• Список литературы к приложению 1
  • Приложение 1

    РЕДАКТОР И КОМПЬЮТЕР

    При оставшейся неизменной миссии редактора содержание его работы и требования к навыкам и умениям претерпели корен–ные изменения, даже если сравнивать их с существовавшими, допустим, в конце XX в.

    Главный фактор перемен – это, как очевидно, персональный компьютер, сопутствующие ему программные продукты и инфор–мационные технологии, а также всемирная паутина Интернет. Теперь многие рутинные функции редактор может переложить на компьютер, который, в свою очередь, при условии высокой ква–лификации пользователя выполняет все быстро и эффективно. Другое дело, что камнем преткновения в современных условиях для некоторых маститых и многих начинающих редакторов стано–вится умение ориентироваться в информационном пространстве, пользоваться постоянно появляющимися техническими новше–ствами, осваивать новые издательские системы, способные в зна–чительной мере облегчить редакционно-издательский процесс.

    Каковы же последствия происшедших метаморфоз непосред–ственно для редактора?

    Вспомним, что представляет собой современная рукопись. Се–мантическую нагрузку, заключающуюся в корне этого слова, термин «рукопись» начал терять с появлением печатных машинок, а сегод–ня, при повсеместном распространении накопителей информации, он и подавно утратил исходное значение. Под рукописью понима–ют авторский оригинал произведения, переданный автором в из–дательство для изготовления оригинал-макета, тиражирования и распространения. Авторский оригинал должен быть представ–лен на одном из современных носителей информации, например оптическом диске (CD, DVD), flash-накопителе или в крайнем случае на дискете, распечатан и подписан автором на предмет со–ответствия. Таким образом, очевидны экономия времени и сокра–щение затрат на набор текста. Если же автор находится вне дося–гаемости, то для связи с ним и обмена информацией можно воспользоваться Интернетом.

    Как очевидно, для работы в Интернете необходимо иметь определенную подготовку. Во-первых, нужно ориентироваться в web-обозревателях, или браузерах, т.е. владеть программным обе–спечением для работы с Интернетом, включая прежде всего MS Internet Explorer, Opera, FireFox. Во-вторых, редактору необходимо знать несколько сайтов, специализирующихся на работе с элек–тронной почтой, например mail.ru , yandex.ru , gmail.com , уметь пользоваться электронным почтовым ящиком: создавать и от–правлять письма, прикреплять и открывать вложенные файлы и пр. Облегчить работу с электронной почтой помогут такие програм–мы, как The Bat! или MS Outlook.

    Разработка и дальнейшее совершенствование компьютерных программ, предназначенных для работы над оригинал-макетом, также помогают в работе современного редактора. Так, первую корректуру можно провести, воспользовавшись функцией Spell-Checker, которая дает возможность проверить орфографию и пунк–туацию. В Microsoft Word, например, интегрирована программа Orfo. Программа FreshEye используется для автоматической вычит–ки текстов и поиска одинаково звучащих слов, проверки текстов на удобочитаемость и отсутствие тавтологий. Конечно, эти про–граммы имеют ряд очевидных ограничений (они проверяют текст по формальным признакам и не способны распознавать его смысл, определять уместность применения различных языковых средств выразительности и т.п.), поэтому корректор остается незаменим.

    Современный редактор также обеспечен вспомогательными программами. Правку можно вносить в электронную версию ав–торского оригинала, работая, например, в Microsoft Word или OpenOffice.org writer. Конечно, традиционное редактирование на бумаге для многих является единственным приемлемым спосо–бом: можно одновременно видеть авторский и предложенный ре–дактором варианты, привести комментарии или отметить места, вызвавшие затруднения или вопросы. Но теперь все эти возмож–ности предоставляет и MS Word благодаря функции «рецензиро–вание», более того, не нужно тратить время и усилия на перенос правки в электронную версию авторского оригинала, сверку. При этом автор, приняв решение о согласии с замечаниями редактора, сможет мгновенно их перенести, а в случае отказа – авторский оригинал останется без изменений. Работая с текстом, редактор может оставить свои комментарии, воспользовавшись инстру–ментом «примечание». Фрагмент, к которому относится коммен–тарий, будет выделен другим цветом, а если навести на него кур–сор, то можно будет прочесть и сам комментарий. В режиме «исправления» будут сохраняться все вносимые редактором изме–нения, касающиеся как непосредственно содержания, так и фор–матирования документа (шрифт, стили заголовков, параметры страницы и др.), причем к каждому из исправлений будет автома–тически добавлен комментарий – кто и когда внес, а также при–веден вариант текста до изменения.

    Прямым конкурентом Microsoft Word является OpenOffice.org writer. Первое отличие программы состоит в том, что она имеет функцию автоматического завершения слов, что удобно при на–боре объемных текстов. Не менее удобно пользоваться таблицами: Writer имеет специальные кнопки для добавления в таблицу строк и столбцов, которые располагаются на панели инструментов. Writer самостоятельно проверяет орфографию, предлагает вари–анты правильного написания, при необходимости автоматически расставляет переносы, но вопросы пунктуации и стилистики ре–шает редактор в отличие от предыдущей программы. Writer обла–дает мощными инструментами рецензирования, что позволяет исправлять ошибки коллективно.

    Программный продукт Adobe Acrobat является прекрасным инструментом как для редактирования издания, так и для его до-печатной подготовки. Он позволяет быстро конвертировать доку–менты в удобный и надежный формат Adobe PDF (Portable Document Format). Достоинства формата в том, что PDF-файлы сохраняют визуальную целостность оригиналов и дают возможность исполь–зовать широкий спектр программных инструментов для совмест–ной работы над документами, создания электронных коммента–риев и рецензирования. Более того, есть возможность создавать комментарии не только к тексту, но и к листам, таблицам, диаграм–мам и спискам, используя привычные инструменты: выделение строк, маркер, ручку, зачеркивание, выноску и др. Эта программа может значительно помочь редактору, поскольку создатель доку–мента может составить список пользователей, работающих с фай–лом, отслеживать, собирать, сортировать и фильтровать все ком–ментарии и заметки, определяя окончательный вид документа. Что касается допечатной подготовки, то Adobe Acrobat преду–сматривает технологии растрирования, цветоделения, треппинга, управления цветовоспроизведением, спуском полос и др. Файлы в формате Adobe PDF можно открывать и читать с помощью бес–платно распространяемых программ Adobe Reader, GPL GhostScipt и GSView.

    Благодаря Интернету и популярным поисковикам (например, yandex.ru , rambler.ru , google.ru , yahoo.com и др.) редактор может быстро найти интересующие его сведения, убедиться в их досто–верности, проверить цитаты и др. К наиболее известным элек–тронным образовательным ресурсам относятся: энциклопедии Рубрикон ( rubricon.com ), Кругосвет ( krugosvet.ru ), Википедия ( ru.wikipedia.org ), которая, правда, не вполне надежна, так как фор–мируется всеми желающими пользователями Интернета; к слова–рям – Грамота.Ру (gramota.ru), Русские словари, Служба русского языка (slovari.ru), портал «Русское слово» (gramma.ru).

    Верстка также обеспечивается рядом программ: Adobe Page–Maker, Quark XPress, Adobe FrameMaker, Corel Ventura Publisher и Adobe InDesign. Каждая из них имеет свои особенности, преиму–щества и недостатки.

    К программе Adobe PageMaker в России изначально были на–строены очень лояльно, и это понятно: полная русификация, сле–довательно, простота в обучении. Кроме того, программа позво–ляет работать со слоями и цветом, дает возможность создания PDF-файлов, есть в ней и редактор скриптов – все это сделало PageMaker одним из наиболее предпочтительных вариантов при выборе программы верстки.

    Quark XPress удобно использовать для верстки цветных изда–ний с большим количеством иллюстративного материала, так как программа обеспечивает корректную работу с цветом, возмож–ность создания страниц-шаблонов, развитую систему стилей и ав–томатическое создание оглавления.

    Adobe FrameMaker хорош для верстки изданий технического характера, поскольку в нем есть встроенные табличный и фор–мульный редакторы.

    Corel Ventura Publisher – это универсальная программа, спо–собная удовлетворить любые потребности, поскольку обладает теми же функциями, что и предшествующие.

    Adobe InDesign – относительно новая, стремительно разви–вающаяся и неустанно совершенствующаяся программа, которая, впитывая в себя опыт и удачные решения предшествующих про–грамм верстки и добавляя свои собственные, все активнее завое–вывает лидирующие позиции в предпочтениях издательств и ре–дакций. InDesign подходит для создания документов с большим объемом текста и сложным или изысканным дизайном, легко совместима с другими продуктами фирмы Adobe. Поддерживается корректная работа со шрифтами, есть функция создания шабло–нов в платформах Windows и Macintosh. В программе можно пере–носить таблицы из MS Word и MS Excel с сохранением формати–рования. Предусмотрена надежная защита документов при сбоях в работе компьютера. А также, что очень важно при сдаче в печать, InDesign, как и другие программы, является WYSIWYG-редактором (от англ. What You See Is What You Get – что видишь, то и полу–чишь): на экране видно то, что будет в печатной версии.

    Есть и другие программы, способные удовлетворить конкрет–ные требования, предъявляемые к тому или иному виду литерату–ры. Так, для текстов, насыщенных сложными математическими, физическими или химическими формулами, прекрасно подойдет издательская система LaTeX.

    Для дизайнеров и художников, работающих в области изда–тельского дела, тоже есть свое программное обеспечение. Разли–чают работу с векторной и растровой графикой. Для последней, пожалуй, нет ничего лучше Adobe PhotoShop, хотя теперь у него на вооружении и векторная графика. Традиционно используемыми программами векторного рисования являются пакеты CorelDraw корпорации Corel Corp. и Illustrator фирмы Adobe.

    Adobe Photoshop позволяет как создавать новые изображения, так и редактировать существующие графические файлы. Програм–му применяют для создания реалистических фото и изображений, работы с цветными сканированными изображениями, для ретуши–рования, коллажирования, трансформации графики, цветоделения. Photoshop обладает средствами для цветокоррекции, позволяет пользоваться различными масками и большим количеством фильт–ров, имеет широкий спектр средств для создания спецэффектов.

    CorelDraw охватывает все стороны современной компьютерной графики, начиная от простейшей векторной графики и заканчи–вая мультипликацией и web-дизайном. Пакет позволяет рисовать от руки и работать со слоями изображений, поддерживает спец–эффекты, в том числе трехмерные, и имеет гибкие возможности для работы с текстами.

    С помощью программы Adobe Illustrator можно создавать век–торные изображения, редактировать импортированные растровые изображения, выполнять верстку малостраничных изданий. Этот пакет позволяет разработать общий дизайн страниц и ориентиро–ван на вывод готовых изображений с высоким разрешением. Сре–ди его возможностей необходимо отметить следующие: создание фигур и символов произвольной формы, их масштабирование, вращение и деформацию, предоставление широкого спектра ин–струментов для работы с текстом, а также работы с фильтрами и спецэффектами.

    Когда оригинал-макет готов, редактору совместно с версталь–щиком и техническим редактором необходимо определить, в ка–ком виде сохранять его для сдачи в типографию. В зависимости от типа печати (трафаретная, офсетная, высокая, цифровая) будут различны и требования: зеркальное или прямое изображение ори–гинал-макета, выполнение в негативе или позитиве, создание PostScript-файла.

    Несмотря на все положительные стороны компьютера и новых информационных технологий, нельзя, как это иногда бывает, чрез–мерно на них полагаться. Следует строго контролировать работу над созданием оригинал-макета на каждом этапе редакционно-издательского процесса. К примеру, делать выборочную проверку текста после корректора и при необходимости посылать на повтор–ную корректуру; обязательно тщательно просматривать верстку на предмет качества в соответствии со сложившимися традиция–ми; проверять последнюю версию сохраненного оригинал-макета со всеми внесенными исправлениями перед тем, как отдать его в типографию. Конечно, редактор есть и будет главной фигурой редакционно-издательского процесса, а компьютер – это только еще один инструмент в его руках.

    Характеризуя новые аспекты деятельности редактора, следует остановиться еще вот на чем. Выпуск электронных изданий – но–вого поколения информационной продукции – стал неотъемле–мой частью современного издательского дела. ГОСТ 7.83—2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» дает им следующее определение: «Электронное издание – элек–тронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для рас–пространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения». Уже используется немало разновидностей электронных изданий, которые, согласно упомянутому ГОСТу, можно классифицировать по нескольким основаниям: 1) наличие печатного эквивалента (электронный аналог печатного издания или самостоятельное электронное издание); 2) природа основной информации (тексто–вое, звуковое, изобразительное, мультимедийное электронное издание и программный продукт); 3) целевое назначение (офици–альное, научное, научно-популярное, производственно-практи–ческое, нормативное производственно-практическое, учебное, массово-политическое, справочное, для досуга, рекламное, худо–жественное); 4) технология распространения (локальное, сетевое, комбинированное); 5) характер взаимодействия пользователя и электронного издания (детерминированное и недетерминирован–ное, или интерактивное); 6) периодичность (непериодическое, сериальное, периодическое, продолжающееся, обновляемое); 7) структура (однотомное, многотомное, электронная серия).

    Можно смело говорить о том, что электронные издания больше не отстаивают свое право на существование, а занимают собствен–ную позицию на рынке информационной продукции. Конечно, есть определенные достоинства и недостатки такого вида изданий, которые нагляднее можно продемонстрировать при сравнении их с печатными.

    Главное отличие состоит в том, что для электронного издания необходимо использование технических средств воспроизведения, как правило, компьютеров. Но это дает и определенные преиму–щества: можно воздействовать на читателя с помощью зрительных или слуховых образов, подавать информацию в разнообразном виде, сопровождать основной текст различными эффектами с це–лью обратить внимание читателей-пользователей, допустим, на основные идеи автора. Это отличие определяет и все остальные. Перечислим принципиальные особенности представления ин–формации в электронных изданиях: определенные требования к общей визуальной среде на экране монитора, к цветовым характе–ристикам, к пространственному размещению информации на экране монитора, требования к буквенно-цифровой символике и знакам, оптимальность контраста изображения по отношению к фону, постоянство используемых цветов, обеспечение удобочита–емости и читабельности текстов, наличие интуитивно понятного дружелюбного интерфейса и др. Таким образом, помимо всех тех требований, что предъявляются к печатным изданиям, к электрон–ным добавляются свои, которые редактору необходимо учитывать. Конечно, и подходы к редактированию электронных изданий не–сколько отличаются от традиционных, хотя и имеют много общего.

    Итак, чтобы быть высококвалифицированным редактором, способным работать как с текстом, так и с электронными изда–ниями, помимо знаний в области литературного, научного и техни–ческого редактирования, необходимы обширные и разносторонние навыки и умения прикладного характера, особенно связанные с использованием компьютера, специального программного обе–спечения и Интернета, которые и являются тремя китами совре–менного книгоиздания.

    Е.А. Утюмова

    Список литературы к приложению 1

    1. ГОСТ 7.83—2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения».

    2. Настольная книга издателя / Е.В. Малышкин, А.Э. Миль-чин, А.А. Павлов, А.Е. Шадрин. – М.: АСТ; Агентство «КРПА Олимп», 2004. – 811, [5] с.: ил.

    3. Положение об электронных образовательных ресурсах Уральского государственного технического университета – УПИ

    [Электронный ресурс].  – Екатеринбург, 2004. – Режим доступа: www.study.ustu.ru

    4. Положение об информационном сервере ГОУ ВПО «УГТУ– УПИ» [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2005. – Режим доступа: www.study.ustu.ru

    5. Положение о портале информационно-образовательных ре–сурсов ГОУ ВПО «УГТУ—УПИ» [Электронный ресурс]. – Екате–ринбург, 2005. – Режим доступа: www.study.ustu.ru









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх