших. А есть неформальная, например, когда руководитель ОУ сам подходит к рядовому работнику и при всех оказывает ему знаки личного уважения. Иногда такое внимание дороже денег в решении внутриколлективных психологических проблем и может косвенно способствовать повышению уровня безопасности. Достоинство – самооценка личности и представление каждого человека о его ценности как личности. Даже начинающий работник должен держаться с достоинством, соответствующим его положительным качествам или тем, которых он серьезно добивается. Не следует ронять свое и чужое достоинство грубым обращением с окружающими, особенно с женщинами, детьми, стариками и подчиненными. Наряду с требовательностью и строгостью даже к провинившемуся следует проявлять уважительное отношение. В понятии профессиональной чести органически сливаются сознание общественной значимости своей профессии и профессиональная гордость, издавна побуждавшие российских педагогов к самопожертвованию ради воспитанников, что всегда вызывало у людей уважение и доверие. Педагог и сотрудник охраны ОУ, осознающий свое человеческое достоинство и свою профессиональную честь, более последовательно будет верен своему долгу, не предаст, не отступит от моральных норм. И наоборот, люди без чести и совести, без чувства достоинства легче идут на предательство и сотрудничество с правонарушителями. Кодекс чести сотрудника охраны ОУ. Накопленный опыт воспитания кадров, понимание важности профессиональной чести и достоинства способствовал созданию в среде сотрудников охранных подразделений своеобразного Кодекса чести. Приведем некоторые его положения, которые могут быть отражены в контракте. Каждый сотрудник охраны возлагает на себя обязанность дорожить своей честью и соблюдать нравственные нормы поведения в ОУ. Для этого он обязан: вести себя достойно и с честью в любой ситуации; проявлять высокую работоспособность, инициативу и бдительность; соблюдать законы, быть убежденным в полезности своего труда на благо интересов учащихся, родителей, общества и государства; быть самокритичным, требовательным к себе, правдивым, аккуратным и осторожным, не позволять личным амбициям, предрассудкам и неприязни влиять на принимаемые решения; постоянно совершенствовать свою квалификацию и профессиональную подготовку, заботиться о внешнем виде, строго беречь доверенные ценности и средства; оберегать от разглашения профессиональные секреты, служебную, педагогическую и коммерческую тайну; взаимодействовать с правоохранительными органами по вопросам своей деятельности. 4.5. Этикет и культура поведения как факторы безопасности В связи с изменениями, происходящими в российском обществе, все большую значимость приобретают знания этикета и культуры поведения. Развитие зарубежных связей также требует от обучающихся и сотрудников ОУ высокой культуры в работе и общении. Слово «этикет» охватывает и культуру поведения, и культуру одежды, и правила общения учащихся, родителей и персонала ОУ. Чаще всего внешняя культура, аккуратность и чистота являются отражением внутренней культуры. Хотя иногда хорошие манеры могут быть у людей вышколенных, но не наделенных внутренней культурой. Неприятно видеть учащегося или взрослого человека, который разговаривает с коллегой или с дамой с сигаретой во рту, на виду у всех жует жвачку, плюет на пол, пропах потом, ковыряет в носу или в зубах, чавкает, неопрятно одет, обувь испачкана и т. д. Борьба с подобными явлениями способствует безопасности ОУ. В общении с учащимися, родителями и коллегами большую роль играет культура речи. Она должна быть правильной, простой, внятной и связной, так как невнятная речь и секундное замешательство от неразборчиво произнесенной команды в момент ЧС или возникновения угрозы могут стать причиной неудачи. Не меньшей бедой является неумение давать четкие определения, в результате чего происходит путаница и неразбериха. Плохой характеристикой являются нецензурные выражения, многословие, блатной жаргон. Его иногда полезно знать, но нельзя засорять им повседневный язык. Это явный признак бескультурья и деградации человека. Закон о защите русского языка, принятый Госдумой России 5 февраля 2003 г., перевел многие вышеупомянутые рекомендации в обязательные правила. Не всякая мода полезна. Есть и вредная мода, например, носить стильные, но неудобные вещи, мешать людям беседовать или отдыхать своим «мобильником». Отсутствие общей культуры всегда влияет на безопасность и профессиональную культуру. Недостаток культуры снижает способности сотрудника охраны или педагога эффективно использовать на практике современные психологические методы, технические средства связи, методы защиты информации и пр. Но даже при высокой общей культуре человека ему потребуется немало усилий, чтобы овладеть культурой профессиональной. Профессиональная культура – это высокий уровень выполнения поставленных задач, который обеспечивают педагогу и сотруднику охраны его эрудиция, дисциплина, профессиональное мастерство, психологическая и правовая подготовленность, гармоническое развитие интеллектуальных и нравственных качеств. Для прочного усвоения в работе и личной жизни этих компонентов профессиональной культуры требуются определенные усилия. Но овладевший ими может быть уверен в постоянном и успешном повышении своего социального статуса. Если работник грамотен, культурен, работоспособен и дисциплинирован, ему открыты большие жизненные перспективы. Одним из правил поведения и обеспечения безопасности является уважительное отношение к учащимся, родителям, сотрудникам и к самому себе. Отсутствие навыков культурного общения и незнание основных правил этики резко снижает эффективность работы и отношений с руководством, повышает риск неприятных происшествий. Известно немало случаев физической расправы с людьми за неосторожные грубые слова, оскорбительные высказывания, несдержанность в конфликтной ситуации и неправильное поведение. Внешний вид – часть общего служебного этикета в ОУ. Впечатление об ОУ создается уже при первом знакомстве с его учащимися и сотрудниками. Наряду с такими факторами, как подтянутость, вежливость и точность, в сознании посетителя сразу отложится и внешний вид сотрудников. Отвратительное зрелище представляют нечесаные, небритые, грязные ученики с сигаретой или жвачкой во рту, плюющиеся и сквернословящие. Аккуратность и опрятный внешний вид чаще ассоциируются с организованностью и порядочностью. Расхлябанность, неопрятность – верные признаки бесконтрольности, недисциплинированности и многих иных негативных качеств работника и его руководителей, а также причины возникновения различных малых и больших опасных происшествий. В зависимости от специфики и места работы различны требования к одежде сотрудников охраны ОУ. Предполагается, что его внешний вид, особенности одежды должны соответствовать задачам, которые он выполняет. Чаще это аккуратно подогнанная специальная одежда, униформа или костюм. Одежда должна быть удобной, подобранной по сезону, теплой и непромокаемой при ненастье, легкой и строгой при теплой погоде. Существуют определенные требования к одежде учителей, руководителей, вахтеров, электриков, водителей, поваров, лиц, работающих с механизмами. Плохо, когда одежда мешает или отвлекает от выполнения профессиональных задач. Есть общепризнанные мировым сообществом правила ношения одежды на работе и на официальных мероприятиях, которых необходимо придерживаться, чтобы выглядеть строго и элегантно. Неправильно подобранный гарнитур, галстук, ядовитый цвет туфель, пиджака или рубашки может сделать любого «пугалом» и снизить уровень желаемого отношения к нему. Существенной частью нашего имиджа являются жесты и телодвижения. Походка, осанка, непроизвольный жест могут произвести неблагоприятное впечатление, выдать намерения, показать истинное лицо человека, каким он является на самом деле. Педагог или охранник должны иметь соответствующую осанку, походку, мимику, взгляд и т. д. Прямая походка и хорошая осанка всегда являлись отличительной чертой сильных людей. Уверенный взгляд всегда производит впечатление на окружающих. Взгляд исподлобья производит угрожающее, а вздернутый подбородок – надменное и вызывающее впечатление. Опущенная голова и бегающие глаза ассоциируются с провинностью и обманом. Правильная постановка головы позволяет внимательно контролировать то, что происходит рядом. Положение рук (только не в карманах) должно позволять при необходимости быстро помочь оступившейся даме, отвести удар или иную попытку нападения или покушения на сумку, карман, телефон. Официальные приемы и встречи. Присутствие руководителей, учащихся и сотрудников ОУ на праздниках, приемах и встречах требует от них высокой культуры поведения и знания этикета официальных и неформальных мероприятий. На официальных приемах строго соблюдаются принятые правила оказания приоритетов определенным лицам, соблюдается заранее составленный или традиционный в подобных случаях протокол (порядок) проведения мероприятия. Официальная встреча организуется для проведения деловых контактов, церемоний, переговоров. Подобные встречи лучше проводить в помещениях, защищенных от постороннего прослушивания. Дружеский прием отличается от официального прежде всего наличием более демократичной и теплой атмосферы, особенно после первых тостов. Поводом для этого могут служить семейные праздники, дни рождения и другие торжества. Как правило, такие мероприятия проводятся в буфетах, залах, где у каждого участника есть свое место. Фуршеты и коктейли отличаются от приема тем, что приглашенные свободно перемещаются, едят и пьют стоя. К сожалению, многие выпускники ОУ плохо ориентируются в правилах этикета. На подобных мероприятиях предпочтителен строгий классический костюм (днем светлый, вечером – темный). Соблюдение общепринятых правил поведения и этикета свидетельствует об общей культуре и профессионализме человека. Педагог, студент, который не знает, куда себя деть на протокольном мероприятии, в ресторане, как вести себя в общественных местах, сам создает себе лишние проблемы, лишает себя полезных контактов и информации. Совершенно недопустимо злоупотребление спиртным не только на подобных мероприятиях, но и в повседневной жизни. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|