|
||||
|
ВВС Сербии сегодня Прошло почти 12 лет с НАТОвских ударов по Сербии. Срок немалый. Страна постепенно восстанавливает свои вооруженные силы. Развитие ВВС Сербии идет весьма своеобразно и, пожалуй, наиболее прагматично на всем пространстве Восточной Европы. Характерные для многих восточноевропейских стран амбиции отошли на второй план перед насущными потребностями, основанными на предельно трезвой оценке ситуации. Ведутся исследования по облику ВВС и ПВО на перспективу, причем, что нехарактерно для балканского темперамента, спешка отсутствует. До 2017- 1019 гг. ставка сделана на ремонт и частичную модернизацию существующей техники. Основным истребителем ВВС и ПВО Сербии (Vazduhoplovstvo i Protivvazduhoplovna odbrana Vojske Srbije) остается МиГ-21. Возможности истребителя-ветерана вполне достаточны для выполнения задач ПВО в ограниченном объеме, например, перехвата одиночной неопознанной воздушной цели. На авиабазе Батайница постоянно несет боевое дежурство пара МиГ-21 с подвешенными УР Р-60. Два МиГ-21 используются в качестве тактических разведчиков и оснащены подфюзеляжными контейнерами с разведывательным оборудованием LORAP производства американской фирмы «Фэйрчальд». Взгляды сербов на МиГ-21 отнюдь не уникальны: 21-е продолжают эксплуатировать ВВС ближайших соседей: Болгарии, Хорватии и Румынии. Многие считают самолет идеальным истребителем для Балкан. Что касается сербских МиГ-29, то первый раз их полеты были прекращены в 2004 г. по причине плохого состояния планеров и бортовых систем. К 2008 г. самолеты и двигатели прошли капитальный ремонт под наблюдением специалистов РСК «МиГ» на авиаремонтном заводе Мома Стоянович. В ходе ремонта на самолеты установили совместимое со стандартами НАТО и ICAO навигационное и связное оборудование. Отремонтированные и свежепокрашенные МиГ-29 получили «малозаметные» опознавательные знаки, выполненные в оттенках серого цвета. Второй раз полеты 29-х временно прекратили в 2010 г. На сей раз поводом послужила неудачная посадка единственной спарки МиГ-29УБ. В результате не на чем стало «восстанавливать» летчиков боевых машин. Ожидается, что в 2011 г. в пригодном к полетам состоянии будет находиться одновременно не менее 4-5 МиГ-29. Замена МиГ-21 и МиГ-29 планируется на 2017 – 2019 г.г. ВВС и ПВО Сербии желают получить многофункциональную машину, способную вести воздушный бой, наносить удары по наземным целям и выполнять тактическую разведку. Тип перспективного самолета не определен, но Сербия уже обратилась с запросом предложений к Швеции, США, России и Китаю. Нельзя исключить, что именно сербы станут первыми европейскими покупателями китайских истребителей (если не брать в расчет Албанию, но это совсем другая история). Имеется информация, что сербские летчики были командированы в КНР для знакомства с истребителем FA-17. Вторую жизнь получила программа разработки поршневого самолета первоначального обучения Utva Lasta («Ласточка»), выполнившего первый полет в далеком 1985 г. Разработка УТС началась в 1982 г., но из-за весьма противоречивых требований к машине, продвигалась очень медленно по причине технических сложностей. Самолет с поршневым мотором всего в 300 л.с. планировалось использовать для первоначальной и базовой подготовки летчиков, для обучения полетам по маршруту и по приборам, в качестве пилотажного и легкого штурмовки. Кабина «Ласточки» по интерьеру и оборудованию максимально приблизили к кабине реактивного G-4 Galeb, так как именно G-4 должен был стать следующем типом для обучавшихся на «Ласточке» курсантов. Однако первый прототип разбился сентябре 1985 г. из-за отказа в полете топливной системы уже через две недели после первого полета. Второй прототип поднялся в воздух только через год – в августе 1985 г. Испытания доработанного Lasta-2 начались в 1989 г. Планировалась постройка десяти предсерийных самолетов (до распада Югославии собрать успели только шесть) и 42 серийных машин. С началом гражданской войны в Югославии все работы по программе были прекращены и возобновились лишь в 1993 г. В 1995 г. появился проект улучшенного Lasta- 95, но страна вновь погрузилась в пучину межэтнических войн. Бомбардировками авиации НАТО было уничтожено три Lasta, еще три получили тяжелые повреждения. В ночь с 23 на 24 мая 1999 г. налету подвергся завод фирмы Utva в Панчево; основные производственные цеха были полностью разрушены. Работы по программе возобновили только в 2005 г., когда Генеральный штаб Сербии сформулировал требования к перспективному самолету первоначального обучения. Сборка прототипов Lasta-95 велась в 2006 и 2007 г.г. очень неспешно, а в декабре 2007 г. фирма Utva вообще оказалась на грани банкротства. Самолет спас заказ ВВС Ирака. ВВС Ирака посчитали Lasta-95 пригодным для обучения летчиков боевому применению и использования в качестве противопартизанского. Модернизированный прототип Lasta-95N с двигателем Авко-Лайкоминг AEIO-58D1F мощностью 320 л.с. и усиленным крылом с двумя пилонами, позволяющими подвешивать груз массой до 100 кг на каждый, выполнил первый полет в Батайнице 5 февраля 2009 г. В июне 2010 г. первый из трех заказанных Lasta-95N пepeдaли ВВС Ирака. ВВС и ПВО Сербии сохранили за Lasta «довоенное» обозначение V-54. В отличие от самолетов для ВВС Ирака, на которых установлены аналоговые приборы, самолеты для ВВС и РВО Сербии планируется оснастить цифровым приборным комплексом фирмы «Гармин». Текущим планом предусмотрена сборка шести самолетов в 2011 г. и пяти в 2012 г. Возможна разработка турбовинтового варианта самолета, ориентированного на экспорт в такие страны, как Ливия и Алжир. Планом развития ВВС и ПВО предусмотрена модернизация 14 – 15 самолетов «Galeb» G-4 в вариант G-4MD с более современным БРЭО и цифровым приборным оборудованием. Окончательно с вариантом модернизации намечено определиться в начале 2011 г. Срок службы модернизированных «Galeb» будет продлен до 2030 г. Состоящие на вооружении вертолеты Ми-8/17 планируется эксплуатировать до 2015 – 2020 г. Подготовка летчиков сербских ВВС и ПВО ведется с большой интенсивностью: обычно летают четыре дня в неделю. Западные обозреватели, неоднократно посещавшие авиабазу Батайница и наблюдавшие за полетами, отмечают великолепную технику пилотирования сербских летчиков. К примеру, посадки МиГ-21 иногда выполнялись на столь малых скоростях (и это на МиГ-21!), что использование тормозного парашюта было излишним. Вопрос об интеграции страны в НАТО по понятным причинам пока на повестке дня не стоит, но структура ВВС и ПВО постепенно переводится на стандарты НАТО. Чаще стали проводиться совместные учения с ВВС соседних стран, являющихся членами НАТО. В то же время однозначной ориентации на вступление в НАТО нет. Офицеры ВВС и ПВО проходят подготовку, как в США, так и в России. Развитие вооруженных сил ведется в расчете исключительно на оборону своей страны. ВВС и ПВО Сербии проявляют заинтересованность в обмене опытом с вооруженными силами всех передовых в этом отношении стран мира. Александр Гольц Михаил Никольский фото Александра Гольца |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|